Антон читает и пишет
1.12K subscribers
3.57K photos
234 videos
2 files
1.08K links
Канал обычного читателя
• о прочитанном
• о литературе и писателях
• о кино и фильмах
• фоточки с прогулок и походов
Для связи @AntonioReader
加入频道
Читаю прекрасное исследование «Книга как иллюзия»Юлии Щербининой есть свой канал) ... И понимаю, что я отчасти сам как та “арчимбольдеска“...

📖«Самая известная арчимбольдеска представляет собой антропоморфную фигуру, сложенную из книг. Образ трактуется как фантазийный портрет австрийского историографа Вольфганга Лациуса либо как иносказательная ирония над идеей всемирного каталога книг, воплощённой в четырëхтомной “универсальной библиотеке“ швейцарского учёного Конрада Гесснера. Это была титаническая попытка обобщения и систематизации всех изданий, выпущенных в первом столетии книгопечатания.
Некоторым историкам искусства картина видится нетривиальной насмешкой над бездумным коллекционированием томов и механическим накоплением знаний. В такой трактовке «Библиотекаря» (картина Джузеппе Арчимбольдо, 1562, на фото) можно рассмотреть как прообраз карикатуры. Превращая книгу в фетиш, человек сам превращается в монструозного истукана. Библиоман воображает себя телом книги»

#чточитаешь
#КнигаКакИллюзия
«Подумайте, только подумайте: автор писал своё сочинение в одиночестве, и читатель прочёл его в одиночестве, но таким образом они оказались наедине друг с другом»

Прекрасная британская авторка, докторка и филологиня (с титулом дама) Антония Байетт и её роман «Обладать», который я давно уже как прочитал. (Скоро буду читать другою её книгу).

С книгой действительно некогда скучать, правда?

Хорошего вам дня 🙌

#цитата #АнтонияБайетт
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Листаю для вас книгу, которую подробно опишу и о которой расскажу завтра в отзыве.

Кроме того, что это единственное в своём роде такое обширное исследование на русском языке в данной области книговедения, это ещё прекрасное полиграфическое издание на отличной плотной бумаге с многочисленными иллюстрациями, библиографией, примечаниями...

📚«Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», Юлия Щербинина / Альпина нон-фикшн

#книголисталка
#КнигаКакИллюзия
Книга: от сакрального символа и знака статусности до арт-объекта и варварского альтербукинга

Так бы я сам озаглавил свой отклик на эту замечательную во всех отношениях книгу-путеводитель по истории книги как предмета бытовой и культурной жизни человека, неизменного нашего спутника со времён Гуттенберга.

#КнигаКакИллюзия

⤵️ мой отзыв ниже ⤵️
​​«Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», Юлия Щербинина / Альпина нон-фикшн

«Альтернативная история Книги — это её внечитательская биография»
«Альтернативная история Книги — это мучительный выбор между декоративностью и функциональностью»


Именно про эту борьбу между одним и другим, между внешним и внутренним в прикладном применении книги — в интерьере, в изобразительном искусстве, в дизайне.., в истории печатной книги, которую как только не использовал человек, — обо всём этом данное глубокое и увлекательное исследование Юлии Щербининой. По-моему, оно уникально уже тем, что до сих пор на русском языке не появлялось подобного анализа книги, такого всеобъемлющего иллюстрированного компендиума знаний по внечитательскому опыту её существования, начиная со времён Ренессанса и барокко и до наших дней.

Помните, как в школе вы передавали из рук в руки составленный дневник/альбом, куда вклеивали разные фотографии одноклассников, создавали опросник, просили заполнить анкету, оставить что-то на память? Вот таким же образом в разные времена вырезались из книг иллюстрации, отделялись обложки, составлялись целые авторские библиотеки, когда хозяин сам вклеивал в книгу всё, что ему захочется, или составлял книгу только из титульных листов. Когда читаешь про всё, что делал человек с книгой, бесконечно удивляешься изобретательности и изощрённости, фантазии и фанатичному желанию обладать, копировать, менять суть книги.

«Важнейшим результатом появления печатного станка стало не увеличение количества книг, а рождение периодической печати и, как следствие, формирование гражданского общества и понятия "общественное мнение"»

Перед нами долгая история того, как книга становилась собсвенным симулякром — подобием себя в разных формах и выражениях, то уподобляясь себе самой, то лишь отчасти напоминая себя. Натюрморты и гравюры с реалистичным изображением книг, обрывков, её частей. Книжные коллекционеры и мародёры, создававшие из книг свои собственные "произведения". Антропоморфность книги, с помощью которой изображались люди и различные профессии. Псевдокниги и библиотечные манекены. Книжные муляжи и ксилотеки (вытесанные из разных древесных пород книги как образцы этих пород). Книги-аптечки и книжные ловушки, книжные аттракционы и книгоподобные диковины...

Читая об этом всём, ловишь себя на мысли, что книга всегда была в центре внимания, даже когда её не читали. И сегодня вид книжных полок позади блогера или политика, любого, кто что-то кому-то пытается рассказать или внушить, является классическим примером симуляции (реальная ли это библиотека или это лишь фотообои). Статус книги и её обладателя всегда имели значение. Однако сегодня современное искусство позволяет вознести в ранг произведения всевозможные искажения книги, превращая сотни и тысячи томов в арт-объекты, таким образом художественное высказывание даёт свободу практически уничтожению этих самых книг.

«Альтербукинг — художественно утончённое издевательство над Книгой, возведённое в ранг искусства»

Отдельно хочу отметить примечательные примеры использования книг в самих книгах — у Байрона, Стивенсона, Диккенса, Достоевского, Гончарова, Лескова, Леонида Андреева и других. Уместное цитирование философов, искусствоведов, историков и социологов придаёт чтению настоящую ценность и глубину (примечательные цитаты Жана Бодрийяра, Романа Барта, Умберто Эко, Мишеля Фуко и других). А ещё здесь несколько раз упомянут роман «Бумажный дом», автор Карлос Мария Домингес, читал и писал о нём здесь.

Перед нами действительно замечательное исследование на стыке истории книги и истории искусства и дизайна, охватившее огромный объём информации, которая здесь так гармонично и структурно представлена для вдумчивого читателя. И для меня была важна та библиофильская чуткость и внимательность, та неподдельная любовь к Книге, которая ощущается на протяжении всей книги.

Большое спасибо!

📜 Канал Юлии Щербининой «Судьба книг»

#книжныйотзыв
#КнигаКакИллюзия

#книгипрокниги
Читательский Май'23

Пока я на завтра готовлю пост в целом за весну, хочу показать прочитанное в мае. Не так много, 11 книг, но каждая из них для меня была своеобразным открытием.

Из 11 авторов, 10 я читал впервые.
Из этих 10 — 3 дебютные книги.
Из этих трёх — одна издана не в России (и именно она лучшая из этих дебютных: «Спрингфилд», Сергей Давыдов).

Лучшее в мае:

🌟«Канцтовары Цубаки», Ито Огава

🌟«Библия ядоносного дерева», Барбара Кингсолвер

🌟«Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», Юлия Щербинина

У вас как прошёл май? Что точно внесёте в список лучшего из прочитанных книг?

#лучшее #итоги #книги #чтение
🙌Привет. Я со своими скромными итогами, которые традиционно подвожу каждый триместр.

📝За март-апрель-май'2023 прочитано: 35 книг.

Вам что запомнилось за прошедшую весну? Что в списке лучшего?

🌟Лучший зарубежный роман
«До самого рая», Ханья Янагихара
«Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе», Кормак Маккарти
«Библия ядоносного дерева», Барбара Кингсолвер
«Власть пса», Томас Сэвидж
«Канцтовары Цубаки», Ито Огава
«Сто миллионов лет и один день», Жан-Батист Андреа

🏳‍🌈Лучший квир-роман
«Хватит врать», Филипп Бессон

🌟Лучший автофикшн
«Память девушки», Анни Эрно

🌟Лучший русский роман
«Приглашение на казнь», Владимир Набоков
«Зелёный шатёр», Людмила Улицкая

🌟Лучший сборник рассказов
«Чудная Планета», Георгий Демидов

🌟Лучший нон-фикшн
«Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», Юлия Щербинина
«Путешествие к Источнику Эха. Почему писатели пьют», Оливия Лэнг

🌟Лучший подростковый роман
«Битвы по средам», Гэри Шмидт
«Пока нормально», Гэри Шмидт

Приятного нам лета

#лучшее #итоги #чтение
Моя прелесть.

Начали читать в этой группе новинку. Роман, получивший на днях Международного Букера. Как всегда, подсоберу новинки и покажу. Но не могу сдержаться. Господинов сейчас очень дорогой, ниже 1000 руб не найти (я ухвалил в Лабиринте за 838). А в электронном виде издательство не продаёт (принципиально? временно?). Прям ажиотаж 😂🙈

#книжныепокупки
#книжныеновинки
#Времеубежище
Доброе утро и с пятницей вас.

Наконец-то завершились затяжные дожди... Можно порадоваться 🌞

На выходных надеюсь дочитать начатое в мае 📚 и написать об этом.

Хорошего дня 🙌
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Во всю читаю роман Господинова. Чувствую эдакое переплетение времени и пространства, вложение одного времени в другое, как в матрёшке. Пока у меня ощущения эдакого художественного варианта а-ля Флориан Иллиес.

Буду просто делиться ощущениями, цитатами и мыслями по ходу:

#читаю_Господинова

••• «Правда, я замыслил роман, не клинику (психиатрическая клиника для страдающих потерей памяти), но это не имеет значения»

• «Я везде оставался иностранцем, а он прекрасно себя чувствовал во все времена»

• «Он говорил как очевидец, которому стоило немалых усилий превозмочь роль случившегося»

• «Тогда он показался мне бесконечно одиноким и каким-то... непринадлежащим. Именно это слово пришло мне в голову в тот момент. Не принадлежащий никому и ничему на свете, или, точнее, этому миру»

• «Только дневник может объединить личное и историческое»

• «Как банальное ежедневие становится историей?»

• «Разве не странно, что всегда умирают другие, а не мы...»

#цитата   #чточитаешь
#Времеубежище
Плохо, что в Телеграме нет какой-то одной кнопки, чтоб все сообщения со всех каналов разом были прочитаны и не надо было ходить на каждый нажимать
....

А я дочитал роман «Бобо» Линор Горалик и не знаю, писать или не писать. Чтоб никого не расстраивать.

/книга выложена в открытом доступе, так как её издавать в сегодняшней России как-то небезопасно для издателей/

#Бобо #ЛинорГоралик
В переломные времена и творчество писательское рождает особенные тексты, под неожиданным углом отражающие суть просходящего в настоящем. Не так давно Линор Горалик выложила в свободный доступ свой новый роман. Не без некоторых сомнений и доли удивления приступал я к чтению, знакомясь с писательницей. Хочу в итоге поделиться своими мыслями.

⤵️ ниже ⤵️
​​«Бобо», Линор Горалик

Перед нами роман-фантасмогория, где главный герой — слон Бобо. Его перевозят на барже из Стамбула в Керчь, отсюда начинается его путешествие по России. Всё происходящее мы видим глазами слона. 27 глав как 27 сцен, 27 мест — начиная Стамбулом, Керчью, Новороссийском и Краснодаром... Заканчивая Оренбургом, где русский царь отсиживается, пока его армия проводит СВО в соседнем государстве.

Кроме Бобо, слона из потомственных боевых слонов, выросшего у турецкого султана при дворе и отправленного русскому царю в подарок, в этом походе участвуют разные примечательные персонажи. Есть и дипломат-политтехнолог Кузьма Кулинин, и ветеран чеченских войн, известный Z-поэт Виктор Зорин. Особо близок к Бобо погонщик Толгат Батырович, бывший профессор математики, уехавший когда-то в Турцию на заработки. Есть неприятный турок-врач Аслан Реджепович, готовый при случае воспользоваться двумя бочками формалина и создать из слона экспонат. За всем следит и всё обо всех знает эфэсбэшник Сашенька, а духовным окормлением занят отец Сергий (Квадратов), присоединившийся к экспедиции ради спасения своего оклеветанного духовника.

Умный и чувствительный ко всему слон словно пропускает через себя происходящее вокруг, так что зачастую его мысли текут потоком сознания (не без лирических отступлений, воспоминаний о детстве в садах султана, о маменьке и папеньке, о разговорах с другом-дикообразом, который изучал мир и всё пробовал на себе). Его искреннее сердце всему верит, верит оно вначале и патриотическому настрою окружающих. Слона и сопровождающую делегацию в каждом городе встречают, привечают, втягивают в общественные мероприятия.

Но шаг за шагом обнажается нелицеприятная действительность, скрытая за патетическими стихами, манифестациями, встречами с чиновниками и населением. Трепетное слоновье сердце не может не откликнуться на слова и действия людей, не прочувствовать раздвоения, трагического противоречия между мечтами, ожиданиями и грубой реальностью, между любовью, желанием послужть новой Родине и царю... И жуткими сценами, которые сопровождают его по пути следования.

Всякие курьёзные и драматические события меняют ход экспедиции, которая растягивается на восемь месяцев, с марта по октябрь. И хотя я удивлялся, зачем было идти пешком и с обозами, когда можно погрузить в грузовик и перевезти, но сам роман построен на таких противоречиях, когда жизнь уже не справляется с теми символами, которые подбрасывают ей обстоятельства.

Свадьба трансгендеров, за которыми гоняются полицейские. Согнанные на праздник церковного освящения техники для фронта граждане, которые пришли только в целях поиска обмундирования для призывников. Краснодарская акционистка, которая присоседилась к обозу, а потом устроила перформанс против войны. Совсем молодые либертарианцы, которые крадут слона для своей провокации. Каждый новый населенный пункт на пути экспедиции обещает очередную встречу с чиновниками, очередной балаган государственной жестокости и глупости, очередной праздник насилия...

Говорящие лошади, матерящиеся сойки, бегущие от уничтожения городские псы... В этом романе всё живое и говорящее. Члены команды тоже много говорят и раскрывают свои опасения, сомнения и идеологические убеждения. Сталкиваются позиции, идеи, взгляды. Слон взрослеет на глазах, он первый раз сталкивается со слонихой... К концу пути меняются его душа и мысли. Наблюдать за таким превращением интересно. А на заднем плане — Буча и Мариуполь, новости через VPN, песни и стихи о Родине, противоречивые слухи о смерти царя...

Своеобразный роман взросления, одновременно и сказ, роман дороги и хроника. Он отсылает нас ко многим текстам и, в частности, к библейской истории о жертве и искуплении. Получился эдакий метафоричный шарж на сегодняшнее непростое время — хлëсткий, местами жёсткий, но так изысканно написанный.

Почитайте.

#цитата ⤵️ в комментарии

#книжныйотзыв #Бобо #ЛинорГоралик
Да. Всё лучше и лучше жить.

Книжная продукция в России подорожала на 20%, до конца 2023 года ее стоимость может подняться еще на 15%, пишут «Известия». — Если годом ранее поставки шли из европейских стран, то теперь — из Китая и Азии, что удорожает логистику, — сказано в статье.

Возможно, рынок “почистится“ немного, будут издавать в большей степени то, что читатели захотят купить в бумаге? Хотя... Сомневаюсь. И всякого "г" тоже полно.

Понимаю, что мне уже купленного хватит на несколько лет вперёд...

#новости
Доброго вам утра 🌞
Что читаете? У меня прекрасный #Господинов и его #Времеубежище

📖 «И поверь, очень скоро многие сами начнут уходить в прошлое и терять память по своей воле. Наступают времена, когда всё большему количеству людей будет хотеться спрятаться в пещере времени, вернуться назад. Впрочем, не от хорошей жизни. Мы должны подготовить своеобразные бомбоубежища, чтобы можно было укрыться в прошлом»

Действительно, нам ли этого не знать?

#чточитаешь #цитата
Если вы выбираете книгу по обложке, то эта точно вас заинтересует. Дырочки в обложке, напоминающие то ли кровавые ромашки, то ли следы от выстрелов, а может красные глаза лягушки в траве, — на что они намекают? В этой книжке-малышке от японской авторки Хироко Оямады всё далеко не просто, как может показаться на первый взгляд...

А всё потому, что тут смешались явь и вымысел, внутренняя неудовлетворëнность и семейные тайны, а ещё магический реализм провинциальной глуши с прекрасной разнообразной живностью лишь добавит необычности этой истории.
#Нора
/об этом необычном романе речь пойдёт ниже⤵️/
​​«Нора» (яп. 穴), Хироко Оямада / Polyandria NoAge

Когда почти тургеневская Аса слышит разговор мужа с матерью, ей приходится лишь покорно согласиться. Дело в том, что мужа переводят на новое место работы на север префектуры, как раз неподалёку от родительского дома мужа. Там сдаётся двухэтажный коттедж, но родители согласны отдать его бесплатно сыну с невесткой. Аса-тян и так отдавала всю свою скромную зарплату внештатного работника на оплату их тесной городской квартирки. А тут двухэтажный дом. По любому вариант хороший. Но что она будет делать в деревне?

«Я думала, что такая жизнь надоест мне через неделю, но хватило и одного дня. А когда всё окончательно надоело, мои занятия стали рутиной»

С виду приветливая свекровь, которая манипулирует Невестушкой (как её сразу прозвали) с помощью своей доброты. Потерявший память дедок, дедушка мужа со стороны отца, который живёт тут же и поливает палисадник в любое время года и даже в дождливую погоду. Свëкор, которого героиня не видела со времён свадьбы и так и не увидит — он постоянно на работе, а отдыхает в гольф-клубе. И сопровождающая неудовлетворëнность тем, что никак невозможно найти хоть какую-то работу.

Однажды жарким летним днём по пути к местному магазинчику (выполняя просьбу свекрови) Аса увязалась за странным зверем с чёрной шëрсткой и вытянутой мордой размером со среднюю собаку. И угодила в нору. Да, почти как кэрролловская Алиса. И тут она взглянула на мир чуть с другой стороны. Помогла выбраться из этой ловушки странная дама в белом с чёрными очками, у которой оказался малолетний сынок (словно Герцогиня из той же «Алисы»).

И тут что-то начинается с реальностью, что-то не то. То её окружает куча детей, которых отпустили на каникулы, то вдруг появляется мужнин брат, о котором она никогда не слышала и который ещё двадцать лет назад ушёл от родителей, но ушёл не так далеко — бросил школу и поселился в сарае на участке семьи, став хикикомори до того, как это стало мейнстримом в Японии.

Жена, которая почти не видит мужа из-за его работы (а дома он весь в смартфоне). Молодая женщина, которая не рожала и не хочет иметь детей. Невестка, которая чувствует давление своих занятых работой родственников... И наполненные пением цикад просторы японской деревни с разными странными животными и их норами, призраками и видениями... Словно Миядзаки и Кафка решили в творческой коллаборации наваять нечто эдакое, прячась от палящего японского солнца и боясь схватить солнечный удар.

Как пишет сама Хироко о восприятии текста:

«Ни одна читательская интерпретация, какой бы ошибочной она ни представлялась, не вызывает у меня неприятия. В любом толковании есть новизна, и каждое из них по-своему интересно»

Нора — символ ли это нашей жизни, ухода от проблем в свой уголок? или рефлексивное желание сколотить семейное гнездо? Или это бесконечное копание в себе? Или близость с природой и примирение с неминуемой смертью? Или это символ труда и упорства, с которыми нам хочется чего-то добиться?

По-моему, вышел замечательный и полный экзистенциальной рефлексии и метафор текст, в который главная героиня словно вытеснила все свои страхи и волнения из подсознательного, пытаясь справиться со своим положением домохозяйки, с семейными и социальными проблемами, а также с этим непростым ожившим миром сверчков и землероек...

//💩А прекрасную цитату про какашки и мух я помещу ниже в комментарии⤵️ //

#книжныйотзыв #Нора
#ХирокоОямада
В дополнение к посту про роман «Нора». Вспоминал, какой же я фильм смотрел про японские традиции и церемонии прощания с умершим.

Вначале #цитата

«Макурагë — неудивительно, что я не знала про этот обычай коллективного чтения сутр у изголовья покойного. У меня ведь никто из близких пока не умер. Кто-то из присутствующих заплакал. Некоторые люди собрались группками, по двое-трое. Один дед пришёл с маленьким полотенцем на шее, будто прямо с огорода. Ему сделали замечание, он быстро стащил полотенце с шеи, пихнул его за резинку штанов, прихватив случайно край верхней рубашки, и, коверкая слова, забормотал сутры»

#Нора

А фильм вот этот:

🎬«Ушедшие» (Okuribito), реж. Йодзиро Такита, 2008.
Здесь парень теряет работу в оркестре и устраивается в... похоронное бюро. А у японцев своеобразная церемония погребения. Фильм начинается как настоящий арт-хаус с японским колоритом. Я в восторге смотрел, хотя во второй половине это больше напоминало мелодраму. 🏆Взял Оскара в 2009 как лучший иностранный.

Советую👏

#киносмотры