Forwarded from «...Ум чужой»
“Было ему тогда всего двадцать лет (брату его Ивану шел тогда двадцать четвертый год, а старшему их брату, Дмитрию, — двадцать восьмой). Прежде всего объявляю, что этот юноша, Алеша, был вовсе не фанатик и, по-моему, по крайней мере, даже и не мистик вовсе. Заранее скажу мое полное мнение: был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его”.
Ф.М.Достоевский, “Братья Карамазовы”
#фмдостоевский #братьякарамазовы
Ф.М.Достоевский, “Братья Карамазовы”
#фмдостоевский #братьякарамазовы
#прогулки_с_Достоевским
Памятник Ф.М. Достоевскому у здания Мариинской больницы
🏃🏽♂️Москва, ул. Достоевского, д. 4, корп. 2
7 ноября 1918 года у фонтана на Цветном бульваре, был открыт памятник Достоевскому, работы скульптора С.Меркурова.
Однако в 1936г, из-за прокладки трамвайных путей, памятник перенесли в сквер Мариинской больницы на улице Новой Божедомке.
Классик представлен весьма своеобразно. В тюремном, сползающем с плеча халате, со сцепленными у груди ладонями, задумчивый и смиренный...
Фигура писателя представляет собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой- при взгляде на нее с разных ракурсов - будто находится в постоянном, каком-то тягучем и трагическом движении.
«Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа», – писал поэт Сергей Городецкий.
@FDostoevskiy
Памятник Ф.М. Достоевскому у здания Мариинской больницы
🏃🏽♂️Москва, ул. Достоевского, д. 4, корп. 2
7 ноября 1918 года у фонтана на Цветном бульваре, был открыт памятник Достоевскому, работы скульптора С.Меркурова.
Однако в 1936г, из-за прокладки трамвайных путей, памятник перенесли в сквер Мариинской больницы на улице Новой Божедомке.
Классик представлен весьма своеобразно. В тюремном, сползающем с плеча халате, со сцепленными у груди ладонями, задумчивый и смиренный...
Фигура писателя представляет собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой- при взгляде на нее с разных ракурсов - будто находится в постоянном, каком-то тягучем и трагическом движении.
«Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа», – писал поэт Сергей Городецкий.
@FDostoevskiy
"Достоевский — всадник в пустыне, с одним колчаном стрел.
И капает кровь, куда попадает его стрела...
Достоевский живет в нас.
Его музыка никогда не умрет".
И капает кровь, куда попадает его стрела...
Достоевский живет в нас.
Его музыка никогда не умрет".
(В.В. Розанов. «Опавшие листья»)
@FDostoevskiy"Я очень часто задумываюсь и спрашиваю себя теперь: какие впечатления, большею частию, выносит из своего детства уже теперешняя современная нам молодежь?
И вот если даже и мне, который уже естественно не мог высокомерно пропустить мимо себя той новой роковой среды, в которую ввергло нас несчастие, не мог отнестись к явлению перед собой духа народного вскользь и свысока, — если и мне, говорю я, было так трудно убедиться наконец во лжи и неправде почти всего того, что считали мы у себя дома светом и истиной, то каково же другим, еще глубже разорвавшим с народом, где разрыв преемствен и наследствен еще с отцов и дедов?"
И вот если даже и мне, который уже естественно не мог высокомерно пропустить мимо себя той новой роковой среды, в которую ввергло нас несчастие, не мог отнестись к явлению перед собой духа народного вскользь и свысока, — если и мне, говорю я, было так трудно убедиться наконец во лжи и неправде почти всего того, что считали мы у себя дома светом и истиной, то каково же другим, еще глубже разорвавшим с народом, где разрыв преемствен и наследствен еще с отцов и дедов?"
(Дневник писателя 1873)
@FDostoevskiy"Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это.
Эта идея вошла в плоть и кровь мою. Да, правда! Та голова, которая создавала, жила высшею жизнию искусства, которая сознала и свыклась с возвышенными потребностями духа, та голова уже срезана с плеч моих.
Осталась память и образы, созданные и еще не воплощенные мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та же плоть и кровь, которая также может и любить, и страдать, и желать, и помнить, а это все-таки жизнь!
On voit le soleil! *
Ну, прощай, брат! Обо мне не тужи!"
@FDostoevskiy
Эта идея вошла в плоть и кровь мою. Да, правда! Та голова, которая создавала, жила высшею жизнию искусства, которая сознала и свыклась с возвышенными потребностями духа, та голова уже срезана с плеч моих.
Осталась память и образы, созданные и еще не воплощенные мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та же плоть и кровь, которая также может и любить, и страдать, и желать, и помнить, а это все-таки жизнь!
On voit le soleil! *
Ну, прощай, брат! Обо мне не тужи!"
(Письмо брату Михаилу, перед отправкой на каторгу. 22декабря 1849)👉 *On voit le soleil (Усеченная цитата из гл. 29 «Последнего дня приговоренного к смерти» Гюго: «Un forcat, cela marche encore, cela va et vient, cela voit le soleil» («Ведь каторжник тоже ходит, движется, тоже видит солнце» — франц.).
@FDostoevskiy
"Самое несносное несчастье, это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь всё это, упрекаешь себя даже — и не можешь себя пересилить".
(письма Н. Д. Фонвизиной 1854. Омск)
@FDostoevskiy"...Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек.
Между тем после появления Христа как идеала человека во плоти стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие».
Между тем после появления Христа как идеала человека во плоти стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие».
(из записной книжки 16 апреля 1864)
@FDostoevskiyКрафт: "...нынешнее время — это время золотой средины и бесчувствия, страсти к невежеству, лени, неспособности к делу и потребности всего готового.
...<...>.
-Нынче безлесят Россию, истощают в ней почву, обращают в степь и приготовляют её для калмыков. Явись человек с надеждой и посади дерево — все засмеются: «Разве ты до него доживёшь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало".
...<...>.
-Нынче безлесят Россию, истощают в ней почву, обращают в степь и приготовляют её для калмыков. Явись человек с надеждой и посади дерево — все засмеются: «Разве ты до него доживёшь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало".
(Подросток)
@FDostoevskiy#Представляем_книгу
«Подросток» — предпоследний роман Федора Достоевского, входит в «великое пятикнижие» автора.
Впервые опубликован в журнале „Отечественные записки“ (1875).
📝Повествование идёт от лица Аркадия Долгорукого. Ему всего 19 лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы накопить много денег, ни с кем не общаться, жить в уединении и ни от кого не зависеть. Будущие миллионы герой хотел раздать людям. В реальности же деньги возымели над ним власть. Аркадий уклоняется от намеченного пути, примеряя на себе жизнь аристократа.
📝Второй главный герой — помещик Версилов. Он считает себя набожным человеком, но его дела говорят об обратном. Версилов ведёт двойную жизнь и при этом считает себя чуть ли не святым.
Приёмный отец Аркадия, Макар Долгоруков, напротив, открывается с другой стороны. В этом небогатом человеке есть благородство души и нет гордыни.
📝Роман тяжелый, к которому нужно приложить усилие, роман не для любителей легкого чтива.
@FDostoevskiy
«Подросток» — предпоследний роман Федора Достоевского, входит в «великое пятикнижие» автора.
Впервые опубликован в журнале „Отечественные записки“ (1875).
📝Повествование идёт от лица Аркадия Долгорукого. Ему всего 19 лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы накопить много денег, ни с кем не общаться, жить в уединении и ни от кого не зависеть. Будущие миллионы герой хотел раздать людям. В реальности же деньги возымели над ним власть. Аркадий уклоняется от намеченного пути, примеряя на себе жизнь аристократа.
📝Второй главный герой — помещик Версилов. Он считает себя набожным человеком, но его дела говорят об обратном. Версилов ведёт двойную жизнь и при этом считает себя чуть ли не святым.
Приёмный отец Аркадия, Макар Долгоруков, напротив, открывается с другой стороны. В этом небогатом человеке есть благородство души и нет гордыни.
📝Роман тяжелый, к которому нужно приложить усилие, роман не для любителей легкого чтива.
@FDostoevskiy
#ВИДЕОТЕКА
Язык образов Святого Писания был универсален и понятен для всех. Но теперь для нас этот язык наполовину забыт. Мы уже не можем так ясно, с листа, читать всё, что говорили в своих произведениях художники, поэты, композиторы и писатели прошлого. Мы более опираемся на чувственное восприятие, которое все же является только частью замысла, его внешней стороной.
В программе "Библейский сюжет" – попытка рассказать о судьбе создания романа Достоевского "Подросток".
👉 ВИДЕО на youtu.be
@FDostoevskiy
Язык образов Святого Писания был универсален и понятен для всех. Но теперь для нас этот язык наполовину забыт. Мы уже не можем так ясно, с листа, читать всё, что говорили в своих произведениях художники, поэты, композиторы и писатели прошлого. Мы более опираемся на чувственное восприятие, которое все же является только частью замысла, его внешней стороной.
В программе "Библейский сюжет" – попытка рассказать о судьбе создания романа Достоевского "Подросток".
👉 ВИДЕО на youtu.be
@FDostoevskiy
YouTube
"Подросток" Достоевский / Библейский сюжет @Телеканал Культура
Библейский сюжет. "Подросток" Достоевский
🔹Подписаться на канал Культура: https://www.youtube.com/channel/UCik7MxUtSXXfT-f_78cQRfQ?sub_confirmation=1
🔹Все выпуски: https://www.youtube.com/playlist?list=PL66DIGaegedr4dvCBqg_QhjSo4IWWjtPx
В начале 1874…
🔹Подписаться на канал Культура: https://www.youtube.com/channel/UCik7MxUtSXXfT-f_78cQRfQ?sub_confirmation=1
🔹Все выпуски: https://www.youtube.com/playlist?list=PL66DIGaegedr4dvCBqg_QhjSo4IWWjtPx
В начале 1874…
"А пока я написал лишь «Подростка» — эту первую пробу моей мысли. Но тут дитя уже вышло из детства и появилось лишь неготовым человеком, робко и дерзко желающим поскорее ступить свой первый шаг в жизни.
Я взял душу безгрешную, но уже загаженную страшною возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и «случайность» свою и тою широкостью, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в сердце своем, любуется им еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих, — всё это оставленное единственно на свои силы и на свое разумение, да еще, правда, на Бога. Всё это выкидыши общества, «случайные» члены «случайных» семей".
Я взял душу безгрешную, но уже загаженную страшною возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и «случайность» свою и тою широкостью, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в сердце своем, любуется им еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих, — всё это оставленное единственно на свои силы и на свое разумение, да еще, правда, на Бога. Всё это выкидыши общества, «случайные» члены «случайных» семей".
(Дневник писателя 1876)@FDostoevskiy
"Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. <...> Искренний и беззлобный смех - это веселость, ...самая выдающая человека черта. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони.
<...>
Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется".
<...>
Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется".
(Подросток)@FDostoevskiy
"Чтоб больше знать, надо меньше чувствовать, и обратно, правило опрометчивое, бред сердца. Что ты хочешь сказать словом знать?
Познать природу, душу, Бога, любовь... Это познается сердцем, а не умом".
<...>
Проводник мысли сквозь бренную оболочку в состав души есть ум. Ум - способность материальная... душа же, или дух, живет мыслию, которую нашептывает ей сердце... Мысль зарождается в душе. Ум - орудие, машина, движимая огнем душевным...
Притом ум человека, увлекшись в область знаний, действует независимо от чувства, следовательно, от сердца. Ежели же цель познания будет любовь и природа, тут открывается чистое поле сердцу..."
Познать природу, душу, Бога, любовь... Это познается сердцем, а не умом".
<...>
Проводник мысли сквозь бренную оболочку в состав души есть ум. Ум - способность материальная... душа же, или дух, живет мыслию, которую нашептывает ей сердце... Мысль зарождается в душе. Ум - орудие, машина, движимая огнем душевным...
Притом ум человека, увлекшись в область знаний, действует независимо от чувства, следовательно, от сердца. Ежели же цель познания будет любовь и природа, тут открывается чистое поле сердцу..."
(письма брату Достоевскому М.М. 31октября 1838)
@FDostoevskiy"А у меня именно есть таинственное убеждение, что молодежь-то наша и страдает, и тоскует у нас от отсутствия высших целей жизни. В семьях наших об высших целях жизни почти и не упоминается, и об идее о бессмертии не только уж вовсе не думают, но даже слишком нередко относятся к ней сатирически, и это при детях, с самого их детства, да еще, пожалуй, с нарочным назиданием.
<...>
Ясно по крайней мере до наглядности то, что наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно. Это вопрос слишком, слишком значительный в теперешний момент, в теперешний миг нашей жизни.
Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, — то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, — а всё это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде!
А если бы и смогли и в силах еще были ей передать что-нибудь из правильных указаний в семье или в школе, то опять-таки и в семье и в школе (конечно, не без некоторых исключений) слишком уж стали к этому индифферентны за множеством иных, более практических и современно-интересных задач и целей.
О, без сомнения, даже и теперешняя окружающая их действительность могла бы спасти их от их уродливой оторванности от всего насущного и реального, от их грубейшего непонимания самых простых вещей; но в том-то и дело, что наступили, значит, такие сроки, что оторванность от почвы и от народной правды в нашем юнейшем поколении должна уже удивить и ужаснуть даже самих «отцов» их, столь давно уже от всего русского оторвавшихся и доживающих свой век в блаженном спокойствии высших критиков земли русской.
Ну вот и урок, — урок и семье и школе и блаженно-убежденнейшим критикам: сами же они теперь не узнают своих последствий и от них отрекаются, но... но ведь и их-то, «отцов»-то, разве можно опять-таки винить окончательно? Сами-то они не суть ли продукты и следствия каких-то особых роковых законов и предопределений, которые стоят над всем интеллигентным слоем русского общества уже чуть ли не два века сряду, почти вплоть до великих реформ нынешнего царствования?
Нет, видно двухсотлетняя оторванность от почвы и от всякого дела не спускаются даром. Винить недостаточно, надо искать и лекарств. По-моему, еще есть лекарства: они в народе, в святынях его..."
<...>
Ясно по крайней мере до наглядности то, что наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно. Это вопрос слишком, слишком значительный в теперешний момент, в теперешний миг нашей жизни.
Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, — то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, — а всё это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде!
А если бы и смогли и в силах еще были ей передать что-нибудь из правильных указаний в семье или в школе, то опять-таки и в семье и в школе (конечно, не без некоторых исключений) слишком уж стали к этому индифферентны за множеством иных, более практических и современно-интересных задач и целей.
О, без сомнения, даже и теперешняя окружающая их действительность могла бы спасти их от их уродливой оторванности от всего насущного и реального, от их грубейшего непонимания самых простых вещей; но в том-то и дело, что наступили, значит, такие сроки, что оторванность от почвы и от народной правды в нашем юнейшем поколении должна уже удивить и ужаснуть даже самих «отцов» их, столь давно уже от всего русского оторвавшихся и доживающих свой век в блаженном спокойствии высших критиков земли русской.
Ну вот и урок, — урок и семье и школе и блаженно-убежденнейшим критикам: сами же они теперь не узнают своих последствий и от них отрекаются, но... но ведь и их-то, «отцов»-то, разве можно опять-таки винить окончательно? Сами-то они не суть ли продукты и следствия каких-то особых роковых законов и предопределений, которые стоят над всем интеллигентным слоем русского общества уже чуть ли не два века сряду, почти вплоть до великих реформ нынешнего царствования?
Нет, видно двухсотлетняя оторванность от почвы и от всякого дела не спускаются даром. Винить недостаточно, надо искать и лекарств. По-моему, еще есть лекарства: они в народе, в святынях его..."
(Дневник писателя 1876г. IV.Кое-что о молодежи)
@FDostoevskiyУстроим по субботам читальный зал? Буду публиковать отрывки из произведений Достоевского.
Anonymous Poll
56%
Да, в виде статьи, которую можно открыть.
30%
Да, в виде постов, но такие посты будут в 2-4 раза больше обычного.
14%
Нет, не надо, очень трудно читать длинные тексты на маленьком экране.
Алеша Карамазов: "Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома.
Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение".
Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение".
(Братья Карамазовы)
@FDostoevskiy#Читальныйзал
"...Все-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? — а потом так все его полюбили. Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую и восстал".
#Братья_Карамазовы
📖Читать отрывок (4 мин.)
@FDostoevskiy
"...Все-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? — а потом так все его полюбили. Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую и восстал".
#Братья_Карамазовы
📖Читать отрывок (4 мин.)
@FDostoevskiy
Teletype
Ф. М. Достоевский. отрывок из книги "Братья Карамазовы"
Похороны Илюшечки. Речь у камня
#ВИДЕОТЕКА
"— Карамазов! — крикнул Коля, — неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мертвых, и оживем, и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку?
— Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было, — полусмеясь, полу в восторге ответил Алеша.
— Ах, как это будет хорошо! — вырвалось у Коли".
🎬 Видео на youtu.be (3:56мин.)
#Братья_Карамазовы
@FDostoevskiy
"— Карамазов! — крикнул Коля, — неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мертвых, и оживем, и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку?
— Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было, — полусмеясь, полу в восторге ответил Алеша.
— Ах, как это будет хорошо! — вырвалось у Коли".
🎬 Видео на youtu.be (3:56мин.)
#Братья_Карамазовы
@FDostoevskiy
YouTube
Братья Карамазовы Эпизод Похороны Илюши Речь у камня 01