Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
943 photos
42 videos
672 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
Писатель на карантине: Фёдор Достоевский

В холерное лето 1848 год Фёдор Достоевский познакомился со студентом Петербургского Университета Павлом Филипповым.

«Я боялся холеры в первые дни ее появления. Ничего не могло быть приятнее для Филиппова, как показывать мне каждый день и каждый час, что он нимало не боится холеры.

Единственно для того, чтоб удивить меня, он не остерегался в пище, ел зелень, пил молоко и однажды, когда я, из любопытства, что будет, указал ему на ветку рябинных ягод, совершенно зелёных, только что вышедших из цветка, и сказал, что если б съесть эти ягоды, то, по-моему, холера придёт через пять минут, Филиппов сорвал всю кисть и съел половину в глазах моих, прежде чем я успел остановить его. Это детская безрассудная страсть, достойная сожаления, к несчастью, главная черта его характера».

Филиппов остался жив. Правда, Достоевский отмечал и положительные его качества: «честность, изящная вежливость, правдивость, неустрашимость и прямодушие».

Подготовила Ася Занегина
Кстати и на всякий случай, вверну здесь одну турецкую пословицу (настоящую турецкую, не сочиненную): «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели».
"Дневник писателя"1876
«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он — самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира».
(H. Бердяев)
«Третий пункт, который я хотел отметить в значении Пушкина, есть та особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения - способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного».
(Дневник писателя, 1880 г.)
#ВИДЕОТЕКА
Гл. редактор научного журнала ИМЛИ "Достоевский и мировая культура. Филологический журнал" Татьяна Касаткина в программе Владимира Легойды "Парсуна" на телеканале "Спас".
🎬 (видео)
02:28 — О чтении романа «Идиот» в 11 лет
04:53 — «Мы надеемся на Бога» или «Бог надеется на нас»?
06:28 — О христианском подходе к абортам и суррогатному материнству
15:22 — Об искусстве, от которого (не)хочется «повеситься»
24:20 — О «вертикали» и «горизонтали» в «Тайной вечери» Леонардо Да Винчи
27:04 — Главная проблема школы: «ученик считает, что он не получает, а отдает»
30:11 — О важности «второго чтения» литературного произведения
36:11 — О том, что автор «хотел выразить», «сумел выразить» и «выразил, сам того не желая»
39:40 — О неожиданных вопросах учеников
42:28 — О мудрости Илюши Снегирева, или «Простить можно только на Кресте»
47:32 — «Прощением мы исцеляем свою рану»
50:41 — Грехопадение — «удар по любви»
52:55 — О борьбе «за все хорошее против всего плохого»
54:38 — О любви как методе гуманитарных науках
58:38 — Тяжело ли быть «вторым»
1:00:07 — О сходстве Достоевского и Толстого
1:04:04 — Об ответе Достоевского Ивана Карамазову
#интересные_факты
📌В 1837 году, когда Достоевскому было 16 лет, умерла его мать. Федор и его любимый брат Михаил отправились в один из пансионов Петербурга. Федор поступил в Главное инженерное училище.

Два года спустя он получает письмо с извещением о смерти отца: как свидетельствовали очевидцы, он был убит своими крепостными недалеко от села Дарового. Считается, что именно тогда с Федором Достоевским случился первый приступ эпилепсии, болезни, которая мучила его затем всю жизнь.
#Летопись_жизни_Достоевского
Алеша: “…я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, об нашей теперешней учащейся молодежи: «Покажите вы, — он пишет, — русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною». Никаких знаний и беззаветное самомнение — вот что хотел сказать немец про русского школьника. — Ах, да ведь это совершенно верно! — захохотал вдруг Коля, — верниссимо, точь-в-точь! Браво, немец! Однако ж чухна не рассмотрел и хорошей стороны, а, как вы думаете? Самомнение — это пусть, это от молодости, это исправится, если только надо, чтоб это исправилось, но зато и независимый дух, с самого чуть не детства, зато смелость мысли и убеждения, а не дух ихнего колбаснического раболепства пред авторитетами... Но все-таки немец хорошо сказал! Браво, немец!”
(Братья Карамазовы)
Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они немедленно стали иметь свои собственные «убеждения». Стоило иному только капельку почувствовать в сердце своем что-нибудь из какого-нибудь общечеловеческого и доброго ощущения, чтобы немедленно убедиться, что уж никто так не чувствует, как он, что он передовой в общем развитии. Стоило иному на слово принять какую-нибудь мысль или прочитать страничку чего-нибудь без начала и конца, чтобы тотчас поверить, что это «свои собственные мысли» и в его собственном мозгу зародились.
(Идиот)
#ПушкинскаяРечь
"Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
(Дневник писателя 1880)
@FDostoevskiy
«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу.

Изведав Божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь»
(В. С. Соловъев, русский религиозный мыслитель. Три речи в память Достоевского)
@FDostoevskiy
Книга «Три любви Достоевского» Марка Слонима знакомит читателя с историей отношений великого писателя с женщинами. Это истории его влюбленностей и двух браков. Автору удалось проследить взаимосвязь мотивов произведений Ф. М. Достоевского с биографией самого писателя.
Героини книги – первая жена писателя Мария Дмитриевна, его «подруга вечная» Апполинария Суслова и «ангел-хранитель» Анна Григорьевна Достоевская.
Автор произведения – Марк Львович Слоним (1894-1976) – русский и американский писатель, публицист, педагог, журналист, литературовед и переводчик.
@FDostoevskiy
Forwarded from «...Ум чужой»
«Это самое обидное для мужчины — знать, что для любимой он попросту один из многих и что она ничего не прочла на челе его».

Марк Слоним, «Три любви Достоевского»
#маркслоним #трилюбвидостоевского
"...И никто-то, никто-то не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора, мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать.

Сами они себе судьи. Любовь - тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше. Друг друга больше уважают, а на уважении много основано".
(Записки из подполья)
@FDostoevskiy
Варвара Добросёлова: "Какой у вас странный характер, Макар Алексеевич! Вы уж слишком сильно все принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком...
Все, конечно, скажут, что у вас доброе сердце,но я скажу,что оно уж слишком доброе. Судите же,каково мне видеть, что вы и теперь, после всех ваших бедствий, которых я была невольною причиною, - что и теперь живете только тем, что я живу: моими радостями, моими горестями, моим сердцем!
Если принимать все чужое так к сердцу и если так сильно всему сочувствовать, то, право, есть отчего быть несчастнейшим человеком".
(Бедные люди)
#прогулки_с_Достоевским
Собор Владимирской иконы Божией Матери.
🏃🏽‍♂️ Владимирский просп.20, Санкт-Петербург.

"Для каждого человека, живущего в Ленинграде, Достоевский существует в каком-то особом измерении. Город действительно пронизан его духом. В Михайловском замке он учился, на Владимирской площади жил, Семёновский плац — это несостоявшаяся его казнь, потрясение, которое пережил Фёдор Михайлович, стоя на этом помосте и видя оттуда купола Владимирской церкви".
(Театральный педагог и режиссёр Роза Сирота. Ленинград, 1974г.)

В конце жизни он переехал в дом, балкон которого прямо выходил на купола этого собора.
В воскресные и праздничные дни Достоевский посещал храм вместе с семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы жизни.
В этом же соборе служил духовник Федора Михайловича, который принес Святые Дары для его последнего, предсмертного причастия и исповедовал его.
"— Стихи вздор-с, — отрезал Смердяков.
— Ах нет, я очень стишок люблю.
— Это чтобы стих-с, то это существенный вздор-с. Рассудите сами: кто же на свете в рифму говорит? И если бы мы стали все в рифму говорить, хотя бы даже по приказанию начальства, то много ли бы мы насказали-с? Стихи не дело, Марья Кондратьевна.
— Как вы во всем столь умны, как это вы во всем произошли? — ласкался всё более и более женский голос".
(Братья Карамазовы)
Forwarded from Якеменко
Несколько слов о Достоевском. Он всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний – возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он живет, а по тому, о чем он мечтает», - писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».

Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу, как самую главную ценность.

Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе.

Достоевский жил в то время, когда вера в Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в кто время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно». Покажите «мне что-нибудь лучше Христа»! «Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите» и подчеркивал: «русский человек без Православия – дрянь».

Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном – о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, - советовал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно… Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».
Раскольников: "— Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда,и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…"
(Преступление и наказание)
@FDostoevskiy