День четвёртый
Сегодня подъем дался нелегко, но служба прошла легче, чем обычно. Я начинаю привыкать к такому длительному молению.
Искренне благодарен брату Григорию, который уезжая оставил мне сапоги, кожаные ботинки и сандалии для труда. Теперь мои ноги меньше болят на службе. Только здесь я понял, что значит плоскостопие. В городской жизни плоскостопие- просто факт для военкомата.
С завтрашнего дня я начинаю косьбу на северо-западном монастырском склоне. Трудность в том, что на склоне тяжело косить обычной косой. Но, уверен, я освоюсь.
В воскресенье мы не работаем, но коровы не должны голодать, поэтому в субботу я должен буду заготовить им траву на два дня.
Сейчас перевожу дух, напиваясь чаем после косьбы и собираюсь выдвигаться в келию, а потом на обед.
На послеобеденном разводе было решено идти на лесопилку и разгребать амбар для подходящего в течение нескольких дней 300 кубометров леса.
Недолго я занимался лесом, поступило экстренное задание в монастыре перетаскать 1 тонну муки (20 мешков по 50 кг). Неудивительно, что среди братии нет тучных людей. Монастырский быт не даёт расслабиться и запустить себя. Нужно всегда быть готовым к выполнению задач самого разного профиля.
После работы один из трудников рассказал интересную историю. До захода в монастырскую бухту корабль проходит два небольших острова. Как выяснилось- один называется Песья луда, а второй Бабья луда. Так хозяева собак оставляли своих питомцев на острове и отправлялись в монастырь. Женщины же должны были вернуться до захода солнца на «Бабий остров» ночевать, дабы не вводить в искушение братию монастыря.
Сегодняшняя вечерняя служба была особенной- с панихидой по усопшим. Я смог помолиться со всей братией за своих усопших родных. Это очень важно и это очень помогает в трудные минуты тоски по ушедшим близким.
#Соловецкий_монастырь
#Соловки
#трудничество
#келейное
Сегодня подъем дался нелегко, но служба прошла легче, чем обычно. Я начинаю привыкать к такому длительному молению.
Искренне благодарен брату Григорию, который уезжая оставил мне сапоги, кожаные ботинки и сандалии для труда. Теперь мои ноги меньше болят на службе. Только здесь я понял, что значит плоскостопие. В городской жизни плоскостопие- просто факт для военкомата.
С завтрашнего дня я начинаю косьбу на северо-западном монастырском склоне. Трудность в том, что на склоне тяжело косить обычной косой. Но, уверен, я освоюсь.
В воскресенье мы не работаем, но коровы не должны голодать, поэтому в субботу я должен буду заготовить им траву на два дня.
Сейчас перевожу дух, напиваясь чаем после косьбы и собираюсь выдвигаться в келию, а потом на обед.
На послеобеденном разводе было решено идти на лесопилку и разгребать амбар для подходящего в течение нескольких дней 300 кубометров леса.
Недолго я занимался лесом, поступило экстренное задание в монастыре перетаскать 1 тонну муки (20 мешков по 50 кг). Неудивительно, что среди братии нет тучных людей. Монастырский быт не даёт расслабиться и запустить себя. Нужно всегда быть готовым к выполнению задач самого разного профиля.
После работы один из трудников рассказал интересную историю. До захода в монастырскую бухту корабль проходит два небольших острова. Как выяснилось- один называется Песья луда, а второй Бабья луда. Так хозяева собак оставляли своих питомцев на острове и отправлялись в монастырь. Женщины же должны были вернуться до захода солнца на «Бабий остров» ночевать, дабы не вводить в искушение братию монастыря.
Сегодняшняя вечерняя служба была особенной- с панихидой по усопшим. Я смог помолиться со всей братией за своих усопших родных. Это очень важно и это очень помогает в трудные минуты тоски по ушедшим близким.
#Соловецкий_монастырь
#Соловки
#трудничество
#келейное
Белое море как концепт поморской языковой картины мира
Понятийный уровень: Белое море - жизнь во всем ее разнообразии.
Образный уровень: Море тебя кормит, и ты его уважь; Море закалку дает и телу, и сердцу; Морем живем, ему песни поем.
Ценностный уровень: Белое море - созидательная сила двойственного содержания: друг-враг, кормилец-беда, батюшко-горюшко.
Преобладает все же положительное отношение и восприятие Белого моря: Батюшко родной, море Белое, любование наше. Мы, поморы, по Морю живем, у его закон твердый.
Белое море - в первую очередь, место промысла, поэтому интересно формируется синонимический ряд: промысел-труд-необходимость-привычка-интерес-жизнь.
Белое море - живой организм, проявляющий свою активность (морюшко играет, выходит на берег), обладающий своей волей (лютует кормилец наш, грохочет), наполненный эмоциональным содержанием (сердится, хмурится, дичает).
#Русский_Север
#этнография
#Белое_море
Понятийный уровень: Белое море - жизнь во всем ее разнообразии.
Образный уровень: Море тебя кормит, и ты его уважь; Море закалку дает и телу, и сердцу; Морем живем, ему песни поем.
Ценностный уровень: Белое море - созидательная сила двойственного содержания: друг-враг, кормилец-беда, батюшко-горюшко.
Преобладает все же положительное отношение и восприятие Белого моря: Батюшко родной, море Белое, любование наше. Мы, поморы, по Морю живем, у его закон твердый.
Белое море - в первую очередь, место промысла, поэтому интересно формируется синонимический ряд: промысел-труд-необходимость-привычка-интерес-жизнь.
Белое море - живой организм, проявляющий свою активность (морюшко играет, выходит на берег), обладающий своей волей (лютует кормилец наш, грохочет), наполненный эмоциональным содержанием (сердится, хмурится, дичает).
#Русский_Север
#этнография
#Белое_море
Соловецкие острова. Семиотическое культурное пространство
Семиотика культуры Соловецких островов представлена топонимической системой, состоящей из русских топонимов, с включением топонимов поморского языка. Среди названий островов Соловецкого архипелага сохранилось незначительное число топонимов прибалтийско-финского происхождения, топонимов саамского и самодийского языков- острова Большая и Малая Муксалма, а также пролив Муксаломская Салми, расположенный между островами Большая Муксалма и Анзерский.
Топоним Муксаломская Салми - сложный, состоит из двух прибалтийско-финских слов: прилагательное+существительное (фин. salmi "пролив"). Прилагательное "Муксаломская" образовано также из двух прибалтийско-финских слов: "мук" и "салми" - "Удобный пролив". Предполагаем, что изначально так назывался пролив, а позже острова, расположенные в этом проливе.
Отдельным массивом стоят ныне неизвестные топонимы, потерявшие изначальную форму и непонятные современному русскоязычному населению архипелага, что подтверждает их древность. Например, топоним Анзер (или Ванзер), который вероятно является сокращенным вариантом словосложения из субстратной основы и русского географического термина: прибалтийско-финской основы "Ванха" + русского географического термина "озеро" = Ванха-озеро.
Возможно, первоначально топоним имел форму Vanhajärvetsaari - "Остров Древних озер" (фин. saari "остров", фин. järvi "озеро", фин. vanha "древний").
Предполагаемая трансформация архаического топонима до современной формы: Vanhajärvetsaari - Vanhajärvetостров - остров Vanhajärvet - остров Vanhaозера - Vanhaозеро - Vanhaзеро - Vanhзеро - Vanhзер - Vanзер - Anзер - Ванзер - Анзер.
Недалеко от Большого Соловецкого острова находятся Заяцкие острова. Существует несколько объяснений происхождения топонима Заяцкий: по одному мнению, остров был назван так потому, что вблизи водились тюлени - морские зайцы; по другому мнению, острова сначала назывались Заедские - от слова "заехать"; третье мнение - острова были названы Заяицкие, т.к. туда ездили монахи за яйцами гагар и гаг (на наш взгляд это самая маловероятная версия, ведь хозяйство на Муксалме было надежным источником свежих яиц для монастырской кухни, что избавляло от необходимости искать альтернативные).
Топоним Заяцкий - происходит от саамского Siedi-saij, дословно- "Место Сейдов" или "Святое место". Впоследствии топоним претерпел следующие изменения: Sieidi-Seidi-Сиеди-Сейди-Сейды и Saij-Заij-Сайи-Зайи-Зайя-Зая-Заяц.
#Русский_Север
#Соловки
#этнография
#топонимика
#семиотика
Семиотика культуры Соловецких островов представлена топонимической системой, состоящей из русских топонимов, с включением топонимов поморского языка. Среди названий островов Соловецкого архипелага сохранилось незначительное число топонимов прибалтийско-финского происхождения, топонимов саамского и самодийского языков- острова Большая и Малая Муксалма, а также пролив Муксаломская Салми, расположенный между островами Большая Муксалма и Анзерский.
Топоним Муксаломская Салми - сложный, состоит из двух прибалтийско-финских слов: прилагательное+существительное (фин. salmi "пролив"). Прилагательное "Муксаломская" образовано также из двух прибалтийско-финских слов: "мук" и "салми" - "Удобный пролив". Предполагаем, что изначально так назывался пролив, а позже острова, расположенные в этом проливе.
Отдельным массивом стоят ныне неизвестные топонимы, потерявшие изначальную форму и непонятные современному русскоязычному населению архипелага, что подтверждает их древность. Например, топоним Анзер (или Ванзер), который вероятно является сокращенным вариантом словосложения из субстратной основы и русского географического термина: прибалтийско-финской основы "Ванха" + русского географического термина "озеро" = Ванха-озеро.
Возможно, первоначально топоним имел форму Vanhajärvetsaari - "Остров Древних озер" (фин. saari "остров", фин. järvi "озеро", фин. vanha "древний").
Предполагаемая трансформация архаического топонима до современной формы: Vanhajärvetsaari - Vanhajärvetостров - остров Vanhajärvet - остров Vanhaозера - Vanhaозеро - Vanhaзеро - Vanhзеро - Vanhзер - Vanзер - Anзер - Ванзер - Анзер.
Недалеко от Большого Соловецкого острова находятся Заяцкие острова. Существует несколько объяснений происхождения топонима Заяцкий: по одному мнению, остров был назван так потому, что вблизи водились тюлени - морские зайцы; по другому мнению, острова сначала назывались Заедские - от слова "заехать"; третье мнение - острова были названы Заяицкие, т.к. туда ездили монахи за яйцами гагар и гаг (на наш взгляд это самая маловероятная версия, ведь хозяйство на Муксалме было надежным источником свежих яиц для монастырской кухни, что избавляло от необходимости искать альтернативные).
Топоним Заяцкий - происходит от саамского Siedi-saij, дословно- "Место Сейдов" или "Святое место". Впоследствии топоним претерпел следующие изменения: Sieidi-Seidi-Сиеди-Сейди-Сейды и Saij-Заij-Сайи-Зайи-Зайя-Зая-Заяц.
#Русский_Север
#Соловки
#этнография
#топонимика
#семиотика
Лабиринт на Большом Заяцком острове.
Каменные лабиринты встречаются на Кольском полуострове, Соловках и побережье Карелии. На Русском Севере их называли "вавилонами".
Одна из гипотез их происхождения говорит, что это модель рыболовных ловушек для ловли рыбы во время отлива.
Я все же склонен считать лабиринты - неотъемлемым элементом обрядовой магии в мировосприятии древних саамов. Лабиринты - это Saivo (стар. саамское sai’vâ) - загробный мир, священные горы, где души усопших находят свой покой, наслаждаясь блаженством. Контур лабиринта призван напомнить об этих горах и быть вместилищем душ умерших. Ходы запутывались, чтобы усопшие не могли вернуться в мир живых.
#Русский_Север
#Соловки
#энтография
Каменные лабиринты встречаются на Кольском полуострове, Соловках и побережье Карелии. На Русском Севере их называли "вавилонами".
Одна из гипотез их происхождения говорит, что это модель рыболовных ловушек для ловли рыбы во время отлива.
Я все же склонен считать лабиринты - неотъемлемым элементом обрядовой магии в мировосприятии древних саамов. Лабиринты - это Saivo (стар. саамское sai’vâ) - загробный мир, священные горы, где души усопших находят свой покой, наслаждаясь блаженством. Контур лабиринта призван напомнить об этих горах и быть вместилищем душ умерших. Ходы запутывались, чтобы усопшие не могли вернуться в мир живых.
#Русский_Север
#Соловки
#энтография
Поселения Русского Севера XIX-XX вв
Типы поселения:
Погост - самый ранний тип поселений Севера. Имеет два значения: центральное поселение (погост-место) и административный округ (погост-волость).
В таком поселении строился храмовый комплекс или церковь, проводились мирские сходы и туда приезжали купцы для торговли.
Деревня - поселение земледельцев в 1-3, а позднее 10-15 дворов.
Село - центральное поселение с церковью.
Починок (новг. почин-"основанное новое поселение") - мелкое поселение, отделившееся от старой деревни из-за нехватки пригодных для сельского хозяйства земель.
Торговое поселение - тип поселений с уличной планировкой, находящихся на пересечении торгово-транспортных путей.
Промысловое поселение - промысловые стоянки на окраинных малонаселенных прибрежных территориях.
Монастырские поселения - поселение с особым внутренним устройством, архитектурной традицией и специальным видом хозяйствования.
Сенокосные ("летние") поселения - располагается на дальних крестьянских лугах (пожнях).
Русский Север был заселен по берегам озер, рек, Баренцева и Белого морей по ряду причин: для земледельческого населения было необходимым наличие пригодной для обработки земли, которая, в силу климатических особенностей, располагалась узкой полоской вдоль озер и рек; такое расположение позволяло ходить на промысел (рыбный или за морским зверем); водоемы являлись неотъемлемой частью транспортных путей.
На Севере были распространены различные типы расселения. Гнездовой тип характеризуется расположением деревень группами, а не в одиночку возле какого-либо естественного объекта: озеро, река, полуостров и тд.
Также поселения располагались кустовым типом, когда "местные деревушки ютятся невдалеке от села, образуя волость".
Принято выделять три типа планировки поселений: свободная архаичная планировка (наиболее удобное расположение возле водоема или относительно естественного освещения), линейно-рядовая (фасады домов обращены на море, озеро, реку или дорогу (если поселение стоит на сухопутных торговых трактах)) и радиально-круговая (в центре- площадь с храмовым комплексом, а от нее лучами расходятся улицы).
#Русский_Север
#энтография
Типы поселения:
Погост - самый ранний тип поселений Севера. Имеет два значения: центральное поселение (погост-место) и административный округ (погост-волость).
В таком поселении строился храмовый комплекс или церковь, проводились мирские сходы и туда приезжали купцы для торговли.
Деревня - поселение земледельцев в 1-3, а позднее 10-15 дворов.
Село - центральное поселение с церковью.
Починок (новг. почин-"основанное новое поселение") - мелкое поселение, отделившееся от старой деревни из-за нехватки пригодных для сельского хозяйства земель.
Торговое поселение - тип поселений с уличной планировкой, находящихся на пересечении торгово-транспортных путей.
Промысловое поселение - промысловые стоянки на окраинных малонаселенных прибрежных территориях.
Монастырские поселения - поселение с особым внутренним устройством, архитектурной традицией и специальным видом хозяйствования.
Сенокосные ("летние") поселения - располагается на дальних крестьянских лугах (пожнях).
Русский Север был заселен по берегам озер, рек, Баренцева и Белого морей по ряду причин: для земледельческого населения было необходимым наличие пригодной для обработки земли, которая, в силу климатических особенностей, располагалась узкой полоской вдоль озер и рек; такое расположение позволяло ходить на промысел (рыбный или за морским зверем); водоемы являлись неотъемлемой частью транспортных путей.
На Севере были распространены различные типы расселения. Гнездовой тип характеризуется расположением деревень группами, а не в одиночку возле какого-либо естественного объекта: озеро, река, полуостров и тд.
Также поселения располагались кустовым типом, когда "местные деревушки ютятся невдалеке от села, образуя волость".
Принято выделять три типа планировки поселений: свободная архаичная планировка (наиболее удобное расположение возле водоема или относительно естественного освещения), линейно-рядовая (фасады домов обращены на море, озеро, реку или дорогу (если поселение стоит на сухопутных торговых трактах)) и радиально-круговая (в центре- площадь с храмовым комплексом, а от нее лучами расходятся улицы).
#Русский_Север
#энтография
Иконы двухчастные "Господь Саваоф, пророки, праздники"
Русский Север (предположительно территория современной Карелии), конец XVII в.
Барельеф. Дерево; резьба, темпера
Эти иконы - пример свободного обращения с иконографией северных мастеров.
#Русский_Север #Карелия #иконография #этнография #XVIIвек
Русский Север (предположительно территория современной Карелии), конец XVII в.
Барельеф. Дерево; резьба, темпера
Эти иконы - пример свободного обращения с иконографией северных мастеров.
#Русский_Север #Карелия #иконография #этнография #XVIIвек
Влияние старообрядцев на общество Русского Севера
Представители старообрядцев оказали серьезное влияние на образование, культуру и быт традиционного карельского общества.
Во главе староверов, как правило, стояли сельские богачи, которые воспринимались односельчанами как вожди и начальники. Именно они были проводниками развития образования.
Образование старообрядцев состояло из нескольких ступеней: староверческие мастера и мастерицы обучали грамоте детей, ориентируясь на религиозный аспект; далее обучение проходило в старообрядческих центрах, которые были не только местами культа, но и точками распространения культуры; в завершение, обучающийся мог сам стать мастером и обучать всех желающих. Так формировалась народная школа.
В 40-е гг. XIX в. Правительство Николая I уничтожило крупнейший центр поморского старообрядчества, что существенно замедлило распространение грамотности. До возникновения церковноприходских школ старообрядческие мастера были основными источниками обучения.
Что касается влияния староверов на быт и культуру, то интересно, что исследователи находят свидетельства благотворительности в среде старообрядцев (строительство мостов на собственные средства). Старообрядческая община воспитывала любовь к труду и благотворительности, что позволяло поднять свой авторитет за счет не только духовных, но и трудовых подвигов.
Ключевым фактором развития старообрядчества на Русском Севере стоит считать экономическую целесообразность, а не только религиозность и удаленность от центра.
Исследования говорят об особом отношении староверов к гигиене: "чем сильнее и живее староверческое влияние, тем чистоплотнее содержался дом". Существует мнение, что такая чистоплотность связана с воспитанием женщин в поморских скитах. Больше всего поражает, как в бедных домах, где зачастую пол и стены могли быть съедены гнилью не было абсолютно ни пятна грязи.
Трезвость была особой характерной чертой староверов Карелии.
Духовная культура плотно вошла в быт старообрядцев: почти в каждом доме можно было найти картины (не иконы) поморских иконописцев. Сюжет картин чаще всего отображал мрачную современность, но обязательно присутствовала композиция света и радости будущей жизни. Такой взгляд старообрядцев на мир понятен, он выражал отношение к той "высокой цене за свет цивилизации, который несла в народ интеллигенция".
#Русский_Север
#этнография
#старообрядцы
Представители старообрядцев оказали серьезное влияние на образование, культуру и быт традиционного карельского общества.
Во главе староверов, как правило, стояли сельские богачи, которые воспринимались односельчанами как вожди и начальники. Именно они были проводниками развития образования.
Образование старообрядцев состояло из нескольких ступеней: староверческие мастера и мастерицы обучали грамоте детей, ориентируясь на религиозный аспект; далее обучение проходило в старообрядческих центрах, которые были не только местами культа, но и точками распространения культуры; в завершение, обучающийся мог сам стать мастером и обучать всех желающих. Так формировалась народная школа.
В 40-е гг. XIX в. Правительство Николая I уничтожило крупнейший центр поморского старообрядчества, что существенно замедлило распространение грамотности. До возникновения церковноприходских школ старообрядческие мастера были основными источниками обучения.
Что касается влияния староверов на быт и культуру, то интересно, что исследователи находят свидетельства благотворительности в среде старообрядцев (строительство мостов на собственные средства). Старообрядческая община воспитывала любовь к труду и благотворительности, что позволяло поднять свой авторитет за счет не только духовных, но и трудовых подвигов.
Ключевым фактором развития старообрядчества на Русском Севере стоит считать экономическую целесообразность, а не только религиозность и удаленность от центра.
Исследования говорят об особом отношении староверов к гигиене: "чем сильнее и живее староверческое влияние, тем чистоплотнее содержался дом". Существует мнение, что такая чистоплотность связана с воспитанием женщин в поморских скитах. Больше всего поражает, как в бедных домах, где зачастую пол и стены могли быть съедены гнилью не было абсолютно ни пятна грязи.
Трезвость была особой характерной чертой староверов Карелии.
Духовная культура плотно вошла в быт старообрядцев: почти в каждом доме можно было найти картины (не иконы) поморских иконописцев. Сюжет картин чаще всего отображал мрачную современность, но обязательно присутствовала композиция света и радости будущей жизни. Такой взгляд старообрядцев на мир понятен, он выражал отношение к той "высокой цене за свет цивилизации, который несла в народ интеллигенция".
#Русский_Север
#этнография
#старообрядцы
Святые врата. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Святые врата (главный вход) монастыря символизирует Золотые ворота в Иерусалиме, через которые Иисус Христос вошел в этот город незадолго до Своих крестных страданий.
Надвратный храм здесь посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Зачастую в таких храмах при самом входе в обитель совершались монашеские постриги, и новопостриженный как бы впервые входил в монастырь в своем новом качестве.
В киоте над Святыми вратами находился образ Спаса Нерукотворного, перенесенный и поставленный здесь во время нападения англичан в 1854 в "защищение и спасение обители от врагов" (надпись на памятной плите). Надпись на другой каменной плите свидетельствует "о возведении вокруг монастыря каменной крепости для защиты от иноплеменных захватчиков в 1854 г." Строительство продолжалось 12 лет.
#Соловецкий_монастырь #Соловки #архитектура
Святые врата (главный вход) монастыря символизирует Золотые ворота в Иерусалиме, через которые Иисус Христос вошел в этот город незадолго до Своих крестных страданий.
Надвратный храм здесь посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Зачастую в таких храмах при самом входе в обитель совершались монашеские постриги, и новопостриженный как бы впервые входил в монастырь в своем новом качестве.
В киоте над Святыми вратами находился образ Спаса Нерукотворного, перенесенный и поставленный здесь во время нападения англичан в 1854 в "защищение и спасение обители от врагов" (надпись на памятной плите). Надпись на другой каменной плите свидетельствует "о возведении вокруг монастыря каменной крепости для защиты от иноплеменных захватчиков в 1854 г." Строительство продолжалось 12 лет.
#Соловецкий_монастырь #Соловки #архитектура
Иисус Сидящий
Филлиповская пустынь, сер. XIX в.
Дерево, резьба
Скульптура Иисуса Христа в терновом венце и оковах, сидящего в темнице, после избиений и поругания, ожидающего суда Пилата.
Данная скульптура была возведена святителем Филиппом, игуменом Соловецким, в часовне, на том месте где ему явился Спаситель во время усердной молитвы. Позднее часовню преобразовали в храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник".
#Русский_Север #Соловки #иконография #этнография #XIXвек
Филлиповская пустынь, сер. XIX в.
Дерево, резьба
Скульптура Иисуса Христа в терновом венце и оковах, сидящего в темнице, после избиений и поругания, ожидающего суда Пилата.
Данная скульптура была возведена святителем Филиппом, игуменом Соловецким, в часовне, на том месте где ему явился Спаситель во время усердной молитвы. Позднее часовню преобразовали в храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник".
#Русский_Север #Соловки #иконография #этнография #XIXвек
Свадебные причитания. Народная вера Севера
Народные верования восточных славян рассматриваются как единая система, внутри которой противопоставлены компоненты дохристианского, христианского и ахристианского (мирским, противопоставленным христианству мировосприятием, но уживающимся с ним в бытовом, а иногда и в идеологическом плане) происхождения.
Беломорские свадебные причитания- жанровая музыкально-стилевая доминанта песенной культуры Русского Севера.
Сложное переплетение языческих и христианских представлений формирует символическое содержание традиционной поморской свадьбы.
Местный ритуал считается севернорусским (ориентация на погребальный обряд, драматизация довенечной части) и может быть охарактеризован как "свадьба-похороны".
Молитвословия - ключевой момент поморской свадьбы. Канонические молитвы обозначают начало и конец ее довенечного раздела, который открывается богомольем и заканчивается церковным венчанием, осмысливаемым принятием закона Божьего.
Венчание окружено поверьями, отражающими особенности народного благочестия: "А еще раньше говорили, что если девушка хороша (целомудренна), то будет сидеть ангел на плечи у этой девушки".
В то же время с венчанием связаны и магические практики, сопровождающие отъезд невесты к венцу. В них в основном участвовал вежливой (знахарь), который должен был оберегать свадьбу от порчи и предупреждать считаемые недобрыми предзнаменованиями случайности, например: чтобы "лошади в свадебном к венцу поезде не останавливались, не распрядались, не рвались порывисто".
Мотив благословения подготавливает довенечную часть: причитания начинаются с обращения к Господу и Божией Матери с просьбой благословить свадьбу. Затем получалось родительское благословение, просьба о нем содержится во многих текстах причитаний невесты.
Отец невесты благословлял иконой молодых, которые стояли в этот момент на вывернутой шубе, что должно было обеспечить им благополучие и достаток. Приходя в родительский дом невеста встает в иконном угле напротив икон Спасителя и заспасается перед образами.
Далее начинаются плачи-моления, которые перекликаются по смыслу с каноническими текстами Великой Ектеньи, но выражены в причетной, а не молитвословной манере.
Интересно, как "высокий стиль" довенечной части сочетается с карнавальными эпизодами народной культуры: "женитьба барина" разыгрывалась друзьями молодых в отсутствие жениха и невесты; барин мог выкрикивать все скандальные были и небылицы о любой деревенской девушке; пародировались смотренья и одариванья, когда невесту одаривали тряпками, старой обувью и прочим хламом. Такое анти-поведение не только не отвергало серьезность брачного ритуала, но до определенной степени копировало его и тем самым все более утверждало в традиции народной веры.
На фото: Невеста у свечи. Беломорская Карелия, 1894. И.К.Инха
#Русский_Север
#этнография
#семья
Народные верования восточных славян рассматриваются как единая система, внутри которой противопоставлены компоненты дохристианского, христианского и ахристианского (мирским, противопоставленным христианству мировосприятием, но уживающимся с ним в бытовом, а иногда и в идеологическом плане) происхождения.
Беломорские свадебные причитания- жанровая музыкально-стилевая доминанта песенной культуры Русского Севера.
Сложное переплетение языческих и христианских представлений формирует символическое содержание традиционной поморской свадьбы.
Местный ритуал считается севернорусским (ориентация на погребальный обряд, драматизация довенечной части) и может быть охарактеризован как "свадьба-похороны".
Молитвословия - ключевой момент поморской свадьбы. Канонические молитвы обозначают начало и конец ее довенечного раздела, который открывается богомольем и заканчивается церковным венчанием, осмысливаемым принятием закона Божьего.
Венчание окружено поверьями, отражающими особенности народного благочестия: "А еще раньше говорили, что если девушка хороша (целомудренна), то будет сидеть ангел на плечи у этой девушки".
В то же время с венчанием связаны и магические практики, сопровождающие отъезд невесты к венцу. В них в основном участвовал вежливой (знахарь), который должен был оберегать свадьбу от порчи и предупреждать считаемые недобрыми предзнаменованиями случайности, например: чтобы "лошади в свадебном к венцу поезде не останавливались, не распрядались, не рвались порывисто".
Мотив благословения подготавливает довенечную часть: причитания начинаются с обращения к Господу и Божией Матери с просьбой благословить свадьбу. Затем получалось родительское благословение, просьба о нем содержится во многих текстах причитаний невесты.
Отец невесты благословлял иконой молодых, которые стояли в этот момент на вывернутой шубе, что должно было обеспечить им благополучие и достаток. Приходя в родительский дом невеста встает в иконном угле напротив икон Спасителя и заспасается перед образами.
Далее начинаются плачи-моления, которые перекликаются по смыслу с каноническими текстами Великой Ектеньи, но выражены в причетной, а не молитвословной манере.
Интересно, как "высокий стиль" довенечной части сочетается с карнавальными эпизодами народной культуры: "женитьба барина" разыгрывалась друзьями молодых в отсутствие жениха и невесты; барин мог выкрикивать все скандальные были и небылицы о любой деревенской девушке; пародировались смотренья и одариванья, когда невесту одаривали тряпками, старой обувью и прочим хламом. Такое анти-поведение не только не отвергало серьезность брачного ритуала, но до определенной степени копировало его и тем самым все более утверждало в традиции народной веры.
На фото: Невеста у свечи. Беломорская Карелия, 1894. И.К.Инха
#Русский_Север
#этнография
#семья
Поморские жёнки
1887 год
Женщин называли жёнками. Слово "баба" считалось оскорбительным: "Мы не бабы, мы жёнки, а бабами-то сваи бьют"
#Русский_Север #этнография #XIXвек #семья
1887 год
Женщин называли жёнками. Слово "баба" считалось оскорбительным: "Мы не бабы, мы жёнки, а бабами-то сваи бьют"
#Русский_Север #этнография #XIXвек #семья
Церковь Преображения Господня
Остров Кижи, 1714 год
Дерево: сосна, осина, береста (кровельные покрытия).
Деревянная восьмериковая ярусная церковь; "Круглая, о двадцати стенах". Построена на месте одноименной шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.
"Была построена в зоне тесных культурных контактов с вепсами и карелами, и в ней целенаправленно акцентировались наиболее существенные признаки "своей" архитектуры, которыми являлись высотность, центричность, многоглавие".
#Русский_Север #Кижи #архитектура
Остров Кижи, 1714 год
Дерево: сосна, осина, береста (кровельные покрытия).
Деревянная восьмериковая ярусная церковь; "Круглая, о двадцати стенах". Построена на месте одноименной шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.
"Была построена в зоне тесных культурных контактов с вепсами и карелами, и в ней целенаправленно акцентировались наиболее существенные признаки "своей" архитектуры, которыми являлись высотность, центричность, многоглавие".
#Русский_Север #Кижи #архитектура
Северное деревянное храмостроение
Существуют различные типы деревянного храмостроительства.
Клетский характеризовался двускатной кровлей, прикрывающей клеть (избу с пристроенным алтарем, трапезной и папертью).
Шатровые храмы были любимыми в допетровской эпохе и применялись чаще клетских церквей. Строители стремились к преудивленности (преукрашенности), а это, в свою очередь, выразилось в богатстве деталей. Во время реформ Никона были запрещены церкви шатрового типа, однако в силу эти запреты вступили в Москве и ближайших областях, Север же игнорировал запрет.
Позже появляются многоярусные, пятиглавые, многоглавые и кубастые храмы. Интересно, что некоторые многоглавые храмы были сооружены в качестве соединения нескольких церквей.
Древнерусский храм всегда гармонично соотносился с окружающим пространством и создавал единый природно-архитектурный ансамбль: "иные из северных церквей настолько срослись с окружающей средой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется- будто эти произведения сама природа: так они безыскусственны и неотразимы".
В силу природной специфики Русского Севера мастерами были выработаны собственные планировочные приемы, которые выражались, в том числе, и в выборе расположения храма: "большинство церквей строилось на местах древних языческих капищ, которые строились весьма продуманно".
В начале строилась малая часовня, затем сооружалась церковь, в которую приглашали священника.
Часовенная архитектура не была сложна и изящна, но была практична: строился бревенчатый дом, ставилась главка с крестом, вешался малый колокол и икона над входом; внутри устанавливались иконы и лампады, часто стоял аналой с часословом или молитвословом.
Основные заказчики деревянных храмов- крестьянские или посадские самоуправляемые общины Севера. Общины сами выбирали подрядчиков, согласовывали план и сами же приглашали священника, иконописцев. Так зарождалась приходская жизнь. Единственное правило нормировало строительство храмов: перед постройкой церкви специальные мирские посыльщики отправлялись к правящему архиерею для получения храмозданной (благословенной) грамоты, которая означала законность строительства.
После окончания строительства, по указу архиерея, приглашался соборный протопоп из уездного для совершения освящения церкви. Этот день становился местным праздником и собирал всю округу для народных гуляний.
Суровые климатические условия Севера вынуждали строить храмовый комплекс из нескольких построек: зимняя церковь, летняя церковь, колокольня. Все эти постройки были отдельностоящими в силу противопожарной безопасности.
Зимний храм: был низким горизонтальным в планировке, отапливался большими печами, использовались двойные утепленные перекрытия, минимальное количество углов в срубе, малое количество окон и один вход; в храме отсутствовал алтарный прируб, алтарь просто отделялся от храма иконостасом. Ни один зимний храм на Севере не сохранился до наших дней в силу частых пожаров и ремонтов.
Летний храм: имел столпообразную вертикальную композицию, рубили восьмериком или четвериком на высоких подклетах (основаниях), для алтаря и притвора делали прирубы, имелся двойной ряд окон и три входа.
Христианство окончательно утвердилось на Кольской земле в XV веке. Тогда активно начинается храмостроение и возведение монастырей. Деревянное строительство продолжалось вплоть до XVII века, после чего все чаще появляются храмовые комплексы из камня.
На фото: Свято-Никольский храмовый ансамбль. Клетский тип.
Село Ковда, Кандалакшский район, Мурманская область.
Основан в 1705 году
#Русский_Север
#Кольский_полуостров
#архитектура
#храмостроение
Существуют различные типы деревянного храмостроительства.
Клетский характеризовался двускатной кровлей, прикрывающей клеть (избу с пристроенным алтарем, трапезной и папертью).
Шатровые храмы были любимыми в допетровской эпохе и применялись чаще клетских церквей. Строители стремились к преудивленности (преукрашенности), а это, в свою очередь, выразилось в богатстве деталей. Во время реформ Никона были запрещены церкви шатрового типа, однако в силу эти запреты вступили в Москве и ближайших областях, Север же игнорировал запрет.
Позже появляются многоярусные, пятиглавые, многоглавые и кубастые храмы. Интересно, что некоторые многоглавые храмы были сооружены в качестве соединения нескольких церквей.
Древнерусский храм всегда гармонично соотносился с окружающим пространством и создавал единый природно-архитектурный ансамбль: "иные из северных церквей настолько срослись с окружающей средой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется- будто эти произведения сама природа: так они безыскусственны и неотразимы".
В силу природной специфики Русского Севера мастерами были выработаны собственные планировочные приемы, которые выражались, в том числе, и в выборе расположения храма: "большинство церквей строилось на местах древних языческих капищ, которые строились весьма продуманно".
В начале строилась малая часовня, затем сооружалась церковь, в которую приглашали священника.
Часовенная архитектура не была сложна и изящна, но была практична: строился бревенчатый дом, ставилась главка с крестом, вешался малый колокол и икона над входом; внутри устанавливались иконы и лампады, часто стоял аналой с часословом или молитвословом.
Основные заказчики деревянных храмов- крестьянские или посадские самоуправляемые общины Севера. Общины сами выбирали подрядчиков, согласовывали план и сами же приглашали священника, иконописцев. Так зарождалась приходская жизнь. Единственное правило нормировало строительство храмов: перед постройкой церкви специальные мирские посыльщики отправлялись к правящему архиерею для получения храмозданной (благословенной) грамоты, которая означала законность строительства.
После окончания строительства, по указу архиерея, приглашался соборный протопоп из уездного для совершения освящения церкви. Этот день становился местным праздником и собирал всю округу для народных гуляний.
Суровые климатические условия Севера вынуждали строить храмовый комплекс из нескольких построек: зимняя церковь, летняя церковь, колокольня. Все эти постройки были отдельностоящими в силу противопожарной безопасности.
Зимний храм: был низким горизонтальным в планировке, отапливался большими печами, использовались двойные утепленные перекрытия, минимальное количество углов в срубе, малое количество окон и один вход; в храме отсутствовал алтарный прируб, алтарь просто отделялся от храма иконостасом. Ни один зимний храм на Севере не сохранился до наших дней в силу частых пожаров и ремонтов.
Летний храм: имел столпообразную вертикальную композицию, рубили восьмериком или четвериком на высоких подклетах (основаниях), для алтаря и притвора делали прирубы, имелся двойной ряд окон и три входа.
Христианство окончательно утвердилось на Кольской земле в XV веке. Тогда активно начинается храмостроение и возведение монастырей. Деревянное строительство продолжалось вплоть до XVII века, после чего все чаще появляются храмовые комплексы из камня.
На фото: Свято-Никольский храмовый ансамбль. Клетский тип.
Село Ковда, Кандалакшский район, Мурманская область.
Основан в 1705 году
#Русский_Север
#Кольский_полуостров
#архитектура
#храмостроение
Хозяйственное освоение Карельского Поморья
Карельское Поморье отличается от других территорий Карелии по всем возможным физико-географическим и климатическим характеристикам.
Исследователи выделяют семь этапов освоения Карельского Поморья: Древний этап (VIII в. до н.э.-IX в. н.э.), Саамский этап (IX-XI вв.), Крестьянско-монастырский этап (XII-пер. пол. XIX в.), Начально-промышленный этап (втор. пол. XIX в.-нач. XX в.), Послереволюционный (1920-1930 гг.), Советский (1930-1990 гг.), Постсоветский (1990-2000 гг.).
Для меня наиболее интересный период - крестьянско-монастырский, так как он характеризуется интересным синтезом архаики и просвещения.
Крестьянско-монастырский этап начинается в XII веке, когда карелы вместе с новгородскими переселенцами стали осваивать Карельское Поморье. Заселение проходило различными способами.
Активное участие в освоении северных земель принимала Церковь, именно поэтому этот этап принято называть не только крестьянским, но и монастырским (на Севере было основано 94 монастыря). Деятельность монастырей вдоль берегов Белого моря в разы ускорила процесс заселения поморских районов, а также увеличила прирост населения в существующих поселениях.
Наиболее рентабельный промысел - солеварение (59% дохода от общего/ XVI век). Соляной промысел был разделен на 22 усолья ("варницы"). Солеварение провоцировало развитие металлургии, благодаря которому изготавливались црены (большие сковороды для вываривания соли). Варницам требовался постоянный огонь, который поддерживался дровами, что в свою очередь развивало лесозаготовку.
Углежогное производство также требовало дерево (промышленное лесопиление началось во второй половине XIX в.) для плавки руд (ее добывали в озерах и болотах), а развитая система рек и озер способствовала удобной транспортировке.
Слюдяной промысел (10-12% дохода) достиг своего расцвета в XVI-XVII вв. Мусковит (слюду) отправляли в Москву, где она пользовалась спросом у иностранных купцов.
Стекольная промышленность окрепла к первой четверти XVIII века и оконное стекло стало повсеместно использоваться, что безусловно сказалось на слюдяной промышленности: добыча слюды резко упала, а затем и вовсе прекратила существовать.
Ловля жемчуга - давний промысел Карельского Поморья: необработанный жемчуг продавался скупщикам, которые отвозили материал на Шунгскую ярмарку (крупнейшую ярмарку Олонецкой губернии; Олонецкая губерния- ныне Петрозаводская область), либо продавали финским мелким торговцам. Повальный лов жемчужных раковин привел к почти полному истощению этого ресурса.
Рыбный промысел был ключевым в экономике Русского Севера, большая часть мужского населения занималась рыбным и морским промыслом. Добывали семгу и сельдь (50% от общего улова), летом ловили треску, семгу и навагу; весной же переходили на зверобойный промысел по причине удобного расположения лежбищ гренландского тюленя на льдинах в Горле Белого моря. Охота на морского зверя делилась на местный вид (бассейн Белого моря) и отъезжий (берега Новой Земли и Шпицберген).
Развитие морского промысла требовало от судостроения постоянного совершенствования. Так все поморские берега имели своих собственных мастеров и центры судостроения.
Сельское хозяйство в жизни поморов играло второстепенную роль в силу суровых климатических условий, сложного рельефа и больших площадей заболоченной земли. Крестьяне выращивали ячмень, рожь и картофель, урожайность которых была не более чем "сам-четыре" (означает во сколько раз урожай превышает посев).
В начале XIX в. картофель распространяется на Карельском Поморье, что остановило эпидемию цинги.
В период Первой мировой войны развивается железнодорожное строительство в Карелии (Мурманская железная дорога), которое соединило Карелию с экономическими центрами страны.
#Русский_Север #Кольский_полуостров #Карелия
Карельское Поморье отличается от других территорий Карелии по всем возможным физико-географическим и климатическим характеристикам.
Исследователи выделяют семь этапов освоения Карельского Поморья: Древний этап (VIII в. до н.э.-IX в. н.э.), Саамский этап (IX-XI вв.), Крестьянско-монастырский этап (XII-пер. пол. XIX в.), Начально-промышленный этап (втор. пол. XIX в.-нач. XX в.), Послереволюционный (1920-1930 гг.), Советский (1930-1990 гг.), Постсоветский (1990-2000 гг.).
Для меня наиболее интересный период - крестьянско-монастырский, так как он характеризуется интересным синтезом архаики и просвещения.
Крестьянско-монастырский этап начинается в XII веке, когда карелы вместе с новгородскими переселенцами стали осваивать Карельское Поморье. Заселение проходило различными способами.
Активное участие в освоении северных земель принимала Церковь, именно поэтому этот этап принято называть не только крестьянским, но и монастырским (на Севере было основано 94 монастыря). Деятельность монастырей вдоль берегов Белого моря в разы ускорила процесс заселения поморских районов, а также увеличила прирост населения в существующих поселениях.
Наиболее рентабельный промысел - солеварение (59% дохода от общего/ XVI век). Соляной промысел был разделен на 22 усолья ("варницы"). Солеварение провоцировало развитие металлургии, благодаря которому изготавливались црены (большие сковороды для вываривания соли). Варницам требовался постоянный огонь, который поддерживался дровами, что в свою очередь развивало лесозаготовку.
Углежогное производство также требовало дерево (промышленное лесопиление началось во второй половине XIX в.) для плавки руд (ее добывали в озерах и болотах), а развитая система рек и озер способствовала удобной транспортировке.
Слюдяной промысел (10-12% дохода) достиг своего расцвета в XVI-XVII вв. Мусковит (слюду) отправляли в Москву, где она пользовалась спросом у иностранных купцов.
Стекольная промышленность окрепла к первой четверти XVIII века и оконное стекло стало повсеместно использоваться, что безусловно сказалось на слюдяной промышленности: добыча слюды резко упала, а затем и вовсе прекратила существовать.
Ловля жемчуга - давний промысел Карельского Поморья: необработанный жемчуг продавался скупщикам, которые отвозили материал на Шунгскую ярмарку (крупнейшую ярмарку Олонецкой губернии; Олонецкая губерния- ныне Петрозаводская область), либо продавали финским мелким торговцам. Повальный лов жемчужных раковин привел к почти полному истощению этого ресурса.
Рыбный промысел был ключевым в экономике Русского Севера, большая часть мужского населения занималась рыбным и морским промыслом. Добывали семгу и сельдь (50% от общего улова), летом ловили треску, семгу и навагу; весной же переходили на зверобойный промысел по причине удобного расположения лежбищ гренландского тюленя на льдинах в Горле Белого моря. Охота на морского зверя делилась на местный вид (бассейн Белого моря) и отъезжий (берега Новой Земли и Шпицберген).
Развитие морского промысла требовало от судостроения постоянного совершенствования. Так все поморские берега имели своих собственных мастеров и центры судостроения.
Сельское хозяйство в жизни поморов играло второстепенную роль в силу суровых климатических условий, сложного рельефа и больших площадей заболоченной земли. Крестьяне выращивали ячмень, рожь и картофель, урожайность которых была не более чем "сам-четыре" (означает во сколько раз урожай превышает посев).
В начале XIX в. картофель распространяется на Карельском Поморье, что остановило эпидемию цинги.
В период Первой мировой войны развивается железнодорожное строительство в Карелии (Мурманская железная дорога), которое соединило Карелию с экономическими центрами страны.
#Русский_Север #Кольский_полуостров #Карелия
Самосожжения старообрядцев
Изоляция от внешнего мира- первооснова ритуального суицида: в таких условиях самоистребительная проповедь находит себе благодатную почву.
Ряд исследователей полагает, что самосожжение- это психологическая патология пассивного типа, однако же есть масса свидетельств отрицающих эту гипотезу, и подтверждающих целенаправленность "гарей" и активность в сопротивлении "гонителям".
Часть документов свидетельствует о христианском смирении "насмертников" ("Яко агньцы готовляхуся на заколение и смерть с великим смирением". Старообрядческий историк Иван Филиппов), однако большинство документов говорят нам противоположное-старообрядцы оказывали яростное сопротивление перед актом суицида.
Конец XIX в., Вологодчина. Старообрядцы вступили в ожесточенный бой с "выборными людьми". Отряд из 250 человек с ружьями пришли "в черные дикие леса к тому острогу" , где жили староверы и нашли на месте поселения крепость, вооруженную и готовую к осаде: "не припустя де их к острогу, учали воровские люди с того острога со стен по них стрелять ис пищалей".
Эффективный способ обороны Палеостровского монастыря (Карелия) был продемонстрирован старообрядческим наставником Емельяном. Идя на приступ, стрельцы "пред собою возы великия соломы везли, чтоб по них верныя (старообрядцы) со стены пулями не доставали", но наткнулись на "великую пакость" - вмороженные в лед косы-горбуши: "место мелко, лед тонок, возы тяжолыя; воз проломится, и человек такожде в воде мечется и на косы сечется".
Самосжигатели не спешили приступать к акту сожжения без хорошего боя. Только после неравного боя старообрядцев с отрядом, присланным к "згорелому дому", староверы начали самосожжение: "Вдруг из одного окна огненным языком показалось пламя, змеиным кольцом обвило сразу несколько изб, послышался страшный, пострясающий воздух взрыв, дрогнула земля, и вырвавшиеся на волю черные клубы дыма затмили безоблачное небо. Так началось страшное пожарище!"
Старообрядцы строили укрепления, обносили рвом, стеной и завалами свои поселения и дома, а как только осаждающие могли подойти ближе- нещадно били их и захватывали пленников, с которыми потом и поджигали себя в избах.
Иногда старообрядцы пугали "никонианскую" власть и воинство пустыми угрозами, чтобы никто не помешал им совершить акт самосожжения беспрепятственно: "отидите от нас вдале, егда загорится храмина наш, и начнет селитра и порох рватися, тогда бревнами вас всех прибьет", и "воинство и священници убоявшеся, отидоша от храмин тех", и "не смеяху воины изимати их от сожжения".
Также использовались "примирительные возгласы", после чего военные отряды отступали, но как только это было исполнено- появлялось пламя.
Существуют свидетельства сочувствия к служилым людям со стороны "насмертников", так как воины вынуждены исполнять приказ. Были случаи, когда старообрядцы заботились о жизни осаждающих, предупреждая о скором взрыве пороха и селитры.
Однажды один из прапорщиков обнаружил "згорелый дом" старообрядцев, в котором жила целая семья. Он стал увещевать их, чтоб они мирно вышли, но отец взял в руки ружье, мать-винтовку, дочь-пистолеты, а сын-копья. Отец заявил, что не даст живыми своих домашних и себя, и прожить намерен лишь до вечера. После этого заявления изба загорелась, вся семья погибла в огне.
Зачастую местные жители деревни, в которой находились старообрядческие семьи знали о предстоящей "гари". Участники самосожжения не таились и открыто раздаривали своим родственникам и приятелям свое имущество. Многие односельчане приходили в гости и прощались с ними. "На утренней заре изуверы зажглись", крестьяне "отошли в сторону и оставались умиленными зрителями их мученического подвижничества".
#Русский_Север
#этнография
#старообрядцы
#самосожжение
Изоляция от внешнего мира- первооснова ритуального суицида: в таких условиях самоистребительная проповедь находит себе благодатную почву.
Ряд исследователей полагает, что самосожжение- это психологическая патология пассивного типа, однако же есть масса свидетельств отрицающих эту гипотезу, и подтверждающих целенаправленность "гарей" и активность в сопротивлении "гонителям".
Часть документов свидетельствует о христианском смирении "насмертников" ("Яко агньцы готовляхуся на заколение и смерть с великим смирением". Старообрядческий историк Иван Филиппов), однако большинство документов говорят нам противоположное-старообрядцы оказывали яростное сопротивление перед актом суицида.
Конец XIX в., Вологодчина. Старообрядцы вступили в ожесточенный бой с "выборными людьми". Отряд из 250 человек с ружьями пришли "в черные дикие леса к тому острогу" , где жили староверы и нашли на месте поселения крепость, вооруженную и готовую к осаде: "не припустя де их к острогу, учали воровские люди с того острога со стен по них стрелять ис пищалей".
Эффективный способ обороны Палеостровского монастыря (Карелия) был продемонстрирован старообрядческим наставником Емельяном. Идя на приступ, стрельцы "пред собою возы великия соломы везли, чтоб по них верныя (старообрядцы) со стены пулями не доставали", но наткнулись на "великую пакость" - вмороженные в лед косы-горбуши: "место мелко, лед тонок, возы тяжолыя; воз проломится, и человек такожде в воде мечется и на косы сечется".
Самосжигатели не спешили приступать к акту сожжения без хорошего боя. Только после неравного боя старообрядцев с отрядом, присланным к "згорелому дому", староверы начали самосожжение: "Вдруг из одного окна огненным языком показалось пламя, змеиным кольцом обвило сразу несколько изб, послышался страшный, пострясающий воздух взрыв, дрогнула земля, и вырвавшиеся на волю черные клубы дыма затмили безоблачное небо. Так началось страшное пожарище!"
Старообрядцы строили укрепления, обносили рвом, стеной и завалами свои поселения и дома, а как только осаждающие могли подойти ближе- нещадно били их и захватывали пленников, с которыми потом и поджигали себя в избах.
Иногда старообрядцы пугали "никонианскую" власть и воинство пустыми угрозами, чтобы никто не помешал им совершить акт самосожжения беспрепятственно: "отидите от нас вдале, егда загорится храмина наш, и начнет селитра и порох рватися, тогда бревнами вас всех прибьет", и "воинство и священници убоявшеся, отидоша от храмин тех", и "не смеяху воины изимати их от сожжения".
Также использовались "примирительные возгласы", после чего военные отряды отступали, но как только это было исполнено- появлялось пламя.
Существуют свидетельства сочувствия к служилым людям со стороны "насмертников", так как воины вынуждены исполнять приказ. Были случаи, когда старообрядцы заботились о жизни осаждающих, предупреждая о скором взрыве пороха и селитры.
Однажды один из прапорщиков обнаружил "згорелый дом" старообрядцев, в котором жила целая семья. Он стал увещевать их, чтоб они мирно вышли, но отец взял в руки ружье, мать-винтовку, дочь-пистолеты, а сын-копья. Отец заявил, что не даст живыми своих домашних и себя, и прожить намерен лишь до вечера. После этого заявления изба загорелась, вся семья погибла в огне.
Зачастую местные жители деревни, в которой находились старообрядческие семьи знали о предстоящей "гари". Участники самосожжения не таились и открыто раздаривали своим родственникам и приятелям свое имущество. Многие односельчане приходили в гости и прощались с ними. "На утренней заре изуверы зажглись", крестьяне "отошли в сторону и оставались умиленными зрителями их мученического подвижничества".
#Русский_Север
#этнография
#старообрядцы
#самосожжение
Женщины-повязочницы
Понежский уезд, Архангельская губерния
1927 г.
Сложный наряд женщины-повязочницы состоял из множества предметов и деталей. В него обязательно входили: короткая рубашка с широкими рукавами (полурубашье), шелковый сарафан, и головной убор-повязка. Повязка состояла из двух частей: верхней-позумента (покупной золотистой парчи в виде ленты), и нижней-очелья (серебристой фольги в форме пластин). Также обязательными атрибутами являлись также шелковые платки, а также шейные и нагрудные украшения — жемчужный или бисерный "наборочник", янтарные бусы.
#Русский_Север #этнография #XXвек #семья
Понежский уезд, Архангельская губерния
1927 г.
Сложный наряд женщины-повязочницы состоял из множества предметов и деталей. В него обязательно входили: короткая рубашка с широкими рукавами (полурубашье), шелковый сарафан, и головной убор-повязка. Повязка состояла из двух частей: верхней-позумента (покупной золотистой парчи в виде ленты), и нижней-очелья (серебристой фольги в форме пластин). Также обязательными атрибутами являлись также шелковые платки, а также шейные и нагрудные украшения — жемчужный или бисерный "наборочник", янтарные бусы.
#Русский_Север #этнография #XXвек #семья
Пищевой рацион крестьянина Русского Севера (XVIII-XIX)
Основная аграрная проблема Русского Севера - малоземье северного крестьянства.
Крестьяне Русского Севера (Вологодская, Олонецкая, Архангельская губернии) имели в 5 раз меньше пашни, чем необходимо для выживания крестьянину в средней полосе. Частые неурожаи не только не провоцировали голод, который регулярно наступал в Центральной России, но и не мешали жителям Севера торговать крупными партиями зерна через Архангельск. Большинство исследователей считают, что подсечное земледелие компенсировало дефицит регулярной пашни.
Крестьянский рацион состоял из рыбы ("даже церковно- и священнослужителями рыба ловится для собственного употребления"), ягод, грибов, квашеного молока.
Даже в самых земледельческих уездах Вологодской области, где крестьяне могли питаться только одним хлебом, хлеб не составляет необходимой потребности и заменяется пихтовой корой. Об этом необычном ингредиенте расскажу чуть позже.
Обед состоял из: редьки с квасом, соленых груздей и волнух, разведенных водой или вареных ("грибница"), брусники и толокна, которое использовали как приправу. Соленые рыжики, вместо груздей и волнух, считались изысканностью и в ежедневном рационе присутствовали лишь у зажиточных людей. Они же употребляли в пищу соленую рыбу - уху из трески или сельди. В местную пищу более чем в других областях включают овес и ячмень, много брюквы, грибов и брусники, крайне мало пшеницы и жиров. Овес употребляется в виде холодных щей (жидкой кашицы из овса); капусту сажают мало и не квасят ее, а потому местному населению незнакомы настоящие щи, капусту едят пареной. Из овса делают кисель, который варят посредством каленых камней и блины, которые называют колючими, из-за шелухи от зерна, которая щекочет горло при глотании. Из ячменя делают хлеб и пироги. Брусника завершает каждую постную трапезу. В непостные дни употребляется мясо и кислое молоко (кислый творог- творог, свернутый из молока посредством нагревания, сваливают ежедневно в одну кладь, где он закисает). Мяса употребляется сравнительно немного, но здесь чаще на столе крестьянина появляется летятина (дичь). Кроме перца и лука приправы не известны. Чай пьют богатые по воскресеньям.
Охота занимает второе место после рыболовства. Ей занимаются повсеместно. Интересно, что на Русском Севере в XIX веке крестьяне покупают, продают и сдают в аренду охотничьи угодья, расположенные в казенных лесах.
#Русский_Север
#этнография
#хозяйство
Основная аграрная проблема Русского Севера - малоземье северного крестьянства.
Крестьяне Русского Севера (Вологодская, Олонецкая, Архангельская губернии) имели в 5 раз меньше пашни, чем необходимо для выживания крестьянину в средней полосе. Частые неурожаи не только не провоцировали голод, который регулярно наступал в Центральной России, но и не мешали жителям Севера торговать крупными партиями зерна через Архангельск. Большинство исследователей считают, что подсечное земледелие компенсировало дефицит регулярной пашни.
Крестьянский рацион состоял из рыбы ("даже церковно- и священнослужителями рыба ловится для собственного употребления"), ягод, грибов, квашеного молока.
Даже в самых земледельческих уездах Вологодской области, где крестьяне могли питаться только одним хлебом, хлеб не составляет необходимой потребности и заменяется пихтовой корой. Об этом необычном ингредиенте расскажу чуть позже.
Обед состоял из: редьки с квасом, соленых груздей и волнух, разведенных водой или вареных ("грибница"), брусники и толокна, которое использовали как приправу. Соленые рыжики, вместо груздей и волнух, считались изысканностью и в ежедневном рационе присутствовали лишь у зажиточных людей. Они же употребляли в пищу соленую рыбу - уху из трески или сельди. В местную пищу более чем в других областях включают овес и ячмень, много брюквы, грибов и брусники, крайне мало пшеницы и жиров. Овес употребляется в виде холодных щей (жидкой кашицы из овса); капусту сажают мало и не квасят ее, а потому местному населению незнакомы настоящие щи, капусту едят пареной. Из овса делают кисель, который варят посредством каленых камней и блины, которые называют колючими, из-за шелухи от зерна, которая щекочет горло при глотании. Из ячменя делают хлеб и пироги. Брусника завершает каждую постную трапезу. В непостные дни употребляется мясо и кислое молоко (кислый творог- творог, свернутый из молока посредством нагревания, сваливают ежедневно в одну кладь, где он закисает). Мяса употребляется сравнительно немного, но здесь чаще на столе крестьянина появляется летятина (дичь). Кроме перца и лука приправы не известны. Чай пьют богатые по воскресеньям.
Охота занимает второе место после рыболовства. Ей занимаются повсеместно. Интересно, что на Русском Севере в XIX веке крестьяне покупают, продают и сдают в аренду охотничьи угодья, расположенные в казенных лесах.
#Русский_Север
#этнография
#хозяйство
Чем северные крестьяне заменяли хлеб
Некоторые заезжие путешественники, фиксируя употребление северными крестьянами в пищу различных суррогатов, таких как сосновая кора или исландский мох, расценивали эту практику либо как признак дикости, либо как свидетельство крайней нужды. На самом деле использование дикорастущих хлебозаменителей было широко распространено не только у нищих безземельных крестьян, но и обеспеченных городских жителей.
Кроме ягод и грибов, из диких растительных продуктов следует упомянуть сосновый сок, то есть молодой весенний сосновый луб. "Сок сочить ходят в лес не только дети, но и взрослые; это обыкновенно бывает лишь раз в год весной; Соком называются длинные ленты луба, который сдирают с молодых сосен; для этого сосенку срубают в комле и снимают с неё верхнюю кору, затем срезывают слой луба длинными полосами, которые складывают в туес. Сок не бывает всегда одинаково сладок, в сухие годы он смолист и горек, в мокрые водянистее и сахаристее".
Вторым по распространенности в природе хлебозаменителем был исландский мох. Мох горький на вкус и требует особого приготовления. Несмотря на это, его употребление было сертифицировано и рекомендовано государством. Для отнятия горького вкуса от мха берут 3,5 гарнца (1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам) золы от сосновых дров, обливают их в деревянном сосуде 1,5 ведрами теплой воды и все мешают несколько раз деревянною лопаткою. Полученный щёлок оставляют спокойно стоять до тех пор, пока он начисто не отстоится, и потом прозрачную жидкость сливают с употребленной золы. Затем берут один четверик (1 четверик = 1⁄4 осьмины = 1⁄8 четверти = 8 гарнцам = 26,24 литра) исландского мха, очищенного от всех других видов мха, кладут его в ушат и обливают всем количеством полученного в виде прозрачной жидкости щёлока. Смесь оставляют стоять в ушате 24 часа с небольшим гнетом. Потом жидкость сливают, мох кладут в плетеную корзинку и моют тщательно много раз в колодезной или речной воде. Когда вода с него стечет, то кладут его в сухую корзину и суша в русской печи. Когда мох высохнет окончательно, то его мелят в муку на обыкновнных жерновах (по рецепту обер-бергмейстера 7-го класса Кеммерера).
Следующим водно-болотным растением была векха (белокрыльник болотный) - "житница", "хлебник", "хлебница". Названия 14 рек и озер Вологодской губернии произошли от этого названия, учитывая что гидронимы, основанные на названиях трав и растений практически не встречаются. Способ приготовления векхи следующий: "Высушенное и вымоченное в воде корневище примешивается к ржаной муке и идет в хлеб, откуда и название хлебница". Достоинство векхи- большая биомасса на заболоченных площадях и быстрый цикл восстановления, она легко находится и просто собирается. Крахмалистое корневище ежегодно нарастает на 40 см. Это растение занимало место картофеля до XIX века.
В рационе крестьян встречался также манник (прибрежное растение со вкусом манки), ирис (его сочные корневища), кувшинка белая и кубышка желтая ("одолень-корень", тк одолевает нечистую силу), рогоз, пшеничка, бобы (молодые стебли, едят сырыми), чакан (корневища, едят печеными), таволга (мясистые корневища), сусак (корневища богаты крахмалом и белком, едят печеными или же высушивают и размалывают в муку).
Крестьяне сеяли не для собственного употребления, а на продажу.
Крестьяне Севера абсолютно не зависели от урожая на регулярной пашне: "несмотря на 7 летний неурожай, жители 30 деревень не испытали снижения прироста населения". Основная причина, объясняющая незнание крестьян других регионов России о полезных свойствах - практически полное отсутствие в Южной России болот.
#Русский_Север #этнография #хозяйство
Некоторые заезжие путешественники, фиксируя употребление северными крестьянами в пищу различных суррогатов, таких как сосновая кора или исландский мох, расценивали эту практику либо как признак дикости, либо как свидетельство крайней нужды. На самом деле использование дикорастущих хлебозаменителей было широко распространено не только у нищих безземельных крестьян, но и обеспеченных городских жителей.
Кроме ягод и грибов, из диких растительных продуктов следует упомянуть сосновый сок, то есть молодой весенний сосновый луб. "Сок сочить ходят в лес не только дети, но и взрослые; это обыкновенно бывает лишь раз в год весной; Соком называются длинные ленты луба, который сдирают с молодых сосен; для этого сосенку срубают в комле и снимают с неё верхнюю кору, затем срезывают слой луба длинными полосами, которые складывают в туес. Сок не бывает всегда одинаково сладок, в сухие годы он смолист и горек, в мокрые водянистее и сахаристее".
Вторым по распространенности в природе хлебозаменителем был исландский мох. Мох горький на вкус и требует особого приготовления. Несмотря на это, его употребление было сертифицировано и рекомендовано государством. Для отнятия горького вкуса от мха берут 3,5 гарнца (1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам) золы от сосновых дров, обливают их в деревянном сосуде 1,5 ведрами теплой воды и все мешают несколько раз деревянною лопаткою. Полученный щёлок оставляют спокойно стоять до тех пор, пока он начисто не отстоится, и потом прозрачную жидкость сливают с употребленной золы. Затем берут один четверик (1 четверик = 1⁄4 осьмины = 1⁄8 четверти = 8 гарнцам = 26,24 литра) исландского мха, очищенного от всех других видов мха, кладут его в ушат и обливают всем количеством полученного в виде прозрачной жидкости щёлока. Смесь оставляют стоять в ушате 24 часа с небольшим гнетом. Потом жидкость сливают, мох кладут в плетеную корзинку и моют тщательно много раз в колодезной или речной воде. Когда вода с него стечет, то кладут его в сухую корзину и суша в русской печи. Когда мох высохнет окончательно, то его мелят в муку на обыкновнных жерновах (по рецепту обер-бергмейстера 7-го класса Кеммерера).
Следующим водно-болотным растением была векха (белокрыльник болотный) - "житница", "хлебник", "хлебница". Названия 14 рек и озер Вологодской губернии произошли от этого названия, учитывая что гидронимы, основанные на названиях трав и растений практически не встречаются. Способ приготовления векхи следующий: "Высушенное и вымоченное в воде корневище примешивается к ржаной муке и идет в хлеб, откуда и название хлебница". Достоинство векхи- большая биомасса на заболоченных площадях и быстрый цикл восстановления, она легко находится и просто собирается. Крахмалистое корневище ежегодно нарастает на 40 см. Это растение занимало место картофеля до XIX века.
В рационе крестьян встречался также манник (прибрежное растение со вкусом манки), ирис (его сочные корневища), кувшинка белая и кубышка желтая ("одолень-корень", тк одолевает нечистую силу), рогоз, пшеничка, бобы (молодые стебли, едят сырыми), чакан (корневища, едят печеными), таволга (мясистые корневища), сусак (корневища богаты крахмалом и белком, едят печеными или же высушивают и размалывают в муку).
Крестьяне сеяли не для собственного употребления, а на продажу.
Крестьяне Севера абсолютно не зависели от урожая на регулярной пашне: "несмотря на 7 летний неурожай, жители 30 деревень не испытали снижения прироста населения". Основная причина, объясняющая незнание крестьян других регионов России о полезных свойствах - практически полное отсутствие в Южной России болот.
#Русский_Север #этнография #хозяйство