读一读: a laowai’s notes
548 subscribers
195 photos
14 videos
2 files
202 links
Канал учителя английского из Шанхая. Но тут не только про Китай и про бытие учителем, ещё про психолога, иногда игры и книги, и даже мемы встречаются. Авторский контент и всё такое. Enjoy!
Для фидбэка: @elec3x
加入频道
Значки за прогрессию, уровни и лидерборды — это вообще общее место. Скажем, в моей жизни значки и уровни, кроме Balance, есть на Vocab.com — сайте, через который я учу новые слова на английском. Каждый тест, который я прохожу, даёт мне какое-то количество очков, и сейчас у меня под 2 миллиона и титул Sesquipedalianist, что можно перевести как «использующий длинные сложные слова». Там тоже если лидерборды, но я на них не смотрю; зато смотрю на них в Вичате, в WeRun: там все мои контакты выстроены в рейтинге основываясь на их количестве шагов в день. Раньше я стабильно был в Топ-5. Помимо удовлетворения от соревновательности процесса: твой телефон сегодня сосчитал больше шагов, чем телефоны всех-всех твоих знакомых! — ты можешь поставить картинку в свой профиль, и она будет у всех-всех, у кого шагов меньше, чем у тебя. Я ставлю туда мемы.

Помимо подсчёта очков, рейтингов, достижений, лидербордов, соревновательного элемента и виртуальных валют, геймификация про индикаторы выполнения. Например, в Quizlet, одном из известных эппов для обучения, ты проходишь тест, и тебе выдаются проценты: сколько слов в этом конкретном наборе тебе известно. Подобное также есть при загрузке многих сайтов и приложений, скажем, при поиске авиарейсов: это про ощутимость прогрессии, что очень важно для мотивации пользователя. (Кстати, далеко не всегда в этих случаях индикаторы выполнения реально что-то значат).

Как и с индикаторами выполнения, абсолютно все встречались с иным элементом геймификации: аватар. Когда мы говорим об аватаре в контексте видеоигр, мы чаще всего имеем в виду персонажа, за которого вы играете и который, соответственно, представляет вас в мире видеоигры. Скажем, вашим аватаром серии игр Uncharted является Нейтан Дрейк. Но этот термин довольно быстро перешёл из мира видеоигр в мир бордов, соцсетей и мессенджеров и стал значить ту картинку рядом с вашим именем, которая представляет вас в виртуальном мире. Эта картинка позволяет вам отыгрывать какую угодно роль в виртуальном мире, и представлять себя в каком угодно виде. Никто не увидит вашего реального лица.

Пожалуй, достаточно для вступительного поста. Следующим, скорее всего, снова будет пост о Китае, а потом продолжим с играми и образованием.

Я бы хотел попросить вас подумать о том, какое место занимает геймификация в вашей жизни? Вспомните все свои курсы, эппы, сети и сервисы: есть ли там геймификация в какой-либо форме? Какие-нибудь мини-игры, значки, лидерборды или любые другие системы правил, кажущиеся необязательными, но улучшающие ваш опыт?

🈶 Да, и такого прилично!
👐 Всего один-два случая
🈚️ Вообще нет
Если вы здесь в первый раз, то большое спасибо, что подписались. Посылаю вам лучи экзистенциализма и абсурдности!

Меня зовут Алекс, я — преподаватель английского языка по профессии, но сейчас работаю учителем STEM (наука через эксперименты) в городе Шанхай. В этом канале я как раз и рассказываю про жизнь в Китае и преподавание, но не только: так же иногда про игры и другое искусство, про язык, да и просто рефлексирую на актуальные для меня темы.

И как раз пришло время обновить оглавление! Я решил немного изменить категоризацию и формат, и засунул всё в телетайп. Как всегда, если какие-то ссылки не работают — сообщите, пожалуйста.

https://teletype.in/@elec3x/RYb7gug7u

Мы, блогеры, питаемся фидбэком от наших читателей, и поэтому я буду очень благодарен, если вы поделитесь моим каналом с друзьями, присоединитесь к чату снизу справа, напишите мне что-нибудь в личку (@elec3x) или просто проголосуете под постами в случае, если вам нравится этот канал :).

Спасибо за ваше внимание!
读一读: a laowai’s notes pinned « Если вы здесь в первый раз, то большое спасибо, что подписались. Посылаю вам лучи экзистенциализма и абсурдности! Меня зовут Алекс, я — преподаватель английского языка по профессии, но сейчас работаю учителем STEM (наука через эксперименты) в городе Шанхай.…»
#Китай #личное #игры

Время чтения: 2-3 минуты

Помните я говорил, что все мои посты являются продуктом вдохновения? Ну вот, Я ВРАЛ. Этот является продуктом скуки.

У меня просто чешутся руки, чтобы что-нибудь написать; в процессе два поста, но они оба длинные и требуют много работы, а поболтать хочется. Так что это — просто такой апдейт по поводу моей жизни в конце апреля сумасшедшего 2020.

Сперва про коронавирус. Большинство случаев в Шанхае и в Китае вообще в последние недели — импортированные из других стран, в том числе немало из России. Несмотря на это, школы и учебные заведения в целом открывать не торопятся. Где-то они начали работать, например, на западе страны, но в Шанхае дело идёт туго: если старшие школы и могут открыться к концу апреля, то вот средние и младшие — отодвинули до середины-конца мая. Я так понимаю, все очень боятся второй вспышки, но, если честно, по-моему это перестраховка. Бары и рестораны уже открыты, жизнь в городе идёт таким же темпом, как и до этого, на улицах постепенно увеличивается количество людей без масок, детишек тоже полно. Тем более что становится всё жарче (сегодня вот 26), и носить маску потихоньку становится совсем уж неудобно.

Ощущаю совсем небольшое изменение отношения к себе как к иностранцу, причём в лучшую сторону. Связываю это с тем, что на юге участились случаи ксенофобии по отношению к иностранцам, а Шанхай как бы в середине, всегда был очень международным городом, и, возможно, местные хотят, чтобы лаоваи не думали о Китае плохое. Проявляется это в мелочах. Официанты чаще стараются говорить со мной на английском. В кофешопах бариста чаще и шире улыбаются. Ещё меня вызвали в полицию неделю назад, потому что у них в системе был неверно записан номер моей визы и полицейский, когда увидел мою национальность, сказал "раша стронг! держитесь там!". Это прям было странно. Но бывает, что ж.

Ещё, признаться, очень скучаю по детишкам и работе в целом. Не хватает энергии от них и общения с коллегами. Занимаю свои дни самообразованием (начал четвёртый онлайн-курс — по психологии) и поиском подработки. Да, через три месяца после начала карантина (или сколько там?) я, наконец, решился заняться этим прям совсем всерьёз и тратить на это всё своё время. Нашёлся один вариант, но, скорее всего, этого будет недостаточно.

Ещё я чувствую, что во мне всё растёт и растёт интерес к визуальном искусству. Я любил рисовать в детстве, но потом что-то пошло не так и я совершенно перестал это делать. Сейчас же я прошёл курс по рисованию и стараюсь уделять этому какое-то время каждую неделю. Однако есть ощущение, что навык рисования требует в первую очередь просто натренированности, опыта, и никакая теория особо не поможет. Проблема, конечно, именно во времени: на всё его никогда не хватает. Хочется и писать, и рисовать, и играть, и надо вроде бы и работу искать, и к существующим урокам готовиться, и неплохо бы в профессии тоже развиваться: слушать подкасты и статьи из рассылок учительских почитать, — и ещё психология интересна, да и вообще на курсере в очереди куча курсов, а ещё китайский — короче, слишком много дел, всего 24 часов в сутках и плохо работающая приоритизация. Мир слишком интересный.

Что ещё? Дам вам геймерский апдейт: Doom Eternal просто огнище. Я знаю, что все его прошли ещё месяц назад, но вдруг нет. (А я всегда параллельно играю в несколько тайтлов, и ещё и уровень в Dreams делаю). Я уже подхожу к концу игры, и ощущения сложности и настоящей проверки твоих способностей — невероятно крутое. Вот такую сложность, регулируемую (причём сразу многими способами: не только возможностью просто сменить уровень сложности, но и просто тем, какое ты оружие выбираешь, какие руны, какие читкоды— и игра предлагает тебе броню для сражений с боссами, если слишком долго на них застреваешь), справедливую и рождающую не фрустрацию, а упрямство, я очень уважаю. (Особенно в сравнении с Sekiro и Dark Souls). Впрочем, каждому своё.

Другая игра, в которую я активно играю — это The Messenger, 2D-платформер от The Devolver.
Очень интересный, с клёвыми боссами, хорошо работающей кор-системой передвижения (например, прыгать можно сколько угодно раз, если в воздухе атаковать противника) и на удивление увлекательной историей, которая удивляет, потому что раз за разом оказывается не тем, что ты думаешь. Особенно в середине, когда всё переворачивается с ног на голову и меняются не только твои сюжетные цели, но и сам жанр. А ещё над ней явно работали крутые сценаристы, потому что читать диалоги и истории внутри игры – в кайф.

Вот как-то так.

Как дела у вас? Что делаете у себя по домам? Боитесь ли вируса? Общаетесь ли с друзьями? Мб играете во что-нибудь (только не Animal Crossing, please). Расскажите в чатике или даже в личке, я всегда с радостью послушаю чужой опыт :).

P.S. Ещё мы сегодня были в большом парке на юго-западе Шанхая; там красиво, и я выложил фотки в сториз.
#рефлексия #личное #Китай

Время чтения: 6-8 минут

Я как-то устал от всех творческих процессов, мне было сложно что-либо создавать несколько дней — почти неделю — и я вот только сейчас принялся за рисёрч для следующего поста и анализ опроса, который я для него создал. Когда-нибудь я его доделаю — наверное, к концу следующей недели или даже через пару недель, а сейчас я бы хотел поговорить о трёх штуках: погоде в Шанхае (надо чуточку поныть), чувстве прогрессии и памяти (а также о том, как они связаны). Это не столько продуманный структурированный пост, сколько разговор со своей аудитории о чём, что меня беспокоит в данный момент. Я приглашаю вас к дискуссии на эти темы у меня в личке или в чате канала, но не ожидаю, что все проникнутся этими темами или даже дочитают: пост получился большим.

В Шанхай пришло лето. Время кондиционеров, влажности, тайфунов, спрея для футболки и тех моментов вечером, когда ты приходишь домой, отлипаешь от своего тела одежду и лезешь в холодный душ.

Оно пришло довольно внезапно; китайская смена сезонов, как и развитие китайского общества, резкая и радикальная. Буквально пару недель назад я вечерами надевал пальто и тимберлэнды, а под пальто пару раз бывала моя самая тёплая толстовка. Сегодня же уже третий день подряд, когда я надеваю шорты, футболку и тонкие носки и даже не кладу в сумку рубашку на всякий случай.

Но, надо сказать, терпимо.

Сегодня вот на улице солнечно и плюс 34. Но я не чувствую себя в аду. И я думаю, что даже пару лет назад это было не так: моей комфортной температурой было до 25-26, и лето в Шанхае было жутко некомфортным. Думаю, что всего за эти пару лет я адаптировался, и теперь шанхайское лето для меня… ну ок.

Интересно, смогу ли я адаптироваться и к другим типам климата? Мне было бы интересно пожить на севере, в условиях зимы большей части года, с малым количеством солнца и бедной диетой. С другой стороны, возможно, это рецепт для возвращения полноценной депрессии.

Эта моя адаптация к погодным условиям — один из многочисленных признаков прогрессии, которые мне нравится ощущать в своей жизни.
Почему многие геймеры готовы топить тысячи часов в видеоиграх как альтернативе реальной жизни: причиной этого как раз является чувство прогрессии. Выполнение задач, которые тебе кто-то ставит, а потом оценка этого твоего выполнения и выдача награды в виде визуальных или геймплейных улучшений — это то, как достигается чувство прогрессии внутри видеоигр. Это частично реплицируется при обучении: экзамен в вузе — это как финальный босс, и после него мы нередко чувствуем облегчение и радость, когда получаем положительные оценки.

Однако и то, и то — это примеры выдачи задач извне. И игра, и учебная программа созданы кем-то другим; мы лишь заплатили деньги, чтобы идти по плану, который кто-то придумал для нас. К сожалению, мы, особенно жители бывшего СНГ, привыкли к такой модели. В наших жизнях задачи часто ставят за нас. Ты должен/должна закончить школу, поступить в вуз, купить машину, взять квартиру и так далее. Альтернативой этому пути — пути общественного и родительского удовлетворения и следованию плану, который придумал не ты, является самостоятельное долгосрочное планирование.

Но планирование — это сложновато. Потому что самое важное для планирования — понять, что тебе вообще нужно. Прежде, чем построить свой путь к финальной цели, надо определить, что за цель: где ты хочешь быть через условные 30 лет? чем ты хочешь заниматься? с кем ты хочешь быть? — и ещё и определить то, достижима ли она принципиально и реально ли это то, чего ты хочешь.

Собственно, именно этим долгосрочным планированием я и занимаюсь большую часть времени с психологом.

Параллельно с этим, я занимаюсь систематизацией и краткосрочным планированием своей текущей жизни. Я писал о некоторых инструментах планирования раньше, в посте про карантин, но не говорил о том, что раз в месяц надо проводить ревизию всех своих планов и инструментов. Или, говоря по-другому, надо планировать планирование планирования.

И с этим у меня большие проблемы, потому что мне сложно принять, что, например, оценивании моих эмоций довольно бессмысленно, не особо отражает реальность и я вряд ли когда-либо загляну в те заметки. Конечно, можно вывести из этой таблицы график и смотреть, как моё настроение менялось со временем, но я этого не делаю. Да и вообще желание планировать и систематизировать глобально, как вид деятельности, а не как часть рутины, у меня появляется нечасто.

Настоящая причина, почему мне важно вся эта систематизация и планирование, в моей памяти.
Dear Youth
Put back those thoughts in my head
The ones where I believe
That I am boundless again
Ghost Inside — Dear Youth

Понимаете, я не знаю, как у вас, но моя память состоит из осколков. Несмотря на то, что в результате они складываются в одну картину, в этой картинке столько замазанных мест, столько дырок, столько мутности и обожжённого холста, что я не знаю, могу ли ей доверять.

Осколки этой весны — это тот день, когда мы с Шуэ вместе пошли на моё интервью на работу; она ждала меня в молле, а потом мы поссорились из-за какой-то фигни, и я бросил её прям в этом молле. Это была наша первая ссора за длинный промежуток времени, и мы помирились уже через день, но я помню, как она сказала, что не хочет вместе идти до метро, и я покинул её, не оглядываясь.

Другой осколок — то, как я первый раз еду на автобусе в свою бывшую школу уже почти два года назад. По пути пишу другим работодателям, что дам ответы по их предложениям через пару часов — после моего интервью. Помню пейзаж за окном: поля, декатлон, пятую ветку шанхайского метро, которая высится по левой стороне от шоссе. Тогда он казался необычным, а школа — чем-то далёким и не очень реальным. Потом пейзаж стал частью моей жизни, а школа стала достигаема в сорок минут.

Третий — из Пекина, более чем три года назад. На мне маска, потому что на улице холодно и смог. 4 или 5 утра. Тащу за собой чемодан. Я иду по разбитым дорогам вдоль канавы (я жил в херовом районе). Поднимаюсь на горку и нахожу там банкомат, снимаю все свои последние деньги. Наконец, дохожу до метро и сажусь на поезд в сторону вокзала. Вагон пустой: кроме меня только несколько пожилых людей. Они громко разговаривают, пара из них забрались на сиденья с ногами. Мне грустно и погано на душе. Тем же вечером я буду в Шанхае.

Чем глубже я спускаюсь, тем сложнее вспоминать моменты. Ощущения. Реальность становятся менее осязаемой. Я помню, каково мне было в то утро в Пекине; помню нервы по дороге в школу; помню обиду и злость в груди, когда я выходил из молла. Но чем дальше, чем сложнее вылавливать из памяти хоть что-то, кроме фактов. Последние годы в Москве ещё куда ни шло, но о всей средней школе, скажем, я помню только, как расплакался на уроке физкультуры, жжение в глазах и мягкую ногу учительницы, которую я обнимал; сосание в желудке, когда мы с одноклассником пробирались на территорию какого-то завода недалеко от школы; чувство симпатии и интереса к однокласснице.

Дни семейной жизни размазаны тонким слоем по школьной. Помню много ссор родителей; помни одинаково разочаровывающие и грустные праздники и отпуска; помню, что умерла бабушка и дядя — но очень мало что помню вокруг этих событий. И если последовательность событий как хроники ещё выстроить можно, хоть и сильным скрипом и привлечением свидетелей и документов, то вот конкретные ощущения, история меня как человека — вообще нет.

Я думаю, так у многих. Память — не особо надёжный инструмент.

И именно поэтому для меня и важно планирование и чувство прогресса: я плохо запоминаю day-to-day жизнь. Я не смог бы описать вам свой обычный день в Пекине, хотя жил там три месяца и это было всего три года назад. Но я знаю, что с того момента я улучшил свой акцент в английском на порядок, выучил китайский до HSK3, больше не (так) страдаю депрессией, взаимно в любви.

И все эти штуки были целями для меня. Я выполнил список задач, прошёл какой-то путь из пункта А в пункт Б в каждой из сфер жизни. По сути, чего я хочу достичь с планированием — это формализация этого процесса. Понять, чего я хочу в пунктах Б через 5, 10, 20, 35 лет. Выходит, если честно, много, и очень разного, и сложного, и большого, и приоритизировать всё это сложно.
Да и я не только недо-контрол-фрик, я ещё и реалист. И невелики шансы, что жизнь большинства людей будет на том же уровне комфорта и финансового благополучия, что сейчас, к условному 2055. Мы видим, как перед нашими глазами разворачивается глобальная катастрофа, как всё идёт к экономической рецессии, но кто сказал, что через пять лет всё вернётся к норме? У человечества слишком много нерешённых проблем и угроз. Я пребываю в довольно сильной уверенности, что текущая пандемия — это лишь первая ласточка того, что нас ждёт в 21 веке.

Собственно, мои планы на этот год и мои некоторые более долгосрочные уже были разрушены или изменены этой пандемией. Будет ли лучше? Имеет ли смысл строить планы, если жизнь решит по-другому? Да, конечно, ты смотришь на свои долгосрочные планы каждый год, правишь их, когда достигаешь каких-либо промежуточных целей, меняешь или вовсе вычёркиваешь их, если понимаешь, что это не то, что тебе нужно, или что это недостижимо. Кроме того, неплохо бы строить планы Б и В для разных путей развития событий, но всё не предугадаешь, да и слишком много времени уйдёт на то, вероятность чего не очень велика.

А ещё планы же не только дают чувство движения вперёд. Они также рождают чувство провала и неудачи, если у тебя не выходит их реализовать. Одно дело — когда ты планировал получать образование в вузе в Европе через три года, но это было примерным планом без определённых подзадач, без пути к этому результату, а другое дело — когда это записанный план, ты знаешь, что нужно сделать, ты вложил в это куда больше времени и сил — и проваливаешься. Разочарование куда сильнее. (Впрочем, шансы на успех во втором случае тоже несравнимо выше).

В общем, у меня сложные отношения с планами. Надеюсь, что, как абсолютно любая деятельность, планирование станет проще со временем. Вам есть что сказать по поводу планирования, особенно долгосрочного? Стоит ли того? Приводит ли куда-либо?

А ещё, знаете, в этой песне из эпиграфе есть строчки:

I recognize
That if you're on the right track
But catch the wrong train
Nothing ends the same


Мне нравится эта метафора с путями и поездами. Иногда ты на верном пути, но ты ловишь не тот поезд, и это уже не исправить. Твоё сердце, возможно, там, где надо. Ты знаешь, чего хочешь достичь. Ты выбрал свой путь. Но потом ты делаешь неправильные выборы, или у тебя не те стартовые условия — и тебе уже не достичь своих целей. Есть ли смысл в них в этом случае?

Жить сложно; вот, что, наверное, является главной идеей этого поста.
Скучаете? Я скучаю, но пока не до канала :(. Зато вот поучаствовал в прям классной совместной статье про то, какими были наши города, будь они людьми. Хуманизация, но в виде текста.

Я не сразу пришёл к описанному образу. Ниже, в голосовалке — все варианты, которые у меня были. Можете сперва проголосовать, а потом прочитать текст и выяснить, похоже ли мы думаем или нет.
#Китай #смерть #истории

Время чтения: 4-5 минут

Ну что же, настало время поговорить о смерти в Китае. Я долго думал о тоне этого поста. Это серьёзная и интересная тема, но говорить о серьёзных темах стопроцентно серьёзно — скучно. Я набросал было шутливый пост, но понял, что он не особо работает. А просто пересказ того, что я прочитал и о чём мне рассказали — это скучно. А ещё у меня были опасения, что текст будет слишком большим. В результате, после разных путей (у меня в черновиках аж четыре файла с разными вариантами начала этого текста), я решил разделить его на несколько частей. В каждой части будет немного смешного и немного интересного, но общий формат можно понять из первого поста.

Кстати, за саму тему стоит поблагодарить La Hundo @la_hundo — участника нашего чатика. У него правда, был более конкретный вопрос, но мы до него ещё дойдём!

Итак, первый раз я умер в Китае из-за невнимательного водителя. Он был на моторикше — так называют те маленькие трёхколёсные мотоциклы с небольшой кабинкой в их задней части, в которой и располагаются пассажиры. Моторикши обычно несколько дешевле такси, и местные выбирают их. Они не так распространены в Шанхае, как в Пекине, но встречаются, и я попал под его колёса, когда, не особо глядя по сторонам, переходил дорогу на зелёный свет. Я тогда был в Шанхае всего пару месяцев, и не всегда включал свою внимательность на максимум при переходе дороги. Новые рефлексы ещё не успели наработаться.

Дело было так: я стоял на перекрёстке в наушниках, увидел зелёный сигнал светофора и ступил на пешеходный переход, однако моторикше, гонящему с дороги сзади слева нужно было повернуть направо, и он и не собирался останавливаться и ждать. Все остальные пешеходы увидели или услышали его и решили замедлиться, чтобы дать ему проехать — а я попал прямо под его мини-капот. Успел подумать, что это забавно, что меня убьёт даже не настоящая машина, а машина-карлик. Она откинула меня на несколько метров на проезжую часть, и там уже меня прикончил один из курьеров, пересекающий дорогу по диагонали, и одновременно проверяющий карту в телефоне. Он и не сразу понял, когда колёса его мотоцикла раздавили мою голову.

Но, как известно, экспаты в Китае бессмертны. Поэтому я переместился обратно в аэропорт, в который я прибыл из России. Поозирался по сторонам. Обнаружил, что тащу за собой тяжеленный чемодан. Чертыхнулся, поправил сумку, и направился к выходу. К сожалению, я приехал в Китай через Пекин, а моя работа и жизнь уже были в Шанхае, а это значило, что мне придётся тратить деньги на поезд.

Уже снова в Шанхае, я проезжал тот самый перекрёсток, и увидел круг на асфальте на том месте, где я умер. Он был нарисован мелом, и уже полустёрт колёсами машин. В одной точке окружности был явственно видна выемка, направленная в сторону северо-востока. Внутри был пепел.

Впервые этот ритуал я видел ещё в Пекине. Я шёл домой поздно ночью, и на своём пути через всякие трущобы увидел двух китайцев на обочине дороги. Они были необычно тихими для людей их возраста и национальности в непосредственной близости друг от друга. Под их ногами горел огонь. Один из них ворошил его палкой. Тогда я просто прошёл мимо, лишь задержав на них взгляд. Я видел такие сцены ещё не раз. Когда я жил в спальном районе Шанхае, я видел такие круги и пепел почти каждую неделю. Полностью я понял этот ритуал, только когда занимался рисёрчем для этого поста.
Итак, когда твой родственник умирает, он попадает в царство мёртвых. Как оказалось, это всё ещё актуально для Китая: в ту или иную форму загробной жизни, верит большая часть моих местных знакомых. Правда, не уверен, верят ли они, что на другой стороне Вечного Забвения, ушедшим нужны деньги. И в Китае существует целая индустрия специальных ритуальных денег. Они по-разному выглядят, у них разные функции и очень высокий номинал — буквально миллионы. Настоящие деньги, кстати, сжигать запрещается: считается, что это может привести к несчастью. Раньше также сжигали бумажные версии слитков золота, домов, машин, но потом это запретили. Более того, современные ритуальные деньги имеют специальное покрытие, благодаря которому пепел от них остаётся в одном месте. Э — Экология.

Предполагается, что умерший родственник сможет воспользоваться этими деньгами в загробном мире — чтобы на них жить, или, возможно, дать взятку Яньло-Вану — Владыке загробного мира. И если жизнь у родственника в загробном мире не очень комфортна, то он вполне может заявиться к вам в виде призрака и отравить ваше существование.

Конечно, молодое поколение китайцев так не делает. Лично я за сжиганием ритуальных денег заставал только старшее поколение – иногда с детьми. В Миньхане, спальном районе Шанхая, где я жил, я видел такие круги почти каждую неделю. Насколько я понял, этот ритуал проводят в разных случаях: вскоре после смерти родственника, на его день рождения и годовщину смерти, в апреле на Цинмин, праздник поминовения усопших, и в августе, чтобы утихомирить призраков. В общем, без денег усопшие не сидят.

Ещё один важный момент касается того, в чём сжигают ритуальные деньги. Эти круги на асфальте — это современная итерация. До этого деньги сжигали в специальных жаровнях перед буддистскими храмами, а на Тайване владельцы маленьких бизнесов делают так до сих пор каждые 15 дней, чтобы умиротворить божеств и духов (ну, если верить интернету). Я читал, что в деревнях у каждого дома можно найти специальные маленькие алтари для этого ритуала. Ещё вместо кругов на улицах можно увидеть специальные вёдра с вырывающимся из них огнём. Но в больших городах это всё же именно меловые круги.

Помните тот разрыв в окружности, направленный на северо-восток в моём случае? Он всегда должен быть направлен в сторону могилы ушедшего. Предполагается, что его дух может выйти из места погребения и войти в круг через этот разъём, чтобы взять себе кэша на первое время. Таким образом, этот разъём — это специальные врата для духа. Живые же родственники должны стоять с другой стороны. Вообще стоять полагается на коленях, в глубоком поклоне своему умершему родственнику, но я такого никогда не видел — все стоят.

В моём случае, наверное, китайцы решили, что раз я русский, то моё место погребения будет где—то в стороне России. Я было заинтересовался, что произошло с моим прошлым телом, но потом решил, что если я начну тут об этом писать, то мне придётся описывать ещё какие-то части мира, где экспаты в Китае не умирают, а это слишком для первой части поста.

Я всё ещё стоял на той же самой обочине и смотрел на круг, когда я вдруг увидел, что там что-то крутится. Блестящее! Похоже на... купюры долларов, как в старых GTA, когда ты кого-нибудь сбиваешь машиной…

Я подумал, "Нифига себе, это халявное бабло?! Я смогу воспользоваться ритуальными деньгами?" — и, прежде чем мой мозг успел подумать дальше, вступил на проезжую часть.

Я добежал до круга на асфальте, вступил прямо в пепел, но мои пальцы прошли через вертящиеся в воздухе купюры, ничего не почувствовав. Я разочаровано вздохнул и повернулся, чтобы уйти обратно на обочину — но тут наушник из моего уха выскочил, я услышал громкий гудок, и в следующую секунду встретился с грузовиком нос к фаре.

Я открыл глаза и увидел, что снова в аэропорту Пекина.

Подумал: "Блять," — и пошёл в сторону метро.
Увижу на улице эти меловые круги — обязательно покажу вам. В интернете не нашлись :(.
А вот сегодня увидел тот самый круг на асфальте! Как сидите, справа — врата, а внутри – пепел.
А тут складывают в высокую башню ритуальные деньги. Видимо, ушедший привык к определённому уровню комфорта. К сожалению, не видел, как эту башню сжигают, а даже жаль.