Комьюнити «Достоевка и Партнёры»
1.49K subscribers
2.52K photos
183 videos
1.15K links
Культурный агрегатор интересных лекций, концертов, спектаклей, выставок.
加入频道
29 ноября в старой Третьяковке открывается замечательная выставка: «Магия акварели. Из фондов графики XVIII – начала XX века».

На ней будут представлены около 300 акварельных шедевров из коллекции ГТГ — Сурикова, Серова, Врубеля, Иванова, Брюллова, Борисова-Мусатова, Бенуа и других мастеров.

Проект призван выявить общие и наиболее характерные тенденции в понимании богатейших возможностей акварели, как материала, требующего от художника особой чуткости, верности глаза и руки, виртуозного владения цветом и формой. А также оценить многообразие индивидуальных манер использования акварели и проследить развитие акварельной живописи в России.

Выставка будет работать до 18 мая 2025 года, но это же так приятно — увидеть прекрасное одними из первых!

📇 Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10), залы 49-54

🕐 Время работы: вс, вт, ср: 10:00 — 18:00 (кассы и вход до 17:00), чт, пт, сб: 10:00 — 21:00 (кассы и вход до 20:00), пн — выходной.

📍Подробности и билеты

#выставка #акварель
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда, и земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись в старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал — ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий.

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре — портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.

(Константин Паустовский «Прощание с летом»)

👉 Читать рассказ дальше

Илл.: Карл Брюллов «Автопортрет» (1848)

#рассказы #Паустовский
Человек Возрождения, или «синдром Леонардо».

Леонардо да Винчи был полиматом — человеком, одарённым во многих областях. Он занимался не только живописью, но и гидромеханикой, физической географией, химией, математикой, астрологией. По его эскизам был создан первый воздушный шар. Он делал проекты подводной лодки, танка, летающих машин, ткацкого станка, прибора для подводного погружения. Также художник первым сказал, что лунный свет — это отражённый свет солнца.

А вот ещё несколько интересных фактов о великом гении эпохи Возрождения:

🔘У Леонардо да Винчи нет фамилии.
В XV веке ни у кого не было фамилии. А «Винчи» означает место, где художник родился — это маленький горный городок в центре Италии.

🔘Леонардо да Винчи не учился в школе.
В одной из рукописей он назвал себя «человеком без образования» (omo sanza lettere) и неоднократно подчёркивал, что его знания основаны на опыте, а не на книжной учёности.

🔘Художника можно назвать экспериментатором.
Он создавал новые техники живописи и изобрёл sfumato (в переводе с итальянского — «дымчатый»). Сфумато использует кистевую лессировку тёмных тонов на более светлом слое, создавая тёплый дымчатый атмосферный эффект. Преимущества этой техники — объём, мягкий переход между светлыми и тёмными участками.

🔘Леонардо был патологоанатомом.
Он занимался вскрытием трупов, чтобы натуралистично изображать на своих полотнах людей и животных. Многие открытия в этой области он сделал совершенно случайно, благодаря своей наблюдательности. Так, изучая оптику как вспомогательный инструмент искусства, обнаружил, что «человеческий зрачок расширяется и сужается в зависимости от яркости или темноты видимого объекта».

🔘Да Винчи обожал всё шифровать.
Он писал левой рукой, очень маленькими буквами и справа налево, в отличие от традиционного письма. Читать многие его записи можно только с помощью зеркала. Говорил он также загадками, запутанными метафорами и всё время составлял ребусы.

🔘Леонардо использовал полифазный сон.
Он спал 15-20 минут каждые четыре часа. Получается, что день великого итальянца никогда не заканчивался, а на целые сутки приходилось около двух часов чистого сна.

🔘Леонардо да Винчи был не чужд прокрастинации.
Он постоянно срывал дедлайны сроки выполнения заказов, а многие вещи попросту не закончил. Также он планировал написать трактаты о свойствах воды, оптике, полётах и механике, но одни не закончил, а другие так и не начал. Привычку планировать множество проектов и утрачивать к ним интерес в процессе теперь называют «синдромом Леонардо».

#персонадня #ЛеонардоДаВинчи
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Зима — это не время года, это занятие.
(Синклер Льюис)

#зимнее
4 декабря, 19:00

«Читай и смотри»
Лекция Екатерины Писаревой, шеф-редактора группы компаний «Литрес», книжного обозревателя.

В прошедшем году на экраны выходило большое количество экранизаций — их обсуждали и критиковали, ими восхищались и рекомендовали.

На лекции будут подведены итоги 2024 года — поговорим об экранизациях и вспомним книги, положенные в основу самых нашумевших кинопремьер.

В лекции будут упомянуты:

• «Преступление и наказание» (реж. Владимир Мирзоев),
• «Библиотекарь» (реж. Игорь Твердохлебов),
• «Мастер и Маргарита» (реж. Михаил Локшин),
• «Лгунья» (реж. Юлия Трофимова),
• «Граф Монте-Кристо» (реж. Матьё Делапорт, Александр де ла Пательер)

📇 Ресторан-галерея «Узоры» (Краснопресненская набережная, 2/1)

🎫 Билеты на лекцию можно приобрести по ссылке

#лекция #книги #экранизации #авторскаякухня #Узоры
#достоевскийпопонедельникам

Нельзя версты пройти, так пройди только сто шагов, всё же лучше, всё ближе к цели, если к цели идёшь. И если хочешь непременно одним шагом до цели дойти, так ведь это, по-моему, вовсе не ум.

(«Зимние заметки о летних впечатлениях»)
Плясать на льду учился он у музы,
У зимней Терпсихоры… Погляди:
Открытый лоб, и чёрные рейтузы,
И огонёк медали на груди.

Он вьётся, и под молнией алмазной
Его непостижимого конька
Ломается, растёт звездообразно
Узорное подобие цветка.


И вот на льду, густом и шелковистом,
Подсолнух обрисован. Но постой —
Не я ли сам, с таким певучим свистом,
Коньком стиха блеснул перед тобой.


Оставил я один узор словесный,
Мгновенно раскружившийся цветок.
И завтра снег бесшумный и отвесный
Запорошит исчерченный каток.

(В. В. Набоков «Конькобежец»)


🎄 ⛄️ А тем временем вчера в нашем любимом Саду им. Баумана состоялось торжественное открытие зимнего сезона. Каток залили, ёлку зажгли, музыка и иллюминация на месте — ждут только вас!

📇 Сад им. Баумана (ул. Старая Басманная, 15)

📍 О КАТКЕ:

Общая площадь катка – 1000 м2, благодаря технологии искусственного намораживания льда каток может работать при температуре до +7°.

Каток в Саду располагает тёплым шатром для переодевания, прокатом коньков и помощниками фигуристов, кафе, туалетом, школой фигурного катания и гардеробом.

🕕 Каток работает по сеансам:
1 сеанс 10:00–12:00
2 сеанс 13:00–15:00
3 сеанс 16:00–18:00
4 сеанс 19:00–22:00

🆓 Бесплатный вход для:
- детей до 7 лет, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей
- пенсионеров: еженедельно по вторникам (сеансы 13:00–15:00/16:00–18:00)

💳 Льготный вход (скидка 50%) для:
- пенсионеров: по будним дням с 13:00–15:00 / 16:00–18:00 (за исключением вторников и праздничных дней)
- студентов очной формы обучения и детей от 7 до 18 лет: еженедельно по вторникам и четвергам (за исключением праздничных дней).

При покупке льготного билета на входе необходимо предъявить документ, подтверждающий льготу!

📍Важно:
Количество мест на сеанс ограничено. Пожалуйста, перед посещением катка, убедитесь в наличии билетов на интересующий вас сеанс и приобретите билет заранее.

👉Сохраняйте информацию себе в закладки, впереди целая зима!

#зимнее #СадБаумана #каток
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вы незначительны, потому что вы конечны. Однако, чем вещь конечней, тем больше она заряжена жизнью, эмоциями, радостью, страхами, состраданием. Ибо бесконечность не особенно оживлена, не особенно эмоциональна. Ваша скука, по крайне мере, говорит об этом. Поскольку ваша скука есть скука бесконечности.

Уважайте, в таком случае, её происхождение — и, по возможности, не меньше, чем своё собственное. Поскольку именно предчувствие этой бездушной бесконечности объясняет интенсивность человеческих чувств, часто приводящих к зачатию новой жизни. Это не значит, что вас зачали от скуки или что конечное порождает конечное (хотя и то и другое может звучать правдоподобно). Это скорее наводит на мысль, что страсть есть привилегия незначительного.

Поэтому старайтесь оставаться страстными, оставьте хладнокровие созвездиям. Страсть, прежде всего, — лекарство от скуки. И еще, конечно, боль — физическая больше, чем душевная, обычная спутница страсти; хотя я не желаю вам ни той, ни другой. Однако, когда вам больно, вы знаете, что, по крайней мере, не были обмануты (своим телом или своей душой). Кроме того, что хорошо в скуке, тоске и чувстве бессмысленности вашего собственного или всех остальных существований — что это не обман.

(Отрывок из эссе Иосифа Бродского «Похвала скуке»)

#Бродский
Кукрыниксы

До 15 декабря в Манеже работает выставка «Кукрыниксы», посвящённая 100-летию создания этого творческого союза трёх художников.

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Михаила КУприянова и Порфирия КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.

Художники познакомились во ВХУТЕМАСе, они приехали в Москву из разных уголков Советского Союза: Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Имя «Кукрыниксы» стало не только коллективным псевдонимом, но и символом жанра острой политической карикатуры и принесло художникам мировую известность. По карикатурам «Кукрыниксов» можно изучать историю СССР, от его становления до 1980-х годов.

Посетители выставки смогут увидеть и сарказм сатирической графики, и обличительный пафос плаката, и беспощадность пародий, и шутливую весёлость дружеских шаржей, и напряжённый психологизм книжной иллюстрации. В экспозиции также представлены другие жанры — портрет, пейзаж, натюрморт — и предметы из собрания российских музеев и частных коллекций со всей России. Большинство произведений можно будет увидеть впервые. После прижизненной выставки художников 1977 года, этот проект стал первой экспозицией подобного масштаба.

📇 Манеж (Манежная пл., 1)

📍Подробности и билеты

#выставка #Манеж #Кукрыниксы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7 декабря, 12:00-15:00

«Точка зрения»: философский мастер-класс о способах стилизации изображения человека в пространстве и городской среде от «СкетчКультуры»

Современного художника отличает не умение рисовать, а умение мыслить. Поиск нового художественное слова, разработка своего стиля, желание отличаться и быть не похожим движет каждым, и это не то чтобы внутреннее стремление, это просто природа индивидуальности и эволюционного процесса, который происходит в каждом и вокруг.

На мастер-классе в эту субботу будут рассмотрены 6 точек зрения, и на примере каждой из них — приёмы скетча и разные стилизации:

1️⃣ Обусловленность. Влияние мира на Я.

2️⃣ Проактивность. Я влияю на мир.

3️⃣ Абсолютное. Я за пределами мира.

4️⃣ Иллюзия. Весь мир внутри.

5️⃣ Энтропия. Я растворён в мире.

6️⃣ Орбита. Я между внешним и внутренним миром.

6 рисунков, по 15 минут. После каждого наброска — просмотр и обсуждение, с помощью каких средств каждый участник раскрывал заданную тему.

Рисуем с натуры.
Уровень подготовки любой.


Вы узнаете как скетчить быстро и легко, получите знание в области сочетания техник, приёмы и способы стилизации. С участниками навсегда останутся инструменты входа в состояние и уникальные стилевые решения, которые возможно развивать и придумывать новые.

✍️Материал:
Линейные и пятновые материалы сочетаемых цветов.Вы можете рисовать любыми привычными вам материалами.


📇 Культурный центр Булгакова на Арбате (Большой Афанасьевский переулок, 35-37с4)

🎟️ Билеты

#СкетчКультура #скетч #рисунок #мастеркласс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня наш герой — Афанасий Афанасьевич Шеншин.

Он родился 5 декабря 1820 г. в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии и был сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт.

При рождении Афанасий был записан (ходили слухи, что за взятку) законным сыном своих родителей, хотя те сочетались браком только через год после его рождения. Когда Афанасию было 14 лет, эта ошибка в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом». Только спустя 39 лет ему с большим трудом удалось официально вернуть себе фамилию Шеншин! Но литературные произведения и переводы Афанасий так и продолжал подписывать — Фет (причём уже без «ё»). Таким образом, у известного русского поэта было три фамилии.

Впрочем, в жизни Фета было так много травм, разочарований и катастроф, что можно утверждать, что его жизнь и его творчество развивались по абсолютно разным законам, в разных планах бытия. Очень интересно написана биография Фета Михаилом Макеевым в книге, вышедшей в серии ЖЗЛ.

А. А. Фет писал в письме Ф. Е. Коршу:

Член Академии больной,
Всё порываюсь к прежней цели
И, благодарен всей душой,
Шлю за обещанным мне Paley.

За каждым есть свои грехи;
В одном лишь твёрдо я уверен:
Хоть и мараю я стихи,
Но книг марать я не намерен.

Итак, склонившись головой,
Прошу прислать мне вашу книжку.
Простите, что Меркурий мой
Заменит тут мою одышку.

Смущаюсь я не раз один:
Как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.

#персонадня #литературныйкалендарь #Фет
С 6 декабря
«Алиса и другие гости из будущего»: выставка к 90-летию со дня рождения Кира Булычёва

Выставка в подземном музее парка «Зарядье» познакомит нас с удивительной вселенной советского и российского писателя, драматурга, сценариста, художника и учёного-востоковеда — Игоря Всеволодовича Можейко (это настоящее имя Кира Булычёва), которому 18 октября исполнилось бы 90 лет.

Кир Булычев вместе с братьями Стругацкими создавал не только советскую, но и мировую фантастику, тесно переплетая мир науки с миром искусства.

Как сообщают организаторы, экспозиция объединит живописные произведения Кира Булычева, оригинальные эскизы и целлулоидные фазы к анимационному фильму «Тайна третьей планеты», а также личные вещи писателя из собрания семьи. Отдельное место на выставке займёт печатная машинка, на которой Кир Булычёв создавал свои произведения.

На выставке будут представлены костюмы и реквизит из советских экранизаций Булычёва, в том числе «миелофон» для чтения мыслей, костюмы Алисы Селезнёвой, робота Вертера и Коли Герасимова из советского телесериала «Гостья из будущего» 1984 года, а также реквизит к современному фильму «Сто лет тому вперёд», вышедшему в этом году. 

📇 Парк «Зарядье», подземный музей (ул. Варварка, 6 стр.1)

📍Подробности, билеты и информация о скидках — на сайте

P. S. Алиса Селезнёва, героиня фильма «Гостья из будущего», снятого по повести Кира Булычёва, ассоциируется у взрослого поколения с детскими мечтами. Она отвечала ребятам на все вопросы о будущем. А теперь голосовой помощник «Алиса» от Яндекса отвечает на вопросы пользователей :) Есть ли связь, как думаете?


#выставка #персонадня #КирБулычев
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Non/fiction! Традиционная книжная ярмарка проходит в Гостином дворе с 5 по 8 декабря. Советуем обратить внимание на издательские новинки:

📚 «Ad Marginem»
✔️Стеффен Квернеланн «Мунк»
Совместно с дизайнерское бюро ABCdesign издательство выпустило впервые на русском языке графический роман Стеффена Квернеланна «Мунк», посвящённый творчеству художника.

📚 «Азбука-Аттикус»
✔️ Лиза Си «Ближний круг госпожи Тань»
Новый роман автора исторической прозы — о жизни аристократки в средневековом Китае, посвятившей себя медицине.

📚 «Альпина»
✔️ Джордж Оруэлл «Дневники»
Дневники автора культовых романов «1984» и «Скотный двор» периода 1931–1939 годов впервые публикуются на русском языке.

✔️ Алексей Иванов «Вегетация»
Киберпанк-роман с элементами постапокалипсиса и технотриллера. Считается одной из главных книг не только ярмарки non/fiction, но и года в целом.

✔️ Максим Семеляк «Средняя продолжительность жизни»
Редактор книги Лев Данилкин сравнивает роман Семеляка с манновской «Волшебной горой». Это текст не только о герое с заметной долей автофикциональности, но и о людях определённого бэкграунда и социальной прослойки.

📚 «Inspiria»
✔️ Алексей Поляринов «Почти два килограмма слов»
В эссе автора уже известного многим романа «Кадавры» нет места скучным фактам, а юмора предостаточно.

✔️ Джин Макин «Любовницы Пикассо»
Исследование жизни и отношений со своими «музами» одного из самых знаменитых художников XX века — Пабло Пикассо, человека, поглощённого своим искусством, но не чуждого романтическим приключениям.

📚 «Corpus»
✔️Мишель Уэльбек «Серотонин»
На этот раз своего главного героя, 46-летнего сотрудника министерства сельского хозяйства, Уэльбек перенёс в современную французскую действительность. Чтобы избавиться от депрессии, он принимает лекарство, которое повышает уровень гормона счастья — серотонина — в крови.

📚 «Никея»
✔️ Денис Сорокотягин «Синдром Шишигина».
Сборник яркого молодого автора — рассказы и верлибры, повесть и путевые заметки.

📚 «Поляндрия / NoAge»
✔️ Ирина Костарева «Побеги»
Безвременье становится лейтмотивом романа, в котором переплетается магическое и бытовое в жизни героев, а чувство эйфории сменяется предчувствием смерти.

✔️ Ласло Краснахоркаи «Гомер навсегда»
Философский триллер живого классика венгерской литературы.

📚 «Редакции Елены Шубиной»
✔️ Алексей Сальников «Когната»
Фантастический сериал о людях и драконах, который также можно назвать историей о встрече двух миров.

А что заинтересовало и удивило (кроме цен) на ярмарке вас? Делитесь в комментариях!

#nonfiction #книги #книжнаяярмарка
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12 декабря, 15:00
«Кумойдзиси» («Облачный лев»). Концерт японской музыки.

Организатор концерта — Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» Московской консерватории.

В программе концерта прозвучат сочинения японских композиторов XIX-XX вв. для традиционных японских инструментов: цитры кото, лютни сямисэн, флейты сякухати.

В концерте принимают участие педагоги и учащиеся класса японской музыки, а также единственный в России лицензированный инструктор школы Тодзан-рю, член Европейского общества сякухати Никита Часовников (Санкт-Петербург).

🎶 Исполнители:
Александр Ивашин (сякухати)
Никита Часовников (сякухати)
Наталья Григорович (кото, сямисэн)

📇 Концертный зал им. И. К. Архиповой (Брюсов пер., 2/14)

📍 Вход по регистрации

#концерт #японскаямузыка #сякухати #сямисэн #кото
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#достоевскийпопонедельникам

Человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не самую цель. И кто знает (поручиться нельзя), может быть, что и вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной этой беспрерывности процесса достижения, иначе сказать в самой жизни, а не собственно в цели, которая, разумеется, должна быть не иное что, как дважды два четыре, то есть формула, а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти.

(«Записки из подполья»)
«Коллеги, очень круто, но надо переделать» (с)

Да, Но (Yes, But) — двухпанельный веб-комикс художника-иллюстратора Антона Гудима (Gudim), в минималистичной манере разоблачающий нелепости и лицемерие повседневной жизни.

Вариантов много, выбрали под настроение :)

#Gudim