Сегодня Церковь празднует Благовещение, чудесный Праздник великопостной поры, а потому традиционно публикую прекрасные артефакты русской иконографии.
Внутренняя динамика, цвет и украшения создают удивительное окружение этого Евангельского Чуда.
1. Покровский монастырь Суздаля, XVI в.
2. Костромские земли, середина XVIII в.
3. Тверская земля, втор. Половина XVIII в.
4. Северное Поонежье, 1798 г.
5. Центральная Россия, нач. XIX в.
Впитывайте эти образы, наполняйте свой взор красотой и торжеством Праздника.
#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Внутренняя динамика, цвет и украшения создают удивительное окружение этого Евангельского Чуда.
1. Покровский монастырь Суздаля, XVI в.
2. Костромские земли, середина XVIII в.
3. Тверская земля, втор. Половина XVIII в.
4. Северное Поонежье, 1798 г.
5. Центральная Россия, нач. XIX в.
Впитывайте эти образы, наполняйте свой взор красотой и торжеством Праздника.
#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Мировоззрение, свойственное людям фольклорной православности, зачастую подразумевает своеобразный пантеон малых богов, в роли которых выступают святые, на службе у Вседержителя. Это отдельная тема, которую я считаю важным обсудить.
Интересно то, как одна женщина из севернорусских земель объясняла неудачливость года:
«Получился неудачный год.
И Исус Христос пошел выяснять причину, почему неудачный год. И пришел он... вот не соврать, какой праздник был у нас зимой... «Вот почему Никола, на Николу у тебя нет травы?» А тот Ему грит: «Дак Егорий воды-то не дал!»
Он к Егорию. «Ты, Егорий, почему не дал воды?» – «Дак Евдокия чего не поплющила?» Евдокия-то Плющиха когда бывает, в апреле? Нет, в марте, четырнадцатого марта, первое марта по- старому.
Он к ней: «Ты что не поплющила?» - «А Федот-от чего не пока пал?» Да, Федот должен покапать, Федот-то капельник, а Плющиха - плющить.
Вот Он к тому: «Ты что, Федот, не покапал?» А он и говорит: «Дак Трифон-то что... колотило, что тюки-то не колотил на лесу?» Тюки на лесу - это иней на лесу на Трифона, на колотилу сбивается весь...
Он к Трифону: «Ты что, Трифон?» – «А я к празднику ушел, да вина выпил, да и забыл, шо надо колотить».
Вот потому и весь год прахом».
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Интересно то, как одна женщина из севернорусских земель объясняла неудачливость года:
«Получился неудачный год.
И Исус Христос пошел выяснять причину, почему неудачный год. И пришел он... вот не соврать, какой праздник был у нас зимой... «Вот почему Никола, на Николу у тебя нет травы?» А тот Ему грит: «Дак Егорий воды-то не дал!»
Он к Егорию. «Ты, Егорий, почему не дал воды?» – «Дак Евдокия чего не поплющила?» Евдокия-то Плющиха когда бывает, в апреле? Нет, в марте, четырнадцатого марта, первое марта по- старому.
Он к ней: «Ты что не поплющила?» - «А Федот-от чего не пока пал?» Да, Федот должен покапать, Федот-то капельник, а Плющиха - плющить.
Вот Он к тому: «Ты что, Федот, не покапал?» А он и говорит: «Дак Трифон-то что... колотило, что тюки-то не колотил на лесу?» Тюки на лесу - это иней на лесу на Трифона, на колотилу сбивается весь...
Он к Трифону: «Ты что, Трифон?» – «А я к празднику ушел, да вина выпил, да и забыл, шо надо колотить».
Вот потому и весь год прахом».
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Изучая мировоззренческие пространства Русского Севера, да и других регионов, так или иначе замечаешь определенные закономерности и свойства.
Народное православие или «православный фольклор» довольно интересно оперирует феноменом «Бога». Бог понимается как Вседержитель и Владыка, однако который так далеко, что до него порой не дозовешься, а потому стоит обращаться со своими прошениями и чаяниями к тем, кто ближе – святым.
Наверняка вы часто слышали такие советы: при болезни стоит обращаться к великомученику Пантелеимону, при поиске спутника жизни – благ. кн. Петру и кн. Февронии, Спиридон Тримифунтский – скорый помощник в бизнесе и тд. Таким образом складываются своего рода культы конкретных святых, наделяемых конкретными служебными обязанностями и зонами профессиональной ответственности, которые призваны решать те или иные проблемы человека.
Более того, святой-земляк становится фигурой порой чаще вспоминаемой при частной молитве, чем Иисус Христос и Бог. «Он свой, он нас отлично понимает, а Бог далеко, куда ему до наших проблем» – такие слова часто можно услышать в речи деревенских старожилов. Отсюда и появляются списки неканонизированных святых, но почитаемых в определенной местности.
Интересно, как культ того или иного святого перерастает в формирование такого конструкта – «святой-бог». Так мы можем встретить упоминание о святом Георгии Победоносце, как о «скотном боге».
Таким образом в народном сознании формируется представление о святых, как о служебных богах, призванных разрешать проблемы людей, которых Бог не может расслышать из-за греховности человека и его малой значимости.
—————————
Это встречается и сейчас, причем среди просвещенной части населения. А потому приглашаю коллег к обсуждению следующих вопросов:
Где проходит граница между благочестивым почитанием святых и фактическим иерархическим многобожием (причем оно может неосознанно формироваться исходя из трепета перед Единым Богом)?
Как в почитании святыни не скатиться к магизму и вере в чудодейственную формулу «помолись именно этому святому, он избавит/даст желаемое, а ежели нужно другое - так и молись другому святому, за то ответсвенному»?
@kartezianec @alsedanilov @chudo_iva @churchslavic @evgeniya_e_zh @batluter @eto_b @hedgehog_red @krihtova_anthropology @catx2
#вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Народное православие или «православный фольклор» довольно интересно оперирует феноменом «Бога». Бог понимается как Вседержитель и Владыка, однако который так далеко, что до него порой не дозовешься, а потому стоит обращаться со своими прошениями и чаяниями к тем, кто ближе – святым.
Наверняка вы часто слышали такие советы: при болезни стоит обращаться к великомученику Пантелеимону, при поиске спутника жизни – благ. кн. Петру и кн. Февронии, Спиридон Тримифунтский – скорый помощник в бизнесе и тд. Таким образом складываются своего рода культы конкретных святых, наделяемых конкретными служебными обязанностями и зонами профессиональной ответственности, которые призваны решать те или иные проблемы человека.
Более того, святой-земляк становится фигурой порой чаще вспоминаемой при частной молитве, чем Иисус Христос и Бог. «Он свой, он нас отлично понимает, а Бог далеко, куда ему до наших проблем» – такие слова часто можно услышать в речи деревенских старожилов. Отсюда и появляются списки неканонизированных святых, но почитаемых в определенной местности.
Интересно, как культ того или иного святого перерастает в формирование такого конструкта – «святой-бог». Так мы можем встретить упоминание о святом Георгии Победоносце, как о «скотном боге».
Таким образом в народном сознании формируется представление о святых, как о служебных богах, призванных разрешать проблемы людей, которых Бог не может расслышать из-за греховности человека и его малой значимости.
—————————
Это встречается и сейчас, причем среди просвещенной части населения. А потому приглашаю коллег к обсуждению следующих вопросов:
Где проходит граница между благочестивым почитанием святых и фактическим иерархическим многобожием (причем оно может неосознанно формироваться исходя из трепета перед Единым Богом)?
Как в почитании святыни не скатиться к магизму и вере в чудодейственную формулу «помолись именно этому святому, он избавит/даст желаемое, а ежели нужно другое - так и молись другому святому, за то ответсвенному»?
@kartezianec @alsedanilov @chudo_iva @churchslavic @evgeniya_e_zh @batluter @eto_b @hedgehog_red @krihtova_anthropology @catx2
#вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Сердечно благодарю коллег за рассуждения на тему культа почитания святых в свете народной православности.
Дорогой Научпоп совершенно справедливо отмечает некоторые причины феномена народного православия.
Безусловно, безграмотность населения и рядового духовенства сама по себе формировала уродливые наросты наивных толкований текстов и литургической практики. Если взглянуть на записки священников, опубликованные на страницах Епархиальных ведомостей, то именно эта причина обозначается, как ключевая. В городах ситуация была менее вопиющая, однако в них проникали уже городские суеверия.
Прекрасный канал Быть предлагает закономерное решение подобной проблемы – массовая катехизация. Согласен, с одним дополнением – считаю принципиальной повторную напоминающую катехизацию, как для мирян, так и для духовенства. Да, мне видится важным напоминание богословских основ православия в том числе и клирикам, погруженным в литургическую практику и требоисполнительство (неотъемлемая и важная часть жизни священнослужителя, а потому здесь нет негативной коннотации). Однако же здесь возникает проблема готовности прихожан, называющих себя православными, к такому активному, идущему снизу, погружению в Писание и святоотеческую традицию. Почему снизу? Потому как воспитание вкуса, в том числе религиозного, возможно при внутренней жажде и поиске встречи с живым Богом.
Столь важная, сколь и дискуссионная причина – «имперскость» христианства. Действительно, в абсолютном православном обществе, к сожалению, неизбежно формируется образ Бога-Властелина (для меня – негативная коннотация «Вседержителя»). Здесь возникает проблема дистанции между Богом и человеком, о чем поговорим в другой раз. Как только «Церковь мучеников» превратилась в «Церковь легионов», закрепился образ грозного и справедливого (что для Господа несвойственно) Пантократора, который на порядок дальше от человека, чем даже земной государь, а потому следует расчитывать на решение бытовых проблем только своими святыми земляками.
Конечно возникает и проблема коммерциализации святыни, монополизация чуда исцеления и прочее. Подобные явления закрепляют потребительское отношение к артефактам истории Церкви и святым благодатным останкам праведников и сводят истинное благоговейное почитание к магической ритуальности.
#насонгрядущий #вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Дорогой Научпоп совершенно справедливо отмечает некоторые причины феномена народного православия.
Безусловно, безграмотность населения и рядового духовенства сама по себе формировала уродливые наросты наивных толкований текстов и литургической практики. Если взглянуть на записки священников, опубликованные на страницах Епархиальных ведомостей, то именно эта причина обозначается, как ключевая. В городах ситуация была менее вопиющая, однако в них проникали уже городские суеверия.
Прекрасный канал Быть предлагает закономерное решение подобной проблемы – массовая катехизация. Согласен, с одним дополнением – считаю принципиальной повторную напоминающую катехизацию, как для мирян, так и для духовенства. Да, мне видится важным напоминание богословских основ православия в том числе и клирикам, погруженным в литургическую практику и требоисполнительство (неотъемлемая и важная часть жизни священнослужителя, а потому здесь нет негативной коннотации). Однако же здесь возникает проблема готовности прихожан, называющих себя православными, к такому активному, идущему снизу, погружению в Писание и святоотеческую традицию. Почему снизу? Потому как воспитание вкуса, в том числе религиозного, возможно при внутренней жажде и поиске встречи с живым Богом.
Столь важная, сколь и дискуссионная причина – «имперскость» христианства. Действительно, в абсолютном православном обществе, к сожалению, неизбежно формируется образ Бога-Властелина (для меня – негативная коннотация «Вседержителя»). Здесь возникает проблема дистанции между Богом и человеком, о чем поговорим в другой раз. Как только «Церковь мучеников» превратилась в «Церковь легионов», закрепился образ грозного и справедливого (что для Господа несвойственно) Пантократора, который на порядок дальше от человека, чем даже земной государь, а потому следует расчитывать на решение бытовых проблем только своими святыми земляками.
Конечно возникает и проблема коммерциализации святыни, монополизация чуда исцеления и прочее. Подобные явления закрепляют потребительское отношение к артефактам истории Церкви и святым благодатным останкам праведников и сводят истинное благоговейное почитание к магической ритуальности.
#насонгрядущий #вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Гроза в народном представлении, например в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, особенно переживалась.
Гром и молнии всегда сопровождали образ Илии Пророка, который громом заставляет дьявола и бесов метаться в поисках укрытия, а молниями, как огненными стрелами, добивает их.
Интересное объяснение сгорания от молнии храмов и часовен появляется именно в народной среде. Так, по поверью, молния попадает в церковь по той причине, что дьявол всегда во время грозы прячется в колокольне, так как надеется, что Господь не благословит Илию направить громовую стрелу в свой дом-храм. Однако Господь попускает разрушение своего дома в избавление от лукавого.
Народ считает, что от сотворения мира до земной жизни Иисуса Христа грозы не было. Первая же гроза случилась в момент смерти Христа на Кресте. Тогда Пресвятая Богородица первый раз услышала гром и устрашилась, а после Воскресения спросила у Иисуса Христа, что это было, что все так испугались и попадали ниц. На что Господь Ей ответил, что это была гроза и теперь быть ей постоянно, чтобы все помнили, что Сын Божий был на земле и умер на Кресте по людскому жестокосердию. Богородица спросила: «Откуда же происходит гроза?», а Христос ей ответил так: «Можешь ли Ты второй раз видет Мои страдания и перенести это без горести и печали? А ежели нет, то и Я не объясню причины грозы».
Дождь во время грозы бывает же для того, чтобы земля не сгорела от попадания молнии.
Интересно, что некоторые на Русском Севере почитали северное сияние за грозу, но очень и очень далекую.
#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Гром и молнии всегда сопровождали образ Илии Пророка, который громом заставляет дьявола и бесов метаться в поисках укрытия, а молниями, как огненными стрелами, добивает их.
Интересное объяснение сгорания от молнии храмов и часовен появляется именно в народной среде. Так, по поверью, молния попадает в церковь по той причине, что дьявол всегда во время грозы прячется в колокольне, так как надеется, что Господь не благословит Илию направить громовую стрелу в свой дом-храм. Однако Господь попускает разрушение своего дома в избавление от лукавого.
Народ считает, что от сотворения мира до земной жизни Иисуса Христа грозы не было. Первая же гроза случилась в момент смерти Христа на Кресте. Тогда Пресвятая Богородица первый раз услышала гром и устрашилась, а после Воскресения спросила у Иисуса Христа, что это было, что все так испугались и попадали ниц. На что Господь Ей ответил, что это была гроза и теперь быть ей постоянно, чтобы все помнили, что Сын Божий был на земле и умер на Кресте по людскому жестокосердию. Богородица спросила: «Откуда же происходит гроза?», а Христос ей ответил так: «Можешь ли Ты второй раз видет Мои страдания и перенести это без горести и печали? А ежели нет, то и Я не объясню причины грозы».
Дождь во время грозы бывает же для того, чтобы земля не сгорела от попадания молнии.
Интересно, что некоторые на Русском Севере почитали северное сияние за грозу, но очень и очень далекую.
#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
«Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй… Руки вашей, руки прошу!»
Полагают, что в пьесе словосочетание «сень струй», абсолютно не имеющее смысла, цитируется иронически как пример «изысканно-красивой речи» или образец «высокого поэтического стиля».
Любопытно же, что в набросках, описывающих городскую жизнь Петрозаводска 1911 года, встречается такой извод этого выражения – «подъ тѣнь струй», что означает – в питейном заведении.
Быть может Хлестаков все же Анне Андреевне предлагал что-то сугубо конкретное и практичное. Интересно.
#насонгрядущий #горожанин #Карелия #запискивбукваре
Ревизор (Гоголь Н.В.,1835)
Полагают, что в пьесе словосочетание «сень струй», абсолютно не имеющее смысла, цитируется иронически как пример «изысканно-красивой речи» или образец «высокого поэтического стиля».
Любопытно же, что в набросках, описывающих городскую жизнь Петрозаводска 1911 года, встречается такой извод этого выражения – «подъ тѣнь струй», что означает – в питейном заведении.
Быть может Хлестаков все же Анне Андреевне предлагал что-то сугубо конкретное и практичное. Интересно.
#насонгрядущий #горожанин #Карелия #запискивбукваре
Мезенская девушка в праздничном костюме
Почтовая открытка начала ХХ в.
Источник : Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» : каталог. – Архангельск, 2009. – С. 45.
#фотография #Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Почтовая открытка начала ХХ в.
Источник : Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» : каталог. – Архангельск, 2009. – С. 45.
#фотография #Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Сегодня Церковь вспоминает Евангельское событие Воскрешения Лазаря, усопшего и находившегося во гробе уже четыре дня, Иисусом Христом за месяц-два до Его Входа в Иерусалим.
Традиционно предлагаю вам рассмотреть и прочувствовать это значимое событие через прекрасные образы русской иконографии. Любопытно, что эти иконы имеют схожее, но все же отличные друг от друга названия, отражающие определенные смысловые акценты.
Лазорево Восстание
Тверская провинция
Первая половина XVIII в
Образ «Лазорево Воскресение»
Дмитровский район, Московская область
1758 г.
Воскрешение Лазаря
Василий Чалков
Сумской острог (Поморье)
1791 г.
#иконопись #живопись #вера #этнография #запискивбукваре
Традиционно предлагаю вам рассмотреть и прочувствовать это значимое событие через прекрасные образы русской иконографии. Любопытно, что эти иконы имеют схожее, но все же отличные друг от друга названия, отражающие определенные смысловые акценты.
Лазорево Восстание
Тверская провинция
Первая половина XVIII в
Образ «Лазорево Воскресение»
Дмитровский район, Московская область
1758 г.
Воскрешение Лазаря
Василий Чалков
Сумской острог (Поморье)
1791 г.
#иконопись #живопись #вера #этнография #запискивбукваре
В Воскрешении Лазаря мне видится значимым то, как через это чудо Христос показывает нам, что именно в Нем сила восстановить из тлена Свое творение. Удивительное чудо Воскрешения явственно показывает победу Бога над языческими верованиями и оккультными практиками, действительно способными отнять жизнь и причинить боль, но не способными эту жизнь даровать и восстановить ее течение.
Как человек, воскрешенный Лазарь становится нашим утверждением в истине всеобщего Воскресения мертвых во Втором пришествии Спасителя. А главное, Господь этим чудом предуготовляет нас к самому значимому событию православной жизни – Пасхе, и чтобы мы, отринув сомнения, укрепились в знании, что Сын Божий Воскрес.
#келейное #душеполезное_чтение #вера #запискивбукваре
Как человек, воскрешенный Лазарь становится нашим утверждением в истине всеобщего Воскресения мертвых во Втором пришествии Спасителя. А главное, Господь этим чудом предуготовляет нас к самому значимому событию православной жизни – Пасхе, и чтобы мы, отринув сомнения, укрепились в знании, что Сын Божий Воскрес.
#келейное #душеполезное_чтение #вера #запискивбукваре
Что касается соблюдения гагаузами Великого поста в отношении пищи, то они не только воздерживаются от всего скоромного, но даже считают грехом употребление в это время всяких спиртных напитков – «Человек от спиртного может сблевать, а сблевать в Великом посту – это величайший грех».
—————————
Полезное бытовое благочестие. Максимум практичности и уместности в конкретном сообществе. Стоит перенять хотя бы форму.
#душеполезное_чтение #вера #запискивбукваре
—————————
Полезное бытовое благочестие. Максимум практичности и уместности в конкретном сообществе. Стоит перенять хотя бы форму.
#душеполезное_чтение #вера #запискивбукваре
Страстную неделю называли «Страшной неделей» («на страшной я в город ездил»)!
Подготовка к Пасхе начиналась уже с понедельника Страстной недели, когда хозяйки приступали к чистке и уборке, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение, как «крещеные», в радости, не боясь осуждения и насмешек со стороны соседей. Говорили: «Страшной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет» или «Со страшного понедельника до Великого дня целая неделя, а бабам по горло дела».
Стирать старались все до самой последней тряпки, поговаривая: «Каждая тряпочка Христа славит».
———————
Чем не повод наконец убрать новогоднюю елку.
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Подготовка к Пасхе начиналась уже с понедельника Страстной недели, когда хозяйки приступали к чистке и уборке, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение, как «крещеные», в радости, не боясь осуждения и насмешек со стороны соседей. Говорили: «Страшной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет» или «Со страшного понедельника до Великого дня целая неделя, а бабам по горло дела».
Стирать старались все до самой последней тряпки, поговаривая: «Каждая тряпочка Христа славит».
———————
Чем не повод наконец убрать новогоднюю елку.
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Во вторник «Страшной недели» продолжалась активная уборка в избе: щелоком мыли потолки, лавки и стены натирали песком и промывали водой, намывали посуду и всю кухонную утварь, стелили чистые половики и скатерти, обновляли полотенца.
В некоторых губерниях у женщин существовал еще такой обычай:
Тайно от мужчин, рано утром, порой до рассвета, женщины отправлялись в амбар, где собирали из закромов льняное и конопляное семя. Эти семена смешивали, а затем толкали в ступах с добавлением воды до получения «сочёного молока».
Этим «молоком» поили домашний скот, веруя, что это убережет скотинку от болезней. Важно, чтобы при «добывании молока» никто из мужчин не знал об этом действе, так как иначе оно потеряет силу.
Если же животинка не пила это молоко, то считалось, что ее уже кто-то сглазил, и эта порча будет действовать не только на само животное, но и на весь его приплод.
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
В некоторых губерниях у женщин существовал еще такой обычай:
Тайно от мужчин, рано утром, порой до рассвета, женщины отправлялись в амбар, где собирали из закромов льняное и конопляное семя. Эти семена смешивали, а затем толкали в ступах с добавлением воды до получения «сочёного молока».
Этим «молоком» поили домашний скот, веруя, что это убережет скотинку от болезней. Важно, чтобы при «добывании молока» никто из мужчин не знал об этом действе, так как иначе оно потеряет силу.
Если же животинка не пила это молоко, то считалось, что ее уже кто-то сглазил, и эта порча будет действовать не только на само животное, но и на весь его приплод.
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
В Великую среду, когда уже было помыто и вычищено всего и вся, народ приступал к чистке своего тела.
Для этого мужики шли в лес за фрёсой – можжевельником, а женщины затапливали баньку. Под вечер шли мыться.
Заходя на полок, говорили так: «Крещеный на полок, не крещеный с полка». После помывки, уходя, оставляли на полке ковш с водой и веники, чтобы баенник (Хозяин бани) помылся да пропарился к Светлому празднику. Выходили из бани да приговаривали: «Мне к здоровью, а баенки к жару».
Если так случалось, что к Пасхе еще лежал снег, то его собирали в горшки в поле, приносили в избы и топили для того, чтоб в четверг заготовить «четверговую соль», смешать ее с талой водой и облить скотинку «от сглазу и порчи».
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Для этого мужики шли в лес за фрёсой – можжевельником, а женщины затапливали баньку. Под вечер шли мыться.
Заходя на полок, говорили так: «Крещеный на полок, не крещеный с полка». После помывки, уходя, оставляли на полке ковш с водой и веники, чтобы баенник (Хозяин бани) помылся да пропарился к Светлому празднику. Выходили из бани да приговаривали: «Мне к здоровью, а баенки к жару».
Если так случалось, что к Пасхе еще лежал снег, то его собирали в горшки в поле, приносили в избы и топили для того, чтоб в четверг заготовить «четверговую соль», смешать ее с талой водой и облить скотинку «от сглазу и порчи».
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Четверг Страстной седмицы также в некоторых уездах северных губерний называется Великоденным четвергом.
Великим четвергом справляется множество различных обрядов, которые стараются совершить «пока ворон не прокричит», а значит встают рано, иногда чуть ли не полночь.
Кто-то спешит на реку «пока ворон не обмакнул крыло», черпает в ведро воду и, опустив в нее серебряную монету, умывает лицо и руки – «умывается с серебра». Такое умывание должно было принести здоровье и красоту, а ворон, из зависти людям, тоже спешит запастись здоровьем, потому и живет так долго.
Другая открывает печную трубу и в трубу начинает кликать всю свою скотинку по именам. В это время кто-то из семьи выходит на улицу и подражает голосам животных, которых кличут. Делают это, чтобы скотина держалась дома и не отбивалась от стада. Для того же в Великий четверг подрезали хвосты у коров и лошадей.
Некоторые приносят можжевельник из леса, затем сжигают его на сковороде, а все родные переходят через этот огонь, окуривая себя, чтобы защитить себя от болезней.
В этот день не дают взаймы, потому что если дашь, то летом медведь задерет твою скотинку.
Под вечер выгребают и выносят золу из печи, накопленную за дни «Страшной недели». Часть золы кладут в курятник, чтобы куры лучше неслись, а остальную убирают на хранение. Такой золой потом посыпают капусту, чтобы не было гусениц.
Даже среди тех, кто ходят в храм и участвуют в богослужениях Великого четверга, есть те, кто не чураются проявлений народной православности.
Так просфору с проскомидии хранят до посева в лукошке, из которого сеют, или привязывают на веревочку к лукошку.
Свечу, с которой стояли на чтении 12 Евангелий, хранят на божнице весь год и зажигают во время грозы, чтобы защитить дом от пожара. Некоторые не тушат свечу, а идут с зажженной до дома. Если же свеча не потухнет, то год проживёшь без болезни. В некоторых губерниях этими свечами коптят кресты на косяках дверей и окон, чтобы уберечь дом от нечисти.
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Великим четвергом справляется множество различных обрядов, которые стараются совершить «пока ворон не прокричит», а значит встают рано, иногда чуть ли не полночь.
Кто-то спешит на реку «пока ворон не обмакнул крыло», черпает в ведро воду и, опустив в нее серебряную монету, умывает лицо и руки – «умывается с серебра». Такое умывание должно было принести здоровье и красоту, а ворон, из зависти людям, тоже спешит запастись здоровьем, потому и живет так долго.
Другая открывает печную трубу и в трубу начинает кликать всю свою скотинку по именам. В это время кто-то из семьи выходит на улицу и подражает голосам животных, которых кличут. Делают это, чтобы скотина держалась дома и не отбивалась от стада. Для того же в Великий четверг подрезали хвосты у коров и лошадей.
Некоторые приносят можжевельник из леса, затем сжигают его на сковороде, а все родные переходят через этот огонь, окуривая себя, чтобы защитить себя от болезней.
В этот день не дают взаймы, потому что если дашь, то летом медведь задерет твою скотинку.
Под вечер выгребают и выносят золу из печи, накопленную за дни «Страшной недели». Часть золы кладут в курятник, чтобы куры лучше неслись, а остальную убирают на хранение. Такой золой потом посыпают капусту, чтобы не было гусениц.
Даже среди тех, кто ходят в храм и участвуют в богослужениях Великого четверга, есть те, кто не чураются проявлений народной православности.
Так просфору с проскомидии хранят до посева в лукошке, из которого сеют, или привязывают на веревочку к лукошку.
Свечу, с которой стояли на чтении 12 Евангелий, хранят на божнице весь год и зажигают во время грозы, чтобы защитить дом от пожара. Некоторые не тушат свечу, а идут с зажженной до дома. Если же свеча не потухнет, то год проживёшь без болезни. В некоторых губерниях этими свечами коптят кресты на косяках дверей и окон, чтобы уберечь дом от нечисти.
#Русский_Север #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Великая пятница, в своем роде, день тишины в народном сознании, а потому сегодня предлагаю всмотреться и вникнуть в иконографические образы Распятия. Комментарии здесь будут излишними.
1. Вологда, XVI в.
2. Великий Устюг, XVIII в.
3. Федор Попов, Великий Устюг, 1760 г.
4. Сумский острог, XVIII в.
5. с. Вожега, Вологодская область, XVIII в.
6. Федор Никоновский, Тотьма, 1789 г.
7. Выговская земля, XVIII в.
8. Нечерноземье, XIX в.
Каждый образ пронзителен до боли в сердце. В тишине, со слезами на глазах, мы ожидаем торжества Воскресения.
#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
1. Вологда, XVI в.
2. Великий Устюг, XVIII в.
3. Федор Попов, Великий Устюг, 1760 г.
4. Сумский острог, XVIII в.
5. с. Вожега, Вологодская область, XVIII в.
6. Федор Никоновский, Тотьма, 1789 г.
7. Выговская земля, XVIII в.
8. Нечерноземье, XIX в.
Каждый образ пронзителен до боли в сердце. В тишине, со слезами на глазах, мы ожидаем торжества Воскресения.
#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре