Алексей Алешковский. Дневник реакционера
3.36K subscribers
244 photos
14 videos
3 files
194 links
Алексей Алешковский
加入频道
ВОЙНА И МИР

Люди живут в мире, когда договариваются. Но любое изменение статуса-кво договоренности обнуляет, де-юре или де-факто. И над изменением этого статуса заинтересованные стороны усердно работают, провоцируя революции и т.д. Иногда эта работа красива как Троянский конь, потому что украшена лозунгами свободы, равенства или братства.

Изменение статуса-кво приводит к эффекту домино, и в результате под завалами могут оказаться те, кто видел себя бенефициарами большой игры. Мораль этой басни пишут победители. Когда во время войны говорят о морали, говорят о победе. Даже если подразумевают под ней утраченный статус-кво. Ностальгия — тоже ресентимент.

Мораль — это не совесть, а общественный договор, который проводит границу между своими и чужими. Совесть — про выбор, а мораль — про конформизм. При этом одно сплошь и рядом выдаётся за другое — когда собственная боль навязывается другим в качестве нравственного императива, или уступки предлагаемым обстоятельствам выдаются за моральный долг.

Из этого и возникают фашизм, терроризм, религиозный или светский экстремизм. Но и любой выбор проводит границу между своими и чужими. Даже духовная брань — это война, которой на этом свете не будет конца. Мы жили с обманчивым представлением о мире и комфорте как смысле и назначении истории. Но смысл жизни в экспансии, — сказал академик Сахаров.

Экспансия — потребность в доминировании, ограниченная лишь биологическими или человеческими законами (включая законы стратегии или драматургии, незнание которых тоже не освобождает от ответственности, в том числе коллективной).

Сокрытый до недавнего смысл римской народной поговорки «Хочешь мира, готовься к войне» возвращает нас к истокам цивилизации там, где мы уже собирались расположиться на ее вершине в зоне духовного и физического комфорта. Чтобы остаться человеком, надо увидеть в себе животное.

Мир ничем не отличается от нас самих. Комфорт требует человеческих жертвоприношений. Современные люди осуждают каннибализм, делегируя его ритуалы другим. Каннибализм — это поедание себе подобных с целью насыщения (иногда — ритуальной или патологической). Гуманизмом называют массовое уничтожение людей для приведения их к искомому моральному знаменателю.

Оно тоже носит ритуальные функции — как незабвенные «гуманитарные бомбардировки». И насыщает совесть интеллектуалов, — хоть для кого-то она и выглядит патологической. В общем, и мораль, и совесть помогают нам отличаться от животных как в лучшую, так и в худшую сторону. Причем сегодня в одну, а завтра в другую.

Урок из этого можно вынести только один: «Блюдите у6о, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры» (Еф. 5:16)
«Либеральную интеллигенцию» можно смело назвать деструктивной сектой (погуглите любые перечни признаков таковой). И речь не о политическом аспекте, потому что он может быть любым: 30 лет назад эта секта горой стояла за власть и прощала ей всё. Не потому или не только потому, что вожди секты были приближены к кормушке, а видя возможную альтернативу — коммунистов. Интересно, почему альтернатива в виде развала страны и гражданской войны эту секту не беспокоит?

Сектами исторически манипулируют спецслужбы (если вы думаете, что действуете исключительно в интересах Макаронного монстра, это не значит, что вас не используют). А манипулировать эффективнее всего теми, кто склонен к стадности. Я далек от того, чтобы считать "либералов" в массе своей врагами России. Чтобы быть врагом, нужно иметь убеждения и план, адреса, пароли и явки. Когда убеждения — за всё хорошее и против всего плохого, а планы связаны с географией питейных заведений, эта масса может служить только рычагом манипуляторов.

Многие из этих людей — хорошие профессионалы, которые делают полезное дело в своей узкой области. Проблема в том, что их не учили думать. «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння», — заметил Козьма Прутков. Нас не учили думать. Я и себя имею в виду. Не могут же все быть самоучками. Ум — это не совокупность интеллектуальных навыков, а качество коннекта с реальностью. Мудрецы древности ничего не знали о гаджетах, дискурсах, деколонизации и постмодернизме, а лайфхаки предлагают поактуальнее, чем платные коучи.

Любому человеку необходимо или выстроить собственную картину мира, или получить ее готовой под ключ, выбрав секту по вкусу. В любой секте есть только один подвох: коллективная ответственность, — которая, что бы ни говорили, или навязывается силком, или возлагается на себя добровольно. Вот люди толпами и впадают в депрессию, бегут на митинги или в Верхний Ларс. Потому что, если ты член коллектива, ты и должен вести себя в соответствии с общепринятыми ритуалами. Вольно или невольно.

Вообще говоря, практически любой человек является членом того или иного коллектива, даже если сидит в психиатрической больнице: как сказал известный манипулятор, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Но совершенно не каждый коллектив заставляет человека отрекаться от себя во имя корпоративной линии партии. Другое дело, почти каждый людей на это испытывает: вспомните свободолюбивый телеканал «Дождь», не только предавший коллегу, но и освятивший политическую цензуру. Чью надо цензуру.

Человеку глупому свойственно упрощать всё сложное и усложнять всё простое. А думать об основах государства и права свойственно только в академическом ключе. Хотя это не мешало на голубом глазу переписывать Конституцию под одного президента, а потом с незамутненной душевной болью возмущаться поправками другого. Философия совсем другого дела и есть сокрытый двигатель «либерального интеллигента», который век за веком напарывается ровно на то, за что борется. Проблема в том, что за общие ценности он привык держать идеалы свободы, равенства и братства.

К сожалению, общими они не бывают: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, все животные равны, но некоторые равны более, чем другие, а братство под вопросом еще со времен Каина и Авеля. То, что нас объединяет в реальности, гарантируя права и свободы в исторически релевантном объеме, — это государство. Что получается, когда оно рушится, мы видим на примере Украины. Секта прекраснодушных «либеральных» националистов принесла на своих плечах нацистских убийц, которые и стали орудием бенефициаров уничтожения свободной и достаточно демократической страны.
окончание:

Свобода и демократия не вечны даже в ведущих демократиях: поле свободы скукоживается там на наших глазах благодаря типично оруэлловским практикам. В этом контексте очень рекомендую книжку Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона «Узкий коридор». Она о том, что человечество обречено балансировать между беспределом и тоталитаризмом. Соответственно, без объединяющих ценностей обществу суждено кидаться от одного к другому. То, что мы имеем, мы должны защищать. Делать это можно, только договариваясь друг с другом.

Манипуляция сектой успешна благодаря шорам, которые ограничивают зрение ее членов. И, разумеется, иллюзии избранности, которая их в секте удерживает. «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта - совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним», — сказал Салтыков-Щедрин. Мы существуем не среди идеалов, а среди контрагентов.

Умение понимать других — главное условие гармоничного существования в многовекторном и многомерном пространстве, включающем семью и религию, власть и друзей, искусство и секс, выгоду и альтруизм, профессию и хобби, развитие и развлечения. Умение видеть в других себя — едва ли не главный признак интеллекта. Драматургическое мышление в игровой форме помогает не только создавать релевантные сегодняшнему дню вымышленные миры, но и думать хоть на пару шагов вперед.

Прятаться за стеной своих страхов вполне естественно. Странно их не изучать. Личность, как и история, раскрывается в ретроспективе. Страх может быть могильщиком, и может быть ресурсом. Прекрасная Россия будущего никогда не будет такой прекрасной, как ее видят себе «либералы» и «патриоты», — в представлении которых одни в ней должны сидеть на берегу, а другие проплывать мимо. Добро и зло, насилие и несправедливость, высоты духа и вершины низости никуда не денутся. Но сохранить себя как страну и цивилизацию мы можем только вместе.
Владимир Дашкевич: «Я бы сказал, в музыке зло выражается диссонансом, а добро выражается мелодией. Так вот, мелодия должна исходить из преодоления этого диссонанса. Чем слаб авангард — он эксплуатирует один диссонанс. Чем слаба попса — она избегает диссонанса. И то, и другое нежизнеспособно, и не даёт настоящих программ в жизни».
«Друг мой, настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи».

Достоевский, «Бесы»
Пушкин, "Путешествие из Москвы в Петербург"

Из черновой редакции:

Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?

Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?

Он. Что такое свобода?

Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.

Он. Следственно, свободы нет нигде, ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.

Он. Ваша правда. Но разве народ английский участвует в законодательстве? разве власть не в руках малого числа? разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?

Я. В чем вы полагаете народное благополучие?

Он. В умеренности и соразмерности податей.

Я. Как?

Он. Вообще повинности в России не очень тягостны для народа. Подушная платится миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы. рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать.

Я. Но злоупотребления...

Он. Злоупотреблений везде много. Прочтите жалобы английских фабричпых работников - волоса встанут дыбом. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой - какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет об сукнах г-на Шмидта или об иголках г-на Томпсона. В России нет ничего подобного.

Я. Вы не читали наших уголовных дел.

Он. Уголовные дела везде ужасны; я говорю вам о том, что в Англии происходит в строгих пределах закона, не о злоупотреблениях, не о преступлениях. Кажется, нет в мире несчастнее английского работника - что хуже его жребия? но посмотрите, что делается у нас при изобретении новой машины, вдруг избавляющей от каторжной работы тысяч пять или десять народу и лишающей их последнего средства к пропитанию?..

Я. Живали вы в наших деревнях?

Он. Я видел их проездом и жалею, что не успел изучить нравы любопытного вашего народа.

Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?

Он. Его опрятность, смышленость и свобода.

Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими ни то, что соседи наши называют un badaud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны...

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?

Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.

Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видали раболепного maintien* Нижней каморы перед Верхней; джентльменства перед аристокрацией; купечества перед джентльменством; бедности перед богатством; повиновения перед властию... А нравы наши, a conversation criminal**, а продажные голоса, а уловки министерства, а тиранство наше с Индиею, а отношения наши со всеми другими народами?..

* (поведения (франц.).)

** (супружеская неверность (англ.).)

Англичанин мой разгорячился и совсем отдалился от предмета нашего разговора. Я перестал следовать за его мыслями - и мы приехали в Клин.
Make Drink Not War 🤣
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Я, конечно, осуждаю плевки в могилу. Но не всегда. Почитал слухи о расстреле предателя-вертолетчика, на совести которого смерть товарищей. И вспомнил, как с большим удовлетворением узнал, что папашу Бразинскаса, который застрелил при угоне самолета девочку-стюардессу Надю Курченко, сынок тридцать лет спустя забил в Америке гантелей. Одно огорчило: что это раньше не сделали чекисты.
Forwarded from Записки на полях (Александра Хайрулина)
Публикую пост для репоста о Светлане от ее сестры Елены, чтобы не искать долго информацию по моему каналу.

"С 2019 года моя сестра, Светлана, ухаживала за больной лежачей матерью, совмещая уход и работу по пол дня. Все это в условиях тягот жизни беженцев. В итоге подорвала и собственное здоровье.
24.12.2023 идя домой, сестра упала возле подъезда. Соседи позвонили мужу и вызвали скорую.
Ночью того же дня ей сделали операцию - трепанацию черепа, удалили гематому.
На второй день врач сообщает, что нужна повторная операция. Второй инсульт. Далее – кома, ИВЛ, пневмония и 39 дней реанимации.
Потом на неделю ее перевели в палату, а далее выписали домой. Никакой реабилитации не проводили.
Пока болела сестра, произошла непоправимая трагедия – без нее загрустила и перестала разговаривать мама, а через несколько дней умерла.
Сестра еще не знает о случившимся. Боимся рассказать на фоне ее состояния. Сейчас, по словам врачей, ее состояние стабилизировали. Она практически не разговаривает, растерянный взгляд, парализованная правая сторона, большая вмятина на черепе, оглушение, страх при виде людей в белых халатах.
Мы планируем перевезти ее из Ростова-на-Дону в Казань, чтобы я могла ухаживать за сестрой. Но врачи рекомендуют дать ей хотя-бы месяц окрепнуть. Перевозка для таких пациентов, даже когда она окрепнет, должна быть специализированная - в сопровождении врача и специальным транспортом.Такая перевозка стоит 150 тысяч рублей. Такой суммы у нас нет.
Пока в планах занятия с логопедом, легкая реабилитация – по совету врача, присмотр мед сестры, приём 5-7 препаратов. Мы оплатили пребывание сестры в специализированном пансионате в Ростове-на-Дону на 1 месяц, покупаем необходимые текущие лекарства. Однако, с перевозкой в Казань нужна помощь".

Также напоминаю обстоятельства в семье сестры - ребенок до года, ипотека.На данный момент собрано чуть больше 64 000. Еще осталось собрать 86 000.

Номер карты: 4276620012181388
На имя А. Елены Михайловны
Можно переводить по номеру телефона: +79179145590

Первым сообщением в посте отдельно номер карты, для удобства.
Прочитал речь Навальной. Оставим конспирологию: даже не знаю, что страшнее — если она действительно верит в то, что говорит, или если не верит. Интересно, много ли ещё осталось в России людей, которые видят вот в этом Западе вожделенный образец общественного устройства? Даже опыт Украины их ничему научить не способен? Сто лет назад российскую империю разрушил умный человек, которого немцы отправили домой в пломбированном вагоне (бумеранг им вернулся почти мгновенно, а империя, хоть и в советском изводе, возродилась как птица Феникс). Сегодня революционеры сидят у своих западных кормушек с пломбированными мозгами. Надеюсь, в этом и есть великая сермяжная правда.
Из интервью Александра Солженицына Виталию Третьякову для еженедельника "Московские новости" (2006):
В.Т.: Лично я считаю, что если три главных субъекта евроатлантической (христианской) цивилизации, а именно Североамериканский Союз, (Западно) Европейский Союз и Восточноевропейский (Российский) Союз (или США, СШЕ и Соединённые Штаты России) не заключат стратегический союз между собой (с надгосударственными органами), то наша цивилизация рано или поздно исчезнет. В чём вы видите спасение евроатлантической цивилизации, если она в нём нуждается?
А.С.: Увы. Всемирный политический процесс никак не движется в желаемом вами направлении. Соединённые Штаты размещают свои оккупационные войска в одной стране следом за другой. Таково фактическое положение в Боснии уже 9 лет, в Косово и в Афганистане - по 5 лет, в Ираке пока 3, но там затянется надолго. Действия НАТО и отдельные действия США различаются малосущественно. Отчётливо же видя, что нынешняя Россия не представляет им никакой угрозы, НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка "цветных" революций, парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета. Нет, присоединение России к такому евроатлантическому альянсу, который ведёт пропаганду и насильственное внедрение в разные части планеты идеологии и форм сегодняшней западной демократии - привело бы не к расширению, а к упадку христианской цивилизации.
Ирина Ратушинская, 2007: «...ни я, ни муж не вошли принципиально в Московскую Хельсинкскую группу. Не потому, что мы чего-то боялись — я и так получила больший политический срок, чем любая другая женщина. Нет, это не был вопрос риска, это был вопрос некоторой ответственности и незадуренности. Мы рассуждали так (может быть, мы тогда были молоды, — но я до сих пор не вижу логического пробоя в этих рассуждениях): почему Хельсинкская группа? Они настаивают на соблюдении Хельсинкского соглашения. Хорошо, крокодильчики мои, вы настаиваете. Но в Хельсинкском соглашении — три корзины. Одна из них — да, про права человека. А вторая, например, посвящена нерушимости послевоенных границ в Европе. И как же вы можете выступать за отделение, например, Эстонии от СССР, если вы называете себя Хельсинкской группой? Называйте себя тогда Хельсинкскими сектантами — "это мы вырежем, это отбросим, а вот это нас устраивает".

Если бы они действительно боролись за выполнение Хельсинкского соглашения, тогда все Хельсинкские группы мира должны были грудью встать против распада СССР, против раздергивания на части Югославии. Вы видели эти груди? Нет? А почему? А просто за это не платили.

...Если же объяснять совсем просто — да, я получила на полную катушку, так позвольте же мне сидеть за то, что я сама делаю, пишу и думаю. А не за то, за что вам платят.

...А после освобождения меня лишили гражданства, а Рейган меня и мужа пригласил в гости. Мы обалдели совершенно, но визит есть визит. Он нам тогда предложил американское гражданство, но понимаете — Рейган как человек нам нравился, но быть гражданами этой страны… А вдруг будет война между Штатами и Россией — мы тогда как?»
Искусственный интеллект мы уже видели. Больше страшит искусственный мудак.
Что я понял за этот год? Что нет другой морали, кроме готтентотской, что мы не знаем самих себя, а заставить нас интересоваться другими можно только с практическими целями.

Что нет другой политики, кроме «разделяй и властвуй», а разделять людей вообще не проблема. Что стравить можно любых соседей. Что не задается вопросом «кому это выгодно» только выгодоприобретатель. Что человечество способно на все и безнадежно.

Что хороший человек может стать плохим и на краю могилы, а плохой — проявить чудеса самопожертвования. Что человек свободен, его свобода — опасное оружие, и рабство требует жертв.

Что любой истиной можно манипулировать, любая честность может обернуться ложью, и нет ничего, что не стремилось бы обернуться своей противоположностью.

Что единственный способ сделать мир лучше — это работа над собой, а работа над собой требует трезвого и честного взгляда. Что все зло — от идеализации человека и его иллюзий.

Что война — способ существования человечества. Что нет таких друзей, которые не могли бы стать врагами, и таких врагов, которые не могли бы объединиться.

Что людьми, как и государствами, движут только их интересы, поэтому игнорировать нельзя ни свои, ни чужие. Что каждый человек похож на государство больше, чем ему бы хотелось.

Что мир бывает прекрасным, но мы перестали задумываться, какой ценой и за чей счет. И что любовь к бесплатному сыру присуща каждому, — в отличие от мыслей об устройстве мышеловки.

Что никакая война не имеет оправданий, но каждая хорошо объяснима. Что работает только право сильного и правило трехсот процентов прибыли. Что не бизнес основывается на мире, а мир на бизнесе.

Что у меня нет другой страны, кроме России, и нет другого народа. Что Третья мировая давно идет, и это — когнитивная война. Что оружие в ней — головной мозг, и использовать его нужно в интересах своей страны.

24.02.2023
В Вильнюсе началось грандиозное фрик-шоу — Форум свободной России. Даже Катя Марголис приехала, хотя на панели там коммунистка Лукьянова, которая выгнала ее из «Свободного университета».

«Все собравшиеся здесь за то, чтобы Украина победила», — сказал Гозман. «У нас нет никакого будущего при Путине в Кремле. Вот наша платформа для объединения оппозиции», — пояснил кгбшник Гудков. Над этими экспонатами музея идиотизма даже смеяться немного стыдно.

Шестерки советской власти (типа Игоря Яковенко, бывшего зав.отделом пропаганды и агитации Дзержинского райкома КПСС г. Москвы), выбравшие свободу от здравого смысла. Оппозиция, которую мы заслужили?
За сто лет российская эмиграция прошла путь от трагедии до фарса: от философского парохода до корабля дураков.
Это Шендерович, который кормит ВСУ и ставит под каждым постом иноагентский дисклеймер, пишет об истине, Христе и кантовском императиве.

Что Україна понад усе, никогда не слышали, Виктор Анатольевич?

#хотьссывглаза
Вот бывают гении токсичной коммуникации, типа Кати Марголис. Находят свою скунсовую струю, и по её следу идут, как за Моисеем, через расступающуюся реальность, толпы поклонников. А бывают лузеры. Пишут, пишут годами своё говно, и десяти лайков не собирают. Может, в маркетинге что-то подправить нужно.
Послушал Арестовича и родил метеурологическую мудрость: флюгер знает, в какую сторону ссать 🙂
Я тут задумался о содержательной части любви к Родине. Так как она очевидным образом связана с культурными кодами, подсказка нашлась у нашего всего: это то, в чем обретает сердце пищу. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6-21)

Один из романов моего любимого Грэма Грина называется «Меня создала Англия». Меня — Россия. С ее ужасами и победами, литературой и ГУЛАГом, героями и стукачами, природой и песнями, советским абсурдом и демократическими иллюзиями, родителями и друзьями.

Родину любили люди, у которых она отняла всё, и ненавидели те, кто отгрыз от нее всё, что можно. Любовь к родине сродни чувству самоуважения: оно не всем требуется. И любви к родителям, отношения с которыми тоже проходят разные периоды. Родина — это корни.

Корни можно отрицать, отрезать и гнать от себя прочь: это подробности психической биографии. Забыть их не может никто. На месте любви может вырасти ресентимент: созависимые отношения. Его мы и наблюдаем в многочисленных смердяковых, потрясающих своими травмами в фейсбуке.

Я мог бы жить в другой стране, и не умер бы от ностальгии. Но чувствую себя причастным судьбе своей: так сложилось. Помню, как четверть века назад в Венеции мы с отцом поутру пошли за вином в лавку, где его разливали прямо из бочек, отсасывая из шланга, как бензин. Потом шли назад, и я вдруг начал напевать «С чего начинается Родина...»

Отец подхватил. Мы шли по родине венецианских дожей и Казановы, где только что похоронили Бродского, среди мостов, каналов и палаццо, и пели советскую песню в контрапункте любви и легкого абсурда: одно из самых трогательных воспоминаний в моей жизни. Где ты — там и Родина. Русский мир.

25.02.2023