Наслушанность
756 subscribers
167 photos
16 videos
11 files
205 links
Канал о режиссуре, драматургии и эстетике звука в аудиовизуальных искусствах. И немного о ремесле работы со звуком.

Автор Александр Ванюков

Сайт-портфолио: avfilmsound.com
Для связи: @AVfilmsound
Для дискуссии: https://yangx.top/AVFS_Talk
加入频道
По следам звукового дизайна. Эстетика tape-music

Сегодня я предлагаю окунуться в 60-е годы и понаблюдать за тем, как создавалась тема к фильму "Доктор кто".

Сейчас саунд-треками к сериалу основанными на звуковом дизайне мало кого удивишь, но когда-то это был настоящий художественный прорыв, возможный благодаря появлению новых технологий, - магнитной звукозаписи и синтезу звука.

P.S. А ещё можно насладиться приятным британским английским ещё совсем юной, но уже такой невероятно талантливой Делии Дербишир.

https://www.youtube.com/watch?v=qsRuhCflRyg&list=PLPqjGJe8M4qMYqxZ3veiqeO3rNaYoIpZF&index=2
Дэвид Линч как особый вид звуковой эстетики

На моём канале со временем мы пройдёмся по всему Линчу обязательно, но сегодня я предлагаю посмотреть всего лишь небольшую fashion короткометражку для Dior.

P.S. Вообще мы будем смотреть, а главное слушать много авторского кинематографа, кто бы что не говорил, но мэйнстрим мэйнстримом, а тренды задают всё таки авторы, поэтому более выгодная стратегия забить на тренды( за ними не угонишься) и развивать эстетический интеллект, если вы, конечно, целитесь высоко.

https://www.youtube.com/watch?v=JfT80R7dmrA
История звукового кино

Тагефон — советская система звукового кино с оптической совмещённой фонограммой, разработанная под руководством Павла Тагера в 1926 году, и запатентованная в 1928. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. По системе Тагера в 1929 году проведена первая в СССР звуковая съёмка кинохроники. Первый советский полнометражный звуковой фильм «Путёвка в жизнь», вышедший на экраны в 1931 году, снят по стандарту «Тагефон»

P.S. Не устану повторять во всей истории кинематографа была и есть только одна технология революционно изменившая "правила игры" всего кинопроизводства навсегда, - это звук и звукорежиссура.
Кино по выходным

А почему бы нам не посмотреть анимационный фильм 2 сентября?

Le petit Nicolas: Qu'est-ce qu'on attend pour être heureux?/ Маленький Николя
(2022)

Directors
Amandine Fredon
Benjamin Massoubre

Music by
Ludovic Bource

Sound Department
Pierre Aretino sound mixer
Kévin Feildel ... sound editor
Nicolas Leroy supervising sound editor
Ken Nnganyadi foley mixer / foley recordist
Michel Schillings re-recording mixer
Gregory Vincent foley artist

Если честно затрудняюсь выделить в фильме какие-то особенные звуковые находки, но французский звук на мой вкус не нуждается в особом представлении. Если вы ищете рефернес красивого, аккуратного, деликатного, изящного и привлекательного своей скромностью звучания, то французское кино в большинстве случаев подойдёт.
Поэтому слушаем и настраиваем наши уши ценить качественный звук.

https://www.imdb.com/video/vi2816787737/?playlistId=tt10290244&ref_=ext_shr_lnk
Shion_cover_big.jpg
618.7 KB
Книги по звукорежиссуре

Наверное сейчас сложно найти звукорежиссёра, который ещё не прочёл Шиона, тем не менее, книгу я бы рекомендовал всем любителям кинематографии.
Обучение

Начало новой недели на Наслушанности начинается с источников новых знаний. Давайте сегодня поизучаем технологию амбисоник.

https://www.soundfield.com/#/learn
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Из личной коллекции backstage

Поиск звучаний голосов вождей, растворённых во времени но не переваренных в сознании, обрывки их мыслей, слов, высказываний где-то в эфире.

Таким был один из смысловых слоёв для фильма "Сказка", поэтому и одним из способов поиска я избрал reamping. Или как я это называл натуральный speakerphone.

Я подавал заранее записанный микрофонный сигнал "проб" в старый немецкий радиоприёмник, в разрыв цепи. Чтобы получить и усилитель, и динамик, и корпус, а записывал звук при помощи ленточной октавы.

Это был поиск, поэтому в разные этапы я добавлял в цепь ещё тэйп-рекордеры (нагру или ритм). Использовал их уселители или записывал на старую свему с последующей оцифровкой.

К подобному подходу можно относиться по-разному. Но я прошёл глубокий путь переосмысления технологий фонографии и главный вывод, к которому я пришёл, что технологии сменяют друг друга быстро, что-то заимствуя, а от чего-то отказываясь. Если посмотреть на них (на технологии) с точки зрения времени, то они столь скоротечны и изменчивы, что даже в течение профессиональной жизни одного звукорежиссёра они сменяются несколько раз.

Так стоит ли изучать рецепты или эффективнее учиться готовить?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним удивительным музыкальным произведением Александра Кнайфеля.
Комментарии после прослушивания.


https://www.youtube.com/watch?v=n4RpqfpZkH4
История звукозаписи

Первый эксперимент с записью звука для "двигающихся картинок" от Уильяма Диксона и Томаса Эдисона. Записано в 1884-1885, восстановлено в 1998.

P.S. Обратите внимание на цилиндр для звукозаписи! Это Вам не современные микрофоны, которые можно без труда спрятать.

https://www.youtube.com/watch?v=Y6b0wpBTR1s
Интересные личности

Один из первых художников, обративших своё внимание на звук ( не музыку!), как средство художественной выразительности.

Луиджи Руссоло (итал. Luigi Russolo; 30 апреля 1885, Портогруаро, Венеция — 4 февраля 1947, Лавено-Момбелло у Лаго-Маджоре) — итальянский художник, композитор и поэт футуристического направления.

Из википедии:
"В 1901 году начал обучаться в академии искусств в Милане; там он принимал участие в реставрации «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Через поэта Паоло Буцци познакомился с миланскими футуристами и играл роль посредника между различными художественными направлениями. В 1910 году, совместно с Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра, подписал «Технический манифест футуристической живописи».

В своих полотнах этого периода прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на полотнах геометрическими средствами. Параллельно с живописью Луиджи Руссоло активно экспериментирует в музыке. В 1913-1929 годах Луиджи Руссоло прекращает заниматься живописью и целиком посвящает себя музыке. Он концентрируется на изучении шумов и звуков, в результате чего открывает Интонарумори (шумовые звучания), из которых возникла «музыка шумов» (см. манифест «Искусство шумов»), эмбиент, ставшая великолепным вкладом футуризма в развитие музыки XX столетия. Особое развитие этот жанр получил с конца 1940-х годов в произведениях представителей конкретной музыки (Musique concrete), видевших в нём правдивое отображение реального мира. "
Кино по выходным

Hadaka no shima/Голый остров(1960)

Directed by
Kaneto Shindô

Music by
Hikaru Hayashi

Sound Department
Kunie Maruyama


Сегодня я предлагаю посмотреть и послушать жемчужину японского кинематографа.
Звуковой минимализм, медленное повествование, иногда ощущение, что нет ничего кроме Foley. Вообще общее впечатление от звучания, как от японской живописи, где каждая линия пластична и верна, где красота скромна и условна, где небольшое пятно краски и сам холст это и есть фон, а линия без строго начала и конца уже целая фигура или даже событие.
Russolo_Luigi_Искусство_шумов.pdf
122.1 KB
Вместо книг по звукорежиссуре

Сегодня я предлагаю ознакомиться с самим манифестом Луиджи Руссоло "Искусство шумов" в русском переводе.
О Руссоло я писал в постах выше.
Сам манифест крайне категоричный и дерзкий, как это часто бывает с новыми веяниями, которые требуют революции, но тем не менее в нём есть большое количество очень здравых идей, да и вообще это один из тех манифестов, который послужил предтечей конкретной музыки Шеффера, которая в свою очередь вдохновила Уолтера Мерча в работе со звуком в его фильмах, что положило начало звуковому дизайну в том виде, в каком мы его знаем сейчас.
Руссоло был далеко не единственным, но одним из ключевых.
Обучение звукорежиссуре

По понедельникам мы традиционно наполняемся новыми знаниями.

Сегодня я предлагаю посмотреть и изучить очень полезное видео по созданию сессий в Pro Tools, для последующей перезаписи стерео и 5.1

P.S. Ещё хороший вариант потренироваться создавать template на время, а не только пользоваться готовым, это сильно упрощает жизнь, когда вы работаете на перезаписи в разных студиях и с разными звукорежиссёрами.

https://www.production-expert.com/home-page/2020/4/23/learn-how-to-create-post-production-templates-in-pro-tools-and-get-a-free-template
История звукорежиссуры

Один факт, который никак не оставляет меня в покое. Оказывается, что была альтернативная технологическая ветка истории звукозаписи и воспроизведения звука. Звук, напечатанный на бумаге!
Конечно, сейчас это уже не имеет никакого значения, но вы только представьте, чтобы могли вытворять "саунд дизайнеры" в 40х, если бы у них был способ влиять на waveform при помощи карандаша и ластика? Переклеивать бумажные отрывки? Делать коллажи из звука?
Для нас абсолютно привычные инструмент в цифровой среде, но спустя более, чем полвека,..
Захватывает дух!

По ссылке ниже прикрепляю статью.

P.S. По данной технологии нашёл крайне мало материала, да и записи бумаги были на тот момент переведены на плёнку, а значит к исходному звучанию добавились артефакты магнитной звукозаписи, так что звучание, которое представлено в интернете сейчас не корректно отражает звучание бумажной фонографии, тем не менее факт весьма интересный.
https://www.techinsider.ru/design/56990-1930-e-sovetskaya-tekhnologiya-govoryashchey-bumagi/
Интересный факт

Главная тема мультсериала "Футурама" вообще-то была написана ещё 1967м году французским композитором, пионером конкретной музыки Пьером Энри.

https://www.youtube.com/watch?v=qssa6ec7faQ&t=71s
Сегодня на Наслушанности особый день.
Открываю ссылку, которая крайне плохо ищется, но по ней вы найдёте огромное количество лекций по электроакустической музыке, считайте, что по звуковому дизайну тоже.
Я говорю о лекциях Термен-центра.
https://asmir.info/lib/
Эстетика авангарда

"Космогония" композитора Криштофа Пендерецкого.

Сочинение в кантатно-ораториальном жанре для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и симфонического оркестра. Официальный заказ к 25-летию ООН.

На изображении партитура этого произведения.

P.S. К Пендерецки я вообще рекомендую внимательно прислушаться и изучить его творчество, становится многое на свои места в понимании звукового дизайна, его роли и места в современном кинематографе.

И предлагаю Вам повысить свою наслушанность
Кино по выходным

A ghost story/ История призрака
2017

Directed by
David Lowery

Music by
Daniel Hart

Sound Department
Michael L Barnett sound mixer / production sound recordist
Johnny Marshall re-recording mixer / sound designer

Американское кино с европейским духом. В титрах, которого нету "братской могилы" создателей на несколько минут, которую никто никогда не читает, наоборот вся группа этого фильма не больше средней группы дипломной короткометражки СПБГИКиТ или ВГИК.

В звукоцехе тоже нет толпы супервайзеров и продюсеров на каждый этап, лишь скромная группа авторов, профессионалов своего дела. Двое, если верить титрам по одному на площадку и на монтажно-тонировочный (на post).

При этом звукорежиссура фильма действительно достойна внимания, с одной стороны своей медитативной пустотой, как будто в фильмах Тарковского или Бергмана. В то же время с очень тонкими и деликатными деталями. Без всего этого "крика", - смотрите, как "сочно" и "жирно" я звучу, впечатляйтесь! А наоборот, тонко, местами минималистично, но всегда изыскано и уместно драматургии. Но не всё так просто, конечно же.

Для меня звук в этом фильме, - одно из последних открытий, после которого я пересмотрел некоторые свои взгляды и подходы в работе.

P.S. Решил на всякий случай добавить, что моя любовь к авторскому подходу к звуку, к режиссуре и к чему-либо ещё, это лишь моё отношение к искусству, и к массовому производству я отношусь терпимо и уважительно, блокбастеры я тоже смотрю, но не вдохновляюсь ими.
Книги по звукорежиссуре и звуковому дизайну

Electronic Music and Sound Design - Theory and Practice with Max and Msp

- Volume1/Volume 2

by Alessandro Cipriani , Maurizio Giri

Сегодня в подборке книги, рассчитанные на очень узкий круг специалистов, почти безумцев, тех самых, кто глубоко увлёкся звуковым дизайном.

Книги итальянских авторов, но на английском языке, особенность их в том, что это по сути самоучители, рассчитанные на 300 часов обучения каждая.

P.S. PDF-файлами данных книг я готов поделиться, с теми, кому  их реально захотелось почитать, так как предполагаю, что желающих будет не очень много.