В новой рубрике #палитраТретьяковки предлагаем погрузиться в историю цвета в живописи. Наш путь по палитре начнем с цвета летних рассветов – розового.
Часто встречающийся в природе, розовый не сразу был признан самостоятельным цветом – долгое время он просто считался одним из оттенков красного, бледным красным. Ченнино Ченнини, итальянский художник XIV века, писал о розовом цвете в своей «Книге об искусстве». Он отмечал, что смесь пурпурного цвета с известковыми белилами дает превосходный тон для написания «лиц, рук и обнаженного тела».
Вплоть до XVIII века в русской и европейской живописи за розовым цветом было закреплено скорее функциональное, чем символическое значение – он использовался в основном для написания кожи в портретах. Однако с зарождением стиля рококо розовый цвет (наряду с другими пастельными тонами) начал приобретать популярность – розовыми изображали драпировки ткани, предметы интерьера, украшения.
Со временем в живописи раскрывается все более сложный спектр розовых оттенков. Нежным закатным светом они пробираются в пейзажи Николая Рериха и Аполлинария Васнецова; рябят и мерцают в «движущихся» полотнах импрессионистов – Константина Коровина, Николая Мещерина. Полюбился этот цвет и авангардистам, щедро добавлявшим на холсты малиновые акценты.
Предлагаем вместе с нами полюбоваться многообразием оттенков розового в специальной подборке произведений. И поделитесь – историю какого цвета вы бы хотели узнать?
Часто встречающийся в природе, розовый не сразу был признан самостоятельным цветом – долгое время он просто считался одним из оттенков красного, бледным красным. Ченнино Ченнини, итальянский художник XIV века, писал о розовом цвете в своей «Книге об искусстве». Он отмечал, что смесь пурпурного цвета с известковыми белилами дает превосходный тон для написания «лиц, рук и обнаженного тела».
Вплоть до XVIII века в русской и европейской живописи за розовым цветом было закреплено скорее функциональное, чем символическое значение – он использовался в основном для написания кожи в портретах. Однако с зарождением стиля рококо розовый цвет (наряду с другими пастельными тонами) начал приобретать популярность – розовыми изображали драпировки ткани, предметы интерьера, украшения.
Со временем в живописи раскрывается все более сложный спектр розовых оттенков. Нежным закатным светом они пробираются в пейзажи Николая Рериха и Аполлинария Васнецова; рябят и мерцают в «движущихся» полотнах импрессионистов – Константина Коровина, Николая Мещерина. Полюбился этот цвет и авангардистам, щедро добавлявшим на холсты малиновые акценты.
Предлагаем вместе с нами полюбоваться многообразием оттенков розового в специальной подборке произведений. И поделитесь – историю какого цвета вы бы хотели узнать?
Уважаемые посетители!
❗️С 10 по 12 августа будет изменено время работы залов Новой Третьяковки на Крымском Валу, 10 в связи с проведением II Международного детского культурного форума в парке Музеон.
📸: © ГТГ/ Иван Новиков-Двинский
❗️С 10 по 12 августа будет изменено время работы залов Новой Третьяковки на Крымском Валу, 10 в связи с проведением II Международного детского культурного форума в парке Музеон.
📸: © ГТГ/ Иван Новиков-Двинский
В залах графики Третьяковской галереи проходит выставка, посвященная ученическим рисункам выдающихся художников и их пути «По ступеням мастерства».
В рамках выставки рассказываем, как было организовано обучение в Академии художеств.
Например, работы учеников оценивались не по привычной нам пятибалльной системе, а с помощью последовательной нумерации. Лучшую работу помечали единицей, вторую по качеству – двойкой и так далее. Оценка также указывала номер места в амфитеатре, которое академист должен был занимать в течение следующего месяца.
В натурном классе могло собираться более 150 учеников, и нумерация решала проблему их размещения: лучшие места в амфитеатре доставались отличникам, худшие — отстающим. Нижние места, расположенные под самыми светильниками, назывались «плафоном» и считались наименее удобными: «Кто сидел на нижней скамейке, на того с люстры капало масло, брызги летели во все стороны, отчего рисунки нередко портились». Неудачные места создавали для учащихся дополнительные сложности — им доставались далеко не самые выгодные ракурсы, иногда значительно усложнявшие задачу.
Были те, кому места «в плафоне» нравились. Очень любил «плафон» Василий Поленов, который всегда отдавал не имевшему места свой номер в бельэтаже для номеров первого десятка, которые он обычно получал.
Атмосфера занятия описана в мемуарах Ильи Репина: «На скамьях амфитеатра полукругом перед натурщиком сидело более полутораста человек в одном натурном классе. Тишина была такая, что скрип ста пятидесяти карандашей казался концертом кузнечиков, сверчков или оркестром малайских музыкантов. <…> Рядом, плечом к плечу с лохматой головой юнца в косоворотке, сидел седенький генерал в погонах; дальше бородач во фраке (красавец художник с эспаньолкой), потом студент университета, высокий морской офицер с окладистой бородой; повыше целая партия светловолосых вятичей, полная дама — тогда еще большая редкость в Академии художеств».
В рамках выставки рассказываем, как было организовано обучение в Академии художеств.
Например, работы учеников оценивались не по привычной нам пятибалльной системе, а с помощью последовательной нумерации. Лучшую работу помечали единицей, вторую по качеству – двойкой и так далее. Оценка также указывала номер места в амфитеатре, которое академист должен был занимать в течение следующего месяца.
В натурном классе могло собираться более 150 учеников, и нумерация решала проблему их размещения: лучшие места в амфитеатре доставались отличникам, худшие — отстающим. Нижние места, расположенные под самыми светильниками, назывались «плафоном» и считались наименее удобными: «Кто сидел на нижней скамейке, на того с люстры капало масло, брызги летели во все стороны, отчего рисунки нередко портились». Неудачные места создавали для учащихся дополнительные сложности — им доставались далеко не самые выгодные ракурсы, иногда значительно усложнявшие задачу.
Были те, кому места «в плафоне» нравились. Очень любил «плафон» Василий Поленов, который всегда отдавал не имевшему места свой номер в бельэтаже для номеров первого десятка, которые он обычно получал.
Атмосфера занятия описана в мемуарах Ильи Репина: «На скамьях амфитеатра полукругом перед натурщиком сидело более полутораста человек в одном натурном классе. Тишина была такая, что скрип ста пятидесяти карандашей казался концертом кузнечиков, сверчков или оркестром малайских музыкантов. <…> Рядом, плечом к плечу с лохматой головой юнца в косоворотке, сидел седенький генерал в погонах; дальше бородач во фраке (красавец художник с эспаньолкой), потом студент университета, высокий морской офицер с окладистой бородой; повыше целая партия светловолосых вятичей, полная дама — тогда еще большая редкость в Академии художеств».
#Вэтотдень в 1737 году родился художник Антон Лосенко.
Самой известной картиной Лосенко стало масштабное историческое полотно «Прощание Гектора с Андромахой». В эпоху классицизма в искусстве воспевались высокие духовные идеалы, заложенные в сюжетах античного эпоса. Одним из таких сюжетов была сцена прощания Гектора с его женой и детьми перед смертельной битвой. Герой «Илиады» Гомера изображен заботливым и любящим отцом, и в то же время – самоотверженным, храбрым воином. Одна рука Гектора протянута к маленькому сыну, другую он простирает к небу, как бы взывая к богам и испрашивая их благосклонности. Особенный трагизм картине придает тот факт, что сражение с ахейцами стало последней битвой Гектора.
Символично, что и для художника эта работа также была последней. В 1772 году он был назначен директором Академии Художеств. Однако эта должность была обременительной для Лосенко – здоровье художника, утомленного долгими часами ежедневного преподавания и гнетом придворных интриг и козней, было подорвано. В 1773 году Лосенко скоропостижно скончался от водянки, так и не дописав «Прощание Гектора с Андромахой».
В день рождения художника показываем вам подборку его произведений из коллекции Третьяковской галереи.
Самой известной картиной Лосенко стало масштабное историческое полотно «Прощание Гектора с Андромахой». В эпоху классицизма в искусстве воспевались высокие духовные идеалы, заложенные в сюжетах античного эпоса. Одним из таких сюжетов была сцена прощания Гектора с его женой и детьми перед смертельной битвой. Герой «Илиады» Гомера изображен заботливым и любящим отцом, и в то же время – самоотверженным, храбрым воином. Одна рука Гектора протянута к маленькому сыну, другую он простирает к небу, как бы взывая к богам и испрашивая их благосклонности. Особенный трагизм картине придает тот факт, что сражение с ахейцами стало последней битвой Гектора.
Символично, что и для художника эта работа также была последней. В 1772 году он был назначен директором Академии Художеств. Однако эта должность была обременительной для Лосенко – здоровье художника, утомленного долгими часами ежедневного преподавания и гнетом придворных интриг и козней, было подорвано. В 1773 году Лосенко скоропостижно скончался от водянки, так и не дописав «Прощание Гектора с Андромахой».
В день рождения художника показываем вам подборку его произведений из коллекции Третьяковской галереи.
Forwarded from PrimaMedia.Приморье
17 августа Третьяковская галерея совместно с Приморской картинной галерей и Дальневосточным Художественным музеем, при поддержке Транспортной группы FESCO, откроет выставку «Энергия Цвета. Архетипы авангарда».
🔎 Вчера во Владивосток прибыли работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой и других знаменитых мастеров. А сегодня реставраторы и хранители двух музеев — Третьяковской галереи и Приморской картинной галереи — провели распаковку работ.
Среди них есть работа «Девушка с гребнем в волосах» Казимира Малевича, «Натюрморт с синим кувшином» Аристарха Лентулова. «Рыбак среди скал» Нико Пиросмани.
Специалисты отметили, что перевозка прошла успешно: все картины добрались до Владивостока в полном порядке. 17 августа, начиная с 11:00, их сможет увидеть каждый посетитель.
Фото: Вадим Мартыненко. ГТГ.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#настроениедня
🖼Н.Кузнецов. После обеда. 1888.
📖А если вы в поисках чего-нибудь интересного и познавательного для послеобеденного чтения – в нашем сообществе ВКонтакте вышла новая статья о путешествиях и впечатлениях Ильи Репина. Рекомендуем!
🖼Н.Кузнецов. После обеда. 1888.
📖А если вы в поисках чего-нибудь интересного и познавательного для послеобеденного чтения – в нашем сообществе ВКонтакте вышла новая статья о путешествиях и впечатлениях Ильи Репина. Рекомендуем!
12 августа 1881 года родился Александр Герасимов – российский и советский художник, архитектор и скульптор, теоретик искусства и профессор.
Родился художник в городе Козлове Тамбовской губернии. Мальчик учился в приходской школе, любил кулачные бои, помогал отцу в торговле скотом. Отец Герасимова видел в сыне будущего инженера или врача; но судьбу маленького Саши определил талант, неожиданно проявившийся на уроках рисования. Постепенно детское увлечение переросло в настоящую страсть. Приехавший в Козлов художник Сергей Криволуцкий увидел наброски Герасимова и настойчиво порекомендовал ему ехать в Москву: «Бросьте заниматься этой ерундой. Поезжайте в Москву поступать в Школу живописи».
Художественные способности Герасимова были отточены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – его преподавателями были Валентин Серов, Константин Коровин и Абрам Архипов. Когда в творческой среде наступило время фундаментальных переосмыслений и категоричных манифестов, Герасимов не примкнул ни к одной из художественных группировок; ему были чужды абстрактные композиции. Он писал: «Я даже не допускал мысли, чтобы русскую душу не трогала такая картина, как волнующаяся рожь, когда по ней, как по морю, волны так и ходят, “ходят на просторе”, когда воздух напоен запахом полыни и полевых цветов».
С 1920-х годов художник в своем творчестве обратился к соцреализму. Солнечные пейзажи, портреты творческой интеллигенции и политических деятелей и картины, изображающие быт простого народа, принесли Герасимову заслуженное признание.
Родился художник в городе Козлове Тамбовской губернии. Мальчик учился в приходской школе, любил кулачные бои, помогал отцу в торговле скотом. Отец Герасимова видел в сыне будущего инженера или врача; но судьбу маленького Саши определил талант, неожиданно проявившийся на уроках рисования. Постепенно детское увлечение переросло в настоящую страсть. Приехавший в Козлов художник Сергей Криволуцкий увидел наброски Герасимова и настойчиво порекомендовал ему ехать в Москву: «Бросьте заниматься этой ерундой. Поезжайте в Москву поступать в Школу живописи».
Художественные способности Герасимова были отточены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – его преподавателями были Валентин Серов, Константин Коровин и Абрам Архипов. Когда в творческой среде наступило время фундаментальных переосмыслений и категоричных манифестов, Герасимов не примкнул ни к одной из художественных группировок; ему были чужды абстрактные композиции. Он писал: «Я даже не допускал мысли, чтобы русскую душу не трогала такая картина, как волнующаяся рожь, когда по ней, как по морю, волны так и ходят, “ходят на просторе”, когда воздух напоен запахом полыни и полевых цветов».
С 1920-х годов художник в своем творчестве обратился к соцреализму. Солнечные пейзажи, портреты творческой интеллигенции и политических деятелей и картины, изображающие быт простого народа, принесли Герасимову заслуженное признание.