Forwarded from Год Литературы
#ГЛтеатр
В Новгородской области с 3 по 11 ноября в 27-й раз пройдет Международный театральный фестиваль Ф. М. Достоевского.
На шести площадках в Великом Новгороде и Старой Руссе состоятся показы 23 спектаклей по произведениям великого классика.
Как сообщает пресс-служба, география фестиваля в этом году очень обширна: https://godliteratury.ru/articles/2023/10/17/v-programmu-festivalia-dostoevskogo-voshli-drajv-miuzikl-rok-opera-i-spektakl-promenad
В Новгородской области с 3 по 11 ноября в 27-й раз пройдет Международный театральный фестиваль Ф. М. Достоевского.
На шести площадках в Великом Новгороде и Старой Руссе состоятся показы 23 спектаклей по произведениям великого классика.
Как сообщает пресс-служба, география фестиваля в этом году очень обширна: https://godliteratury.ru/articles/2023/10/17/v-programmu-festivalia-dostoevskogo-voshli-drajv-miuzikl-rok-opera-i-spektakl-promenad
Год Литературы
В программу Фестиваля Достоевского вошли драйв-мюзикл, рок-опера и спектакль-променад - Год Литературы
Текст: Светлана Мазурова/РГ
Forwarded from «Рексквер»: аудиокниги, озвучка контента
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Великий русский классик Фёдор Михайлович Достоевский был уверен, что детство играет ключевую роль в становлении человека, поэтому, если мы хотим изменить общество, начинать следует с детей. Именно поэтому писатель считал, что утаивать что-то от детей под предлогом, что «им это нельзя знать» – не надо.
🎙Предлагаем прослушать полную цитату об отношении к детям в изумительном исполнении Александры Остроуховой
Узнали, из какого произведения Фёдора Михайловича этот отрывок?😉
#цитатыдостоевского
🎙Предлагаем прослушать полную цитату об отношении к детям в изумительном исполнении Александры Остроуховой
Узнали, из какого произведения Фёдора Михайловича этот отрывок?😉
#цитатыдостоевского
Forwarded from Достоевский Ф. М.
#ВИДЕОТЕКА
"Старец — это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением".
(Братья Карамазовы)
Весной 1878 года семья Достоевских пережила большое горе: от приступа эпилепсии неожиданно скончался трёхлетний сын Алёша. Супруги тяжело пережили этот удар судьбы.
Опасаясь за здоровье мужа, Анна Григорьевна уговорила молодого русского философа Владимира Соловьёва, поддерживавшего семью в те скорбные дни, взять Фёдора Михайловича с собой в Оптину пустынь.
Поездка состоялась 23 – 29 июня 1878 года. В это время известным старцем Оптиной пустыни был иеросхимонах Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков.
Фёдор Михайлович пробыл в монастыре двое суток и виделся со старцем Амвросием три раза: один раз в толпе и два раза наедине. Содержание их разговоров неизвестно, о нём можно отчасти судить по словам, вложенным в уста героя романа «Братья Карамазовы» старца Зосимы...
🎬 Видео на youtube (26:19мин.)
@FDostoevskiy
"Старец — это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением".
(Братья Карамазовы)
Весной 1878 года семья Достоевских пережила большое горе: от приступа эпилепсии неожиданно скончался трёхлетний сын Алёша. Супруги тяжело пережили этот удар судьбы.
Опасаясь за здоровье мужа, Анна Григорьевна уговорила молодого русского философа Владимира Соловьёва, поддерживавшего семью в те скорбные дни, взять Фёдора Михайловича с собой в Оптину пустынь.
Поездка состоялась 23 – 29 июня 1878 года. В это время известным старцем Оптиной пустыни был иеросхимонах Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков.
Фёдор Михайлович пробыл в монастыре двое суток и виделся со старцем Амвросием три раза: один раз в толпе и два раза наедине. Содержание их разговоров неизвестно, о нём можно отчасти судить по словам, вложенным в уста героя романа «Братья Карамазовы» старца Зосимы...
🎬 Видео на youtube (26:19мин.)
@FDostoevskiy
YouTube
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ. Старцы и русская литература
Достоевского в Оптину пустынь привело семейное горе: умер трехлетний сын, Алёша. Русские писатели приезжали на встречу со старцами и до Достоевского. Но именно Федор Михайлович первым описал старцев в своих произведениях, сделал их героями, ключевыми фигурами…
#интересные_факты
Старец Амвросий послужил прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых»
Даже отлученный от Церкви Лев Толстой после беседы с ним сказал: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
🗓 23 октября — день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Старец Амвросий послужил прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых»
Даже отлученный от Церкви Лев Толстой после беседы с ним сказал: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
🗓 23 октября — день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Православный журнал «Фома»
Амвросий: история старца, перед которым преклонялись Толстой и Достоевский - Православный журнал «Фома»
Сейчас не верится, а ведь преподобный Амвросий - в миру Александр Гренков – самый известный из оптинских старцев, вполне мог вообще не стать монахом. Во всяком случае, постриг он принял после долгих лет борьбы с малодушием, сомнениями и привязанностью к миру.
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
"Думал я о тебе очень много и мучительно. Тяжела судьба твоя, милый брат! С твоим здоровьем, с твоими мыслями, без людей кругом, с скукой вместо праздника, и с семейством, о котором хоть и свята и сладка забота, но тяжело бремя — жизнь невыносима. Но не унывай духом, брат. Просветлеет время.
Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе.
Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни. Счастлив ты, что природа обильно наделила тебя любовью и сильным характером. В тебе есть еще крепкий здравый смысл и блестки бриллиантового юмора и веселости. Всё это еще спасает тебя.
Я много думаю о тебе. Но боже, как много отвратительных подло-ограниченных седобородых мудрецов, знатоков, фарисеев жизни, гордящихся опытностию, то есть своею безличностию (ибо все в одну мерку стачаны), негодных, которые вечно проповедуют довольство судьбой, веру во что-то, ограничение в жизни и довольство своим местом, не вникнув в сущность слов этих, — довольство, похожее на монастырское истязание и ограничение, и с неистощимо мелкою злостью осуждающих сильную, горячую душу не выносящего их пошлого, дневного расписания и календаря жизненного. Подлецы они с их водевильным земным счастием. Подлецы они! Встречаются иногда и бесят мучительно".
Из письма Ф.М. Достоевского к старшему брату M.М. Достоевскому от января-февраля 1847 года.
Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе.
Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни. Счастлив ты, что природа обильно наделила тебя любовью и сильным характером. В тебе есть еще крепкий здравый смысл и блестки бриллиантового юмора и веселости. Всё это еще спасает тебя.
Я много думаю о тебе. Но боже, как много отвратительных подло-ограниченных седобородых мудрецов, знатоков, фарисеев жизни, гордящихся опытностию, то есть своею безличностию (ибо все в одну мерку стачаны), негодных, которые вечно проповедуют довольство судьбой, веру во что-то, ограничение в жизни и довольство своим местом, не вникнув в сущность слов этих, — довольство, похожее на монастырское истязание и ограничение, и с неистощимо мелкою злостью осуждающих сильную, горячую душу не выносящего их пошлого, дневного расписания и календаря жизненного. Подлецы они с их водевильным земным счастием. Подлецы они! Встречаются иногда и бесят мучительно".
Из письма Ф.М. Достоевского к старшему брату M.М. Достоевскому от января-февраля 1847 года.
"Генеральша благоговела перед своим мужем. Впрочем, ей всего более нравилось то, что он генерал, а она по нем — генеральша".
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Село Степанчиково и его обитатели)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
#Дневник_писателя1877
"Спросите самих себя: не случалось ли с вами сто раз, может быть, такого же обстоятельства в жизни? Вот вы возлюбили какую-нибудь свою мечту, идею, свой вывод, убеждение или внешний какой-нибудь факт, поразивший вас, женщину, наконец, околдовавшую вас.
Вы устремляетесь за предметом любви вашей всеми силами вашей души. Правда, как ни ослеплены вы, как ни подкуплены сердцем, но если есть в этом предмете любви вашей ложь, наваждение, что-нибудь такое, что вы сами преувеличили и исказили в нем вашей страстностью, вашим первоначальным порывом - единственно, чтоб сделать из него вашего идола и поклониться ему, - то уж, разумеется, вы втайне это чувствуете про себя, сомнение тяготит вас, дразнит ум, ходит по душе вашей и мешает жить вам покойно с излюбленной вашей мечтой.
И что ж, не помните ли вы, не сознаетесь ли сами, хоть про себя: чем вы тогда вдруг утешились? Не придумали ли вы новой мечты, новой лжи, даже страшно, может быть, грубой, но которой вы с любовью поспешили поверить, потому только, что она разрешала первое сомнение ваше?"
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Спросите самих себя: не случалось ли с вами сто раз, может быть, такого же обстоятельства в жизни? Вот вы возлюбили какую-нибудь свою мечту, идею, свой вывод, убеждение или внешний какой-нибудь факт, поразивший вас, женщину, наконец, околдовавшую вас.
Вы устремляетесь за предметом любви вашей всеми силами вашей души. Правда, как ни ослеплены вы, как ни подкуплены сердцем, но если есть в этом предмете любви вашей ложь, наваждение, что-нибудь такое, что вы сами преувеличили и исказили в нем вашей страстностью, вашим первоначальным порывом - единственно, чтоб сделать из него вашего идола и поклониться ему, - то уж, разумеется, вы втайне это чувствуете про себя, сомнение тяготит вас, дразнит ум, ходит по душе вашей и мешает жить вам покойно с излюбленной вашей мечтой.
И что ж, не помните ли вы, не сознаетесь ли сами, хоть про себя: чем вы тогда вдруг утешились? Не придумали ли вы новой мечты, новой лжи, даже страшно, может быть, грубой, но которой вы с любовью поспешили поверить, потому только, что она разрешала первое сомнение ваше?"
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Андроников монастырь
🟠 Достоевского нужно прочесть всем русским и не один раз. Если уж такие скептические головастики как Ницше брались за изучением русского только с одной целью - Достоевского читать, то что у нас есть в отговорках по части лени раскрыть его книги?
"Бесы" после выхода в свет затормозили социалистическое движение лучше работы всех тайных канцелярий и 4-го отделения.
Достоевский вообще способен перепрошить мозги в лучшую сторону любому, кто с совестью не раздружилдся.
И даже им.
Надо быть готовым, что Федор Михайлович возьмет вас за руку и потащит по чердакам и подвалам, по трактирам и распивочным, заставит слушать диалоги и монологи, от которых уши вянут. И в оконцовке дернет вас за руку и поставит на коленки перед Самим Иисусом Христом.
🔺️ ️Достоевский, по емкой характеристике старца Амвросия, "кающийся". Лучшей похвалы из святоотеческих уст нам не услышать. И поскольку творчество вообще "магнитит" и электризует, то будьте уверены, что в случае с Достоевским вас намагнитит не чувством абсурда, и не жаждой наживы, и не похотливыми грезами, а поиском подлинного смысла и искренним покаянием.
❗️ Если вся Россия прочет Достоевского, то через год вся Россия будет в субботу вечером за Всенощной петь "Воскресение Христово видевше...".
Это и будет единственно правильное прочтение лермонтовского "прощай немытая Россиия", ибо с прошлым мы неизбежно попрощаемся.
Священник Андрей Ткачев
📌 фотограф Олег Гвоздев.
Птица Длиннохвоствя неясыть.
"Бесы" после выхода в свет затормозили социалистическое движение лучше работы всех тайных канцелярий и 4-го отделения.
Достоевский вообще способен перепрошить мозги в лучшую сторону любому, кто с совестью не раздружилдся.
И даже им.
Надо быть готовым, что Федор Михайлович возьмет вас за руку и потащит по чердакам и подвалам, по трактирам и распивочным, заставит слушать диалоги и монологи, от которых уши вянут. И в оконцовке дернет вас за руку и поставит на коленки перед Самим Иисусом Христом.
🔺️ ️Достоевский, по емкой характеристике старца Амвросия, "кающийся". Лучшей похвалы из святоотеческих уст нам не услышать. И поскольку творчество вообще "магнитит" и электризует, то будьте уверены, что в случае с Достоевским вас намагнитит не чувством абсурда, и не жаждой наживы, и не похотливыми грезами, а поиском подлинного смысла и искренним покаянием.
❗️ Если вся Россия прочет Достоевского, то через год вся Россия будет в субботу вечером за Всенощной петь "Воскресение Христово видевше...".
Это и будет единственно правильное прочтение лермонтовского "прощай немытая Россиия", ибо с прошлым мы неизбежно попрощаемся.
Священник Андрей Ткачев
📌 фотограф Олег Гвоздев.
Птица Длиннохвоствя неясыть.
#Читальный_зал
Монолог Мармеладова в распивочной
Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем на стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:
— А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе!
— Неужели дала? — крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку.
— Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, — произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. — Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё что было, сам видел...
Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. <...> Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!.. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе!
Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.
— Да чего тебя жалеть-то? — крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.
Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.
— Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!..
Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много...» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных...
И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...» И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет...
Господи, да при-идет царствие твое!
И он опустился на лавку, истощенный и обессиленный, ни на кого не смотря, как бы забыв окружающее и глубоко задумавшись. Слова его произвели некоторое впечатление; на минуту воцарилось молчание, но вскоре раздались прежний смех и ругательства.
@FDostoevskiy — не только цитаты
Монолог Мармеладова в распивочной
Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем на стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:
— А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе!
— Неужели дала? — крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку.
— Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, — произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. — Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё что было, сам видел...
Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. <...> Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!.. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе!
Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.
— Да чего тебя жалеть-то? — крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.
Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.
— Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!..
Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много...» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных...
И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...» И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет...
Господи, да при-идет царствие твое!
И он опустился на лавку, истощенный и обессиленный, ни на кого не смотря, как бы забыв окружающее и глубоко задумавшись. Слова его произвели некоторое впечатление; на минуту воцарилось молчание, но вскоре раздались прежний смех и ругательства.
(Преступление и наказание)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
#ВИДЕОТЕКА #Театрал
Монолог Мармеладова в исполнении Сергея Маковецкого
🎬 Видео на youtube (12:24мин.)
📖 Вы можете прочитать отрывок из книги "Преступление и наказание" по ссылке:
https://teletype.in/@fdostoevskiy/marmeladov
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Монолог Мармеладова в исполнении Сергея Маковецкого
🎬 Видео на youtube (12:24мин.)
📖 Вы можете прочитать отрывок из книги "Преступление и наказание" по ссылке:
https://teletype.in/@fdostoevskiy/marmeladov
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
YouTube
Монолог Мармеладова в исполнении Сергея Маковецкого
Фрагмент передачи "Маркиза" 1998года
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
"Брат, не забывай меня! Вот я пишу к тебе и распоряжаюсь всем, даже состоянием твоим. Но у меня вера в тебя не погасла. Ты мой брат и любил меня. Мне нужно денег. Мне надо жить, брат. Не бесплодно пройдут эти годы. Мне нужно денег и книг. Что истратишь на меня — не пропадет. Ты не ограбишь своих детей, если дашь мне. Если только буду жив, то им с лихвой возвращу. Ведь позволят же мне печатать лет через шесть, а может, и раньше. Ведь много может перемениться, а я теперь вздору не напишу. Услышишь обо мне. Мы увидимся, брат, очень скоро. Я верю в это как в дважды два. На душе моей ясно. Вся будущность моя и всё, что я сделаю, у меня как перед глазами. Я доволен своею жизнию.
Одного только можно опасаться: людей и произвола. Попадешь к начальнику, который невзлюбит (такие есть), придерется и погубит или загубит службой, а я так слабосилен, что, конечно, не в состоянии нести всю тягость солдатства. «Там все люди простые», — говорят мне в ободрение. Да простого-то человека я боюсь более, чем сложного. Впрочем, люди везде люди. И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны. Я учил одного молодого черкеса (присланного в каторгу за разбой) русскому языку и грамоте. Какою же благодарностию окружил он меня! Другой каторжный заплакал, расставаясь со мной.38 Я ему давал денег — да много ли? Но за это благодарность его была беспредельна.
А между тем характер мой испортился; я был с ними капризен, нетерпелив. Они уважали состояние моего духа и переносили всё безропотно. A propos. Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойник<ов> и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его. Но это мое маленькое самолюбие! Надеюсь простительно".
Из письма Ф.М. Достоевского к старшему брату M.М. Достоевскому от 30 января — 22 февраля 1854 года из Омска.
Одного только можно опасаться: людей и произвола. Попадешь к начальнику, который невзлюбит (такие есть), придерется и погубит или загубит службой, а я так слабосилен, что, конечно, не в состоянии нести всю тягость солдатства. «Там все люди простые», — говорят мне в ободрение. Да простого-то человека я боюсь более, чем сложного. Впрочем, люди везде люди. И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны. Я учил одного молодого черкеса (присланного в каторгу за разбой) русскому языку и грамоте. Какою же благодарностию окружил он меня! Другой каторжный заплакал, расставаясь со мной.38 Я ему давал денег — да много ли? Но за это благодарность его была беспредельна.
А между тем характер мой испортился; я был с ними капризен, нетерпелив. Они уважали состояние моего духа и переносили всё безропотно. A propos. Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойник<ов> и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его. Но это мое маленькое самолюбие! Надеюсь простительно".
Из письма Ф.М. Достоевского к старшему брату M.М. Достоевскому от 30 января — 22 февраля 1854 года из Омска.
Forwarded from Консерватор
Достоевский на Арабском Востоке
В одной из крупнейших арабских онлайн-библиотек в ряду с писателями арабского мира красуетсяправославный фундаменталист Фёдор Михайлович Достоевский.
Мы привыкли, что Достоевского любят и почитают на Западе, но Восток им грезит не меньше. И, кстати, совершенно по-особенному иллюстрирует его книги. А также предваряет их характерными посвящениями:
«Тем, кто вышел из мрачных подполий своих
К дневному свету и просторам земли...»
С таким двустишием сталкивается арабский читатель «Записок из подполья» («Фи сирдаби» на арабском — дословно «В моём подземелье») в переводе 1956 года, который принадлежит сирийцу Абд аль-Муина аль-Малухи.
Впрочем, некоторые герои Фёдора Михайловича также грезят Арабским Востоком. Например, Раскольников в «Преступлении и наказании»:
«Всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же всё пьёт воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течёт и журчит».
А ещё, как сообщают наши иракские источники, весь арабоязычный сегмент «Фейсбука» пересыпан цитатами из Достоевского.
Подписывайтесь на канал «Консерватор»
В одной из крупнейших арабских онлайн-библиотек в ряду с писателями арабского мира красуется
Мы привыкли, что Достоевского любят и почитают на Западе, но Восток им грезит не меньше. И, кстати, совершенно по-особенному иллюстрирует его книги. А также предваряет их характерными посвящениями:
«Тем, кто вышел из мрачных подполий своих
К дневному свету и просторам земли...»
С таким двустишием сталкивается арабский читатель «Записок из подполья» («Фи сирдаби» на арабском — дословно «В моём подземелье») в переводе 1956 года, который принадлежит сирийцу Абд аль-Муина аль-Малухи.
Впрочем, некоторые герои Фёдора Михайловича также грезят Арабским Востоком. Например, Раскольников в «Преступлении и наказании»:
«Всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же всё пьёт воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течёт и журчит».
А ещё, как сообщают наши иракские источники, весь арабоязычный сегмент «Фейсбука» пересыпан цитатами из Достоевского.
Подписывайтесь на канал «Консерватор»
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
"Не знаю, но по вашему письму я угадываю, что Вы с грустию нашли опять родину. Я понимаю это; я несколько раз думал, что если вернусь когда-нибудь на родину, то встречу в моих впечатлениях более страдания, чем отрады. Я не жил Вашею жизнию и не знаю многого в ней, как и всякий человек в жизни другого, но человеческое чувство в нас всеобще, и, кажется, при возврате на родину всякому изгнаннику приходится переживать вновь, в сознании и воспоминании, всё свое прошедшее горе. Это похоже на весы, на которых свесишь и узнаешь точно настоящий вес всего того, что выстрадал, перенес, потерял и что у нас отняли добрые люди.
Но дай Вам бог еще долгих дней! Я слышал от многих, что Вы очень религиозны, Н<аталья> Д<митриевна>. Не потому, что Вы религиозны, но потому, что сам пережил и прочувствовал это, скажу Вам, что в такие минуты жаждешь, как «трава иссохшая», веры, и находишь ее, собственно потому, что в несчастье яснеет истина. Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.
И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.
Но об этом лучше перестать говорить. Впрочем, не знаю, почему некоторые предметы разговора совершенно изгнаны из употребления в обществе, а если и заговорят как-нибудь, то других как будто коробит? Но мимо об этом. Я слышал, Вы куда-то хотите ехать на юг? Дай Вам Бог выпросить позволение. Но когда же, скажите, пожалуйста, когда же мы будем совсем свободны иди по крайней мере так, как другие люди? Уж не тогда ли, когда совсем не надо будет свободы? Что касается до меня, то я желаю лучше всего или уж ничего. В солдатской шинели я такой же пленник, как и прежде. И как я рад, что в душе моей нахожу еще надолго терпения, что благ земных не желаю и что мне надо только книг, возможности писать и быть каждодневно несколько часов одному. О последнем я очень беспокоюсь.
Вот уже очень скоро пять лет, как я под конвоем или в толпе людей, и ни одного часу не был один. Быть одному — это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником. Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого-то нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года. Были и у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно. Самое несносное несчастье это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь всё это, упрекаешь себя даже — и не можешь себя пересилить. Я это испытал. Я уверен, что Бог Вас избавил от этого. Я думаю, в Вас, как в женщине, гораздо более было силы переносить и прощать".
Из письма Ф.М. Достоевского к Н.Д. Фонвизиной от конца января — 20-х чисел февраля 1854 года из Омска.
Но дай Вам бог еще долгих дней! Я слышал от многих, что Вы очень религиозны, Н<аталья> Д<митриевна>. Не потому, что Вы религиозны, но потому, что сам пережил и прочувствовал это, скажу Вам, что в такие минуты жаждешь, как «трава иссохшая», веры, и находишь ее, собственно потому, что в несчастье яснеет истина. Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.
И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.
Но об этом лучше перестать говорить. Впрочем, не знаю, почему некоторые предметы разговора совершенно изгнаны из употребления в обществе, а если и заговорят как-нибудь, то других как будто коробит? Но мимо об этом. Я слышал, Вы куда-то хотите ехать на юг? Дай Вам Бог выпросить позволение. Но когда же, скажите, пожалуйста, когда же мы будем совсем свободны иди по крайней мере так, как другие люди? Уж не тогда ли, когда совсем не надо будет свободы? Что касается до меня, то я желаю лучше всего или уж ничего. В солдатской шинели я такой же пленник, как и прежде. И как я рад, что в душе моей нахожу еще надолго терпения, что благ земных не желаю и что мне надо только книг, возможности писать и быть каждодневно несколько часов одному. О последнем я очень беспокоюсь.
Вот уже очень скоро пять лет, как я под конвоем или в толпе людей, и ни одного часу не был один. Быть одному — это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником. Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого-то нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года. Были и у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно. Самое несносное несчастье это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь всё это, упрекаешь себя даже — и не можешь себя пересилить. Я это испытал. Я уверен, что Бог Вас избавил от этого. Я думаю, в Вас, как в женщине, гораздо более было силы переносить и прощать".
Из письма Ф.М. Достоевского к Н.Д. Фонвизиной от конца января — 20-х чисел февраля 1854 года из Омска.
Forwarded from «Рексквер»: аудиокниги, озвучка контента
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского давно уже нет с нами. Однако его книги, из года в год перечитываемые разными поколениями, живы точно так же, как и его цитаты☝️
И чтобы доказать это, мы и запустили наш небольшой проект. Ведь что может быть приятнее прочтения русской классики – красивого, осмысленного, да еще и в исполнении замечательных актеров дубляжа?
☕️Так что это утро четверга предлагаем начать не только с кофе, но и с мыслей Фёдора Михайловича о том, что в человеке важнее, чем ум. Исполняет актриса дубляжа и озвучивания Ольга Зубкова.
И по традиции, спросим – помните, из какого произведения цитата?)
#цитатыдостоевского
И чтобы доказать это, мы и запустили наш небольшой проект. Ведь что может быть приятнее прочтения русской классики – красивого, осмысленного, да еще и в исполнении замечательных актеров дубляжа?
☕️Так что это утро четверга предлагаем начать не только с кофе, но и с мыслей Фёдора Михайловича о том, что в человеке важнее, чем ум. Исполняет актриса дубляжа и озвучивания Ольга Зубкова.
И по традиции, спросим – помните, из какого произведения цитата?)
#цитатыдостоевского
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
"Вот уже скоро 10 месяцев, как я вышел из каторги и начал мою новую жизнь. А те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу. Что за ужасное было это время, не в силах я рассказать тебе, друг мой. Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе. Во все 4 года не было мгновения, в которое бы я не чувствовал, что я в каторге.
Но что рассказывать! Даже если бы я написал к тебе 100 листов, то и тогда ты не имел бы понятия о тогдашней жизни моей. Это нужно, по крайней мере, видеть самому, — я уже не говорю испытать. Но это время прошло, и теперь оно сзади меня, как тяжелый сон, так же как выход из каторги представлялся мне прежде, как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь. Всё это время я не имел обо всех вас ни весточки. Я был как ломоть отрезанный. Выйдя из каторги, я вскоре получил письмо от Михайлы Михайловича, моего верного брата, друга и благодетеля. После того, в скором времени, обрадовали меня сестры. Из этих писем узнал я всё о каждом из нашего семейства, и об тебе, милый друг.
Наконец, вот пишешь и ты, а вместе с тем и любезнейшая сестрица Домника Ивановна удостоила меня своим милым приветствием. Ради Бога, любезный брат, не сердись на меня, что не я первый написал тебе. Я, впрочем, написал бы непременно. Но в новой жизни моей встретилось столько новых забот и хлопот, что, право, я до сих пор едва успел оглядеться! Поступил я, согласно с конфирмациею, в 7-й Линейный батальон. Тут началась для меня новая забота: служба. Здоровье и силы мои помогали мне мало. Вышел я из каторги решительно больной. А между тем надо было заняться фрунтом, учением, смотрами. Всё лето я был так занят, что едва находил время спать. Но теперь немного привык. Здоровье мое тоже стало получше. И, не теряя надежды, смотрю я вперед довольно бодро".
Из письма Ф.М. Достоевского к младшему брату А.М. Достоевскому от 6 ноября 1854 года из Семипалатинска.
Но что рассказывать! Даже если бы я написал к тебе 100 листов, то и тогда ты не имел бы понятия о тогдашней жизни моей. Это нужно, по крайней мере, видеть самому, — я уже не говорю испытать. Но это время прошло, и теперь оно сзади меня, как тяжелый сон, так же как выход из каторги представлялся мне прежде, как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь. Всё это время я не имел обо всех вас ни весточки. Я был как ломоть отрезанный. Выйдя из каторги, я вскоре получил письмо от Михайлы Михайловича, моего верного брата, друга и благодетеля. После того, в скором времени, обрадовали меня сестры. Из этих писем узнал я всё о каждом из нашего семейства, и об тебе, милый друг.
Наконец, вот пишешь и ты, а вместе с тем и любезнейшая сестрица Домника Ивановна удостоила меня своим милым приветствием. Ради Бога, любезный брат, не сердись на меня, что не я первый написал тебе. Я, впрочем, написал бы непременно. Но в новой жизни моей встретилось столько новых забот и хлопот, что, право, я до сих пор едва успел оглядеться! Поступил я, согласно с конфирмациею, в 7-й Линейный батальон. Тут началась для меня новая забота: служба. Здоровье и силы мои помогали мне мало. Вышел я из каторги решительно больной. А между тем надо было заняться фрунтом, учением, смотрами. Всё лето я был так занят, что едва находил время спать. Но теперь немного привык. Здоровье мое тоже стало получше. И, не теряя надежды, смотрю я вперед довольно бодро".
Из письма Ф.М. Достоевского к младшему брату А.М. Достоевскому от 6 ноября 1854 года из Семипалатинска.
Forwarded from «Рексквер»: аудиокниги, озвучка контента
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
📖Одной из главных тем романов великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского была любовь. Причем, проявлялась она в совершенно разных аспектах: от нравственной и братской до страстной и запретной.
«Любовью все покупается, все спасается», – говорит автор устами старца Зосимы в своем произведении «Братья Карамазовы». Предлагаем прослушать полную цитату в проникновенном исполнении режиссера и мастера дубляжа Всеволода Кузнецова
Кстати, друзья, напоминаем, что в эту субботу мы снимаем с Всеволодом Борисовичем свежий выпуск подкаста «Про озвучку»! Если вы еще не успели задать актеру озвучивания вопрос, спешите это сделать в комментариях к посту
Самые лучшие вопросы будут адресованы нашему гостю в прямом эфире🎤
«Любовью все покупается, все спасается», – говорит автор устами старца Зосимы в своем произведении «Братья Карамазовы». Предлагаем прослушать полную цитату в проникновенном исполнении режиссера и мастера дубляжа Всеволода Кузнецова
Кстати, друзья, напоминаем, что в эту субботу мы снимаем с Всеволодом Борисовичем свежий выпуск подкаста «Про озвучку»! Если вы еще не успели задать актеру озвучивания вопрос, спешите это сделать в комментариях к посту
Самые лучшие вопросы будут адресованы нашему гостю в прямом эфире🎤