____________
Москва 1888 г.
Просто молчаливая тоска по той Москве, в которой мы никогда не окажемся.
Смотри какая чистота и свежесть. Даже избыток вывесок не нарушает гармонии городского пространства.
#горожанин #Москва #этнография #фотография #запискивбукваре
Москва 1888 г.
Просто молчаливая тоска по той Москве, в которой мы никогда не окажемся.
Смотри какая чистота и свежесть. Даже избыток вывесок не нарушает гармонии городского пространства.
#горожанин #Москва #этнография #фотография #запискивбукваре
На днях обратил внимание на работы Герарда Фридриха Миллера (1705-1783), немецкого ученого посвятившего более 10 лет жизни изучению Сибири. А потому начну приводить любопытные примеры быта народов Сибири.
У тунгусов существует особый обряд принесения клятвы, которая способна оправдать запутанные дела, например, о распутстве или супружеских изменах.
Мужчина находит кобеля, женщина - суку. Особым образом они забивают их (как рогатый скот) – прокалывают отверстие в груди, запускают руку и обрывают аорту таким образом, что кровь собирается в верхней полости тела. Затем немного крови спускается в специальную берестяную посуду и выпиваются несколько глотков. Кровь непременно должна быть горячей.
Далее, человек, приносящий клятву, бросает тело собаки в большой костер, разведенный вне юрт, со словами: «Как собака сейчас корчится в огне, так пусть и я скорчусь в годичный срок, если я совершил то, в чем меня обвиняют».
Присутствуют на данном обряде все заинтересованные лица и обвинители. Считалось, что если человек принес ложную клятву, то в течение года его постигнет серьезное несчастье, болезнь или внезапная смерть. Тунгусы верят, что с кровью собаки в тело входит ее дух, который свершает правосудие, осуществляя наказание.
Иллюстрация: Тунгус на охоте. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. — СПб., 1799. — Т. 4
#Сибирь #вера #хозяйство #этнография #запискивбукваре
У тунгусов существует особый обряд принесения клятвы, которая способна оправдать запутанные дела, например, о распутстве или супружеских изменах.
Мужчина находит кобеля, женщина - суку. Особым образом они забивают их (как рогатый скот) – прокалывают отверстие в груди, запускают руку и обрывают аорту таким образом, что кровь собирается в верхней полости тела. Затем немного крови спускается в специальную берестяную посуду и выпиваются несколько глотков. Кровь непременно должна быть горячей.
Далее, человек, приносящий клятву, бросает тело собаки в большой костер, разведенный вне юрт, со словами: «Как собака сейчас корчится в огне, так пусть и я скорчусь в годичный срок, если я совершил то, в чем меня обвиняют».
Присутствуют на данном обряде все заинтересованные лица и обвинители. Считалось, что если человек принес ложную клятву, то в течение года его постигнет серьезное несчастье, болезнь или внезапная смерть. Тунгусы верят, что с кровью собаки в тело входит ее дух, который свершает правосудие, осуществляя наказание.
Иллюстрация: Тунгус на охоте. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. — СПб., 1799. — Т. 4
#Сибирь #вера #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Пищевые запреты у якутов
Принято выделять 4 группы табу: общие, детские, женские, табу для беременных женщин.
Общие запреты на употребление:
мясо хищных птиц – тк эти птицы связаны с миром злых духов и являются тотемами.
кусок пищи, упавший на землю утром – от этого можно заболеть, тк на кусок собирается все нечистое и злое, такой кусок нужно бросить в огонь.
Нельзя есть левой рукой – равносильно испитию собственной крови.
Запрещено громко говорить и шуметь над только сделанной и не готовой кумысной закваской – влечет смерть закваски.
Дети не могли есть:
головной мозг, селезенку
основание хвоста – чтобы, оказавшись на чужбине в качестве жениха или невесты, не издать неприличный звук.
основание и кончик языка – чтобы не быть болтливым и агрессивным.
мышцы, голени, бедер – чтоб в будущем не мучаться судорогами этих мышц.
Женщине запрещалось употреблять в пищу:
мясо чаек, поганок, гагар – в противном случае мог родиться ребенок с дефектами речи или с вывернутыми ногами.
налима и медведя – восходит к поверью, что медведь в глубокой древности был женщиной.
Беременная женщина не должна была есть:
сухожилия – чтобы при родах не было судорог.
мясо похоронных животных – тк ребенок мог не родиться и спать в утробе матери 3 года или же, родившись, стать заикой или немым.
голову и внутренности водоплавающей птицы, убитой из ружья – удача отвернется от убившего птицу охотника.
Ранее рассказывал о пищевых запретах на Вологодчине.
А здесь советы-табу для беременных на Вологодчине.
#Саха #этнография #хозяйство #вера #запискивбукваре
Принято выделять 4 группы табу: общие, детские, женские, табу для беременных женщин.
Общие запреты на употребление:
мясо хищных птиц – тк эти птицы связаны с миром злых духов и являются тотемами.
кусок пищи, упавший на землю утром – от этого можно заболеть, тк на кусок собирается все нечистое и злое, такой кусок нужно бросить в огонь.
Нельзя есть левой рукой – равносильно испитию собственной крови.
Запрещено громко говорить и шуметь над только сделанной и не готовой кумысной закваской – влечет смерть закваски.
Дети не могли есть:
головной мозг, селезенку
основание хвоста – чтобы, оказавшись на чужбине в качестве жениха или невесты, не издать неприличный звук.
основание и кончик языка – чтобы не быть болтливым и агрессивным.
мышцы, голени, бедер – чтоб в будущем не мучаться судорогами этих мышц.
Женщине запрещалось употреблять в пищу:
мясо чаек, поганок, гагар – в противном случае мог родиться ребенок с дефектами речи или с вывернутыми ногами.
налима и медведя – восходит к поверью, что медведь в глубокой древности был женщиной.
Беременная женщина не должна была есть:
сухожилия – чтобы при родах не было судорог.
мясо похоронных животных – тк ребенок мог не родиться и спать в утробе матери 3 года или же, родившись, стать заикой или немым.
голову и внутренности водоплавающей птицы, убитой из ружья – удача отвернется от убившего птицу охотника.
Ранее рассказывал о пищевых запретах на Вологодчине.
А здесь советы-табу для беременных на Вологодчине.
#Саха #этнография #хозяйство #вера #запискивбукваре
Сегодня в день памяти апостола и евангелиста Матфея хочется рассмотреть интересный казус иконографии, связанный с изображением апостола Матфея в деревянной пермской скульптуре.
Здесь мы видим, что у апостола Матфея изображен на плече ангел (символ Матфея). Обычно же, в иконографии, за плечом апостола Иоанна Богослова принято изображать Ангела – Софию Премудрость Божию, диктующую ему священный Текст.
Здесь правая рука евангелиста Матфея приподнята, ладонь прикасается к устам, как бы призывая к молчанию. Традиционно же, таким образом изображается апостол Иоанн Богослов «в молчании». Такое сходство жестов уникально в иконографии и встречается лишь в коллекции Великоустюгского музея, где также изображен именно апостол Матфей с поднесенной к устам ладонью.
В этом же случае, Матфей изображен с таким незавершенным жестом взволнованности и чудесной сосредоточенности, как бы прислушивающимся к своему внутреннему голосу, озарению.
#вера #этнография #иконография #скульптура #запискивбукваре
Здесь мы видим, что у апостола Матфея изображен на плече ангел (символ Матфея). Обычно же, в иконографии, за плечом апостола Иоанна Богослова принято изображать Ангела – Софию Премудрость Божию, диктующую ему священный Текст.
Здесь правая рука евангелиста Матфея приподнята, ладонь прикасается к устам, как бы призывая к молчанию. Традиционно же, таким образом изображается апостол Иоанн Богослов «в молчании». Такое сходство жестов уникально в иконографии и встречается лишь в коллекции Великоустюгского музея, где также изображен именно апостол Матфей с поднесенной к устам ладонью.
В этом же случае, Матфей изображен с таким незавершенным жестом взволнованности и чудесной сосредоточенности, как бы прислушивающимся к своему внутреннему голосу, озарению.
#вера #этнография #иконография #скульптура #запискивбукваре
Очаровательного старика пасечника из Воронежской губернии Задонского уезда 1908 г. всем нам перед грядущей рабочей неделей.
#Русский_Север #этнография #география #фотография #запискивбукваре
#Русский_Север #этнография #география #фотография #запискивбукваре
Только абсолютно антихристианская эпоха богоборческого советского периода могла породить такой парадокс – музеи атеизма сохранили множество православных святынь.
Так случилось и с надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря 1601 г. постройки. Благодаря устроенному в этой церкви музею (1925-1937), призванного бороться с «религиозным дурманом», сохранилось прекраснейшее дореволюционное внутреннее убранство.
Даже в этой, казалось бы безпросветной кровавой лагерной тьме, Бог сберег напоминание о святости этих мест.
Каждый раз, находясь здесь, живо ощущаю, что Соловки – это место человеческого подвига и свидетельство способности человека к преодолению всех мыслимых и немыслимых трудностей.
#Соловецкий_монастырь #Соловки #храмостроение #келейное #вера #запискивбукваре
Так случилось и с надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря 1601 г. постройки. Благодаря устроенному в этой церкви музею (1925-1937), призванного бороться с «религиозным дурманом», сохранилось прекраснейшее дореволюционное внутреннее убранство.
Даже в этой, казалось бы безпросветной кровавой лагерной тьме, Бог сберег напоминание о святости этих мест.
Каждый раз, находясь здесь, живо ощущаю, что Соловки – это место человеческого подвига и свидетельство способности человека к преодолению всех мыслимых и немыслимых трудностей.
#Соловецкий_монастырь #Соловки #храмостроение #келейное #вера #запискивбукваре
Соловки – это антиминс под открытым небом, здесь вся земля покрыта кровью мучеников.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
___________________
Более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – цвет нации — прошли через СЛОН и СТОН. Многие так и остались покоиться на Соловках: замученные, но не предавшие Бога и свою совесть.
#Соловецкий_монастырь #Соловки #Русский_Север #вера #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
___________________
Более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – цвет нации — прошли через СЛОН и СТОН. Многие так и остались покоиться на Соловках: замученные, но не предавшие Бога и свою совесть.
#Соловецкий_монастырь #Соловки #Русский_Север #вера #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Колода для домовины (гроба) у дома – в Бурятии знак проживания в нем стариков.
#этнография #география #фотография #запискивбукваре
#этнография #география #фотография #запискивбукваре
И в XIX в. знали о ярких обложках. Виды Транссиба.
Уже не в первый раз говорю об особом внутреннем чувстве необходимости присутствия Бога в каждый момент жизни русского человека. А потому особенно приятно видеть фотокарточки вагона-церкви, построенного на Путиловском железоделательном заводе в ознаменования рождения Великой Княжны Ольги Николаевны. Освящение церкви произошло 14 ноября 1895 года в день святого крещения Великой Княжны.
И конечно же прекрасные станции. Думаю, нужен отдельный пост, посвященный развитию железных дорог в России.
#Сибирь #этнография #география #фотография #запискивбукваре
Уже не в первый раз говорю об особом внутреннем чувстве необходимости присутствия Бога в каждый момент жизни русского человека. А потому особенно приятно видеть фотокарточки вагона-церкви, построенного на Путиловском железоделательном заводе в ознаменования рождения Великой Княжны Ольги Николаевны. Освящение церкви произошло 14 ноября 1895 года в день святого крещения Великой Княжны.
И конечно же прекрасные станции. Думаю, нужен отдельный пост, посвященный развитию железных дорог в России.
#Сибирь #этнография #география #фотография #запискивбукваре
Сегодня мы отмечаем прекрасный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Традиционно, хочу показать очаровательные примеры иконописи, посвященные этому дню.
Первым мы видим икону «Введение Богородицы во храм» со св. Вонифатием, Фотинием, Нифонтом и Ануфрием, написанную в Мстёре в конце XIX в. Разница живописных техник, соединившаяся в этом образе создает совершенно особенное внутреннее пространство.
Второй образ XVII в. из Обонежья примечателен изображением апокрифического сюжета в верхней части иконы, согласно которому Марии являлся ангел, ведущий с ней беседы, предуготовляя Марию к Благовещению. Еще одна деталь особенно мила нашему взору – врата Иерусалимского храма на этой иконе очень однозначно напоминают Царские врата алтаря нашего русского православного храма.
#Русский_Север #Владимир #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Традиционно, хочу показать очаровательные примеры иконописи, посвященные этому дню.
Первым мы видим икону «Введение Богородицы во храм» со св. Вонифатием, Фотинием, Нифонтом и Ануфрием, написанную в Мстёре в конце XIX в. Разница живописных техник, соединившаяся в этом образе создает совершенно особенное внутреннее пространство.
Второй образ XVII в. из Обонежья примечателен изображением апокрифического сюжета в верхней части иконы, согласно которому Марии являлся ангел, ведущий с ней беседы, предуготовляя Марию к Благовещению. Еще одна деталь особенно мила нашему взору – врата Иерусалимского храма на этой иконе очень однозначно напоминают Царские врата алтаря нашего русского православного храма.
#Русский_Север #Владимир #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре