Сам Достоевский объяснил психологию Голядкина следующим образом:
«Коль неудовлетворён человек, коль нет средств ему высказаться и проявить то, что получше в нём (не из самолюбия, а вследствие самой естественной необходимости человеческой сознать, осуществить и обусловить свое Я в действительной жизни), то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие; то, с позволения сказать, сопьется, то пустится в картеж и шулерство, то в бретерство, то, наконец, с ума сойдет от амбиции, в то же самое время презирая про себя амбицию…»
«Коль неудовлетворён человек, коль нет средств ему высказаться и проявить то, что получше в нём (не из самолюбия, а вследствие самой естественной необходимости человеческой сознать, осуществить и обусловить свое Я в действительной жизни), то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие; то, с позволения сказать, сопьется, то пустится в картеж и шулерство, то в бретерство, то, наконец, с ума сойдет от амбиции, в то же самое время презирая про себя амбицию…»
«Петербу́ргская ле́топись» 1847г.
«...Голядкин выдерживает свой характер вполне. Подлец страшный, приступу нет к нему; никак не хочет вперед идти, претендуя, что еще ведь он не готов...»
(письмо брату Михаилу 1845г)
#интересные_факты
📌 В 1996 по роману Фёдора Достоевского и также с названием «Двойник» хотел снять фильм Роман Полански. Главные роли в фильме должны были достаться Джону Траволте, Изабеле Аджани, Джону Гудману и Жану Рено. Съемки должны были начаться в Париже в июне 1996 года. Однако за несколько дней до начала съемок Траволта, поссорившись с Полански из-за изменений в сценарии, покинул проект. А вскоре после этого работа над фильмом была прекращена.
📌В СССР повесть экранизировалась только в виде телеспектакля. Впоследствии «Радио России» подготовило аудиокнигу, где сильно сокращённый текст повести читает Сергей Гармаш.
📌7 сентября 2013 года в мировой прокат вышел фильм Ричарда Айоади «Двойник», снятый по мотивам повести. Главную роль в нём исполнил Джесси Айзенберг.
📽 ВИДЕО (Русский трейлер)
📌 В 1996 по роману Фёдора Достоевского и также с названием «Двойник» хотел снять фильм Роман Полански. Главные роли в фильме должны были достаться Джону Траволте, Изабеле Аджани, Джону Гудману и Жану Рено. Съемки должны были начаться в Париже в июне 1996 года. Однако за несколько дней до начала съемок Траволта, поссорившись с Полански из-за изменений в сценарии, покинул проект. А вскоре после этого работа над фильмом была прекращена.
📌В СССР повесть экранизировалась только в виде телеспектакля. Впоследствии «Радио России» подготовило аудиокнигу, где сильно сокращённый текст повести читает Сергей Гармаш.
📌7 сентября 2013 года в мировой прокат вышел фильм Ричарда Айоади «Двойник», снятый по мотивам повести. Главную роль в нём исполнил Джесси Айзенберг.
📽 ВИДЕО (Русский трейлер)
Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают.
"Дневник писателя"1876
#интересные_факты
📌Достоевский — автор слова «стушеваться»
Писатель сам признался в авторстве этого слова и объяснил его значения в «Дневнике писателя». Точная дата появления в печати слова «стушевался» – 1 января 1846 года в «Отечественных записках», в повести «Приключения господина Голядкина».
📌Достоевский — автор слова «стушеваться»
Писатель сам признался в авторстве этого слова и объяснил его значения в «Дневнике писателя». Точная дата появления в печати слова «стушевался» – 1 января 1846 года в «Отечественных записках», в повести «Приключения господина Голядкина».
Чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь.
(M. M. Достоевскому, январь – февраль 1847 г.)
«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел».
(Братья Карамазовы)
Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду.
"Запи́ски из подпо́лья
""Если принимать всё чужое так к сердцу и если так сильно всему сочувствовать, то, право, есть отчего быть несчастнейшим человеком".
(Бедные люди)
"Вы, сударь, не презирайте меня: в России пьяные люди у нас самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные."
(Братья Карамазовы)
#ПушкинскаяРечь
«Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?.. Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен.
И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми?»
«Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?.. Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен.
И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми?»
(Дневник писателя 1880. Глава II. Пушкин)
Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами.
"Дневник писателя"1876
#Представляем_книгу
📝С 1873-74 гг. Достоевский редактор газеты "Гражданин", где в виде отдельной рубрики, публиковался уникальный "моножурнал" - "Дневник писателя".
📝Ф. М. был редактором, журналистом и романистом в одном лице. При этом «сотрудниками» своего моножурнала считал своих читателей-корреспондентов, поскольку некоторые статьи создавались на основе писем подписчиков.
📝В 1876—1877 и 1880—1881гг. «Дневник писателя» выходит самостоятельным ежемесячным журналом философско-литературной публицистики.
📝По своему литературному типу журнал Достоевского не имеет аналогов в истории русской и мировой журналистики. По собственной концепции, широкому кругу злободневных проблем «Дневник писателя» «по праву может быть назван энциклопедией русской жизни»
📝«Дневником писателя» рассматривается как творческая лаборатория для подготовки материалов большого романа «Братья Карамазовы».
📝С 1873-74 гг. Достоевский редактор газеты "Гражданин", где в виде отдельной рубрики, публиковался уникальный "моножурнал" - "Дневник писателя".
📝Ф. М. был редактором, журналистом и романистом в одном лице. При этом «сотрудниками» своего моножурнала считал своих читателей-корреспондентов, поскольку некоторые статьи создавались на основе писем подписчиков.
📝В 1876—1877 и 1880—1881гг. «Дневник писателя» выходит самостоятельным ежемесячным журналом философско-литературной публицистики.
📝По своему литературному типу журнал Достоевского не имеет аналогов в истории русской и мировой журналистики. По собственной концепции, широкому кругу злободневных проблем «Дневник писателя» «по праву может быть назван энциклопедией русской жизни»
📝«Дневником писателя» рассматривается как творческая лаборатория для подготовки материалов большого романа «Братья Карамазовы».
#интересные_факты
📌Художественные произведения на страницах журнала «Дневник писателя»
Бобок. Записки одного лица (1873, 5 февраля).
Мальчик у Христа на ёлке (1876, январь).
Мужик Марей (1876, февраль).
Столетняя (1876, март).
Кроткая. Фантастический рассказ (1876, ноябрь).
Сон смешного человека. Фантастический рассказ (1877, апрель).
Пушкин (Очерк). Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности (1880, август).
📌Художественные произведения на страницах журнала «Дневник писателя»
Бобок. Записки одного лица (1873, 5 февраля).
Мальчик у Христа на ёлке (1876, январь).
Мужик Марей (1876, февраль).
Столетняя (1876, март).
Кроткая. Фантастический рассказ (1876, ноябрь).
Сон смешного человека. Фантастический рассказ (1877, апрель).
Пушкин (Очерк). Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности (1880, август).
Что же касается до того, какой я человек, то я бы так о себе выразился: "Я человек счастливый, но - кое-чем недовольный"...
из предисловия к "Дневник писателя"1876
Что такое талант? Талант есть, во-первых, преполезная вещь. Литературный талант, например, есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
"Дневник писателя"1876
...Согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виноват. Греха единичного нет...
Тихон
Тихон
(Бесы)
"Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком".
(Бедные люди)
"- Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, — в то же время убежденный всем сердцем моим, что всё это давно уже кладбище, и никак не более. И не от отчаяния буду плакать, а лишь просто потому, что буду счастлив пролитыми слезами моими. Собственным умилением упьюсь. Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь... Понимаешь ты что-нибудь в моей ахинее, Алешка, аль нет? — засмеялся вдруг Иван.— Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется любить — прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе так жить хочется, — воскликнул Алеша. — Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.— Жизнь полюбить больше, чем смысл ее?— Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму. Вот что мне давно уже мерещится. Половина твоего дела сделана, Иван, и приобретена: ты жить любишь. Теперь надо постараться тебе о второй твоей половине, и ты спасен.— Уж ты и спасаешь, да я и не погибал, может быть! А в чем она, вторая твоя половина?— В том, что надо воскресить твоих мертвецов, которые, может быть, никогда и не умирали. Ну давай чаю. Я рад, что мы говорим, Иван."
(Братья Карамазовы)
Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия.
"Дневник писателя"1876
"Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено. […] Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову".
(Бедные люди)