Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
943 photos
42 videos
672 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
#ПушкинскаяРечь
"Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
(Дневник писателя 1880)
@FDostoevskiy
«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу.

Изведав Божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь»
(В. С. Соловъев, русский религиозный мыслитель. Три речи в память Достоевского)
@FDostoevskiy
Книга «Три любви Достоевского» Марка Слонима знакомит читателя с историей отношений великого писателя с женщинами. Это истории его влюбленностей и двух браков. Автору удалось проследить взаимосвязь мотивов произведений Ф. М. Достоевского с биографией самого писателя.
Героини книги – первая жена писателя Мария Дмитриевна, его «подруга вечная» Апполинария Суслова и «ангел-хранитель» Анна Григорьевна Достоевская.
Автор произведения – Марк Львович Слоним (1894-1976) – русский и американский писатель, публицист, педагог, журналист, литературовед и переводчик.
@FDostoevskiy
Forwarded from «...Ум чужой»
«Это самое обидное для мужчины — знать, что для любимой он попросту один из многих и что она ничего не прочла на челе его».

Марк Слоним, «Три любви Достоевского»
#маркслоним #трилюбвидостоевского
"...И никто-то, никто-то не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора, мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать.

Сами они себе судьи. Любовь - тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше. Друг друга больше уважают, а на уважении много основано".
(Записки из подполья)
@FDostoevskiy
Варвара Добросёлова: "Какой у вас странный характер, Макар Алексеевич! Вы уж слишком сильно все принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком...
Все, конечно, скажут, что у вас доброе сердце,но я скажу,что оно уж слишком доброе. Судите же,каково мне видеть, что вы и теперь, после всех ваших бедствий, которых я была невольною причиною, - что и теперь живете только тем, что я живу: моими радостями, моими горестями, моим сердцем!
Если принимать все чужое так к сердцу и если так сильно всему сочувствовать, то, право, есть отчего быть несчастнейшим человеком".
(Бедные люди)
#прогулки_с_Достоевским
Собор Владимирской иконы Божией Матери.
🏃🏽‍♂️ Владимирский просп.20, Санкт-Петербург.

"Для каждого человека, живущего в Ленинграде, Достоевский существует в каком-то особом измерении. Город действительно пронизан его духом. В Михайловском замке он учился, на Владимирской площади жил, Семёновский плац — это несостоявшаяся его казнь, потрясение, которое пережил Фёдор Михайлович, стоя на этом помосте и видя оттуда купола Владимирской церкви".
(Театральный педагог и режиссёр Роза Сирота. Ленинград, 1974г.)

В конце жизни он переехал в дом, балкон которого прямо выходил на купола этого собора.
В воскресные и праздничные дни Достоевский посещал храм вместе с семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы жизни.
В этом же соборе служил духовник Федора Михайловича, который принес Святые Дары для его последнего, предсмертного причастия и исповедовал его.
"— Стихи вздор-с, — отрезал Смердяков.
— Ах нет, я очень стишок люблю.
— Это чтобы стих-с, то это существенный вздор-с. Рассудите сами: кто же на свете в рифму говорит? И если бы мы стали все в рифму говорить, хотя бы даже по приказанию начальства, то много ли бы мы насказали-с? Стихи не дело, Марья Кондратьевна.
— Как вы во всем столь умны, как это вы во всем произошли? — ласкался всё более и более женский голос".
(Братья Карамазовы)
Forwarded from Якеменко
Несколько слов о Достоевском. Он всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний – возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он живет, а по тому, о чем он мечтает», - писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».

Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу, как самую главную ценность.

Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе.

Достоевский жил в то время, когда вера в Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в кто время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно». Покажите «мне что-нибудь лучше Христа»! «Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите» и подчеркивал: «русский человек без Православия – дрянь».

Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном – о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, - советовал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно… Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».
Раскольников: "— Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда,и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…"
(Преступление и наказание)
@FDostoevskiy
#Дневник_писателя1873
"...Не в православии ли одном сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!"
"Дневник писателя"1873
@FDostoevskiy
"...Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Прощай. Твой друг и брат".
(письмо брату Михаилу Достоевскому 1839г)
Forwarded from «...Ум чужой»
“…этот писатель, умевший разгадать и представить все изгибы ума и сердца своих многочисленных и сложных героев, не находил слов, когда ему приходилось говорить о собственных переживаниях”.

Марк Слоним, «Три любви Достоевского»
#маркслоним #трилюбвидостоевского
Жизнь и творчество Достоевского неразделимы. Он "жил в литературе "; она была его жизненным делом и трагической судьбой. Во всех своих произведениях он решал загадку своей личности, говорил только о том, что им лично было пережито.

Достоевский всегда тяготел к форме исповеди; творчество его раскрывается перед нами, как одна огромная исповедь, как целостное откровение его универсального духа.
(К.В. Мочульский "Достоевский. Жизнь и творчество")
#Бесы
Варвара Петровна: "А что, например, говорили вы мне о милостыне? А между тем наслаждение от милостыни есть наслаждение надменное и безнравственное, наслаждение богача своим богатством, властию и сравнением своего значения с значением нищего.

Милостыня развращает и подающего и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство. Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть".
(Бесы)
@FDostoevskiy
#прогулки_с_Достоевским

Мариинская больница для бедных на Божедомке
🏃🏽‍♂️ ул. Достоевского, д.4 к.1, Москва

Если слева обойти театр Российской Армии, то мы окажемся на улице Достоевского, которая до 1954 года носила название Новая Божедомская. Божедомка – старинный московский район, издавна связанный с бедными и убогими (отсюда и название улицы–Божедомка).

По правую сторону улицы начинается большое здание с колоннадой и двумя флигелями - здание бывшей Мариинской больницы для бедных.

В 1821г. на работу в больницу, был принят штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский, отец Фёдора Михайловича. Поселили его с семьёй в казенную квартиру, сначала — в южной флигеле, где 11ноября 1821г. родился Федор Достоевский, а с 1823г. — в северном флигеле, там будущий писатель и провел свои детские годы по1837г. (можно только представить, сколько нищих, больных и убогих он видел всё своё детство из окна больничного флигеля).

После 1917г. Мариинская больница получила имя Ф.М.Достоевского.