С 19 октября по 17 декабря проходит Московская олимпиада школьников по истории искусств «ИСКУССТВО/ЗНАНИЕ». В этом году Олимпиада приурочена к выставке «Николай Рерих».
Принять участие могут ученики 9-11 классов из всех регионов России. Заочный тур проходит онлайн до 19 ноября.
На очный тур будут приглашены участники, показавшие высокие результаты по итогам заочного тура. Очный тур пройдет в Москве, в экспозиции выставки «Николай Рерих», 17 декабря.
Победители и призеры смогут претендовать на льготы при поступлении на профильные факультеты ряда российских высших учебных заведений.
Узнать подробности можно на нашем сайте.
📸: ©️ГТГ/ Иван Новиков-Двинский
Принять участие могут ученики 9-11 классов из всех регионов России. Заочный тур проходит онлайн до 19 ноября.
На очный тур будут приглашены участники, показавшие высокие результаты по итогам заочного тура. Очный тур пройдет в Москве, в экспозиции выставки «Николай Рерих», 17 декабря.
Победители и призеры смогут претендовать на льготы при поступлении на профильные факультеты ряда российских высших учебных заведений.
Узнать подробности можно на нашем сайте.
📸: ©️ГТГ/ Иван Новиков-Двинский
9 ноября 1885 года родился поэт и прозаик Велимир Хлебников. Он был творцом, первопроходцем и открывателем по своей натуре; жизненный путь его был извилист.
Хлебников бросал вызов миру с его устоями, а мир не принимал Хлебникова с его чудачествами.
Если бы не литературное призвание, возможно, Виктор (настоящее имя поэта) стал бы орнитологом. Будучи участником научных экспедиций на Урал и в Дагестан, в 1906 году Хлебников открывает новый вид кукушек; однако в этом же году он теряет интерес к учебе, все больше склоняясь к поэзии. Он переезжает в Петербург и начинает вести богемный образ жизни. Заинтересованный античной мифологией и славянскими традициями, поэт выдумывает целый пантеон языческих божеств. Позже он создает бесчисленное количество неологизмов, собственный язык – «зауми», «Общество Председателей Земного шара», изучает закономерности истории и предсказывает Февральскую и Октябрьскую революции.
А ещё в его биографии – вызов на дуэль от поэта Осипа Мандельштама, месяцы в психиатрических больницах с целью избежать призыва на войну и сочинение футуристических манифестов.
Фигура Велимира Хлебникова вызывала у современников столько же восхищения, сколько осуждения и критики. Но именно такая личность – противоречивая, незаурядная и неудобная – могла сформулировать идеологию авангардистов.
Хлебников бросал вызов миру с его устоями, а мир не принимал Хлебникова с его чудачествами.
Если бы не литературное призвание, возможно, Виктор (настоящее имя поэта) стал бы орнитологом. Будучи участником научных экспедиций на Урал и в Дагестан, в 1906 году Хлебников открывает новый вид кукушек; однако в этом же году он теряет интерес к учебе, все больше склоняясь к поэзии. Он переезжает в Петербург и начинает вести богемный образ жизни. Заинтересованный античной мифологией и славянскими традициями, поэт выдумывает целый пантеон языческих божеств. Позже он создает бесчисленное количество неологизмов, собственный язык – «зауми», «Общество Председателей Земного шара», изучает закономерности истории и предсказывает Февральскую и Октябрьскую революции.
А ещё в его биографии – вызов на дуэль от поэта Осипа Мандельштама, месяцы в психиатрических больницах с целью избежать призыва на войну и сочинение футуристических манифестов.
Фигура Велимира Хлебникова вызывала у современников столько же восхищения, сколько осуждения и критики. Но именно такая личность – противоречивая, незаурядная и неудобная – могла сформулировать идеологию авангардистов.
Мы обновили официальный набор стикеров Третьяковской галереи – теперь он стал еще интереснее.
Посмотреть и добавить набор можно по ссылке.
Посмотреть и добавить набор можно по ссылке.
18 ноября в музее братьев Третьяковых начинается цикл лекций «Павел и Сергей Третьяковы. Предпринимательство, коллекции, семья».
В историю русской культуры Третьяковы вошли как коллекционеры и основатели главного музея национального искусства – Третьяковской галереи.
Союз братьев Третьяковых с полным правом можно назвать уникальным. При жизни их объединяла родственная любовь и дружба, они были безупречными торговыми партнерами, создавшими собственное льняное производство в Костроме, меценатами и благотворителями.
На лекциях сотрудников музея Павла и Сергея Третьяковых вы узнаете о предпринимательской деятельности Павла Михайловича и Сергея Михайловича, характере и масштабе их коллекций, роде Третьяковых, близких и дальних родственниках.
В качестве приглашенного лектора выступит Виктор Паленный - историк, главный редактор журнала Всероссийского общества глухих «В едином строю» с рассказом о благотворительности Павла Третьякова и других меценатов в отношении сообщества глухих и об истории школ глухих во второй половине ХIX века.
Цикл открывает лекция «Павел и Сергей Третьяковы: от торговых лавок к фабрике».
Лекция посвящена предпринимательской деятельности Павла и Сергея Третьяковых. Слушатели познакомятся с историей становления бизнеса братьев, начавших знакомство с торговым делом в конторе и лавках отца, и его различными аспектами: торговлей, производством льняных тканей, строительством и сдачей в аренду доходных домов. Рассказ о предпринимательской деятельности братьев Третьяковых станет ответом на вопрос: «на какие средства создавалась и росла будущая Третьяковская галерея?».
📅18 ноября, 15.00
🎫Купить билет
📍 Музей Павла и Сергея Третьяковых, 1-й Голутвинский переулок, 16, стр. 1
🖼Коллаж. С.М. Третьяков. Фотография К.И. Бергамского. Петербург, 1879-1880. П.М. Третьяков. Фотография И.Г. Дьяговченко. Москва, 1881. ОР ГТГ
В историю русской культуры Третьяковы вошли как коллекционеры и основатели главного музея национального искусства – Третьяковской галереи.
Союз братьев Третьяковых с полным правом можно назвать уникальным. При жизни их объединяла родственная любовь и дружба, они были безупречными торговыми партнерами, создавшими собственное льняное производство в Костроме, меценатами и благотворителями.
На лекциях сотрудников музея Павла и Сергея Третьяковых вы узнаете о предпринимательской деятельности Павла Михайловича и Сергея Михайловича, характере и масштабе их коллекций, роде Третьяковых, близких и дальних родственниках.
В качестве приглашенного лектора выступит Виктор Паленный - историк, главный редактор журнала Всероссийского общества глухих «В едином строю» с рассказом о благотворительности Павла Третьякова и других меценатов в отношении сообщества глухих и об истории школ глухих во второй половине ХIX века.
Цикл открывает лекция «Павел и Сергей Третьяковы: от торговых лавок к фабрике».
Лекция посвящена предпринимательской деятельности Павла и Сергея Третьяковых. Слушатели познакомятся с историей становления бизнеса братьев, начавших знакомство с торговым делом в конторе и лавках отца, и его различными аспектами: торговлей, производством льняных тканей, строительством и сдачей в аренду доходных домов. Рассказ о предпринимательской деятельности братьев Третьяковых станет ответом на вопрос: «на какие средства создавалась и росла будущая Третьяковская галерея?».
📅18 ноября, 15.00
🎫Купить билет
📍 Музей Павла и Сергея Третьяковых, 1-й Голутвинский переулок, 16, стр. 1
🖼Коллаж. С.М. Третьяков. Фотография К.И. Бергамского. Петербург, 1879-1880. П.М. Третьяков. Фотография И.Г. Дьяговченко. Москва, 1881. ОР ГТГ
Forwarded from PRABABOUSHKA
«Женщины в искусстве» — новая рубрика, которую PRABABOUSHKA рада представить вам совместно с Государственной Третьяковской галереей. В ней мы будем говорить обо всех, кто оставил яркий след в русской культуре, о тех, чьё творчество вдохновляет нас спустя десятилетия. Первый наш рассказ — о «музе русского модерна» Марии Якунчиковой-Вебер.
«Удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в своё искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат…» — писал Александр Бенуа о Марии Васильевне Якунчиковой-Вебер, выдающейся русской художнице эпохи модерна.
Мир живописи ей открыл Василий Поленов и его сестра Елена Дмитриевна. В 1882 году, когда Маше было 12 лет, ее сестра Наталья стала супругой уже известного тогда автора «Московского дворика». Юная Маша училась у Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и критики восхищались ее талантом. Ее работы украшали выставки «Мира искусств», Салона Марсова поля и Русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
В ее картинах звучат ноты ностальгии по России — по просторам родного Введенского в Звенигороде у Саввино-Сторожевского монастыря, по пленэрам в Жуковке на Клязьме и в Бехово на Оке, где царила атмосфера «исключительного единения нас всех на почве искусства и вообще высоких идеалов, и все было так искренно, глубоко затрагивало душу и наполняло жизнь светом».
Этот мир пришлось оставить для лечения за границей. В 18 лет у Марии выявили костный туберкулез. Он год за годом подтачивал ее силы и погубил в возрасте 33 лет — на пике творческой активности и недолгого семейного счастья. В браке с доктором Львом Николаевичем Вебером родились двое сыновей.
Ее называли музой русского модерна. Она одной из первых сформулировала его суть — изящной, чистой красоты и поэтической мечты, нежного образа райского сада на земле. «Красота имеет право существовать — она высшая земная прелесть, и к ней устремляются наши земные потребности», — писала художница.
Ее картины очень музыкальны — в них звучит Шуман и Григ, Шопен и Мендельсон — она слушала их сочинения в период работы. «Медон. Бегущие облака... Что-то мимолетное, теплое, с нотой Griga… Я напишу Сену около Медона весной и назову “Мелодия весеннего ветра”»
«Она всегда одна и та же, гибкая и грустная, и в глазах невольно остаются ее руки, бессильные и тонкие, как ветви березы, качающиеся в голубом небе», — как точно подметил Волошин! Она словно сама всегда летела в «Недостижимое», как героиня ее рисунка для обложки «Весов».
Автор текста: Ирина Парамонова
«Удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в своё искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат…» — писал Александр Бенуа о Марии Васильевне Якунчиковой-Вебер, выдающейся русской художнице эпохи модерна.
Мир живописи ей открыл Василий Поленов и его сестра Елена Дмитриевна. В 1882 году, когда Маше было 12 лет, ее сестра Наталья стала супругой уже известного тогда автора «Московского дворика». Юная Маша училась у Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и критики восхищались ее талантом. Ее работы украшали выставки «Мира искусств», Салона Марсова поля и Русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
В ее картинах звучат ноты ностальгии по России — по просторам родного Введенского в Звенигороде у Саввино-Сторожевского монастыря, по пленэрам в Жуковке на Клязьме и в Бехово на Оке, где царила атмосфера «исключительного единения нас всех на почве искусства и вообще высоких идеалов, и все было так искренно, глубоко затрагивало душу и наполняло жизнь светом».
Этот мир пришлось оставить для лечения за границей. В 18 лет у Марии выявили костный туберкулез. Он год за годом подтачивал ее силы и погубил в возрасте 33 лет — на пике творческой активности и недолгого семейного счастья. В браке с доктором Львом Николаевичем Вебером родились двое сыновей.
Ее называли музой русского модерна. Она одной из первых сформулировала его суть — изящной, чистой красоты и поэтической мечты, нежного образа райского сада на земле. «Красота имеет право существовать — она высшая земная прелесть, и к ней устремляются наши земные потребности», — писала художница.
Ее картины очень музыкальны — в них звучит Шуман и Григ, Шопен и Мендельсон — она слушала их сочинения в период работы. «Медон. Бегущие облака... Что-то мимолетное, теплое, с нотой Griga… Я напишу Сену около Медона весной и назову “Мелодия весеннего ветра”»
«Она всегда одна и та же, гибкая и грустная, и в глазах невольно остаются ее руки, бессильные и тонкие, как ветви березы, качающиеся в голубом небе», — как точно подметил Волошин! Она словно сама всегда летела в «Недостижимое», как героиня ее рисунка для обложки «Весов».
Автор текста: Ирина Парамонова
«После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи» пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи», – писал в своих воспоминаниях Игорь Грабарь.
Приглашаем вместе с нами полюбоваться подборкой «березовых» пейзажей, созданных художниками вслед за Архипом Куинджи.
Архип Куинджи. Березовая роща. 1879.
Александр Головин. Березы ночью. 1908-1910.
Петр Кончаловский. Верхушки берез.
Игорь Грабарь. Под березами. 1904.
Аполлинарий Васнецов. Лес. Березки.
Илья Остроухов. Березы. Осень. (Абрамцево). 1885.
Давид Бурлюк. Березы. 1914-1915.
Исаак Левитан. Березовая роща. 1889.
Приглашаем вместе с нами полюбоваться подборкой «березовых» пейзажей, созданных художниками вслед за Архипом Куинджи.
Архип Куинджи. Березовая роща. 1879.
Александр Головин. Березы ночью. 1908-1910.
Петр Кончаловский. Верхушки берез.
Игорь Грабарь. Под березами. 1904.
Аполлинарий Васнецов. Лес. Березки.
Илья Остроухов. Березы. Осень. (Абрамцево). 1885.
Давид Бурлюк. Березы. 1914-1915.
Исаак Левитан. Березовая роща. 1889.