Иерей Георгий Максимов
14.2K subscribers
636 photos
71 videos
4 files
517 links
Канал священника Русской Православной Церкви.
加入频道
Весна пришла! :-) Так хочется назвать это фото. На нем запечатлено, как м. Матрона (первая монахиня-кенийка в Русской Православной Церкви) кормит московских голубей в монастыре. Каждый день это делает, так что птички уже ее полюбили. Но это в свободную минуту, а так она, вместе со всеми и на службе и на послушаниях, а также на уроках русского языка, который интенсивно учит.
Как Бог исцеляет неверие?

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали историю про отца, у которого был бесноватый сына. Сначала он обратился к апостолам, и те не смогли изгнать злого духа, а затем дождался, пока спустится с горы Фавор Сам Христос и предъявил ему претензию: вот я привел сына, а Твои апостолы не справились. И в этой истории рассказано, как Господь совершает два исцеления: освобождение юноши от одержимости – второе; а первое – исцеление неверия отца. И если изгнание беса Иисус совершает очень быстро, всего одним словом, то исцеление неверия занимает гораздо больше времени.

Оно началось с того, что Господь не совершает чудо через Своих апостолов. Тому было несколько причин, но приведем ту, которая касается отца юноши. Как отмечает святой Григорий Палама, этот человек настолько был заражён гордостью, что даже не просил апостолов – он им приказывал, потому что дословно в Евангелии написано: «я сказал Твоим апостолам». Не: «просил», но «сказал», как будто начальник. Конечно, в таком состоянии человек, обращающийся к апостолам и к Самому Богу, ничего не получает – именно для того, чтобы исцелить его гордыню и проистекающее из нее неверие. Получив желаемое гордец только еще больше укрепится в своей гордости.

Далее, когда отец юноши говорит со Христом, он тоже не сразу просит Его. Речи этого человека напоминают позицию людей, говорящих: ну, я вообще во все это не верю, но на всякий случай свечку поставлю, хуже не будет. Это, как вы понимаете, нельзя назвать верой.

И Господь показывает этому отцу, что проблема не в апостолах, а в нем самом, когда, отвечая, говорит, что «род лукавый и неверный, доколе буду с вами!» Затем Он приказывает привести сына. И вот приводят юношу, и случается с ним припадок. Бес начинает его мучать. Христос спрашивает, как давно это с ним происходит. Конечно, Он знает как Всеведущий, но делает это для того, чтобы напомнить отцу о многолетнем страдании его ребенка. И отец отвечает, что с детства. Через это напоминание и даже зримое повторение припадка Господь приводит его все-таки в чувство.

Но даже после всего этого отец вроде как и просит, но с неверием: «Если можешь, помоги нам». Господь объясняет ему: проблема не в том, могу ли Я, а проблема в том, можешь ли ты поверить, что Я могу? В тебе проблема, в тебе причина того, что сын твой до сих пор продолжает мучиться.

Во всех других примерах из Евангелия, когда приходили бесноватые, Господь их сразу исцелял. Но в данном случае это откладывается, - не потому, что Христос не хотел исцелить, но потому, что нуждался в исцелении своего неверия отец юноши. И вот, наконец, до отца доходит, что причина происходящего не в ком-то другом, не в том, что Бог не дал, или что апостолы Его не справились, а причина во мне, в моем неверии. И тогда он уже, как сказано в Евангелии, со слезами просит и произносит молитву, которая стала образцовой: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

И немедленно Господь исцеляет его сына, исцелив прежде отца от греха неверия. Настоль тяжел этот недуг, что неверие оказывается даже хуже одержимости. Одержимость злым духом вызывает ужас у людей и у самого страждущего, неверие же или маловерие – грех скрытный, который не ужасает самого грешника и не привлекает внимания других. Этот отец, пока не пришел со своим сыном ко Христу, и не подозревал, насколько плачевно его состояние. И если бы не случилось этой беды с его сыном, заметил ли бы он, что у него есть проблема с верой в Бога? Вряд ли. Потому людям неверующим и людям маловерным Господь порой посылает трудные обстоятельства в жизни, чтобы достучаться до них.

Так что постараемся и мы следить за тем, чтобы в нашем сердце не укоренились семена неверия. Ведь этот человек не был атеистом. Формально он признавал, что Бог есть, но жил так, как если бы Бога не было.

Будем же беречь себя от греха маловерия и неверия. И в том, что с нами случается, станем искать причину в самих себе. Христос сказал этому отцу: «все возможно верующему». Если нам не все возможно в той ситуации, в которой мы оказались, тогда верующие ли мы? Скажем же и мы: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»
Мне тут сегодня на глаза попалось мое интервью каналу Политправ от августа 2022 года. И один вопрос там звучал так:
"Как быть с миром, которое рано или поздно начнут варить в Киево-Печерской Лавре?"

Я ответил: "Людей, миропомазанных этим миром, я полагаю, следует миропомазать заново. То, что совершается в Церкви Христовой хищнически и самочинно, не имеет благословения Божия. Соответственно и это самочинное миро, появившееся как плод страха, ненависти и раскольнических устремлений, не будет иметь благодати Божией, на мой взгляд".

Разумеется, самочинное варение мира это еще один признак раскола, горделивого притязания на автокефальный статус, какого за УПЦ не признаёт ни одна Православная Церковь в мире. То есть, тогда я отвечал именно про миро, а сегодня обратил внимание на то место, в котором новые раскольники под управлением м. Онуфрия собирались варить миро.

И если в августе 2022 года ходили только разговоры вокруг этого, то 23 ноября 2022 года Синод УПЦ официально "принял решение о возобновлении мироварения" и создал соответствующую комиссию. Которая, как мне сообщали, уже в феврале текущего года разрабатывала практические шаги по реализации этого беззакония. И они действительно собирались его совершить в Киево-Печерской Лавре.

И когда я это осознал, то для меня стало ясно, почему Господь попустил нынешнюю атаку на Лавру со стороны гонителей. Почему именно сейчас. Если верхушка УПЦ для этого собиралась использовать Лавру, то неудивительно, что Господь лишил Лавру Своей защиты. Это мое личное мнение, которое я никому не навязываю, но для меня пазл сложился.

"Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои!" (Пс. 118:137).
Я подготовил подробное каноническое обоснование невозможности прекращения поминовения патриарха, с разбором основных популярных возражений. Со всеми цитатами, чтобы было под рукой. В текстовом виде. Многое из этого я уже говорил в своих видео, но не все их смотрели, да и не очень удобно по ним искать. Также некоторые главы написаны целиком с нуля, в частности, о том, можно ли считать решения Феофании легитимными. В основном все посвящено церковным событиям Украины, однако в силу того, на днях епископы Латвийской Православной Церкви потребовали от своих клириков прекратить поминовение Патриарха, этот материал будет актуален и для верных чад нашей Церкви в Латвии:
https://dzen.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/pochemu-nelzia-prekrascat-pominovenie-patriarha-6420088509ef33651af9e3a6
Кроме теоретического обоснования (см. выше), я также подготовил видео с практическими советами о том, как можно поступать поминающим священникам, монашествующим и мирянам на Украине и в Латвии. Много вопросов получал и вот ответил на них в одном видео. В принципе, говорю здесь об очевидных вещах, но, может быть, кому-то окажется полезным:

https://m.youtube.com/watch?v=uVdM6NRlL1c
Forwarded from Политправ
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРЕКРАЩАТЬ  ПОМИНОВЕНИЕ ПАТРИАРХА

иерей Георгий Максимов.


Содержание:

‼️Как квалифицировать прекращение поминовения Патриарха?

‼️Являются ли ересью слова патриарха Кирилла о русском мире?

‼️Являются ли ересью слова патриарха Кирилла о воинах, идущих в рай?

‼️А если нам не нравится то, что Патриарх делает?

‼️«Как можно поминать патриарха, который не осудил тех, кто бомбит твою страну?»

‼️«Ну, подумаешь, нарушили один канон, мы ведь и другие каноны нарушаем?»

‼️«Поминовение патриарха на службе на самом деле необязательно, это всего лишь традиция Русской Православной Церкви».

‼️«А в греческих Церквах нет правила, чтобы каждый священник поминал патриарха за богослужением!»

‼️«Патриарх сам благословил не поминать его!»

‼️«Но ведь поминать патриарха на Украине сейчас опасно!»

‼️«Прекращение поминовения патриарха – это не политический манифест, а выражение боли за родину!»

‼️«Но мы же поминаем всех патриархов!»

‼️«А почему Синод не высказался?»

‼️Можно ли признать собор УПЦ в Феофании от 27 мая 2022 г. и его решения легитимными?

‼️Что сделал митрополит Онуфрий и куда он ведет следующих его путем?

‼️А что сказать про действия митрополита Латвийского Александра?

‼️
Каково значение поминовения Патриарха?

#феофания #УПЦ_без_МП #Георгий_Максимов
После активизации гонений на Украинскую Православную Церковь многие священники и монахи начали переезжать в Россию. Естественно, многие из них сталкиваются с проблемами: где служить, где жить, как обустроиться.

Среди семей священников немало многодетных, некоторые дети имеют сложные заболевания. А приехав в новую, незнакомую страну, некоторые попросту оказываются в вакууме, не зная, к кому даже обратиться за помощью.

Московская Патриархия создала церковный штаб адресной помощи беженцам при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Возглавляющий его владыка Пантелеимон старается помогать священникам и монахам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Нам известны случаи, когда оказывалась поддержка с жильем или медицинской помощью.

В епархиях же ситуация очень разная и зависит от епархиального архиерея. Где-то помощь оказывается более активно, а где-то — менее.

Если священники или монахи, приехавшие с Украины, оказались в сложной ситуации и нуждаются в административной поддержке руководства Патриархии, то мы предлагаем обращаться в Управление делами Московской Патриархии. Оно наверняка сможет оказать консультационную и иную поддержку.

Контакты: [email protected]
Почему мы вспоминаем именно прп. Марию Египетскую Великим постом? (часть 1)

Каждым Великим постом есть особая служба, называемая «Мариино стояние», во время которой совершается чтение жития преподобной Марии Египетской. И вот некоторые люди не понимают, почему из огромного множества святых именно житию этой святой Церковь уделяет такое большое внимание во время Великого поста. Мне даже доводилось встречать такие рассуждения: вот, мол, все равно же большинство верующих не сможет повторить подвиг преподобной Марии, не сможет все оставить и уйти в пустыню на сорок семь лет, так зачем это нам вспоминать? Как будто здесь Церковь ошиблась при выборе. Но всякий раз, когда человек так думает, ошибается он сам, не понимая смысла того, что делает Церковь. Так давайте вникнем в то, что нам дает житие преподобной Марии Египетской.

Первая важная истина, которой нас учит это житие, - что из любого падшего состояния человек может подняться. И преподобная Мария не скрывала, и Церковь не скрывает, в сколь ужасном состоянии она находилась до своего покаяния. Но даже из мерзкого состояния порабощенности блудной страстью в такой степени, когда это уже называется блудным возбешением, человек может не просто подняться, но очиститься и стать святым.

Вторая важная истина – это то, что такое преображение души, такое покаяние – это не просто сказать: «простите». Степень покаяния должна быть соразмерна степени совершенных грехов. Так что и мы, желая исправиться, должны понимать это и прилагать усилия. Недостаточно просто прийти, произнести свои грехи на исповеди, а дальше жить как прежде. Если речь идет о тяжких смертных грехах, нужно исправлять свою жизнь. Покаяние – это не слова и не чувства, но прежде всего воля и исправление нашей жизни. И преподобная Мария Египетская показала такое исправление.

Конечно, не каждый может уйти на 47 лет в пустыню, но приложить силу для того, чтобы деятельно исправиться, изменить свою жизнь, убрать из нее все, что приводило и приводит нас ко греху, вполне возможно. И здесь мы подходим к третьему уроку и понимаем, почему именно во время Великого Поста Церковь предлагает нам житие преподобной Марии Египетской.

Потому что средством освобождения, очищения и освящения ее послужило воздержание не только от блуда, но и от излишества в пище, от развлечений, то есть именно пост превратил блудницу в святую. И если он смог это сделать с преподобной Марией Египетской, то и с нами тоже может сделать. Житие преподобной Марии Египетской – это выражение преображающей силы поста. Но, как мы помним из жития преподобной Марии, она не искала себе каких-нибудь послаблений во время ее поста. Наоборот, она даже усилила пост в большей степени, чем это требуется от любого мирянина в Церкви.

И в связи с этим ее постом еще один важный урок, который может получить каждый христианин, желающий исправить свою жизнь – это то, что нужно удалять из нашей жизни все, что провоцирует нас на грех. Преподобная Мария ушла из мира, в котором на каждом углу были для нее соблазны впасть в грех блуда. Не все могут уйти из мира в пустыню, но многие люди, которые также страдают от блудной страсти – я сейчас говорю про христиан, – при этом не прекращают смотреть разные нечистые изображения в интернете, грязные фильмы, распаляющие их страсть. От этого-то удалиться они могли бы? Могли бы. Так вот тебе пример. Если преподобная Мария смогла отказаться от всего, почему ты, если говоришь, что ты желаешь покаяться, исправиться, освободиться от греха, не можешь убрать из своей жизни хотя бы вот это? Можешь. Здесь вопрос только в воле. И преподобная Мария Египетская являет нам как раз пример великой воли, которая нашлась даже у простой женщины.
Почему мы вспоминаем именно прп. Марию Египетскую Великим постом? (часть 2)

Этот пример также опровергает тех, кто говорит о якобы дискриминации женщины в христианстве. Когда читалось житие преподобной Марии, вы слышали, что когда старец Зосима ее находит, с каким почтением он к ней обращается, хотя он монах, он мужчина, он священник. Но в Церкви важно, не какой у тебя пол или происхождение или национальность, материальный остаток. Самое главное в Церкви – какого духовного уровня ты достиг, этим определяется твое положение. И святой Зосима увидел сразу, что перед ним подвижница, стяжавшая Духа Святого. И не только преподобный Зосима это увидел, но и Церковь это увидела.

И поэтому, хотя у нас есть огромное количество мужчин преподобных, именно преподобную Марию Египетскую Церковь сугубо вспоминает и ставит в пример всем нам во время Великого Поста, показывая, что достижение высших ступеней святости открыто для всех. Не только для священников, не только для монахов, потому что формально она и пострига монашеского не принимала. Не только для людей, которые с детства жили в святости и благочестии. Как некоторые говорят: вот я прочитал житие святого, он с детства отказывался принимать пищу по средам и пятницам, уклонялся от шумных игр с детьми, неотступно пребывал в храме, если бы я так жил с детства, то, наверно, тоже был бы святым, но у меня другая жизненная история, поэтому я не могу. Преподобная Мария Египетская показывает, что даже с самой плохой предысторией можно встать, подняться, исправиться, приблизиться к Богу, спастись и стать святым.

Да поможет Господь всем нам по молитвам преподобной Марии научиться воздержанию и принести плод достойного покаяния
Стоит ли оправдывать раскол? (часть 1)

Некоторые недавние постинги на канале «Лабарум» вызвали недоумение.

В частности, материал под названием «УПЦ в расколе или нет?». Лично мне не встречались люди, утверждающие, что вся УПЦ сейчас в расколе. Речь всегда идет только про тех ее клириков и мирян, которые стали осуществлять раскольнические действия (а таковыми эти действия называет и сам уважаемый автор). Слава Богу, это отнюдь не вся Украинская Православная Церковь. И если вдруг автору канала "Лабарум" попался человек, утверждающий, что "вся УПЦ в расколе", то для опровержения достаточно было бы указать, что даже на подконтрольной Зеленскому территории далеко не все прекратили поминовение патриарха, а из епархий УПЦ, расположенных на неподконтрольной гонителям Церкви территории, НИ ОДНА не прекратила. Никто и никогда не обвинял эту часть УПЦ в расколе, напротив, выражали поддержку (в том числе синодально).

Однако вместо этого автор канала решил пойти по пути утверждения, что будто бы никто, кроме суда епископов, не вправе называть людей раскольниками.

Уважаемый автор тут совершает ошибку, когда смешивает понятия квалификации преступления и осуждения преступления. Он пишет, что «назвать кого-либо в Церкви раскольником не имею права ни я, ни отдельный священник или эксперт. Право это есть только у самой Церкви. А именно у ее церковного суда и Собора». При этом автор ссылается на Правило 102 VI Вселенского Собора, которое, «четко закрепляет исключительное право «вязать и решить» в вопросе канонических преступлений исключительно за епископами».

Однако, как следует из приведенного им самим толкования св. Никодима (Милаша), «Правило это определяет, как надлежит поступать и на что следует обращать внимание при наложении наказания погрешающим». А вовсе не о том, можно ли назвать погрешающего – погрешающим. Или квалифицировать совершаемые им действия в качестве греховных.

Простой вопрос: когда убийца становится убийцей - когда совершает убийство или когда суд его признает виновным и приговорит к наказанию? То же самое про вора или блудника. Они таковыми становятся по факту совершенного ими греха или по факту произнесенного над ними решения суда? Христианство учит: по факту совершения греха!

До решения суда мы не можем сами посадить убийцу в тюрьму, но назвать его убийцей – если точно знаем произошедшее – можем. До решения церковного суда мы не можем считать клириков, уклонившихся в раскол, лишенными сана, но назвать их раскольниками можем. И это не мое мнение. Об этом пишет святитель Феолипт Филадельфийский: «От человека, имеющего в сердце зло, но умелого в речах, несущего раздоры и склоняющего к расколам, нам заповедано не принимать учения, не иметь с ним ни беседы, ни дружбы, ни соприсутствия, но бежать от него, как от огня. Ибо когда совет таковых находит себе почву и согласие в душах, он в тот же час превращает принимающих его в раскольников, в людей, удаляющихся от Церкви». Вот когда согласно святоотеческому учению человек становится раскольником – когда соглашается с раскольниками, а не только лишь когда церковный суд признает его раскольником.

Еще раз: как именно применять каноны в плане наложения церковного наказания решает, действительно, только епископский суд. Но назвать грех грехом может любой христианин и не дожидаясь суда. Даже в светских правовых понятиях квалификация преступления предшествует судебному решению, а неофициальную квалификацию вправе совершить любой человек, а не только судья.

И автор канала «Лабарум» совсем недавно это очень хорошо понимал. Странно было видеть, как он возмущается несогласными подписчиками, которые, якобы «никак не могут признать за Церковью право только ей решать, кто раскольник, а кто нет. Авторитет 102 правила VI Вселенского Собора, дающего только епископам право выносить вердикты по каноническим нарушениям - многих не устраивает».
Стоит ли оправдывать раскол? (часть 2)

Но вот посмотрим его постинг полуторагодовой давности: «Чем плоха реклама раскольников?», в котором речь идет про «раскольницу Марию Шукшину». Хочется спросить дорогого автора "Лабарума": а разве г-жа Шукшина тогда была осуждена епископским судом как раскольница? Нет, не была. Ранее он также называл раскольниками последователей бывшего схииг. Сергия (Романова) и различных «непоминающих» в России, не дожидаясь епископского суда над ними - 102-е правило его тогда не смущало, а тут вдруг, по отношению к феофанизаторам стало смущать, их вдруг почему-то раскольниками назвать может только епископский суд.

Поговорим о духовной стороне вопроса.

В отличие от блуда и многих других грехов раскол, во-первых, совершается публично, а во-вторых, к сожалению, не всеми верующими легко распознается и квалифицируется. Из-за этого, увы, многие отпадали в разные расколы. Из тех, кто оказался в «Киевском патриархате» отнюдь не все были какими-то злыднями, - имелись обычные верующие, которых занесла туда любовь к своему батюшке или храму. «Ну да, не поделили там что-то наверху, и что теперь, мне в другое село на службу ходить?» Много было таких в 1990-е. Однако всех их тот же автор «Лабарума» клеймил раскольниками. И они действительно таковыми стали, последовав за вводящим раскол или, по выражению автора, «осуществляющими раскольнические действия».

И ужас состоит в том, что сейчас в эти раскольнические действия вовлекли и вовлекают огромное количество наших братьев и сестер! Многие из них чувствуют что здесь что-то не то, многие смущены, колеблются. И  сейчас заявлять публично: «Все в порядке! Ходите за непоминающими, это не раскол» - это значит толкнуть падающего вместо того, чтобы удержать его от падения. Это значит «соблазнить одного из малых сих», только, увы, гораздо более, чем одного.

Если сын спросит автора "Лабарума", можно ли ему присоединиться к дурной компании, промышляющей торговлей наркотиками, ответит ли он: «Конечно, сынок, ведь еще не было суда, осудившего их как наркоторговцев»? Не думаю. Ни один родитель так не скажет. Никто не отправит своего ребенка к растлителю малолетних, пусть даже суд еще не осудил его.
Но именно это делают все апологеты феофанизаторов, внушающие колеблющимся украинским верным мысль о том, что можно идти за совершающими «раскольнические действия». И одергивающие тех, кто предупреждает: это смертный грех раскола, путь в погибель!

Когда-то автор канала "Лабарум" сам предупреждал священника, поддерживающего своими словами раскольников: «поломанные судьбы священников, увлеченных расколом… монахинь и прихожан, прельщенных раскольниками – вот какие могут быть плоды» этой деятельности. Почему же сейчас эта мысль не останавливает его самого от аналогичных действий? Говорить про раскольников: «это не раскольники» - это самая большая поддержка, которую им можно оказать. И самый большой вред, какой можно причинить колеблющимся.

Грех не проходит бесследно. Он разлагает душу. В случае греха раскола очень быстро человек проходит точку невозврата. Поварившись в этой среде и на этом пути, он ожесточается, укореняется в расколе, будучи вынужден выискивать оправдание греху и подавляя голос совести. Со временем происходят необратимые изменения. Это не мелочь и не шутка!

Легко стать в позу: ах, какие жестокие те, кто говорит про раскол, у них нет любви, надо пожалеть людей, которым и так тяжело! Но на самом деле все наоборот: жестокость – это не останавливать человека, идущего к пропасти.

Автор пишет так, словно квалификацию этого пути как раскола делают лишь "некоторые священники и эксперты", что неправда. Смотрим резолюцию Святейшего Патриарха архиерею УПЦ:

«Сожалею о Вашем решении прекратить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужением... Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям, — это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем».
Иногда возникает необходимость оперативно оказать помощь кому-то в Африке. А пересылать деньги из России не так просто сейчас. Если вдруг кто-то из моих читателей, живущих вне России, имеет желание помочь кому-то из нуждающихся православных в Африке, оказать тем самым дело милосердия, то напишите, пожалуйста, мне на [email protected] и я подскажу, как и кому можно помочь. И жертвователь вышлет напрямую в Африку. Например, иногда есть смышленые ребята из православных семей, они с хорошими результатами экзаменов, но на продолжение обучения у их семей нет денег (образование там платное). Есть возможность таким образом поучаствовать в судьбе человека, нашего юного брата или сестры. А то бывает жалко, что ребенок любит, хочет и может учиться, а только из-за нехватки денег это невозможно. Иногда еще какие-то нужды возникают. А если кто из подписчиков, живущих в России, захочет и сможет поучаствовать, то в этом случае можно направить пожертвования на счет Экзархата: https://exarchate-africa.ru/bankovskie-rekvizity-ekzarhata/
Почему была избрана именно Дева Мария?

Сегодня Церковь отмечает праздник Благовещения. В этот день архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Спасителя мира, Сына Божия. Вся предшествующая история человечества в духовном смысле была подготовкой к этому событию и появление Пресвятой Богородицы стало плодом того, что делали пророки Ветхого Завета, наставляя людей жить по воле Божией.
Среди множества добродетелей Девы Марии я бы хотел прежде всего обратить внимание на Ее смирение. В Евангельском чтении, которое вы сейчас слышали, сказано, что когда явился ангел и восхвалил Ее, назвал благодатной, Она смутилась. Мы – люди гордые, - смущаемся тогда, когда нас кто-то критикует, обличает, возвещает нам что-то неприятное. А когда нас кто-то хвалит, мы не испытываем смущение, а принимаем как должное. Иначе было у Богородицы, - Она смутилась поскольку не считала Себя достойной ни явления ангела, ни тем более таких высоких слов от него.

Ангел объясняет Ей, что он явился не просто похвалить Ее, а возвестить о том, что Она послужит Господу тем способом, который Он избрал. И здесь Пресвятая Богородица не спорит, не прекословит, но задает вопрос «Как это будет?» (Лк. 1:34), желая уяснить, как именно Она послужит Богу в исполнении Его святой воли. А после того, как ангел объясняет, Она также смиренно отличает, что «се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и тем самым Она проявляет свое величайшее смирение. Потому что подлинное смирение, как говорили святые отцы, заключается на в том, чтобы говорить о себе разные уничижительные слова, а в том, чтобы отказаться от своей воли в пользу воли Божией.

Через этот рассказ Евангелие указывает нам, что как гордость низвергла самого первейшего по чину ангела в преисподнюю, так и, напротив, смирение простую девушку вознесло на уровень более высокий, чем херувимы и серафимы, как Церковь Ее ублажает: «Честне‌йшую Херуви‌м и сла‌внейшую без сравне‌ния Серафи‌м». Таков путь, по которому должна идти душа каждого христианина: изгонять из себя в гордыню и воспитывать себе смирение для того, чтобы мы оказались сопричастны тому делу спасения, которому в большей степени из всех людей послужила Пресвятая Богородица. Принять Ее Сына, войти в открытую Христом дверь спасения, мы можем только через смирение. Так что будем ему учиться у Пресвятой Богородицы и просить Ее помощи на этом пути, чтобы оказаться в том же Царстве Небесном, в котором будет Она.
Следующая беседа на книгу Товита.
В ней раскрываются многие темы:
О промысле Божием и его познании.
Почему праведность это не безгрешность.
Как бороться с суицидальными мыслями?
Об именах ангелов. Как относиться к матери? Как относиться к долгам? О воспитании детей и терпении немощей супругов. Великая сила милостыни. Кому нельзя давать милостыню? Можно ли жениться на неправославных?
https://www.youtube.com/watch?v=5Hqgu0YaR20
О внимательности как принципе духовной жизни

В сегодняшнем евангельском чтении Господь призывает нас быть бдительными в духовной жизни и указывает, что тот раб, который теряет эту бдительность, начинает впадать в различные грехи и таким образом теряет свое спасение. Думаю, мы все это знаем по опыту, потому что очень многие грехи мы совершаем по невнимательности. Редко бывает, чтобы воцерковленный христианин, искренне верующий в Господа, сознательно решил совершить какое-то зло. Конечно, такие падения случаются, но все-таки, слава Богу, нечасто. А значительная масса грехов – это грехи, которые мы позволяем себе, во-первых, в силу дурного навыка, укоренившегося на протяжении многих лет неверующей жизни, а во-вторых, из-за того, что мы рассеянны умом и не имеем бдительности, к которой призывает нас Господь. То есть, внутреннего трезвения и устремления взора нашего ума на Бога.

О необходимости внимательности к своим мыслям и чувствам много раз говорит Слово Божие: «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), «Будь осторожен и весьма внимателен» (Сир. 13:16), «Внимайте себе» (Деян. 20:28).
Как вы знаете, всякий грех начинается с мысли или чувства и именно на этом этапе легче всего его победить. Просто отсечь молитвой и волей. Если же дать пришедшей греховной мысли или чувству место, то вскоре они породят греховное желание, которое, в свою очередь, приведет к греху действием. На каждом следующем этапе победить грех все сложнее.

Так в чем практически состоит внимательная жизнь? В том, чтобы рассматривать через призму закона Христова приходящие к нам мысли и чувства, а также рождающиеся в нас пожелания. И отсекать все, противное Его святым заповедям. Конечно, нам, как людям, живущим в миру и несовершенным в духовной жизни, вряд ли будет возможно сразу же отслеживать и взвешивать каждый помысел, но, по крайней мере, мы можем начать с тех, что приводят нас к тем или иным решениям. А также с тех, которые связаны с особенно терзающими нас греховными страстями. Преподобный Паисий Святогорец приводил наглядный пример: «Если ты знаешь, что за дверью твоей кельи живет змея, то не станешь выходить наружу беспечно. Ты будешь осторожно открывать дверь, осматриваться – нет ли змеи, чтобы она тебя не ужалила».

Имея такую бдительность мы можем уберечь себя от множества грехов, и в целом наше внутреннее состояние будет намного чище, мы станем свободнее и устремленнее к Богу, более собранными. Потому что, конечно, в обычном для многих современных людей рассредоточенном и расхлябанном состоянии добиться спасения вряд ли возможно.

Но иметь такую неослабную внимательность мы можем стяжать только когда ум наш устремлен ко Христу, когда мы помним о Нем, о Его святой воле и о Его страшном суде. В сегодняшнем евангельском чтении как раз указывается, что тот раб, который предпочел забыть о своем господине, потерял бодрствование и впал в грехи. Бог всегда рядом, Он все видит и все знает, ничего не забывает и за все с нас спросит. Будем же напоминать себе об этом и учиться внимательной жизни!
Издали краткие молитвословы на языках тив (Нигерия), кирунди (Бурунди) и суахили. Первая партия уже отправлена в Нигерию. Далее, на Пасху уйдут в Бурунди и Танзанию.
Эти молитвословы позволят простым верующим наладить регулярную молитвенную жизнь в соответствии с традицией Русской Православной Церкви. Это издания-первенцы на данных языках в принципе. Греческая Церковь иногда занималась переводами богослужебных книг, но молитвословы для обычных верующих переведены и изданы не были. В настоящее время также переведены и готовятся к изданию молитвословы на языках ачоли (Уганда), бемба (Замбия), малагасийском (Мадагаскар), кикуйю (Кения) и других языках Африки.
Горькие плоды Феофании (часть 1)

Сердце кровью обливается при виде страданий клириков и мирян УПЦ от нового витка гонений со стороны украинской власти. Но при этом ошибкой было бы умолчать о духовных причинах происходящего.

Ранее я уже писал, что для меня очевидно, что Господь попустил произойти атаке на Киево-Печерскую Лавру, чтобы не дать совершиться осквернению этой святыни со стороны феофанизаторов из УПЦ. Они запланировали самочинно варить там миро - это последний открытый жест раскола. Все остальные шаги по пути Денисенко они уже сделали:
- объявили себя полностью независимой Церковью,
- прекратили поминовение Патриарха,
- убрали из устава все упоминания о связи с Русской Церковью и заявили, что никакого отношения к ней не имеют,
- начали менять антиминсы на новые, без имени Патриарха,
- начали открывать зарубежные приходы.

Самочинное варение мира оставалось последним, чего еще не сделали, но уже объявили, что сделают. И собирались делать это именно в Киево-Печерской Лавре! Вчера я получил подтверждения моей догадке. Как сообщают, "Специально для этого (мироварения) в Лавре была сделана печь. Но после предписания к выселению все демонтировали и перевезли в другой монастырь". Так что да, именно текущая атака властей воспрепятствовала совершению последнего шага на погибельном пути раскола.

Но сделаны ли были выводы? В частности, "очень духовным" митрополитом Онуфрием? Да, и вот какие: что мироварение нужно совершить в другом монастыре УПЦ в Киеве! И оно было запланировано с понедельника по среду Страстной седмицы. То есть, происходит прямо сейчас.

Учитывая упорство руководства УПЦ на выбранном ими греховном пути, так ли удивительно, что они пожинают в итоге всё более горькие плоды?

Недавно митрополит Онуфрий в слове к верующим сказал: «Будем молиться, чтобы Святая Лавра осталась в нашей Церкви. Чтобы мы тут могли продолжать молиться за страну, за президента, за войско». Но разве ПЦУ не тем же самым собирается заниматься в Лавре? И разве верхушка УПЦ не продолжит этим же самым заниматься и потеряв Лавру?

А что там другие епископы УПЦ?
Архиеп. Иона (Черепанов) хвалится, что послал своих иподиаконов в толпу защитников Лавры с плакатами (от лица УПЦ): «Слава Украине! Честь ВСУ!», "Слава нации! Донать на рации!", «Молимся за победу Украины!».
Архиеп. Виктор (Быков) на камеру молится о том, чтобы Господь подал «победу Украине».

И при виде всего этого возникает вопрос: а вы не думаете, что Господь услышал эти ваши молитвы и прямо сейчас исполняет их? Он дарует Украине победу. Но не над российскими войсками, а над вами. Вы объявлены "кацапской церковью" и "московскими попами" и не смотря на все ваши попытки отречься от своего прошлого, вам не поверили. Победа над вами подается как победа на влиянием Русской Православной Церкви на верующих Украины. Вот почему президент, за которого Вы усердно молитесь, самые оголтелые действия своих подручных по захвату храмов УПЦ сопроводил публичным комментарием про "укрепление духовной независимости Украины".

В отсутствие побед на фронте это та победа, которую он может предъявить националистически настроенной части общества. И, вероятно, чем более усердно вы будете продолжать свои молитвы "о победе", тем более решительной будет эта победа.

Не грех молиться за гонителя - это нормально для христианина, если молиться о его вразумлении и покаянии. Но молиться об успехе гонителя Церкви, о его победе, когда он однозначно дал понять, что неотъемлемой частью этой победы будет уничтожение вашей Церкви - это кажется странным. Впрочем, я не запрещаю молиться митр. Онуфрию и единомысленным с ним о чем угодно. Это их выбор. Просто хочется спросить: а вы не думали, что будет с вами, если вдруг украинское войско, о котором вы молитесь, с помощью раций, на которые вы донатите, победит на поле боя? Вы всерьез верите, что власть, которая гнала вас и отбирала храмы задолго до 24 февраля прошлого года, и продолжает это делать сейчас, тогда, после победы, вдруг скажет: "ну, теперь мы перестанем вас душить, вернем отобранное, никто вас больше трогать не будет, живите и радуйтесь"?
Горькие плоды Феофании (часть 2)

Не будет этого. А будет противоположное. Множество отбитых нациков, которые сейчас заняты на фронте, тогда вернутся и отыграются на вас так, что происходящее ныне покажется цветочками. И никто их не остановит, ведь они "ветераны", "захистники", "херои", которым слава.

Вы сможете сохраниться как Церковь только если Господь не услышит эти ваши молитвы и даст победу совсем другому войску. Здесь не нужна никакая пропаганда, достаточно посмотреть на голые факты. На территории, контролируемой российскими войсками, избивают ли епископов УПЦ? Арестовывают ли их? Нападают ли на священников УПЦ, брызгая в лицо отравляющим газом? Врываются ли на службы, забирая священника, устраивают ли вакханалии с плясками и оскорблениями вокруг храмов? Отбирают ли храмы, разрушают ли их спецтехникой по решению мэра, отбирают ли землю? Препятствуют ли паломникам ездить в монастыри? Нет, нет и нет. Это все происходит исключительно на территории, подконтрольной Зеленскому, причем чем дальше от российских войск эта территория, тем более жестокие гонения на ней происходят.

Более года феофанизаторы целуют сапог, который их топчет, в надежде понравиться топчущему и снискать его милость, а в результате их лишь сильнее топчут. И единственный вывод, который они из этого делают: "надо усерднее целовать!" Да ладно бы они просто целовали сапог, так они приносят в жертву этому стремлению угодить гонителям саму Церковь, ее единство, а также и свою паству, увлекая ее на путь раскола. Клятвенно уверяют, что не только 27 мая разорвали все связи с Русской Церковью, но якобы вообще никогда их не имели, и столь откровенной ложью вызывают лишь еще большее презрение со стороны тех, кому хотят понравиться. При этом все эти люди, считая себя очень умными, убеждены, что если выбранный ими путь приводит к обратным результатам, надо просто продолжать идти по нему в надежде на лучшее! Поистине "называя себя мудрыми, обезумели" (Рим. 1:22).

Русская Церковь предлагала помощь, пыталась заступиться за гонимую УПЦ с высокой трибуны ООН. Но феофанизаторы тут же заявили: "Не смейте! Не имеете права говорить от нашего имени! Сами справимся!"

Ну и как, справились?

Феофанизаторов, честно говоря, не жалко. Очень жалко простых людей, страдающих из-за навязанного феофанизаторами погибельного пути. О них молюсь и им желаю спасения и помощи Божией.

И поскольку феофанизаторы любят отождествлять себя со всей УПЦ и, как обычно, начнут заявлять: "смотрите, что он сказал про УПЦ! Вот как он про всех нас!", напомню: слава Богу, вся Украинская Православная Церковь к вам, феофанизаторам, не сводится. Сказанное мною относится к вам и только к вам. А те, кем вы любите цинично прикрываться, являются заложниками и жертвами выбранного вами пути.
Сегодня в Феофании (монастырь УПЦ в Киеве) новые раскольники самочинно сварили миро. Вероятно, этому предшествовал такой диалог организаторов сего действа:

- Что делать, раз Господь не дал нам осквернить Лавру самочинным варением мира?

- Это не проблема. Оскверним этим какой-нибудь другой монастырь! У нас их пока еще хватает.

- Но какой?

- Феофания, разумеется! Тут Господь мешать не станет, ведь это место уже осквернено нашим прошлогодним лжесобором. Символично, что именно там, где мы сделали первый шаг на пути к расколу, сделать и последний!

- Да-да, как мудро! Наш любимый президент, за которого мы голосовали и усердно молимся, как только услышит об этом, сразу смилостивится и отзовет своих псов, терзающих нас, скажет: "посмотрите, они же теперь сами варят миро! Вот это да! Прекращайте гонения, это мироварение их полностью реабилитировало. Теперь пусть живут спокойно и процветают!" И скупая слеза умиления покатится по его небритой щеке...

Понятно, что конкретные слова, скорее всего, использовались немного другие, но общий смысл, мне кажется, был такой.

Конечно, позабавило, как это преподнесли в СМИ: "УПЦ впервые после 110-летнего перерыва самостоятельно освятила миро". Вот только 110 лет назад никакой УПЦ не существовало. Она появилась чуть более тридцати лет назад как название группы епархий Русской Православной Церкви. Миро УПЦ никогда не варила. И они это прекрасно знают.

Что ж, я уже ранее сказал, что думаю о выбранном феофанизаторами пути. Посмотрим, что Господь о нем думает, я не сомневаюсь, что Он проявит Свою волю видимым образом.
О страданиях и смерти Христа (часть 1)
В Великую Пятницу Церковь полагает чтение о великом подвиге, который совершил ради нашего спасения Господь Иисус Христос на кресте. Вы видели, как ради нас Он сошел в самую глубину человеческого зла. Смерть ужасна и сама по себе, но еще ужаснее насильственная смерть. Даже когда кого-либо казнят справедливо, все равно это травмирует душу человека. Насколько же более ужасна и травмирующа насильственная смерть невинного!

Впрочем и в смертной казни бывало некое милосердие, когда казнь осуществлялась быстро и, насколько возможно, безболезненно. Но для Господа Иисуса Христа, как вы знаете, выбрали самую страшную, пыточную казнь, которая предполагала продолжительное мучение казнимого. Однако и этого было недостаточно людям, поскольку они к этой казни добавляли еще со своей стороны издевательства, избиения, плевки в Его адрес.

Из-за чего была эта ненависть? Сами убийцы не могли дать внятного ответа. Когда Пилат их спрашивал: «В чем вина Его?», в ответ народ стал лишь громче кричать: «Распни!» Никаких аргументов в пользу убийства Пилат не получил. Он же засвидетельствовал, что невинный человек поддается смерти.

Конечно, в еще большей степени вина была на тех, кто Его предал Пилату, потому что они не только никакого зла не получили от Господа, но получили множество добра. Он исцелял их больных, освобождал бесноватых от бесов, кормил голодных, и в ответ они воздали ему злом. Даже то, что это произошло в канун Пасхи, особенно подчеркивает их черную неблагодарность. Потому что праздник Пасхи изначально был установлен для благодарного воспоминания того, что Бог вывел предков иудеев из рабства, спас их от той ужасной участи, которой они подвергались. И чем в этот праздник ответили иудеи Богу? Да, они не верили, что Иисус - Бог и Сын Божий, но они точно знали, что Он от Бога.

Но кроме зла неблагодарных иудеев, было и особое зло, которое отягощает любое страдание – это предательство своего. Вы все знаете, что сделал Иуда. Господь его облагодетельствовал, приблизив к Себе, доверив ему великие тайны небесные, которые открывал Своим апостолам, одарив его возможностью совершать чудеса, потому что Иуда, как и другие апостолы, ходил, исцелял больных, изгонял бесов. И Господь ему даже в тот самый день омыл ноги, - а чем воздал за это Иуда?

В полной мере никто не испытал такого, но частично, хотя бы и в небольшой степени, все мы сталкивались с этим, - и с предательством и со смертью близких, - и знаем, насколько это тяжело. Господь сошел на землю и принял это зло, самое сконцентрированное зло в человеческой истории. Вспомните толпу, стоящую вокруг Креста. Казалось бы, даже если ты ненавидишь Иисуса, но Его уже мучают на твоих глазах, уже предают смерти, – неужели тебе мало? Но им мало! Им хочется еще поиздеваться над страдающим и умирающим. Что может быть ужаснее этого, особенно от тех, кого Господь облагодетельствовал и благодаря Кому они вообще существовали? Потому что, как вы знаете, Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. И находясь на Кресте по человечеству, по божеству Он продолжал поддерживать бытие всех тех, кто Его казнил.