БУКВАРЬ
2.94K subscribers
1.66K photos
58 videos
2 files
464 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
«Голое молоко» – так называли не разбавленное водой молоко на Вологодчине. Встретил такое упоминание в одном из рецептов, описывающих календарные празднества, приуроченные к Троице.

#Русский_Север #Вологодчина #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
«Бандерлоги наследия»: награда найдет разрушителей

Дорогие, скоро в России появится антипремия для вандалов от чиновничества и бизнеса. Награждать будут за уничтожение историко-культурного наследия. Учредители антипремии хотят назвать ее номинантов именем обезьян из книги Редьярда Киплинга – Бандерлоги наследия.

На круглом столе в Госдуме, посвященном ужесточению уголовного преследования за разрушение культурного наследия, представители общественной инициативы «Культурный фронт – За Правду» презентовали антипремию «Бандерлоги наследия».

Номинировать на антипремию будут по заявкам общественности и данным силовых ведомств. Присутствоваший на круглом столе прокурор отдела Управления общего надзора Генпрокуратуры Вадим Шишкин заявил о готовности своего ведомства предоставить полный доклад по всем случаям нарушения законодательства в области культурного наследия. Дмитрий Кузнецов, руководитель «Культурного фронта» рассказал подробнее о новой инициативе.

«Есть рабочее название – «Бандерлоги наследия», механизмы голосования и вручения пока обсуждаются, но совершенно точно, что при выдвижении претендентов будут использованы материалы уголовных дел и прокурорских наработок. Фактически прокуроры выступят номинаторами антипремии, или, если мы сейчас обращаемся к разрушителям наследия – вашими номинаторами. Со своей стороны, мы обращаемся ко всем неравнодушным к судьбе российской культуры – присылайте ваши предложения по номинациям сайт: бандерлогинаследия.рф
Отдельно обращаюсь к градозащитным сообществам – приглашаем вас к участию в оргкомитете и жюри премии».

Выдвижение на антипремию и народное голосование начнется летом. Церемония вручения запланировано на сентябрь.
Отношение к таинствам в Олонецкой губернии XVIII–начале ХХ вв. было весьма любопытным.

Самым популярным таинством являлось венчание, за совершение которого прихожане, как правило, щедро платили. Важно понимать, что контроль за заключением брачного союза был жестким и осуществлялся не только священнослужителями, но и прихожанами. Даже старообрядцы признавали святость православного венчания, а потому регулярно называли себя православными для совершения таинства. Однако все случаи тщательно расследовались, хотя и здесь было место клевете, подкупу и обману.

Чуть слабее контролировались погребение и крещение: прихожане эти обряды считали скорее второстепенными. В этих случаях прихожане далеко не всегда шли на уступки в вопросах, связанных с оплатой. Крещение и погребение контролировал только священник, без особой помощи прихожан.

Наименее значимым оставалось на протяжении всего изучаемого периода таинство исповеди. Любопытно, что в отношении исповеди порядок оплаты стал обратным: крестьяне платили за предоставляемую священником возможность НЕ участвовать в обряде. Исповедь была проблемой и обременением для крестьян, живущих вдали от приходской церкви. Крестьяне решали откупиться, заплатить священнику и не ездить в церковь.

На основе материалов: М. В. Пулькин // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири : сб. ст. памяти Ю. Ю. Сурхаско. – Петрозаводск, 2009

#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
В силу склонности жителей Русского Севера к расколу Синод в 1775 г. издал указ, в котором предусматривался ряд мер против незаконных браков. Лица всех званий и сословий должны были, согласно этому указу, венчаться только в приходской церкви жениха или невесты, за нарушение этого правила священников лишали сана.

Для усиления контроля за прихожанами распространялась система, при которой крестьянин не мог обратиться к другому священнику в том случае, если притязания «своего» батюшки казались непомерными.

Предписывалось «умерших крестьян, их жен и детей мертвых при состоящих в волостях и деревнях часовенных кладбищах без ведома священников отнюдь никому ни под каким видом не погребать, а относить оные мертвые тела всем для такового погребения по церковночиноположению к святым церквам».
____________
Это натолкнуло на следующие мысли и вопрос. Различные периоды истории христианства показывали, что Церковь становилась либо «всем для всех» (развивалась духовная миссия), либо уделом избранных (замыкалась на приходах), и такое положение дел было циклично.
В чем будущее православной миссии? Не пора ли по-настоящему выходить с проповедью за церковную ограду? Или необходимо сконцентрироваться на развитии приходской жизни с верными?

Хочется спросить авторитетного мнения @kartezianec @alsedanilov @chudo_iva @churchslavic @evgeniya_e_zh @batluter @eto_b

Свои мысли изложу чуть позже.

#Русский_Север #вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Дорогие, как вы помните, 10 июня 2021 года состоялась III научно-практическая конференция "Роль монастырей в формировании социокультурного пространства окружающих территорий".
По приглашению дорогой @evgeniya_e_zh получилось принять участие в секции «Миссия Церкви в современном мире».

https://youtu.be/88dlygp3QtQ?t=10361
Очень рад, что недавние наши вопросы оказались стоящими обсуждения. Безусловно, поставленные вопросы отчасти провокационны, но считаю это важным для выработки концептуальных ответов.

Очень прошу читать развернутые ответы наших дорогих коллег для изучения полноты позиции.

Согласен со мнениями уважаемой Евгении Жуковской (https://yangx.top/evgeniya_e_zh/3783) и Православного футуролога (https://yangx.top/pravfut/129) в части необходимости качественного воцерковления невоцерковленных крещенных и превращения технических христиан в христиан евхаристических. Сосредоточиться на продвижении тренда общинности в противовес концепции «супермаркета духовных услуг», возрождая раннехристианскую традицию. Но в таком случае, действительно, возникают дополнительные сложные вопросы выборности духовенства, десятины и роли мирянина в церковной жизни.

Дорогой Научпоп (https://yangx.top/alsedanilov/464) справедливо же ратует за активность мирян через экспериментальные миссионерские проекты. Действительно, молодежь ждет от пастырей разговора на равных, а не с позиции «безоговорочного гуру». Мы уважаем авторитеты и признаем их, но порой именно авторитет собеседника делает невозможной конструктивную дискуссию.

Канал Быть (https://yangx.top/eto_b/3755) также видит за молодыми активными мирянами – будущее миссии, потому как институциональные миссионеры все более уходят в тень из-за внутрицерковной критики.

Здесь интересным мне видится общее место – ведущая роль мирян в осуществлении миссии и проповеди. На этом сходятся как священнослужители, так и активные миряне. Широкое поле для размышлений и своего рода карт-бланш на реализацию просветительских и миссионерских проектов со стороны полных энтузиазма неравнодушных общин верных.

Будем творить и созидать!

#вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Дорогие, начнем заранее готовиться к встрече прекрасного православного праздника – Троицы, а потому несколько слов о том, что же это за праздник в народной традиции.

Троица – крупнейший летний праздник. В деревнях Вологодчины была распространена традиция обхода дворов для сбора яиц. «На Троицу яйца соберут и селянку делают на уличном костре. Делают её на большой сковороде. Туда и масла накладут, и яиц набьют. Хлеб с собой из дому берут и сидят, едят. Раньше большинство делали на масле топлёном».

Главная отличительная черта праздника – внутреннее и внешнее украшение домов ветками берез или сделанными из них кольцами. К Троице дети подметали улицу возле своего дома. Там же ставили выкопанную или срубленную березку — ее сажали в выкопанную ямку и поливали.

В Нименьге к празднику Троицына дня крестьяне замачивают горох, чтобы он пророс. С этим горохом они отправляются в храм и несут его в особых платках. Горох после службы весь день носят в платках и угощают друг друга, особенно молодые девушки приглянувшихся парней.

В деревнях Ояти и Прионежья этот день переплетался с элементами скотоводческих культов. Так к пастухам было особое отношение: хозяева дарили им яйца, кормили праздничными угощениями. Интересно, что происходило это в хлеву.

Среди пожилых вепсов обязательным обрядом остается посещение могил умерших родственников в Троицкую субботу, что днем ранее самой Троицы, но молодежь игнорирует подобную традицию и посещает могилы и в воскресный день. На Вологодчине также ходили на кладбище в саму Троицу: варили холодец и зеленые щи, пекли пироги и рогули, с которыми шли на кладбище; сготовленное оставляли на могилах вместе с небольшими березками и веничками.

О других обрядах и традициях этого праздника мы писали ранее: https://yangx.top/zapiskivbukvare/462

#Русский_Север #Архангельская_область #Вологодчина #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
Мы неоднократно рассказывали о погребальных традициях и обрядах, но в этот раз обычай касается лошадей, а именно – коней, на которых ездят верхом.

Такого коня, когда он помирает, кладут на дровни (даже если лето) и вывозят как покойника головой назад в поле, где зарывают его возле дороги. На эту могилу опрокидываются дровни и обносят эту землю крепкой изгородью. Даже если дровни новые, их никто никогда не трогает. Они оставляются на тление от времени.

#Русский_Север #Вологодчина #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Сегодня мы празднуем один из самых значимых праздников православной Церкви – Троицу или Неделю святыя Пентикостии (Пятидесятницу).

О народной обрядности этого праздника мы рассказывали ранее (https://yangx.top/zapiskivbukvare/462; https://yangx.top/zapiskivbukvare/1125), а сегодня, по традиции, предлагаю Вам замечательные образы сего дня.

С праздником, дорогие!

1. Невьянск, 1894 г.
2. Частное собрание, Нижний Новгород, середина XVIII в.
3. Поморские земли Соловецкого монастыря, вторая половина XVII в.
4. Кемь, XVII в.
5. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, 1497 г.

#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Прекрасная подборка сохранившихся и отреставрированных видео сюжетов о Москве 1908 года.
Вода и снег. Все что надо для услаждения взора в эту лютую московскую жару.

https://youtu.be/PeK1uzC4LtU

#горожанин #Москва #этнография #хозяйство #запискивбукваре
Народная православная обрядность во исцеление души и тела у Вытегорских Кондужских крестьян.

Для излечения одержимых эпилепсией (припадками родимца) берут воду из ручья тремя медными крестами по девять раз и потом этой водой поят болезного;

Для врачевания падучими болезнями, также берут водицу из ручьев только медными створцами и черпают ПРОТИВ течения, тогда как в первом случае нужно взять воду исключительно ПО течению.

Большинству из вас уже известны примеры, когда для обретения исцеления народ омывал иконы и пил эту водицу. Но когда же наступает сильная и особо опасная болезнь, прибегают к следующему средству врачевания, на которое остается уповать, – церковному колоколу. Его омывают водой, собирают эту воду и поят ею болезного, иногда моют. Народ верит, что вскоре после этого действия больной либо упокоится на пажитях злачных, либо непременно исцелится.

#Русский_Север #Вологодчина #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
В 1900 г. съезд благочинных Олонецкой епархии обращал внимание на недопустимые нарушения при исполнении таинства брака.

Так, иерархи обращали внимание на «древне-языческий, противный церковным канонам и законам гражданским обычай», в соответствии с которым осуществлялись похищения невест прямо на улицах городов. Стоит ли говорить, что похитители редко действовали с согласия невесты и ведома ее родителей.

Нередко браки заключались без родительского благословения. Съезд благочинных предписывал священникам «таких браков решительно не венчать и всею силою пастырского слова убеждать прихожан оставить такой дикий и совершенно не согласный с духом Святой православной веры и законом гражданским обычай».

Вообще, большое число замужеств действительно заключалось в обход благочестия, о чем писали ранее: https://yangx.top/zapiskivbukvare/1080

#Русский_Север #семья #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Как же ладно раньше назывался отрезок времени в 7 дней – «седмица». Сейчас мы называем это «неделей». Но ведь абсурдно работать в отрезок времени, называемый таким образом.

«Неделей» же в древнерусском звали воскресный день, ведь в праздник не делают работы.
Отсюда и логика «понедельника» – дня после «недели» (воскресенья).
_________
Совершенно осознаю, что вы это и так знаете, но все же иногда как нахлынет, нет сил не возмутиться укоренившейся мешанине.

#душеполезное_чтение #насонгрядущий #келейное #вера #запискивбукваре