Возраст Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Anonymous Quiz
44%
16
34%
18
15%
20
7%
22
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
#МузейДостоевского_лекции
Лекция Екатерины Ковиной «Храмы в жизни и творчестве Ф.М.Достоевского»
📅 1 февраля, 18.00
В лекции будут раскрыты конкретные реалии христианской церковной жизни как важнейшей составляющей биографии и творчества Федора Михайловича Достоевского, рассмотрены неразрывные связи между духовной биографией, личным мистическим опытом писателя и тем, что принято называть «христианскими мотивами» в его произведениях. Слушатели узнают о храмах и монастырях, сыгравших определенную роль в жизни писателя или в судьбах его героев. Автор лекции представит панораму Православной Руси второй половины XIX в. через призму духовного опыта великого русского писателя.
Екатерина Ковина — кандидат филологических наук, методист Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.
🎟 Билеты на лекцию в продаже на сайте музея tickets.md.spb.ru и в кассе музея перед началом лекций. Также билеты можно приобрести по Пушкинской карте.
Лекция Екатерины Ковиной «Храмы в жизни и творчестве Ф.М.Достоевского»
📅 1 февраля, 18.00
В лекции будут раскрыты конкретные реалии христианской церковной жизни как важнейшей составляющей биографии и творчества Федора Михайловича Достоевского, рассмотрены неразрывные связи между духовной биографией, личным мистическим опытом писателя и тем, что принято называть «христианскими мотивами» в его произведениях. Слушатели узнают о храмах и монастырях, сыгравших определенную роль в жизни писателя или в судьбах его героев. Автор лекции представит панораму Православной Руси второй половины XIX в. через призму духовного опыта великого русского писателя.
Екатерина Ковина — кандидат филологических наук, методист Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.
🎟 Билеты на лекцию в продаже на сайте музея tickets.md.spb.ru и в кассе музея перед началом лекций. Также билеты можно приобрести по Пушкинской карте.
"А впрочем: о чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием?
Ответ: о себе. Ну так и я буду говорить о себе".
@FDostoevskiy — не только цитаты
Ответ: о себе. Ну так и я буду говорить о себе".
(Записки из подполья)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
"Много раз отмечалось в литературе, что проза Достоевского внешне не изобразительна, не пластична, что главное в ней - столкновение сильных человеческих характеров, страстей, постоянный, непрекращающийся диалог, в котором участвует множество людей, и каждый со своим взглядом на мир, со своим жизневосприятием, отношением к происходящему. Борение идей и страстей - вот стихия прозы Достоевского.
Но как изобразить это в графике? Горяев нашел оригинальный, по своему убедительный путь решения задачи: он передает атмосферу романа, насыщенную страстями, взлетами и падениями человеческого духа, борьбой темных и светлых сил, идеально-высокого и низкого, борьбой-единством, ибо отталкивание тоже есть форма взаимодействия."
(Вл. Воронов из книги "Виталий Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский").
Ил.: В. Горяев. Ф. М. Достоевский. "Идиот".
Но как изобразить это в графике? Горяев нашел оригинальный, по своему убедительный путь решения задачи: он передает атмосферу романа, насыщенную страстями, взлетами и падениями человеческого духа, борьбой темных и светлых сил, идеально-высокого и низкого, борьбой-единством, ибо отталкивание тоже есть форма взаимодействия."
(Вл. Воронов из книги "Виталий Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский").
Ил.: В. Горяев. Ф. М. Достоевский. "Идиот".
#Дневник_писателя1876
«Самый полный переворот в политической жизни России наступит именно тогда, когда Европа убедится, что Россия вовсе ничего не хочет захватывать. Тогда наступит новая эра и для нас, и для всей Европы.
Убеждение в бескорыстии России если придет когда-нибудь, то разом обновит и изменит весь лик Европы. Убеждение это непременно наконец воцарится, но не вследствие наших уверений: Европа не станет верить никаким уверениям нашим до самого конца и всё будет смотреть на нас враждебно.
Трудно представить себе, до какой степени она нас боится. А если боится, то должна и ненавидеть. Нас замечательно не любит Европа и никогда не любила; никогда не считала она нас за своих, за европейцев, а всегда лишь за досадных пришельцев. Вот потому-то она очень любит утешать себя иногда мыслию, что Россия будто бы "пока бессильна"».
@FDostoevskiy — не только цитаты
«Самый полный переворот в политической жизни России наступит именно тогда, когда Европа убедится, что Россия вовсе ничего не хочет захватывать. Тогда наступит новая эра и для нас, и для всей Европы.
Убеждение в бескорыстии России если придет когда-нибудь, то разом обновит и изменит весь лик Европы. Убеждение это непременно наконец воцарится, но не вследствие наших уверений: Европа не станет верить никаким уверениям нашим до самого конца и всё будет смотреть на нас враждебно.
Трудно представить себе, до какой степени она нас боится. А если боится, то должна и ненавидеть. Нас замечательно не любит Европа и никогда не любила; никогда не считала она нас за своих, за европейцев, а всегда лишь за досадных пришельцев. Вот потому-то она очень любит утешать себя иногда мыслию, что Россия будто бы "пока бессильна"».
(Дневник писателя 1876. Нечто о политических вопросах)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
#Из_бесед_и_поучений_старца_Зосимы
"...Посмотрите кругом на дары божий: небо ясное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные и глупые и не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он настанет во всей красоте своей, обнимемся мы и заплачем..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...Посмотрите кругом на дары божий: небо ясное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные и глупые и не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он настанет во всей красоте своей, обнимемся мы и заплачем..."
(Братья Карамазовы)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
#МузейДостоевского_экскурсии
«Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил…»
Эти слова в величайшем романе Достоевского произносит старший из братьев Карамазовых – Дмитрий. Его прототипом, как известно, стал поэт и критик Аполлон Григорьев.
Было ли в судьбах Аполлона Григорьева и Федора Достоевского нечто схожее, а в пересечениях их – символическое? Оба москвичи по рождению, у обоих с юных лет – «безмерная любовь к великому словесному искусству». Поэт Григорьев мог бы повторить слова, которые сказал о себе писатель Достоевский: «Везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил…». В разное время каждый из них бывал на «пятницах» Петрашевского, но для Григорьева это не обернулось фатальным исходом. В 1847 году Аполлон Александрович женился – и никогда не узнал, что таким образом вступил в родственный круг Достоевских. В 1860-е на страницах журналов «Время» и «Эпоха» оба взращивали идеи почвенничества, только Григорьев делал это с вызывающим максимализмом и с позиций собственной «органической критики». Достоевский за годы работы изобрел более пятидесяти новых слов – Григорьева всю жизнь упрекали за «странные термины», вносимые им в литературную критику...
Об этом и многом другом в жизни Аполлона Григорьева – уже завтра, 4 февраля, на финальной кураторской экскурсии по выставке «Какой-то странник вечный я…», посвященной 200-летию поэта и критика. Выставка закрывается 12 февраля.
Купить билет (300 р.) на экскурсию 4 февраля в 14.00
«Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил…»
Эти слова в величайшем романе Достоевского произносит старший из братьев Карамазовых – Дмитрий. Его прототипом, как известно, стал поэт и критик Аполлон Григорьев.
Было ли в судьбах Аполлона Григорьева и Федора Достоевского нечто схожее, а в пересечениях их – символическое? Оба москвичи по рождению, у обоих с юных лет – «безмерная любовь к великому словесному искусству». Поэт Григорьев мог бы повторить слова, которые сказал о себе писатель Достоевский: «Везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил…». В разное время каждый из них бывал на «пятницах» Петрашевского, но для Григорьева это не обернулось фатальным исходом. В 1847 году Аполлон Александрович женился – и никогда не узнал, что таким образом вступил в родственный круг Достоевских. В 1860-е на страницах журналов «Время» и «Эпоха» оба взращивали идеи почвенничества, только Григорьев делал это с вызывающим максимализмом и с позиций собственной «органической критики». Достоевский за годы работы изобрел более пятидесяти новых слов – Григорьева всю жизнь упрекали за «странные термины», вносимые им в литературную критику...
Об этом и многом другом в жизни Аполлона Григорьева – уже завтра, 4 февраля, на финальной кураторской экскурсии по выставке «Какой-то странник вечный я…», посвященной 200-летию поэта и критика. Выставка закрывается 12 февраля.
Купить билет (300 р.) на экскурсию 4 февраля в 14.00
#ВИДЕОТЕКА
Спектакль "Идиот", премьера которого состоялась 31 декабря 1957 года, стал не просто легендой — многие считают его лучшей драматической постановкой в истории советского театра БДТ.
"Тогда, в 1957 году, была оттепель и наше общество нуждалось в доброте. Моя природная честность и доброта легли хорошо на драматургию Достоевского. И если на премьере было ползала народу, то это было последний раз в этом театре. На следующий спектакль уже невозможно было достать никакие билеты. Зал неистовствовал, кричал, орал, вскакивали люди на кресла. Но это было в конце. А во время спектакля была полная тишина. Зрители молчали четыре часа и все думали, что так играть нельзя. Или он сойдет с ума, или он в жизни сумасшедший. Если что-то и было слышно – как люди немного хлюпали, плакали, вытирали носы, но не от простуды, а от того, что их посетил гений Достоевского. Они приобщились к миру мыслей удивительного персонажа – Мышкина"
🎬 Видео (17:08мин)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Спектакль "Идиот", премьера которого состоялась 31 декабря 1957 года, стал не просто легендой — многие считают его лучшей драматической постановкой в истории советского театра БДТ.
"Тогда, в 1957 году, была оттепель и наше общество нуждалось в доброте. Моя природная честность и доброта легли хорошо на драматургию Достоевского. И если на премьере было ползала народу, то это было последний раз в этом театре. На следующий спектакль уже невозможно было достать никакие билеты. Зал неистовствовал, кричал, орал, вскакивали люди на кресла. Но это было в конце. А во время спектакля была полная тишина. Зрители молчали четыре часа и все думали, что так играть нельзя. Или он сойдет с ума, или он в жизни сумасшедший. Если что-то и было слышно – как люди немного хлюпали, плакали, вытирали носы, но не от простуды, а от того, что их посетил гений Достоевского. Они приобщились к миру мыслей удивительного персонажа – Мышкина"
(Иннокентий Смоктуновский)Каждая минута спектакля как постоянно ускользающая драгоценность подлинного театрального искусства навсегда ушедшего в "архив".
🎬 Видео (17:08мин)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
YouTube
Спектакль "Идиот" БДТ, 60-ые (16 минутный фрагмент!)
Большой фрагмент, найденный вопреки всем утверждениям, что спектакля не существует в природе более 3-5 минут.
Тот самый БДТ! Тот самый "ИДИОТ"! Того самого Георгия Александровича Товстоногова!
В исполнении того самого лучшего и великого Актёра Иннокентия…
Тот самый БДТ! Тот самый "ИДИОТ"! Того самого Георгия Александровича Товстоногова!
В исполнении того самого лучшего и великого Актёра Иннокентия…
#Идиот
Как князь Мышкин познакомился с Рогожиным?
Как князь Мышкин познакомился с Рогожиным?
Anonymous Quiz
3%
На даче у господина Лебедева
9%
В доме генерала Иволгина
16%
На званом вечере у Настасьи Филипповны
73%
В поезде, который следует в Петербург
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
#МузейДостоевского_литературнаяэкспозиция
Имя Достоевского неразрывно связано с Петербургом. Это город, где он прожил большую часть своей жизни, где формировался как писатель, где существовали его герои, вместе с которыми он бродил по фантастически-реальным улицам, загадочным набережным, бесконечным площадям... Петербург стал действующим лицом его романов, ни один город планеты не обрел такого «достоевского» лица, как этот самый «умышленный» и «сумасшедший» город в мире. В общей сложности Достоевский прожил в Петербурге около 30 лет, своей квартиры в Петербурге у него никогда не было. Он поменял 20 адресов и никогда не жил в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении улиц. В таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки.
В новой литературной экспозиции Музея Достоевского «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Pro et Contra» представлена интерактивная карта «Петербург Достоевского». На карте отмечены дома, в которых в разные годы жил Достоевский, адреса друзей и знакомых писателя, адреса героев его произведений. Многих заинтересует раздел, связанный с героями произведений. В разделе «Маршруты героев» можно проследить маршруты как самых известных героев Достоевского - Раскольникова и князя Мышкина, так и других его петербургских персонажей: господина Голядкина («Двойник»), Нелли и старика Смита («Униженные и оскорбленные»), Аркадия Долгорукого («Подросток»).
► Экспозиция «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Pro et Contra» открыта в часы работы музея
Имя Достоевского неразрывно связано с Петербургом. Это город, где он прожил большую часть своей жизни, где формировался как писатель, где существовали его герои, вместе с которыми он бродил по фантастически-реальным улицам, загадочным набережным, бесконечным площадям... Петербург стал действующим лицом его романов, ни один город планеты не обрел такого «достоевского» лица, как этот самый «умышленный» и «сумасшедший» город в мире. В общей сложности Достоевский прожил в Петербурге около 30 лет, своей квартиры в Петербурге у него никогда не было. Он поменял 20 адресов и никогда не жил в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении улиц. В таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки.
В новой литературной экспозиции Музея Достоевского «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Pro et Contra» представлена интерактивная карта «Петербург Достоевского». На карте отмечены дома, в которых в разные годы жил Достоевский, адреса друзей и знакомых писателя, адреса героев его произведений. Многих заинтересует раздел, связанный с героями произведений. В разделе «Маршруты героев» можно проследить маршруты как самых известных героев Достоевского - Раскольникова и князя Мышкина, так и других его петербургских персонажей: господина Голядкина («Двойник»), Нелли и старика Смита («Униженные и оскорбленные»), Аркадия Долгорукого («Подросток»).
► Экспозиция «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Pro et Contra» открыта в часы работы музея
Иван Карамазов:
"Во всяком человеке, конечно, таится зверь, зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу, спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Во всяком человеке, конечно, таится зверь, зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу, спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч".
(Братья Карамазовы)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны:
"Утром, 26 января [7 февраля н.с.], Федор Михайлович встал, по обыкновению, в час дня, и когда я пришла в кабинет, то рассказал мне, что ночью с ним случилось маленькое происшествие: его вставка с пером упала на пол и закатилась под этажерку (а вставкой этой он очень дорожил, так как, кроме писания, она служила ему для набивки папирос); чтобы достать вставку, Федор Михайлович отодвинул этажерку.
Очевидно, вещь была тяжелая, и Федору Михайловичу пришлось сделать усилие, от которого внезапно порвалась легочная артерия и пошла горлом кровь; но так как крови вышло незначительное количество, то муж не придал этому обстоятельству никакого значения и даже меня не захотел беспокоить ночью. Я страшно встревожилась и, не говоря ничего Федору Михайловичу, послала нашего мальчика Петра к доктору Я. Б. фон Бретцелю, который постоянно лечил мужа, просить его немедленно приехать.
К несчастию, тот уже успел уехать к больным и мог приехать только после пяти. <...>...мы собирались идти обедать, как вдруг Федор Михайлович присел на свой диван, помолчал минуты три, и вдруг, к моему ужасу, я увидела, что подбородок мужа окрасился кровью и она тонкой струей течет по его бороде. Я закричала, и на мой зов прибежали дети и прислуга. Федор Михайлович, впрочем, не был испуган, напротив, стал уговаривать меня и заплакавших детей успокоиться...<...>
Прошло спокойно около часу, и приехал доктор, за которым я вторично послала. Когда доктор стал осматривать и выстукивать грудь больного, с ним повторилось кровотечение и на этот раз столь сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда его привели в себя - первые слова его, обращенные ко мне, были:
— Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедаться и причаститься!
Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтоб успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник, о. Мегорский, чрез полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием святых тайн, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня".
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Утром, 26 января [7 февраля н.с.], Федор Михайлович встал, по обыкновению, в час дня, и когда я пришла в кабинет, то рассказал мне, что ночью с ним случилось маленькое происшествие: его вставка с пером упала на пол и закатилась под этажерку (а вставкой этой он очень дорожил, так как, кроме писания, она служила ему для набивки папирос); чтобы достать вставку, Федор Михайлович отодвинул этажерку.
Очевидно, вещь была тяжелая, и Федору Михайловичу пришлось сделать усилие, от которого внезапно порвалась легочная артерия и пошла горлом кровь; но так как крови вышло незначительное количество, то муж не придал этому обстоятельству никакого значения и даже меня не захотел беспокоить ночью. Я страшно встревожилась и, не говоря ничего Федору Михайловичу, послала нашего мальчика Петра к доктору Я. Б. фон Бретцелю, который постоянно лечил мужа, просить его немедленно приехать.
К несчастию, тот уже успел уехать к больным и мог приехать только после пяти. <...>...мы собирались идти обедать, как вдруг Федор Михайлович присел на свой диван, помолчал минуты три, и вдруг, к моему ужасу, я увидела, что подбородок мужа окрасился кровью и она тонкой струей течет по его бороде. Я закричала, и на мой зов прибежали дети и прислуга. Федор Михайлович, впрочем, не был испуган, напротив, стал уговаривать меня и заплакавших детей успокоиться...<...>
Прошло спокойно около часу, и приехал доктор, за которым я вторично послала. Когда доктор стал осматривать и выстукивать грудь больного, с ним повторилось кровотечение и на этот раз столь сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда его привели в себя - первые слова его, обращенные ко мне, были:
— Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедаться и причаститься!
Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтоб успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник, о. Мегорский, чрез полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием святых тайн, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня".
(А. Г. Достоевская. Воспоминания. Часть 11. Смерть. Похороны)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
🗓9 февраля (28 января) - День памяти Ф.М.Достоевского (1821-1881)
Последний день жизни Достоевского описаны его женой Анной Григорьевной:
"Проснулась я около семи утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону.
– Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой? – спросила я, наклонившись к нему.
– Знаешь, Аня, - сказал Федор Михайлович полушепотом, – я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.
– Голубчик мой, зачем ты это думаешь? - говорила я в страшном беспокойстве, – ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет, очевидно, образовалась "пробка", как говорил Кошлаков. Ради бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя!
– Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!
Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. 14 "Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду".
– Ты слышишь – "не удерживай" – значит, я умру, – сказал муж и закрыл книгу".
Я не могла удержаться от слез. Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь.
Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни:
– Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!
Я была до глубины души растрогана его задушевными словами, но и страшно встревожена, опасаясь, как бы волнение не принесло ему вреда. Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть. Муж послушался меня, перестал говорить, но по умиротворенному лицу было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен.
<...>
Я весь день ни на минуту не отходила от мужа; он держал мою руку в своей и шепотом говорил: "Бедная... дорогая... с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить!.."
Я успокаивала его, утешала надеждой на выздоровление, но ясно, что в нем самом этой надежды не было, и его мучила мысль, что он оставляет семью почти без средств. Ведь те четыре-пять тысяч, которые хранились в редакции "Русского вестника", были единственными нашими ресурсами. <...>
Я держала руку мужа в своей руке и чувствовала, что пульс его бьется все слабее и слабее. В восемь часов тридцать восемь минут вечера {Кто-то из присутствовавших (кажется, Маркевич) отметил точную минуту смерти. (Прим. А. Г. Достоевской.)} Федор Михайлович отошел в вечность..."
@FDostoevskiy — не только цитаты
Последний день жизни Достоевского описаны его женой Анной Григорьевной:
"Проснулась я около семи утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону.
– Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой? – спросила я, наклонившись к нему.
– Знаешь, Аня, - сказал Федор Михайлович полушепотом, – я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.
– Голубчик мой, зачем ты это думаешь? - говорила я в страшном беспокойстве, – ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет, очевидно, образовалась "пробка", как говорил Кошлаков. Ради бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя!
– Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!
Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. 14 "Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду".
– Ты слышишь – "не удерживай" – значит, я умру, – сказал муж и закрыл книгу".
Я не могла удержаться от слез. Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь.
Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни:
– Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!
Я была до глубины души растрогана его задушевными словами, но и страшно встревожена, опасаясь, как бы волнение не принесло ему вреда. Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть. Муж послушался меня, перестал говорить, но по умиротворенному лицу было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен.
<...>
Я весь день ни на минуту не отходила от мужа; он держал мою руку в своей и шепотом говорил: "Бедная... дорогая... с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить!.."
Я успокаивала его, утешала надеждой на выздоровление, но ясно, что в нем самом этой надежды не было, и его мучила мысль, что он оставляет семью почти без средств. Ведь те четыре-пять тысяч, которые хранились в редакции "Русского вестника", были единственными нашими ресурсами. <...>
Я держала руку мужа в своей руке и чувствовала, что пульс его бьется все слабее и слабее. В восемь часов тридцать восемь минут вечера {Кто-то из присутствовавших (кажется, Маркевич) отметил точную минуту смерти. (Прим. А. Г. Достоевской.)} Федор Михайлович отошел в вечность..."
(А. Г. Достоевская. Воспоминания. Часть 11. Смерть. Похороны)⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Новости
Дню памяти Ф.М. Достоевского посвящается памятные мероприятия:
📌Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге
📌Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Дню памяти Ф.М. Достоевского посвящается памятные мероприятия:
📌Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге
📌Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты