Доброго воскресного утра и хорошего дня...
Статуя Мэрилин Монро недолго простояла на площади в центре Чикаго на Мичиган-авеню. С 2011 по май 2012. И я как раз запечатлел этот момент...
#ретрофото
Статуя Мэрилин Монро недолго простояла на площади в центре Чикаго на Мичиган-авеню. С 2011 по май 2012. И я как раз запечатлел этот момент...
#ретрофото
И вас с Днëм матери.
День матери очень почитался в нацистской Германии. В недавно прочитанном прекрасном графическом эссе Норы Круг «Родина. Немецкий семейный альбом» (Бумкнига, 2022) авторка откапывает школьные тетради своего дяди, который в 18 лет погиб немецким солдатом в итальянских полях на Второй мировой. Там в тетрадке есть сочинение «Как я почитаю свою маму» (на фото)...
Вообще в авторитарных/тоталитарных режимах успешно эксплуатируется образ матери, который благодаря пропаганде приравнивался всегда к образу Родины. Особенно в военное время. Ты что, мать свою не защитишь от врага?! Вот и с Родиной так же.
Недавно в каком-то рассказе читал, что во времена как первой, так и второй чеченских кампаний, именно матери сыграли одну из решающих ролей в возвращении пленных русских солдат. Матери со всей России ехали в Чечню искать пропавших сыновей и мужей, которые (если выживали) зачастую становились в плену подсобным скотом, рабами... Матери обращались напрямую к чеченским женщинам, тоже матерям. Авторитет матери на Кавказе незыблем и непререкаем. Благодаря их вмешательству находились солдатики, их вызволяли из плена...
Я вспоминаю фильм режиссёра Александра Сокурова «Александра», где сыграла оперная певица Галина Вишневская. Её героиня приезжает к внуку, офицеру российской армии, в Чеченскую Республику и пытается понять, что происходит...
Денис говорит своей бабушке, что для него не существует ценности кровного родства, на что героиня отзывается: «Ты себе можешь представить, чтобы какой-нибудь кавказец сказал бы своей матери или бабке, что он отдельный, ничем не связанный с ней человек?». Кажется, что в этом диалоге автор обнажает причину: речь идёт о потере чувства крови, чести... — всего того, что было присуще России, когда Петербург Александры Николаевны ещё был.
#чтение #кино
#история #воспоминания
День матери очень почитался в нацистской Германии. В недавно прочитанном прекрасном графическом эссе Норы Круг «Родина. Немецкий семейный альбом» (Бумкнига, 2022) авторка откапывает школьные тетради своего дяди, который в 18 лет погиб немецким солдатом в итальянских полях на Второй мировой. Там в тетрадке есть сочинение «Как я почитаю свою маму» (на фото)...
Вообще в авторитарных/тоталитарных режимах успешно эксплуатируется образ матери, который благодаря пропаганде приравнивался всегда к образу Родины. Особенно в военное время. Ты что, мать свою не защитишь от врага?! Вот и с Родиной так же.
Недавно в каком-то рассказе читал, что во времена как первой, так и второй чеченских кампаний, именно матери сыграли одну из решающих ролей в возвращении пленных русских солдат. Матери со всей России ехали в Чечню искать пропавших сыновей и мужей, которые (если выживали) зачастую становились в плену подсобным скотом, рабами... Матери обращались напрямую к чеченским женщинам, тоже матерям. Авторитет матери на Кавказе незыблем и непререкаем. Благодаря их вмешательству находились солдатики, их вызволяли из плена...
Я вспоминаю фильм режиссёра Александра Сокурова «Александра», где сыграла оперная певица Галина Вишневская. Её героиня приезжает к внуку, офицеру российской армии, в Чеченскую Республику и пытается понять, что происходит...
Денис говорит своей бабушке, что для него не существует ценности кровного родства, на что героиня отзывается: «Ты себе можешь представить, чтобы какой-нибудь кавказец сказал бы своей матери или бабке, что он отдельный, ничем не связанный с ней человек?». Кажется, что в этом диалоге автор обнажает причину: речь идёт о потере чувства крови, чести... — всего того, что было присуще России, когда Петербург Александры Николаевны ещё был.
#чтение #кино
#история #воспоминания
«Всего три процента населения в больших городах способны искренние радоваться жизни. Долгое время я относил себя к этим процентам. Жаль, что не заметил рутину вовремя» («Рутина»)
Прочитан очередной отечественный сборник хоррора 📚«Самая страшная книга», год 2022. В него вошли лучшие страшные рассказы, отобранные группой любителей российского хоррора в течение 2021-го года, всего 22 рассказа. Как и любой сборник, этот вышел неровным, разнообразным по выбранным темам, самобытным своими русскими архетипами и уходящими в историю образами и фольклором.
#рассказы
👻#осенние_страшилки
#СамаяСтрашнаяКнига
⤵️подробный обзор ниже⤵️
Прочитан очередной отечественный сборник хоррора 📚«Самая страшная книга», год 2022. В него вошли лучшие страшные рассказы, отобранные группой любителей российского хоррора в течение 2021-го года, всего 22 рассказа. Как и любой сборник, этот вышел неровным, разнообразным по выбранным темам, самобытным своими русскими архетипами и уходящими в историю образами и фольклором.
#рассказы
👻#осенние_страшилки
#СамаяСтрашнаяКнига
⤵️подробный обзор ниже⤵️
«Самая страшная книга 2022»
По обложке видно, что красной нитью проходит через многие рассказы тема русской мифологической хтони.
Детская телепередача на одном местном ТВ с ожившими образами Лешего, Вия и Бабы Яги врезалась в память героя рассказа «Курьи ножки» (Максим Кабир). А когда уже взрослым герой сталкивается с чертовщиной, судьба сама приводит его к старым кассетам VHS и истории актрисы, заключившей с чёрными силами жуткий договор.
Криволесье и деревня Овражино, в которой пропадает живность и куда привезли к бабушке и дедушке мальчика Сашку, стали местом действия рассказа «Кровавик-камень» (Оксана Росса). Тайна жуткого древнего истукана, который требует жертв, не оставит равнодушным.
Перемешаны реальность и болезненный морок в рассказе «Всадница» (Андрей Фролов), где герой то наслаждается отдыхом в коттедже у камина, поглаживая ноги возлюбленной, сидящей сверху на диване, то оказывается в парилке, где те же ноги сжимают и не дают вывернуться из наступающего удушья, то это уже ноги ведьмы (смерти?), которую несёт герой по дремучему лесу в поисках дороги, чтобы вызволить застрявший в яме внедорожник...
Школьный утренник с новогодней ёлкой и двумя друзьями, устроившими подлянку девочке из многодетной не совсем благополучной семьи, — завязка расказа «Утренник» (Оксана Ветловская), где социальное расслоение, шевеление детской совести и потустороннее так гармонично сплелись.
Почти что битва экстрасенсов на фоне лихих 90-х разыгрывается в рассказе «Зла немерено» Германа Шендерова, где замогильный холод, образ Сталина, выглядывающий из-под пожухлого образа Христа на иконе, наводящие жуть магические пасы и огромный амбал-афганец, решивший брать дань с заезжего целителя.
Тема голода/обжорства так или иначе возникает в трёх рассказах. В «Голодуше» (Юлия Лихачева) мальчика оставляют одинокой бабке в деревне, где после смерти соседа они вдвоём пытаются выжить наступающей зимой, но приходит заблудившийся мужик, в котором мальчик заприметил того самого мифического вечно голодного Голодушу, которым стращала бабка в своих сказках на ночь.
Жуткая история про то, как дети скармливали все свои ошибки и проблемы вызванному из мира теней существу, — в рассказе «Мальчик-обжора» Елены Щетининой. О художнике, который влюбляется в склонную к полноте девушку Сару (её обзывали в школе "Сало"), мечтает нарисовать лучшие свои работы, для чего кормит и кормит тучное тело, — в рассказе «Грация» (Олег Савощик).
Тема смертельного голода в блокадном Ленинграде затронута в рассказе «Фантики» (Елена Арифуллина), где камин становится своеобразным порталом времени между девочкой, единственной выжившей и ожидающей маму в замороженной комнате коммуналки, и будущим, откуда ей достаются конфеты.
Очень понравился рассказ Александра Матюхина «Рутина», где герой маниакально одержим видением всё захватывающей и словно мертвенной шелухой покрывающей реальность рутины. Вначале он пытается освободить себя с женой, а потом и других.
Трогательный рассказ про рано осознавшего свою гомосексуальность мальчика Сергея, которого родители отправили из Москвы в провинцию к деду, где он начал изучать книги по магии и в итоге стал известным экстрасенсом... Любовь к художнику Артёму и самые глубокие круги ада, с которыми пришлось столкнуться герою, — в рассказе «Глубина» Алексея Искрова.
Два рассказа связаны с наполеоновскими войнами. В одном герой после битвы в Ватерлоо выдирает у трупов зубы, чтобы потом продать их стоматологу в Лондоне, зажить хорошо с любимой женой и дочуркой, но, как оказалось, один из трупов оказался полуживым капитаном из его батальона, который преследует беглого солдата («Зубы Ватерлоо», Дмитрий Карманов).
В другом рассказе русский солдат Назар, непонятно отчего потерявший собственную тень, отпущен командованием на все четыре стороны и оказывается в мрачной деревне Морошье, где дьявольские силы кормятся человечьими душами («Тени Старших», Дмитрий Тихонов).
Хороший сборник, пусть не всё зацепило или произвело впечатление.
После чтения у меня ночами были всякие жутковатые сны.
👻#осенние_страшилки
📚#книжныйотзыв
💀#самаястрашнаякнига
По обложке видно, что красной нитью проходит через многие рассказы тема русской мифологической хтони.
Детская телепередача на одном местном ТВ с ожившими образами Лешего, Вия и Бабы Яги врезалась в память героя рассказа «Курьи ножки» (Максим Кабир). А когда уже взрослым герой сталкивается с чертовщиной, судьба сама приводит его к старым кассетам VHS и истории актрисы, заключившей с чёрными силами жуткий договор.
Криволесье и деревня Овражино, в которой пропадает живность и куда привезли к бабушке и дедушке мальчика Сашку, стали местом действия рассказа «Кровавик-камень» (Оксана Росса). Тайна жуткого древнего истукана, который требует жертв, не оставит равнодушным.
Перемешаны реальность и болезненный морок в рассказе «Всадница» (Андрей Фролов), где герой то наслаждается отдыхом в коттедже у камина, поглаживая ноги возлюбленной, сидящей сверху на диване, то оказывается в парилке, где те же ноги сжимают и не дают вывернуться из наступающего удушья, то это уже ноги ведьмы (смерти?), которую несёт герой по дремучему лесу в поисках дороги, чтобы вызволить застрявший в яме внедорожник...
Школьный утренник с новогодней ёлкой и двумя друзьями, устроившими подлянку девочке из многодетной не совсем благополучной семьи, — завязка расказа «Утренник» (Оксана Ветловская), где социальное расслоение, шевеление детской совести и потустороннее так гармонично сплелись.
Почти что битва экстрасенсов на фоне лихих 90-х разыгрывается в рассказе «Зла немерено» Германа Шендерова, где замогильный холод, образ Сталина, выглядывающий из-под пожухлого образа Христа на иконе, наводящие жуть магические пасы и огромный амбал-афганец, решивший брать дань с заезжего целителя.
Тема голода/обжорства так или иначе возникает в трёх рассказах. В «Голодуше» (Юлия Лихачева) мальчика оставляют одинокой бабке в деревне, где после смерти соседа они вдвоём пытаются выжить наступающей зимой, но приходит заблудившийся мужик, в котором мальчик заприметил того самого мифического вечно голодного Голодушу, которым стращала бабка в своих сказках на ночь.
Жуткая история про то, как дети скармливали все свои ошибки и проблемы вызванному из мира теней существу, — в рассказе «Мальчик-обжора» Елены Щетининой. О художнике, который влюбляется в склонную к полноте девушку Сару (её обзывали в школе "Сало"), мечтает нарисовать лучшие свои работы, для чего кормит и кормит тучное тело, — в рассказе «Грация» (Олег Савощик).
Тема смертельного голода в блокадном Ленинграде затронута в рассказе «Фантики» (Елена Арифуллина), где камин становится своеобразным порталом времени между девочкой, единственной выжившей и ожидающей маму в замороженной комнате коммуналки, и будущим, откуда ей достаются конфеты.
Очень понравился рассказ Александра Матюхина «Рутина», где герой маниакально одержим видением всё захватывающей и словно мертвенной шелухой покрывающей реальность рутины. Вначале он пытается освободить себя с женой, а потом и других.
Трогательный рассказ про рано осознавшего свою гомосексуальность мальчика Сергея, которого родители отправили из Москвы в провинцию к деду, где он начал изучать книги по магии и в итоге стал известным экстрасенсом... Любовь к художнику Артёму и самые глубокие круги ада, с которыми пришлось столкнуться герою, — в рассказе «Глубина» Алексея Искрова.
Два рассказа связаны с наполеоновскими войнами. В одном герой после битвы в Ватерлоо выдирает у трупов зубы, чтобы потом продать их стоматологу в Лондоне, зажить хорошо с любимой женой и дочуркой, но, как оказалось, один из трупов оказался полуживым капитаном из его батальона, который преследует беглого солдата («Зубы Ватерлоо», Дмитрий Карманов).
В другом рассказе русский солдат Назар, непонятно отчего потерявший собственную тень, отпущен командованием на все четыре стороны и оказывается в мрачной деревне Морошье, где дьявольские силы кормятся человечьими душами («Тени Старших», Дмитрий Тихонов).
Хороший сборник, пусть не всё зацепило или произвело впечатление.
После чтения у меня ночами были всякие жутковатые сны.
👻#осенние_страшилки
📚#книжныйотзыв
💀#самаястрашнаякнига
Первыми ломались те, кто верил, что скоро всё закончится.
За ними идут те, кто не верил, что это когда-нибудь закончится.
Выжили те, кто сосредоточился на своих действиях, без ожиданий того, что может произойти или не случиться.
Виктор Франкл
Вообще странное дело. Читаю уже третью книгу В. Франкла в этом году (спасибо, Альпина!)...
Наверное, такой год...
#чтение #чточитаешь #цитата
#ВикторФранкл
За ними идут те, кто не верил, что это когда-нибудь закончится.
Выжили те, кто сосредоточился на своих действиях, без ожиданий того, что может произойти или не случиться.
Виктор Франкл
Вообще странное дело. Читаю уже третью книгу В. Франкла в этом году (спасибо, Альпина!)...
Наверное, такой год...
#чтение #чточитаешь #цитата
#ВикторФранкл
Знаете, вот бывает, наткнëшься на что-то в интернете, в ютубе, и прям то что тебе надо! Так со мной сейчас.
Я никак не мог вспомнить, смотрел ли я этот выпуск любимой передачи «Школа злословия» или нет. Она была снята с показа на НТВ, но я смотрел все, даже не вышедшие.
Посмотрите! Практически все вопросы, поднимаемые в этом видео с Антоном Носиком, я задаю себе. Возможно, уже не один год... Обязательно посмотрите!
(А я ещё и книгу обязательно прочитаю про Антона Носика, называется «Создатель. Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца», недавно вышла в РЕШ, автор Михаил Визель...
Ха-ха, какое совпадение, именно об этом, о “создателе“, начало интервью у Дуни Смирновой и Татьяна Никитичны, год 2009-ый!!)
#видео #интервью #мысли
https://youtu.be/NqTdADJw7Xw
Я никак не мог вспомнить, смотрел ли я этот выпуск любимой передачи «Школа злословия» или нет. Она была снята с показа на НТВ, но я смотрел все, даже не вышедшие.
Посмотрите! Практически все вопросы, поднимаемые в этом видео с Антоном Носиком, я задаю себе. Возможно, уже не один год... Обязательно посмотрите!
(А я ещё и книгу обязательно прочитаю про Антона Носика, называется «Создатель. Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца», недавно вышла в РЕШ, автор Михаил Визель...
Ха-ха, какое совпадение, именно об этом, о “создателе“, начало интервью у Дуни Смирновой и Татьяна Никитичны, год 2009-ый!!)
#видео #интервью #мысли
https://youtu.be/NqTdADJw7Xw
YouTube
Школа злословия [снята с эфира] Антон Носик
Антон Носик - журналист, известный деятель Рунета, один из создателей новостного интернет-издания Lenta.ru, учредитель благотворительного фонда «Помоги.Орг» и просто добрый и умный человек.
Выпуск был снят в 2005 году.
Выпуск был снят в 2005 году.
Доброго вам утра и продуктивного дня🙌
Самое старое здание на протяжении Великолепной Мили это старая водонапорная башня (Chicago Water Tower). Башня была построена в 1869 году. Насосная станция и башня выглядят немного неуместно среди множества высотных зданий.
#ретрофото
Самое старое здание на протяжении Великолепной Мили это старая водонапорная башня (Chicago Water Tower). Башня была построена в 1869 году. Насосная станция и башня выглядят немного неуместно среди множества высотных зданий.
#ретрофото
Неожиданно заканчивается осень. А сколько я начал читать новых книг в эти месяцы🙈. Но не всё дочитано, не все намеченные пути пройдены. Вообще я стараюсь дочитывать все книги, но несколько я оставил, чтобы позже к ним обязательно вернуться. А ещё очень приятно дарить хорошую книгу человеку, который точно оценит и проникнется героем и его историей.
Ходил по городу, наблюдал, как где-то устанавливают искусственную новогоднюю ель, водружают звезду... Ещё один год идёт к своему завершению... Забрал новые книжки из разных книжных местечек. И решил поделиться с вами вот этой цитатой из любимой мною книжки Рэя Брэдбери (я даже по зарубежке в школе делал доклад по этому роману и выступал перед классом🙈)...
Надеюсь, что мы не придём к тому, что появятся структуры, изымающие или уничтожающие литературу, — книги, кому-то показавшиеся неугодными, неудобными, выходящими за их узкие системы взглядов и представлений.
#мысли #прогулка #цитата #книги
Ходил по городу, наблюдал, как где-то устанавливают искусственную новогоднюю ель, водружают звезду... Ещё один год идёт к своему завершению... Забрал новые книжки из разных книжных местечек. И решил поделиться с вами вот этой цитатой из любимой мною книжки Рэя Брэдбери (я даже по зарубежке в школе делал доклад по этому роману и выступал перед классом🙈)...
Надеюсь, что мы не придём к тому, что появятся структуры, изымающие или уничтожающие литературу, — книги, кому-то показавшиеся неугодными, неудобными, выходящими за их узкие системы взглядов и представлений.
#мысли #прогулка #цитата #книги
📝«Не всякая выдумка — ложь, и не всякая правда — реальность»
Удивительной поэтики и лиричности вышел новый роман Евгения Германовича Водолазкина под названием «Чагин» (издательство РЕШ, 2022). Академические изыскания, история с раскопками Трои Генрихом Шлиманом, архивная работа и попытки докопаться до исторической правды, одновременно чтение дневников, которые проливают свет на жизнь самого исследователя и архивиста... В этом романе переплелись реальность и выдумка так искусно, что ты вместе с героем приходишь к выводу:
📝«...фантазия — это тоже реальность. Реальность человеческого духа, а значит — и полноправная часть опыта»
//⤵️отзыв ниже⤵️//
Удивительной поэтики и лиричности вышел новый роман Евгения Германовича Водолазкина под названием «Чагин» (издательство РЕШ, 2022). Академические изыскания, история с раскопками Трои Генрихом Шлиманом, архивная работа и попытки докопаться до исторической правды, одновременно чтение дневников, которые проливают свет на жизнь самого исследователя и архивиста... В этом романе переплелись реальность и выдумка так искусно, что ты вместе с героем приходишь к выводу:
📝«...фантазия — это тоже реальность. Реальность человеческого духа, а значит — и полноправная часть опыта»
//⤵️отзыв ниже⤵️//
«Чагин», Евгений Водолазкин
Всё начинается с конца, со смерти известного мнемониста и архивиста Исидора Чагина. После него остаётся маленькая квартирка с видом на маленький памятник Пушкину в Петербурге и архив, разобрать который поручают молодому работнику архива Павлу Мещерскому. Найдя дневник Чагина, мы постепенно знакомимся с жизнью молодого Исидора, который приехал из Иркутска и поступил на философский факультет Ленинградского университета.
Уникальная способность героя запоминать практически любой текст и любую информацию сделали своё дело, особенно когда декан факультета услышал свой собственный доклад, полностью воспроизведённый студентом Чагиным. Пусть в опалу попал другой учёный, профессор Синицын, чью работу Чагин до этого полностью воспроизвёл в своём реферате, но напрочь забыл об источнике, Чагин стал цениться как уникум и пошёл вверх (а ещё и сдружился с Синицыным, которого уволили). В будущем Синицын станет специалистом в области памяти и на Чагине, можно сказать, сделает карьеру.
Исследуя дневник мнемониста, Павел переезжает в квартиру Чагина (чтобы не отрываться от работы), а тут какие-то неизвестные шорохи и чьи-то хождения по крыше приводят к знакомству с девушкой-художницей, которая приехала в Питер поступать, но не поступила. История из дневника невероятным образом синхронизируется с тем, что происходит между Павлом и Никой, до этого подружившейся с учёным...
Исидор после университета не хотел покидать Ленинград и согласился на сотрудничество со специальными службами, которых мнемонист заинтересовал. Ему сразу выделили квартирку в центре и устроили в библиотеку, где работает Вельский, организовавший тайный кружок — "шлимановский", так как Вельский проживал как раз в доме, где когда-то жил Генрих Шлиман (да, тот самый сын бедного немецкого пастора, ставший торговцем в Петербурге, археолог-самоучка, раскопавший "золото Трои", "клад Приама"). Чагин был внедрён в эту группу через знакомство с красавицей Верой, которая посещала встречи у Вельского,.. и влюбился.
Как же удивительно Водолазкин передаёт метания и ощущения героя, который запоминает огромные отрывки из текстов Гомера, бродя по городу и читая их в разных локациях Ленинграда (а запоминает он ассоциативно, поэтому корабли, идущие к Трое, у него скапливаются около здания Адмиралтейства); как его мучает и любовь к Вере, и необходимость открыться в том, что он предаёт тех людей, к которым уже проникся симпатией и против которых ничего лично не имеет. А тут ещё и встречи с "работниками библиотеки" Николаем Петровичем и его правой рукой — Николаем Ивановичем, им он должен докладывать о каждой встрече и о подозрительных разговорах.
На дворе 60-е годы, оттепель не прошла бесследно, молодёжь читает и слушает не всё, что разрешено (а кое-что и во вред государству)... Романтика, шпионские уловки, туманное дело Шлимана, многие биографические страницы которого мифологизированы... И современный молодой человек, который читает Дневник и пытается понять, что произошло с Чагиным в конце его жизни, зачем он арендовал дачу в Комарово и перед смертью уехал в Тотьму...
📝«Если бы Чагин начал перечислять всё, что он хочет забыть, ему бы не хватило и трёх жизней»
Евгений Германович как всегда поразил своим красивым языком, афористичностью, поднятыми (как и в предыдущих романах) темами — времени и вневременности, памяти и беспамятства, долга, совести, любви, преодолевающей время и преграды... Бремя памяти, как оказалось, хочется рано или поздно скинуть. И если многие хотят наоборот научиться запоминать больше и лучше,герой романа пытается забыть.
Получился изящно скроенный интеллигентный и очень литературный петербургский роман со смешением жанров и стилей, игрой в слова, цитированием настоящих и придуманных текстов, так что читателю предстоит хороший ребус и весь набор из поэзии, прозы и драмы, а ещё и переписки двух влюблённых...
Замечательное путешествие в историю и литературу с Евгением Водолазкиным🙌. Советую
📚#книжныйотзыв #водолазкин
Всё начинается с конца, со смерти известного мнемониста и архивиста Исидора Чагина. После него остаётся маленькая квартирка с видом на маленький памятник Пушкину в Петербурге и архив, разобрать который поручают молодому работнику архива Павлу Мещерскому. Найдя дневник Чагина, мы постепенно знакомимся с жизнью молодого Исидора, который приехал из Иркутска и поступил на философский факультет Ленинградского университета.
Уникальная способность героя запоминать практически любой текст и любую информацию сделали своё дело, особенно когда декан факультета услышал свой собственный доклад, полностью воспроизведённый студентом Чагиным. Пусть в опалу попал другой учёный, профессор Синицын, чью работу Чагин до этого полностью воспроизвёл в своём реферате, но напрочь забыл об источнике, Чагин стал цениться как уникум и пошёл вверх (а ещё и сдружился с Синицыным, которого уволили). В будущем Синицын станет специалистом в области памяти и на Чагине, можно сказать, сделает карьеру.
Исследуя дневник мнемониста, Павел переезжает в квартиру Чагина (чтобы не отрываться от работы), а тут какие-то неизвестные шорохи и чьи-то хождения по крыше приводят к знакомству с девушкой-художницей, которая приехала в Питер поступать, но не поступила. История из дневника невероятным образом синхронизируется с тем, что происходит между Павлом и Никой, до этого подружившейся с учёным...
Исидор после университета не хотел покидать Ленинград и согласился на сотрудничество со специальными службами, которых мнемонист заинтересовал. Ему сразу выделили квартирку в центре и устроили в библиотеку, где работает Вельский, организовавший тайный кружок — "шлимановский", так как Вельский проживал как раз в доме, где когда-то жил Генрих Шлиман (да, тот самый сын бедного немецкого пастора, ставший торговцем в Петербурге, археолог-самоучка, раскопавший "золото Трои", "клад Приама"). Чагин был внедрён в эту группу через знакомство с красавицей Верой, которая посещала встречи у Вельского,.. и влюбился.
Как же удивительно Водолазкин передаёт метания и ощущения героя, который запоминает огромные отрывки из текстов Гомера, бродя по городу и читая их в разных локациях Ленинграда (а запоминает он ассоциативно, поэтому корабли, идущие к Трое, у него скапливаются около здания Адмиралтейства); как его мучает и любовь к Вере, и необходимость открыться в том, что он предаёт тех людей, к которым уже проникся симпатией и против которых ничего лично не имеет. А тут ещё и встречи с "работниками библиотеки" Николаем Петровичем и его правой рукой — Николаем Ивановичем, им он должен докладывать о каждой встрече и о подозрительных разговорах.
На дворе 60-е годы, оттепель не прошла бесследно, молодёжь читает и слушает не всё, что разрешено (а кое-что и во вред государству)... Романтика, шпионские уловки, туманное дело Шлимана, многие биографические страницы которого мифологизированы... И современный молодой человек, который читает Дневник и пытается понять, что произошло с Чагиным в конце его жизни, зачем он арендовал дачу в Комарово и перед смертью уехал в Тотьму...
📝«Если бы Чагин начал перечислять всё, что он хочет забыть, ему бы не хватило и трёх жизней»
Евгений Германович как всегда поразил своим красивым языком, афористичностью, поднятыми (как и в предыдущих романах) темами — времени и вневременности, памяти и беспамятства, долга, совести, любви, преодолевающей время и преграды... Бремя памяти, как оказалось, хочется рано или поздно скинуть. И если многие хотят наоборот научиться запоминать больше и лучше,герой романа пытается забыть.
Получился изящно скроенный интеллигентный и очень литературный петербургский роман со смешением жанров и стилей, игрой в слова, цитированием настоящих и придуманных текстов, так что читателю предстоит хороший ребус и весь набор из поэзии, прозы и драмы, а ещё и переписки двух влюблённых...
Замечательное путешествие в историю и литературу с Евгением Водолазкиным🙌. Советую
📚#книжныйотзыв #водолазкин
Forwarded from РЕШаю, что читать // Редакция Елены Шубиной
3 декабря в 19:00 состоится презентация нового романа Евгения Водолазкина «Чагин» в Московском доме книги на Новом Арбате
«Чагин» — роман о памяти, времени и человеке, которого мучают эти неподвластные ему силы. Исидор Чагин, главный герой романа, может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как угодно долго. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости — забывать.
Евгений Водолазкин — автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Его книги переведены на многие языки.
Вход свободный.
Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, 8.
«Чагин» — роман о памяти, времени и человеке, которого мучают эти неподвластные ему силы. Исидор Чагин, главный герой романа, может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как угодно долго. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости — забывать.
Евгений Водолазкин — автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Его книги переведены на многие языки.
Вход свободный.
Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, 8.
Где-то даже естественно и логично сразу после чтения небольшой автобиографической книжки известного австрийского психиатра, пережившего четыре концлагеря и написавшего об этом, начать читать книгу немецкого автора, написавшего не о себе, а о других — философе, выжившем в концлагере, литераторе, приспособившемся к нацистскому режиму, писателе, осмыслявшем тему насилия и забвения...
О книге Франкла ждите отзыв, завтра будет.
А сейчас цитата (за окном Гитлер только что присоединил Австрию, а молодой уроженец Вены, выпускник Франкл работает в психбольнице и спасает самоубийц — отчаявшихся австрийских граждан, часто евреев по происхождению):
📝
#чточитаешь #ВикторФранкл
#цитата #нонфикшн
О книге Франкла ждите отзыв, завтра будет.
А сейчас цитата (за окном Гитлер только что присоединил Австрию, а молодой уроженец Вены, выпускник Франкл работает в психбольнице и спасает самоубийц — отчаявшихся австрийских граждан, часто евреев по происхождению):
📝
«Моя ассистентка доктор Раппопорт считала неправильным возвращать к жизни людей, которые пытались покончить с собой. Настал день, когда сама госпожа Раппопорт получила предписание о депортации. Она предприняла попытку суицида, была доставлена в моё отделение, я её откачал, и в итоге её депортировали»
#чточитаешь #ВикторФранкл
#цитата #нонфикшн
Вначале три "принципа успеха" от Виктора Франкла:
1. Я соблюдаю принцип: любые мелочи исполнять столь тщательно, как и самое великое дело, и самое важное дело — с тем же спокойствием, что и самое незначительное.
2. Я делаю всё не к крайнему сроку, а по возможности заранее, тем самым предотвращаю второе напряжение — когда у меня и так много работы, чтобы помимо бесчисленных дел не давил ещё и страх не успеть.
3. Не только стараться делать всё заранее, но ещё и начинать с самого неприятного, то есть поскорее избавляться от него.
#ВикторФранкл #цитата
//сам отзыв ⤵️ читайте ниже⤵️//
1. Я соблюдаю принцип: любые мелочи исполнять столь тщательно, как и самое великое дело, и самое важное дело — с тем же спокойствием, что и самое незначительное.
2. Я делаю всё не к крайнему сроку, а по возможности заранее, тем самым предотвращаю второе напряжение — когда у меня и так много работы, чтобы помимо бесчисленных дел не давил ещё и страх не успеть.
3. Не только стараться делать всё заранее, но ещё и начинать с самого неприятного, то есть поскорее избавляться от него.
#ВикторФранкл #цитата
//сам отзыв ⤵️ читайте ниже⤵️//
«То, чего нет в моих книгах: Воспоминания» (АНФ, 2022) —
небольшая автобиографическая книжка австрийского психиатра и отца "логотерапии" Виктора Франкла. Она представляет собой небольшие главы, словно обрывки воспоминаний, расположенных в хронологическом порядке ("Родители", "Детство", "Хобби"..., "Начало логотерапии".., "Аншлюс".., "Освенцим".., "О писательстве".., "О старости"). На один такой отрывок у вас уйдёт от силы 10-15 минут чтения.
Конечно, лучше не начинать знакомство с Франклом с этой книги. Она покажется вам не столь значительной, не столь, возможно, глубокой, а местами вы заметите, что автор занимается самовосхвалением и самолюбованием. Но не судите строго. По-моему, человек, прошедший в юности работу с душевнобольными и спасший стольких людей от самоубийства, потом оказавшийся в концлагере, потерявший там жену и родителей, продолживший спасать даже в тех жутких условиях, выживший и впоследствии основавший третье (после Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера) направление психотерапии, — такой человек может себе позволить в конце жизни говорить о себе ТО и ТАК, как сам захочет.
📝«Живи так, словно живёшь уже во второй раз и при первой попытке испортил всё, что только можно испортить»
До этой книги я дважды уже читал его самую знаменитый труд «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», с неё и советую начать знакомство с этим увидительным автором и психологом. Кстати, в «Воспоминаниях» много уделено внимания тем книгам, которые Франкл написал и какое они произвели впечатление на людей, как именно эта книга спасала многих (в тюрьмах или на краю самоубийства).
Автор рассказывает о родителях и школе, об учёбе в университете и практике в психбольнице, о приходе Гитлера и как молодой специалист помог психологической консультацией одному нацистскому начальнику, так что депортация затронула его семью на год позже остальных. Он успел жениться за этот год (отрывок про молодожёнов, идущих по Вене с жёлтой звездой на груди, меня очень тронул), ему давали американскую визу, но он остался с семьёй и вместе с нею пошёл в концлагерь. А в подшивке его пальто была рукопись, где он впервые излагал принципы своего подхода в психотерапии. Рукопись пропадёт, но он её прямо там в лагере восстановит. И представлявшиеся некой спасающей иллюзией выступления перед аудиторией университета, пригрезившиеся ему во время тяжких изматывающих работ и голода в концлагерях, потом станут реальностью.
Франкл пишет иронично, местами шутит, так что даже страшные истории про насильственную эвтаназию для душевнобольных и то, как он спасал евреев в психбольнице, обретают светлые и жизнеутверждающие черты. А с какой любовью пишет Франкл о своих увлечениях — о любви к походам в горы и альпинизму, о мечте провести операцию на мозге человека, о страсти и тяге к жизни, ведь он действительно вошёл в историю как человек, нашедший терапевтический подход к болезни века, то есть к утрате смысла.
📝«Я и в самом деле всегда старался создавать как можно более ясные и прозрачные формулировки, шлифовал их, словно кристаллы, покуда сквозь них не начинала отчётливо просвечивать истина»
Можно сказать, что эта автобиография отображает неразрывные связи между обстоятельствами и судьбой, случайностью и закономерностью, между философией и психиатрией, между формированием взглядов, мировоззрением и их применением в жизни — как это воплотилось в жизни австрийского еврея Виктора Франкла, своей жизнью доказавшего истинность подходов и взглядов на человека и его психику.
📚#книжныйотзыв
#ВикторФранкл
#воспоминания #нонфикшн
небольшая автобиографическая книжка австрийского психиатра и отца "логотерапии" Виктора Франкла. Она представляет собой небольшие главы, словно обрывки воспоминаний, расположенных в хронологическом порядке ("Родители", "Детство", "Хобби"..., "Начало логотерапии".., "Аншлюс".., "Освенцим".., "О писательстве".., "О старости"). На один такой отрывок у вас уйдёт от силы 10-15 минут чтения.
Конечно, лучше не начинать знакомство с Франклом с этой книги. Она покажется вам не столь значительной, не столь, возможно, глубокой, а местами вы заметите, что автор занимается самовосхвалением и самолюбованием. Но не судите строго. По-моему, человек, прошедший в юности работу с душевнобольными и спасший стольких людей от самоубийства, потом оказавшийся в концлагере, потерявший там жену и родителей, продолживший спасать даже в тех жутких условиях, выживший и впоследствии основавший третье (после Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера) направление психотерапии, — такой человек может себе позволить в конце жизни говорить о себе ТО и ТАК, как сам захочет.
📝«Живи так, словно живёшь уже во второй раз и при первой попытке испортил всё, что только можно испортить»
До этой книги я дважды уже читал его самую знаменитый труд «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», с неё и советую начать знакомство с этим увидительным автором и психологом. Кстати, в «Воспоминаниях» много уделено внимания тем книгам, которые Франкл написал и какое они произвели впечатление на людей, как именно эта книга спасала многих (в тюрьмах или на краю самоубийства).
Автор рассказывает о родителях и школе, об учёбе в университете и практике в психбольнице, о приходе Гитлера и как молодой специалист помог психологической консультацией одному нацистскому начальнику, так что депортация затронула его семью на год позже остальных. Он успел жениться за этот год (отрывок про молодожёнов, идущих по Вене с жёлтой звездой на груди, меня очень тронул), ему давали американскую визу, но он остался с семьёй и вместе с нею пошёл в концлагерь. А в подшивке его пальто была рукопись, где он впервые излагал принципы своего подхода в психотерапии. Рукопись пропадёт, но он её прямо там в лагере восстановит. И представлявшиеся некой спасающей иллюзией выступления перед аудиторией университета, пригрезившиеся ему во время тяжких изматывающих работ и голода в концлагерях, потом станут реальностью.
Франкл пишет иронично, местами шутит, так что даже страшные истории про насильственную эвтаназию для душевнобольных и то, как он спасал евреев в психбольнице, обретают светлые и жизнеутверждающие черты. А с какой любовью пишет Франкл о своих увлечениях — о любви к походам в горы и альпинизму, о мечте провести операцию на мозге человека, о страсти и тяге к жизни, ведь он действительно вошёл в историю как человек, нашедший терапевтический подход к болезни века, то есть к утрате смысла.
📝«Я и в самом деле всегда старался создавать как можно более ясные и прозрачные формулировки, шлифовал их, словно кристаллы, покуда сквозь них не начинала отчётливо просвечивать истина»
Можно сказать, что эта автобиография отображает неразрывные связи между обстоятельствами и судьбой, случайностью и закономерностью, между философией и психиатрией, между формированием взглядов, мировоззрением и их применением в жизни — как это воплотилось в жизни австрийского еврея Виктора Франкла, своей жизнью доказавшего истинность подходов и взглядов на человека и его психику.
📚#книжныйотзыв
#ВикторФранкл
#воспоминания #нонфикшн
Хотел спросить, вообще интересно вам читать/смотреть посты с новыми книгами, купленными или подаренными? А то я последние несколько месяцев думаю, выкладывать или нет смысла...
Final Results
80%
Выкладывай, мне интересно (читаю эти посты)
2%
Не выкладывай, мне не интересно (не читаю)
18%
Мне всё равно, делай что хочешь, в любом случае ты молодец
👆...
У меня каждую неделю хоть одна новая книжка, но появляется на полке... (Обычно до десяти или более в месяц 🙈)
Вот я и подумал, что буду продолжать примерно два раза в месяц писать (в Инстаграме я писал раз/два в месяц).
На фото как раз новинки. Одну (розовенькую)я получил за накопленные баллы в Читай-городе. Вторую (с чьим-то полицейским) купил на Вайлдберриз (⬅️заметил, что уже три года как покупаю там книжки, очень удобно👏, близко к дому и цены приемлемые, если вообще можно так сказать после всей этой катавасии с ценами на книги в последние год-полгода 🙈).
Кто-то уже читал их? И ответьте на вопрос выше (один вариант).
выше опрос
...👆У меня каждую неделю хоть одна новая книжка, но появляется на полке... (Обычно до десяти или более в месяц 🙈)
Вот я и подумал, что буду продолжать примерно два раза в месяц писать (в Инстаграме я писал раз/два в месяц).
На фото как раз новинки. Одну (розовенькую)я получил за накопленные баллы в Читай-городе. Вторую (с чьим-то полицейским) купил на Вайлдберриз (⬅️заметил, что уже три года как покупаю там книжки, очень удобно👏, близко к дому и цены приемлемые, если вообще можно так сказать после всей этой катавасии с ценами на книги в последние год-полгода 🙈).
Кто-то уже читал их? И ответьте на вопрос выше (один вариант).
Спасибо...
Итоги осени'2022
33 книги прочитаны. 37 рецензий написано. Из них художественных — 24 (из них 2 сборника рассказов). Документальных (нон-фикшн) — 12. Из документальных: 1 журнал, 1 автофикшн, 1 художественный альбом, 1 дневник, 1 графическое эссе.
⭐Лучшие художественные:
•
•
•
⭐Лучший нон-фикшн:
•
•
•
•
•
⭐Лучший граф.роман:
•
❄Хорошей нам всем книжной зимы🙌
❓Как прошла ваша осень с книжками?
#чтение #книги #итоги
33 книги прочитаны. 37 рецензий написано. Из них художественных — 24 (из них 2 сборника рассказов). Документальных (нон-фикшн) — 12. Из документальных: 1 журнал, 1 автофикшн, 1 художественный альбом, 1 дневник, 1 графическое эссе.
⭐Лучшие художественные:
•
«KGBT+», Виктор Пелевин
•
«Страна вина», Мо Янь
•
«Когда наступит тьма» (сборник), Жауме Кабре
⭐Лучший нон-фикшн:
•
«1913. Что я на самом деле хотел сказать», Флориан Иллиес
•
«О смысле жизни», Виктор Франкл
•
«Наша внутренняя обезьяна», Франс де Вааль
•
«Пит Мондриан», альбом
•
«Алтарь смерти. История маньяка-каннибала Джеффри Дамера», Брайан Мастерс
⭐Лучший граф.роман:
•
«Родина. Немецкий семейный альбом», Нора Круг
❄Хорошей нам всем книжной зимы🙌
❓Как прошла ваша осень с книжками?
#чтение #книги #итоги
📝
24 февраля я вспомнил именно об этой книге. И написал тогда пост с цитатами. Читал-то давно, к 9 мая в 2019 году ещё. И решил, что вам надо напомнить о ней сегодня (почему нет?) в рубрике
⭐#ЛучшиеКниги21века⭐
⤵️отзыв последует ниже⤵️
«И всё наше существование основывается на убийстве других созданий»
24 февраля я вспомнил именно об этой книге. И написал тогда пост с цитатами. Читал-то давно, к 9 мая в 2019 году ещё. И решил, что вам надо напомнить о ней сегодня (почему нет?) в рубрике
⭐#ЛучшиеКниги21века⭐
⤵️отзыв последует ниже⤵️
«Благоволительницы», Джонатан Литтелл
Перед нами многослойный и документально достоверный исторический роман-эксперимент — о человеке и системе, о войне внутренней и внешней, о ненормальности всего, что происходило с русскими и немцами в XX веке. Роман, который множество раз заставит вас подумать о трагедии, в которую были втянуты народы, страны, континенты. И о почти древнегреческой трагедии вымышленного офицера СС Максимилиана Ауэ, за которым гонятся богини мщения эвмениды/эринии, давшие название роману ("благоволительницы" — перевод с французского, где подразумеваются именно "эринии").
Американо-французский писатель с белорусско-еврейскими корнями, Джонатан Литтелл исследовал каждый шаг своего героя, прошёл все упомянутые в романе места, перелопатил архивы и материалы о войне 1941-1945 гг., так что вся фактологическая составляющая романа поражает детальностью, продуманностью и исторической правдой. С вторжением немецких войск в Украину начинается повествование, с захватом Берлина советскими войсками оно заканчивается. При этом, весьма нелицеприятно описаны действия не только нацистов, их лидеров и подчинённых, но и украинских/русских/венгерских... пособников нацистов, большевистских руководителей, союзнических войск, солдат Красной Армии...
И это колоссальное художественное произведение, охватывающее массу этических, психологических, философских проблем и вопросов. Оно раскрывает глубину человеческого падения и, в то же время, некую извращённую “систему ценностей“ и высокий уровень интеллекта, и тонкое чувство прекрасного, эстетического...
Верный солдат гитлеровского рейха, наш Макс Ауэ рассказывает историю своей жизни как он её видит и чувствует, своей личной драмы и бисексуальности, своей дружбы с весельчаком Томасом (благодаря которому он втянут в "окончательное решение еврейского вопроса"), историю своего пути к осознанию всего того нечеловеческого “спектакля“, частью которого он стал.
Десятки героев появляются и исчезают на его пути, немецкие войска продвигаются на восток, одни задания сменяются другими, уничтожаются тысячи и тысячи евреев, а реальность и безумие иногда теряют видимые границы, явь и наваждение переходят одно в другое.
Так сложилось, что у нас предвзятое отношение к "взгляду оттуда", с немецкой стороны, но смею заверить, этот роман даст вам море поводов, не принимая на веру всех слов из исповеди героя, посмотреть на детали и всю картину внимательно и почти беспристрастно. Страсти тут тоже присутствуют, тут есть и безумие, и болезненный эротизм, всё это очень живо представляешь.
Огромный пласт романа — это косвенное или прямое присутствие в тексте/сюжете русской литературы. Русский язык, отсылки к нашим романам и писателям, параллели с лермонтовским Печориным и многие другие моменты просто должны откликнуться в нашем читателе. Тем более что в романе по сюжету существенно присутствует Россия/Советский Союз.
Можно спорить с описанным, можно не соглашаться с мыслями и озвученными идеями в романе, но он точно должен войти в библиотеку и в литературное пространство современного читателя, особенно если его интересует историческая литература о Второй мировой/Великой Отечественной войне и истории периода Третьего Рейха.
Я же скажу, что несмотря на обилие немецких аббревиатур, военных званий, огромное количество героев и подчас детальные описания зверств, военных действий, перемещений войск, героев, беженцев, ... — это важный опыт чтения, который я прошёл, спустившись в тот ад и пройдя по его кругам.
Это одна из главных книг для меня!
📚#книжныйотзыв
⭐#ЛучшиеКниги21века
#Благоволительницы
«Так что же такое лагерь с его строгой организацией, абсурдной жестокостью, многоступенчатой иерархией, как не доведённая до бессмысленного метафора нашей повседневной жизни?»
Перед нами многослойный и документально достоверный исторический роман-эксперимент — о человеке и системе, о войне внутренней и внешней, о ненормальности всего, что происходило с русскими и немцами в XX веке. Роман, который множество раз заставит вас подумать о трагедии, в которую были втянуты народы, страны, континенты. И о почти древнегреческой трагедии вымышленного офицера СС Максимилиана Ауэ, за которым гонятся богини мщения эвмениды/эринии, давшие название роману ("благоволительницы" — перевод с французского, где подразумеваются именно "эринии").
Американо-французский писатель с белорусско-еврейскими корнями, Джонатан Литтелл исследовал каждый шаг своего героя, прошёл все упомянутые в романе места, перелопатил архивы и материалы о войне 1941-1945 гг., так что вся фактологическая составляющая романа поражает детальностью, продуманностью и исторической правдой. С вторжением немецких войск в Украину начинается повествование, с захватом Берлина советскими войсками оно заканчивается. При этом, весьма нелицеприятно описаны действия не только нацистов, их лидеров и подчинённых, но и украинских/русских/венгерских... пособников нацистов, большевистских руководителей, союзнических войск, солдат Красной Армии...
И это колоссальное художественное произведение, охватывающее массу этических, психологических, философских проблем и вопросов. Оно раскрывает глубину человеческого падения и, в то же время, некую извращённую “систему ценностей“ и высокий уровень интеллекта, и тонкое чувство прекрасного, эстетического...
Верный солдат гитлеровского рейха, наш Макс Ауэ рассказывает историю своей жизни как он её видит и чувствует, своей личной драмы и бисексуальности, своей дружбы с весельчаком Томасом (благодаря которому он втянут в "окончательное решение еврейского вопроса"), историю своего пути к осознанию всего того нечеловеческого “спектакля“, частью которого он стал.
Десятки героев появляются и исчезают на его пути, немецкие войска продвигаются на восток, одни задания сменяются другими, уничтожаются тысячи и тысячи евреев, а реальность и безумие иногда теряют видимые границы, явь и наваждение переходят одно в другое.
«Необходимость, ещё греки знали, не только слепая, но и жестокая богиня»
Так сложилось, что у нас предвзятое отношение к "взгляду оттуда", с немецкой стороны, но смею заверить, этот роман даст вам море поводов, не принимая на веру всех слов из исповеди героя, посмотреть на детали и всю картину внимательно и почти беспристрастно. Страсти тут тоже присутствуют, тут есть и безумие, и болезненный эротизм, всё это очень живо представляешь.
Огромный пласт романа — это косвенное или прямое присутствие в тексте/сюжете русской литературы. Русский язык, отсылки к нашим романам и писателям, параллели с лермонтовским Печориным и многие другие моменты просто должны откликнуться в нашем читателе. Тем более что в романе по сюжету существенно присутствует Россия/Советский Союз.
Можно спорить с описанным, можно не соглашаться с мыслями и озвученными идеями в романе, но он точно должен войти в библиотеку и в литературное пространство современного читателя, особенно если его интересует историческая литература о Второй мировой/Великой Отечественной войне и истории периода Третьего Рейха.
«И всё наше существование основывается на убийстве других созданий»
Я же скажу, что несмотря на обилие немецких аббревиатур, военных званий, огромное количество героев и подчас детальные описания зверств, военных действий, перемещений войск, героев, беженцев, ... — это важный опыт чтения, который я прошёл, спустившись в тот ад и пройдя по его кругам.
Это одна из главных книг для меня!
📚#книжныйотзыв
⭐#ЛучшиеКниги21века
#Благоволительницы