БУКВАРЬ
2.95K subscribers
1.66K photos
57 videos
2 files
464 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
Есть традиции, восхищающие своей красотой.

Одна из таких традиций – процессии nazarenos («кающихся») на Страстной неделе в Испании. Не путать с представителями ку-клукс-клана, издевательски заимствовавшими облачения.

Отличительная черта шествующих в процессии – капироты – характерные средневековые головные уборы конической формы. Во время шествия «кающиеся» проходят по улицам босиком, заходя в несколько храмов. Изначально процессия начиналась с молитвы и проходила в тишине.

Во время Инквизиции колпак-капирот использовался как символ унижения тех, кто осужден за преступления перед церковью. Цвет означал приговор, например, в красных колпаках отправлялись на эшафот. С утратой могущества инквизиции капироты стали символом традиции и памяти, а главное символом покаяния.

Зачастую роскошная мантия дополняется медальоном или эмблемой, характерными для различных братств.

Великолепное зрелище. Отличная идея для крестных ходов.

#Испания #вера #этнография #запискивбукваре
Продолжая тему красивой традиции в Страстную седмицу, нельзя не вспомнить пасо – скульптурные композиции, изображающие определенный религиозный сюжет. Каждая процессия имеет свою скульптурную группу. Обычно пасо изготовляют из дерева и украшают ювелирными изделиями. Порой даже одевают в настоящую одежду. Вес таких композиций может составлять до 2 тонн. Таким образом получается, что нагрузка на каждого участника процессии составляет около 30-50 кг.

Пасо переносят либо вручную на плечах членами братств, либо на повозках, если конструкция вовсе неподъемна. Носильщики пасо зовутся «косталерос» или «портадорес», а их управляющий –«капатас», в чьи обязанности входит установка «чикоты» – особого тайминга от момента водружения пасо на плечи до момента, когда его опускают на землю. Капатас подает особый сигнал специальным молоточком-ламадором на самом Пасо и лишь после этого скульптурная композиция может коснуться земли.

Усмиряем плоть красиво.

#Испания #вера #этнография #запискивбукваре
Испытываю крайнюю слабость к присутствию предметов декоративного искусства христианской культуры в повседневности. Стараюсь собирать любопытные экземпляры в свою частную коллекцию, но великое множество шедевров хранят музейные фонды.

Очаровательное флорентийское панно XVIII в. из яшмы и агата — Жертвоприношение Авраама.

Роскошные часы-крест из Парижа XVII в., собранные часовщиком Жаком Серманом.

Красота.

#живопись #декор #вера #запискивбукваре
Портрет-этюд Иисуса Христа (2020)

Экспрессивная работа в исполнении итальянского digital-художника Alexander Van Glitch, в основе которой лежит образ Туринской плащаницы.

Приобрести работу можно здесь.

#живопись #digital #вера #запискивбукваре
Наверное, вы неоднократно слышали такие слова: «Нельзя узнать добра, не постигнув зла» или «Чтобы достичь счастья, надо оттолкнуться ото дна» и тому подобное. Еще часто слышно: «нужно больше всего попробовать в жизни – это мы и называем опытом».

Во-первых, полагаю, что для познания добра и зла совершенно нет необходимости прощупывать дно, ощущать зло в его полноте. Достаточно по малым его проявлениям сделать проекцию на большее. Ведь, когда мы один раз обжигаемся о горячий чайник, мы не делаем этого снова и снова, лишь бы узнать свой предел, ведь в этом случае «дном» будет сжечь свою ладонь.

Во-вторых, думаю, что сама «концепция опыта» сегодня несколько искажена и предполагает количественное измерение, но не качественное. Попробуй больше – узнаешь больше, получишь больше опыта. Отсюда и взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые превращаются в накопление послужного списка. Мне же близко представление об опыте, как о глубине и настоящей сути, в достижении которой человек встречает Бога. Как говорил Э. Монтале: «На всех образах написано: не здесь, а дальше». И в этом смысле, те же отношения между мужчиной и женщиной превращаются в настоящий союз до самого конца, до познания Бога.

#размышления #келейное #вера #запискивбукваре
Друзья, вчера вечером (24.05.22) на территории нашего приходского храма Петра и Павла в Лефортове случился пожар. Замыкание. Слава Богу никто не пострадал и сам храм пожар не повредил, однако теперь нам предстоит восстановление хозяйственных помещений после пожара.

Наш приход будет благодарен любой помощи по восстановлению.

Если можете поддержать финансово.
💳2202 2023 7099 9728
Назначение платежа: пожертвования на уставные цели.

Если можете поддержать материалами или свободными руками.
🛠 Пишите мне в личные сообщения @yabukvar.
Какая форма исповедания веры кажется вам наиболее действенной при потенциальной угрозе жизни вследствие данного исповедания?
Anonymous Poll
47%
Открытая
53%
Тайная
Блюдо «РСФСР. Царству рабочих и крестьян не будет конца»
Чехонин Сергей Васильевич
1920 г.

А молот то какой фактурный и цветочные буквы "с". Вырвиглаз. А какой любопытный политико-религиозный синкретизм.

#керамика #запискивбукваре
​Согласно последнему опросу, мнения разделились: 54% не совершают каждения дома, а 43% так или иначе совершают возжигание ладана.

Любопытно, что несмотря на русскую традицию совершать дома каждение кацеей, суммарно 12% голосовавших пользуются либо стационарной кадильницей, либо (что прям очень нетривиально для России) кадилом на цепочке, которое мы привыкли скорее относить к сугубо храмовой утвари.

Любопытно, что вопрос «а зачем?» возник с кадилом и каждением, но обычно не возникает со свечами и лампадами. Почему происходит так, ведь то же кадило, наравне с лампадами мы встречаем в Исх. 30:7? В большинстве же случаев лампада оказалась более интегрирована в повседневное молитвенное пространство дома, чем кадило.

Мне близко подобное использование храмовых атрибутов в пространстве дома, ведь они дают возможность видимым для нас образом, воздавать Богу честь и хвалу каждый день.

Здесь могла бы быть реклама Вашего производства ладана 🤔

На фото: Стационарная кадильница, VI в. Византия-Сирия

#келейное #вера #запискивбукваре
Размышляю над тем, почему же в православной монашеской традиции не появились ордены, которые бы несли некое особое служение. Безусловно существуют свои монастырские традиции в крупных монастырях и лаврах, но все же формирование орденов так и не сложилось. Есть несколько мыслей на сей счет, но сейчас немного об истории ордена иезуитов (в православной церковной среде звучит почти как ругательство) в России.

Еще с XVI в. католиками осуществлялись попытки по внедрению ордена иезуитов в российскую действительность. Так или иначе лишь в XVIII в. случились послабления, которые позволили иезуитам открыть свою миссию в Москве.

В России орден иезуитов достиг наибольшего расцвета в период правления Павла I, который взял орден под свое личное покровительство и был назван «восстановителем и ангелом-хранителем Общества Иисуса».

В традиционно православной стране быстро стало увеличиваться число конверсий в католичество, особенно среди проживавших в Петербурге дворянских семей. Иезуиты активно промышляли и в провинции: их миссии открывались в Одессе, Астрахани и Саратове. В 1816 году император Александр I в ответ на многочисленные жалобы православного духовенства о массовом переходе верующих в католичество приказал членам ордена покинуть Петербург и Москву, а также запретил им въезд в оба города. После этого центром активности иезуитов в России стал Полоцк. Однако активность католической пропаганды это не подкосило.

25 марта 1820 года императорским указом всем иезуитам было предписано навсегда покинуть пределы России. Их имущество подлежало конфискации в пользу государственной казны, а учебные заведения закрывались. За границу выслали 317 иезуитов. Орден был запрещён в России почти на 200 лет.

В период Советской власти орден был признан шпионской организацией Ватикана. Только в 1992 году в Москве было зарегистрировано «Общество Иисуса» — подразделение ордена иезуитов. По состоянию на 2010 год в нём состояли лишь 10 человек.

На картинке: изгнание иезуитов из России

#история #вера #запискивбукваре