Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
954 photos
42 videos
677 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
#Из_бесед_и_поучений_старца_Зосимы
"Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает".
(Братья Карамазовы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Дневник_писателя_1877
"В наше время чуть не вся Европа влюбилась в турок, более или менее. Прежде, например, ну хоть год назад, хоть и старались в Европе отыскать в турках какие-то национальные великие силы, но в то же время почти все про себя понимали, что делают они это единственно из ненависти к России. Не могли же они в самом деле не понимать, что в Турции нет и не может быть сил правильного и здорового национального организма, мало того,— что и организма-то, может быть, уже не осталось никакого,— до того он расшатан, заражен и сгнил...

Но теперь, с тех пор как Турция в войне с Россиею, мало-помалу укрепилось и установилось, в иных местах в Европе, даже уже действительное и серьезное убеждение, что нация эта не только организм, но и имеющий большую силу, которая, в свою очередь, обладает свойством развития и дальнейшего прогресса. Эта мечта пленяет многие европейские умы все более и более, а наконец, даже и к нам перешла: и у нас в России заговорили иные о каких-то неожиданных национальных силах, которые вдруг проявила Турция.

Но в Европе укрепилась эта мечта опять-таки из ненависти к России, у нас же — из малодушия и страшной поспешности пессимистских заключений, которые всегда были свойством интеллигентных классов нашего общества, чуть только, лишь начинались где-нибудь и в чем-нибудь наши «неудачи»!

В Европе случилось то же самое, что произошло в поврежденном уме Дон-Кихота, но лишь в форме обратной, хотя сущность факта совершенно та же: тот, чтоб спасти истину, выдумал людей с телами слизняков, эти же, чтоб спасти свою основную мечту, столь их утешающую, о ничтожности и бессилии России,— сделали из настоящего уже слизняка организм человеческий, одарив его плотью и кровью, духовною силою и здоровьем. Об России же самые образованные европейские государства со страстью распространяют теперь совершенные нелепости".
(Дневник писателя 1877. II. Слизняки, принимаемые за людей. Что нам выгоднее: когда знают о нас правду или когда говорят о нас вздор?)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Фердыщенко:
"Я пришел вас предупредить: во-первых, мне денег взаймы не давать, потому что я непременно буду просить".
(Идиот)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Ф.М. Достоевский многократно и многогранно в разных аспектах выразил в своем творчестве русский цивилизационный код, культурно-исторические особенности России, но так, что размышления над ними имеют и ныне всечеловеческий смысл.

В романе «Братья Карамазовы», завершая речь Алеши у камня, Достоевский, на мой взгляд, сформулировал кредо русской цивилизации, ставящей доброту и справедливость превыше формального закона, и одновременно сделал это кредо заветом для всеединого человечества: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». В этих словах должен быть смысл современного государственного строительства и главный принцип мирового порядка.

Читать статью
"И никто-то, никто-то не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора,— мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать. Сами они себе судьи.

Любовь — тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло".
(Записки из подполья)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
— Я всегда вспоминаю один рассказ, который мне довелось случайно услышать от почтенной старушки, вдовы священника, часто встречавшей Ф. М. Достоевского в Знаменской церкви.
Вот ее подлинные слова:
— Он всегда к заутрене или к ранней обедне в эту церковь ходил. Раньше всех, бывало, придет и всех позже уйдет. И станет всегда в утолок, у самых дверей, за правой колонкой, чтобы не на виду. И всегда на коленках и со слезами молился. Всю службу, бывало, на коленках простоит; ни разу не встанет. Мы все так и знали, что это — Федор Михайлович Достоевский, только делали вид, что не знаем и не замечаем его. Не любил, когда его замечали. Сейчас отворотится и уйдет.

📖: из воспоминаний В.В. Тимофеевой.

📸: Знаменская церковь в Петербурге, прихожанином которой был Ф.М. Достоевский
"Одно из самых очевидно глубоких и многослойных текстовых пространств в «Преступлении и наказании» — речь Мармеладова. Скажем сразу, что целью автора вовсе не было «создать глубокий текст», его цели вообще не находятся в области создания определенного типа текста, такие цели начали себе ставить иные художники уже в XX веке, сосредоточившись как на конечной цели на том, что всегда было лишь средствами искусства, а некоторые исследователи опрокинули затем эту ситуацию XX века на всю историю человечества.

Создание «глубокого текста» — это для Достоевского средство, позволяющее открыть буквальное и постоянное присутствие Бога в повседневности без деклараций и педалирования очевидности такого присутствия, а теми же средствами, какими, по Достоевскому, пользуется сам Бог, присутствующий не навязывая Своего присутствия, позволяя не замечать Себя, действуя устами, руками и сердцем человека.

Таким образом, Достоевский — может быть, величайший богослов современности — в своих произведениях практически никогда не говорит о Боге иначе чем в плане постановки вопросов; все его ответы находятся вне прямого дискурса — он лишь показывает Его присутствие и качества этого присутствия в мире и человеке".

Татьяна Касаткина. «Преступление и наказание»: как создается глубокий текст // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2022. №1 (17). С. 52-62.

Читать полностью: http://dostmirkult.ru/images/2022-1/02_Kasatkina_52-62.pdf
#ВИДЕОТЕКА
Мармеладов в исполнении Евгения Лебедева

"Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с.

В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"
(Преступление и наказание)
🎬
Видео на Rutube (5:51мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Уважаемые коллеги, дорогие друзья

🆕 Рады сообщить вам, что 26-28 апреля 2022 года в городе Старая Русса (Новгородская область) в Музее романа «Братья Карамазовы» (Набережная Достоевского, 8) пройдут ХХIV Международные чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей ХХI века».
📖 Центральным текстом чтений в этом году выбран роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роману будут посвящены заседания, круглый стол и семинар, который состоится 28 апреля 2022 года.
📌 К участию в конференции приглашаются учащиеся, учителя, студенты, преподаватели, аспиранты, исследователи, работающие в рамках субъект-субъектного метода чтения, разрабатываемого научным руководителем чтений Т.А. Касаткиной, или заинтересованные и желающие научиться такой работе.

Подробнее 👉🏻 https://novgorodmuseum.ru/visit/sobytiya/xxiv-mezhdunarodnye-chteniya-%C2%ABproizvedeniya-f.m.-dostoevskogo-v-vospriyatii-chitatelej-xxi-veka%C2%BB
В каком романе Ф.М.Достоевского главный герой мечтал стать Ротшильдом?
Anonymous Quiz
18%
"Бесы"
17%
"Бедные люди"
10%
"Братья Карамазовы"
44%
"Подросток"
12%
"Преступление и наказание"
#Дневник_писателя_1877
"Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них. конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах..."
(Дневник писателя 1877. Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
🖋 Из письма Вареньки Доброселовой:

"Вы уж слишком сильно все принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком..."

«Бедные люди»
"Но где же точка соприкосновения с народом? Как сделать первый шаг к сближению с ним,— вот вопрос, вот забота, которая должна быть разделяема всеми, кому дорого русское имя, всеми, кто любит народ и дорожит его счастием. А счастие его — счастие наше.

Разумеется, что первый шаг к достижению всякого согласия есть грамотность и образование. Народ никогда не поймет нас, если не будет к тому предварительно приготовлен. Другого нет пути, и мы знаем, что, высказывая это, мы не говорим ничего нового. Но пока за образованным сословием остается еще первый шаг, оно должно воспользоваться своим положением и воспользоваться усиленно.

Распространение образования усиленное, скорейшее и во что бы то ни стало — вот главная задача нашего времени, первый шаг ко всякой деятельности".
(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Читальный_зал
Соня Мармеладова читает о воскрешении Лазаря

"На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.
— Это откуда? — крикнул он ей через комнату. Она стояла всё на том же месте, в трех шагах от стола.
— Мне принесли, — ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
— Кто принес?
— Лизавета принесла, я просила.
«Лизавета! Странно!» — подумал он. Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.
— Где тут про Лазаря? — спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Она искоса глянула на него.
— Не там смотрите... в четвертом евангелии... — сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
— Найди и прочти мне, — сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.
«Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет», — бормотал он про себя.
Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.
— Разве вы не читали? — спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился всё суровее и суровее.
— Давно... Когда учился. Читай!"
(Преступление и наказание)
⬇️⬇️⬇️
📖 Читать отрывок (5мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Театрал
«Достоевская. Сны Анны»: образец жертвенной любви

18 и 19 апреля и 24, 25 мая на Основной сцене Театра МОСТ
пройдут весенние показы постановки о личной жизни Достоевских – громкой премьеры сезона – «Достоевская. Сны Анны».

Спектакль, рассказывающий о чувствах знаменитой пары, вошедшей в историю как образец жертвенной взаимной любви, подвергся изменениям. Режиссёр-постановщик продолжает редактировать сцены, расставлять акценты – исследует тему, которая уже несколько лет является для него вдохновением.

«Сначала мне было сложно смириться и резать текст по живому, – признаётся Георгий Долмазян. – Но теперь, когда смотрю финальную версию постановки, у меня нет никаких сомнений – эту историю иначе представить нельзя. Мне кажется, нам удалось добиться того, чтобы зрители заходили на спектакль «Достоевская. Сын Анны», а выходили… из квартиры, где они были в гостях у Достоевских».

Сценический байопик, впервые представленный в год 200-летнего юбилея Ф.М. Достоевского, создан по книге воспоминаний жены, музы, сподвижницы великого писателя – Анны Достоевской-Сниткиной. Свидетельства, оставленные вдовой, стали памятником не только Достоевскому, но и любви, которая их объединила.

Роль Анны Григорьевны – в юности, зрелости и старости – исполняют шесть актрис. Образ Фёдора Михайловича воплощает Дмитрий Чуриков, несмотря на молодой возраст, на протяжении спектакля меняется на глазах под гнётом возраста и обстоятельств. Постановка «Достоевская. Сны Анны» стала самым необычным опытом изучения психологии отношений, а также русской истории, философии и литературы. Как для создателей спектакля, так и для зрителей.
«Достоевская. Сны Анны» (16+), 2 часа без антракта
18 и 19 апреля, 24 и 25 мая 19:00
🎞Трейлер к спектаклю
🏃‍♂️Адрес: M Маяковская, Большая Садовая ул., 6, Москва
Информация о спектакле
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Достоевского нужно прочесть всем русским и не один раз. Если уж такие скептические головастики как Ницше брались за изучением русского только с одной целью - Достоевского читать, то что у нас есть в отговорках по части лени раскрыть его книги?"
(Протоиерей Андрей Ткачёв)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Старец Зосима:
"Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси и тогда жертву и восхвали Бога ты, единый оставшийся. А если вас таких двое сойдутся, то вот уж и весь мир, мир живой любви, обнимите друг друга в умилении и восхвалите Господа: ибо хотя и в вас двоих, но восполнилась правда Его".
(Братья Карамазовы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from БЕЗРУКОВ
А что особенно приятно в случае с Достоевским, так это то, что он не просто классический писатель, которого все мы проходим в школе, а автор, к которому всегда обращается молодежь. Я сейчас слушаю абитуриентов на отборочных турах во ВГИК, и вот каждый второй читает Достоевского: монологи Неточки Незвановой, князя Мышкина, Раскольникова, другие отрывки. Читают искренне, с душой, со своими личными интонациями и интересными прочтениями. И всё это молодые ребята, 17–18 лет. Мне это даёт уверенность, что нашей культуре точно ничего не угрожает.
В Музее Достоевского по одному билету пустят и на экспозицию, и на лекцию

Там запускают новый проект — цикл лекций о жизни и творчестве писателя. Посетителям расскажут о личности Достоевского, о его окружении и влиянии на развитие мировой культуры.

Расписание лекций:
👉20 апреля, 18:00 — презентация книги «Достоевский. Литературные прогулки по Невскому проспекту. От Зимнего дворца до Знаменской площади».
👉11 мая — лекция «Книги в жизни и творчестве Достоевского»
👉25 мая — «Мунк и Достоевский»
👉8 июня — «Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры…»: женщины в жизни Федора Достоевского
👉22 июня — «Петербург Достоевского. Четыре сезона».
"Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь".
(Дневник писателя 1877)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты