Наслушанность
756 subscribers
167 photos
16 videos
11 files
205 links
Канал о режиссуре, драматургии и эстетике звука в аудиовизуальных искусствах. И немного о ремесле работы со звуком.

Автор Александр Ванюков

Сайт-портфолио: avfilmsound.com
Для связи: @AVfilmsound
Для дискуссии: https://yangx.top/AVFS_Talk
加入频道
Об эстетике metaverse (часть первая)
Хрупкий павильон: что мы сохраним для будущего?

"Fragile Pavilion / Хрупкий Павильон
похож на шкатулку с историями, воспоминаниями и звуками.
Собранные в коллекцию, они напоминают о том, без чего не может случиться будущее".
Сегодня открывает свои двери первая архитектурная биеннале, проводимая в метавселенной.
Подробнее в следующем посте.

Чтобы посетить биеннале необходимо зарегестрироваться
Подробности о павильоне можно узнать здесь.
Об эстетике metaverse(часть вторая)
Хрупкий павильон: что мы сохраним для будущего?

Сегодня открывает свои двери первая архитектурная биеннале, проводимая в метавселенной.

Для павильона от SAlab я создавал звуковой дизайн и хочу поделиться с вами некоторыми наблюдениями и размышлениями об этом опыте.

О концептуальной стороне. Павильон создавался на основе анонимного опроса, одним из вопросов которого был такой: "Если в мире исчезнет весь звук, то какой один звук должен остаться?"

Перед будущем и перед технологиями многие люди испытывают витальный страх, чем кстати пользуются и драматурги (вспомним терминатора), и блогеры (запугивающие нас тем, что мы останемся без работы), и политические деятели, и СМИ, противопоставляющие зачем-то традиционное прогрессивному, а божественное научному, как это было при Галилео Галилее.

Наличие науки не опровергает наличие Бога, оно может лишь опровергнуть представления о нём, и наоборот наличие Бога не может опровергнуть наличие науки. Будущее не может существовать без прошлого, также как и прошлое строится из уходящего будущего.

Мир гармоничен всегда, но гармония его хрупка. Мир реален и многообразен в проявлении своей реальности. И мир это отношения: атома с атомом, дерева с землёй, чёрных дыр с космосом, человека с природой, или с собой, или с другими людьми, или с Богом, или с наукой. А вот здоровые и созидательные это отношения или разорительные и разрушающие, - выбор каждого.

Я надеюсь мне удалось передать настроение той концепции, которой я придерживался при создании звукового дизайна для Хрупкого павильона.

Звуковые фактуры, которые я использовал были дороги конкретным незнакомым мне людям, но и понятны всем.
Звуковые коды, которые поймёт любой ЧЕЛОВЕК, вне зависимости от расы, пола, взглядов. Звуковые коды, которые нас объединяют, по которым мы можем сказать: "Ты человек, и я человек, твоя жизнь ценна и моя жизнь ценна, давай идти вместе, пока наши дороги совпадают и уважительно, без вражды расходится, когда наши дороги расходятся".
А для предания ускользания, объединения, сначала слияния, потом расхождения, и снова слияния - я использовал принципы генеративной музыки.

Чтобы посетить биеннале необходимо зарегестрироваться
Подробности о павильоне можно узнать здесь.
История звукозаписи кино

Из Википедии:
"Мувитон (англ. Movietone) — одна из первых систем звукового кинематографа с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Дорожка переменной плотности фильмокопий стандарта «Мувитон» пригодна для воспроизведения любым современным кинопроектором, поскольку совпадают как частота проекции, так и смещение точки чтения дорожки относительно проекционного окна."

Не знаю наверняка подвергалась ли данная фонограмма реставрации в процессе передачи в архив и/или в процессе оцифровки, но так или иначе в видео ниже можно послушать звучание Мувитона.

https://www.youtube.com/watch?v=_GnnGkOVBlA
Кино по выходным

Бег (1971)
3ч 16м

по одноимённой книги Михаила Булгакова

Режиссёры
Александр Алов
Владимир Наумов

Композитор
Николай Каретников

Звукорежиссёр
Роланд Казарян

Вчера на 88м году ушёл из жизни один из выдающихся звукорежиссёров СССР и России Роланд Артоваздович Казарян (12.07.1936 - 22.09.2023)

Фильм "Бег", как и некоторые другие работы Роланда Казаряна, был запланирован к просмотру на этом канале намного позже, но как мне кажется одним из лучших способов почтить светлую память художника, это соприкоснуться с его произведением.

Тем более, что у фильма действительно прекрасное звучание. Сдержанное, изящное, выразительное.
"Бег", помимо того что актуален сегодня, так ещё и действительно является кинематографическим сокровищем.
А ещё этот фильм входит в список, рекомендуемых к просмотру при поступлении на звукорежиссуру в Санкт-Петербурге.

Для тех, кто не смотрел фильм и не читал Михаила Булгакова, краткая аннотация к книге
"Произведение Михаила Булгакова, посвящено трагедии русского дворянства и интеллигенции в страшные годы революции и Гражданской войны. Лучшие люди России оказались беззащитны перед уносящим их ветром времени. Они могут пытаться бороться с неизбежным - или принять его как данность, могут спасти свою жизнь, бежав за границу, - или покорно ждать решения своей участи на родине. Это, в сущности, не меняет уже ничего. Они обречены - и беспомощны перед жестоким временем, в которое им довелось жить."
Книги по звукорежиссуре

В продолжении и к светлой памяти Роланда Казаряна предлагаю ознакомиться с ещё одним звукорежиссёрским сокровищем монографией "Эстетика кинофонографии".
Если книг по звукорежиссуре кино написано катастрофически мало, то научных исследований, изучающих художественные и эстетические особенности звука в кино, вообще практически нет, крохи. Но тем эти крохи ценнее.
Да, конечно, обучаясь в СПбГИКиТ или ВГИК есть возможность черпать эти знания напрямую от мастеров, но всё же хотелось бы изменить такое положение дел и видеть на полках где-нибудь в "Подписных изданиях" литературу и по режиссуре звука.

P.S. В свободном доступе мне не удалось найти эту книгу, можно попытать поискать по букинистам, но за год поисков я не нашёл. Точно книга есть в библиотеках СПбГИКиТ и ВГИК, студенты этих вузов могут прочесть.Так что узнавайте у друзей и друзей друзей, может у кого-то книга есть, тираж был 1200 экземпляров.
Понедельник, время учиться

И пока я провожу пары по техническим аспектам перезаписи, предлагаю и вам посмотреть один из многих ценнейших мастер классов, которые проходят ежегодно на фестивале студентов-звукорежиссёров INтонации в СПбГИКиТ.

https://vk.com/video-210567336_456239030
Интересные личности

"Александр Шуберт
(родился 1979 ) - немецкий композитор. Большая часть его музыки экспериментальная , включающая мультимедийные, импровизационные и интерактивные элементы.

Он изучал биоинформатику, мультимедийную композицию. Сейчас профессор Музыкальной школы Гамбурга.

Шуберт исследует границу между акустическим и электронным миром.
В музыкальных композициях, иммерсивных инсталляциях и постановках он исследует взаимодействие цифрового и аналогового.

Шуберт создает произведения, которые ставят под сомнение привычные способы восприятия мира и представления о нём. А основными темами в этой области являются аутентичность и виртуальность.

Влияние и формирование цифровых медиа на эстетические взгляды и общение исследуются в постцифровой перспективе. Недавними темами исследований в его работах были виртуальная реальность, искусственный интеллект и онлайн-произведения искусства.

За последние несколько лет его произведения исполнялись более 700 раз многочисленными ансамблями более чем в 30 странах.
"

*информация со страницы Александа Шуберта.

Рекомендую присмотреться и прислушаться к его работам, чтобы иметь более полные представления о современном звуке.

Повысить наслушанность?
Да/нет
Интересные инструменты

Сегодня гость нашего канала VCV rack, - бесплатный кроссплатформенный программный модульный синтезатор с открытым исходным кодом.

Чем интересен?
Во-первых, можно в принципе посмотреть на устройство модульных синтезаторов.
Во-вторых, можно поучиться синтезу на этом инструменте, самой логике синтеза.
В-третьих, классный инструмент для генерации дронов и разных подслоек для последующего sound design'а.
https://vcvrack.com
Сегодня большой день в звукорежиссуре России, наконец-то нашу профессию внесли на кинопоиск.
И пользуясь случаем, хочу порекомендовать канал коллег из МШК "Что слышно? "
Forwarded from Что слышно?
⚡️ СРОЧНО В НОМЕР ⚡️

На Кинопоиске наконец–то (!) появилась возможность указывать звукорежиссёра фильма. Пока, правда, он не виден в мобильном приложении, но на сайте у некоторых фильмов уже указан.

Чтобы указать, нужно нажать в браузере на странице фильма внизу на кнопку Добавить инфо и заполнить письменную форму 🤦‍♂️🙂

Интересно заметить, что этот вопрос так или иначе поднимался на самых разных уровнях (включая Гильдию звукорежиссёров при Союзе Кинематографистов!) уже более десяти лет.

Надеемся, на допиливание функционала до нормального уровня уйдёт меньше времени 🙂

Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

❗️UPD. Чтобы найти звукорежиссёра фильма, надо кликнуть на ссылку В главных ролях... в правой части страницы над списком актёров.
А кто сказал, что будет легко? 😂
Интересные ресурсы

Сегодня хочу поделиться с вами ещё одним необычным ресурсом, поваренной книгой дизайнеров звука. И конкретной статьёй про использования фильтров Photoshop для креативного звукового дизайна.
Да-да, фотошопить можно не только фоточки, но и звук, о прекрасное цифровое время.

https://audiocookbook.org/processing-sound-using-photoshop/
Кино по выходным

Сегодня предлагаю к просмотру кино, с пожалуй самым длинным списком в департаменте звука, кино, в котором впервые появилось слово sound designer, кино которое установило новые нормы работы со звуком и ту технологию, в которой мы живём сейчас.

Кино, которое видел каждый звукорежиссёр, а если ещё нет, то никому об этом не говорите, а посмотрите.

Apocalypse Now/Апокалипсис сегодня (1979)

Directed by
Francis Ford Coppola

Music by
Carmine Coppola
Francis Ford Coppola

P.S. Звуковой департамент будет отдельным постом, так как выходит за ограниченные телеграммом количество знаков
Apocalypse Now/Апокалипсис сегодня (1979)

Directed by
Francis Ford Coppola

Music by
Carmine Coppola
Francis Ford Coppola


Sound Department

Richard Beggs re-recordist
David Bell sound intern: redux version
Louis Benioff apprentice sound editor
Mark Berger re-recordist
George Berndt adr editor: redux version
Jim Borgardt dialogue editor (as James A. Borgardt)
Nathan Boxer production sound recordist
Richard P. Cirincione supervising sound editor (as Richard Cirincione)
Joanne D'Antonio dialog editor
Dave Davis assistant sound editor (as Dave Davies)
Ethan Derner assistant sound editor: redux
Barbara Ellis apprentice sound editor
Rob Fruchtman apprentice sound editor
Colin Guthrie Mix Engineer / assistant restoration mixer
Doug Hemphill mix recordist
Jephrey Hetz apprentice sound editor
Leslie Hodgson sound editor
Tim Holland assistant sound editor
Pete Horner sound editor: Redux
Pat Jackson sound editor
Jack C. Jacobsen production sound recordist (as Jack Jacobsen)
Michael Kirchberger supervising sound editor: redux
Kyrsten Mate sound effects editor: Redux version (as Kyrsten Mate Comoglio)
Barbara McBane assistant sound editor
Jim McKee sensual sound designer / sound supervisor
Jay Miracle sound editor
Jeremy Molod foley editor: redux version
Everett Moore apprentice sound editor (Redux version)
Walter Murch Re-Recordist / Sound Montage and Design / sound designer
John Nutt dialogue editor
Maurice Schell sound editor
Thomas Scott re-recordist
Leslie Shatz dialogue editor
Brian Slack adr mixer
Erich Stratmann assistant sound editor: redux (as Erich Stratman)
Dale Strumpell re-recordist
Randy Thom post production recordist
Dennie Thorpe apprentice sound editor (as Denise Thorpe)
Jeff Watts apprentice sound editor
Nina Wax assistant sound editor
Les Wiggins sound editor
Karen G. Wilson assistant sound editor (as Karen Wilson)
James Allen Re-Recordist (uncredited)
Steve Bartlett sound (uncredited)
Robert Davenport audio technician (uncredited)
Pete Horner adr recordist: redux (uncredited) / re-recording mixer: final cut (uncredited)
Cliff Latimer sound department assistant (uncredited)
Kitty Malone foley artist (uncredited)
Michael S. Murphey foley artist (uncredited)
Philip Rogers sound remastering of orig 6 track magnetic sound elements (restored version) (uncredited)
Randy Thom mix assistant (uncredited) / sound effects recordist (uncredited)
Книги по звукорежиссуре

Лисса Зофья "Эстетика киномузыки"

Редкая книга польского музыковеда Зофьи Лиссы глубоко и подробно осмысляет феномен киномузыки, книга полезна, и звукорежиссёрам кино, и музыкальным звукорежиссёрам работающим с музыкой для кино, и композиторам.

P.S. Сразу предупреждаю, что это довольно фундаментальный труд, поэтому и прочтения требует вдумчивого и осмысленного.
Обучение звукорежиссуре

Сегодня хочу познакомить вас с ещё одним интересным телеграмм каналом, в котором автор делится своим опытом работы в izotop RX.
Посты выходят не супер часто и лично я читаю каждый. А если оказывается, что что-то не пробовал, то обязательно пробую. Некоторые приëмы, кстати, в итоге внедрил в своë рабочий процесс!

https://yangx.top/izotoperx
Интересные инструменты

Сегодня хочу познакомить вас с удивительными инструментами, разработкой INA GRM, института Пьера Шеффера во Франции.

И хоть в "Наслушанности" я стараюсь обходить стороной довольно узкие темы, касающиеся только звукорежиссёров и дизайнеров звука, но всё же иногда очень хочется рассказать о редких и неочевидных инструментах, которыми пользуются звукорежиссёры кино.

А для интересующихся, - это уникальная возможность познакомиться с необычными инструментами обработки звука, послушать результат.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLIE5lv5cW-AhTYtkkxAq_c2loNBmZWtMO
История звукозаписи

Сегодня мы познакомимся с вами с ещё одной страницей истории профессии звукорежиссёр кино, а именно с фонофильмом Фореста, одной из первых систем звукового кино с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке.
Из-за низкого качества самого звука, этот стандарт не получил распространения, но именно он послужил прототипом последующих более успешных стандартов, которые сделали "великий немой" говорящим.

https://www.youtube.com/watch?v=8kCGHNB25K0
О звуковой эстетике места

Довольно распространённый приём, но тем не менее безотказно работающий, в большинстве случаев:
музыка к фильму опирается на эстетику и на музыку той культуры, которая в данном фильме представлена. И хотя это правило вовсе не обязательно, но всё же эстетически, культурно и стилистически верно использованная музыка даёт гораздо более целостное восприятие фильма.

Так в прошлом году во время экспедиции на Чукотку я записал коллектив Атасикун. Коллектив, исполняющий народную музыку эскимосов. И так как культура малых народов постепенно исчезает, то возможно мои записи однажды пригодятся, потому что на данный момент подобные коллективы записывают в основном коллеги с телевидения из зала во время выступления, как интершум, к новостному сюжету (не переношу ,если честно это слово).

Ну и конечно же забрал с собой ветер Чукотки, который дует теперь в моих зимних фильмах и не только.

P.S. Аудио в посте ниже.