Об этом потрясающем произведении искусства – паникадиле, хранящемся сегодня в Эрмитаже, в 1841 г. Олонецкие губернские ведомости сказали следующее:
В Санкт-Петербурге, в Петропавловском Соборе, находится паникадило из слоновой кости, выточенное ГОСУДАРЕМ ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ, во время пребывания у Кончезерских марциальных вод, в здешней губернии. Паникадило это принесено было Великим в дар «Олонецкой» церкви во имя Апостолов Петра и Павла, за исцеление, как удостоверяет собственноручная записка ИМПЕРАТОРА, хранящаяся по ныне в яблоке паникадила. Вот ея содержание вполне:
«Сие приношение, в знак благодарения Господу Богу за целебныя воды, сделано при оных Марта 14 дня 1724 года».
Эта записка написана ПЕТРОМ первым по желанию супруги ЕГО ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.
По повелению Императрицы Анны Иоанновны паникадило перенесено было в Санкт-Петербургский Петропавловский Собор.
#Русский_Север #Петербург #вера #хозяйство #запискивбукваре
В Санкт-Петербурге, в Петропавловском Соборе, находится паникадило из слоновой кости, выточенное ГОСУДАРЕМ ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ, во время пребывания у Кончезерских марциальных вод, в здешней губернии. Паникадило это принесено было Великим в дар «Олонецкой» церкви во имя Апостолов Петра и Павла, за исцеление, как удостоверяет собственноручная записка ИМПЕРАТОРА, хранящаяся по ныне в яблоке паникадила. Вот ея содержание вполне:
«Сие приношение, в знак благодарения Господу Богу за целебныя воды, сделано при оных Марта 14 дня 1724 года».
Эта записка написана ПЕТРОМ первым по желанию супруги ЕГО ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.
По повелению Императрицы Анны Иоанновны паникадило перенесено было в Санкт-Петербургский Петропавловский Собор.
#Русский_Север #Петербург #вера #хозяйство #запискивбукваре
Дорогие, Великий пост уверенно вошёл в свою силу, а потому публикаций фольклорно-обрядового характера не так много. Постом хочется отдохнуть от суеты постоянного поиска материалов о поверьях, приметах и народной демонологии.
Впереди же ещё достаточно времени для того, чтобы замедлиться, прислушаться к себе и постараться расслышать Бога в своём сердце.
В это время особого внимания к молитве и чтению, хочется предложить вам интересный опыт совместного чтения Библии.
Цель этого опыта — осмыслить слова Писания, приложить своему сердцу и рассказать о своём восприятии прочитанного.
Отдельно хочется отметить, что это общение не призвано показать правильное или неправильное толкование текста. Это своего рода рефлексия и трансляция своего личного переживания предложенного текста.
Это своего рода форма общения христиан, подразумевающая:
1. совместное чтение Священного Писания
2. краткое размышление в молчании над прочитанным
3. готовность поделится тем, что лично для меня важно и ценно в прочитанном отрывке
4. внимательное и уважительное отношение к тому, чем делятся другие участники встречи.
Мне видится важным общение верующих мирян. Дело в том, что общение со священником для некоторых является своего рода ограничением для развития своих собственных мыслей в силу влияние авторитета, безаппеляционность некоторых заявлений и взглядов. Безусловно это не отменяет формата общения со священником, но мне видится интересным общение верующих мирян между собой.
По словам митр. Антония Сурожского:
«Можно вместе вчитываться в Евангелие, помогая друг другу понять прочитанное, но также в конечном итоге поддерживая друг во друге решимость и готовность не только умом понимать, не только сердцем отзываться, но всей волей укрепляться в решимости жить согласно Евангелию — согласно тому, что каждому лично и вместе нам стало понятно в нем».
Думаю, что можно попробовать подобный опыт одним из вечеров в голосовом чате канала, и уж только если это обнаружит ваш интерес, буду рад сохранить подобный формат с определенной периодичностью.
Впереди же ещё достаточно времени для того, чтобы замедлиться, прислушаться к себе и постараться расслышать Бога в своём сердце.
В это время особого внимания к молитве и чтению, хочется предложить вам интересный опыт совместного чтения Библии.
Цель этого опыта — осмыслить слова Писания, приложить своему сердцу и рассказать о своём восприятии прочитанного.
Отдельно хочется отметить, что это общение не призвано показать правильное или неправильное толкование текста. Это своего рода рефлексия и трансляция своего личного переживания предложенного текста.
Это своего рода форма общения христиан, подразумевающая:
1. совместное чтение Священного Писания
2. краткое размышление в молчании над прочитанным
3. готовность поделится тем, что лично для меня важно и ценно в прочитанном отрывке
4. внимательное и уважительное отношение к тому, чем делятся другие участники встречи.
Мне видится важным общение верующих мирян. Дело в том, что общение со священником для некоторых является своего рода ограничением для развития своих собственных мыслей в силу влияние авторитета, безаппеляционность некоторых заявлений и взглядов. Безусловно это не отменяет формата общения со священником, но мне видится интересным общение верующих мирян между собой.
По словам митр. Антония Сурожского:
«Можно вместе вчитываться в Евангелие, помогая друг другу понять прочитанное, но также в конечном итоге поддерживая друг во друге решимость и готовность не только умом понимать, не только сердцем отзываться, но всей волей укрепляться в решимости жить согласно Евангелию — согласно тому, что каждому лично и вместе нам стало понятно в нем».
Думаю, что можно попробовать подобный опыт одним из вечеров в голосовом чате канала, и уж только если это обнаружит ваш интерес, буду рад сохранить подобный формат с определенной периодичностью.
«Жил несладко и умер не по-людскому»
Так бурлаки пытались спасти своего соработника ушедшего под воду при сплаве леса: покачав предварительно утопленника на парусе, берут веревку, привешивают ее к чему-нибудь в роде качели, просовывают в петлю тело утопленника и начинают веревку закручивать. Крутят до тех пор, пока, наконец, она уж не крутится, тогда опускают ее и начинается представление! Таких приемов проделывают несколько. Если это не помогает, то опускают руки и говорят, что душа вышла. За врачом или фельдшером не посылают, даже если они где-то рядом, боятся, что их не допустят до качания и закручивания.
Другой случай, женщина работала в лесу, в сонном состоянии попала в костер и со множественными ожогами вместо поездки в больницу отправилась к себе домой, отказавшись от какой-либо медицинской помощи. Более того, эта женщина не просто не поехала в больницу, она стала лечиться своими средствами: керосином, смолой, медвежьим салом и, главное – стала ежедневно париться, поджаривая кожу сухим веником. Спустя же три недели, когда ее тело превратилось в гноящееся кровавое месиво, она все же обратилась в больницу, где и умерла в агонии.
————————————
Что касается первого случая с бурлаками, то прочитав описания Панина П.П., у меня в голове возникли две мысли, которые могли бы объяснить столь странное поведение бурлаков. Первая мысль очевидна – медицинская безграмотность и незнание элементарных методов первой помощи. Вторая же глубже: жизнь бурлака до слез несладка. Вне зависимости от погоды он на рабочем посту, его тело измучено голодным трудом, жилье его бедно, одежда его - лохмотья. Бурлаки не могли пользоваться земской медицинской помощью, так как обычно хозяева не верили в болезни бурлаков доколе немощь не обнаруживала себя явно в виде переломов, ран и вывихов. Бурлак ценился меньше, чем бревно которое он сплавлял, а потому в этом странном, абсолютно бесполезном способе оживления скрывалось заведомо театральное действо, которое должно было изобразить кажущееся стремление к приведению в чувство. Бурлак умирал, а потому был в шаге от прекращения мучений жизни. Другие это понимали и не мешали сделать этот шаг. Северная хтонь.
#на_сон_грядущий #Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Так бурлаки пытались спасти своего соработника ушедшего под воду при сплаве леса: покачав предварительно утопленника на парусе, берут веревку, привешивают ее к чему-нибудь в роде качели, просовывают в петлю тело утопленника и начинают веревку закручивать. Крутят до тех пор, пока, наконец, она уж не крутится, тогда опускают ее и начинается представление! Таких приемов проделывают несколько. Если это не помогает, то опускают руки и говорят, что душа вышла. За врачом или фельдшером не посылают, даже если они где-то рядом, боятся, что их не допустят до качания и закручивания.
Другой случай, женщина работала в лесу, в сонном состоянии попала в костер и со множественными ожогами вместо поездки в больницу отправилась к себе домой, отказавшись от какой-либо медицинской помощи. Более того, эта женщина не просто не поехала в больницу, она стала лечиться своими средствами: керосином, смолой, медвежьим салом и, главное – стала ежедневно париться, поджаривая кожу сухим веником. Спустя же три недели, когда ее тело превратилось в гноящееся кровавое месиво, она все же обратилась в больницу, где и умерла в агонии.
На основе записок фельдшера Пудожского уезда Панина П.П. (1901 г.)
————————————
Что касается первого случая с бурлаками, то прочитав описания Панина П.П., у меня в голове возникли две мысли, которые могли бы объяснить столь странное поведение бурлаков. Первая мысль очевидна – медицинская безграмотность и незнание элементарных методов первой помощи. Вторая же глубже: жизнь бурлака до слез несладка. Вне зависимости от погоды он на рабочем посту, его тело измучено голодным трудом, жилье его бедно, одежда его - лохмотья. Бурлаки не могли пользоваться земской медицинской помощью, так как обычно хозяева не верили в болезни бурлаков доколе немощь не обнаруживала себя явно в виде переломов, ран и вывихов. Бурлак ценился меньше, чем бревно которое он сплавлял, а потому в этом странном, абсолютно бесполезном способе оживления скрывалось заведомо театральное действо, которое должно было изобразить кажущееся стремление к приведению в чувство. Бурлак умирал, а потому был в шаге от прекращения мучений жизни. Другие это понимали и не мешали сделать этот шаг. Северная хтонь.
#на_сон_грядущий #Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Встретил любопытное описание питейной системы Заонежья XVII в.
Кабаки могли быть «стройными», т.е. устроенными, учрежденными на определенном месте, постоянными. Но были и т.н. «Гуляй-кабаки» – своего рода «фудтраки» прошлого, которые были призваны привлечь посетителей в главные «стройные» кабаки. Такая система разрасталась по селениям волости лучами от центра к окраинам.
«Гуляй-кабаки» работали не только на вынос, но что немаловажно – в развоз (предтеча сервисов доставки). Особенно такие кабаки активизировались во дни ярмарок и престольных праздников.
Приезжая в отдаленную от «стройного» кабака волость откупщики иногда могли оставаться там по несколько недель, где варили пиво и порой силой захватывали у крестьян помещения во дворах и подводы из волости в волость. Если же крестьянин отказывал таким «соседям», то его обвиняли в безъявочном питье, держании у себя питья, изготовленного дома без заявления местным властям. С крестьян взыскивали деньги за якобы выпитое вино вдвое-втрое действительной суммы. Если же крестьянин отказывался и в этот раз, то откупщики уведомляли о том местного воеводу и тот уже взыскивал «по закону». Собирали же эти деньги с одобрения воеводы «чумаки» – работники откупщика.
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Кабаки могли быть «стройными», т.е. устроенными, учрежденными на определенном месте, постоянными. Но были и т.н. «Гуляй-кабаки» – своего рода «фудтраки» прошлого, которые были призваны привлечь посетителей в главные «стройные» кабаки. Такая система разрасталась по селениям волости лучами от центра к окраинам.
«Гуляй-кабаки» работали не только на вынос, но что немаловажно – в развоз (предтеча сервисов доставки). Особенно такие кабаки активизировались во дни ярмарок и престольных праздников.
Приезжая в отдаленную от «стройного» кабака волость откупщики иногда могли оставаться там по несколько недель, где варили пиво и порой силой захватывали у крестьян помещения во дворах и подводы из волости в волость. Если же крестьянин отказывал таким «соседям», то его обвиняли в безъявочном питье, держании у себя питья, изготовленного дома без заявления местным властям. С крестьян взыскивали деньги за якобы выпитое вино вдвое-втрое действительной суммы. Если же крестьянин отказывался и в этот раз, то откупщики уведомляли о том местного воеводу и тот уже взыскивал «по закону». Собирали же эти деньги с одобрения воеводы «чумаки» – работники откупщика.
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Напоминание для дам, предваряющее понедельник:
«Если женщина ругается, дак Пресвятая матушка Богородица с престола падает. Не положено женщине матюгаться. Как услышала Божья Мать, что женщина изматюкалась, дак она с престола пала-то».
#насонгрядущий #Русский_Север #Архангельская_область #вера #этнография #запискивбукваре
«Если женщина ругается, дак Пресвятая матушка Богородица с престола падает. Не положено женщине матюгаться. Как услышала Божья Мать, что женщина изматюкалась, дак она с престола пала-то».
Ухта, Каргопольский район (1996 г.)
#насонгрядущий #Русский_Север #Архангельская_область #вера #этнография #запискивбукваре
В очередной раз вспоминая животные мотивы, хочется рассказать об отношении на Русском Севере к некоторым животным: свинье, петуху и медведю.
Как Вам уже известно, в обществе Русского Севера (и не только там) существовало множество всевозможных табу и пищевых запретов, разделяющим чистое от нечистого, по поверью нарушение которых могло навлечь беду на человека и погубить его, оскверняя его тело и душу. О запретах можно почитать здесь.
Что касается свиней, то употреблять их в пищу почиталось грехом, а потому в редком селении во дворе крестьянина встретишь эту скотинку. Свинья считалась животным нечистым на основании убеждений, сформированных раскольниками особо почитавшими Закон Моисеев, и вследствие усвоенными остальным населением. Сами финны познакомились с разведением свиней достаточно поздно, около XVIII в., причем от русских соседей, а потому любопытно, что у финнов нет своих коренных слов для обозначения этого животного, как и для обозначения домашней птицы.
Петуха есть также в ряде мест почиталось греховным. Во-первых, петух считался птицей вещей, а во-вторых, петух наделялся силой, прогоняющей нечисть. Интересно, что при сборе чертополоха для дальнейшего употребления в колдовских ритуалах, важно было сорвать его так, чтобы пения петуха не было слышно, ведь тогда сила чертополоха улетучится.
Рассматривая же медвежьи легенды, мы видим что отношение населения Русского Севера к этому зверю неоднородное: так в отдельных местах его почитают нечистым, прозывают «окаянным» и относятся к нему враждебно, в иных же говорят, что «медведь от Бога» и уж ежели медведь утащил скотину, то это «Бог ему позволил». Ранее мы рассказывали о поверье происхождения медведя от человека.
Сверхъестественной силы медведя боялись и после его смерти. Его мясо не едят, а вместо этого, сняв с него шкуру, мясо закапывают в землю.
Есть еще один герой множества поверий и легенд – птица, которая обитает на северных озерах и украшает собой дивные пейзажи – лебедь. Об отношении к лебедям стоит сказать отдельно, так как на севере к ним было особое отношение, а потому напишем о них в другой раз.
#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Как Вам уже известно, в обществе Русского Севера (и не только там) существовало множество всевозможных табу и пищевых запретов, разделяющим чистое от нечистого, по поверью нарушение которых могло навлечь беду на человека и погубить его, оскверняя его тело и душу. О запретах можно почитать здесь.
Что касается свиней, то употреблять их в пищу почиталось грехом, а потому в редком селении во дворе крестьянина встретишь эту скотинку. Свинья считалась животным нечистым на основании убеждений, сформированных раскольниками особо почитавшими Закон Моисеев, и вследствие усвоенными остальным населением. Сами финны познакомились с разведением свиней достаточно поздно, около XVIII в., причем от русских соседей, а потому любопытно, что у финнов нет своих коренных слов для обозначения этого животного, как и для обозначения домашней птицы.
Петуха есть также в ряде мест почиталось греховным. Во-первых, петух считался птицей вещей, а во-вторых, петух наделялся силой, прогоняющей нечисть. Интересно, что при сборе чертополоха для дальнейшего употребления в колдовских ритуалах, важно было сорвать его так, чтобы пения петуха не было слышно, ведь тогда сила чертополоха улетучится.
Рассматривая же медвежьи легенды, мы видим что отношение населения Русского Севера к этому зверю неоднородное: так в отдельных местах его почитают нечистым, прозывают «окаянным» и относятся к нему враждебно, в иных же говорят, что «медведь от Бога» и уж ежели медведь утащил скотину, то это «Бог ему позволил». Ранее мы рассказывали о поверье происхождения медведя от человека.
Сверхъестественной силы медведя боялись и после его смерти. Его мясо не едят, а вместо этого, сняв с него шкуру, мясо закапывают в землю.
Есть еще один герой множества поверий и легенд – птица, которая обитает на северных озерах и украшает собой дивные пейзажи – лебедь. Об отношении к лебедям стоит сказать отдельно, так как на севере к ним было особое отношение, а потому напишем о них в другой раз.
#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Сегодня Церковь празднует Благовещение, чудесный Праздник великопостной поры, а потому традиционно публикую прекрасные артефакты русской иконографии.
Внутренняя динамика, цвет и украшения создают удивительное окружение этого Евангельского Чуда.
1. Покровский монастырь Суздаля, XVI в.
2. Костромские земли, середина XVIII в.
3. Тверская земля, втор. Половина XVIII в.
4. Северное Поонежье, 1798 г.
5. Центральная Россия, нач. XIX в.
Впитывайте эти образы, наполняйте свой взор красотой и торжеством Праздника.
#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Внутренняя динамика, цвет и украшения создают удивительное окружение этого Евангельского Чуда.
1. Покровский монастырь Суздаля, XVI в.
2. Костромские земли, середина XVIII в.
3. Тверская земля, втор. Половина XVIII в.
4. Северное Поонежье, 1798 г.
5. Центральная Россия, нач. XIX в.
Впитывайте эти образы, наполняйте свой взор красотой и торжеством Праздника.
#Русский_Север #этнография #иконопись #живопись #вера #запискивбукваре
Мировоззрение, свойственное людям фольклорной православности, зачастую подразумевает своеобразный пантеон малых богов, в роли которых выступают святые, на службе у Вседержителя. Это отдельная тема, которую я считаю важным обсудить.
Интересно то, как одна женщина из севернорусских земель объясняла неудачливость года:
«Получился неудачный год.
И Исус Христос пошел выяснять причину, почему неудачный год. И пришел он... вот не соврать, какой праздник был у нас зимой... «Вот почему Никола, на Николу у тебя нет травы?» А тот Ему грит: «Дак Егорий воды-то не дал!»
Он к Егорию. «Ты, Егорий, почему не дал воды?» – «Дак Евдокия чего не поплющила?» Евдокия-то Плющиха когда бывает, в апреле? Нет, в марте, четырнадцатого марта, первое марта по- старому.
Он к ней: «Ты что не поплющила?» - «А Федот-от чего не пока пал?» Да, Федот должен покапать, Федот-то капельник, а Плющиха - плющить.
Вот Он к тому: «Ты что, Федот, не покапал?» А он и говорит: «Дак Трифон-то что... колотило, что тюки-то не колотил на лесу?» Тюки на лесу - это иней на лесу на Трифона, на колотилу сбивается весь...
Он к Трифону: «Ты что, Трифон?» – «А я к празднику ушел, да вина выпил, да и забыл, шо надо колотить».
Вот потому и весь год прахом».
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Интересно то, как одна женщина из севернорусских земель объясняла неудачливость года:
«Получился неудачный год.
И Исус Христос пошел выяснять причину, почему неудачный год. И пришел он... вот не соврать, какой праздник был у нас зимой... «Вот почему Никола, на Николу у тебя нет травы?» А тот Ему грит: «Дак Егорий воды-то не дал!»
Он к Егорию. «Ты, Егорий, почему не дал воды?» – «Дак Евдокия чего не поплющила?» Евдокия-то Плющиха когда бывает, в апреле? Нет, в марте, четырнадцатого марта, первое марта по- старому.
Он к ней: «Ты что не поплющила?» - «А Федот-от чего не пока пал?» Да, Федот должен покапать, Федот-то капельник, а Плющиха - плющить.
Вот Он к тому: «Ты что, Федот, не покапал?» А он и говорит: «Дак Трифон-то что... колотило, что тюки-то не колотил на лесу?» Тюки на лесу - это иней на лесу на Трифона, на колотилу сбивается весь...
Он к Трифону: «Ты что, Трифон?» – «А я к празднику ушел, да вина выпил, да и забыл, шо надо колотить».
Вот потому и весь год прахом».
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Изучая мировоззренческие пространства Русского Севера, да и других регионов, так или иначе замечаешь определенные закономерности и свойства.
Народное православие или «православный фольклор» довольно интересно оперирует феноменом «Бога». Бог понимается как Вседержитель и Владыка, однако который так далеко, что до него порой не дозовешься, а потому стоит обращаться со своими прошениями и чаяниями к тем, кто ближе – святым.
Наверняка вы часто слышали такие советы: при болезни стоит обращаться к великомученику Пантелеимону, при поиске спутника жизни – благ. кн. Петру и кн. Февронии, Спиридон Тримифунтский – скорый помощник в бизнесе и тд. Таким образом складываются своего рода культы конкретных святых, наделяемых конкретными служебными обязанностями и зонами профессиональной ответственности, которые призваны решать те или иные проблемы человека.
Более того, святой-земляк становится фигурой порой чаще вспоминаемой при частной молитве, чем Иисус Христос и Бог. «Он свой, он нас отлично понимает, а Бог далеко, куда ему до наших проблем» – такие слова часто можно услышать в речи деревенских старожилов. Отсюда и появляются списки неканонизированных святых, но почитаемых в определенной местности.
Интересно, как культ того или иного святого перерастает в формирование такого конструкта – «святой-бог». Так мы можем встретить упоминание о святом Георгии Победоносце, как о «скотном боге».
Таким образом в народном сознании формируется представление о святых, как о служебных богах, призванных разрешать проблемы людей, которых Бог не может расслышать из-за греховности человека и его малой значимости.
—————————
Это встречается и сейчас, причем среди просвещенной части населения. А потому приглашаю коллег к обсуждению следующих вопросов:
Где проходит граница между благочестивым почитанием святых и фактическим иерархическим многобожием (причем оно может неосознанно формироваться исходя из трепета перед Единым Богом)?
Как в почитании святыни не скатиться к магизму и вере в чудодейственную формулу «помолись именно этому святому, он избавит/даст желаемое, а ежели нужно другое - так и молись другому святому, за то ответсвенному»?
@kartezianec @alsedanilov @chudo_iva @churchslavic @evgeniya_e_zh @batluter @eto_b @hedgehog_red @krihtova_anthropology @catx2
#вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Народное православие или «православный фольклор» довольно интересно оперирует феноменом «Бога». Бог понимается как Вседержитель и Владыка, однако который так далеко, что до него порой не дозовешься, а потому стоит обращаться со своими прошениями и чаяниями к тем, кто ближе – святым.
Наверняка вы часто слышали такие советы: при болезни стоит обращаться к великомученику Пантелеимону, при поиске спутника жизни – благ. кн. Петру и кн. Февронии, Спиридон Тримифунтский – скорый помощник в бизнесе и тд. Таким образом складываются своего рода культы конкретных святых, наделяемых конкретными служебными обязанностями и зонами профессиональной ответственности, которые призваны решать те или иные проблемы человека.
Более того, святой-земляк становится фигурой порой чаще вспоминаемой при частной молитве, чем Иисус Христос и Бог. «Он свой, он нас отлично понимает, а Бог далеко, куда ему до наших проблем» – такие слова часто можно услышать в речи деревенских старожилов. Отсюда и появляются списки неканонизированных святых, но почитаемых в определенной местности.
Интересно, как культ того или иного святого перерастает в формирование такого конструкта – «святой-бог». Так мы можем встретить упоминание о святом Георгии Победоносце, как о «скотном боге».
Таким образом в народном сознании формируется представление о святых, как о служебных богах, призванных разрешать проблемы людей, которых Бог не может расслышать из-за греховности человека и его малой значимости.
—————————
Это встречается и сейчас, причем среди просвещенной части населения. А потому приглашаю коллег к обсуждению следующих вопросов:
Где проходит граница между благочестивым почитанием святых и фактическим иерархическим многобожием (причем оно может неосознанно формироваться исходя из трепета перед Единым Богом)?
Как в почитании святыни не скатиться к магизму и вере в чудодейственную формулу «помолись именно этому святому, он избавит/даст желаемое, а ежели нужно другое - так и молись другому святому, за то ответсвенному»?
@kartezianec @alsedanilov @chudo_iva @churchslavic @evgeniya_e_zh @batluter @eto_b @hedgehog_red @krihtova_anthropology @catx2
#вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Сердечно благодарю коллег за рассуждения на тему культа почитания святых в свете народной православности.
Дорогой Научпоп совершенно справедливо отмечает некоторые причины феномена народного православия.
Безусловно, безграмотность населения и рядового духовенства сама по себе формировала уродливые наросты наивных толкований текстов и литургической практики. Если взглянуть на записки священников, опубликованные на страницах Епархиальных ведомостей, то именно эта причина обозначается, как ключевая. В городах ситуация была менее вопиющая, однако в них проникали уже городские суеверия.
Прекрасный канал Быть предлагает закономерное решение подобной проблемы – массовая катехизация. Согласен, с одним дополнением – считаю принципиальной повторную напоминающую катехизацию, как для мирян, так и для духовенства. Да, мне видится важным напоминание богословских основ православия в том числе и клирикам, погруженным в литургическую практику и требоисполнительство (неотъемлемая и важная часть жизни священнослужителя, а потому здесь нет негативной коннотации). Однако же здесь возникает проблема готовности прихожан, называющих себя православными, к такому активному, идущему снизу, погружению в Писание и святоотеческую традицию. Почему снизу? Потому как воспитание вкуса, в том числе религиозного, возможно при внутренней жажде и поиске встречи с живым Богом.
Столь важная, сколь и дискуссионная причина – «имперскость» христианства. Действительно, в абсолютном православном обществе, к сожалению, неизбежно формируется образ Бога-Властелина (для меня – негативная коннотация «Вседержителя»). Здесь возникает проблема дистанции между Богом и человеком, о чем поговорим в другой раз. Как только «Церковь мучеников» превратилась в «Церковь легионов», закрепился образ грозного и справедливого (что для Господа несвойственно) Пантократора, который на порядок дальше от человека, чем даже земной государь, а потому следует расчитывать на решение бытовых проблем только своими святыми земляками.
Конечно возникает и проблема коммерциализации святыни, монополизация чуда исцеления и прочее. Подобные явления закрепляют потребительское отношение к артефактам истории Церкви и святым благодатным останкам праведников и сводят истинное благоговейное почитание к магической ритуальности.
#насонгрядущий #вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Дорогой Научпоп совершенно справедливо отмечает некоторые причины феномена народного православия.
Безусловно, безграмотность населения и рядового духовенства сама по себе формировала уродливые наросты наивных толкований текстов и литургической практики. Если взглянуть на записки священников, опубликованные на страницах Епархиальных ведомостей, то именно эта причина обозначается, как ключевая. В городах ситуация была менее вопиющая, однако в них проникали уже городские суеверия.
Прекрасный канал Быть предлагает закономерное решение подобной проблемы – массовая катехизация. Согласен, с одним дополнением – считаю принципиальной повторную напоминающую катехизацию, как для мирян, так и для духовенства. Да, мне видится важным напоминание богословских основ православия в том числе и клирикам, погруженным в литургическую практику и требоисполнительство (неотъемлемая и важная часть жизни священнослужителя, а потому здесь нет негативной коннотации). Однако же здесь возникает проблема готовности прихожан, называющих себя православными, к такому активному, идущему снизу, погружению в Писание и святоотеческую традицию. Почему снизу? Потому как воспитание вкуса, в том числе религиозного, возможно при внутренней жажде и поиске встречи с живым Богом.
Столь важная, сколь и дискуссионная причина – «имперскость» христианства. Действительно, в абсолютном православном обществе, к сожалению, неизбежно формируется образ Бога-Властелина (для меня – негативная коннотация «Вседержителя»). Здесь возникает проблема дистанции между Богом и человеком, о чем поговорим в другой раз. Как только «Церковь мучеников» превратилась в «Церковь легионов», закрепился образ грозного и справедливого (что для Господа несвойственно) Пантократора, который на порядок дальше от человека, чем даже земной государь, а потому следует расчитывать на решение бытовых проблем только своими святыми земляками.
Конечно возникает и проблема коммерциализации святыни, монополизация чуда исцеления и прочее. Подобные явления закрепляют потребительское отношение к артефактам истории Церкви и святым благодатным останкам праведников и сводят истинное благоговейное почитание к магической ритуальности.
#насонгрядущий #вера #келейное #душеполезное_чтение #запискивбукваре
Гроза в народном представлении, например в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, особенно переживалась.
Гром и молнии всегда сопровождали образ Илии Пророка, который громом заставляет дьявола и бесов метаться в поисках укрытия, а молниями, как огненными стрелами, добивает их.
Интересное объяснение сгорания от молнии храмов и часовен появляется именно в народной среде. Так, по поверью, молния попадает в церковь по той причине, что дьявол всегда во время грозы прячется в колокольне, так как надеется, что Господь не благословит Илию направить громовую стрелу в свой дом-храм. Однако Господь попускает разрушение своего дома в избавление от лукавого.
Народ считает, что от сотворения мира до земной жизни Иисуса Христа грозы не было. Первая же гроза случилась в момент смерти Христа на Кресте. Тогда Пресвятая Богородица первый раз услышала гром и устрашилась, а после Воскресения спросила у Иисуса Христа, что это было, что все так испугались и попадали ниц. На что Господь Ей ответил, что это была гроза и теперь быть ей постоянно, чтобы все помнили, что Сын Божий был на земле и умер на Кресте по людскому жестокосердию. Богородица спросила: «Откуда же происходит гроза?», а Христос ей ответил так: «Можешь ли Ты второй раз видет Мои страдания и перенести это без горести и печали? А ежели нет, то и Я не объясню причины грозы».
Дождь во время грозы бывает же для того, чтобы земля не сгорела от попадания молнии.
Интересно, что некоторые на Русском Севере почитали северное сияние за грозу, но очень и очень далекую.
#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
Гром и молнии всегда сопровождали образ Илии Пророка, который громом заставляет дьявола и бесов метаться в поисках укрытия, а молниями, как огненными стрелами, добивает их.
Интересное объяснение сгорания от молнии храмов и часовен появляется именно в народной среде. Так, по поверью, молния попадает в церковь по той причине, что дьявол всегда во время грозы прячется в колокольне, так как надеется, что Господь не благословит Илию направить громовую стрелу в свой дом-храм. Однако Господь попускает разрушение своего дома в избавление от лукавого.
Народ считает, что от сотворения мира до земной жизни Иисуса Христа грозы не было. Первая же гроза случилась в момент смерти Христа на Кресте. Тогда Пресвятая Богородица первый раз услышала гром и устрашилась, а после Воскресения спросила у Иисуса Христа, что это было, что все так испугались и попадали ниц. На что Господь Ей ответил, что это была гроза и теперь быть ей постоянно, чтобы все помнили, что Сын Божий был на земле и умер на Кресте по людскому жестокосердию. Богородица спросила: «Откуда же происходит гроза?», а Христос ей ответил так: «Можешь ли Ты второй раз видет Мои страдания и перенести это без горести и печали? А ежели нет, то и Я не объясню причины грозы».
Дождь во время грозы бывает же для того, чтобы земля не сгорела от попадания молнии.
Интересно, что некоторые на Русском Севере почитали северное сияние за грозу, но очень и очень далекую.
#Русский_Север #Карелия #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре
«Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй… Руки вашей, руки прошу!»
Полагают, что в пьесе словосочетание «сень струй», абсолютно не имеющее смысла, цитируется иронически как пример «изысканно-красивой речи» или образец «высокого поэтического стиля».
Любопытно же, что в набросках, описывающих городскую жизнь Петрозаводска 1911 года, встречается такой извод этого выражения – «подъ тѣнь струй», что означает – в питейном заведении.
Быть может Хлестаков все же Анне Андреевне предлагал что-то сугубо конкретное и практичное. Интересно.
#насонгрядущий #горожанин #Карелия #запискивбукваре
Ревизор (Гоголь Н.В.,1835)
Полагают, что в пьесе словосочетание «сень струй», абсолютно не имеющее смысла, цитируется иронически как пример «изысканно-красивой речи» или образец «высокого поэтического стиля».
Любопытно же, что в набросках, описывающих городскую жизнь Петрозаводска 1911 года, встречается такой извод этого выражения – «подъ тѣнь струй», что означает – в питейном заведении.
Быть может Хлестаков все же Анне Андреевне предлагал что-то сугубо конкретное и практичное. Интересно.
#насонгрядущий #горожанин #Карелия #запискивбукваре
Мезенская девушка в праздничном костюме
Почтовая открытка начала ХХ в.
Источник : Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» : каталог. – Архангельск, 2009. – С. 45.
#фотография #Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Почтовая открытка начала ХХ в.
Источник : Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» : каталог. – Архангельск, 2009. – С. 45.
#фотография #Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Сегодня Церковь вспоминает Евангельское событие Воскрешения Лазаря, усопшего и находившегося во гробе уже четыре дня, Иисусом Христом за месяц-два до Его Входа в Иерусалим.
Традиционно предлагаю вам рассмотреть и прочувствовать это значимое событие через прекрасные образы русской иконографии. Любопытно, что эти иконы имеют схожее, но все же отличные друг от друга названия, отражающие определенные смысловые акценты.
Лазорево Восстание
Тверская провинция
Первая половина XVIII в
Образ «Лазорево Воскресение»
Дмитровский район, Московская область
1758 г.
Воскрешение Лазаря
Василий Чалков
Сумской острог (Поморье)
1791 г.
#иконопись #живопись #вера #этнография #запискивбукваре
Традиционно предлагаю вам рассмотреть и прочувствовать это значимое событие через прекрасные образы русской иконографии. Любопытно, что эти иконы имеют схожее, но все же отличные друг от друга названия, отражающие определенные смысловые акценты.
Лазорево Восстание
Тверская провинция
Первая половина XVIII в
Образ «Лазорево Воскресение»
Дмитровский район, Московская область
1758 г.
Воскрешение Лазаря
Василий Чалков
Сумской острог (Поморье)
1791 г.
#иконопись #живопись #вера #этнография #запискивбукваре