Komi | Bjarma
439 subscribers
701 photos
19 videos
26 files
396 links
Bjarma | Bjarmaland | Biarmia | Perämaa

Bjarma tajö jevropalön asyv-vojvyvsa kanmu.
Kanalys sylön koľan, ӧnіja da loktan kad jylyś.

Бьярма — страна на северо-востоке Европы.
Канал о её прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Иллюстрация 1862 года

- - - - - - - - - -

Неукротимая тундра

Далекая полярная окраина Европы — уже даже и не медвежий, а «оленно-волчий» угол между побережьем Ледовитого океана и Уралом — издавна стала местом обитания ненцев, одного из самодийских народов, ближайших «родственников» финно-угров (к которым принадлежат и коми). В 1499 году появившиеся в низовьях Печоры дружины великого князя Московского построили там первый русский заполярный город Пустозерск и «самоядцов (ненцев) за великого князя привели».

На протяжении десятилетий вслед за этим, сопротивляясь вторжению государства в их кочевую жизнь, ненцы доказывали, что способности их народа не ограничиваются одним лишь умением гонять оленей по тундре. В истории сохранились, например, сведения об учиненном пустозерскими и зауральскими ненцами «погроме» «ясачной казны» 23 августа 1641 года «на Камени верх Ельца реки» (служилые люди везли по Ельцу ясак из Сибири, перебираясь с реки Собь в бассейн Печоры) и об аналогичном нападении, произошедшем в 1642 г.
Кроме того, совершали ненцы набеги на Пустозёрск, ставший для них своеобразным символом угнетения. Во время одного из таких набегов — в начале шестидесятых годов XVII века — город был захвачен и сожжён, но в 1665 году русские его восстановили. Три года спустя набег повторился, в 1670 году последовал еще один, но их удалось отбить. Потом, уже в XVIII веке, ненцы предпринимали еще четыре попытки захватить Пустозёрск, но безуспешно.
Затем ненцы вроде бы утихомирились, однако в XIX столетии вновь напомнили государству о неукротимости своего духа. В течение целых пятнадцати лет (с 1825 по 1840 гг.) в тундре происходили волнения под руководством Вавле Неняги. В советской научной литературе эти волнения иногда именовались «народным восстанием», однако это громкое название, следует признать, вряд ли соответствует истине.
В 1920-х гг. ненцы по-прежнему в абсолютном большинстве вели кочевой образ жизни, жили в чумах, занимались оленеводством, рыболовством (на море и в реках) и охотой.

Когда в 1929 году грянула коллективизация, ненцы не протестовали. В 1929 — 1932 годах в округе были организованы товарищества по совместному выпасу оленей (к концу 1934 года их было 15). Первый ненецкий оленеводческий колхоз возник в марте 1929 года. В этом колхозе в следующем году организовали и первую в тундре ячейку ВКП(б). В тридцатых годах в округе стали интенсивнее развиваться промысел рыбы (сёмги, нельмы, сига и др.) и рыбная промышленность, а также молочное животноводство и земледелие (в основном в долинах рек). Велась работа по ликвидации неграмотности (для справки: в 1914 году грамотой владели только 2% ненцев). В общем, тундровые жители, что называется, были вовлечены в строительство новой, социалистической‚ жизни, и, казалось, ничего общего с мятежными разрушителями Пустозёрска у этой «запечной» советской народности быть уже не может.
Долой советскую власть!

Великая Отечественная война самым непосредственным образом отразилась на жизни ненецких оленеводов. В устье Печоры появлялись немецкие подводные лодки, в небе над тундрой — вражеские бомбардировщики (обломки некоторых до сих пор могут попасть на глаза пытливым краеведам). Пожалуй, впервые со времен Крымской войны середины XIX столетия (когда ожидалось нападение англо-французской эскадры на печорские селения, и усть-цилемские и ижемские крестьяне построили в устье Печоры укрепления) на крайнем северо-востоке европейской части России пришлось всерьез готовиться к борьбе с неприятелем.

Особенно богатым на сюрпризы для НКВД Коми АССР выдался июнь 1943 г. Сначала высадка немецкого десанта власовцев возле поселка Кедровый Шор на Печоре, а затем — ненецкая «Мандалада» на Югорском полуострове. «Оленно-волчий» угол спустя сто лет после мятежа Вавле Неняги вновь показал характер...
«Мандалада» по-ненецки — это «сбор, созыв». Бежавшие от непосильных советских налогов и непонятных порядков ненцы объявили по Пай-Хойской тундре «Мандаладу» — сбор для решения важных вопросов: что делать с русскими в Усть-Каре (населенный пункт на берегу Карского моря, на самой границе с Тюменской областью) и Воркуте и платить или не платить налоги. Вопросы были не из праздных. Как известно, то было время, когда вся страна жила в соответствии с одним-единственным лозунгом — «Всё для фронта, всё для победы!».

Для малочисленного народа тундры исключений тоже не делалось. Военный, мясной, сельскохозяйственный налоги ненцам надо было платить оленями (всего за годы войны для нужд фронта население округа передало 73 000 оленей). Платить также надо было рыбой и дичью, «иначе русские не дадут хлеб». Кроме того, с 1939 года ненцы стали служить в Красной Армии, теперь их призывали на фронт.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
23 июня архангельский отряд НКВД под командованием ст. лейтенанта госбезопасности Земзюлина, вооруженный автоматами «ППШ», окружил стойбище «Мандалады» у подножия горы Недь-Ю. В стойбище были только женщины и дети, сами мятежники скрывались в скалах на склонах Недь-Ю. При попытке чекистов подняться наверх ненцы открыли огонь, Земзюлин сразу получил ранение в ногу. Началась ожесточенная автоматно-ружейная перестрелка. В течение нескольких часов обе стороны вели непрерывный огонь: ненцы убили одного красноармейца-автоматчика и ранили четверых чекистов. У самих мятежников погибли шесть человек и двое были ранены.

Спустя восемь часов боя Земзюлин вызвал из чумов «Мандалады» женщин и отправил их к смутьянам с предложением о прекращении огня и последующей сдаче в плен — в противном случае чекисты угрожали «принять меры для уничтожения».
Полтора часа ненцы раздумывали, а затем стали бросать оружие. Прямо со скал вниз полетели винтовки и берданки. Чекисты собрали 37 единиц огнестрельного оружия, 222 патрона, свыше полутора килограммов пороха, 500 капсюлей. 36 мятежников спустились с горы и были арестованы. Их вывезли в Архангельск, где и состоялся процесс по делу «Мандалады». Позднее из Воркуты доставили еще троих, очевидно, пойманных в тундре воркутинским оперотрядом.

Судебный процесс выявил «крайне низкий уровень культурного и политического развития обвиняемых, за исключением Лаптандера Василия Ивановича (Нядма), который является одним из руководителей и организаторов Мандалады...» Незадолго до начала процесса вожак «Мандалады» С. Ного умер в архангельской тюрьме. Из 38 человек, проходивших по делу, 21 получил 10-летний лагерный срок с конфискацией имущества и последующим 5-летним поражением в правах.
Остальных осудили на 8 и 5 лет лагерей. Два человека были освобождены во время следствия «за недостаточностью улик», а одного и вовсе оправдали, поскольку он к «Мандаладе» никакого отношения не имел, находился от мест событий далеко в тундре, и как очутился в Архангельске среди подсудимых мятежников — суду было непонятно.

Василий Лаптандер был приговорен к расстрелу, подал ходатайство о помиловании и в январе 1944 г. получил вместо расстрела 20 лет каторжных работ. Однако уже в феврале того же года он скончался в архангельской тюрьме «от туберкулеза и сердечной слабости». Сосланные в лагеря участники «Мандалады» пропали без вести.

— Игорь Любомирович Жеребцов, Михаил Владимирович Таскаев. «Мятежная Мандалада» / Молодежь Севера. — 2001.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Самые известные старые кинотеатры Республики Коми

1) «Октябрь» (Сыктывкар, 1954)

2) «Родина» (Сыктывкар, 1940)

3) «Юбилейный» (Ухта, 1967)

4) «Родина» (Воркута, 1952)

5) Кинотеатр им. Максима Горького (Печора, 1958)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Jermoľin Mikulaj Rem (1926' öšym t. 24' — 2004' oda-kora t. 15')

24 декабря 1926 года в Ленинграде родился Рем Николаевич Ермолин — живописец, народный художник Коми АССР (1980) и РСФСР (1985). Ведущими темы в творчестве — люди Республики Коми и их трудовые будни, а также природа Севера.

Каталог постов с его работами:
- «Драматический театр. Сыктывкар военных лет» (1965 год);
- «Пожарная каланча» (1965 год);
- «Дорога на ЛПК» (1967 год);
- «Печора. С тони» (1969 год);
- «Портрет мастера лодок Д.И. Малышева» (1969 год);
- «22 июня 1941 года» (1971 год);
- «Буровые на Вуктыле» (1979 год);
- «Разлив на Сысоле» (1980 год);
- «Белые ночи в Каргорте» (1981 год);
- «Май 1945 года» (1982 год);
- «Рябины» (1983 год).