День Достоевского состоялся!
25 участников - 8 музеев, 6 театров, 7 библиотек, 4 культурные пространства в разных жанрах продемонстрировали в прямом смысле слова свою любовь к Достоевскому.
Финальные события Дня Достоевского прошли в Пространстве SENO между Гороховой улицей и Сенной площадью. А спектакль ФМД-Театра «Достоевский/буффонада» в День Достоевского - было одно из самых ожидаемых городских событий. В описании говорится: «В новом спектакле „ФМД-Театра" встретятся жильцы Гороховой и те, кто часто оказывался на Сенной: Обломов и Раскольников, Пиковая дама и Старуха-процентщица, Вера Павловна и Майор Ковалёв… Зрители удивятся совершенно новому герою из недописанного рассказа Достоевского, вспомнят давно знакомых персонажей».
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
25 участников - 8 музеев, 6 театров, 7 библиотек, 4 культурные пространства в разных жанрах продемонстрировали в прямом смысле слова свою любовь к Достоевскому.
Финальные события Дня Достоевского прошли в Пространстве SENO между Гороховой улицей и Сенной площадью. А спектакль ФМД-Театра «Достоевский/буффонада» в День Достоевского - было одно из самых ожидаемых городских событий. В описании говорится: «В новом спектакле „ФМД-Театра" встретятся жильцы Гороховой и те, кто часто оказывался на Сенной: Обломов и Раскольников, Пиковая дама и Старуха-процентщица, Вера Павловна и Майор Ковалёв… Зрители удивятся совершенно новому герою из недописанного рассказа Достоевского, вспомнят давно знакомых персонажей».
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
YouTube
День Достоевского 2023 в Пространстве SENO. Прямая трансляция
14-й День Достоевского состоялся в Петербурге 1 июля 2023 года. Финальные события праздника прошли в Пространстве SENO (Гороховая улица 49б). Предлагаем вам запись прямой трансляции Дня Достоевского в Пространстве SENO. Часть 1: Концерт «Повести Гоголя» Библиотеки…
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
"Ф. Шиллер являлся важнейшим для Достоевского западным автором. Наличествовали как открытая вдохновленность идеями Шиллера, так и их творческое развитие, и в то же время прямая полемика вплоть до иронического снижения. В романе «Преступление и наказание» при частой апелляции к Шиллеру не дается никаких конкретных цитат или узнаваемых аллюзий, вследствие чего необходимы расшифровка и комментирование этих обращений. Попытка этого предпринята в данной статье.
Влияние наследия Шиллера в романе разнопланово: прослеживаются общие идейные мотивы (полемика с концепцией schöne Seele; теодицея, основанная на философских концептах любви и красоты); эстетические положения (эстетизация страдания и злодеяния в рамках категории «возвышенного»); антропология (создание героя-идеолога; суждение о глубокой дисгармонии натуры современного человека, ведущей к безграничной «широте души» вплоть до моральной амбивалентности) и инновационные приемы психологизма (изображение психологии преступника изнутри, с эффектом сопереживания).
Особенную важность для идейного содержания романа «Преступление и наказание» имела шиллеровская драма «Разбойники», в плане психологизма значительную роль сыграли также драматические отрывки «Человеконенавистник» и повесть «Преступник из-за потерянной чести», которые впервые вводятся в научный комментарий к роману Достоевского".
Ключевые слова: роман Достоевского «Преступление и наказание», идеи романтизма, драма Ф. Шиллера «Разбойники», психология преступника, антропология, эстетическая система и моральная проблематика Шиллера и Достоевского.
Александр Криницын. Шиллеровские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 2 (22). С. 128–160.
Читать полностью: https://www.dostmirkult.ru/images/2023-2/05_Krinitsyn_128-160.pdf
Влияние наследия Шиллера в романе разнопланово: прослеживаются общие идейные мотивы (полемика с концепцией schöne Seele; теодицея, основанная на философских концептах любви и красоты); эстетические положения (эстетизация страдания и злодеяния в рамках категории «возвышенного»); антропология (создание героя-идеолога; суждение о глубокой дисгармонии натуры современного человека, ведущей к безграничной «широте души» вплоть до моральной амбивалентности) и инновационные приемы психологизма (изображение психологии преступника изнутри, с эффектом сопереживания).
Особенную важность для идейного содержания романа «Преступление и наказание» имела шиллеровская драма «Разбойники», в плане психологизма значительную роль сыграли также драматические отрывки «Человеконенавистник» и повесть «Преступник из-за потерянной чести», которые впервые вводятся в научный комментарий к роману Достоевского".
Ключевые слова: роман Достоевского «Преступление и наказание», идеи романтизма, драма Ф. Шиллера «Разбойники», психология преступника, антропология, эстетическая система и моральная проблематика Шиллера и Достоевского.
Александр Криницын. Шиллеровские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 2 (22). С. 128–160.
Читать полностью: https://www.dostmirkult.ru/images/2023-2/05_Krinitsyn_128-160.pdf
"...Если наш народ просвещен уже давно, приняв в свою суть Христа и его учение, то вместе с ним, с Христом, уж конечно, принял и истинное просвещение. При таком основном запасе просвещения науки Запада, конечно, обратятся для него лишь в истинное благодеяние.
Христос не померкнет от них у нас, как на Западе, где, впрочем, не от наук он померк, как утверждают либералы же, а еще прежде наук, когда сама церковь западная исказила образ Христов, преобразившись из церкви в Римское государство и воплотив его вновь в виде папства".
@FDostoevskiy — не только цитаты
Христос не померкнет от них у нас, как на Западе, где, впрочем, не от наук он померк, как утверждают либералы же, а еще прежде наук, когда сама церковь западная исказила образ Христов, преобразившись из церкви в Римское государство и воплотив его вновь в виде папства".
(Дневник писателя 1880)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Андроников монастырь
⏰️ Вам много говорят
про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть.
Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь.
И даже если и одно
только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.
Федор Михайлович Достоевский.
«Братья Карамазовы»
📌 на фото:
Спасский собор и икона преподобных Андроника и Саввы, первых настоятелей древнейшего московского Андроникова монастыря.
Андрониковмкая площадь, 10 (метро Римская)
про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть.
Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь.
И даже если и одно
только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.
Федор Михайлович Достоевский.
«Братья Карамазовы»
📌 на фото:
Спасский собор и икона преподобных Андроника и Саввы, первых настоятелей древнейшего московского Андроникова монастыря.
Андрониковмкая площадь, 10 (метро Римская)
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
«Герои Достоевского постоянно живут жизнью души, их мучат вопросы Добра и Зла, Красоты и Безобразия, Справедливости и Несправедливости - и этот экзистенциальный диалог душ составляет главное основание великих романов русского писателя. Здесь все погружены в одну общую атмосферу страстных размышлений о вечных вопросах бытия. Ибо мир стоит на пороге катастрофы; его старые устои уже не способны служить опорой общественного здания, и самая насущная задача для людей - не "хлебы", а "новая земля и новое небо" <…>. Только полное и окончательное разрешение "мировых вопросов" и "мировых противоречий" - и притом без насилия и крови - может спасти человечество. Именно так, думается, а не в духе некоей общей гуманной - и притом достаточно банальной - эстетической фразы следует понимать размышления Достоевского и его героев о том, что высшая духовная красота спасет мир».
Г.М. Фридлендер. «Человек в мире Достоевского»
Г.М. Фридлендер. «Человек в мире Достоевского»
Forwarded from Телеканал СПАС
ДНИ ДОСТОЕВСКОГО В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
📌В дни престольного праздника Иоанно-Предтеченского скита, с 7 по 8 июля, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоится духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023», успешное начало которому было положено в 2022 году.
📌145 лет назад, 7 июля 1878г. великий русский писатель Фёдор Достоевский впервые посетил Оптину пустынь, где его встреча с преподобным старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
❗️Смотрите 7 июля прямые включения духовно-просветительского проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» в программе «Вечер на СПАСе» и 8 июля в 12:00 прямую трансляцию в эфире телеканала «СПАС» и в наших социальных сетях.
📌В дни престольного праздника Иоанно-Предтеченского скита, с 7 по 8 июля, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоится духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023», успешное начало которому было положено в 2022 году.
📌145 лет назад, 7 июля 1878г. великий русский писатель Фёдор Достоевский впервые посетил Оптину пустынь, где его встреча с преподобным старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
❗️Смотрите 7 июля прямые включения духовно-просветительского проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» в программе «Вечер на СПАСе» и 8 июля в 12:00 прямую трансляцию в эфире телеканала «СПАС» и в наших социальных сетях.
#Новости
7 и 8 июля в 2023 года в Оптиной пустыни проходит ежегодный проект "Дни Достоевского"
Задача проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023» - помочь обществу, особенно молодежи, найти ответ на вопросы современности – о вере, смыслах жизни, служении Отечеству, семье, долге и чести через призму творчества великого Русского писателя, раскрывшего глубокий смысл в своих романах, дневниках, переписках с друзьями полтора века назад.
В программе проекта - запланировано торжественное открытие памятника Ф.М. Достоевскому, встречи с известными людьми, дискуссии, выступления коллективов, связанных с экранизацией, театральными постановками, чтением романов Ф.М. Достоевского.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Прихрамовая территория церкви Зачатия Иоанна Предтечи.
с. Губино, Калужская область.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
7 и 8 июля в 2023 года в Оптиной пустыни проходит ежегодный проект "Дни Достоевского"
Задача проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023» - помочь обществу, особенно молодежи, найти ответ на вопросы современности – о вере, смыслах жизни, служении Отечеству, семье, долге и чести через призму творчества великого Русского писателя, раскрывшего глубокий смысл в своих романах, дневниках, переписках с друзьями полтора века назад.
В программе проекта - запланировано торжественное открытие памятника Ф.М. Достоевскому, встречи с известными людьми, дискуссии, выступления коллективов, связанных с экранизацией, театральными постановками, чтением романов Ф.М. Достоевского.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Прихрамовая территория церкви Зачатия Иоанна Предтечи.
с. Губино, Калужская область.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
YouTube
Дни Достоевского в Оптиной пустыни
Возвращая традиции духовного просвещения, 7 и 8 июля в нашем монастыре пройдёт ежегодный проект "Дни Достоевского"
Forwarded from Телеканал СПАС
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
О ЧЁМ ГОВОРИЛ ДОСТОЕВСКИЙ СО СТАРЦЕМ АМВРОСИЕМ?
Достоевский ехал в Оптину еще и затем, чтобы совершить поминовение любимого сына на 40-ой день его смерти: 4-лений Алёша умер 16 мая...
От чего умер ребёнок писателя? Как он переживал горе? Почему преподобный Амвросий Оптинский позже назвал его кающимся? Какая связь есть между покойным сыном писателя и "Братьями Карамазовыми"? Как он однажды перенес собственную смерть? И каким вернулся после посещения обители и бесед со старцем? Смотрите в спецпроекте СПАСа «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023».
Достоевский ехал в Оптину еще и затем, чтобы совершить поминовение любимого сына на 40-ой день его смерти: 4-лений Алёша умер 16 мая...
От чего умер ребёнок писателя? Как он переживал горе? Почему преподобный Амвросий Оптинский позже назвал его кающимся? Какая связь есть между покойным сыном писателя и "Братьями Карамазовыми"? Как он однажды перенес собственную смерть? И каким вернулся после посещения обители и бесед со старцем? Смотрите в спецпроекте СПАСа «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023».
7 июля у стен мужского монастыря Оптина пустынь состоялось открытие памятника Федору Михайловичу Достоевскому.
Его автор – известный скульптор, член-корреспондент Российской Академии Художеств, народный художник России Салават Александрович Щербаков, добрый друг и попечитель Андроникова монастыря.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Его автор – известный скульптор, член-корреспондент Российской Академии Художеств, народный художник России Салават Александрович Щербаков, добрый друг и попечитель Андроникова монастыря.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Telegram
Андроников монастырь
🛶 Вчера в Оптиной состоялось открытие памятника Федору Михайловичу Достоевскому.
В этот день Церковь празднует Рождество Предтечи, святого покровителя Иоанно-Предтеченского скита, где принимали народ великие оптинские старцы.
В начале дорожки, ведущей…
В этот день Церковь празднует Рождество Предтечи, святого покровителя Иоанно-Предтеченского скита, где принимали народ великие оптинские старцы.
В начале дорожки, ведущей…
Forwarded from Телеканал СПАС
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ: «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК, НЕ ПРОЧИТАВШИЙ ДОСТОЕВСКОГО, ЭТО НЕ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК»
"Русский человек, не прочитавший Достоевского — это оксюморон. Это не русский человек. Если упёрт и не хочет читать, значит, он вычеркнул себя из русскости. А если он просто не успел еще пока прочитать, то это русский человек в зародышевом состоянии...", считает отец Андрей Ткачёв.
Смотрите полный выпуск спецпроекта СПАСа «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023».
"Русский человек, не прочитавший Достоевского — это оксюморон. Это не русский человек. Если упёрт и не хочет читать, значит, он вычеркнул себя из русскости. А если он просто не успел еще пока прочитать, то это русский человек в зародышевом состоянии...", считает отец Андрей Ткачёв.
Смотрите полный выпуск спецпроекта СПАСа «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023».
Forwarded from Царьград ТВ
«Они там пишут о нашем народе: «дик и невежествен... не чета европейскому...»
Да наш народ — святой в сравнении с тамошним! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма, как в Италии, например. В Риме, в Неаполе, мне самому на улицах делали гнуснейшие предложения — юноши, почти дети.
Отвратительные, противоестественные пороки — и открыто для всех, и это никого не возмущает. А попробовали бы сделать то же у нас! Весь народ осудил бы, потому что для нашего народа тут смертный грех, а там это — в нравах, простая привычка, — и больше ничего. И эту-то «цивилизацию» хотят теперь прививать народу!
Да никогда я с этим не соглашусь! До конца моих дней воевать буду с ними, — не уступлю.
... Начинается эта пересадка всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, с разных там наук и искусств, а кончается содомским грехом и всеобщим растлением...»
Ф.М. Достоевский
Да наш народ — святой в сравнении с тамошним! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма, как в Италии, например. В Риме, в Неаполе, мне самому на улицах делали гнуснейшие предложения — юноши, почти дети.
Отвратительные, противоестественные пороки — и открыто для всех, и это никого не возмущает. А попробовали бы сделать то же у нас! Весь народ осудил бы, потому что для нашего народа тут смертный грех, а там это — в нравах, простая привычка, — и больше ничего. И эту-то «цивилизацию» хотят теперь прививать народу!
Да никогда я с этим не соглашусь! До конца моих дней воевать буду с ними, — не уступлю.
... Начинается эта пересадка всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, с разных там наук и искусств, а кончается содомским грехом и всеобщим растлением...»
Ф.М. Достоевский
Forwarded from Комьюнити «Достоевка и Партнёры»
#достоевскийпопонедельникам
Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия. Достоевский — великий революционер духа. Он весь направлен против окостенения духа.
(Бердяев Н.А. «Миросозерцание Достоевского»)
P.S. По понедельникам библиотека не работает, но у мудрых мыслей не бывает выходных.
Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия. Достоевский — великий революционер духа. Он весь направлен против окостенения духа.
(Бердяев Н.А. «Миросозерцание Достоевского»)
P.S. По понедельникам библиотека не работает, но у мудрых мыслей не бывает выходных.
"Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества".
@FDostoevskiy — не только цитаты
(Идиот)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято.
Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной".
@FDostoevskiy — не только цитаты
Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной".
(Письмо Н.Д.Фонвизиной 1854. Омск)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
Возвращаясь к вопросу о Христе и истине. Я долгое время думал, что тут все просто и разгадка лежит на поверхности: Достоевский лукавит, допуская, что Христос находится вне истины. Для него это риторический прием, тактическая уступка оппонентам, которая позволяла писателю освободить пространство для маневра. Ибо «нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», и если же «истина» нынешнего века спорит с Христом, то одновременно она спорит с красотой, с мужеством, с совершенством, в конце концов, с самим разумом.
Но вот недавно я несколько переосмыслил свой подход. Навела меня на это Т.А. Касаткина, её слова в одном чудесном разговоре. Касаткина отбрасывает всякое лукавство и игру в словах Достоевского: он действительно допускает, что Христос может быть вне истины.
Душа Достоевского стремится ко Христу и лишь в нем обнаруживает высший смысл, вне же Христа, как и вне бессмертия — все равно, все дозволено. И именно поэтому ставки, которые предлагает «символ веры» Достоевского, высоки до безумия. Пускай Христос обман, миф, иллюзия, преданье древней старины. Пускай — но это такие обман, миф и иллюзия, которые наделяют человеческое существование единственным смыслом, ради которого стоит жить и страдать — красотой, мужеством, совершенством. И если же истина — действительная истина — спорит с этим идеалом, если она права в своем споре, то я «билет возвращаю», я лучше буду безумцем во Христе, нежели мудрецом, погруженным в цинизм и отчаяние, в относительность всего.
Дочь Достоевского вспоминала, что среди всех стихотворений Пушкина ее отец особенно любил «Рыцаря бедного», и самого Достоевского сравнивала с этим рыцарем. Писатель так же отчаянно любил свой идеал — Христа, и так же отчаянно сознавал, сколь невместим этот идеал в пределы земной «истины».
Но почему человек должен размениваться на меньшее, если душа его жаждет даже не большего, но — совершеннейшего? Кто автор этой жестокой дилеммы, чьим коварным интересам она служит? Почему идеал, который столь явственно чувствует наша душа, должен с необходимостью подчиниться реальности?
Скажем иначе: почему реализм столь часто оборачивается цинизмом?
Ответ — по крайней мере намёк на него — находим у все того же рыцаря:
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де Богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путём-де волочился
Он за Матушкой Христа.
Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина Своего.
Но вот недавно я несколько переосмыслил свой подход. Навела меня на это Т.А. Касаткина, её слова в одном чудесном разговоре. Касаткина отбрасывает всякое лукавство и игру в словах Достоевского: он действительно допускает, что Христос может быть вне истины.
Душа Достоевского стремится ко Христу и лишь в нем обнаруживает высший смысл, вне же Христа, как и вне бессмертия — все равно, все дозволено. И именно поэтому ставки, которые предлагает «символ веры» Достоевского, высоки до безумия. Пускай Христос обман, миф, иллюзия, преданье древней старины. Пускай — но это такие обман, миф и иллюзия, которые наделяют человеческое существование единственным смыслом, ради которого стоит жить и страдать — красотой, мужеством, совершенством. И если же истина — действительная истина — спорит с этим идеалом, если она права в своем споре, то я «билет возвращаю», я лучше буду безумцем во Христе, нежели мудрецом, погруженным в цинизм и отчаяние, в относительность всего.
Дочь Достоевского вспоминала, что среди всех стихотворений Пушкина ее отец особенно любил «Рыцаря бедного», и самого Достоевского сравнивала с этим рыцарем. Писатель так же отчаянно любил свой идеал — Христа, и так же отчаянно сознавал, сколь невместим этот идеал в пределы земной «истины».
Но почему человек должен размениваться на меньшее, если душа его жаждет даже не большего, но — совершеннейшего? Кто автор этой жестокой дилеммы, чьим коварным интересам она служит? Почему идеал, который столь явственно чувствует наша душа, должен с необходимостью подчиниться реальности?
Скажем иначе: почему реализм столь часто оборачивается цинизмом?
Ответ — по крайней мере намёк на него — находим у все того же рыцаря:
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де Богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путём-де волочился
Он за Матушкой Христа.
Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина Своего.