OperaStories
71 subscribers
441 photos
19 videos
91 links
В поисках той самой ОПЕРЫ💫

📌по всем вопросам пишите: [email protected]
加入频道
Фотографии постановки оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» Камерной сцены ГАБТ

#OperaMyStories
OperaMyStories

«Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса родилась почти случайно. Как приношение композитора любимому режиссеру, другу и соавтору премьерной постановки «Кавалера Розы» Максу Рейнхарду. Мелодия, сопровождавшая интермедию «Мещанина во дворянстве», разрослась до полноценной самостоятельной оперы. Ее странная эклектичность вызывала недоумение у современников. Однако в эпоху постмодернизма пришлась зрителям по вкусу. Последние 30-40 лет какие только театры не брались за интерпретацию этого загадочного произведения с потрясающе красивой музыкой.

Премьерная постановка Камерной сцены ГАБТ случилась в 2016 году. Приглашенный немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай сумел иронически переосмыслить сатирический проект Штрауса и облечь в единую форму причудливый микс из возвышенной греческой трагедии, итальянской комедии дель арте и пародии на реальность – изнанку театральной жизни.

У Фрая получилось опереться на главное в этом сочинении – игру. Игру в художественные формы. Игру в театр. Игру в узнавание. И увлечь зрителя озорными трюками. Различные стилистические начала передает через нарочитую пластику героев, имитирующих движения древнегреческих актеров или кукольных марионеток. Или вводит в действие хорошо известные всем образы - лишенных всякого вкуса богачей, пытающихся оставить свой след в искусстве, и их незатейливых спутниц. Этот гротеск поддержан музыкой Штрауса – синтезом экспрессионизма и неоклассики с заимствованными у Люлли барочными фрагментами. И чтобы наверняка удивить и без того обескураженного зрителя, композитор создает гигантские вокальные глыбы – труднейшие сольные арии главных героев, каждая величиной с четверть клавира. А исполнять их следует легко и непринужденно.

Партия Цербинетты напоминает хождение клоуна по проволоке. Требуется колоссальное мастерство, чтобы исполнить номер эквилибриста в шутовской манере. И это блестяще удалось Екатерине Ферзба. Анна Бауман (Ариадна) и Игорь Янулайтис (Бахус) заворожили магией голосов с огромными диапазонами. Так прелестно жонглировать высокими и низкими нотами могут немногие! А в их финальном дуэте удалось увидеть все «50 оттенков золота» – в красках пения и отблесках декораций. И погрузиться в странную виртуальную реальность. Возникший перед зрителем карнавал безумия обрел вдруг стройность и смысл.

Лишний раз убеждаешься, что прав был Йоган Хейзинга: «Всякая игра что-то значит. Однажды сыгранная, она остается в памяти, как некое духовное творение или духовная ценность».

#OperaMyStories
OperaPreStories
Июль

К середине лета театральный сезон постепенно подходит к концу. Репертуарных спектаклей в афишах почти не осталось. Наступает пора гастролей и фестивалей. Уже отгремел «Дягилевский» в Перми и «Московский» в Зарядье. Во всю идет подготовка к августовским мероприятиям – почтенному форуму в Зальцбурге и совсем молодому, но очень интересному open-air проекту «Роза Хутор. Классика» в горах Сочи. С 3 по 23 июля в Экс-ан-Провансе проходит знаменитый праздник классической музыки, куда OperaStories и отправляется за новыми впечатлениями.

15.07 – «Самсон». Мировая премьера фестиваля. Реконструкция утраченной оперы Жана-Филиппа Рамо с дебютом Вольтера в качестве либреттиста, переработавшего известный библейский сюжет.

16.07 – «Ифигения в Авлиде». «Ифигения в Тавриде» Кристофа Виллибальда Глюка. Пожалуй, самая ожидаемая постановка в Экс-ан-Провансе. Дмитрий Черняков задумал представить две оперы за один вечер. Зрителям предстоит насладиться концептуальным режиссерским оперным марафоном по трагедиям Еврипида. С полуторачасовым антрактом на ужин.

17.07 – «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. Лирическая драма в пяти действиях по пьесе загадочного Мориса Метерлинка. Совместная работа Польского и Токийского национальных театров – свежая версия спектакля, уже участвовавшего в фестивале в 2016 году.

19.07 – «Возвращение Улисса на родину» Клаудио Монтеверди. Еще одно необычное представление с музыкой барокко и классическим сюжетом в авторской интерпретациии Пьера Оди. Впервые он изложил свое видение финала великой «Одиссеи» Гомера на сцене Голландской оперы в 1990 году. Как умудренный опытом режиссер расскажет эту историю спустя 30 лет, узнаем совсем скоро.

#OperaPreStories
OperaHiStories

В день Семьи, Любви и Верности хочется вспомнить о необыкновенном творческом и семейном союзе – Н.А. Римского-Корсакова и Н.Н. Пургольд. Они познакомились на собраниях «Могучей кучки». Надежду Николаевну приглашали как талантливую пианистку. Кучкисты прозвали ее «наш милый оркестр». Она была одаренным музыкантом и участвовала в обсуждении сочиненных ими фрагментов. Ее сестра Александра часто составляла ей компанию, поскольку таже неплохо владела инструментом и прекрасно пела.

Римский-Корсаков работал над «Псковитянкой» и как-то поделился с Надеждой некоторыми соображениями об увертюре. Она быстро записала отрывок по памяти, причем в полной оркестровке, со всеми тонкостями. Композитор признался в дневнике: «Увертюра «Псковитянки» от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень-очень люблю». Он трогательно называл ее «Золотой рыбкой» - по словам из романса, который пела ее сестра.

Предложение руки и сердца «Корсинька», как звали его близкие, сделал Надежде во время совместного прочтения «Майской ночи» Гоголя на даче у ее родителей. Вскоре молодые повенчались. Шафером со стороны жениха был Модест Мусоргский.

Надежна Николаевна восхищалась талантом мужа. Свои композиторские амбиции она оставила. Стала соратником, единомышленником, первым критиком сочинений Николая Андреевича. Сидя за соседним столом, она разбирала его рукописи, занималась оркестровкой фрагментов, корректурой написанных произведений и переложением отрывков для фортепиано и голоса. Ей удалось спасти немало гениальных идей композитора - смогла вовремя их записать. А он очень ценил ее не только как коллегу, но и как хранительницу домашнего очага.

В доме Римских-Корсаковых царило согласие и счастье. У них родилось 7 детей. Они росли в атмосфере любви и заботы родителей. Несмотря на занятость, композитор всегда находил для них время. «Корсинька» и «Золотая рыбка» надолго сохранили трогательные отношения и многие годы не переставали обмениваться письмами, наполненными нежностью и теплотой.

#OperaHiStories
OperaNewStories

Как будущим певцам и певицам сделать удачный старт карьеры и заявить о себе? В последние годы появилось много ярких оперных проектов — концерты и спектакли, фестивали, образовательные программы, где молодым и талантливым вокалистам помогают сделать первые шаги в профессии.

Вот несколько примеров:

Конкурс вокалистов Хиблы Герзмава/ HIBLA GEZRMAVA Opera singers competition. Этот международный проект дал возможность начинающим артистам музыкального театра дебютировать на ведущих оперных сценах России, попасть в лучшие труппы и принять участие в концертах самого высокого уровня. Подать заявку на Второй конкурс вокалистов и концертмейстеров, который пройдет в январе 2025 года, можно до 1 августа.

Фестиваль «Роза Хутор. Классика» — уже визитная карточка Сочи. В его программе — камерные и симфонические концерты, премьерные оперные постановки с участием звездных исполнителей ведущих театров. В рамках фестиваля проходит отбор молодых вокалистов, которых потом задействуют в главном мероприятии, проходящем на сцене парка «Лайзо» под открытым небом высоко в горах. Первый тур кастинга (заочный, по видеозаписям) уже идет, и продлится он до 15 июля.

Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» объединил в афише 30 спектаклей со всей России. В Москве собрались театры из Самарской, Ивановской, Челябинской, Калининградской областей, Санкт-Петербурга и других регионов. В рамках фестиваля работали несколько лабораторий и мастер-классов, где артисты могли делиться опытом и совершенствоваться в профессии.

Международный фестиваль «Русская опера» в Рязани. Участие в нем приняли коллективы и солисты ведущих академических театров России, лауреаты Национальной оперной премии «Онегин», а также певцы и музыканты из Рязани.

Молодежная программа «Геликон-Оперы» для вокалистов до 35 лет создана для подготовки певцов нового поколения, обладающих актерским мастерством. Программа помогает российским молодежным театрам развиваться и привлекать для участия в спектаклях талантливую молодежь.

Начинающие вокалисты - не теряйтесь! Смело подавайте заявки для участия в полезных и интересных проектах! Как сделали Артем Савченко и София Цыганкова. OperaStories уже писала об этих талантливых исполнителях, чьи имена узнали благодаря проектам «Роза Хутор. Классика» и Молодежная программа «Геликон-Оперы». А мы, зрители, будем следить в онлайн трансляциях, как зажигаются новые звезды!

Все эти и многие другие проекты поддержаны Президентским фондом культурных инициатив. 25 июля фонд начинает новый конкурс. Оперное сообщество призываем участвовать!

#OperaNewStories
OperaReStories

Если вы когда-либо попадали на спектакли с его участием, то непременно заинтересовались этим великолепным исполнителем. Дмитрий Ульянов. Талантливый и яркий солист труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко обладает не только выразительным голосом, но и невероятной актерской харизмой. Блистателен во всех трех ипостасях почти мефистофелевского злодея - коварного советника Линдорфа, подлого ученого Коппелиуса и безжалостного доктора Миракля - из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. А еще он мощнейший Иван Хованский, лиричный и тонкий Гремин, уморительный Дон Базилио. И триумфально завершивший прошедший сезон Мельник из «Русалки» Даргомыжского. Критиков и публику покорил его артистический дар. Некоторые даже поставили уникального певца в один ряд с Шаляпиным.

Узнать, как загорелась эта звезда на оперном небосклоне можно из интервью «замечательного российского баса» программе «Энигма», записанного в апреле 2023 года. Сейчас карьера Дмитрия Ульянова продолжает набирать обороты. Он настолько востребован на европейских площадках в новом сезоне, что увидеть его в спектаклях родного «Стасика» будет сравни чуду. Недавно прибыл в Зальцбург для участия в фестивальной постановке «Дон Жуана» Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Потом его ждут в Вене - с ролью Великого Инквизитора в «Доне Карлосе». Затем в планах Солерно с Захарией из «Набукко». И Рим с Якопо Фиеско в «Симоне Бокканегра». Начало следующего календарного года встретит в Ла Скала с прелестным Греминым из бессмертного «Евгения Онегина». И снова Вена с Феррандо в шедевральном «Трубадуре». И аж два Хованских – в Зальцбурге и Женеве. Но все-таки в небольших паузах – в середине октября и начале мая – можно пытаться застать Ульянова на сцене Большой Дмитровки. Нам остается лишь ждать объявления составов спектаклей и надеяться на скорую встречу с любимым исполнителем.

#OperaReStories
OperaReStories

Главным событием первого фестиваля «Русская опера» в Рязани, прошедшего в июле 2023 года, названа сыгранная на фоне стен местного кремля «Хованщина» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

«Хованщина» – один из выдающихся спектаклей в МАМТ. Оперу Мусоргского исполняют в редакции Шостаковича с ошеломляющим альтернативным финалом, сочиненным композитором Владимиром Кобекиным. Для визуализации монументальной трагедии о русском бунте режиссер и художники-декораторы нашли очень сильные сценические решения. Постановка сделана так, что с любым составом исполнителей производит невероятное впечатление. Но особенно выигрывает от участия в ней Дмитрия Ульянова. Поражает колоссальная актерская амплитуда, с которой он проживает роль Ивана Хованского. Некоторые сцены с ним врезаются в память. Танцы с персидками под дудук перед его жестоким убийством невозможно забыть. Чудо, что существует видеозапись этого шедевра.
Смотрите по ссылке на канале «Культура».

#OperaReStories
OperaFestStories

Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансe – один из трех крупнейших в Европе наряду с Зальцбургом и Байройтом. Своим рождением в 1948 году он обязан двум местным энтузиастам – большому любителю музыки Габриэлю Дюссюрже меценатке графине Лили Пастре. Ее дом в Провансе еще во время Второй мировой войны был приютом для музыкантов. Площадкой для нового амбициозного проекта, способствовавшего популяризации классической музыки во Франции, стал внутренний двор архиепископской резиденции. Его великолепная акустика позволила провести на сооруженной здесь небольшой сцене первую постановку – оперу Моцарта «Cosi fan tutti» («Так поступают все»). С тех пор сочинения этого гения занимают особое место в программе фестиваля.

Но чтобы конкурировать с Зальцбургом, Экс должен был выработать свой стиль. Художественным руководителям фестиваля всегда удавалось оставаться на волне традиционных зрительских симпатий и улавливать актуальные тренды. Например, почувствовать новую для середины 20 века тенденцию – зарождавшийся интерес к старинной музыке. Так публика познакомилась с произведениями эпохи Барокко – Монтеверди, Генделя, Пёрселла, Кавалли, Люлли, Рамо. Признанные мировые репертуарные шедевры бельканто тоже значатся в афишах июльского оперного форума. Однако режиссеры всегда стремятся удивить зрителей небывалыми трактовками известных сочинений. В Провансе уделяют большое внимание и творчеству современных авторов. Здесь гордятся тем, что открыли для всего мира композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. Поэтому поддерживать молодых талантливых композиторов считают важной миссией. Любой проект с сильной идеей и качественной музыкой будет желанным участником программы.

За прошедшие 76 лет фестиваль постепенно рос и развивался, превратился в настоящую оперную лабораторию. Возникли новые площадки – камерный театр Jeux de Paume, Большой театр Прованса, Концертный зал консерватории им. Дариюса Мийо, концептуальный зал «Черный павильон». Вокруг города выстроены мастерские для создания костюмов и декораций. 40 лет назад был сформирован Средиземноморский Молодежный Оркестр, ставший неизменным участником спектаклей, симфонических и камерных концертов летнего праздника. В 1998 году открылась Европейская Музыкальная академия, где обучаются и проходят стажировку начинающие певцы, инструменталисты, режиссеры, дирижеры и композиторы. Так что полученное в 2014 году звание «Лучший оперный фестиваль мира» по версии Лондонского Opera Awards вполне заслужил. Эксу есть, чем гордиться.

#OperaFestStories