Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
945 photos
42 videos
674 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
"...Змея литературного самолюбия жалит иногда глубоко и неизлечимо, особенно людей ничтожных и глуповатых".
(Село Степанчиково и его обитатели)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Мармеладов (актер Е.Лебедев,1969):
"Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.."
(Преступление и наказание)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
ОДИН ИЗ СОТНИ

Роман «Игрок» был написан Достоевским всего за 26 дней.

Несмотря на то, что повествование ведется от лица молодого человека и наполнено разнообразными событиями, весь роман пронизан грустью, ощущением осени жизни, угасанием красок. Таким было состояние самого Федора Михайловича, который за последние два года потерял жену, брата, расстался с возлюбленной.

Замысел романа возник у писателя во время заграничного путешествия в 1863 — он хотел изобразить изнанку европейских игорных домов во главе с игроком — типом заграничного русского, образованного и многоразвитого, но чьи «жизненные соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку». В нем Достоевский отчасти видел себя.

Какое событие в жизни Федора Михайловича заставило его еще больше втянуться в игру, и чем это закончилось для него?

Обсудим на лекции «Игра в жизни Достоевского»
Ждем вас 30 сентября в Музейном центре «Московский дом Достоевского».
Начало в 19:00
— Я люблю наблюдать реализм, Смуров, — заговорил вдруг Коля. — Заметил ты, как собаки встречаются и обнюхиваются? Тут какой-то общий у них закон природы.
— Да, какой-то смешной.
— То есть не смешной, это ты неправильно. В природе ничего нет смешного, как бы там ни казалось человеку с его предрассудками. Если бы собаки могли рассуждать и критиковать, то наверно бы нашли столько же для себя смешного, если не гораздо больше, в социальных отношениях между собою людей, их повелителей, — если не гораздо больше; это я повторяю потому, что я твердо уверен, что глупостей у нас гораздо больше.
(Братья Карамазовы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
476 лет назад родился Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616), испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Вот как о нем вспоминал Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя" 1877 года.

"Впрочем, я хотел только указать на ту любопытнейшую черту, которую, вместе с сотней других таких же глубоких наблюдений, подметил и указал Сервантес в сердце человеческом. Самый фантастический из людей, до помешательства уверовавший в самую фантастическую мечту, какую лишь можно вообразить, вдруг впадает в сомнение и недоумение, почти поколебавшее всю его веру. И любопытно, что могло поколебать: не нелепость его основного помешательства, не нелепость существования скитающихся для блага человечества рыцарей, не нелепость тех волшебных чудес, которые об них рассказаны в "правдивейших книгах", нет, а самое, напротив, постороннее и второстепенное, совершенно частное обстоятельство.

Фантастический человек вдруг затосковал о реализме! Не акт появления волшебных армий смущает его: о, это не подвержено сомнению, и как же бы могли эти великие и прекрасные рыцари проявить всю свою доблесть, если б не посылались на них все эти испытания, если б не было завистливых великанов и злых волшебников? Идеал странствующего рыцаря столь велик, столь прекрасен и полезен и так очаровал сердце благородного Дон-Кихота, что отказаться верить в него совсем уже стало для него невозможностью, стало равносильно измене идеалу, долгу, любви к Дульцинее и к человечеству.

Когда он отказался, когда он излечился от своего помешательства и поумнел, возвратясь после второго своего похода, в котором он был побежден умным и здравомыслящим цирюльником Караско, отрицателем и сатириком, он тотчас же умер, тихо, с грустною улыбкою, утешая плачущего Санхо, любя весь мир всею великою силой любви, заключенной в святом сердце его, и понимая, однако, что ему уже нечего более в этом мире делать.

Нет, но смутило его лишь то, самое верное, однако, и математическое соображение, что как бы ни махал рыцарь мечом и сколь бы ни был он силен, всё же нельзя победить армию во сто тысяч в несколько часов, даже в день, избив всех до последнего человека. Между тем в правдивых книгах это написано. Стало быть, написана ложь. А если уж раз ложь, то и всё ложь. Как же спасти истину?

И вот он придумывает для спасения истины другую мечту, но уже вдвое, втрое фантастичнее первой, грубее и нелепее, придумывает сотни тысяч наважденных людей с телами слизняков, но зато по которым острый меч рыцаря может вдесятеро удобнее и скорее ходить, чем по обыкновенным человеческим. Реализм, стало быть, удовлетворен, правда спасена, и верить в первую, в главную мечту, можно уже без сомнений - и всё, опять-таки, единственно благодаря второй уже гораздо нелепейшей мечте, придуманной лишь для спасения реализма первой.

Спросите самих себя: не случалось ли с вами сто раз, может быть, такого же обстоятельства в жизни? Вот вы возлюбили какую-нибудь свою мечту, идею, свой вывод, убеждение или внешний какой-нибудь факт, поразивший вас, женщину, наконец, околдовавшую вас. Вы устремляетесь за предметом любви вашей всеми силами вашей души. Правда, как ни ослеплены вы, как ни подкуплены сердцем, но если есть в этом предмете любви вашей ложь, наваждение, что-нибудь такое, что вы сами преувеличили и исказили в нем вашей страстностью, вашим первоначальным порывом - единственно, чтоб сделать из него вашего идола и поклониться ему, - то уж, разумеется, вы втайне это чувствуете про себя, сомнение тяготит вас, дразнит ум, ходит по душе вашей и мешает жить вам покойно с излюбленной вашей мечтой.

И что ж, не помните ли вы, не сознаетесь ли сами, хоть про себя: чем вы тогда вдруг утешились? Не придумали ли вы новой мечты, новой лжи, даже страшно, может быть, грубой, но которой вы с любовью поспешили поверить, потому только, что она разрешала первое сомнение ваше?"
"Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму".
(Бесы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Из письма 16-летнего Ф.М. Достоевского старшему брату М.М. Достоевскому от 9 августа 1838 года: "Не знаю, стихнут ли когда мои грустные идеи? Одно только состоянье и дано в удел человеку: атмосфера души его состоит из слиянья неба с землею; какое же противузаконное дитя человек; закон духовной природы нарушен...

Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслию. Мне кажется, мир принял значенье отрицательное и из высокой, изящной духовности вышла сатира. Попадись в эту картину лицо, не разделяющее ни эффекта, ни мысли с целым, словом, совсем постороннее лицо... что ж выйдет? Картина испорчена и существовать не может!

Но видеть одну жесткую оболочку, под которой томится вселенная, знать, что одного взрыва воли достаточно разбить ее и слиться с вечностию, знать и быть как последнее из созданий... ужасно! Как малодушен человек! Гамлет! Гамлет! Когда я вспомню эти бурные, дикие речи, в которых звучит стенанье оцепенелого мира, тогда ни грусть, ни ропот, ни укор не сжимают груди моей... Душа так подавлена горем, что боится понять его, чтоб не растерзать себя. Раз Паскаль сказал фразу: кто протестует против философии, тот сам философ. Жалкая философия!"
#ЗАПИСНАЯКНИЖКА
"Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою".
(Записная книжка 1863-1864.<с.68>)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
☀️«Не могу снимать, если нет солнца»

Эмир Кустурица хочет снять часть своего нового фильма по Достоевскому на Кубани. Такие планы сербский режиссер озвучил на фестивале «Александровская крепость» в Усть-Лабинске.

Отвечая на вопрос о своем будущем фильме по мотивам «Преступления и наказания», Кустурица заявил, что хочет провести съемки не в Петербурге, где разворачивается действие романа, а в Краснодарском крае. По мнению режиссера, Достоевский глубокий и мрачный писатель, но нужно «добавить солнца».

- Я не могу снимать, если нет солнца, я зависим от солнца. Я думаю, в вашем регионе много солнца. Если так, свой следующий фильм, возможно, я буду делать здесь. Одна половина здесь, вторая половина - в Москве, - цитирует режиссера РИА Новости.

🚀 Больше новостей здесь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
УЧИТЕЛЯ ДОСТОЕВСКОГО

<...> Федора и его старшего брата Михаила воспитывали и учили вместе. Первые уроки детям давали родители: обучали детей грамоте, основам счета и иностранным языкам. Братья вспоминали, что мама Мария Достоевская учила их чтению по книге «104 священные истории Ветхого и Нового Завета», а отец занимался с мальчиками латынью.

Позже в семью пригласили домашних учителей — педагогов Драшусовых из петербургских училищ. Николай Драшусов преподавал французский язык, его старший сын Александр обучал Достоевских математике, а младший Владимир — словесности.

Младший брат Достоевских Андрей вспоминал, что к ним в дом приходил еще приглашенный учитель — дьякон, преподававший братьям Слово Божье. Дьякон был прекрасным рассказчиком и, бывало, часами рассказывал сюжеты Святого писания так, что даже «маменька, оставив свою работу, начинала не только слушать, но и глядеть на воодушевляющегося преподавателя».

Автор: Мария Соловьёва
КУЛЬТУРА.РФhttps://dzen.ru/a/YisS36Zs4lYow8vr
🔥 Достоевского нужно прочесть
всем русским и не один раз.

Если уж такие скептические головастики как Ницше брались за изучением русского только с одной целью - Достоевского читать, то что у нас есть в отговорках по части лени раскрыть его книги?

🔺️"Бесы" после выхода в свет затормозили социалистическое движение лучше работы всех тайных канцелярий и 4-го отделения. Достоевский вообще способен перепрошить мозги в лучшую сторону любому, кто с совестью не раздружился. И даже им.

Надо быть готовым, что Федор Михайлович возьмет вас за руку и потащит по чердакам и подвалам, по трактирам и распивочным, заставит слушать диалоги и монологи, от которых уши вянут. И в оконцовке дернет вас за руку и поставит на коленки перед Самим Иисусом Христом. Достоевский, по емкой характеристике старца Амвросия, "кающийся". Лучшей похвалы из святоотеческих уст нам не услышать.

И поскольку творчество вообще "магнитит" и электризует, то будьте уверены, что в случае с Достоевским вас намагнитит не чувством абсурда, и не жаждой наживы, и не похотливыми грезами, а поиском подлинного смысла и искренним покаянием.


Если вся Россия прочет Достоевского, то через год вся Россия будет в субботу вечером за Всенощной петь "Воскресение Христово видевше...". Это и будет единственно правильное прочтение лермонтовского "прощай неемытая Россия", ибо с прошлым мы неизбежно попрощаемся.

Священник Андрей Ткачев

📌 фотограф Ольга Михайлова.
Воробьиный сыч.
Мне иногда приходится слышать от студентов-экономистов вопрос – зачем нам читать "Братьев Карамазовых"?

Ответов много. Но среди прочих, я точно знаю, что умные, сложные, великие книги способны  достучаться до разума и сердца человека и затронуть самые глубины его души.

Многие из нас открывали для себя Евангелие через классическую русскую литературу и философию (и даже через рок-музыку).

Прежде чем обожиться,  надо очеловечиться. А нам - особенно в неофитском порыве -  свойственно проскакивать "человеческое". Правда, нередко, бросившие читать Достоевского ради книг святых отцов,  вскоре к нему возвращаются.

Пока не освоишь пространство души - к духу обратиться сложно. Одно не исключает другого,  это просто разные уровни. Как говорил Ю.М. Лотман,  душу надо "вырабатывать".
«Наступивший 1869 год принес нам счастье: мы вскоре убедились, что господь благословил наш брак и мы можем вновь надеяться иметь ребенка. Радость наша была безмерна, и мой дорогой муж стал обо мне заботиться столь же внимательно, как и в первую мою беременность. Его забота дошла до того, что, прочитав присланные… томы только что вышедшего романа графа Л. Толстого “Война и мир”, спрятал от меня ту часть романа, в которой так художественно описана смерть от родов жены князя Андрея Болконского. Федор Михайлович опасался, что картина смерти произведет на меня сильное и тягостное впечатление. Я всюду искала пропавшего тома и даже бранила мужа, что он затерял интересную книгу. Он всячески оправдывался и уверял, что книга найдется, но дал мне ее только тогда, когда ожидаемое событие уже совершилось…» – так начинает Анна Григорьевна Достоевская одну из самых радостных историй четырехгодичного пребывания семьи в Европе.

О том, как «срасталась» семья, как менялись представления Достоевского о счастье, как любил он то, что дает человеку «живая жизнь», вы узнаете на экскурсии «“Ангел мой, небо мое бесконечное…”: женщины в жизни и книгах Федора Достоевского».

Даты экскурсий:
14 октября (сб) в 14:00
28 октября (сб) в 14:00.

Билеты: https://tickets.md.spb.ru
Forwarded from Новый мир
"Ценное свойство составленных Л. И. Соболевым примечаний заключается в описании реального бытового и культурного фона, контекста, в котором «Преступление и наказание» воспринималось читателями — современниками Достоевского. Так, например, из примечания для читателя становится ясным, почему Раскольников так болезненно и остро реагирует на известие из материнского письма о поездке в Петербург «мы с Дунечкой преблагополучно прокатимся в третьем классе», поражаясь скупости Дуниного жениха Петра Петровича Лужина, не соизволившего оплатить невесте и ее матери билет в первом или втором классе: «В вагонах третьего класса начала 1860-х гг. было 68-76 пассажиров (в первом-втором — 30 <…>). <…> Освещался вагон фонарями со вставленными свечами. Сиденья были жесткими, боковые лавки в три ряда. В вагонах третьего—четвертого класса было накурено, шумно. Цену билета из Рязани в Петербург (по-видимому, с пересадкой в Москве) найти не удалось; билет первого класса из Москвы в Петербург — 13 рублей; третьего — 7 рублей; из Твери в Москву — первым классом — 7.25, а третьим — 3.15. Поверстная плата (в начале XX века) была за 1000 верст (примерное расстояние от Рязани до Петербурга) для III класса 9 рублей 20 коп.».
Для современников Достоевского все это было очевидностью, для читателей наших дней — нет. В реальном комментарии принято объяснять, что представляют собой те или иные предметы прошлого. Это важно и необходимо, но такие разъяснения не воссоздают целостной картины прошлого, которая стояла перед мысленным взором писателя и его читателей. Такие примечания, как процитированное выше, эту картину нам представляют.
Не менее полезны примечания, в которых отражены злободневные для изображаемого времени темы и события, влиявшие на настроения, опасения, ожидания современников Достоевского. Так, комментируя слова «Появились какие-то новые трихины», описывающие сон Раскольникова из Эпилога, Л. И. Соболев напоминает: «В газетах начала 1866 г. появились сообщения о трихинах, вызывающих тяжелые болезни (в „Русском инвалиде” № 29, 31 января появилась заметка „Второй случай трихинной болезни в Петербурге”); вышла брошюра М. Руднева (Руднева-старшего) „О трихинах в России” (СПб., 1866). Газета „Голос” (№ 63) уже 4 марта 1866 г. писала о том, что „заражение трихинами вовсе не опасная болезнь”, что „забота о доброкачественности съестных припасов должна лежать не на самих покупщиках-обывателях, но исключительно на чинах медико-полицейской администрации”». В комментарии Г. Ф. Коган из упомянутых Л. И. Соболевым текстов фигурирует лишь брошюра М. Руднева. Такое знание побуждает воспринять сон не как отвлеченную аллегорию, осознать, что апокалиптическая тема сновидения перекликалась со страхами и опасениями времени..."

АНДРЕЙ РАНЧИН — Как читать классику (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Вступительная статья, комментарии Л. И. Соболева). "Новый мир", 2023, № 9: http://new.nm1925.ru/articles/2023/09-2023/kak-chitat-klassiku/
"Достоевский - мой любимый писатель, это верно. Потому что он всегда актуален. Все, что происходит в современной жизни, давно подробно описано в его романах. Это не значит, что я во всем с ним согласен. Например, утверждение о том, что мир спасет красота, считаю спорным. Как и иное, правда, уже не им высказанное, что искусство меняет мир. Доказательство - роман другого вашего классика Льва Толстого "Война и мир". Когда он написал его, более 100 лет назад, да? Кажется, все в нем сказал. И что, это изменило мир, людей? Они отказались от военных конфликтов? Так, и прочитав романы Достоевского, люди продолжают быть злыми..."

Из интервью Эмира Кустурицы "Российской газете" https://rg.ru/2011/07/07/kusturica.html
Из письма Ф.М. Достоевского отцу М.А. Достоевскому от 5-10 мая 1839 года: "Перейдя в высший класс, я нахожу совершенно необходимым абонироваться здесь на французскую библиотеку для чтенья. Сколько есть великих произведений гениев — математики и военных гениев на французском языке.

Вижу необходимость читать это; ибо я страстный охотник до наук военных, хотя не терплю математики. Что за странная наука! и что за глупость заниматься ею. С меня довольно столько, сколько требуется инженеру или еще и побольше.

Но к чему мне сделаться Паскалем или Остроградским. Математика без приложенья чистый 0, и пользы в ней столько же, как в мыльном пузыре. Скажу Вам еще, что мне жаль бросить латинского языка. Что за прелестный язык. Я теперь читаю Юлия Цезаря и после 2-х годичной разлуки с латинским языком понимаю решительно всё".
#Дневник_писателя1877
"...Мы всего более боимся, что Европа не поймет нас и по-прежнему, по-всегдашнему, встретит нас высокомерием, презрением и мечом своим, всё еще как диких варваров, недостойных говорить перед нею. Да, спрашивали мы сами себя, что же мы скажем или покажем ей, чтоб она нас поняла? У нас, по-видимому, еще так мало чего-нибудь, что могло бы быть ей понятно и за что бы она нас уважала? Основной, главной идеи нашей, нашего зачинающегося «нового слова» она долго, слишком долго еще не поймет. Ей надо фактов теперь понятных, понятных на ее теперешний взгляд".
(Дневник писателя 1877. Признания славянофила)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Фёдор Павлович Карамазов:
"По моему правилу, во всякой женщине можно найти чрезвычайно, черт возьми, интересное, чего ни у которой другой не найдешь, — только надобно уметь находить, вот где штука! Это талант!"
(Братья Карамазовы)

Предлагаем прослушать цитату в исполнении Александры Остроуховой.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Литература. О Достоевском. (Alisa Kvasova)
Эта мысль Достоевского о том, что высочайшее последнее развитие личности по закону природу должно стремиться к однажды явленному идеалу человека во плоти - к Христу, мысль о том, что самым высоким смыслом личности на высшей ступени развития является помогающее участие в преображении другого человека, выражена в романе «Братья Карамазовы». Так, преображенный бедой Дмитрий говорит такие слова:

«Брат, я в себе в эти два последние месяца нового человека ощутил, воскрес во мне новый человек! Был заключен во мне, но никогда бы не явился, если бы не этот гром. Страшно! И что мне в том, что в рудниках буду двадцать лет молотком руду выколачивать, - не боюсь я этого вовсе, а другое мне страшно теперь: чтобы не отошел от меня воскресший человек!
Можно найти и там, в рудниках, под землею, рядом с собой, в таком же каторжном и убийце человеческое сердце, и сойтись с ним, потому что и там можно жить и любить, и страдать! Можно возродить и воскресить в этом каторжном человеке замершее сердце, можно ухаживать за ним годы и выбить наконец из вертепа на свет уже душу высокую, страдальческое сознание, возродить ангела, воскресить героя! А их ведь много, их сотни, и все мы за них виноваты!
Зачем мне тогда приснилось "дите" в такую минуту? "Отчего бедно дите?" Это пророчество мне было в ту минуту! За "дите" и пойду. Потому что все за всех виноваты. За всех "дите", потому что есть малые дети и большие дети. Все - "дите"».


Продолжение следует…

#мыбудемлица1