Антон читает и пишет
1.12K subscribers
3.56K photos
234 videos
2 files
1.07K links
Канал обычного читателя
• о прочитанном
• о литературе и писателях
• о кино и фильмах
• фоточки с прогулок и походов
Для связи @AntonioReader
加入频道
👺Пелевинский октябрь и тег #викторпелевин периодически будет у меня всплывать на канале.

Как подходя к большому делу, нужно начинать с малого, так и приступая к чтению Виктора Олеговича, надо начинать с его трёх повестей, вышедших в печати в начале 1990-х годов. Перечитал как всегда с удовольствием и подивился умению совмещать японскую поэтику, кастанедовскую мистику, буддийскую философию с позднесоветской действительностью и жаждой понять, «кто я?» и «где я?»... И что же это такое — «я» — в конце концов.

//отзыв на три повести ⤵️ниже//
​​📖«Жёлтая стрела» (1993)

Андрей просыпается в своём купе, где напротив обретается уже немолодой Пётр Сергеевич, делающий зарядку под музыку из динамика. Заведëнный ежедневный ритуал с выстаиванием очереди в туалет и походом в столовку, где дают непонятную кашу и где странный седой мужик заводит с ним разговор о решении всех человеческих вопросов в тысячелетнем прошлом. Поход к Хану, мужику с восточным лицом, на двери которого словно для напоминания выдолблена почти руническая стрела «вверх». Бесконечный поезд, жители которого уже и не помнят, что это поезд и какого его название. Они только помнят, что едут к обрушенному мосту. Сменяются поколения, покойных выбрасывают в открытые окна, налицо социальное расслоение и борьба за место в купе. Люди выживают как могут, кореш Андрея занимаются “бизнесом“ («По звучанию. «Бить, «пизда» и «без нас»), прокручивая схемы с ложками, дверями... Атмосфера 90-х прекрасно передана. С Ханом они изредка залезают на крышу бесконечного состава и видят человека, спрыгнувшего в реку, когда поезд едет по мосту. Хан внезапно исчезает, оставив после себя записку...
Прекрасная философская притча о жизни и обретении смысла, о вневременном, трансцендентном. И о «выходе из поезда».

📖«Затворник и Шестипалый» (1990)

История о двух цыплятах-бройлерах — Шестипалом, которого из-за отличий во внешнем виде изгоняют из общества и от кормушки, и об отшельнике-философе Затворнике, который путешествует по мирам птицефабрики имени Луначарского, проповедуя о Страшном суде и призывая к посту (худых отправляют с конвейера назад докармливать). Цыплята пытаются освоить загадочное явление «полëт».
Один из лучших философских текстов вообще в русской литературе, эдакий симбиоз христианского мессианства с буддизмом и антиутопия.

📝«Всегда поражался, — тихо сказал Шестипалому Затворник, — как здесь всё мудро устроено. Те, кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что всё время помнят о желающих попасть на их место. А те, кто всю жизнь ждёт, когда между стоящими впереди появится щëлочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство»

📖«Принц Госплана» (1991)

Позднесоветская реальность, в которой пребывает герой Саша, работающий в Госплане и играющий в компьютерную бродилку-сражалку «Принц Персии», превращается в компьютерную, игровую. Оформление текста выглядит в виде пройденных этапов игры с «Loading...» и «Level 1»... влоть до прохождения на высший уровень, где героя ждёт принцесса. При этом выполняя задания своего начальства, Саша то выпадает из игры, то вновь в ней оказывается, все герои повести тоже играют в ту или иную популярную на тот момент компьютерную игру, параллельно общаясь, выполняя задания, рассказывая истории... Пелевин мастерски отражает психологический слом в сознании героя, соединившего реальность и вымысел, так что читатель уже на себе ощущает зыбкость и призрачность этого мира. Повесть словно передаёт атмосферу уходящей, разрушающейся советской матрицы и первые шаги приходящей на её смену пока неведомой, новой, технологической, с большим размыванием человеческого “я“. И получилось это передать с помощью казалось бы простой истории об играющем в компьютерную игру герое — превосходно!

📝«— Эта игра так устроена, что дойти до принцессы может только нарисованный
принц. …
— Но куда деваются те, кто играет? Те, кто управляет принцем?
— Ты можешь сказать, кто бился головой о стену и прыгал вверх? Ты или принц?
— Конечно, принц, — сказал Саша. — Я и прыгать-то так не умею.
— А где в это время был ты?
Саша открыл было рот, чтобы ответить, и замер.
— Вот туда они и деваются, — сказал Итакин».


📚Приятных чтений книг В. О. Пелевина🙌

👺#викторпелевин
📚#книжныйотзыв
Фотосет с богомолом и одной подростковой книжкой, которую сегодня дочитаю (весьма странные впечатления)...

Ничего, что я часто выкладываю что-нибудь здесь?
Оно так само собой выходит...

#чточитаешь
#фото
#видео
📝«Пока я разглядывал статуи Будды, беседовал с монахами и размышлял о высоком, война разгоралась — но я оставался в тылу»

Герой новой книги «KGBT+» Пелевина, бывший дзенский монах, ставший солдатом и переводчиком японской императорской армии в Бирме (оккупация Бирмы 1942-1944)...
Или автор намекает на самого себя?

Буду заносить свои "заметки на полях" во время чтения. Прямо сюда и по ходу.

#чточитаешь #викторпелевин #kgbt+
Герой тяготится происходящим и затянувшимся периодом муссонов. Война его напрямую не касается, он больше писарь, штабной служака-офицер... Он находит одного монаха, который был профессором университета и знает английский, ведает палийскими древними буддистскими текстами... Учения Махаяны (Большой) и Хинаяны (Малой колесницы) становятся предметом их дискуссий. В особенности, вопрос страдания. Как перестать страдать?

Бирманский монах-учëный рассказывает историю о Бахии, попросившем у Будды дать ему высшее спасительное учение... И приводит (ответ) цитату:

📝«Ты, Бахия, должен практиковать так. В увиденном будет только увиденное. В услышанном — только услышанное. В ощущаемом — только ощущаемое. В осознаваемом — только осознаваемое. Так и тренируйся, и если достигнешь подобного, тебя в этом уже не будет. Когда тебя не будет в этом, тебя не будет нигде — ни здесь, ни там, ни где-либо между. Это, вот именно это, и есть конец страдания... »

#чточитаешь #викторпелевин #kgbt+
Великолепный философско-художественнвй текст о поиске выхода из сансары перерождений, из страданий и бесмысленности войны возвращает читателя в контекст пелевинского нарратива, когда автор перебрасывает мостик сюжета к его предыдущему роману «Transhumanism Inc.»

Читал и не мог оторваться. Пелевин рассуждает о Пустоте... И тут происходит соединение последнего его романа с третьим — «Чапаев и Пустота» (1996). Герой осознаёт, что и Пустота — иллюзия, плод разума...

📝«Да, думал я, мы мечемся между радостью и мукой, мы лукавы даже наедине с собой, но именно это и делает наш опыт несравненным. Наша боль отмерена ровно в той пропорции, чтобы мы всю жизнь на что-то надеялись — и, как моллюски, выделяли из себя перламутр, пытаясь запечатать им навсегда источник страдания. Так растёт великий коралл искусства. Ради этого, верно, нас и создали высшие силы»

#чточитаешь #викторпелевин #kgbt+
«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король»


Эти слова Анны Андреевны могли бы стыть эпиграфом к полусказочной и местами драматичной истории про двух старшеклассников, друзей с детства, игравших когда-то в двух братьев-королей — Деревянного и Плетёного.

⤵️ отзыв на книгу ниже ⤵️
​​📚«Плетёный король» (сборник), Кайла Анкрум

Август Бейтман старается и в школе и дома. Он примерный ученик, который по школьным категориям находится где-то между прослойкой ботанов и кастой успешных деток. Даётся ему это непросто, ведь он у местной девчонки-наркодилерши на посылках, продаёт порошок и этим зарабатывает на шмотки и свои нужды. Мать давно закрылась в своём мирке тв-шоу, устроилась в подвале их дома после развода с мужем, так что она больше оказалась под опекой сына, а не наоборот.

Джек Росси, весь в мышцах и коротко стрижен, он местная звезда футбола, отец архитектор, большой дом, крашеная блондинка-подружка. На виду у друганов он и не показывает, что дружит с Августом, а в свободное время носится с ним по полям и лесам, дурашливо борясь или просто молча и тычками общаясь. Уже несколько недель он один, родители в разъездах, и только Август остался его прибежищем в водовороте подростковой жизни. Август и покормит, и обеспокоится, и поддержит...

📝«Он видел, как Джек упал, и понёсся к тёмной бездне. Прыгнул с обрыва и очертя голову кинулся во мрак. Он вытащит их обоих из пропасти, вытащит голыми руками.
Это его долг. Так велит река. Теперь это его религия»


На самом деле, не такая простая книга, как может показаться на первый взгляд. История написана словно обрывочными сценами. То поход на чтение стихов, потому что понравилась девчонка Рина Медина, написавшая «Генератор бессмысленных слов, опус №17». То перепалка с близнецами, которые в основном молчат, но подмечают главное — первыми бьют тревогу по поводу психологического здоровья Джека. Обрывки разговоров, походов, приключений, тусовок... И история двух семнадцатилетних парней, которые пытаются разобраться с тем, что творится. Один берёт ответственность за другого, а другой идёт на поводу игры (с несколько СМ-сексуальным налётом) первого.

📝«Всем добродетелям, не дарованным при рождении, нас тем или иным образом учит жизнь»

Книга как скетчбук, состоящий из текста, фотографий, музыкальных плей-листов каждого персонажа, записок, документов, карты, рисунков... И постепенно белые страницы сменяются серыми, чернота нарастает и последняя треть истории — белые буквы на абсолютно чёрном фоне. Так автор передаёт нарастающий драматизм и отклонение от реальности, когда галлюцинации вытесняют видимое и захлёстывают рассудок. Помочь Плетёному Королю становится миссией его Рыцаря, так что в реальности они пускаются на поиски Лазурного Сполоха, чтобы спасти невидимое королевство от захвата Разъятым Королём.

Мне нисколько не мешала эта магически-фантазийная составляющая, а потом даже помогла иначе взглянуть на проблемы героев, отразить их с помощью сказки (этакий вид сказкотерапии). Вначале было необычно читать, словно на тебя волнами накатывают жизненные неурядицы и события из жизни двух школьников и их подруг-приятелей. Но понимание происходящего приходило со временем.

Издание дополнено 📖«Легендой о Золотом Вороне», приоткрывающей завесу происходивших странных действий в самом романе. Понимание своей сексуальности и своих желаний приходит к героям тоже постепенно, проходя разные стадии увлечённостей, разрывов, боли и принятия...
(🔞Мат, сцены секса, наркотики, гомоэротика... Тут это есть).

По сути роман о том, как на плечи подростков ложится та ноша, которую должны нести взрослые, а взрослые должны стать той помощью и поддержкой, безусловной и абсолютно непререкаемой, для своих подростков, давая им свободу для творчества и самоопределения.

👉Книга для тех, кому янг-адалтовские гомоистории не претят, а непростые психологические перипетии и отношения подростков хоть сколько интересны. В целом норм.

*Издано в Popcorn Books, 2022

🌈#гомосексуальность_в_ХЛ

📚#книжныйотзыв
Пока вот эти читаю. И в электронке начал нового Пелевина (если вы заметили по предыдущим записям, никак не дождусь посылку с бумажным экземпляром.

Как ваш вечер? Читаете?

Приятного вечера🙌

#чточитаешь
Так у меня по читательскому опыту вышло, что Филип Рот, Пол Остер и Сол Беллоу сами собой сложились в некую троицу интеллектуальных американских авторов еврейского происхождения... Мне нравится, как они пишут. Ещё их книги (не все) объединяет Нью-Йорк как место действия.

Хочу рассказать о большом романе Остера, который меня поразил. (Тем более что по почте жду его новое издание).

🔖И роман «4321» входит в список по тегу
🔝 #лучшее10лет (судя по продажам в «Эксмо»).

⤵️\\\//отзыв ниже\\///⤵️
​​📚Пол Остер, «4 3 2 1»
Эксмо, 2018. — 992 стр.

Сказ о том, как один еврей по имени Исаак и по фамилии Резников пешком пошёл из Минска и через Варшаву и Берлин добрался до корабля, отплывшего к берегам Нью-Йорка. Анекдот о начале семейства "Фергусон" (чуть не ставшего "Рокфеллерами") лёг в основание истории, а внука того самого Исаака по имени Арчи анекдот этот подтолкнул к долгому тысячестраничному путешествию, которое способно провести тебя, читатель, от шагов деда по земле острова Эллис в начале 20-го века — и до последних абзацев этой такой живой и яркой истории, заканчивающейся в 1974 году вместе с отставкой Никсона.

Многоплановый, искрящийся юмором, интеллектом, страстями и политическими/общественными движениями роман. Написан он о четырёх Арчибальдах Фергусонах, про четыре версии одной жизни, про четыре жизни одного человека, про его родителей, окружение, взросление, становление его характера и многообразные проявления способностей, возможностей, талантов и наклонностей в этом быстро меняющемся мире, сведённом больше к США 50-х—60-х годов прошлого века. А ещё у‌же — к Нью-Йорку и его окрестностям.

Можно сказать, это «Война и мир» Пола Остера, его «Улисс»... Его «Одиссея»! Масштабно и одновременно детально, психологично и рационально выверено, словно переплетённые дороги причинно-следственных связей и заложенных в ДНК потенциальных импульсов реализовались на страницах «Книги жизни» — в плоть и кровь Арчи и его семейства, в его четыре варианта познания себя и мира. Незыблемыми остаются большинство героев и места действий, но вариативность и параллельность событий подчёркивают 4 пути, 4 развилки...

«Фергусон понял, что мир состоит из историй, из стольких различных историй, что если собрать их вместе и вставить в книгу, у этой книги окажется девятьсот миллионов страниц»

В искромётном и зачастую блещущем фантазией переводе Максима Немцова найдёте вы море заковыристых словечек и словосочетаний. Но это не тот случай, когда перевод помешает принять и понять книгу, возможно даже наоборот — принять её с потрохами!

В этих версиях можно несколько заплутать, забывать детали того или иного поворота в сюжете, но это не страшно, автор сам даёт подсказки что и где с кем происходит. Единственное, я мало следил за частыми спортивными увлечениями героя и описаниями игр, но вот к чему я весьма внимательно отнёсся — к любым упоминаниям из сферы кинематографа, музыки и литературы, их воистину богатая россыпь, пир для ума и души, повод прошерстить свою подноготную, поскрести по сусекам чердака (то бишь, памяти и мозгов).

Иногда по ходу чтения хотелось обвинить автора в словоблудии, в стремлении расширить предложение или абзац до бесконечности, но потом я был даже немного благодарен за увеличение словарного запаса и за тренировку читателя в терпении и упорстве дойти до конца. Это воистину будет для вас непростое путешествие полное и политических разломов, и социальных потрясений, и творческих откровений, и весьма интимных подробностей жизни. Тут есть всё. И с Фергусоном ты начинаешь исследовать и своё детство, свои первые умственные и душевные потуги, своё мироустройство... Ты заглядываешь внутрь и понимаешь — твою историю жизни пишет множество рук, миллионы обстоятельств и всевозможных связей, ты сам пишешь её... Ну или делаешь вид.

«Бога нигде нет, сказал он себе, а жизнь она — везде, и смерть повсюду, и живые и мертвые соединены»

Прекрасный образец большого плотного романа о взрослении и становлении личности, о путях творческой реализации, о писательстве, поэзии, литературе...

🙌Книголюбам обязательно читать!

📚#книжныйотзыв

#лучшее10лет

#ПолОстер
Овощи, запечённые с индюшатиной.
Очень вкусно...

Приятного вам (и нам 👯) обеда 🙌


#еда
Гулял и вот сделал фото (без фильтра). Надеюсь, у вас добрый вечер. У меня вот такое настроение... (Хотя стихи из 90-х, но всё же).

* * *
Нет ни сахара, ни сигарет
В этом городе, Богом забытом.
И тебя в этом городе нет,
В дополненье ко всем дефицитам.
Правда, церкви на каждом шагу,
Но на каждой — потёки и пятна.
Есть ли я здесь — сказать не могу,
Потому что мне завтра обратно.

Потолок в этом доме худой,
Сплошь потёкший, но ставни резные,
И художник — скелет с бородой —
Говорит о спасеньи России.
За окном расстилается плёс
Или вид на песчаную косу,
Что на вечный российский вопрос
Отвечает презреньем к вопросу.

В этом городе Кремль над рекой
И протяжные рыжие пляжи.
Веет сыростью, прелью, тоской,
Разлитой в среднерусском пейзаже.
Отопление отключено,
Что ни день, холодает безбожно,
И никто не поймёт ничего,
И спасти ничего невозможно.


📖«Письмо из командировки»,
Дмитрий Быков, 1991

#прогулка
#стихи
#фото
Продолжу 👺пелевинский октябрь романом 📚«t»

🙈«Ум – это безумная обезьяна, несущаяся к пропасти. Причём мысль о том, что ум – это безумная обезьяна, несущаяся к пропасти, есть не что иное, как кокетливая попытка безумной обезьяны поправить причёску на пути к обрыву»

⤵️отзыв ниже⤵️
​​«t», Виктор Пелевин

👺«Слова, предназначенные для одного человека, ничего не дадут другому»

Могли бы вы представить, чтобы в одном гипертексте соединились истории: Алисы в Стране Чудес, графа Льва Толстого, помершего жмурика Достоевского, артели мастеров по "искусству составления буквенных комбинаций, продающихся наилучшим образом", игры для приставки в стиле ходячих мертвецов "Петербург Достоевского"... и ещё тучи всяких ассоциативных параллельных образов и аллюзий, приправленных крепким юморком и не без глубокой философии тибетского буддизма?

Да, это перед вами — Виктор Пелевин, роман «t»

👺«Как говорят в Тибете и Голливуде, смерть – это только начало, хе-хе…»

Граф Т. обнаруживает себя в поповской сутане и едущим в поезде с незнакомцем, который объясняет ему, кто он и откуда. Приключенческий роман с поиском загадочной "шамбалы" под наименованием «Оптина Пустынь соловьёв» превращается в мистический-аллегорический, где исторические герои 19 века играют свои замысловатые роли, предназначенные им некими "богами", а по сути — командой разномастных "писателей"-творцов из будущего, в свою очередь задвинутых в сложные финансовые обстоятельства заказчиками текста. Стрелялки и гонялки не так интересны здесь, как антураж в виде русской классической литературы, неподражаемый пелевинский смех над вопросами бытия, невероятные сравнительные выкрутасы мысли и пробирающие откровения о мире (почти как в «Матрице» сестёр Вачовски).

Про Алису я, конечно, чуть приоткрыл мою догадку, напрямую не сразу вы уясните, но ведь как всё закручено! Рад, что я ещё не прочитал все романы нашего современного гуру литературы посмодернизма и галлюциногенного сюрреализма. Бесспорно, чтобы читать книги Пелевина, наш читательский "чердак" должен быть хорошо меблирован, то есть улавливать намёки и откровенные отсылки к различным философским направлениям и культурным традициям. Тогда эффект от книги будет максимальным и явственным.

👺«– «Бог» – просто бренд на обложке, – ухмыльнулся Ариэль. – Хорошо раскрученный бренд. Но текст пишут все окрестные бесы, кому только не лень»

Мне понравилась эта полная абсурда и глубоких выводов о природе "богов" и человеков книга, раскрывающая тайну писательства и читательства. Писатель творит реальность, чтобы прийти к единству с Читателем, а герой романа может просветлеть до того, чтобы стать автором самому, выйти из рамок предназначенного ему пути, самому стать этим потоком сознания, творящим себя.

👺«Существование, сударь мой, это не выстрел из пушки. С чего вы взяли, что у него есть цель?»

Ещё запомнилось о боге как о дыре нужника в отхожем месте — дыра неизменна и безразлична к формам, внешнему виду и засранности этого места (да и к входящим в него тоже). Много отметок и закладок говорит мне о том, что к этой книге я ещё не раз вернусь, чтобы подумать над оставленной там Пелевиным россыпью цитатат и умозаключений.

Читайте Пелевина, он того стóит!


👺«— Наши грехи, — сказал он, — на самом деле вовсе не наши. Их совершают те самые кукловоды, которые сперва наполняют нас страстями. А потом они же обличают нас в совершённом, притворяясь нашей совестью. То, что мы принимаем сначала за свой грех, а потом за свое раскаяние, есть две составные части одного и того же механизма, позволяющего им удерживать над нами абсолютную власть. Сначала нас вынуждают нырять в пучину мерзости, а потом заставляют лить над ошибкой слëзы и считать себя негодяями. Но делают это участники одной банды, которые по очереди овладевают нашей душой. Они вовсе не противостоят друг другу, они действуют сообща»


👺«Впечатление от жизни одинаково во все времена — небо синее, трава зелёная, люди дрянь, но бывают приятные исключения»

👺«Может, для того каждый и несёт в жизни свой крест – чтобы не было неуверенности в маршруте? Ибо когда несешь крест, надо ведь знать, куда… Обыкновенно, впрочем, на кладбище»

📚#книжныйотзыв

👺#викторпелевин

📝#цитата
Нобелевская премия по литературе 2022 г. присуждена французской писательнице Анни Эрно.

Давно хотел с нею познакомиться, вот и книга припасена...

Анни Эрно родилась в маленьком нормандском городке Лилльбон, недалеко от Гавра, и провела юность в другом городке Нормандии — Ивето. После получения высшего филологического образования и учёной степени преподавала современную литературу в лицеях Аннеси, Понтуаз и в Национальном центре дистанционного обучения. Живёт недалеко от Парижа, в городе Сержи департамента Валь-д-Уаз (регион Иль-де-Франс).

🏅 Премия присуждена французской писательнице «за мужество и клиническую остроту, с которыми она раскрывает корни, отчуждённость и коллективные ограничения личной памяти», — сообщает Нобелевский комитет.

#НобелевскаяПремия

#писатель
#новости
#АнниЭрно