БУКВАРЬ
2.94K subscribers
1.67K photos
58 videos
2 files
464 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
Обмирания – рассказы о посещении душой человека того света в состоянии летаргического сна или обморока. В таком состоянии человек видит себя на том свете. Рядом оказывается спутник, который водит его по загробному миру, показывая и объясняя муки грешников и блаженство праведников. При этом обмерший может общаться с почившими, среди которых он часто встречает знакомых и родственников. В момент возвращения с того света человек просыпается или приходит в сознание.

Каждое русское обмирание делится на 3 части:
1. Рассказ о ситуации обмирания и “отживания” (пробуждения), реакции окружающих на казус (уснувший часто почитается за умершего), указание на количество дней, проведенных в состоянии летаргического сна (1, 3, 6, 7, 9, 12, 14, 40);
2. Пересказ виденного на том свете;
3. Рассказ о том, как повлияло обмирание на дальнейшую жизнь человека. В большинстве своем обмирания непродолжительны, но иногда они представют в виде подробных, законченных, сюжетно оформленных повествований.

«У моего папки, у брата женка была обмерши. Мне тогда было годов шесть. Она умерла. Гроб сделали. Хоронить надо. Пошли за попом. А он пришел, взял зеркало ей к носу поднес. И ето зеркало запотело. Он говорит: «Она живая. Нельзя хоронить». Стал читать молитву. Все шесть дней она лежала в гробу. Все стоят и плачут – обмерла. Будет она жива или не будет жива? Она не старуха еще была. А так, годов тридцать пять. Все смотрят: встает она. В какое время обмерла, в такое и встала она. Она говорит: «А что со мной? Чего вы меня в гроб положили?» Тут ей стали говорить, что т ы обмерши была. Все она рассказала, а три слова, говорит, я не скажу, а если скажу, то умру. «Мне нельзя, мне сказали, нельзя говорить эти три слова». Что поп не говорит три слова, то и покойник, обмерший не скажет. Рассказывала, как ее там водили. Она аборты делала, померши у нее много было детей. «И, — говорит, — привели, и мои дети сидят, кашу ядут, которые крещеные. А которые некрещеные... — говорит, — какой непростительный грех некрещеных хоронить. Некрещеные мучаются, есть им не дают, страдают, по воды все плавают, голодные, которым аборты сделали». Вот и рассказывала, какой непростительный грех. Сама она блядюга была, эта баба. Рассказывала, как ее по горам водили, рассказывала, как на том свете. Весь свет стоит, там живут покойники, все равно живут, которые крещеные. А некрещеные совсем в другую сторону, если некрещеные люди. Потому свет у ее поп водил. Тамошний поп, покойник там. Родственников своих умерших там встречала, все работают, все делают, как и тут. Потом у нее все дети крещеные были. Она там спала, и как она там спала, так она тут проснулася». (дер. Старое Волокского сельсовета Торопецкого района Тверской области в 1988 г.)

#вера #загробныймир #хозяйство #запискивбукваре
Часовня Сошествия Святого Духа
д. Типиницы (Задняя), Медвежьегорский р-н, Республика Карелия
1870 г.
Как добраться: с дороги 86К-142 Толвуя – Великая Губа свернуть на Типиницы, часовня на северной окраине села слева от дороги.

#Русский_Север #Карелия #храмостроение #вера #запискивбукваре
Соловецкая обитель
1916 год
Фото: Сергей Прокудин-Горский

В начале XX века Соловецкий монастырь принимал до 15 тысяч паломников ежегодно. Перевозили богомольцев через Белое море монастырскими судами (как и сейчас), с одним из которых прибыл на острова и наш любимый Прокудин-Горский.

#Русский_Север #Соловки #этнография #запискивбукваре
​​​​Обряд «перепекания ребенка» в Кичмено-Городецком районе Вологодчины был нацелен на исцеление и уход за недоношенным дитя и выглядел так: Знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда трижды на хлебной лопате ребенка. Обычно так поступали с младенцами, больными рахитом или «собачьей старостью» (атрофией).
Перепекание являлось крайней мерой, после применения которой младенец должен был либо умереть, либо выздороветь.

Повивальные бабки играли огромную роль в жизни молодой матери и новорожденного.

Часть 1.
Новорожденного недоношенного ребенка повитухи впервые вносили в дом, где он будет жить, с такими словами: «Терпи холод, терпи голод! Как эта стопа стоит спокойно и угомонно, держит пол, потолок и крышу, так ты, младенец, будь спокоен, угомонен, бодр и силен от века и до века».

После того как дом «задобрен», ребенка вносят в избу и клали его поперек стола со словами, опять произносимыми трижды: «Батюшка стол-святой престол, хлеб и соль на нем, поить и кормить наше дитя и все наше семейство». Обращение к столу не случайно: со столом связан и переход человека в мир иной. Разница в том, что покойника укладывали вдоль стола, а новорожденного ребенка — поперек. Возможно, это делалось для того, чтоб «воспрепятствовать» смерти. Стол «поддерживает» жизнь человека: кормит, поит его; на него ставят хлеб-соль. Упоминание в заговоре хлеба и соли играло роль емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.

После «общения» со столом, на котором был уложен младенец, знахарка начинала обрядовые действия с лентой. Лента в данном случае выполняет роль оберега, тождественного поясу. Пояс как амулет, магический атрибут играл большую роль в язычестве. Он символически делит человеческое тело на две половины - земную и небесную, нечистую и чистую и выполняет функцию защиты от злых сил. Считалось, что неопоясанный ребенок может умереть.

#Русский_Север #Вологодчина #хозяйство #семья #запискивбукваре
Поморское село Ковда.
Кандалакшский район, Мурманская область
1887 г
. и наши дни
Фото Я. И. Лейцингера (1887)

#Русский_Север #Мурманская_область #география #запискивбукваре
​​Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь в начале XX века был одним из главных женских монастырей России, в нем проживали до 700 насельниц. Обитель называли "Северной женской лаврой", а ее настоятельницу Таисию (Солопову) - "игуменией всея Руси" за ее труды. Сегодня над монастырем - волны Рыбинского водохранилища, в начале 1940-х годов эта территория была затоплена.
 
Удивительно, но всё, что произойдет с обителью, игумения Таисия предвидела еще в конце XIX века, о чем рассказала в своих "Записках". Во сне она увидела затопление монастыря бескрайним морем, причем море было "наливное, а не самобытное". Предрекала игумения и последующее возрождение обители… В 2016 году в селе Мякса у Рыбинского водохранилища был основан Ново-Леушинский монастырь.
 
На фото: Леушинский монастырь в период расцвета в начале ХХ в.
У жителей Зырянской земли существует поверье, что покойник может «находить на дом» – причинять дому всевозможные бедствия. Потому умерших в Зырянском краю поминают очень часто.

Особенно поминают в Семик (Троицу для умерших), отмечаемый за три дня до Троицы. В этот день из каждого дома должен кто-нибудь явиться на могилы родственников. Все являются с какими-либо кушаньями, например, с черинянем (пирогом с рыбой), селянкой, яйцами и мясом. При том заботятся, чтобы все было принесено на могилу в горячем виде, так как верят, что пар от пищи питает умерших. Кто-то приносит вместе с тем брагу и вино, и, сделав небольшое в могиле углубление, льют туда напитки, угощая умерших родных и с целью избавиться от «находа на дом» усопших, которое по мнению зырян влечет за собой множество болезней.

Узнают, кто именно «нашел на дом» через знахарей, именуемых чер-эшланщиками (топоровешателями), называемых так по обряду, который они совершают для распознания лица, «нашедшего на дом». Чер-эшланщик берет несколько таинственной соли, хранящейся на такие случаи на божнице, бросает ее на раскаленные угли в горшок, вешает на гайтан (на фото) топор с топорищем и, держа его таким образом, молится, перечисляя имена умерших, известных ему родных и знакомых. Если во время такого перебора имен умерших, при чьем-нибудь имени топор начинает колыхаться, то это, по мнению зырян является знаком, что конкретно это лицо и «нашло на дом».

#Русский_Север #вера #хозяйство #Коми #запискивбукваре
Прялки
с. Керчомья (Верхняя Вычегда), Республика Коми
Конец XIX – начало ХХ вв.

Источник : Путешествие В. Кандинского к зырянам в 1889 г. / сост. И. Н. Котылева. – Сыктывкар, 2013. – С. 59

#Русский_Север #Коми #хозяйство #запискивбукваре
Драга
Металл, 33,5 х 13,0 х 16,0 см
Беломорский район, Республика Карелия
1930-1960 гг.

Металлические грабли, которыми заготовляют морские водоросли (преимущественно - фукус). В драгу вставляют 5-7м шест. Добывают водоросли с карбаса во время отлива.

#Русский_Север #хозяйство #Карелия
Перевод руны «Во славу коммунизма»
с. Ухта, Республика Карелия
196
3 г.
Автор: Михеева Мария Ивановна

Мария Ивановна Михеева родилась в 1884 году в крестьянской семье в деревне Алаярви Калевальского уезда Архангельской губернии. От отца переняла свой талант сказительницы и изучила народные сказки и руны. В молодости Мария Ивановна также научилась финской грамоте.
По итогам экспедиций ею было записано около 100 сказок, которые вышли в свет в сборнике «Карельские народные сказки» (1949 г.).

Помимо сказок и рун Мария Ивановна создала ряд песен на советскую тематику, в которых прославлялись достижения СССР и народного хозяйства. Ее песни были публиковались в газете «Тотуус», журнале «Пуналиппу», а также вошли в сборник «Карельские эпические песни» (1950 г.), изданный Академией Наук СССР.
Песня «Во славу коммунизма» была написана на финском языке и посвящена полету Юрия Гагарина в космос.

#Русский_Север #Карелия #этнография #запискивбукваре
Друзья, для тех людей, кто занимается изучением фольклора не будет откровением, что такое ТОПО. Для тех же, кто еще не знаком с этим явлением, хотим рассказать.

ТОПО или Творческое объединение ПОД ОБЛАКАМИ - это десять друзей из разных городов и разных профессий, которые очень любят русскую музыкальную культуру.

Сам коллектив формировался постепенно, обрастая все новыми знакомствами на различных фольклорных тусовках (фестивалях, вечерках в городе, концертах). Теперь же это компания друзей, готовых в любой момент собраться вместе попеть, потанцевать и просто побыть рядом друг с другом.

В 2015 году ребята из ТОПО поехали на Русский Север с Общим делом (также любим это движение всем сердцем) в качестве волонтеров, где давали концерты, играли с местными детьми в русские традиционные игры, проводили мастер-классы по игре на балалайках. За две недели ребята из ТОПО проехали более восьми населенных пунктов Онежского района Архангельской области. На самодельных афишах они так и писали «Под облаками».

По возвращении из экспедиции название так и закрепилось. Кроме того, эта поездка влюбила ребят в Русский Север. Сами ребята говорят что это любовь не такая, как люди любят море или горы, это что-то особенное, объединяющее всех нас. А ведь и правда, я сам считаю, что эта любовь шире чем просто любовь к красоте – это любовь к сути места.

После своей первой поездки на Север ТОПО возвращалось туда каждое лето. И именно там родилась идея вовлечь в путешествие городскую молодежь. Безумно важно достучаться до современного молодого человека, ничего не знающего или имеющего скудное представление о своей родной культуре. Так появился Фолк-кемп на Русском Севере 2019. В связи с тем, что большинство ребят объединения являются специалистами в области этнографии, культурологии и этномузыкологии, было решено совместить приятное с полезным и организовать своего рода летний лагерь для молодежи, где ребята могли бы познакомиться с основами традиционной культуры в теории и на практике. На мой взгляд ребята из ТОПО прекрасно реализовали этот проект.

Для нас «Под облаками» – это явление, которое вдохновляет и дарит возможность оказаться в самой сути русской национальной культуры. Думаю, что нам повезло иметь друзей «под облаками» и мы обязательно создадим совместный проект, участие в котором сможет принять каждый наш дорогой читатель.

https://www.instagram.com/pod_oblakami
Косарь
Кондопожский район, Республика Карелия
XIX в.

Косарь – нож для срезания ветвей с деревьев.
Часто использовался для заготовки листа для кормления скота. Также косари использовали для рубки кустарника и мелких деревьев при разработке подсеки.

#Русский_Север #Карелия #хозяйство #этнография #запискивбукваре