Кира, что почитать?
18.3K subscribers
29 photos
65 links
канал Киры Ярмыш о книгах
Поддержите мой канал: https://www.patreon.com/kira_whattoread

Для связи: @kira_connect
加入频道
Вы просили меня рекомендовать классику тоже, и этот день наконец настал. Выкладываю на стол козырную карту моих рекомендаций (а если вы уже читали эту книгу, от души жму вам руку).

«Человек, который был Четвергом» Гилберта Честертона.

Я узнала о ней в университете. Дмитрий Быков раз в неделю читал у нас лекции по литературе для первого курса журналистов. Я была уже на пятом, но пропускала свои пары, чтобы послушать его (и была такая не одна — на его лекциях люди сидели даже на ступеньках в проходах). Однажды тема была «плутовской роман», и Быков как раз рассказывал про «Человека, который был Четвергом». Это было так интересно, что я, прямо выйдя с лекции, купила эту книжку, и с тех пор считаю, что это превосходный образец и плутовского романа, и классической английской литературы, и литературы вообще.

Представьте шпионскую историю, помноженную на «Мастера и Маргариту», с добавлением британского юмора — вот что вас ожидает. Лондонский сыщик Гэбриел Сайм под прикрытием внедряется в кружок анархистов, где в этот момент проходят выборы одного из членов руководящего Совета. Все члены Совета носят прозвища по названиям дней недели, и Четверг скоропостижно скончался. Сайм, вжившись в роль, произносит страстную речь, и новым Четвергом неожиданно выбирают его. После этого сыщик узнает, что анархисты готовят взрыв в Париже, а идейным вдохновителем этой операции и вообще главным злодеем является Председатель Совета — Воскресенье. Сайм намерен во что бы то ни стало его остановить.

Такие книги сейчас модно называть словом page-turner: за каждым витком приключений (и открытий) главного героя следует еще более лихо закрученный виток, так что оторваться невозможно. Там будут гонки на поездах, слонах и воздушном шаре. Там все окажется не так, как вы думали. А потом еще раз. А потом вас ждет совершенно дикая концовка, которая напоследок еще раз перевернет то, что, как вам казалось, вы поняли.

Честертон (он, кстати, еще известен своими детективами про отца Брауна, по ним и сериал есть) — был не просто писателем, а еще религиозным философом. «Человек, который был Четвергом» считается философским произведением. Там действительно будут свойственные времени (роман 1908 года) рассуждения о сути вещей, но обернутые в форму такого бесшабашного, карнавального, закрученного романа, что вы ни на секунду не заскучаете.

#классика
Вчера издательство АСТ сняло с продажи «Наследие» Сорокина, «Дом на краю света» Каннингема и «Комнату Джованни» Болдуина из-за обвинений в «пропаганде ЛГБТ». Издательство я не виню — при угрозе уголовных дел надо в первую очередь думать о людях.

Сегодня появилась новость о создании «экспертного совета по книгам», который будет проверять их на «соответствие законам».

На «Дожде» у меня сегодня спросили, что еще теперь подвергнется цензуре. Ответ — что угодно. Стоит кому-то написать донос, и «несоответствие законам» сумеют найдут и в Каннингеме, и в Достоевском.

Учитывая все, что сейчас происходит, даже странно, что книжная отрасль держалась так долго. Из учебников истории мы все знаем, что в тоталитарном обществе книги — первый объект регулирования. Удивительно, конечно, обнаружить себя в учебнике истории. Однако хорошая новость — благодаря ним же мы знаем, что это закончится.

Читайте книги. Это, как видите, теперь тоже инструмент борьбы)

P.S. Подсказывают —«Маленькую жизнь» Анагихары и «Песнь Ахилла» Миллер сегодня тоже снимают с продажи и тоже из-за «ЛГБТ-пропаганды». Все эти книги выходят в моем родном Corpus’е. Миллер вообще супер — еще напишу про нее подробнее
Увидела в канале у Ивана Давыдова. Так выглядит биография Пазолини, только что вышедшая в издательстве АСТ. Тут был рассказ о личной жизни режиссера — открытого гея.

До сих пор не могу осознать, что вымарывание страниц — практика времен пыльной советской древности — существует прямо сейчас, в 2024 году, в мире, где есть интернет и космические корабли бороздят просторы вселенной.
А еще посмотрите — Илья Яшин составил свой топ-10 книг (и там, кстати, много нон-фикшна). Если прочитаете что-то — напишите Илье об этом письмо, письма в тюрьме даже важнее книг. И свободу — Илье и всем политзаключенным.
Forwarded from Илья Яшин
В письмах люди часто интересуются, что я читаю за решёткой и что могу посоветовать. У меня давно зрела идея озвучить список прочитанных в тюрьме книг, которые особенно зацепили и которые я хотел бы вам порекомендовать. Наконец, руки дошли.

Итак, вот мой ТОП-10.

1. Виктор Франкл «Сказать жизни Да!»
Это первая книга, прочитанная мной после ареста. Франкл – психолог, прошедший нацистские концлагеря. Он объясняет, как выжить в неволе, не сойти с ума и остаться человеком. Сильная работа, полезная не только заключённым, но вообще всем.

2. Бернхард Шлинк «Внучка».
Хороший роман про то, как немецкое общество преодолевало раскол после объединения Германии. У Шлинка, к слову, есть ещё потрясающий роман «Чтец», по которому снят одноимённый фильм. Тоже очень рекомендую.

3. Джон Бойн «Абсолютист».
История о британских отказниках времён первой мировой войны. Тут всё: и исторические параллели, и драма, и пища для ума. Замечательная книга (18+).

4. Гузель Яхина «Эшелон на Самарканд».
История про голод в советской России, про беспризорников и про человечность. Яхина – великая.

5. Джералдин Брукс «Год чудес».
Роман про чуму в английской деревне 17 века и про то, как люди проявляют себя перед лицом смерти. Много мрачных и кровавых деталей, но общий посыл книги очень добрый и жизнеутверждающий.

6. Николас Старгардт «Мобилизованная нация».
Эпическая работа оксфордского профессора, изучавшего общественное мнение в Германии времён второй мировой на основе архива личных переписок обычных немцев. С одной стороны, погружаешься в историю, а с другой – ловишь себя на мысли, будто речь про сегодня.

7. Александр Баунов «Конец режима».
Исследование про то, как прекратили существование три европейские диктатуры -долгожительницы. «Казалось, это навсегда, пока вдруг не закончилось». Обнадеживающая книга.

8. Айзек Азимов «Академия».
Увлекательная фантастика о том, как могло бы развиваться человечество в будущем на основе объективных законов истории и психологии.

9. Анри Шарьер «Мотылёк».
Незаконно осуждённый француз, прошедший карцеры и каторгу, рассказывает, как годами рвался на свободу и как добился своего. Захватывающе.

10. Иван Миронов «Высшая каста».
Автор – адвокат, бывший арестант с радикальными взглядами и сложной судьбой. Но его книга – про хозяев жизни, решивших сыграть в историю – получилась интересной, читается на одном дыхании.

Кстати!
Я за последние пару месяцев отправил вам из колонии около 400 писем. Вы их получали? Если да – оставьте комментарий.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
На прошлой неделе АСТ сняло с продажи “Песнь Ахилла” Мадлен Миллер. Самое время рассказать о ней (если вы еще не начали ее читать по рекламе от российской прокуратуры), а заодно и о другой книге Миллер. Правда, читать подряд не советую — может случиться передоз Древней Греции. Обе эти книги слишком хороши, и я не хочу, чтобы вы случайно испортили себе удовольствие.

“Песнь Ахилла” — это, по сути, “Иллиада”, рассказанная спутником Ахилла, Патроклом. Даже если вы не помните сюжет, то многие сцены все равно покажутся вам знакомыми. Ахилл — герой, отмеченный божественной силой, смелостью и красотой, чья великая судьба известна наперед. Это знак его избранности и одновременно — проклятие, потому что очень тяжело жить, зная, как умрешь. Но, возможно, Патроклу от этого даже тяжелее. Он (хоть и царевич) — обычный, ничем не примечательный смертный, не воин, не мудрец, его судьба не должна изменить мир, но он горячо любит Ахилла и следует за ним повсюду — в том числе, к стенам далекой Трои. Он готов обмануть судьбу, лишь бы не потерять его.

Это была первая книга Миллер, которую я прочитала, и она произвела на меня большое впечатление не столько тем, о чем она написана, сколько тем как. Например, у героини лицо не “белое, как снег”, а “белое, как расщепленная кость”. Не знаю, каким видели мир древние греки, но мне нравится думать, что именно таким — с одной стороны, резким и торжественным, а с другой — очень простым. И из этого смешения рождается какая-то удивительная искренность, когда даже самые патетичные слова и самые дикие страсти не кажутся смешными.

Вторая книга называется по имени главной героини — “Цирцея”. Это злая колдунья с волшебного острова, которая превратила команду Одиссея в свиней. Очередное препятствие на его пути домой — впрочем, довольно нетипичное, потому что Цирцея, полюбив Одиссея, добровольно его отпустила. Помню, что у меня даже в детстве этот поступок интриговал (у меня был детский пересказ Гомера с иллюстрациями, и Цирцея там была нарисована очень красивой, поэтому я долго ее рассматривала и хорошо запомнила этот сюжет). Мол, как так — откуда у архетипического зла совесть? Я, конечно, не думала слова “архетипическое зло” в 10 лет, но явно чувствовала подвох.

В этой книги есть и язык, и образность, как в “Песне”, но еще есть психологизм, когда хорошо известный сюжет вдруг предстает в другом свете. Как Цирцея оказалась на острове и кто она вообще такая? Почему так жестоко расправилась с моряками? И что стало с ней, когда герой уплыл? Для меня в этой книге самое большое открытие, как из дошедших до нас обрывков мифов, которые всегда казались мне чем-то вроде допотопной и очень скупо прописанной мыльной оперы, где персонажей невозможно запомнить, при этом они все женятся и интригуют без всякого смысла, можно сложить такую удивительную по красоте и цельности историю.

Возможно оттого, что “Цирцею” я читала под домашним арестом, а сама героиня — спойлер! — тоже в некотором роде отбывает домашний арест, меня эта книга особенно тронула. Впрочем, это дело вкуса и момента. Начинайте с любой — вам понравится.

#фэнтези #исторический_роман #греция
Всем привет! Обычно я даю рекомендации, а сегодня хочу их у вас попросить.

Посоветуйте, пожалуйста, книги, составленные из отдельных историй. Знаете, когда есть что-то общее - место, персонаж, или герои из одной главы всплывают в другой, но это не цельное повествование, а самостоятельные рассказы.

Мне очень понравились уже упомянутые здесь однажды «Оливия Киттеридж» и «Время смеется последним». Из русского не так давно читала «Конец света, любовь моя» Аллы Горбуновой - сначала была в восторге, но потом впечатление смазалось.

Желательно, чтобы книга была относительно современной. По крайней мере, не такой базовой, как «9 рассказов» Сэлинджера)

Буду очень благодарна вам за рекомендации!
Сегодня — день рекомендаций от Марии Певчих @mariapevchikh! Также известный как день долгожданного нон-фикшна. Вот что советует Маша:

1. «Все свободны» Михаила Зыгаря, «Ход царем» Ильи Жегулева и «Преемник» Михаила Фишмана. Три разные книги про 90-е, написанные журналистами относительно недавно. Несмотря на то, что они описывают плюс-минус одни и те же события, отличия в них все же есть, поэтому Маша рекомендует прочитать все три и сравнить.

2. «Шпион на миллиард долларов» Дэвида Хоффмана (на английском тут, на русском онлайн тут). Еще одну книгу Хоффмана «Олигархи» следовало бы включить в предыдущий пункт, но, так как там и без него тесно, Маша решила порекомендовать другую его книгу: про самого успешного шпиона Америки в СССР времен Холодной войны — сотрудника НИИ, который разочаровался в советской системе и добровольно передал Штатам тысячи страниц ценнейших документов.

3. «Могила Ленина» Дэвида Ремника. Классная книга нынешнего главного редактора журнала New Yorker, который в 1988 году переехал в Москву работать и прожил в России несколько лет. По мнению Маши, среди иностранцев Ремник разбирается в российской политике чуть ли не лучше всех.

4. «Красный циркуляр» Билла Браудера (на английском тут, на русском текст есть тут). Нон-фикшн книга, которая написана так, что кажется, будто она художественная. История Сергея Магнитского, рассказанная очень захватывающе.

5. «Невидимые женщины» Кэролайн Криадо Перес. Тоже политическая книга, но совсем другого жанра. Про то, что «человек» в нашем мире по умолчанию «мужчина», и это значит, что огромное количество вещей — от устройства городских пространств до бронежилетов — спроектированы так, чтобы мешать или даже создавать угрозу жизни женщин. Никаких философских рассуждений, только исследования и анализ данных.

На этом месте я взмолилась, чтобы Маша назвала хоть одну художественную книгу, но она осталась неприступна. «Я все читаю как документалистику», — сказала. — «Вот, например, в подростковом возрасте меня поразила «Машенька» Набокова, но не литературными качествами, а тем, ПОЧЕМУ ЖЕ ОН НЕ ПОШЕЛ НА ЭТОТ ЧЕРТОВ ВОКЗАЛ?!»

Но я так просто не сдалась и попросила назвать последнюю художественную книгу, которую Маша прочла и которая ей понравилась. Она, не задумываясь, ответила:

6. «Праздник козла» Марио Варгаса Льосы. В центре сюжета — убийство доминиканского диктатора Трухильо, влияние, которое это оказало на разные поколения, и размышления о природе тирании.

Что могу сказать — я пыталась…

#рекомендации_от_других
В недавнем посте говорила, что собираюсь прочитать эту книгу, сделала это и вот отчитываюсь.

“Завет воды” Абрахама Вергезе.

Это супербестселлер прошлого года — роман выбрала Опра для своего книжного клуба, а Обама внес ее в список своих любимых книг-2023. Продано полтора миллиона копий только в Америке. Все реально сходили по ней с ума на западе, а теперь ее наконец-то перевели на русский.

Книга охватывает три поколения семьи, живущей на юге Индии, с 1900 по 1977 год. Киндл показывал мне 25 часов чтения, но правда, это на английском — я хотела прочитать в оригинале, чтобы без искажений понять, откуда такой ажиотаж. Но не бойтесь! Эти 25 часов очень насыщены событиями, там нет никаких отвлеченных философских рассуждений — по-настоящему увлекательное повествование, в некоторых местах просто не оторваться. И, конечно, за это время ты так сживаешься с героями и так погружаешься в их образ жизни, что когда он меняется, испытываешь личное потрясение. Вот ты настроился на 1903-й год, где не все умеют читать, а потом хоба! — и уже 50-е, к дому проводят электричество и там появляется радио, а потом снова хоба! — и вот уже 70-е, молодая женщина первой в семье становится врачом, и зловещее, необъяснимое родовое проклятие, тяготевшее над многими поколениями семьи, скукоживается до крохотной точки в теле человека. И тебя каждый раз приплющивает торжеством прогресса особенно потому, что воспоминания о том, как все начиналось, очень свежи.

Там есть совершенно восхитительные повороты. Меня больше всего тронула мысль про нерешительность, которая оказалась для героев главной причиной всех несчастий. Не хочу спойлерить, но эта сюжетная ветка произвела на меня большое впечатление — если прочитаете, поймете, что я имею в виду.

В “Завете воды” очень много вертится вокруг медицины. Операции описываются с такой точностью, что я поначалу была отдельно потрясена работой автора — надо же было так разобраться в теме. Потом я, правда, прочитала, что Вергезе — врач. Это меня, однако, даже больше поразило: вот это литературный талант. В общем, очень круто, только не повторяйте моих ошибок и не читайте на английском, чтобы не гуглить все время слова вроде “двенадцатиперстная кишка”)

В общем, книга понравилась мне на 99% — а этот один не понравившийся мне злосчастный процент я могла бы объяснить так: я плакала только два раза. Страсти героев местами какие-то опереточные: если любовь — то обязательно вечная, если трагедия — то непременно фатальная, и это как-то не позволяло мне забыть, что я все-таки читаю книгу. Как будто смотришь в окно на прекрасный пейзаж, а в углу торчит еле заметный краешек рамы, на которую натянут задник.

Тем не менее это точно не причина не читать эту книгу. Я действительно от души ее рекомендую — она классная, а то, что очень “книжная”, может, даже и плюс. Жизни нам и так хватает.

#семейная_драма #индия
Пришлю вам сразу несколько обложек одной и той же книги, которую порекомендую в следующем посте. Российская, очевидно, самая скромная, все остальные — гораздо лучше передают атмосферу, поэтому захотелось их вам показать
Сегодня рекомендую оооочень странную книгу.

“Веди свой плуг по костям мертвецов” Ольги Токарчук.

Наверное, она показалась мне такой странной, потому что я совсем не знала, чего ожидать. Первые несколько страниц я не понимала не только время и место действия, но даже то, выдуманный это мир или реальный. Впрочем, насчет последнего я так до конца и не решила, что, наверное, лучшим образом характеризует роман.

Зима, ночь. В доме на отшибе деревни пожилая женщина находит мертвое тело своего соседа. Непонятно, как он умер — случайно или кто-то его убил. Спустя несколько недель в окрестностях находят еще один труп, потом еще один. Что произошло с этими людьми — неизвестно, ясно только, что их смерти как-то связаны с животными: возле колодца, где нашли одну из жертв, снег был затоптан косулями, а другое тело, когда его обнаружили, с ног до головы облепили жуки.

Это, по сути, детектив, но расследование таинственных смертей в нем не особо важно — в отличие от атмосферы. У этой книги какой-то особый дух, на стыке фантазии и реальности, где намешано много на первый взгляд несочетаемых вещей — астрология, костюмированные вечеринки грибников, католическое общество и Уильям Блейк. Еще в книге почти нет имен — главная героиня признает только специфические клички, которыми награждает всех знакомых (вне зависимости от их видовой принадлежности), и все это запутывает читателя еще больше, окончательно помещая происходящее в очень расплывчатое, туманное измерение.

Если из моего описания вы ничего не поняли — я на это и рассчитывала, потому что грешно было бы украсть у вас странность этой книги. Тут все такое зыбкое, что стоит только заранее сформировать ожидания, как вся магия пропадет. Если вам хочется чего-то необычного — рекомендую.

#детектив
Всем привет! Я к вам снова за советом.

4 месяца назад я начала говорить о книгах здесь, но теперь созрела до того, чтобы говорить о них еще больше. Проблема в том, что я не могу решить, где и как (и решиться в целом!).

В инстаграме мне регулярно попадаются рилсы про книжки, и я думаю — вот что мне нужно делать, это ведь так просто и ненапряжно. Но потом я натыкаюсь на книжные обзоры на ютюбе и думаю — нет, надо делать свой канал, основательный и полноценный. А потом мне кто-то рассказывает про книжный клуб, и я думаю: как я сама не догадалась, вот самый правильный путь. За этими метаниями проходят недели, и в итоге я просто ничего не делаю.

В общем, классика. Говорю об этом честно, потому что надеюсь, что вы поможете мне эти сомнения победить.

Расскажите, кто и что вам нравится. Может быть, вы смотрите тиктоки про книжки? На кого вы подписаны в инстаграме из книжных блогеров? А может, и правда ютюб? Кто ваш любимый эксперт по книгам? Что вам интереснее — обзоры? Подборки? Интервью? Лекции про определенные жанры или писателей? Смешные короткие ролики? Что вы думаете о книжных клубах? Может, вы сами ходите или хотите пойти?

Если у вас есть предложения по этому телеграм-каналу, то их я тоже с радостью приму, потому что его я в любом случае забрасывать не собираюсь. Например, тут была отличная идея рубрики “посоветуй книгу”, где любой желающий дает рекомендации в комментариях. Я про это помню и обязательно сделаю. Если у вас еще есть пожелания, напишите, пожалуйста.

Понимаю, что запрос широкий, но надеюсь на вас. За все советы, рекомендации и мнения — заранее спасибо! Вы мне очень поможете.
Тут спрашивали, где можно купить мои бумажные книги за границей, и у меня наконец-то есть ответ!

В магазине «Муравей» продается «Харассмент». Ребята мне сами написали и предложили об этом рассказать, а я только рада. Они отправляют заказы со склада в Берлине по всему миру — привет тем, кто писал мне из Канады)

«Муравей» вообще классные, так что этим постом я их по-дружески рекламирую — у них много книг на русском, есть отдельный тронувший меня раздел с «иноагентами» и «нежелательной литературой». В общем, если вы любите покупать бумажные книги (я помню, тут таких большинство) и живете за границей, рекомендую.
Сегодня у меня для вас рекомендация в стиле “если вам понравилась Х, то прочитайте Y”. Если вам понравилась “Тайная история” Донны Тарт, и вы в поиске чего-то похожего по атмосфере, то рекомендую “Словно вы злодеи” М.Л. Рио.

Книга начинается с того, что главный герой, осужденный за убийство, выходит из тюрьмы и рассказывает, что же на самом деле произошло в ночь преступления 10 лет назад. Весь роман мы будем держать в голове, кого назначили виновным, но в самом ли деле он виноват и что вообще случилось — мы знать не будем, как поначалу не будем знать и то, кто жертва.

Герои — семеро студентов выпускного курса театральной академии, специализирующейся на Шекспире (название книги — тоже строка из Шекспира, он вообще центр всего романа). Ставят только его: на курсах помладше — комедии, постарше — трагедии. За несколько лет обучения студенты так вживаются в роли (даже не то чтобы в конкретные, а вообще в шекспировские страсти), что переносят их в реальную жизнь, а это, понятное дело, добром кончиться не может. Любовь и ревность, зависть и интриги, бутафорские сабли, кружевные манжеты и постановочные драки, заканчивающиеся настоящей кровью, — в общем, представьте себе молодых актеров, живущих в школе-интернате, и все ассоциации, что придут вам на ум, будут в точку. Сама академия очень похожа на Хогвартс, и это, конечно, тоже добавляет атмосферности.

Вообще эта книга — в первую очередь про атмосферу, за которую можно простить и небольшие провисания сюжета и то, что кое-где автор явно пожалела объяснений, оставив туманности. От романа не оторваться, я проглотила его за пару дней и получила огромное удовольствие. Он так глубоко погружает в свою реальность, что, правда, забываешь обо всем. Это не великая литература, но это классная, насыщенная история, рассказанная захватывающе, от которой остается чувство полного удовлетворения.

А еще эта книга для меня снова подняла вечный вопрос о том, каким вообще должно быть творчество: понятным, для людей, или сложным, для истории. Потому что, дочитав “Злодеев”, я пошла посмотреть, что пишут в интернете, и тут же наткнулась на снисходительную рецензию “Нью Йорк Таймс”, где говорилось, что книга “не плохая и не хорошая”, но ошибки молодости (“Злодеи” — дебютный роман), так уж и быть, можно простить. Я в принципе много лет уже бьюсь над секретом литературных критиков “Нью Йорк Таймс”, которые, кажется, считают все книги посредственностью, а шедеврами — только свои рецензии на них, но периодически они заставляют меня сомневаться. Я-то думаю, что хорошая книга — это та, которую интересно читать, и для меня увлекательная история всегда лучше какой-нибудь займи, пусть даже всеми уважаемой. Я и свои книги по этому принципу пишу. Но, возможно, есть еще какие-то критерии хорошей литературы, которые от меня ускользают. Если вы тоже об этом думали, напишите, как вы решили для себя: какая литература (и искусство вообще) — хорошая?