БУКВАРЬ
2.91K subscribers
1.62K photos
55 videos
2 files
462 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
Ветра Поморья (часть 2)

Ветра воспринимались антропоморфно и наделялись божественными качествами: "Народ убежден, что ветры происходят от дыхания Божия и они есть — Дух Святой. Живут они на небе и повинуются своему Старшему — Богу".

Ветра получали имена ("ветер Мойсий", "ветер Лука"), имели жён и свой характер. В деревне Калгалакша (Кемский район) говорили: "Ветер шалонник — на мори разбойник". В деревне Поньгома (Кемский район) "Ветер шалонник — самый горячий, самый сильный; у него жена красавица, вот он ревнует, горячится, как нету, а потом на ночь она приходит, он стихает". Зимний берег (Архангельская область) отзывается: "У запада жена красива, вот он всегда к вечеру стихает, уходит к ней спать, у шелонника жена крива, так он уходит от нее ночью (больше ночью тянет)".

Знахари так отзывались о ветрах в лечебных заговорах: "Не грызи, грыжа, сточна, не грызи, обеднична, летня, шелоннична, западна, побережна..."
Поморская промысловая магия использовала ветра: вызывался попутный ветер, заклинался шторм и встречный ветер.

Ветер звали, ветер кричали (заклинали) подражая его "голосу". Свист направлялся в парус, а его движение визуализировало присутствие ветра. Женщины и девушки свистели и протяжно выкрикивали: "Ветер, ветер, подувай, парусок надувай!". Женщины скребли парус и жалобно, подражая вою ветра звали ветер. Они распускали волосы, перекидывали их на лицо, символизируя демонологических существ, и кричали: "Девки, свистите, да, девки, волосы распустите, чтобы поветерь пала…".

"Заюшку не догнать, не догнать, серому не догнать!" - так имитировалось символическое состязание зайца (быстрого зверя, часто ассоциирующегося с нечистой силой) с попутным ветром. Через "заюшку" поморы обращались к усопшим предкам. «В народе существует “призыв ветра”, совершающийся следующим образом: когда едут в карбасе в безветренную погоду, то кто-нибудь из находящихся в карбасе встает на ноги и начинает щипать (царапать) мачту, на которой находится парус, приговаривая: “Белька, белька, белолапко, белолапушко…” Другие же в это время свищут, тоже приговаривая: “Припади-ко, ветерка, у нас лодка не ходка!..”» (Каменев А.А.)

Женщины-поморки пользуясь повышенной сексуальной энергией ветра могли вызывать ветер, задрав подол сарафана, похлопывая себя по промежности.

#Русский_Север #этнография #хозяйство #вера
Тетёры
Архангельская обл.
1977


В XIX в. с помощью тетёр “закликали весну”.
На праздник солнечного равноденствия (22 марта), хозяйки стряпали из теста “жаворонков” и “тетерков” в виде круга, состоящего из трех “околов”-обводов, завитых “по солнышку”.
Тетёрок обычно готовили из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, “сканого” (скать, сукать — сучить, крутить, свивать), и выкладывали – “завивали” — в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц.

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но впоследствии печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.

#Русский_Север #этнография #архангельская_область #хозяйство #вера
День восьмой

Сегодняшняя утренняя служба была тиха и спокойна: слышно было как где-то за храмом гуляет ветер и накрапывает дождь, отчего ощущения церковного тепла и уюта усиливались.

В храм стали приходить небольшие группы туристов, которые заходили на короткое время поставить свечи и посмотреть как проходит монастырская служба. Сначала я не придавал этому значения, но постепенно мое внимание стало рассеиваться, я стал злиться и раздражаться, осуждая недостаточную трепетность этих туристов по отношению к службе. Только на пути в трапезную мой ум прояснился и я понял, что поддался искушению - не совладал со своими чувствами, предавшись осуждению.

На завтраке я поймал себя на том, что смотрю на женщин, которые трудятся на кухне, пристальней обычного. Мысли были далеки от христианского благочестия. Здесь я понял, что каждое искушение влечет за собой искушение еще более тяжелое и сложное к преодолению.

На утреннем разводе было решено отправиться почти всеми силами трудников на разгрузку прибывшей перед штормом баржи с лесом.
Нам нужно было сгрузить лес с баржи, погрузить его на трактор, довезти до дровника и аккуратно сложить, чтоб на несколько месяцев обеспечить монастырь дровами.
Никакой тренажерный зал не сравнить с таким трудом. Только все вместе мы смогли сделать это: никто не роптал и не отлынивал, каждый выкладывался на полную. После такого труда по-настоящему ценишь отдых.
До обеда мы успели перевезти лес к дровнику, а после - принялись его раскладывать. Здесь тоже есть свои нюансы: необходимо отбирать березу и складывать отдельно, так как она используется не для топки, а для изготовления угля для кадильниц.

В такой работе мы провели весь день и, вернувшись в келию после службы, быстро уснули.

#Соловецкий_монастырь #Соловки #трудничество #келейное
Светец «кобра»
Западная Карелия
Дерево, Металл
Кон. ХIX в. – нач. ХХ в.
97,0 х 23,0 х 14,0 см


Светец - особое приспособление для освещения дна при лучении рыбы острогой.

Ночная охота с острогой велась, как правило, весной во время нереста вдвоем с напарником, который являлся рулевым в данном процессе и от того, как тихо он будет работать веслами или же одним веслом (сидя на корме) зависит успех рыбалки, так как к рыбе надо подобраться, не спугнув ее. Кормчий должен был ориентироваться на знаки рыбака, который, освещая, дно светцом, и находясь на носу лодки, высматривал под водой будущий трофей.

#Русский_Север #этнография #хозяйство
Требник 1773 г. из домашней библиотеки. Передан моим дедом иеромонахом Меркурием

Требник (др. рус. треба- жертва, молитва) – богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования треб – Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

#XVIII #келейное
Куклы-панки
Архангельская губерния. Дерево, резьба, выжигание каленым гвоздем
XIX - XX вв.

Панк с ненецкого языка - дерево, ствол, стебель.
Некоторые ученые считают, что куклы так названы в честь материала, из которых они изготовлены. Другая версия — то, что изготовленные куклы имели связь с некими “панами”, возможно, лесными духами, либо с духами ушедших предков.

Панки обычно вырезались из цельного куска дерева и имели, в основном, женский образ, но встречаются среди находок и мужские, у которых делали ножки. Лица делались плоские, без ярко выраженных черт.

Изготовлением панок поморы обычно занимались весной, в период охоты на морского зверя- “веснование”. Во время промыслов было время заниматься резьбой, как они говорили: “от скуки режем панок и коней”.

#Русский_Север #этнография #архангельская_область #хозяйство
Руны — эпические песни северных финно-угорских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира.
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор и финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, соединив руки. Запевала поизносит строфу руны, а другой, подхватив последние слова, снова повторяет ту же строфу - так у первого есть время обдумать следующую. Часто исполнение сопровождалось игрой на кантеле.

«Так давай свои мне руки, Пальцы наши вместе сложим; Песни славные споем мы, И начнем мы с лучших песен».

На фото: рунопевцы, Карелия, XIX в.

#Русский_Север #этнография #музыка
Игра в городки

Игрою в городки увлекаются даже старики-бородачи. Побежденный игрок наклоняет корпус и упирается палкою в землю, а победитель садится верхом на спину и первую палку в новый кон бросает со спины побежденного партнера.

дер. Лувозеро, Повенецкого уезда, Ругозерской волости
1917 год


Источник : Оленев И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги : путевые очерки. – Гельсингфорс, 1917. – С. 62.

#Русский_Север #этнография
Пояс в культуре Беломорья

Пояс – исторически обязательная часть любой одежды, которая наделялась сакральным смыслом и была неотъемлемой составляющей народных верований. Пояс символизирует магическую силу круга, замыкающего пространство.
Ношение пояса на теле является наиболее древней формой традиции, в которой пояс, одновременно с нательным крестом играют роль оберегов, защищающих от нечистой силы.
В "присушениях" (поморских приворотах), во время произнесения которых снимался крест, встречаются такие слова: "… если потеряешь – сойдешь с ума, и попадешь прямо за тридевять морей в тридесятое царство, которому я служу и верую, когда снимаю крест и пояс…".

В Беломорской Карелии XIX в. крест и пояс должны были быть на человеке во время сна; без пояса нельзя было "через три порога переступить" (выходить из дома). На рубаху надевался нижний пояс, а на сарафан – верхний. Нижний пояс снимался только в бане, вместе с нательным крестом. Для хранения креста и пояса (на время мытья) в предбаннике существовала специальная полочка .

Пояса изготавливались из всевозможных материалов при помощи различных техник. Их плели или ткали из разноцветных льняных или шерстяных нитей, с кисточками на концах: "У бабушки был тканый, разноцветный и с кисточками; все время носила его…", "тоненькой пояс на сарафан: задернет подол сарафана спереди, чтоб не наступать…"; "Шнурок на кудели – такой же как на сарафане у бабушки пояс…".

Поверх сарафана-костыча (глухого косоклинного сарафана) одевали еще один пояс, чтобы "костыч не болтался…", "пояском подвяжешь, чтобы туго-туго; кругом себя сарафан-то не ходил, он же тяжелый…". Такие верхние пояса снимались на время службы, когда шли на исповедь: "отвязывают пояс, как символ разрешения грехов".

Часто пояса приобретались в монастырях: на таких поясах нитками выкладывали слова молитв.

#Русский_Север #этнография #хозяйство #костюм
Карелия в лицах

1. Карел
2. Карел (д. Венех-озеро)
3. Молодая замужняя карелка (д. Венех-озеро)
4. Женщина, терпевшая сильную нужду и голодный год (д. Венех-озеро)
5. Карельская девочка Окку (Акулина)
6. Карельский парень (фин.-poika) (д. Каменное озеро)
7. Карельские девушки

Источник : Оленев И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги : путевые очерки. – Гельсингфорс, 1917. – С. 52.
#Русский_Север #этнография