Наслушанность
836 subscribers
197 photos
22 videos
12 files
225 links
Канал-блог о режиссуре, драматургии и эстетике звука в аудиовизуальных искусствах. И немного о ремесле работы со звуком.

Автор Александр Ванюков

Сайт-портфолио: avfilmsound.com
Для связи: @AVfilmsound
Для дискуссии: https://yangx.top/AVFS_Talk
加入频道
Книги по звукорежиссуре

Кагановская Лиля. Голос техники: Переход советского кино к звуку 1928–1935

Книга скорее для искусствоведов, чем для звукорежиссёров, но при этом даёт очень интересную точку размышления о звуке, о том как он воплощал раннюю советскую культуру.

Ещё данная книга крайне примечательна большим количеством примеров и ссылок, так что открывает дополнительные направления для изучения звука в кино.

И, наконец, так как мы имеем катастрофически мало книг о художественной стороне звука в аудиовизуальных искусствах по сравнению с инженерно-технической литературой о звуке, каждая книга с оригинальным содержанием, - настоящее сокровище.
Сегодня я предлагаю познакомиться с одной из первых работ по режиссуре звука. Когда-то это ещё была музыка (авангардная, новая, но музыка), современным же языком данное произведение, я бы скорее назвал sound design.

АРСЕНИЙ АВРААМОВ

Симфония гудков

Описание «Гудковой симфонии» от самого Арсения Авраамова, опубликованное в журнале Всероссийского Пролеткульта «ГОРН» в 1923 году.

"Из всех искусств музыка обладает максимальною социально-организующею мощью.

Древнейшие мифы свидетельствуют об осознании этой мощи человечеством с незапамятных времен.

Орфей музыкою укрощает диких зверей. Иисус Навин трубами сокрушает Иерихонские твердыни. Амфион звуками лиры воздвигает из скал величественные храмы: сами собою складываются каменные колоссы под его музыку. Пифагор слышит «гармонию сфер» в самой космической механике, движении небесных светил.

От мифа к истории: музыка и массовая песня — неизбежные атрибуты социальной жизни человечества в наиболее торжественные её моменты: празднества, религиозные и бытовые обряды, коллективный труд (от бурлака до солдата) – немыслимы без песен и музыки.

Высокая организация коллективного фабрично-заводского и артельного труда в капиталистическом обществе, казалось бы, должна была создать достойную форму музыкального воплощения... однако, нужен был Октябрь, чтобы дать жизнь идее «гудковой симфонии»: анархические тенденции в самой системе производства и страх перед сплочением производителей, рабочих — не допускали её реального оформления. Ежеутренний хаотический рёв был пока еще «зовом неволи»...

Пришла революция. Однажды ночью — незабвенная ночь! — тысячеголосым хором гудков и сирен взревел Красный Питер, и в ответ по глухим переулкам окраин помчались к заставам сотни грузовиков, ощетинившихся штыками винтовок... Красная гвардия летела навстречу Корниловским авангардам... Как хотелось, как нужно было в этот грозный момент связать единой волей ревущий хаос и на смену тревоге дать победный гимн Интернационала!

Великий Октябрь. Снова ревут по всей России гудки, бухают орудия... и всё ещё нет единой организующей воли.

19-й год. Волга. Нижний. Провожаем эшелоны навстречу Колчаку в Казань. Ревём на прощанье всей эскадрой, пока не скроется из глаз серый дымок... делаем, наконец, первую попытку организации... Трудно, не удается, слишком много сирен, но все же контуры массива Интернационала можно различить...

22-й год. Баку. Открытие навигации. 26 судов нефтефлота отходят в Астрахань. Ревет весь флот, доки, заводы... Оркестр грандиозный. Решено: в 5-ю годовщину Октября он зазвучит стройно. И он зазвучал.

Мы хотим, чтобы в 6-ю годовщину каждый город, имеющий десяток паровых котлов, организовал достойный «аккомпанемент» Октябрьскому торжеству, и даем здесь инструкцию по организации «симфонии гудков» применительно к различным местным условиям.

После удавшегося опыта это уже нетрудно: нужна лишь инициатива и энергия."

https://www.youtube.com/watch?v=Kq_7w9RHvpQ
R128_2014_RUS.pdf
416.4 KB
Полезные материалы

Пусть будет под рукой нормативный документ по R-128.
Со временем добавлю ещё документы от AES/EBU, так что не переключайтесь.

Обращаю внимание на словосочетание "ВЕЩАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА"!!!

P.S.-23 LUFs это нормализация для телевидения (не для кинотеатров )
Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с сокровищем от великого Дэвида Линча. Фильм-концерт, с музыкой из Твин Пикс и большим количеством звукового дизайна от самого Дэвида Линча.

Industrial Symphony No. 1: The Dream of the Brokenhearted

Director
David Lynch

Music by
Angelo Badalamenti
David Lynch

Sound Department

Robin Daynar house mixer (FOH)
Jon Huck sound sampler
Eric Liljestrand sound sampler

P.S. Очень давно ищу этот фильм-концерт в хорошем качестве, но данное видео, которое прикреплено по ссылке,- единственное, что я вообще нашёл, если у вас есть этот фильм или информация, где его можно приобрести в хорошем качестве, пожалуйста напишите мне.

https://www.youtube.com/watch?v=x0tPCEDr0x8
Полезные ресурсы

Реальные звуки космоса. Для большинства действующих звукорежиссёров и sound designer'ов я не открою этой ссылкой ничего нового, но если вдруг кто-то из вас пропустил, рекомендую ознакомиться с библиотекой космических звуков от NASA.

P.S. Бесконечно респектую NASA за то что при исследованиях космоса уделяют внимание звуку и звукозаписи. Удивительно!

https://www.nasa.gov/connect/sounds/index.html
Учимся у великих

Радиоспектакль Орсона Уэлса "Война миров" (1938 год)

Я отдаю себе отчёт, что немногие послушают целиком это произведение.
Но тем не менее о нём, как минимум нужно знать, чтобы иметь наиболее основательное представление о режиссуре звука.

Звук в кинематограф пришёл из радио, и "Война миров" одна из величайших радиопостановок, которой можно вдохновиться и сегодня, например, создавая подкаст.

Но если говорить более конкретно, то послушайте, как с помощью звуковых эффектов, а также подражания различным микрофонным записям-репортажам с места событий Орсон Уэлс создал ощущения реального захвата планеты инопланетянами.

P.S. А ещё можно заметить, что все приёмы, которые были новаторскими в 1938м, сейчас являются чуть ли ни клише, а следовательно влияние Орсона Уэлса на звукорежиссуру невозможно переоценить.


https://www.youtube.com/watch?v=OzC3Fg_rRJM
Кино по выходным

Сегодня предлагаю познакомиться с ещё одним звукорежиссёрским шедевром (режиссёрским тоже).

На этот раз Ленинградская школа звукорежиссуры, которая дорога мне и является основой моего художественного воспитания.

Порох(1985)
Режиссёр-постановщик — Виктор Аристов
Звукорежиссёр — Леонид Шумячер

P.S. Обратите особое внимание на sound design в этом фильме, а также на работу с плановостью, с параллельной плановостью, со звуковой перспективой.
Книги по звукорежиссуре

Сегодня я хочу вам представить азбуку, возможно одну из главных книг, необходимую для перезагрузки восприятия звукового опыта.

Основатель конкретной музыки
Pierre Schaeffer и его Treatise on Musical Objects: An Essay across Disciplines

P.S. Книга, увы, никогда не переводилась на русский язык, поэтому искать придётся либо версию на английском, либо французский оригинал.
Полезные ресурсы

Образование является важной частью моей жизни, я и преподаю и сам регулярно учусь.
Поэтому знаю насколько важно находить разные, но обязательно проверенные источники для обучения.

Так, например, можно поучиться совершенно бесплатно в Dolby инженерным основам работы с atmos, правда для тех, кто в России, потребуется VPN.

https://professionalsupport.dolby.com/s/learning?language=en_US
Интересные личности

Sylvia Massy
невероятный музыкальный продюсер.
Её страсть к экспериментам выходит слишком далеко за мир музыки, чтобы оставаться незаметной для звукорежиссёров кино.

У Сильвии есть youtube, который выглядит невероятно хаотично, но в её видео реально стоит порыться.
Для "затравки" посмотрим сегодня одно из них.

P.S. Если вы помните шланг в пресетах альтиверба, то знайте, это изобретение Сильвии. И обязательно посмотрите её дискографию, чтобы оценить масштаб этой прекрасной женщины-звукорежиссёра.

https://www.youtube.com/watch?v=27bdv3MJch0
Об эстетике языка

Сегодня я хочу поделиться размышлениями - наблюдениями.

Как-то так сложилось, что с самого начала моего обучения режиссуре звука, я регулярно работал над мультиязычными фильмами.

Так для меня стало абсолютно естественным восприятие речи через её фонетические краски.

Определённый поэтический образ проявляется в каждом языке через сочетание звуков, именно через произношения фонем, не букв и слогов.

Речь, это то что, каждый из нас слышит чаще всего, а когда не обременён смыслом сказанных слов, т.е. текстом закодированном в произносимый звук, то чувствительность к фонемному звучанию повышается.

И каждый раз после работы с иностранной речью я замечаю, что начинаю чувствовать более тонко эмоции в речи на родном языке.

И по-моему, именно звучание речи и определяет культуру, которая далее уже проявляется в искусствах визуальных, пластичных, в этикете в конце-концов.

Так что я рекомендую стремиться работать на мультиязычных проектах, они невероятно обогащают, и смотреть кино на разных языках с субтитрами.

P.S. В качестве примера прикрепляю одну из моих последних работ в короткой форме, в которой как раз через произношение проявляется характер культуры.

https://vimeo.com/848873980
Fond anew Սիրել կրկին SFX.wav
12.4 MB
Процесс изнутри

Фонограмма без музыки, собственно моя работа в проекте представленном выше, тоже своего рода backstage, только аудиальный.

И здесь я хочу раскрыть ещё одну метафору, образ, на который я концептуально опирался.
Это был образ Гермеса, если бы Гермес был женщиной.
Игра в дух/душа, свобода/ветер.
Причём ветер, как проявления воздуха, шёпот,- тоже воздух.
А ещё металл, горячий металл, который греет, но не обжигает, металл, как позвякивание колокольчиков, манящих, тоже шепчущих.

Особое отношение к фактурам, к их истории.
У каждого звука в этом произведении своя история. Ветер многослоен, он состоит из ветра привезённого с Чукотки ( охлаждает), ветра привезённого с Кипра (обжигает), ветра, собранного в Сибири (авторское отношение).
Шёпот пришёл эфиром, через голосовые сообщения, и это было принципиально важно, чтобы была не студия, чтобы была магия голосовых сообщений.

P.S. Дублирую ссылку на видео, чтобы вам было удобнее при желании посмотреть видео повторно.

https://vimeo.com/848873980
Интересные факты

Николай Воинов, ещё один гений инженер-художник.
Советский режиссер, снимавший не имеющие аналогов, особые, звуковые экспериментальные мультфильмы.

«Бумажный звук» был основан на синтезе звука методом сложения вырезанных из бумаги с помощью инструмента «Нивотон» профилей звуковых волн, с последующим покадровым фотографированием фрагментов звуковой дорожки на мультипликационном станке.

Таким образом задолго до появления синтезаторов Ленинградский авангард уже звучал "восьмибитно"!

https://www.youtube.com/watch?v=HIUTYRpgbLA
Кино по выходным

Сегодня я предлагаю нам переместиться в Южную Корею, для того, чтобы посмотреть и послушать эстетику этого невероятного азиатского кинематографа.

Chinjeolhan geumjassi (2005)/ Сочувствие Госпоже Месть

Director
Park Chan-wook

Eun-ah Choi dialogue editor
Hyen-gyu Choi dolby consultant
Yoon-sung Hong adr recordist
Jeong Dae Jin sound mixer: WAVELAB
Chang-seop Kim sound
Chang-sub Kim sound effects editor / supervising sound editor
Jae-kyung Kim dolby consultant
Min-Jung Kim dialogue editor
Eun-Joo Lee boom operator: WAVELAB
Seung-cheol Lee sound
Jin-hong Park sound effects editor
Gyu-jong Shim foley
Kim Suk-won sound (as Seok-weon Kim) / supervising sound editor


"Сочувствие Госпоже Месть" Пак Чан Ука довольно показательное южнокорейское кино, со своей узнаваемой звуковой эстетикой.

Но если мы опустим то, что по большей своей части звучание западное, даже голливудское, с выверенным балансом, студийными фоли, и подкрашиванием некоторых акцентных звуков, то мы услышим одну общую особенность, отличающую звучание корейцев от всех остальных. Смакование - влажных/слизких звуков. Кровь и еда, вот чего много в кадре, и они всегда звучат чрезвычайно ярко.

P.S. Теперь вы всегда будете слышать эту звуковую акцентность в южно-корейском кино.А может быть делать более тонкие звуковые цитаты в своём.
Книги по звукорежиссуре

Сегодня я хочу вам представить ещё одну любопытную книгу.

Описание книги, я скопировал. Интересна для прочтения не только звукорежиссёрам.

Грампластинка в музыкальной жизни. Предпосылки становления грамзаписи. Музыкальный фольклор в звукозаписи. Хоровая музыка и микрофонная культура. Выразительные возможности звукозаиси на радио, телевидении и в мультипликации. Музыка фильма и звукозапись. Интервью на тему звукозаписи: Пахмутова, Эшпай, А.Рыбников, Э.Артемьев, М.Дунаевский, Шнитке, Писаренко, Е.Попова, В.Виноградов. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. Составитель Авербах Е. М.

P.S. Особенно интересным в книге мне показалась то, что красной нитью протянута дискуссия о том, как новые технологии меняют искусство, как что-то умирает, но появляется нечто иное. Особенно актуально в связи с нейросетями, которые, как мне кажется оставят без работы многих ремесленников, но не художников.
Интересные ресурсы

Необычный онлайн-синтезатор, генератором сигнала (осциллятором), в котором являются данные со спутников, получаемые в прямом эфире ( во всяком случае так утверждается).

Вы выбираете спутник, орбиту, вид синтеза и настраиваете несложную обработку.

Интересная игрушка, но и для звукового дизайна иногда может быть полезна, наверное.

https://asteroidblock.io/?utm_source=vk&utm_medium=imi_social&utm_campaign=dlya-teh--kto-pishet-deystvitelno-kosmiche
Обучение звукорежиссуре

Самообразование - незаменимый навык в любой профессии, если конечно вы заинтересованы быть профессионально компетентными и владеть актуальными знаниями.

Production expert один из весьма неплохих источников самообразования, есть платный и бесплатный контент.

P.S. По ссылке в посте представлена статья, которая подойдёт скорее для более начальных уровней звукорежиссёров аудиовизуальных искусств, но может быть также полезна для видеографов и других кинематографистов не звукорежиссёров, пожелавших более глубоко познакомиться с технической стороной профессии звукорежиссуры кино.

https://www.production-expert.com/production-expert-1/we-compare-video-features-of-pro-tools-logic-pro-studio-one-amp-reaper
Об эстетике AI System

Сегодня я предлагаю взглянуть на это великолепное произведение современного звукового искусства.
Prix ars electronica (digital sound art) 2020
Alexander Schubert - Convergence [Ensemble Resonanz]

https://www.youtube.com/watch?v=o5UXkJWJciQ
Интересный факт

На этом треке Maniza я учился mix engineering у Ромы Уразова и между тем узнал, что сэмпл бэк-вокала "На-на-на" записан на диктофон iphone, но в итоге вдохновил Манижу на создание всего трека. А когда в студийных условиях перезаписывался, то каждый раз пропадала эмоциональная магия.

P.S. И хоть в данном случае пример музыкального production'а, тем не менее пример яркий и показательный. Работа с эстетикой, драматургией, да и вообще всем тем, что воздействует на чувства, гораздо тоньше, сложнее, "волшебнее", чем работа с новеньким модным плагинчиком или какой-нибудь первоклассной "железкой". 

https://www.youtube.com/watch?v=WxKf3YcRm18