БУКВАРЬ
2.93K subscribers
1.72K photos
62 videos
2 files
467 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
Недавно в поисках литературы по фольклору Вологодчины наткнулся на интересные строки колыбельной:

Баю-баюшки-баю,
Баю маленьку мою.
Поскорее засыпай,
Крепче глазки закрывай.

Люли, люленьки, люли,
Не ложись ты на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.

Бай да побай,
Хоть сейчас умирай,
Сделаем гробок
Из осиновых досок.
Три денька пропустили,
В могилку опустили.

село Явенгское, Вожегодский район, Вологодская область

Сон зачастую в фольклоре присутсвует как пограничное состояние между явью и иным измерением, между жизнью и смертью.
Пожелания смерти ребенку в тексте колыбельной объясняется так: "упоминанием близкой кончины имело целью оградить ребенка от злых существ". Практика использования мотива смерти для отгнания этой самой смерти существует и в других обрядах (ряженые на Масленицу, Святки и свадебные мероприятия).

UPD. Читатель прислал запись колыбельной, сделанной в Архангельской области.

https://youtu.be/HO4i_lNq24M

#Русский_Север #этнография #Вологодчина #семья
March 2, 2020
Северная вышивка

Орнамент северной народной вышивки разнообразен. Рукодельницы в своих изделиях вышивали традиционные орнаменты, используя изображения солнца, птиц и геометрические фигуры.

В основе геометрического орнамента лежат такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Наибольшее распространение геометрический орнамент получил в Мезенском и Лешуконском районах. Ромбический узор характерен для перевити (в Мезени - цветная перевить) - вид вышивки, выполняемая по предварительно разреженной ткани, путём выдёргивания нитей.

Солнце почиталось как источник жизни, в язычестве к нему часто обращались за помощью, у него просили охраны и плодородия. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному: это мог быть как круг-розетка на полотенцах и рубахах, так и многогранник или ромб. В любом случае, все эти знаки олицетворяли символ плодородия и продолжения жизни.

Знак птицы нес непременно добрый смысл. Так, две птицы, изображённые по краям свадебного полотенца, сулили согласие между будущими супругами. Птицы также символизировали образ матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо. В вышивке Каргополья встречается изображение птицы – павы, которая изображалась в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом, и символизировала счастье и любовь.

Очень рекомендуем эту книгу о северных орнаментах. Кратко и по сути. Давно говорю о проблеме сохранения русского национального костюма и его позиционировании в современности. Чуть позже опубликую материал со схемами, чтоб каждый мог воспользоваться и пошить себе убранство для дома или что-то из одежды.

#Русский_Север #этнография #хозяйство
March 2, 2020
На днях меня удивило, что, как оказалось, Архангельск и Мезень - первые города в России, где кофе стал ежедневным напитком среднего класса. В Мезени был особый рецепт кофе: его варили в самоварах с солью (рецепт сложный, сейчас он хранится в Мезенском музее) и подавали в маленьких кофейниках.

Наряду с чаем и кофе поморы пили горячий напиток – поморский кёж. Готовили его из всего обычно из ягод, зерна, трав и пряностей. Раньше в Поморье кёж варили с ржаными высевками (или, как сейчас модно, с отрубями), или вместо высевков добавляли щепотку крахмала, чтобы получилось что-то похожее на жидкий ягодный кисель. Он дольше, чем обычный горячий напиток, сохранялся теплым, поэтому поморы и любили его.

На фото: Чаепитие, Петрозаводск, 1940-е гг.

#Русский_Север #Архангельская_область #Мезень #этнография #хозяйство #запискивбукваре
March 3, 2020
March 4, 2020
March 4, 2020
Постный стол на Вологодчине

Сейчас Церковь проживает период Великого поста, когда каждый верующий трудится в познании себя, в борьбе с суетными мыслями и в преодолении страстных порывов.

На Вологодчине даже сейчас среди населения довольно сильно осознание важности постов, а хозяйки находили блюда, которые могли украсить постный стол.
"Пост уж все соблюдали: молодые и старые. Мяса было полно, но уж не варили. А если каши варили, то только на воде и постное масло только. А уж скоромного ничего нельзя. Маленьким-то детям молочка давали, подростки ели с общего котла. Строго соблюдали пост". (Иванова А.Н., д. Малая Чаготма)

Кисленные щи: капуста, картошка, крупа, постное масло.
Лесная пища: солёные и сушеные грибы, топленые ягоды,
Огород: соленые огурцы, квашеная капуста (севернее ее не квасили, а ели парёной), редька, горох, репа.
Толокно: овёс заваривали кипятком, сушили на мельнице, мололи и просеивали сквозь сито.
Кисель: клюквенный и белый овсяный.

О том, как питались крестьяне на Русском Севере мы писали ранее.

Трапеза в семье всегда в одно и то же время. Ели все из общей миски. У каждого - своя ложка. За столом не игрались.

"У каждого человека было своё место. Отец - на скамейке с краю. Возле отца - самый старший сын, потом по возрасту. Самый маленький сидел возле мамы. Сестра за самоваром. Стол стоял в углу, под иконами. Сначала стлали скатерть из холста с прошвой. Так было принято. Хлеб резал отец прямо на скатерть скипами. Если урожай был, то норму не давали, кто сколько хочет, столько и берет. Мама калачиков напечет и все разделит поровну" . (Смекалова 3.С.)

#Русский_Север #Вологодчина #хозяйство #запискивбукваре
March 5, 2020
March 5, 2020
March 5, 2020
March 6, 2020
Давно хотел поделиться потрясающей работой команды SIRIN CINEMA, которая называется "Атлантида Русского Севера".

Эта удивительная работа медитативно погружает в пространство этой земли и затрагивает важные вопросы социальной ответственности каждого из нас за сохранение культурно-исторического пространства Русского Севера.

#Русский_Север #этнография #запискивбукваре
March 6, 2020
March 6, 2020
March 7, 2020
После публикации про “Атлантиду Русского Севера” много читателей обратилось ко мне с вопросом: “А есть ли ещё подобные сильные фильмы?”

Поэтому хочу поделиться очередным шедевром - фильмом Дмитрия Васюкова “Счастливые люди. Поморы”.

Осознание судеб жителей Севера через изучение всего нескольких дней из жизни героев фильма.
March 8, 2020
March 9, 2020
Мех в Поморье

Меховые шубы в Поморье были не так сильно распространены, как в других районах. В качестве рабочей и промысловой одежды использовали не очень длинные шубы мехом вовнутрь, их они приобретали у проживавших в непосредствен­ной близости с ними ненцев, коми, саамов.

Совики, малицы, куши, пёчоки в виде прямых длинных рубах, зачастую с капюшоном — кукелем (сюмой), и некоторые виды меховой обуви - все это поморы брали у соседних народов. Причем, в отличие от ненцев, поморы чаще ходили в малицах и со­виках без капюшона, заменяя его долгоушкой или цибакой.

Одеждой из оленьего меха пользовались жители Зимнего и Терского берегов. Для большего сохранения одежды из оленьего меха поверх нее надевали хлопчатобумажную рубашку (например, маличная рубаху, совик, совещок, потяжку). На других берегах поверх меховой одежды надевали серый кафтан — ермяк.

Зимой поморы Зимнего берега промышляли в малице — длинной меховой руба­хе мехом вовнутрь, часто с капюшоном и рукавицами. В самые сильные морозы с малицей носили совик — меховую рубаху мехом наружу. Обувь в морозы здесь тоже утепляли, наде­вая поверх бахил тобуры — короткие меховые туфли без каблука.

#Русский_Север #этнография #хозяйство #запискивбукваре
March 10, 2020
Кем стращали детей на Русском Севере (часть 1)

Зачастую для наведения порядка в доме мать, бабушка или нянька припугивали детей различными мифическими существами. На Вологодчине и в Новгородской области достаточно широко встречается персонаж-пугало Бадя: "Не реви, Бадяй заберет! Смотри, Бадя придет!" (Череповецкий район).

У Бади определенные, хотя и различающиеся в разных населенных пунктах, характеристики. Где-то Бадя – гундосый и косноязычный, говорящий только "бадя-бадя-бадя", где-то – это косоглазый, в другом месте – сухорукий. Издревле люди с физическими недостатками и особенностями считались за проводников сверхъестественной силы, им приписывались нечеловеческие свойства. Редкий цвет глаз, волос (рыжий) и отсутствие зубов могли быть достаточными для сакрализации человека.
Бадя иногда является отсылкой к какому-либо реально существующему в данной местности жителю:"Бадя придет! Это немой старичок такой у нас был. Не говорил, только: бадя, бадя, бадя! Боялись его дети. Скажешь: Бадя придет!" (Чагодищинский район, Вологодская область)

Предположительно, свое название Бадя получил от "бодяться" –шататься, бродить, шляться, толкаться, слоняться. "Бодяга" – бродяга, шатун, тунеядец (Словарь В. Даля).

Припугивали детей и упоминанием домашних животных, которые были детям знакомы, однако, использовались названия из других говоров или из древних говоров своей земли, так как неизвестное и непонятное на слух куда больше действует на иррациональное восприятие в человеке.

В Вологодской области "додоном" пугали детей: "Какой додон-от идет!", а в Ярославской так называли петуха.
На Вологодчине "кокой" кликали курицу, а в вятском говоре так звали мифическое существо, которым пугают детей.

Страшилы чаще всего имели абстрактные формы и образы. Как выглядят гуга, бобка, бомка или буван ни один из местных жителей не знает. Пугает детей в первую очередь звуковые комбинации, характерные для детского языка: повторение слогов, взрывные губные согласные "м","б". При произнесении: бу-у-ка, гу-у-га, б-о-о-ба, д-о-д-о-н, б-у-в-а-н – мимика наглядно способна устрашить вытянутыми в трубку губами и нехарактерной комбинацией звуков для языка конкретной местности.

На фото: Крестьянин-колдун, деревня Пудожская гора, Повенецкий уезд, Олонецкая губерния, 1901 год

#Русский_Север #Вологодчина #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
March 10, 2020
Говоры Русского Севера

АЛЛИЛУЙЯ. Чепуха ерунда.
Вологодская область, Великоустюгский район. Наскажет вам всяку аллилуйю
БАБА-КИСА. Медуза.
Архангельская область, Приморский район. Бабукису выкинуло новыжды, она сиреневата. Бабу-кису в шторм выкинет — ешшо жива, дышит
ВЕКОВАЯ ХАЛЯВА. Неряха.
Архангельская область, Пинежский район. Она така векова халява, в избе у ей никогды не пахано
ГАРЕМ. Нищий, Плохой человек.
Архангельская область, Устьянский район. Гаремы по сёлам да деревням шлялися да просили. Гарем не пиши, это самое худое слово, обзывательное; о хорошем человеке так не скажут
ДОМОЖИР. Домосед.
Вологодская область, Устюжский район. Там посерее народ был, все — доможиры, ходили из угла в угол. А у нас мужики дома не сидели, на чужой стороне работали
ЕРЕПЕНИТЬСЯ. Сердиться, раздражаться, ругаться.
Вологодская область, Вытегорский район. Не ерепенься попусту, по-твоему будет, успокойся
ЖАЛЕТЬ СЕБЕ В РОТ. Проявлять скупость.
Вологодская область, Великоустюгский район. Она себе в рот жалеет, скупая
ЗНАТЬ. Уметь лечить с помощью заговоров, наводить и снимать порчу, знаясь с нечистой силой.
Архангельская область. У нас старуха была Ографена, она знала, она и нашла сестру; а то пошли ворожить, за ними шар покатился, они отговорку забыли, побежали к Ографене, она отговорила.
ИЛ. Тина на воде.
Архангельская область, Мезенский район. Заилело всё поверху-то, да илом-то ещё рыжим
КОЖА. Близкая подруга.
Архангельская область, Ленский район. Ниночка мне кожа была, не своя, не кровная, а кожа
ЛИХОРАДКА. О чем-нибудь несущественном, пустяковом.
Вологодская область, Вытегорский район. У нас глупыши пекут, что оладьи, всяка лихорадка.
МЯКИШ. Мягкая ткань тела человека, животного, мякоть.
Вологодская область, Вытегорский район. Ляжка, ето ляхи мякиш

На фото: Крестьяне Тотемского уезда в праздничный день. 1916 г.

#Русский_Север #этнография #язык #вологодчина #Архангельская_область #запискивбукваре
March 11, 2020
Forwarded from Журнал НОЖ
March 12, 2020
Кем стращали детей на Русском Севере (часть 2)

Зачастую традиционное сознание формирует антропоморфные образы по отношению ко всему своему окружению.
Персонифицируют море; наделяют антропоморфными характеристиками ветер; при приготовлении пирогов печку просят: "Матушка печка, укрась своих детушек!"; чтобы уберечь всходы от весенних заморозков, варят кисель и "закликают" мороз: "Мороз Васильевич, иди к нам киселя хлебать!" Адам – молодой месяц, Ульяна – вода, Татьяна – земля, утренняя заря Мария, закат Анастасия и др.

Припугивая детей персонификация – важная составляющая. Непоседливому ребенку грозят: "Смотри, хлын придет!" Хлын – это антропоморфная палка.

В Архангельской области перед Великим постом детей пугали Ефимоном: "Нас тоже пугали. Как катаемся на санках, бывало, скажут: "Сегодня ладно, катайтесь. Завтра пост придет, уже не будете кататься. Ефимон будет ходить" (1982).
В православном богослужении ефимон (μεθ'ἡμῶν - др.греч. мефимон - "с нами Бог") – Великий Канон Андрея Критского. Здесь же ефимоном звали сущность – воплощение Поста. Пост в противоположность веселой и разгульной Масличной седмицевремя мрачное и скучное.
Персонификация Поста в виде конкретной сущности очень ограниченно представлена в восточнославянской культуре.

На фото: Изба в деревне Архангельского уезда, 1900 год

#Русский_Север #Вологодчина #этнография #вера #хозяйство #запискивбукваре
March 12, 2020
March 13, 2020
March 14, 2020