Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
943 photos
42 videos
672 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
Андрей Петрович Версилов:

"<...> — Заметь, — сказал он, — фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным".

Ф. М. Достоевский. "Подросток".
Как зовут профессора, хозяина клиники в Швейцарии, у которого лечился князь Мышкин?
Anonymous Quiz
28%
Майер
13%
Миллер
18%
Келлер
41%
Шнейдер
#достоевскийпопонедельникам

А главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне всё равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и всё вынесу, мне ничего; человек-то я простой, маленький, – но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все, что заговорят, когда без шинели пойдëшь? Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь. Сапоги в таком случае, маточка, душечка вы моя, нужны мне для поддержки чести и доброго имени.
(«Бедные люди»)

P. S. Тааак, кому это сегодня не весело, кого это ещё не посетило новогоднее настроение?! Клин клином!

P. S. S. А за книжками ждём вас в среду: этот вторник – санитарный! Зато 31 декабря работаем, с огоньком и новогодним настроением, дочитав «Бедных людей» 🎅☃️🥳
🌟 Почему князь Мышкин — «идиот»?

Название романа Достоевского многозначно. Идиот — не обязательно больной человек. Раньше так называли того, кто живёт не как другие, не по их законам.

Мышкин попадает в центр петербургского общества, стремится всем помочь и всех спасти. Писатель показывает «положительно прекрасного», кроткого человека, похожего на Христа, и размышляет о том, что будет, когда он окажется среди нас. Кто-то смеётся над Мышкиным, а кто-то видит в нем прозорливца. Но всех объединяет одно: люди не принимают помощи князя и доводят его до безумия.

🔘 Ещё одно значение слова «идиот» — юродивый, блаженный. В религиозной традиции это проводник Божественной любви для людей. Мышкин наделен христианской любовью и добротой, несёт их свет ближним. В служении другим заключался смысл его жизни, и это же определяет его трагическую судьбу.

Расшифровка ролика проекта «Минутная история».

🕯 Подписывайтесь на наш канал Академия журнала «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#Дневник_писателя1877
"С самого начала народа русского и его государства, с самого крещения земли русской, начали устремляться из нее паломники во святые земли, ко гробу господню, на Афон и проч. Еще во время крестовых походов ходил в Иерусалим один игумен русский и был ласково принят королем Иерусалимским «Балдвином», что прекрасно описал в хождении своем. Затем паломничество на Восток, ко святым местам, не прекращалось и до наших дней.

Из русских же монахов есть и теперь в России весьма многие, живавшие на Афоне. Таким образом, темный и совершенно необразованный русский народ, то есть самые даже простые деревенские мужики, совершенно не зная истории и географии, знают, однако же, отлично, и уже очень давно, что святыми местами и всеми тамошними восточными христианами овладели нечестивые агаряне, магометане, турки и что жить христианам по всему Востоку чрезвычайно трудно и тяжело.

Знает об этом русский народ с сокрушением сердца; а такова уже русская народная черта, историческая, что покаянные подвиги хождения ко святым местам он издревле еще высоко ценил. Сердцем его всегда влекло туда,— черта историческая".
(Дневник писателя 1877. О безошибочном знании необразованным безграмотным русским народом главнейшей сущности восточного вопроса)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Руки прочь от Достоевского!

Тут адвокат Киркорова, г-н Добровинский, ничтоже сумняшеся заявил, что, дескать, Достоевский - "великий писатель, но редкий мерзавец как человек". Это он так защищал своего подопечного (Ф.Киркорова) от русского народа, который требует лишить его звания Народный артист России.

"Вот возьмем Федора Достоевского. Великий писатель, редкий мерзавец как человек. И таких примеров очень много можно привести. Достоевского лишить звания писателя? Смешно", - указал адвокат.
Т.е. Добровинский приравнял песни Киркорова к
вкладу в мировую культуру великого русского писателя Достоевского.

Ну, а что Достоевский? Федор Михайлович еще 150 лет назад все сказал:
«Они (либералы) там пишут о нашем народе: «дик и невежествен... не чета европейскому...» Да наш народ - святой в сравнении с тамошним! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма, как в Италии, например. В Риме, в Неаполе, мне самому на улицах делали гнуснейшие предложения - юноши, почти дети. Отвратительные, противоестественные пороки - и открыто для всех, и это никого не возмущает. А попробовали бы сделать то же у нас! Весь народ осудил бы, потому что для нашего народа тут смертный грех, а там это - в нравах, простая привычка, - и больше ничего. И эту-то «цивилизацию» хотят теперь прививать народу!- не уступлю. Да никогда я с этим не соглашусь! До конца моих дней воевать буду с ними. <...> Начинается эта пересадка всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, ... а кончается содомским грехом и всеобщим растлением...».

Помнится гражданин Израиля Чубайс также практически говорил о великом русском писателе-пророке: "Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски".
Понятно теперь, да? За что они все так ненавидят Достоевского? А русский народ его любит и считает его, как и Пушкина, нашим всем!
И наоборот, очень не любит вот таких чубайсов-киркоровых-добровинских, «...ибо в этих мировых страдальцах так много подчас лакейства духовного!», по словам самого же Федора Михайловича.
"Статья посвящена значимому присутствию в романе «Преступление и наказание» книги Джорджа Генри Льюиса «Физиология обыденной жизни» — единственной книги, прямо упомянутой Мармеладовым среди того, что составило «просвещение» его дочери Сони — а также парному к ней сообщению о том, что историческое образование Сони закончилось на Кире Персидском.

Выдвигается предположение о том, по какому именно учебнику истории занимался с Соней Мармеладов. Как фигура Кира Персидского, так и «Физиология обыденной жизни» рассматриваются с точки зрения того, какую философию они могли зародить или подкрепить в сознании героини и читателя.

Приводится также развернутое оглавление «Физиологии», отчасти дающее представление о характере этой книги, которое отличается от того представления, которое исследователи и комментаторы романа Достоевского в XX–XXI веках почерпывали из рецензий на нее, опубликованных вскоре по выходе перевода, а также из рецензий на «Преступление и наказание», упоминающих книгу Льюиса".

Касаткина Т.А. Кир Персидский и «Физиология» Льюиса в «Преступлении и наказании» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 4 (24). С. 93–128.

Читать полностью: https://www.dostmirkult.ru/ru/arkhiv/110-4-2023/1089-kir-persidskij-i-fiziologiya-lyuisa-v-prestuplenii-i-nakazanii
"У Вас теперь юность, молодость, начало жизни — экое счастье! Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то — ужасно легко сбиться".
(Письмо Н.П. Сусловой. 19 апреля 1865. Петербург)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
🎄Филиал "Музеи Ф. М. Достоевского в Старой Руссе" поздравляет с наступающим Новым годом! Пусть он будет наполнен яркими событиями и добрыми впечатлениями!

🎉 С 1 по 8 января будем рады видеть вас в наших музеях!

💥 Предлагаем ознакомиться с графиком посещений экспозиций.

ВНИМАНИЕСообщаем, что 2, 4, 5, 7 и 8 января специально для индивидуальных посетителей будут организованы дополнительные экскурсии в Музее романа "Братья Карамазовы"👍Предварительная запись на программы осуществляется по телефону: 881652 51477. Билеты можно приобрести в кассе музея (Набережная Достоевского, д. 8).
Уважаемые читатели! С новым 2024 годом!
Хочется пожелать вам словами Федора Михайловича: "Прежде всего обнимаю вас и поздравляю с Новым годом и, уж конечно, желаю от искреннего сердца всего самого лучшего и успешного!"
(Письмо Ивановым А.П. и В.М. 1(13) января 1868)


И выразить благодарность дружественным Telegram-каналам:
📎В. Легойда @vladimirlegoyda – Владимир Романович, крепитесь, сил Вам и стойкости духа.
📎Александр Ходаковский @aleksandr_skif - никто кроме Вас!
📎Rebrik sacerdos @avdjugin - у отца Александра всегда найдется интересный рассказ.
📎Филологичка @philol_lol - с юмором у неё точно всё в порядке!
📎Андроников монастырь @andronikovmonastery - здесь не только красота церковной поэзии, но и мудрость православной молитвы.
📎Душеполезное чтение @dushepoleznoe_chtenie - cтихи и короткие рассказы для семейного чтения.
📎Северный город Z @severnygorod - о событиях Петербурга.
📎ФАКТЫ НА СТОЛ @truth_onlytruth - честно объяснит подтекст последних новостей.

А также рекомендуем наших коллег:
📎Библиотека им. Ф.М. Достоевского @dostoevsky_lib
📎Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН @dostmirkult
📎Музей Достоевского. Петербург @dostoevskymuseumspb
📎Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе @dostoevsky_museumst
📎ГМИРЛИ — Музей истории российской литературы им. В.И.Даля @literaturemuseum
📎Книжный Dостоевский @dostoevskybookstore

📚Спасибо, что читаете Достоевского.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Федор ДОСТОЕВСКИЙ
становится ближе и роднее, если читаешь канал Достоевский Ф.М.

Вот это, например:

... такой высокий организм, как Россия, должен сиять и огромным духовным значением. Выгода России не в захвате славянских провинций, а в искренней и горячей заботе о них и покровительстве им, в братском единстве с ними и в сообщении им духа и взгляда нашего на воссоединение славянского мира.

Одной материальной выгодой, одним «хлебом» — такой высокий организм, как Россия, не может удовлетвориться. И это не Идеал и не фразы: ответ на то — весь русский народ и всё движение его в этом году (Дневник писателя 1876. Октябрь).

❗️ Заметьте, это сказано в 1876 году.
Идём дальше:

...движение почти беспримерное
в других народах по своему самоотвержению и бескорыстию, по благоговейной религиозной жажде пострадать за правое дело.

Такой народ не может внушать опасения за порядок, это не народ беспорядка, а народ твердого воззрения и уже ничем не поколебимых правил, народ — любитель жертв и ищущий правды и знающий, где она, народ кроткий, но сильный, честный и чистый сердцем, как один из высоких идеалов его — богатырь Илья-Муромец, чтимый им за святого.

Сердце хранителя такого народа должно радоваться на такой народ, — и оно радуется, и народ про то знает! (Дневник писателя 1876).

💙 Друзья дорогие, читайте Достоевского как вам нравится - в хорошо изданных книгах или в электронной версии - и подписывайтесь на канал Достоевский Ф.М.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🗓22 декабря 1849г. (3 января 1850г.н.с.) на Семёновский плац доставили приговорённых к расстрелу петрашевцев, в числе которых находился 28-летний Достоевский.

Обряд смертной казни был инсценирован публично: осужденных взвели на эшафот, проделали обряд лишения дворянства (преломление шпаги), переодели в саваны, караул взял ружья на прицел… и лишь после этого объявили о замене смертной казни ссылкой в Сибирь.

Фёдор Михайлович писал старшему брату Михаилу: "Брат, любезный друг мой! всё решено! Я приговорен к 4-х-летним работам в крепости (кажется, Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня 22 декабря нас отвезли на Семеновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головою шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни.

Я стоял шестым, вызывали по трое, след<овательно>, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой, привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь
".

🎬 Из недр Гостелерадиофонда (3:49мин.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Меня сильно беспокоила моя ссора с Федей. Я бог знает, что вообразила себе, различные глупости и потому раньше пришла домой. Но каково было мое огорчение, когда, придя в гостиницу, я узнала, что Федя заходил уже домой, пробыл несколько минут в комнате и опять ушел. Боже мой, что я только перечувствовала! Мне представилось, что он меня разлюбил и уверившись, что я такая дурная и капризная, нашел, что он слишком несчастлив и бросился в Шпрее. Затем мне представилось, что он пошел в наше посольство, чтоб развестись со мной, выдать мне отдельный вид и отправить меня обратно в Россию. Все эти несчастные мысли до того меня измучили, что я начала горько плакать, упрекать себя в капризах и дурном сердце. Я дала себе слово, если Федя меня бросит, ни за что не вернуться в Россию, а спрятаться где-нибудь в деревушке за границей, чтоб оплакивать мою потерю. Так прошло два часа.
Я поминутно вскакивала с моего места и подходила к окну посмотреть не идет ли Федя. И вот, когда мое отчаяние дошло до последних пределов. Я, выглянув в окно, увидела, что Федя с самым независимым видом, положив руки в карманы, идет домой. Я очень обрадовалась и когда пришел, я с плачем и рыданиями бросилась к нему на шею. Он очень испугался, увидев мои заплаканные глаза, и спросил, что со мною случилось. Когда я рассказала ему все мои страхи, он страшно смеялся и сказал, что надо иметь очень мало самолюбия, чтобы броситься и утонуть в Шпрее, в этой маленькой, ничтожной речонке.

Анна Достоевская
18 апреля, 1867 г.


Жизнь в дневниках
"В данной статье на материале романа «Бесы», за которым закрепилась репутация самого литературного романа в творчестве Ф.М. Достоевского, рассмотрены феномены читательства в сопоставлении с сочинительством. Читательская стратегия самого Достоевского, чье чтение с ранней юности было сверхнасыщенным и всепоглощающим, было нацелено на извлечение из прочитанных книг умения создавать, на обучение писательскому мастерству у собратьев по перу.

Персонажи «Бесов», подверженные мощной стихии литературного творчества, со всеми его рисками и невзгодами, образуют своего рода «союз сочинителей». Но это еще и «союз читателей», и как раз бескорыстный читательский опыт, чуждый эгоизму и честолюбию, оказывается опытом устроительным и преображающим. Книги в жизни героев романа «Бесы» разнообразны и многоплановы; к ним обращаются за подсказкой, утешением или предупреждением об опасности. Особенно важны «настольные книги» — зачастую они говорят о читателях больше их слов и поступков.

В том, какую именно книгу автор романа «кладет» на письменный стол героя, иногда содержится и загадка, и разгадка образа. В статье показано, как по мере сгущения событий и по пути движения к катастрофе радикально меняются тон и содержание литературных рефлексий. После многих бедствий в пространстве романа остается одна-единственная Книга, вокруг которой его герои пытаются объединиться. «Апокалипсис» в «Бесах» рассмотрен как Книга в книге, и можно видеть, как персонажи романа стремятся понять ее смыслы и поверить им".

Сараскина Л.И. Герои-читатели в романе «Бесы». Грустное торжество «Апокалипсиса» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 4 (24). С. 172–201.

Читать полностью: https://www.dostmirkult.ru/ru/arkhiv/110-4-2023/1092-geroi-chitateli-v-romane-besy-grustnoe-torzhestvo-apokalipsisa
"...Нас повели, троих: Дурова, Ястржембского и меня, заковывать. Ровно в 12 часов, то есть ровно в Рождество, я первый раз надел кандалы. В них было фунтов 10 и ходить чрезвычайно неудобно. Затем нас посадили в открытые сани, каждого особо, с жандармом, и на 4-х санях, фельдъегерь впереди, мы отправились из Петербурга. У меня было тяжело на сердце и как-то смутно, неопределенно от многих разнообразных ощущений. Сердце жило какой-то суетой и потому ныло и тосковало глухо. Но свежий воздух оживлял меня, и так как обыкновенно перед каждым новым шагом в жизни чувствуешь какую-то живость и бодрость, то я в сущности был очень спокоен и пристально глядел на Петербург, проезжая мимо празднично освещенных домов и прощаясь с каждым домом в особенности.

Нас провезли мимо твоей квартиры, и у Краевского было большое освещение. Ты сказал мне, что у него елка, что дети с Эмилией Федоровной отправились к нему, и вот у этого дома мне стало жестоко грустно. Я как будто простился с детенками. Жаль их мне было, и потом, уже годы спустя, как много раз я вспоминал о них, чуть не со слезами на глазах. Нас везли на Ярославль, и потому к утру, после трех или 4-х станций, мы остановились чем свет в Шлиссельбурге в трактире. Мы налегли на чай, как будто целую неделю не ели. После 8-ми месяцев заключения мы так проголодались на 60 верстах зимней езды, что любо вспомнить. Мне было весело, Дуров болтал без умолку, а Ястржембскому виделись какие-то необыкновенные страхи в будущем. <...> Был чудеснейший зимний день.

Нас везли пустырем, по Петербургской, Новгородской, Ярославской и т. д. Городишки редкие, не важные. Но мы выехали в праздничную пору, и потому везде было что есть и пить. Мы мерзли ужасно. Одеты мы были тепло, но просидеть, наприм<ер>, часов 10, не выходя из кибитки, и сделать 5-6 станков* было почти невыносимо. Я промерзал до сердца и едва мог отогреться потом в теплых комнатах. Но, чудно: дорога поправила меня совершенно. В Пермской губернии мы выдержали одну ночь в сорок градусов. Этого тебе не рекомендую. Довольно неприятно. Грустная была минута переезда через Урал. Лошади и кибитки завязли в сугробах. Была метель. Мы вышли из повозок, это было ночью, и стоя ожидали, покамест вытащат повозки. Кругом снег, метель; граница Европы, впереди Сибирь и таинственная судьба в ней, назади всё прошедшее — грустно было, и меня прошибли слезы"(из письма к старшему брату Михаилу).
*Станок — местное, сибирское название станции, где меняют лошадей.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Ф.М. Достоевский_Мальчик у Христа на ёлке
Мальчик у Христа на ёлке
С Рождеством Христовым!

#Аудиотека
Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке» Федора Достоевского впервые вышел в январе 1876 года на страницах январского выпуска «Дневника писателя». История рассказывает о бедном голодном мальчике, который остался один под Рождество. Он мечтает о празднике, который может видеть лишь в окне господского дома.

И неожиданно мечты мальчика сбываются – он оказывается на новогоднем празднике среди таких же, как и он, детей, увлеченный туда неведомым тихим голосом.
Но, то были лишь предсмертные грезы, тихо замерзающего на заснеженной улице ребенка...
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Из_бесед_и_поучений_старца_Зосимы
"Мечтаю видеть и как бы уже вижу ясно наше грядущее: ибо будет так, что даже самый развращенный богач наш кончит тем, что устыдится богатства своего пред бедным, а бедный, видя смирение сие, поймет и уступит ему с радостью, и лаской ответит на благолепный стыд его. Верьте, что кончится сим: на то идет. Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Были бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру... Буди, буди!"
(Братья Карамазовы)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Морозы здесь ударили ужасные, доходило до 20 градусов, и даже и теперь холод. Квартира же нам попалась прехолодная. Здешние печи без заслонок. Топливо идет бессмысленно много, а тепла нет. Немцы хотят лучше мерзнуть, чем перенять у русских печи. Россию здесь ненавидят".

Достоевский Ф. М. - Ивановой С. А., 6 (18) января 1871
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM