Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
943 photos
42 videos
672 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
#прогулки_с_Достоевским
Собор Владимирской иконы Божией Матери.
🏃🏽‍♂️ Владимирский просп.20, Санкт-Петербург.

"Для каждого человека, живущего в Ленинграде, Достоевский существует в каком-то особом измерении. Город действительно пронизан его духом. В Михайловском замке он учился, на Владимирской площади жил, Семёновский плац — это несостоявшаяся его казнь, потрясение, которое пережил Фёдор Михайлович, стоя на этом помосте и видя оттуда купола Владимирской церкви".
(Театральный педагог и режиссёр Роза Сирота. Ленинград, 1974г.)

В конце жизни он переехал в дом, балкон которого прямо выходил на купола этого собора.
В воскресные и праздничные дни Достоевский посещал храм вместе с семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы жизни.
В этом же соборе служил духовник Федора Михайловича, который принес Святые Дары для его последнего, предсмертного причастия и исповедовал его.
"— Стихи вздор-с, — отрезал Смердяков.
— Ах нет, я очень стишок люблю.
— Это чтобы стих-с, то это существенный вздор-с. Рассудите сами: кто же на свете в рифму говорит? И если бы мы стали все в рифму говорить, хотя бы даже по приказанию начальства, то много ли бы мы насказали-с? Стихи не дело, Марья Кондратьевна.
— Как вы во всем столь умны, как это вы во всем произошли? — ласкался всё более и более женский голос".
(Братья Карамазовы)
Forwarded from Якеменко
Несколько слов о Достоевском. Он всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний – возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он живет, а по тому, о чем он мечтает», - писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».

Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу, как самую главную ценность.

Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе.

Достоевский жил в то время, когда вера в Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в кто время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно». Покажите «мне что-нибудь лучше Христа»! «Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите» и подчеркивал: «русский человек без Православия – дрянь».

Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном – о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, - советовал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно… Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».
Раскольников: "— Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда,и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…"
(Преступление и наказание)
@FDostoevskiy
#Дневник_писателя1873
"...Не в православии ли одном сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!"
"Дневник писателя"1873
@FDostoevskiy
"...Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Прощай. Твой друг и брат".
(письмо брату Михаилу Достоевскому 1839г)
Forwarded from «...Ум чужой»
“…этот писатель, умевший разгадать и представить все изгибы ума и сердца своих многочисленных и сложных героев, не находил слов, когда ему приходилось говорить о собственных переживаниях”.

Марк Слоним, «Три любви Достоевского»
#маркслоним #трилюбвидостоевского
Жизнь и творчество Достоевского неразделимы. Он "жил в литературе "; она была его жизненным делом и трагической судьбой. Во всех своих произведениях он решал загадку своей личности, говорил только о том, что им лично было пережито.

Достоевский всегда тяготел к форме исповеди; творчество его раскрывается перед нами, как одна огромная исповедь, как целостное откровение его универсального духа.
(К.В. Мочульский "Достоевский. Жизнь и творчество")
#Бесы
Варвара Петровна: "А что, например, говорили вы мне о милостыне? А между тем наслаждение от милостыни есть наслаждение надменное и безнравственное, наслаждение богача своим богатством, властию и сравнением своего значения с значением нищего.

Милостыня развращает и подающего и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство. Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть".
(Бесы)
@FDostoevskiy
#прогулки_с_Достоевским

Мариинская больница для бедных на Божедомке
🏃🏽‍♂️ ул. Достоевского, д.4 к.1, Москва

Если слева обойти театр Российской Армии, то мы окажемся на улице Достоевского, которая до 1954 года носила название Новая Божедомская. Божедомка – старинный московский район, издавна связанный с бедными и убогими (отсюда и название улицы–Божедомка).

По правую сторону улицы начинается большое здание с колоннадой и двумя флигелями - здание бывшей Мариинской больницы для бедных.

В 1821г. на работу в больницу, был принят штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский, отец Фёдора Михайловича. Поселили его с семьёй в казенную квартиру, сначала — в южной флигеле, где 11ноября 1821г. родился Федор Достоевский, а с 1823г. — в северном флигеле, там будущий писатель и провел свои детские годы по1837г. (можно только представить, сколько нищих, больных и убогих он видел всё своё детство из окна больничного флигеля).

После 1917г. Мариинская больница получила имя Ф.М.Достоевского.
Макар Девушкин: "Это какая-то дрянь, а не люди, просто дрянь; так себе, только числятся, а на деле их нет, и в этом я уверен".
(Бедные люди)
#Одно_совсем_особое_словцо_о_славянах
"...не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!<...>...потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».

Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи..."
(Дневник писателя 1877)
@FDostoevskiy
"Помню, что во всё это время, несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил наконец это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в мое прошедшее, судил себя один неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни".
(Записки из мертвого дома)
"...верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть.

Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной".
(письма Н. Д. Фонвизиной 1854. Омск)
@FDostoevskiy
"Несомненно, что классическая литература может способствовать возрастанию, по крайней мере, в одной христианской добродетели — добродетели сочувствия. ...Сострадать книжному герою легче, чем живому человеку. Ведь в отличие от последнего он не ждет от меня никакой конкретной помощи; его боль можно понять, не пожертвовав ничем своим. Но именно потому, что это легче, можно предположить, что юноша, не научившийся откликаться на чужую боль, предельно обнаженную в книге (хорошей книге) или в фильме (хорошем фильме), может так и не научиться чувствовать боль живых людей".
(Диакон Андрей Кураев)
👉🏻 ЧИТАТЬ
"Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного.

У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости Господа. Страданием своим русский народ как бы наслаждается..."
(Дневник писателя1873)
@FDostoevskiy
Forwarded from «...Ум чужой»
“Было ему тогда всего двадцать лет (брату его Ивану шел тогда двадцать четвертый год, а старшему их брату, Дмитрию, — двадцать восьмой). Прежде всего объявляю, что этот юноша, Алеша, был вовсе не фанатик и, по-моему, по крайней мере, даже и не мистик вовсе. Заранее скажу мое полное мнение: был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его”.

Ф.М.Достоевский, “Братья Карамазовы”
#фмдостоевский #братьякарамазовы