БУКВАРЬ
2.91K subscribers
1.62K photos
55 videos
2 files
462 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
Иконостас кафедрального собора в Севилье

Иконостас (18.2 м в длину и 27.8 м в высоту), представляет собой вырезанную из дерева грецкого ореха, каштана и лиственницы композицию из трех сюжетов, которую увенчивает роскошный балдахин. Внутри украшенной орнаментом архитектурной рамки находится ретабло (о ретабло другого толка есть у дорогого Быть), включающее композицию из 45 фигур, каждая из которых имеет площадь в один квадратный метр. Все вырезанные из дерева сюжеты разделены пилястрами, на которых вырезаны маленькие деревянные скульптуры. Для того, чтобы добиться правильной, гармоничной перспективы, фигуры, находящиеся в верхней части ретабло сделаны крупнее, поэтому, при взгляде снизу создается панорама, на которой все фигуры кажутся одного размера.

#Испания #скульптура #иконопись #вера #запискивбукваре
Опрос показал любопытное:

Целых 18% полагают скульптурное присутствие в храме, в т.ч. как опосредованного объекта моления, неканоничным и идолопоклонническим. Очень было бы интересно узнать причины такого отношения.

49% не видят в этом проблемы, но по личному восприятию это им не близко. Полагаю, что в данном случае дело в локальной древнерусской традиции, которая зачастую преподносится как идеал храмового, в т.ч. декоративного искусства.

Это особенно удивительно, когда в России такое великое множество выдающихся шедевров храмового искусства (архитектура, иконография) эпох классицизма и барокко, которые конечно же принято считать не менее русскими. В этом мне отзывается публикация коллег.

Моя же личная позиция заключается в том, что я полагаю скульптуру не противопоставлением иконе, а как некоторое иное измерение иконографического пространства. Мне близок принцип "Все для славы Божьей", а потому считаю важным транслировать это всеми доступными нам способами, уместными в тех или иных условиях для достижения наибольшего результата в прославлении Бога.

Писал это ранее, но повторю снова о моем восприятии скульптурной формы в храме. Помню, что для меня в детстве было принципиально важно ощутить прикосновение к образу распятого Христа, почувствовать пальцами раны от гвоздей и древо креста. Ощущая это я приближался к пониманию страданий Спасителя и важности Его Жертвы за всех нас и даже за такого маленького меня.
В детстве очень многое познается именно осязательно (ручками, а иногда и зубками), а потому, как мне кажется, искусно выполненная скульптурная работа из дерева, в дополнение ко всему разнообразию церковного убранства, могла бы выступать своеобразной проповедью для маленьких прихожан.

#вера #иконография #скульптура #запискивбукваре
Иконостас конца XVIII в. Троице-Гледенского собора в Великом Устюге — один из прекрасных примеров сочетания иконописи и скульптуры в храмовом пространстве.

Существует множество подобных шедевров русской церковной изобразительной культуры на Петербургской земле, но полагаю важно показать, что подобное соседство выразительных форм было воспринято не только в столичных землях.

#Русский_Север #вера #иконография #скульптура #запискивбукваре
А знаете, замечаю, что именно коллеги, занимающиеся миссионерством. являют собой не адекватность и гибкость, а косность и дремучий радикализм, направленный на довольно странные объекты.

Оттого вдвойне приятно, что теперь дорогой Александр Данилов занимается этим столь важным служением в позиции заместителя председателя миссионерского отдела епархии. Талантливый и смелый пастырь. Виват и аксиос!
До сих пор существует путаница по поводу облачений не только среди нецерковных людей, но порой и среди регулярных прихожан столичных храмов. Связано это не в последнюю очередь с набором некорректных клише, которые можно увидеть в кино и театре.

Попробуем кратко и схематично разбирать основные виды облачений, которые часто можно встретить изображаемыми в масс-культе.

Стихарь мы встречаем на всех этапах церковно- и священнослужения. В тех или иных формах он наличествует в качестве обязательного литургического элемента облачения.
В православной традиции наиболее часто Вы встретите золотой цвет, реже иные, что обусловлено богослужебным календарем. Перед облачением требуется благословение служащего священника.
В католической традиции стихарь (суперпеллицеум) белого цвета с кружевом (об этом будет отдельный пост). На его облачение благословение не требуется.

Стихарь без каких-либо дополнительных одежд является облачением церковнослужителя: алтарника, чтеца, иподиакона.

#вера #облачение #запискивбукваре
Удивительно, как порой жизненно необходимо использовать возможность слушать, созерцать, молчать.


#размышления #насонгрядущий #запискивбукваре
На днях о. Александр Данилов поставил важный вопрос личного религиозного опыта, доверия к нему и возможной его ошибочности и опасности.

Размышляя на этот счет у меня возникает желание ввести два вспомогательных (нет) слова: вера и знание. И как же себя ведет религиозный опыт по отношению к этим двум, на первый взгляд полярным, терминам? Полагаю, что парадоксальным образом именно религиозный опыт и является связующим звеном, создающим полноту переживания божественного.

Только через религиозный опыт вера не противопоставляется, но сочетается со знанием. Это превращается в чудесный мистический трамвай, когда движение возможно, как в одну, так и в другую сторону по рельсам человеческой души. Человек, как мне кажется, тогда по-настоящему верит Богу, когда он знает Его и наоборот. Но возможно ли верить Ему, не узнав Его или узнать Его, не поверив?

Думаю, что религиозный опыт способен распознать, пережить и осознать тот, кто знает Бога и верит Богу, а потому это ключевое состояние верующего человека – своего рода личное свидетельство.

Можно ли доверять своему религиозному опыту. Полагаю, что да, мы должны доверять ему. Иначе мы его не можем по существу оценить. Он по сути и есть отражение нашего восприятия божественного. Другое дело, что мне видится смысл в более чувствительной настройке этого нашего восприятия, что превратит переживание религиозного опыта в полезное укрепление веры и знания. Ведь срезать букет полевых цветов можно и колуном для дров, но будьте уверены, что стебли будут похожи на зеленое месиво.

Как же нам производить эту самую чувствительную настройку. Думаю, что через имеющиеся у церкви инструменты: Писание и Предание. Использовать для настройки опыт ближнего вижу допустимым с рассуждением насколько в этом опыте ближнего я вижу себя. И не искажается ли мое личное переживание опытом ближнего, когда происходит подмена. Именно в этой подмене и кроется ошибка и опасность. Ведь личный религиозный опыт – это сотворчество личности человека и личности Бога. Та самая Встреча.


P.S. под знанием Бога я понимаю лишь допустимое нам знание непостижимого

#келейное #дискуссия #вера #запискивбукваре
В очередной раз хочу отметить, что непрофессионализм и некомпетентность деятелей искусства или журналистики в отношении изображения церковной обрядовости — это то, с чем церкви необходимо работать.

Такое отношение заключается в "необязательности, факультативности и уж совсем неопределяющей значимости отображения церковности в масскульте" (по мнению многих собеседников из мира культуры и мира церкви; каждая сторона находит свои мотивировки).

Возникает вопрос: как же так случилось? Если отвечать совсем просто, то дело в отсутствии активного диалога между институциями попкультуры (без негативной коннотации) и церковью. И это было бы пол беды, но налицо генетическое нежелание вести этот диалог.

Если выбирать принцип "...караван идет", то положение лишь усугубится и церкви придется разоблачать не просто клевету в свой адрес, нет, к этому церковь уже имеет иммунитет. Но, что более деструктивно, работать со сформировавшимся равнодушно- безразличным отношением с усмешкой на лице. "Священнослужитель изображен в нелепом облачении, которое не соответствует реальности? Да какая разница, это вообще никого не волнует. Облачение имеет символический смысл? Серьезно? Кусок парчи? Не думаю, что это повод для возмущений. Патриарх изображен не в надлежащем облачении? Ну суть-то все уловили, а нюансы оставьте себе".

Я бы мог говорить о том, что деятели искусства сами игнорируют правила приличия, не приглашая консультантов со стороны церкви, но как церковный человек, считаю, что церковь способна сама начать этот диалог. А это возможно, когда священник перестает быть изысканной экстраординарностью на светском вечере, в светской передаче, в дискуссиях на внецерковных площадках. Оттого сомнительные призывы некоторых деятелей к сворачиванию церковного присутствия в СМИ и на междисциплинарных площадках считаю откровенно вредным изоляционизмом, наносящим не только репутационный урон, но и утратой или упущенной возможностью внедрения ценных кадров (в тч из числа мирян), которые могли бы направить свои компетенции на благо церкви.

Только мы можем решить проблему искажений, наплевательства и стереотипности в изображении церкви, каждый на своем уровне и месте. Это тоже служение и свидетельство, которое нам доступно.

#размышления #келейное #вера #запискивбукваре
Лауреат Пулитцеровской премии Кендрик Ламар для исполнения трека Savior на фестивале Glastonbury использовал спешл — "терновый" венец Tiffany & Co, украшенный 8000 бриллиантов.

You Savior I Am Not на экранах и театральная кровь, стекающая по терновому бриллиантовому венцу — сильный жест.

Спорный? Разумеется.

Полная запись выступления: https://www.youtube.com/watch?v=KRb3HDA2DyE

P.S. Напоминаю, что стоит рассматривать это в контексте дела "Роу против Уэйда", а отсюда и заявления Ламара в финале трека: "they judge you, they judge Christ. Godspeed for women’s rights".

Пора уже рубрику создавать #профанноесакральное? Не стоит удивляться этому, когда каждая "партия" приписывает себе Христа, призванного, по их мнению, благословить каждые их начинания. Человеку нужен удобный Бог, служебный, оправдывающий его любое беззаконие.

#дискуссия #вера #запискивбукваре