БУКВАРЬ
2.91K subscribers
1.62K photos
55 videos
2 files
462 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ

Поздравляю всех с этим ключевым для христианина Праздником Святой Пасхи!

По традиции представляю Вам иконы, но в этот раз обратимся к Московской и Петербургской художественной школе XVIII-XIX в.

#иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Довольно часто слышу следующее: "Люблю приходить в храм, когда там никого. Когда там тихо и есть возможность побыть с собой наедине, когда никто не отвлекает пением и длительным непонятным чтением, когда можешь поставить свечи и подумать о своей жизни".

В такие моменты, обычно, я никак не комментирую эти слова. Любой мой ответ, свидетельствующий о необходимости участия в литургической жизни храма, когда весь приход становится одним целым с Христом, в этот момент попадает не в сердце человека, зажигая его огнем желания, а в пространство пустоты опыта встречи.

Дело в том, что для такого человека храм существует вне богослужебной жизни. Он ищет возможности узнать Бога, не разделив это чаяние с ближними, теми кто находится с ним в одном пространстве церкви. Ему нужно успокоение, физически ощущаемая тишина мира и порой совсем не Сам Бог. Отсюда и непонимание необходимости Евхаристии и уж тем более остальных богослужений.

В связи с этим у человека складывается такое отношение к церкви, как чему-то необязательному, факультативному и уж точно не определяющему. Отсюда и непрофессионализм журналистов, и некомпетентность деятелей театра и кино, отсюда некорректность предпринимателей.

Нежелание быть частью целого ведет к одиночеству, одиночество ведет к равнодушию. Думаю, что человек, который выбирает непрерывную тишину храма, пустоту подсвечников, отсутствие аромата ладана (нет, речь не о народном православии и магизме), на самом деле, выбирает пустоту богослужебной жизни, а значит не встречает живого Христа у Чаши. Такой человек выбирает размышление о встрече, говорит о жажде встречи с Христом, о ее важности, но сам как будто приходит в приёмную, но как только Христос выходит пригласить человека к Себе, он встает и уходит. И так снова и снова. Человек выбирает ожидание встречи, но не саму встречу. И этого, к сожалению, ему достаточно.

#размышления #келейное #вера #запискивбукваре
Ритуальные службы по факту осуществляют только похороны и околопохороные мероприятия, а потому почему бы не называть их «похоронными службами», а не «ритуальными»?

Каких бы ещё ритуалов им докинуть, чтоб служба отрабатывала своё название по полной?

#размышления #вера #запискивбукваре
С сожалением вынужден констатировать, что в современной России утрачена красота культуры похоронной обрядности и церемониала, пронизывая религиозное и светское единой динамической логикой.

На фото один из осколков этой красоты, который разрушается с каждым годом, не найдя достойного места в деидеологизированном обществе, и который было бы интересно осмыслить в христианском ключе (какая бы нетривиальная часовня могла получиться).

Волжский мортуарий, построенный в 1950-е, должен был использоваться для прощаний с умершими волжанами, которые внесли значительный вклад в развитие города. В 2016 г. сооружение и участок были приобретены всего за несчастные 1,5 млн руб., но никакого ренессанса не случилось.

КУПЛЮ МОРТУАРИЙ. ДОРОГО

#архитектура #вера #запискивбукваре
В который раз отмечаю для себя, что неоязычество в том виде, в котором оно есть сегодня, зачастую стремится к реконструкции довольно слабой философской традиции.

Доминирующая неоязыческая традиция выбирает путь наименьшего интеллектуального напряжения, замыкаясь на сугубо материалистическом копировании поведенческих паттернов. Отсюда и неизбежная маргинализация данного сообщества и обреченность на упадок. Неоязычество не имеет глубины культуры мысли.

Такое язычество не способно породить нового Зенона, не способно воспитать нового Вергилия.

#размышления #неоязычество #вера #запискивбукваре
Давно наблюдаю полярность мировоззрений среди читателей канала. Это прекрасно и не может не радовать, потому как это способствует диалогу и отсутствию косности. Отсюда возникло желание узнать чуть более объективно Вашу религиозную самоидентификацию.

Опрос не позволяет охватить все возможное, а потому если не нашли подходящий ответ, то просьба написать его в комментариях под опросом.
Также будет здорово, если при выборе более крупной категории, Вы укажете деноминационную принадлежность (например, протестант - методист или православный - старообрядец) в комментариях.
Любопытно, как в быту в мелочах можно отвернуться от Света или обратиться к нему.

Для кого Муж и жена одна сатана, а для кого - малая церковь.

Для кого важное дело начинается с «к черту», а для кого «с Богом».

Вот пространство, которое можно сакрализировать, и которое нуждается в Свете. А мы всё о футболках и кружках спорим.

#размышления #келейное #вера #запискивбукваре
Давно размышляю над возможностью развития христианской культуры.

Зачастую мы говорим о проявлении, что называется, декоративно прикладной стороны вопроса: живопись, скульптура, кино, литература и тд. Безусловно, это важно и необходимо, но, полагаю, надо начинать с создания среды.

Что я имею в виду — вижу необходимость создания инфраструктуры, способной полностью закрывать потребности человека и сопровождать его жизнь от колыбели жизни до колыбели смерти. В то же время настаиваю на вменяемости методов и инструментов, без излишней экзальтации и перекосов.

Как христианин, я был бы рад, чтобы мой ребенок мог родиться в христианском родильном доме, учиться в христианской школе и университете. Я был бы рад вкладывать деньги в христиански ориентированные производства, покупать ценные бумаги компаний, позиционирующих себя как христианские. Необходимо создание пространств, транслирующих эту самую христианскую культуру, но достаточно интегрированных в город, не замыкающихся на церковных приходах (!).

Главное, чтобы эти практики были доступны не исключительно людям с заработком много выше среднего. Большинство практик благополучно работают у наших христианских братьев из иных деноминаций, в том числе на безвозмездной основе. Так почему бы не рассмотреть принцип #хорошееповтори.

Безусловно для подобного было бы необходимо крепкое финансирование, в т.ч. создание реального банка, а не его симулякра.

В связи с этим интересно Ваше мнение относительно необходимого финансового и организационного состояния церкви для реабилитации христианской культуры. Свое мнение традиционно изложу чуть позже.

#келейное #дискуссия #вера #запискивбукваре
Спасибо, Гугл. Это то, что я искал.
Есть традиции, восхищающие своей красотой.

Одна из таких традиций – процессии nazarenos («кающихся») на Страстной неделе в Испании. Не путать с представителями ку-клукс-клана, издевательски заимствовавшими облачения.

Отличительная черта шествующих в процессии – капироты – характерные средневековые головные уборы конической формы. Во время шествия «кающиеся» проходят по улицам босиком, заходя в несколько храмов. Изначально процессия начиналась с молитвы и проходила в тишине.

Во время Инквизиции колпак-капирот использовался как символ унижения тех, кто осужден за преступления перед церковью. Цвет означал приговор, например, в красных колпаках отправлялись на эшафот. С утратой могущества инквизиции капироты стали символом традиции и памяти, а главное символом покаяния.

Зачастую роскошная мантия дополняется медальоном или эмблемой, характерными для различных братств.

Великолепное зрелище. Отличная идея для крестных ходов.

#Испания #вера #этнография #запискивбукваре
Продолжая тему красивой традиции в Страстную седмицу, нельзя не вспомнить пасо – скульптурные композиции, изображающие определенный религиозный сюжет. Каждая процессия имеет свою скульптурную группу. Обычно пасо изготовляют из дерева и украшают ювелирными изделиями. Порой даже одевают в настоящую одежду. Вес таких композиций может составлять до 2 тонн. Таким образом получается, что нагрузка на каждого участника процессии составляет около 30-50 кг.

Пасо переносят либо вручную на плечах членами братств, либо на повозках, если конструкция вовсе неподъемна. Носильщики пасо зовутся «косталерос» или «портадорес», а их управляющий –«капатас», в чьи обязанности входит установка «чикоты» – особого тайминга от момента водружения пасо на плечи до момента, когда его опускают на землю. Капатас подает особый сигнал специальным молоточком-ламадором на самом Пасо и лишь после этого скульптурная композиция может коснуться земли.

Усмиряем плоть красиво.

#Испания #вера #этнография #запискивбукваре