⬆️ - А расскажите про разделение писателей. Вроде бы, хорошо, когда профессиональное сообщество сплочено, но у нас такое количество разных студий, союзов, междусобойчиков… Причем, одни не знают о других, другие о третьих, и писатели разделены. И мнение, например, кого-то известного может сильно изменить судьбу более «мелкого» литератора.
- Человек, живущий в литературе, не может не играть какое-то время в литературные игры и иерархии. Я тоже увлекался. Но чем раньше, плюнуть на это и отстранится, тем лучше. А мнения литературных олимпийцев, конечно, может сыграть в жизни литературного середнячка большую роль. Был такой критик Валентин Курбатов, лауреат Госпремии, между прочим. Когда он умер, на ТВ был прощальный сюжет, где долго рассказывалось, как он дружил с Астафьевым, Распутиным, Беловым, а про то, что написал, ни слова. А что говорить-то? Да, можно безбедно прожить в литературе жизнь «по дружбе». Сытно, но безрезультатно.
- То есть, если ты кого-то слушал раньше, с какого- то момента не слушать и делать своё дело. Чтобы тебя слушали.
- Прислушиваться надо к мнению тех, кого ты уважаешь за талант и мастерство. К мнению сильных литературного мира надо относиться равнодушно, хотя и среди них есть умные люди. А чтобы тебя самого слушали, надо просто говорить умно. И вся недолга.
- Как работает, например, литературное издание, освещающее сегодняшнюю обстановку в литературе? Сейчас вот востребована тематика «Русской весны», и сразу нашлись поэты, которые эпически стали воспевать Донбасс.
- Просто «сверху» спускается повестка, вроде «мягкого патриотизма», а издание эту делянку разрабатывает. Я-то донбасских поэтов печатал в ЛГ задолго до СВО. Сверху цыкали: не лезь! Лез. А хороших поэтов везде мало. Дефицит.⬇️
- Человек, живущий в литературе, не может не играть какое-то время в литературные игры и иерархии. Я тоже увлекался. Но чем раньше, плюнуть на это и отстранится, тем лучше. А мнения литературных олимпийцев, конечно, может сыграть в жизни литературного середнячка большую роль. Был такой критик Валентин Курбатов, лауреат Госпремии, между прочим. Когда он умер, на ТВ был прощальный сюжет, где долго рассказывалось, как он дружил с Астафьевым, Распутиным, Беловым, а про то, что написал, ни слова. А что говорить-то? Да, можно безбедно прожить в литературе жизнь «по дружбе». Сытно, но безрезультатно.
- То есть, если ты кого-то слушал раньше, с какого- то момента не слушать и делать своё дело. Чтобы тебя слушали.
- Прислушиваться надо к мнению тех, кого ты уважаешь за талант и мастерство. К мнению сильных литературного мира надо относиться равнодушно, хотя и среди них есть умные люди. А чтобы тебя самого слушали, надо просто говорить умно. И вся недолга.
- Как работает, например, литературное издание, освещающее сегодняшнюю обстановку в литературе? Сейчас вот востребована тематика «Русской весны», и сразу нашлись поэты, которые эпически стали воспевать Донбасс.
- Просто «сверху» спускается повестка, вроде «мягкого патриотизма», а издание эту делянку разрабатывает. Я-то донбасских поэтов печатал в ЛГ задолго до СВО. Сверху цыкали: не лезь! Лез. А хороших поэтов везде мало. Дефицит.⬇️
⬆️ - А сейчас тех поэтов уже нет, есть совсем другие.
- Хорошие стихи надо выстрадать, но без профессионализма, даже обретя эмоциональный опыт, выше «стенгазеты» не подняться. В годы Великой Отечественной войны стихописание охватило весь фронт и весь тыл. Тогда сочиняли все. Когда я искал по архивам неизвестные стихи Георгия Суворова то был поражён: всеобщая поэтическая лихорадка. В каждом номере стихи разного уровня. Иногда попадались хорошие, но чаще искренне-беспомощные. Возьмите того же Симонова. Он стал известным поэтом ещё до ухода на фронт, Сурков, Наровчатов, Коган, Майоров, Шубин, Уткин ушли воевать, будучи сложившимися поэтами. А вот Старшинов, Друнина, Межиров, Луконин, Гудзенко раскрылись на войне. Самойлов только после Победы. И эта война выдвинет несколько крупных прозаиков и поэтов, носителей кровавого опыта.
- Где- то в глубине души, мне кажется, мы заждались эпохальных взломов, чтобы они подпитали информационное пространство, литературу… Я говорю о том, что нам не хватало, наверное, какой-то эпики? Девяностые не родили ни второй «Тихий Дон», ни новые «Войну и Мир», а сейчас, как раз это носится в воздухе… Можно вполне написать нечто подобное.
- Безусловно. Эпос рождается от тектонических сдвигов истории. Вполне возможно, сейчас носят первые опыты в редакции будущие авторы нового Тёркина, «Тихого Дона», где-то склонился над ноутбуком грядущий Платонов. Возможно, но не обязательно.⬇️
- Хорошие стихи надо выстрадать, но без профессионализма, даже обретя эмоциональный опыт, выше «стенгазеты» не подняться. В годы Великой Отечественной войны стихописание охватило весь фронт и весь тыл. Тогда сочиняли все. Когда я искал по архивам неизвестные стихи Георгия Суворова то был поражён: всеобщая поэтическая лихорадка. В каждом номере стихи разного уровня. Иногда попадались хорошие, но чаще искренне-беспомощные. Возьмите того же Симонова. Он стал известным поэтом ещё до ухода на фронт, Сурков, Наровчатов, Коган, Майоров, Шубин, Уткин ушли воевать, будучи сложившимися поэтами. А вот Старшинов, Друнина, Межиров, Луконин, Гудзенко раскрылись на войне. Самойлов только после Победы. И эта война выдвинет несколько крупных прозаиков и поэтов, носителей кровавого опыта.
- Где- то в глубине души, мне кажется, мы заждались эпохальных взломов, чтобы они подпитали информационное пространство, литературу… Я говорю о том, что нам не хватало, наверное, какой-то эпики? Девяностые не родили ни второй «Тихий Дон», ни новые «Войну и Мир», а сейчас, как раз это носится в воздухе… Можно вполне написать нечто подобное.
- Безусловно. Эпос рождается от тектонических сдвигов истории. Вполне возможно, сейчас носят первые опыты в редакции будущие авторы нового Тёркина, «Тихого Дона», где-то склонился над ноутбуком грядущий Платонов. Возможно, но не обязательно.⬇️
⬆️ - Если это будет государство ещё как – то слышать…
- Дело не в государстве…
- А возможно, дело в мелких деятелях, которые не дают продвигать настоящую литературу. Кому-то выгодно хороших писателей не продвигать, а продвигать этих вот «середнячков» или совсем… не знаю, как их называть.
- Так и есть. «Назначенные таланты» управляемы. А настоящие дарования – нет. Вся наша премиальная система налажена именно так, чтобы своенравного автора можно было в любой момент отменить. Нет, не запретить, а именно отменить, перестав пиарить, без чего на них просто перестают обращать внимание. У меня есть большая статья на эту тему «Слово и Цифра», вышла в газете Культура…
- Это выгодно кому, редакторам?
- Редактора сегодня – технические исполнители. Не всё так просто. Мы имеем дело с мощной «сплоткой» государства в лице «Роспечати» и «Минкультуры» с либеральными корпусом критиков, литературоведов, которые входят в жюри всех этих «Больших книг» «Ясных полян»… Редактора же сознательно или по «методичке» продвигают «недолитературу», в том числе русофобскую… Это антисистема.
- Как это можно обойти?
- Кадровая революция. Другого пути нет.
- То есть, это не дело писателей?
- Нет, конечно. Это дело царёво. Эту порочную систему создало само государство, конечно, не в лице нашего Президента, он вообще-то больше спортом и музыкой интересуется, а в лице тех, кому эта сфера была поручена. А поручена она была либералам-подзападникам, которым это всё отдали на откуп ещё в 1990-е. Полная монополия. И не только в литературе отдали. В литературе-то ещё можно как-то протараниться. Тебе не нужен ни театр для постановки пьесы, ни огромные деньги для съемки фильма, а только заинтересованный издатель. Такого найти можно, хотя все сложнее. А вот в драматургии… Если при советской власти, ты не мог возглавить театр, не будучи членом КПСС (за редкими исключениями), то теперь тебя никуда не пустят, если ты не входишь в братство «шифровальщиков пустот» и не являешься членом либерального пула. Закон негласной, но тем не менее…⬇️
- Дело не в государстве…
- А возможно, дело в мелких деятелях, которые не дают продвигать настоящую литературу. Кому-то выгодно хороших писателей не продвигать, а продвигать этих вот «середнячков» или совсем… не знаю, как их называть.
- Так и есть. «Назначенные таланты» управляемы. А настоящие дарования – нет. Вся наша премиальная система налажена именно так, чтобы своенравного автора можно было в любой момент отменить. Нет, не запретить, а именно отменить, перестав пиарить, без чего на них просто перестают обращать внимание. У меня есть большая статья на эту тему «Слово и Цифра», вышла в газете Культура…
- Это выгодно кому, редакторам?
- Редактора сегодня – технические исполнители. Не всё так просто. Мы имеем дело с мощной «сплоткой» государства в лице «Роспечати» и «Минкультуры» с либеральными корпусом критиков, литературоведов, которые входят в жюри всех этих «Больших книг» «Ясных полян»… Редактора же сознательно или по «методичке» продвигают «недолитературу», в том числе русофобскую… Это антисистема.
- Как это можно обойти?
- Кадровая революция. Другого пути нет.
- То есть, это не дело писателей?
- Нет, конечно. Это дело царёво. Эту порочную систему создало само государство, конечно, не в лице нашего Президента, он вообще-то больше спортом и музыкой интересуется, а в лице тех, кому эта сфера была поручена. А поручена она была либералам-подзападникам, которым это всё отдали на откуп ещё в 1990-е. Полная монополия. И не только в литературе отдали. В литературе-то ещё можно как-то протараниться. Тебе не нужен ни театр для постановки пьесы, ни огромные деньги для съемки фильма, а только заинтересованный издатель. Такого найти можно, хотя все сложнее. А вот в драматургии… Если при советской власти, ты не мог возглавить театр, не будучи членом КПСС (за редкими исключениями), то теперь тебя никуда не пустят, если ты не входишь в братство «шифровальщиков пустот» и не являешься членом либерального пула. Закон негласной, но тем не менее…⬇️
⬆️ - И драматургия находится в плачевном состоянии не потому, что не пишут пьесы, а потому что все худруки ставят «по мотивам». Платить драматургу не надо, искать, перелопачивать материал… А вот глава Союза Писателей России говорит, что у них нет секции драматургов, что они в них нуждаются, но собрать не могут.
- На самом деле, есть. Национальная ассоциация драматургов входит в СП РФ как автономное творческое объединение, у нас более 200 драматургов, проводим читки, конкурс «Автора на сцену», издаем альманах. Театр, правда, не дают: не либералы…
- И кроме вас никто не заинтересован в постановках современной драматургии?
- А что вы хотите, если государство на протяжении десятилетий лелеяло именно «новую драму». Серьёзной, социально-ответственной, проблемной, воспитательной драматургии просто не замечали, а если что-то долго не замечать, оно рассасывается. Так и случилось.
- То есть вербатим и формат читки… Это чужеродно для русского театра?
- Читки были всегда.
- Но в формате спектакля не было. А сейчас есть.
- Не было, и не надо. Зачем же тогда оперные певцы лезут на сцену? Могли бы и дома арии намурлыкивать. Это всё отмывка денег, ведь читку проводят как полноценный спектакль. Есть уникальные специалисты. Например, во времена Боякова во МХАТе имени Горького лекцию актрисы Высоцкой «Как я научилась складывать мусор в профильные контейнеры» провели через бухгалтерию под видом полноценной премьеры и записали в госзадание. Я не шучу! Интересный симбиоз жуликоватого прагматизма и игры в новые формы. Какой там вербатим, помилосердствуйте? В двадцатые годы царила в литературе «литзапись»? Эти все «записки старого партизана», все эти производственные пьесы, когда ходили по цехам, подслушивали и брали на карандаш… Вскоре стало понятно, что из этого ни Чехов, ни Горький не вырастет. Народ ходил на Булгакова, на «Зойкину квартиру». «Как? – возмущались, – пьеса про бордель, а народ ломится, зато на «Встречный план», прямо вынесенный из горячего цеха, хрен кого загонишь. Это имитация творчества, но она, кстати, не такая безобидная вещь, как может показаться. Она поддерживается не из любви к поиску, а чтобы не пропустить на сцену серьёзной, социально-психологической пьесы, которая влияет на умы, которая заставляет думать. Ведь Богомоловы, Угаровы, Могучие, они не влияют на умы. Это всё развлечение для испорченных людей. Почему у нас постмодернизм в литературе не прижился?
- Потому что у нас большинство людей нормальные?
- Конечно…⬇️
- На самом деле, есть. Национальная ассоциация драматургов входит в СП РФ как автономное творческое объединение, у нас более 200 драматургов, проводим читки, конкурс «Автора на сцену», издаем альманах. Театр, правда, не дают: не либералы…
- И кроме вас никто не заинтересован в постановках современной драматургии?
- А что вы хотите, если государство на протяжении десятилетий лелеяло именно «новую драму». Серьёзной, социально-ответственной, проблемной, воспитательной драматургии просто не замечали, а если что-то долго не замечать, оно рассасывается. Так и случилось.
- То есть вербатим и формат читки… Это чужеродно для русского театра?
- Читки были всегда.
- Но в формате спектакля не было. А сейчас есть.
- Не было, и не надо. Зачем же тогда оперные певцы лезут на сцену? Могли бы и дома арии намурлыкивать. Это всё отмывка денег, ведь читку проводят как полноценный спектакль. Есть уникальные специалисты. Например, во времена Боякова во МХАТе имени Горького лекцию актрисы Высоцкой «Как я научилась складывать мусор в профильные контейнеры» провели через бухгалтерию под видом полноценной премьеры и записали в госзадание. Я не шучу! Интересный симбиоз жуликоватого прагматизма и игры в новые формы. Какой там вербатим, помилосердствуйте? В двадцатые годы царила в литературе «литзапись»? Эти все «записки старого партизана», все эти производственные пьесы, когда ходили по цехам, подслушивали и брали на карандаш… Вскоре стало понятно, что из этого ни Чехов, ни Горький не вырастет. Народ ходил на Булгакова, на «Зойкину квартиру». «Как? – возмущались, – пьеса про бордель, а народ ломится, зато на «Встречный план», прямо вынесенный из горячего цеха, хрен кого загонишь. Это имитация творчества, но она, кстати, не такая безобидная вещь, как может показаться. Она поддерживается не из любви к поиску, а чтобы не пропустить на сцену серьёзной, социально-психологической пьесы, которая влияет на умы, которая заставляет думать. Ведь Богомоловы, Угаровы, Могучие, они не влияют на умы. Это всё развлечение для испорченных людей. Почему у нас постмодернизм в литературе не прижился?
- Потому что у нас большинство людей нормальные?
- Конечно…⬇️
⬆️ - - Серьёзный читатель, слушатель, зритель, воспитанный на великой русской литературе.
- Ему одноразового обнажение мужских ягодиц в постановке Серебреникова достаточно, чтобы понять, откуда ноги растут, и он больше не пойдет туда. Мой роман-эпиграмма «Козлёнок в молоке», пародия на постмодернизм, по совокупности переизданий, думаю, уже превысила все издания наших постмодернистов. Вот и всё.
- Да, действительно, это на самом деле так.
- А взять детскую и юношескую драматургию? Её в принципе теперь не существует. А была. Под нее и создавалась система ТЮЗов, воспитывающих, в хорошем смысле дидактических театров. И что там теперь показывают? Черт знает что. Сходите, только детей с собой не берите!
- А у вас? В Национальной ассоциации драматургов?
- Есть те, кто пишет для юного зрителя, но ТЮЗзы такими пьесами не интересуются. Неформат. Вот мотив однополой любви, другое дело. Мы часто говорим применительно к театрам о «государственном задании», это такой отчетный термин. Но, по сути, тридцать лет государство не вмешивалось в дела театра, мол, пусть они там с ума сходят за казенные деньги…
- Искусство никем не отслеживалось, всем было плевать?
- Да. Лишь бы не лезли в политику! Они долго не лезли в политику напрямую. Но создали отравляющее облако современного театра, и когда сейчас власть очнулась, молодежь-то, воспитывать надо, бежит, несознательная, за границу от мобилизации… А механизмов-то воспитания нет, развинтили и утилизировали. Ведь тот же театр был тридцать лет не кафедрой, как говорил классик, а подиумом с шестом. Но даже виртуозный крутёж выдающимися ягодицами воспитания не заменит…⬇️
- Ему одноразового обнажение мужских ягодиц в постановке Серебреникова достаточно, чтобы понять, откуда ноги растут, и он больше не пойдет туда. Мой роман-эпиграмма «Козлёнок в молоке», пародия на постмодернизм, по совокупности переизданий, думаю, уже превысила все издания наших постмодернистов. Вот и всё.
- Да, действительно, это на самом деле так.
- А взять детскую и юношескую драматургию? Её в принципе теперь не существует. А была. Под нее и создавалась система ТЮЗов, воспитывающих, в хорошем смысле дидактических театров. И что там теперь показывают? Черт знает что. Сходите, только детей с собой не берите!
- А у вас? В Национальной ассоциации драматургов?
- Есть те, кто пишет для юного зрителя, но ТЮЗзы такими пьесами не интересуются. Неформат. Вот мотив однополой любви, другое дело. Мы часто говорим применительно к театрам о «государственном задании», это такой отчетный термин. Но, по сути, тридцать лет государство не вмешивалось в дела театра, мол, пусть они там с ума сходят за казенные деньги…
- Искусство никем не отслеживалось, всем было плевать?
- Да. Лишь бы не лезли в политику! Они долго не лезли в политику напрямую. Но создали отравляющее облако современного театра, и когда сейчас власть очнулась, молодежь-то, воспитывать надо, бежит, несознательная, за границу от мобилизации… А механизмов-то воспитания нет, развинтили и утилизировали. Ведь тот же театр был тридцать лет не кафедрой, как говорил классик, а подиумом с шестом. Но даже виртуозный крутёж выдающимися ягодицами воспитания не заменит…⬇️
⬆️ - Но ведь есть люди.
- Люди-то есть, но!... Прошло восемь месяцев, как вышло воззвание пацифистов, писателей и театральных деятелей, к миру, с высоких постов сняли только двоих… Остальные все так - же сидят, ждут вестей…
- А Богомолов? Руководит театром на Бронной.
- Да, слетает на побывку, и снова за дело тут, в Москве. Уверен, Богомолова на этот пост могли назначить только люди, не смотревшие ни одного его спектакля. Если же смотрели, то во власти им делать нечего. Я не против того, чтобы в театральном пространстве были и «богомоловы». Куда их девать если гидропоника родит? Ну, дайте ему подвальчик. Зачем же знаменитую сцену отдавать? Там сам Эфрос ставил! Вы же не станете в золотой серии мировой поэзии издавать Орлушу с его матюгами!
- С театром понятно… А как с писателями? Их тоже назначают?
- Писательские фигуры внедряются теперь, как модный бренд. Матерьялец-то – дрянь, зато какой лейбл! Если человек работал референтом у самого академика Лихачёва, как Водолазкин, разве он может писать плохие книги? Еще как может!
- Связи?
- И связи тоже, в том числе однополые. Но главное – репутация. Лихачёв у нашей либеральной интеллигенции – это как символ, как икона, как культурологический гуру...
- Но Лихачёв сам не был такой.
- Какой он был, теперь значения не имеет, работает миф: Сахаров, Лихачёв, Солженицын… Вы думаете, люди наверху разбираются, кто хороший писатель, кто плохой? Я вас умоляю! Не читают даже.
- Хорошо… Как тогда, не сменяя некоторых вышестоящих людей, можно современному писателю, достойному, талантливому, пробить эту бюрократическую стену?
- Зачем пробивать? Сама рухнет. А сейчас имеются бреши и подкопы. Надо пользоваться. Когда становишься мэтром, это попроще.⬇️
- Люди-то есть, но!... Прошло восемь месяцев, как вышло воззвание пацифистов, писателей и театральных деятелей, к миру, с высоких постов сняли только двоих… Остальные все так - же сидят, ждут вестей…
- А Богомолов? Руководит театром на Бронной.
- Да, слетает на побывку, и снова за дело тут, в Москве. Уверен, Богомолова на этот пост могли назначить только люди, не смотревшие ни одного его спектакля. Если же смотрели, то во власти им делать нечего. Я не против того, чтобы в театральном пространстве были и «богомоловы». Куда их девать если гидропоника родит? Ну, дайте ему подвальчик. Зачем же знаменитую сцену отдавать? Там сам Эфрос ставил! Вы же не станете в золотой серии мировой поэзии издавать Орлушу с его матюгами!
- С театром понятно… А как с писателями? Их тоже назначают?
- Писательские фигуры внедряются теперь, как модный бренд. Матерьялец-то – дрянь, зато какой лейбл! Если человек работал референтом у самого академика Лихачёва, как Водолазкин, разве он может писать плохие книги? Еще как может!
- Связи?
- И связи тоже, в том числе однополые. Но главное – репутация. Лихачёв у нашей либеральной интеллигенции – это как символ, как икона, как культурологический гуру...
- Но Лихачёв сам не был такой.
- Какой он был, теперь значения не имеет, работает миф: Сахаров, Лихачёв, Солженицын… Вы думаете, люди наверху разбираются, кто хороший писатель, кто плохой? Я вас умоляю! Не читают даже.
- Хорошо… Как тогда, не сменяя некоторых вышестоящих людей, можно современному писателю, достойному, талантливому, пробить эту бюрократическую стену?
- Зачем пробивать? Сама рухнет. А сейчас имеются бреши и подкопы. Надо пользоваться. Когда становишься мэтром, это попроще.⬇️
⬆️
- Наш серьёзный читатель, для настоящей русской литературы, молодой читатель, он существует сегодня?
- Существует, но его мало. Ведь на чем воспитывается читатель? Его воспитывают уровень тех писателей, которых ему предлагают. А что у нас сейчас предлагают? Читатель первых десятилетий 20-го века был воспитан на образцах «золотого» и «серебряного» веков отечественной словесности. Перейдя со страной в новую эпоху, он из мешанины советской литературы выбирал лучшее. Его обмануть было невозможно. Как уж пытались навязать Панфёровские «Бруски»! Вы знаете, что делегатам первого съезда писателей в наборе вручалась только одна художественная книжка – «Бруски». И где они теперь? Следующее поколение принимало высокую читательскую планку от предыдущего. А в 1990-е годы этот процесс был искусственно оборван. Стали навязывать чепуху, на которой и воспитывался новый читатель. Я говорю: это плохая книга, написанная плохим русским языком, здесь нет сюжета, здесь нет героя. А мне отвечают: но ведь не это же главное в литературе…
- Да, да… вы можете стать художником не умея рисовать, а поэтом, не умея рифмовать. Не верите? Идите учиться к нам!
- Да. А что тогда главное? Умение – главное, а самовыражение возможно только через мастерство. Раньше, чтобы обидеть автора, говорили: умелый писатель. Теперь это высочайшая похвала.⬇️
- Наш серьёзный читатель, для настоящей русской литературы, молодой читатель, он существует сегодня?
- Существует, но его мало. Ведь на чем воспитывается читатель? Его воспитывают уровень тех писателей, которых ему предлагают. А что у нас сейчас предлагают? Читатель первых десятилетий 20-го века был воспитан на образцах «золотого» и «серебряного» веков отечественной словесности. Перейдя со страной в новую эпоху, он из мешанины советской литературы выбирал лучшее. Его обмануть было невозможно. Как уж пытались навязать Панфёровские «Бруски»! Вы знаете, что делегатам первого съезда писателей в наборе вручалась только одна художественная книжка – «Бруски». И где они теперь? Следующее поколение принимало высокую читательскую планку от предыдущего. А в 1990-е годы этот процесс был искусственно оборван. Стали навязывать чепуху, на которой и воспитывался новый читатель. Я говорю: это плохая книга, написанная плохим русским языком, здесь нет сюжета, здесь нет героя. А мне отвечают: но ведь не это же главное в литературе…
- Да, да… вы можете стать художником не умея рисовать, а поэтом, не умея рифмовать. Не верите? Идите учиться к нам!
- Да. А что тогда главное? Умение – главное, а самовыражение возможно только через мастерство. Раньше, чтобы обидеть автора, говорили: умелый писатель. Теперь это высочайшая похвала.⬇️
⬆️ - Мы же наблюдатели.
- Вот именно! Беда в том, что именно государство сформировало такую ситуацию, когда ничего не понимающие люди навязывают обществу вместо искусства разную чепуху.
Когда меня спрашивают, мол, а кто же должен исправлять ситуацию? Я отвечаю вопросом же: а кто создал? Это не мы создали её. И не пустынник Серапион. Этот маразм создало государство. По какой причине – другой вопрос. Не от большого ума. И для начала государство обязано поставить традиционалистов в равные условия с «шифровальщиками пустот». Хотя бы в равные. Сейчас, может быть, когда всё зашаталось, и там, наконец, поймут, что они получили в результате своих же манипуляций коммерческую интеллигенцию, платных пацифистов, бюджетных патриотов, относящихся к Отечеству, как к дойной корове…
Если же вы хотите получить писателей-патриотов, нужно с ними работать, нужно в них вкладывать, нужно их продвигать. Если бы Сталин не дал, борясь с троцкистами, команду двигать «Тихий Дон», где описано расказачивание, рапповцы удавили бы Шолохова, как кролика…
- Да и не удалил Булгакова.
- Еще бы! Он-то понимал, чтобы строить социализм в одной стране, надо вернуть многое из опыта царской России, из прежнего мира. Тут ему «попутчики» и пригодились. Конечно, он был прежде всего политик, но и в литературе разбирался прекрасно. Впрочем, тогда во власти было принято много читать. Он понимал: в искусстве главное - талант, а не идеологическая направленность и классовая ангажированность. Но политических интриг не прощал даже гениям. Напрасно…
- То есть получается, что сейчас нет такой «генеральной линии»… Писатели не имеют такой стези, как, скажем, имел Державин и Пушкин. Они «воспевали» государство, где-то спорили с ним, но, в общем, находились в неразрывной связи со своим временем, дышали одним воздухом. Поэтому и остались в истории. А сейчас есть ли такая генеральная линия, которая приведёт писателя, ну, если не к бессмертию, то в современные классики, или сделает его читаемым?
- Не только «воспевали», но и «истину царям с улыбкой говорили». Впрочем, и тогда было немало «антигосударственной» литературы. Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов…⬇️
- Вот именно! Беда в том, что именно государство сформировало такую ситуацию, когда ничего не понимающие люди навязывают обществу вместо искусства разную чепуху.
Когда меня спрашивают, мол, а кто же должен исправлять ситуацию? Я отвечаю вопросом же: а кто создал? Это не мы создали её. И не пустынник Серапион. Этот маразм создало государство. По какой причине – другой вопрос. Не от большого ума. И для начала государство обязано поставить традиционалистов в равные условия с «шифровальщиками пустот». Хотя бы в равные. Сейчас, может быть, когда всё зашаталось, и там, наконец, поймут, что они получили в результате своих же манипуляций коммерческую интеллигенцию, платных пацифистов, бюджетных патриотов, относящихся к Отечеству, как к дойной корове…
Если же вы хотите получить писателей-патриотов, нужно с ними работать, нужно в них вкладывать, нужно их продвигать. Если бы Сталин не дал, борясь с троцкистами, команду двигать «Тихий Дон», где описано расказачивание, рапповцы удавили бы Шолохова, как кролика…
- Да и не удалил Булгакова.
- Еще бы! Он-то понимал, чтобы строить социализм в одной стране, надо вернуть многое из опыта царской России, из прежнего мира. Тут ему «попутчики» и пригодились. Конечно, он был прежде всего политик, но и в литературе разбирался прекрасно. Впрочем, тогда во власти было принято много читать. Он понимал: в искусстве главное - талант, а не идеологическая направленность и классовая ангажированность. Но политических интриг не прощал даже гениям. Напрасно…
- То есть получается, что сейчас нет такой «генеральной линии»… Писатели не имеют такой стези, как, скажем, имел Державин и Пушкин. Они «воспевали» государство, где-то спорили с ним, но, в общем, находились в неразрывной связи со своим временем, дышали одним воздухом. Поэтому и остались в истории. А сейчас есть ли такая генеральная линия, которая приведёт писателя, ну, если не к бессмертию, то в современные классики, или сделает его читаемым?
- Не только «воспевали», но и «истину царям с улыбкой говорили». Впрочем, и тогда было немало «антигосударственной» литературы. Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов…⬇️
⬆️ - Тем не менее, они копья не выставляли.
- Да они, несмотря ни на что, были патриотами. Но Романовых не любили. Герцен аж кипел. Вообще-то, на мой вкус, династия должна быть национальной. Думаю, самый большой вред царствующему дом нанес «остзейский вопрос» вкупе с обидой старообрядцев. Если кто-то добавит черту оседлости, спорить не стану. А русский дух проснулся только в Александре Третьем. И со здоровым телом что-то случилось. К слову, знаете, что знаменитая фраза «Крым вернулся в родную гавань» это из «Былого и дум»?
- Из «Былого и дум»?
- Да, из письма жены. Она раскаялась в измене и писала мужу, что чувствует себя после примирения кораблём, который вернулся в родную гавань. А вот как это попало из письма неверной жены Герцена в речь Путина – загадка.
- Да, спичрайтер был очень начитан.
- Герцен – огромный писатель! Теперь вот прозрели: надо воспитывать со школы, с первых классов! А вы на каких книжках собираетесь воспитывать?
- Обязать просто. Но это не воспитание. Школьная программа – это полный «ах». Но всё-таки этого недостаточно.
- У нас, помню, был в эфире диалог по поводу ста книг для внеклассного чтения. Участвовал чиновник их Академии образования. Есть и такая. Спрашиваю: почему у вас в списке едва ли не треть авторов эмигранты? Ну, я понимаю, Бунин или Шмелёв. Их выбросила из Отечества жуткая социальная буря. Но они русские по духу. А почему у вас в списке такое количество представителей третьей волны, которые уехали, так как просто не хотели жить «в этой стране»? Почему у вас есть Довлатов, а Конецкого нет? Или вы хотите нам воспитать нацию эмигрантов? И тут мне этот человек отвечает: вы, Юрий Михайлович, ерунду здесь порете. Разве имеет значение, где, в какой стране писал человек настоящую литературу? Отвечаю: для настоящей литературы, может быть, и не имеет, а вот для воспитания школьников, имеет! Странно, что я, писатель, это понимаю, а вы, государственный чиновник, нет. Кстати, он, кажется, отъехал, когда началась СВО. Теперь из этого надо сделать выводы. Кадры не только решают всё, они могут и страну порешить…
- Ну да, провалятся опять поколения писателей в никуда.
- Страна бы не провалилась…
- Все ножки подпилили уже.
- Принято думать, если поставить людям некую задачу, то они за хорошие деньги будут делать то, чего прежде избегали. Иллюзия! Того, кто оказывает платные услуги, легко перекупить. А из чувства патриотизма люди жертвуют собой. Но искренних патриотов власть побаивается, они ведь требовательные, их же не талоны на питание, а судьба Отечества волнует. Пока же проблему пытаются решить силами бюджетных патриотов. Посмотрим, что выйдет…
https://ruskline.ru/analitika/2022/12/05/epos_rozhdaetsya_ot_tektonicheskih_sdvigov_istorii
- Да они, несмотря ни на что, были патриотами. Но Романовых не любили. Герцен аж кипел. Вообще-то, на мой вкус, династия должна быть национальной. Думаю, самый большой вред царствующему дом нанес «остзейский вопрос» вкупе с обидой старообрядцев. Если кто-то добавит черту оседлости, спорить не стану. А русский дух проснулся только в Александре Третьем. И со здоровым телом что-то случилось. К слову, знаете, что знаменитая фраза «Крым вернулся в родную гавань» это из «Былого и дум»?
- Из «Былого и дум»?
- Да, из письма жены. Она раскаялась в измене и писала мужу, что чувствует себя после примирения кораблём, который вернулся в родную гавань. А вот как это попало из письма неверной жены Герцена в речь Путина – загадка.
- Да, спичрайтер был очень начитан.
- Герцен – огромный писатель! Теперь вот прозрели: надо воспитывать со школы, с первых классов! А вы на каких книжках собираетесь воспитывать?
- Обязать просто. Но это не воспитание. Школьная программа – это полный «ах». Но всё-таки этого недостаточно.
- У нас, помню, был в эфире диалог по поводу ста книг для внеклассного чтения. Участвовал чиновник их Академии образования. Есть и такая. Спрашиваю: почему у вас в списке едва ли не треть авторов эмигранты? Ну, я понимаю, Бунин или Шмелёв. Их выбросила из Отечества жуткая социальная буря. Но они русские по духу. А почему у вас в списке такое количество представителей третьей волны, которые уехали, так как просто не хотели жить «в этой стране»? Почему у вас есть Довлатов, а Конецкого нет? Или вы хотите нам воспитать нацию эмигрантов? И тут мне этот человек отвечает: вы, Юрий Михайлович, ерунду здесь порете. Разве имеет значение, где, в какой стране писал человек настоящую литературу? Отвечаю: для настоящей литературы, может быть, и не имеет, а вот для воспитания школьников, имеет! Странно, что я, писатель, это понимаю, а вы, государственный чиновник, нет. Кстати, он, кажется, отъехал, когда началась СВО. Теперь из этого надо сделать выводы. Кадры не только решают всё, они могут и страну порешить…
- Ну да, провалятся опять поколения писателей в никуда.
- Страна бы не провалилась…
- Все ножки подпилили уже.
- Принято думать, если поставить людям некую задачу, то они за хорошие деньги будут делать то, чего прежде избегали. Иллюзия! Того, кто оказывает платные услуги, легко перекупить. А из чувства патриотизма люди жертвуют собой. Но искренних патриотов власть побаивается, они ведь требовательные, их же не талоны на питание, а судьба Отечества волнует. Пока же проблему пытаются решить силами бюджетных патриотов. Посмотрим, что выйдет…
https://ruskline.ru/analitika/2022/12/05/epos_rozhdaetsya_ot_tektonicheskih_sdvigov_istorii
Русская народная линия
«Эпос рождается от тектонических сдвигов истории…»
Юрий Поляков, русская литература
Сегодня День советской Конституции.
А неплохой был Основной закон!
Поменьше было грязи и коррупции,
Хотя хватало дряни испокон...
А неплохой был Основной закон!
Поменьше было грязи и коррупции,
Хотя хватало дряни испокон...
Включаю телевизор утром:
Война, как надобно, идет!
Ура! Мы ломим шею украм!
А Байден - старый идиот...
Война, как надобно, идет!
Ура! Мы ломим шею украм!
А Байден - старый идиот...
Снова горькие вопросы.
Ведь война - не дефиле!
Лучше в небе бомбовозы,
Чем обломки на земле...
Ведь война - не дефиле!
Лучше в небе бомбовозы,
Чем обломки на земле...
Сегодня день борьбы с коррупцией.
Когда же, что-то не пойму,
Ворюги в стаю соберутся и
Отправятся на Колыму?
Им наше достоянье отдано,
Их алчный зуд неутолим.
А если что, летят до Лондона,
Но лучше в Иерусалим.
Там деньги, виллы и уют,
Оттуда их не выдают.
И крикнуть хочется, бурля:
«Ну, где же ты, рука Кремля?»
Когда же, что-то не пойму,
Ворюги в стаю соберутся и
Отправятся на Колыму?
Им наше достоянье отдано,
Их алчный зуд неутолим.
А если что, летят до Лондона,
Но лучше в Иерусалим.
Там деньги, виллы и уют,
Оттуда их не выдают.
И крикнуть хочется, бурля:
«Ну, где же ты, рука Кремля?»
ВНИМАНИЕ!
ВЕЧЕР в ЦДЛ ПЕРЕНОСИТСЯ НА 31 ЯНВАРЯ !!!
Пригласительные билеты действительны.
https://yangx.top/yuripoliakov/375
ВЕЧЕР в ЦДЛ ПЕРЕНОСИТСЯ НА 31 ЯНВАРЯ !!!
Пригласительные билеты действительны.
https://yangx.top/yuripoliakov/375
Telegram
Юрий Поляков
13 декабря в 19:00 в Большом зале Центрального Дома литераторов (ул. Большая Никитская, 53, м. Баррикадная) пройдет творческий вечер Юрия Полякова, посвященный выходу 12-го, поэтического тома собрания сочинений "Время не устаёт" и книге "Совдетство - 2. Пионерская…
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
Скажу, хоть устои не зыблю я:
Не ждите Второго пришествия!
Закон Основной, он не Библия,
Пора исправлять, совершенствуя.
Его сочиняли при Ельцине,
Когда ликовали крадущие,
Зачем Конституция с плесенью?
Мы обеззаразим Грядущее!
Скажу, хоть устои не зыблю я:
Не ждите Второго пришествия!
Закон Основной, он не Библия,
Пора исправлять, совершенствуя.
Его сочиняли при Ельцине,
Когда ликовали крадущие,
Зачем Конституция с плесенью?
Мы обеззаразим Грядущее!
ФРАНШИЗА ПРОТИВ ФАШИЗМА
- Президент поручил Правительству популяризовать героев российской истории и фольклора, отвечающих «традиционным ценностям».
- Давно пора! СВО идет уже почти десять месяцев. Напомню, нечто подобное произошло за пять лет до Великой Отечественной войны, когда, показательно «нахлобучив» Д. Бедного и А. Таирова за глумливо-русофобский спектакль «Богатыри», подняли волну памяти об Александре Невском, Дмитрии Донском, Суворове, Кутузове… Молнией выпускали романы, писали поэмы, снимали фильмы, обратились к героическому и былинному эпосу, забыв на время про «великодержавный шовинизм».
- Каковы главные трудности в этой задаче?
- Не скатиться в пародию. Дело в том, что после 30 лет целенаправленной господдержки либеральной субкультуры, замешанной на постмодернистском «ироническом модусе повествования», сиречь откровенном глумлении над традиционными ценностями, найти достойных исполнителей верховного замысла не так-то просто. Достаточно вспомнить фильмы про последнего богатыря В. Грамматикова, а ведь это лучшее, что снималось на эту тему в последние годы. Проблема очень серьезная. Мне трудно представить себе, чтобы качество брони, выпускаемой оборонным заводом, зависело от мировоззрения директора, если он не очевидный иноагент. Зато от мировоззрения режиссера, худрука, продюсера, издателя в полной мере зависят смысл и направленность конечного творческого продукта. А каково мировоззрение этих деятелей, мы знаем по их весенним «пацифистским цидулям». Новые авторы есть, но «бюджетные патриоты», они же вчерашние апологеты общечеловеческих ценностей, заняв круговую оборону, их близко не подпускают к госзаказу по понятным соображениям.
- Что может относиться к традиционным ценностям? Какие они - христианские, советские, общечеловеческие?
- О, не перечесть! Список не ограничивается воинами Христовыми, нашими славными предками, легендарными и реальными, отражавшими нашествия. Это и Николай Данилевский, великий русский мыслитель, он впервые в книге «Россия и Запад» обосновал онтологическую неизбежность противостояния цивилизаций. Его 200-летие 4 декабря этого года попросту не заметили. Это и киевский еврей Семен Гудзенко, один из лучших фронтовых поэтов, автор бессмертных строк: «Когда на смерть идут поют, а перед этим можно плакать…» Про его 100-летие 5 марта сего года тоже позабыли. Продолжать?
- Кто из героев фольклора и истории лучше всего символизирует традиционные ценности? Что думаете о франшизах про богатырей, фольклорные мотивы в литературе?
-- Лучше символизирует? Наверное, Илья Муромец, который пока только начал слезать с печи. Иван-дурак, до которого стало все же доходить, в какую передрягу он попал. В том-то и беда, что коммерческое обращение к базовым ценностям, к национальным символам и архетипам остается «франшизой», а должно стать служением. Золотой петушок клюв сломал, долбя нам в темя… Не доходит! До Сталина дошло гораздо раньше, а враг все равно до Москвы допёр!
В сокращенном варианте интервью вышло в газете «Известия»
- Президент поручил Правительству популяризовать героев российской истории и фольклора, отвечающих «традиционным ценностям».
- Давно пора! СВО идет уже почти десять месяцев. Напомню, нечто подобное произошло за пять лет до Великой Отечественной войны, когда, показательно «нахлобучив» Д. Бедного и А. Таирова за глумливо-русофобский спектакль «Богатыри», подняли волну памяти об Александре Невском, Дмитрии Донском, Суворове, Кутузове… Молнией выпускали романы, писали поэмы, снимали фильмы, обратились к героическому и былинному эпосу, забыв на время про «великодержавный шовинизм».
- Каковы главные трудности в этой задаче?
- Не скатиться в пародию. Дело в том, что после 30 лет целенаправленной господдержки либеральной субкультуры, замешанной на постмодернистском «ироническом модусе повествования», сиречь откровенном глумлении над традиционными ценностями, найти достойных исполнителей верховного замысла не так-то просто. Достаточно вспомнить фильмы про последнего богатыря В. Грамматикова, а ведь это лучшее, что снималось на эту тему в последние годы. Проблема очень серьезная. Мне трудно представить себе, чтобы качество брони, выпускаемой оборонным заводом, зависело от мировоззрения директора, если он не очевидный иноагент. Зато от мировоззрения режиссера, худрука, продюсера, издателя в полной мере зависят смысл и направленность конечного творческого продукта. А каково мировоззрение этих деятелей, мы знаем по их весенним «пацифистским цидулям». Новые авторы есть, но «бюджетные патриоты», они же вчерашние апологеты общечеловеческих ценностей, заняв круговую оборону, их близко не подпускают к госзаказу по понятным соображениям.
- Что может относиться к традиционным ценностям? Какие они - христианские, советские, общечеловеческие?
- О, не перечесть! Список не ограничивается воинами Христовыми, нашими славными предками, легендарными и реальными, отражавшими нашествия. Это и Николай Данилевский, великий русский мыслитель, он впервые в книге «Россия и Запад» обосновал онтологическую неизбежность противостояния цивилизаций. Его 200-летие 4 декабря этого года попросту не заметили. Это и киевский еврей Семен Гудзенко, один из лучших фронтовых поэтов, автор бессмертных строк: «Когда на смерть идут поют, а перед этим можно плакать…» Про его 100-летие 5 марта сего года тоже позабыли. Продолжать?
- Кто из героев фольклора и истории лучше всего символизирует традиционные ценности? Что думаете о франшизах про богатырей, фольклорные мотивы в литературе?
-- Лучше символизирует? Наверное, Илья Муромец, который пока только начал слезать с печи. Иван-дурак, до которого стало все же доходить, в какую передрягу он попал. В том-то и беда, что коммерческое обращение к базовым ценностям, к национальным символам и архетипам остается «франшизой», а должно стать служением. Золотой петушок клюв сломал, долбя нам в темя… Не доходит! До Сталина дошло гораздо раньше, а враг все равно до Москвы допёр!
В сокращенном варианте интервью вышло в газете «Известия»
«Не так давно Госдума приняла в первом чтении законопроект, призванный ограничить использование в русском языке иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги. В прессе его нарекли «законом о борьбе с чрезмерными заимствованиями», но официально он так, конечно же, не называется. Получится ли у парламента заставить страну держать равнение на словарь — выяснил корреспондент «МК», пообщавшись с известным писателем Юрием Поляковым.
- Этот закон давно назрел. На эту тему «Литературная газета», когда я ее возглавлял, постоянно писала, у нас была даже специальная рубрика. По первому чтению трудно судить, что там будет, но проблема обозначена верно. Правда, в нашем законодательстве часто так бывает, что идея формулируется, а механизмы ее осуществления создаются потом, причем очень долго и нередко непрофессионально», — считает Юрий Михайлович.
Он подчеркивает, что процесс заимствований — совершенно нормальный, и если язык не обогащается иноязычной лексикой, он может начать развиваться однобоко.
— С этим никто не спорит. Но есть естественные заимствования, типа слов «машина» или «авто», которые очень быстро начинают восприниматься как свои. Наиболее яркий пример последних лет — «клик», пришедший из англоязычной компьютерной лексики и органично вошедший в русский язык, так как у нас тоже есть корень «клик» — глагол «окликнуть». А есть лексика буквально навязанная, внедренная вместо русских корнесловий, — говорит Поляков. И приводит пример (и несколько разумных альтернатив) бездумного калькирования:
— Скажите мне, что такое «панельная дискуссия»? Калька с английского panel discussion. Но у нас «панель» ассоциируется совсем с другим: выйти на панель означает заняться проституцией. И поэтому «панельная дискуссия в Думе» звучит по меньшей мере странно, даже учитывая ангажированность иных избранников. А есть замечательный русский аналог — прения. Увы, компрадорский период новейшей истории не прошел для русского языка даром. Да и наш управленческий аппарат, так называемые «белые воротнички», состоит во многом из людей, получивших в 90-е образование за рубежом. Эти люди воспитаны на совершенно другой терминологии, и им легче ее просто перенести в русский язык. И в результате основной массе людей навязывается что-то чуждое. Это не заимствование.
Приведу еще один пример: каршеринг. Разве это лучше, чем прокат? Это слово даже более образное: ты берешь машину напрокат и катаешься на ней.
Трудно не согласиться с тем, как правильно сделали наши предшественники, которые английское goalkeeper не записали в русской транскрипции — «голкипер» (хотя сегодня делают и так), а достали из языковой кладовки устаревшей лексики позабытое слово «вратарь», ранее означавшее часового, охраняющего ворота при въезде в город. И получился ключевой игрок футбольной команды.
…Но мы задаем вопрос: а кому поручат подбирать словесные альтернативы — не случится ли так, что это будут делать те же чиновники? Поляков уверен, что эту миссию можно доверить только профессионалам:
— Мы вступили в серьезное противостояние с Западом, а крупнейшая продовольственная площадка Москвы называется «ФУД СИТИ». Давайте тогда назовем новый российский крейсер «Оклахома»! А вот если был бы компетентный орган, состоящий из специалистов Академии наук, институтов русского языка, писателей, серьезных журналистов, он предложил бы этой организации: а почему бы вам не называться «Пищеградом»? Чем хуже? Но такого надзорного и рекомендательного органа нет. Хотя его функцию мог бы осуществлять, скажем, Совет по русскому языку при президенте.
— Но что, если некий «Фудплейсмент» или «МоскоуКарТрейд» окажется утвержденным товарным знаком?
— Санкт-Петербург во время Первой мировой переименовали в Петроград, а это была не просто торговая марка, а название столицы империи. Когда началась схватка с германским миром, от немецкого названия отказались. И у нас противостояние с англосаксами не менее серьезное. Если появится закон — как миленькие все поменяют в духе родного языка.
— Наши читатели опасаются, что новый закон станет поводом для штрафов и ударит исключительно по обыкновенным людям.
- Этот закон давно назрел. На эту тему «Литературная газета», когда я ее возглавлял, постоянно писала, у нас была даже специальная рубрика. По первому чтению трудно судить, что там будет, но проблема обозначена верно. Правда, в нашем законодательстве часто так бывает, что идея формулируется, а механизмы ее осуществления создаются потом, причем очень долго и нередко непрофессионально», — считает Юрий Михайлович.
Он подчеркивает, что процесс заимствований — совершенно нормальный, и если язык не обогащается иноязычной лексикой, он может начать развиваться однобоко.
— С этим никто не спорит. Но есть естественные заимствования, типа слов «машина» или «авто», которые очень быстро начинают восприниматься как свои. Наиболее яркий пример последних лет — «клик», пришедший из англоязычной компьютерной лексики и органично вошедший в русский язык, так как у нас тоже есть корень «клик» — глагол «окликнуть». А есть лексика буквально навязанная, внедренная вместо русских корнесловий, — говорит Поляков. И приводит пример (и несколько разумных альтернатив) бездумного калькирования:
— Скажите мне, что такое «панельная дискуссия»? Калька с английского panel discussion. Но у нас «панель» ассоциируется совсем с другим: выйти на панель означает заняться проституцией. И поэтому «панельная дискуссия в Думе» звучит по меньшей мере странно, даже учитывая ангажированность иных избранников. А есть замечательный русский аналог — прения. Увы, компрадорский период новейшей истории не прошел для русского языка даром. Да и наш управленческий аппарат, так называемые «белые воротнички», состоит во многом из людей, получивших в 90-е образование за рубежом. Эти люди воспитаны на совершенно другой терминологии, и им легче ее просто перенести в русский язык. И в результате основной массе людей навязывается что-то чуждое. Это не заимствование.
Приведу еще один пример: каршеринг. Разве это лучше, чем прокат? Это слово даже более образное: ты берешь машину напрокат и катаешься на ней.
Трудно не согласиться с тем, как правильно сделали наши предшественники, которые английское goalkeeper не записали в русской транскрипции — «голкипер» (хотя сегодня делают и так), а достали из языковой кладовки устаревшей лексики позабытое слово «вратарь», ранее означавшее часового, охраняющего ворота при въезде в город. И получился ключевой игрок футбольной команды.
…Но мы задаем вопрос: а кому поручат подбирать словесные альтернативы — не случится ли так, что это будут делать те же чиновники? Поляков уверен, что эту миссию можно доверить только профессионалам:
— Мы вступили в серьезное противостояние с Западом, а крупнейшая продовольственная площадка Москвы называется «ФУД СИТИ». Давайте тогда назовем новый российский крейсер «Оклахома»! А вот если был бы компетентный орган, состоящий из специалистов Академии наук, институтов русского языка, писателей, серьезных журналистов, он предложил бы этой организации: а почему бы вам не называться «Пищеградом»? Чем хуже? Но такого надзорного и рекомендательного органа нет. Хотя его функцию мог бы осуществлять, скажем, Совет по русскому языку при президенте.
— Но что, если некий «Фудплейсмент» или «МоскоуКарТрейд» окажется утвержденным товарным знаком?
— Санкт-Петербург во время Первой мировой переименовали в Петроград, а это была не просто торговая марка, а название столицы империи. Когда началась схватка с германским миром, от немецкого названия отказались. И у нас противостояние с англосаксами не менее серьезное. Если появится закон — как миленькие все поменяют в духе родного языка.
— Наши читатели опасаются, что новый закон станет поводом для штрафов и ударит исключительно по обыкновенным людям.
Не выведет ли в эту сторону кривая отечественного правоприменения?
— Если устранением иноязычного засилья займутся профессионалы, тогда, думаю, гражданам, даже бизнесу бояться нечего. Представим, что возник новый бренд. Его же чиновник регистрирует, вот и ответственность на нем. Бизнесмены потом сами начнут соображать, что в России чайники, а не «типоты», но начинать нужно с чиновников. Тебе отказали в регистрации, потому что бренд противоречит языковому закону? В следующий раз ты наймешь толковых людей, которые тебе придумают хорошее русское название. При чем здесь штрафы? Если дурацкое название сначала зарегистрировали, а потом выписали за него штраф на миллион рублей, к ответу надо привлекать чиновника.”
https://www.mk.ru/culture/2022/12/20/pisatel-yuriy-polyakov-prizval-filtrovat-inostrannye-zaimstvovaniya.html
— Если устранением иноязычного засилья займутся профессионалы, тогда, думаю, гражданам, даже бизнесу бояться нечего. Представим, что возник новый бренд. Его же чиновник регистрирует, вот и ответственность на нем. Бизнесмены потом сами начнут соображать, что в России чайники, а не «типоты», но начинать нужно с чиновников. Тебе отказали в регистрации, потому что бренд противоречит языковому закону? В следующий раз ты наймешь толковых людей, которые тебе придумают хорошее русское название. При чем здесь штрафы? Если дурацкое название сначала зарегистрировали, а потом выписали за него штраф на миллион рублей, к ответу надо привлекать чиновника.”
https://www.mk.ru/culture/2022/12/20/pisatel-yuriy-polyakov-prizval-filtrovat-inostrannye-zaimstvovaniya.html
www.mk.ru
Писатель Юрий Поляков призвал "фильтровать" иностранные заимствования
Не так давно Госдума приняла в первом чтении законопроект, призванный ограничить использование в русском языке иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги. В прессе его нарекли «законом о борьбе с чрезмерными заимствованиями», но официально он так…