Юрий Поляков
3.69K subscribers
132 photos
20 videos
5 files
240 links
Писатель / yuripolyakov.ru
加入频道
Интервью «Экспресс - газете»

- Юрий Михайлович, так когда было лучше – тогда или сейчас?

- «ЧП» было опубликовано в «Юности» у Андрея Дементьева в январе 1985 года, еще при Черненко. Написана вещь и того раньше. «Сто дней» лежали в столе, а точнее, на столах цензоров с 1981-го по 1987-й. Я, гротескный реалист, писал о той реальной жизни, которая меня окружала, не больше не меньше. Об очернении даже не помышлял. Был тогда еще уверен: показав обществу язвы сквозь лупу литературы, можно быстрее найти способы оздоровления. Но боюсь, в советской элите было немало тех, кто, наоборот, хотел обострить противоречия до предела, а недостаткам придать уродскую необратимость, без чего снос советского проекта был невозможен. Любопытно, что в 1984 году против публикации «Ста дней» в журнале Министерства обороны СССР «Советский воин» выступил небезызвестный генерал Волкогонов, вскоре ставший «пламенным демократом». Что касается лицемерия сильных мира сего, оно известно еще из Библии. Думаете, сейчас лицемеров в коридорах власти меньше? Если бы… А у советской элиты фига в кармане, конечно, была. Куда же без нее? Но двух или трех гражданств точно не было.⬇️
⬆️- В литературе, театре, кино творятся нынче возмутительные вещи. Русофобы-либералы раздают друг другу премии, на бюджетные деньги продвигают антироссийскую и ЛГБТ-повестку, даже сейчас продолжают в том же духе, ничего не боясь. Как их остановить?

- Это те самые люди, которых наша власть любовно пестовала, выдвигала, одаривала тридцать лет. Посмотрите имена писателей, подмахнувших письмо против СВО, все как на подбор - лауреаты «Большой книги», представлявшие Россию на всех международных литературных форумах. Их даже переводили за казенные деньги. Помню, году в 2006-м на Франкфуртской книжной ярмарке бывший соотечественник, услышав, что городит о России прозаик, любимец «Роспечати», с ужасом спросил:
- Он русский? - А вы разве не слышите? – ответил я.
Театральные деятели, протестовавшие против СВО, это же сплошь худруки, директора и народные артисты во главе с руководством СТД. Когда, кажется, в 2012-м я на страницах «Литературной газеты» позволил себе обратить внимание читателей на отчетливые русофобские мотивы в постановках худрука театра имени Вахтангова Туминаса, на меня прикрикнули с самого верха, мол, зачем «волнуете интуриста», сиречь гражданина ЕС! Мало того, когда вскоре театр имени Вахтангова поглотил театр имени Рубена Симонова, где на аншлагах шел мой «Козленок в молоке» (дали 565 представлений!), директор Крок демонстративно при молчаливом согласии Минкультуры и несмотря на протесты зрителей, вычистил из репертуара этот легендарный спектакль. И где теперь Туминас? Уехал из России с проклятьями, призывая на наши головы жуткие кары. Думаете, передо мной извинились? Не вписался в тогдашнюю повестку – сам виноват.
Сегодня мало что изменилось. Подписан президентом указ о продвижении традиционных ценностей, а тем временем Кехман, пришедший на смену выгнанному с позором Боякову, добивает МХАТ имени Горького. От обширного, нормативного репертуара Дорониной, носившего воспитательную направленность, почти ничего не осталось, актеры сидят без работы, вместо традиционной чайки на сайте театра появилась странная фигура, напоминающая скрещенные бананы (с торговли этими фруктами Кехман начинал свою экономическую деятельность). Как изменить ситуацию, которая создавалась в течение десятилетий на казенные средства? Очевидно, нужна не только политическая воля, нужна кадровая революция в культуре.
Напомню, что первое десятилетие после Октября главными союзниками большевиков были именно авангардисты. Тот же Малевич - очень крупный чиновник в системе Наркомпроса. Но к концу 1920-х стало ясно: к надвигающейся войне страну с помощью «черных квадратов» не подготовишь, надо возвращаться к «Трем богатырям». И вернулись.
Возможно, это затормозило новаторские тенденции в искусстве, которые до того просто зашкаливали, но зато спасло страну. Наверное, тот поворот дался начальству нелегко, ведь у лидеров культурного авангарда была грандиозная поддержка в верхах. Напомню, когда уже опальный Малевич умер в Ленинграде, в Москву его тело везли в отдельном «супрематическом» вагоне. Почти как Ленина. Увы, наша нынешняя культура напоминает мне художника, рисующего глумливую карикатуру на извержение вулкана, готового сжечь город, и ворчащего при этом, что очередной грант ему задерживают.⬇️
⬆️ - Книги вроде скандального «Лета в пионерском галстуке», недалекие блогеры, мат со сцены и экрана - уберечь ребенка от этого невозможно. Вы недавно выступали на слушаниях по законодательным инициативам о запрете информации с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений. Безусловно, это необходимо, но не вернемся ли мы к цензуре и советским худсоветам в худшем их проявлении?

- Что касается пресловутой книжки про галстук, скажу прямо: к художественной литературе она никакого отношения не имеет. Это не «Лолита» и не «Смерть в Венеции». Это довольно грубая беллетризованная методичка по приобщению подростков к однополой любви. Именно так ее и надо рассматривать. И еще одно наблюдение. Я сам автор тиражный и знаю, что почем на книжном рынке. Даже те заоблачные тиражи, которые заявлены издателями, не могут окупить огромные средства, вложенные в продвижение этого растлевающего изделия. Значит, кто-то щедро датировал проект. Кто? С какими целями? Кто-то отследил цепочку? Нет. Чего ж вы хотите? Нельзя бороться с пороком при помощи сакраментальной фразы: «О время, о нравы!»
Думаю, многие вопросы решатся после вступления в силу закона, разработанного Александром Хинштейном. Я был на слушаниях в Думе и начал, между прочим, с призыва не брать пример с жестокосердных англосаксов, зачморивших в тюряге своего замечательного писателя Оскара Уайльда по сути именно за совращение юноши, правда, очень родовитого. Но и дальше смотреть на то, как нам навязывают моду на ЛГБТ, точно моду на «пепси», недопустимо. Просто опасно.
Еще раз скажу: надо менять сам принцип взаимоотношений государства и культуры, привыкшей за тридцать лет к комфортному положению балаганчика на бюджете. Может это привести к возвращению цензуры и даже к стеснению свободы творчества? Может. Но тем настоящие государственные деятели и отличаются от тех, кто пошел во власть за золотым парашютом, что они умеют пройти между Сциллой и Харибдой. Как говорят в народе: не дотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть… И художественные советы (в хорошем смысле) чем раньше вернутся, тем лучше. Я в эпоху художественных советов жил, будучи уже профессиональным писателем, и ничего плохого от них не видел…⬇️
⬆️
- Как пробиться молодым авторам, сценаристам, режиссерам - патриотам, не вписывающимся в либерально-гейские рамки? Вы говорили, что пусть бы ваши произведения полежали «в столе» еще несколько лет, но остался бы СССР и не случилось жутких 1990-х. Можно дать молодым авторам совет подождать, но ведь им надо на что-то жить прямо сейчас.

- Вы меня цитируете произвольно. Нет ничего хорошего в том, что созревшая рукопись томится в столе. Это плохо. Я говорил о крайней ситуации, когда стоит выбор между целостностью Отечества и твоими авторскими амбициями. Это совсем другое! Например, Лев Толстой, поставленный перед выбором – нервные клетки Софьи Андреевны или обнародование рассказа «Дьявол», выбрал первое и зашил рукопись в обшивку кресла. Думаю, ехидные Ильф и Петров вкупе с Катаевым, весьма иронически относившиеся к мелодрамам Ясной Поляны, именно оттуда позаимствовали сюжет своих великолепных «12 стульев». Да, талантливым молодым писателям-патриотам сейчас пробиться трудно. Во-первых, потому что «Роспечать» - организация далеко не патриотическая, во-вторых, потому что основные молодежные платформы, вроде «Липок», тоже в руках либералов, а они чужих не пускают. Есть еще одна причина: издательства у нас коммерческие, ищущая новые пути, но традиционная в своей основе литература их не интересует - неформат. В отличие от экспериментальной чернухи и антисоветских фэнтези, издание которых до сих пор дотируются из казны.
Что-то, конечно, меняется. Так, с большим трудом СП России и издательству «Вече» удалось выпустить сборники стихов поэтов, воюющих на Донбассе. Есть еще Интернет. И он выручает. Например, я публикую свои политические стихи в телеграмм-канале, бывает до 50 тыс. просмотров.
Почему бы не воспользоваться опытом 1920-х годов с их молодежными объединениями новых литературных сил. Иногда помогает. Власть, правда, не любит самоорганизующихся движений, но ведь с «Бессмертным полком», зародившимся в Сибири, получилось! Объединяться, требовать трибуны и поддержки, выходить в народ. В конечном счете, все решает читатель и слушатель, сразу чувствующий фальшь. А посидеть в тиши писательских кабинетов еще успеете. Я вот теперь сижу и ворчу…⬇️
⬆️
- Нужно издавать книги и ставить пьесы об СВО сейчас или после победы, когда будет время осмыслить произошедшее? Какими они должны быть?

- Конечно, надо! Обратимся к опыту Великой Отечественной войны, а я, кстати, в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по фронтовой поэзии. Воюющая страна тогда была буквально наводнена стихами. Это были шедевры, вроде «Теркина» и «Жди меня», а были неуклюжие, но искренние первые стихотворные опыты, так и оставшиеся на пожелтевших полосах «дивизионок». Но не будь этой «стихотворной пандемии», не сформировалось бы потом великое поколение «стихотворцев обоймы военной».
С драматургией похожая ситуация. Не все пьесы пишутся на века, даже на десятилетия. Не у всех получаются «Вечно живые». Да, «Фронт» Корнейчука не шедевр, но для своего времени он имел колоссальное значение, буквально перепахал сознание. Разве этого мало? Почему бы не поставить эту заслуженную пьесу в новом прочтении в том же театре Российской армии? Эффект был бы самым неожиданным. Нет, не поставят… Отечественный театр сегодня даже не в обозе, не тылу, он еще не вернулся из дома творчества СТД в Ялте.
А стиль, жанр, пафос диктуют тема, мастерство и индивидуальность автора. Во время войны пригодился даже Демьян Бедный. А вот рискованные метафоры Маяковского могли бы, подозреваю, намертво застрять в военной цензуре…⬇️
⬆️ - Вы обнародовали информацию о состоянии Татьяны Дорониной и происходящем во МХАТе, но похоже, ничего не изменилось?
- Да, я на круглом столе в Храме Христа Спасителя обнародовал то, что все давно безмолвно знали: Татьяна Васильевна уже давно не в элитной «Барвихе», а в геронтологическом центре на Юго-Западе Москвы. Еще год назад это богоугодное заведение называлось 31-м интернатом для инвалидов и престарелых. Я отнюдь не утверждаю, что ей там хуже. Возможно, даже лучше, ведь понимает же персонал, какая постоялица к ним попала! Но секретность всегда наводит на подозрения.
О том, что творит в некогда легендарном театре господин Кехман, я сказал выше. На самом деле, ситуация еще хуже – и, думаю, доронинский театр погиб. Надеюсь, она этого не узнает. Правда может убить великую актрису. Не случайно, как шепчутся в труппе, ей показывают репертуарные листы, не совпадающие с реальной афишей. Кстати, актерам под страхом увольнения запрещено давать интервью, выносить сор из избы, мне в этом призналась одна из любимых актрис Дорониной.
Связь с Татьяной Васильевной поддерживают два человека из театра, не актеры, скажем так, они из технического персонала. Активного участия в жизни творческого коллектива она, по моим сведениям, давно не принимает. Поначалу решительно требовала от Кехмана восстановить снятые Бояковым спектакли и создать, как положено по Уставу, художественный совет. Бесполезно. Зато кресла в зале новые. Но, насколько мне известно, Татьяна Васильевна еще не оставила надежды провести свой творческий вечер к 90-летию в сентябре 2023-го. Дай-то Бог!
Как не дать погибнуть настоящему русскому традиционному МХАТу, которому Доронина отдала три десятилетия своей жизни? Возможно ли это теперь? К Президенту и Патриарху уже обращались. В итоге был прислан кризисный менеджер Кехман. И на сайте МХАТ ныне стал именоваться «Art-theater». Даже «бог из машины» иногда дает сбои…
В Москве в Гостином Дворе с 1 по 5 декабря 2022 г. пройдёт «Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction». Издательство «Аргументы недели» приглашает всех ценителей «литературы с интеллектом» на встречу с любимыми авторами.

5 декабря. Встреча с писателем, публицистом, общественным деятелем Юрием Поляковым. Презентация книги «Три позы Казановы» - уникальной по жанру, названной автором "извлеченной прозой".
14:00-14:45. Зал 2.

По окончании встреч состоится традиционная автограф-сессия. Книги авторов можно приобрести заранее на стенде «Аргументы недели» P-1 рядом с Авторским залом (см. схему). На стенде будут представлены также другие популярные издания.

https://argumenti.ru/society/2022/11/801448
13 декабря в 19:00 в Большом зале Центрального Дома литераторов (ул. Большая Никитская, 53, м. Баррикадная) пройдет творческий вечер Юрия Полякова, посвященный выходу 12-го, поэтического тома собрания сочинений "Время не устаёт" и книге "Совдетство - 2. Пионерская ночь".

В вечере принимают участие: Александр Ф. Скляр и Константин Тарасов.

Вход свободный.
Сегодня, братцы, День банкира.
Хоть я в сужденьях нарочит,
Моя застенчивая лира
Про эту сволочь промолчит.
А сегодня день юриста!
Все законы - для людей.
Только кофе у бариста,
Как всегда, из желудей!
Интервью для интернет-издания «Русская народная линия»

Хотелось бы поговорить с вами, Юрий Михайлович, о русской культуре, в частности о русском культурном коде. Когда он сформировался, откуда он взялся, что он такое, русский культурный код? Изменяемая ли это величина или постоянная? Что вы думаете об этом?

- Начать нужно с того, что я не специалист. Наверное, лучше обсудить этот вопрос с теми, кто работает на стыке философии, эстетики, религиозных штудий… Я попытаюсь сформулировать то, что я понимаю интуитивно, как писатель, который уже много лет работает в литературе в разных жанрах.
Вообще-то, я исхожу из того, что модификация культурного кода зависит от периода, который мы рассматриваем. Скажем, культурный код Серебряного века – одно, сталинской эпохи – другое, постсоветский – третье, и так далее. Но есть, наверное, что-то общее, продиктованное, прежде всего, историческим опытом. Общество, к которому ты принадлежишь, даёт тебе с детства некие установки. Это православная культура, которая всё равно в тебя входит, хотя я, например, воспитывался в безбожное время, в атеистической школе, и мои родители были до старости атеистами… А вот мои обе рязанские бабушки были верующими. У них в комнатах горели лампадки. Влияние оказывает и литература, то, что человек читает. Я бы сказал так: культурный код – это комплекс установок, ориентиров, табу…

- То есть, табу у нас всё равно присутствует, как в древнейших обществах. Ещё не разрушены.

- Безусловно! Надо сказать, культурный код – феномен сложный и многоуровневый. В зависимости от социального происхождения, от культурного уровня, от личного жизненного опыта, от этнической принадлежности бывают востребованы различные его сегменты.
В целом в рамках нашего кода к сталинской эпохе люди относятся позитивно, за исключением тех, у кого в семье были пострадавшие. Хотя и тут есть исключения – возьмите позицию того же Проханова. Личная модификация культурного кода зависит порой от нюансов судьбы. Например, от того с кем, с носителем какого кода, человек вступил в брак.

- О, как интересно! Я не думала, что тут может быть влияние, скорее помощь в устройстве унаследованных рукописей.

- Уверяю вас! Я почти пятьдесят лет в литературе. Много видел и неоднократно наблюдал, как у писателей под влиянием новой подруги жизни менялась жизненная, а, значит, и литературная позиция.

- То есть, жена меняет взгляд мужа?

- Особенно это характерно для межэтнических браков. У русских национальная идентичность и без того «волатильна», надорвана вековой дерусификацией. И в такой ситуации зыбкого равновесия «ночная кукушка» может потянуть на хорошую рождественскую индейку. Неоднократно на моей памяти такое происходило. Между прочим, предмет для серьезного исследования.⬇️
⬆️ - Ну да… Так как у нас религиозная философия отсутствует… всё подобное отсутствует…

- Я не знаток религиозной философии… Но некий императив в себе ощущаю. Например, сочиняю роман и, как беллетрист, понимаю, что для сюжета выгоднее загнать героя в ситуацию в духе Достоевского, точнее, Свидригайлова, но я этого не делаю… Срабатывает внутренний запрет. Код! Но и он меняется, конечно. Допустим, сейчас, когда одна часть русского народа вступила в войну с другой частью, сбитой с толку чуждым этнокультурным опытом, произошел взлом табу на пролитие братской крови. И это взломанное табу обязательно отразится на нашем культурном коде, как отразился такой же взлом в годы гражданской войны. Мы же до сих пор не преодолели разделения на красных и белых.

- Определение «Святая Русь» – это код или то, что мы придумали сами для себя?

- «Идеальное прошлое» - непременная составная часть любой национальной исторической мифологии, а она тоже формирует культурный код. Может быть, славянофилы искренне думали, что «исконная Русь», Московия была устроена гармоничнее. Когда-то давно…

- В допетровское время?

- Наверное, даже раньше…

- До смуты?

- До смуты и до раскола, надо полагать. Эти времена действительно воспринимается как золотой век. Но, думаю, если бы мы могли реконструировать код Святой Руси, то сильно бы удивились… Что я имею в виду? А вот что – кодекс строителя коммунизма хорошо известен, да и реальность развитого социализма тоже еще не забыта. Разница между кодексом, который писали на плакатах, и социальной явью того времени – огромная! Примерно то же самое, могу предположить, имело место и на Святой Руси. Зададимся вопросом: как, в частности, уживались тогда Православие и язычество?⬇️
⬆️ - Я думаю, оно не портило общую картину…

- Согласен. Прежний культ, поглощенный новой, более совершенной Верой, не исчезает бесследно, остается в культурном коде, обогащая его. К прошлому нельзя относиться, как к перенесенному заболеванию. За редчайшими исключениями. Я не понимаю, к примеру, стойкую неприязнь нашей Церкви к Советской власти, формировавшей некогда свою идеологию в виде «позитивистской религии». Сейчас легко ругать, а тогда… Время-то было сложное! После отречения царя посещение богослужений нижними чинами армии сократилось в 10 раз! А почему почти не вспоминают о Соборе 1918 года? Его тематика многое объясняет. Не нравилось в клире очень многим, что нашу Церковь возглавляет не Патриарх, а полковник Романов. Поправили. Потом, думаю, не раз поминали добрым словом былого помазанника. А ещё совсем не понимаю высказывания Достоевского, мол, если ты православный, значит, русский. Значит, неправославный не может называться русским? Это как? А атеисты, а староверы? Один батюшка при мне сказал недавно, что атеист не может стать героем на войне…

- Может быть, это заигрывание его перед кем-то? Думаю, он это сказал для «красного словца», и так не думал.

- Возможно… Но массовый героизм на фронте в годы Великой войны в эту концепцию как-то не вписывается… Каждый второй тогда был комсомольцем. Я хорошо знаю это поколение, так как в молодости защитил кандидатскую (диссертацию – Ред.) по фронтовой поэзии. Из писателей-фронтовиков даже к концу жизни мало кто пришел к Вере. Они так и умерли атеистами и коммунистами. Я тогда был секретарём комсомольской организации Союза писателей, и когда некому было нести гроб, звали на помощь нас. Мне звонили и говорили, Юра, поднимай комсомол! В 1970-е никаких запретов на отпевание уже не было. Поступай, как хочешь! Но батюшка на панихидах героев войны бывал нечасто. И что же, этих людей считать не русскими?⬇️
⬆️ - Достоевский, значит, лукавил…

- Полемика всегда лукава. Истина – головка сыра, которую каждый грызет со своей стороны. Другое дело, гонения на верующих… Этому оправдания нет. Да, пришла другая, позитивистская религия, новая, агрессивная вера в коммунизм, которая к предыдущему «культу» относилась так же, как христиане к язычеству, – жёстко и нетерпимо… Храмы взрывали! Да, жуть! А что, разве деревянного фаллического Перуна нельзя было оставить на днепровской круче – как артефакт? А пожилого волхва можно было не рубить топором? Видимо, нельзя… Мир после невиданных жертв Первой мировой войны вообще стал другим, патологически равнодушным к пролитию крови. Грехи советской власти надо рассматривать и в этом контексте.

- Вы имеете в виду советское время?

- Да, конечно. Но и сегодня продолжается нетерпимость… Дался им Ильич в мавзолее! Не вы положили, не вам и выносить! Это тоже предмет культа – позитивистские мощи. Коммунисты верили, что наука всесильна и может сделать плоть нетленной. Ошиблись! Их псевдо-религия рухнула, но рукотворные мощи пусть лежат на долгую историческую память. Вы же выставляете в музеях языческие символы, даже фаллические, мумии, а чего здесь стесняться?

- Опять же, если взять христиан… лежат же части святых по храмам.

- Да, как подтверждение чудес Господних. А здесь – наука. Ленин не исцеляет, но удивляет. Люди долго верили в силу разума. Ошибались? А может, и нет? Потомки решат.

- Потомки новый мир построят.

- Может быть. Сколько можно Рублевку отстраивать? Я застал строительство одного нового мира… И лучше все-таки строить новый мир, чем разрушать старый. Но если вернуться к гонениям, то бросается в глаза одна странность. Богоборческий режим, пришедший к власти в многоконфессиональной империи, решил разобраться со служителями культа. Теоретически понимаю. Но почему среди мулл, раввинов, ксёндзов, буддийских монахов и т.д. жертв единицы, а мартиролог православных священников бесконечен, к тому же, оставшиеся в живых попали на десять лет в «лишенцы». Очевидно, речь тут идет о геноциде, а не «теоциде», и механизмы этого погрома лежат явно вне программы атеистической государственности.⬇️
⬆️ - Хорошо… а касательно нашей многострадальной русской литературы? Мы, как литераторы должны об этом поговорить. Как считаете, она была? И есть ли сейчас, и будет ли? Возможно ли ее явление? Её нынешнее состояние каково? Кого вы считаете последним представителем великой русской литературы?

- Если брать титанов, наверное, это Шолохов, Леонов, Розов… Считаю, что крупнейший писатель двадцатого века – Булгаков… Если брать поэтов, Юрий Кузнецов, Владимир Соколов, Николай Рубцов… Я высоко ценю Валентина Катаева. Из него вышел весь наш постмодернизм.

- Он интересный…

- Да, он хорош, особенно как стилист… Были и другие значительные фигуры: Белов, Распутин, Астафьев, Трифонов, Проскурин, Анатолий Иванов, Дмитрий Балашов…

- А вот, например, наши модернисты?

- Я не могу их читать… Это, знаете ли, что-то вроде бреда на заданную тему. Кто их читает? По-моему, это назначенные таланты. Кухонные мифы. Наша интеллигенция любит многозначительную непонятность. Я считаю, классика – это перечитываемые произведения. Если тебя перечитывают современники, ты хороший писатель. Если следующее поколение, ты очень хороший писатель. А если даже последующие поколения, ты классик! Я сейчас беру с полки «Траву забвения» и могу читать с любой страницы. А к чтению Кима нужно приговаривать за мелкое хулиганство. Мука!

- Что это не похоже на русскую литературу совсем….

- В литературе хорошо не то, что непохоже, а то, что хочется потом перечитывать. Непохожее быстро забывается. Потом выясняется, что таких «кимов» в каждом регионе по дюжине. Есть даже «покимистей», просто они не такие уцепистые, как их «клон Анатолий». Встречаются схожие персонажи в кинематографе. Сокуров, к примеру. Вроде, давно порешили: гений, а ни один фильм до конца досмотреть невозможно. Я это называю: «назначенный талант». Кем назначен? Не обязательно властью. Часто – тусовкой. Встречаются и «самоназначенцы».⬇️
⬆️ - То есть кто-то некто работает над насаждением в умы чьего-то своего. Чтобы назначенные таланты внедрились в головы. Их же, назначенные таланты, очень мало кто понимает.

- Там и понимать нечего. Я как раз вспомнил историю со старшим Аксаковым, он, будучи молодым, озорным театралом, познакомился с масонами и, послушав их разговоры, в кураже написал пародийный трактат, навалял полную белиберду, жонглируя их терминами и символами: солнце разума встаёт, так сказать, над ущельем невежества… Там был «мастер стула», глава местной ячейки, с немецкой фамилией, и ему Аксаков из озорства отдал трактат ознакомится. Тот пришёл в восторг, мол, шедевр, будем распространять среди братьев и обсуждать. И один умный человек объяснил Аксакову, что он на краю гибели, когда правда вскроется – его просто уничтожат. Беги! Сбежал…

- Удивительно…

- Да, чистая правда! Есть и всегда была, как говорил Солженицын, «сплотка» людей, которые повязаны этой самой сакрализованной белибердой, которая для них всего-навсего код распознавания «свой-чужой». Не более. Тоже своего рода масонство… Юрий Кузнецов называл таких «шифровальщики пустот». Вот этот шифрует пустоты по-нашему, так мы его объявим большим писателем… Как Мамлеева, например. Я уверен, его почти никто не читал – ни когда он был диссидентом, ни когда стал патриотом. Но «сплотка» работает.

- Конечно, интересно, что кумиры порой сотворяются из ничего… Прочитайте, перескажите… Никто толком не скажет, о чём, потому что «ни о чём».

- Просто посмотрите на их тиражи… Триста-пятьсот экземпляров, и годами продать не могут…⬇️
⬆️ - А расскажите про разделение писателей. Вроде бы, хорошо, когда профессиональное сообщество сплочено, но у нас такое количество разных студий, союзов, междусобойчиков… Причем, одни не знают о других, другие о третьих, и писатели разделены. И мнение, например, кого-то известного может сильно изменить судьбу более «мелкого» литератора.

- Человек, живущий в литературе, не может не играть какое-то время в литературные игры и иерархии. Я тоже увлекался. Но чем раньше, плюнуть на это и отстранится, тем лучше. А мнения литературных олимпийцев, конечно, может сыграть в жизни литературного середнячка большую роль. Был такой критик Валентин Курбатов, лауреат Госпремии, между прочим. Когда он умер, на ТВ был прощальный сюжет, где долго рассказывалось, как он дружил с Астафьевым, Распутиным, Беловым, а про то, что написал, ни слова. А что говорить-то? Да, можно безбедно прожить в литературе жизнь «по дружбе». Сытно, но безрезультатно.

- То есть, если ты кого-то слушал раньше, с какого- то момента не слушать и делать своё дело. Чтобы тебя слушали.

- Прислушиваться надо к мнению тех, кого ты уважаешь за талант и мастерство. К мнению сильных литературного мира надо относиться равнодушно, хотя и среди них есть умные люди. А чтобы тебя самого слушали, надо просто говорить умно. И вся недолга.

- Как работает, например, литературное издание, освещающее сегодняшнюю обстановку в литературе? Сейчас вот востребована тематика «Русской весны», и сразу нашлись поэты, которые эпически стали воспевать Донбасс.

- Просто «сверху» спускается повестка, вроде «мягкого патриотизма», а издание эту делянку разрабатывает. Я-то донбасских поэтов печатал в ЛГ задолго до СВО. Сверху цыкали: не лезь! Лез. А хороших поэтов везде мало. Дефицит.⬇️
⬆️ - А сейчас тех поэтов уже нет, есть совсем другие.

- Хорошие стихи надо выстрадать, но без профессионализма, даже обретя эмоциональный опыт, выше «стенгазеты» не подняться. В годы Великой Отечественной войны стихописание охватило весь фронт и весь тыл. Тогда сочиняли все. Когда я искал по архивам неизвестные стихи Георгия Суворова то был поражён: всеобщая поэтическая лихорадка. В каждом номере стихи разного уровня. Иногда попадались хорошие, но чаще искренне-беспомощные. Возьмите того же Симонова. Он стал известным поэтом ещё до ухода на фронт, Сурков, Наровчатов, Коган, Майоров, Шубин, Уткин ушли воевать, будучи сложившимися поэтами. А вот Старшинов, Друнина, Межиров, Луконин, Гудзенко раскрылись на войне. Самойлов только после Победы. И эта война выдвинет несколько крупных прозаиков и поэтов, носителей кровавого опыта.

- Где- то в глубине души, мне кажется, мы заждались эпохальных взломов, чтобы они подпитали информационное пространство, литературу… Я говорю о том, что нам не хватало, наверное, какой-то эпики? Девяностые не родили ни второй «Тихий Дон», ни новые «Войну и Мир», а сейчас, как раз это носится в воздухе… Можно вполне написать нечто подобное.

- Безусловно. Эпос рождается от тектонических сдвигов истории. Вполне возможно, сейчас носят первые опыты в редакции будущие авторы нового Тёркина, «Тихого Дона», где-то склонился над ноутбуком грядущий Платонов. Возможно, но не обязательно.⬇️
⬆️ - Если это будет государство ещё как – то слышать…

- Дело не в государстве…

- А возможно, дело в мелких деятелях, которые не дают продвигать настоящую литературу. Кому-то выгодно хороших писателей не продвигать, а продвигать этих вот «середнячков» или совсем… не знаю, как их называть.

- Так и есть. «Назначенные таланты» управляемы. А настоящие дарования – нет. Вся наша премиальная система налажена именно так, чтобы своенравного автора можно было в любой момент отменить. Нет, не запретить, а именно отменить, перестав пиарить, без чего на них просто перестают обращать внимание. У меня есть большая статья на эту тему «Слово и Цифра», вышла в газете Культура…

- Это выгодно кому, редакторам?

- Редактора сегодня – технические исполнители. Не всё так просто. Мы имеем дело с мощной «сплоткой» государства в лице «Роспечати» и «Минкультуры» с либеральными корпусом критиков, литературоведов, которые входят в жюри всех этих «Больших книг» «Ясных полян»… Редактора же сознательно или по «методичке» продвигают «недолитературу», в том числе русофобскую… Это антисистема.

- Как это можно обойти?

- Кадровая революция. Другого пути нет.

- То есть, это не дело писателей?

- Нет, конечно. Это дело царёво. Эту порочную систему создало само государство, конечно, не в лице нашего Президента, он вообще-то больше спортом и музыкой интересуется, а в лице тех, кому эта сфера была поручена. А поручена она была либералам-подзападникам, которым это всё отдали на откуп ещё в 1990-е. Полная монополия. И не только в литературе отдали. В литературе-то ещё можно как-то протараниться. Тебе не нужен ни театр для постановки пьесы, ни огромные деньги для съемки фильма, а только заинтересованный издатель. Такого найти можно, хотя все сложнее. А вот в драматургии… Если при советской власти, ты не мог возглавить театр, не будучи членом КПСС (за редкими исключениями), то теперь тебя никуда не пустят, если ты не входишь в братство «шифровальщиков пустот» и не являешься членом либерального пула. Закон негласной, но тем не менее…⬇️
⬆️ - И драматургия находится в плачевном состоянии не потому, что не пишут пьесы, а потому что все худруки ставят «по мотивам». Платить драматургу не надо, искать, перелопачивать материал… А вот глава Союза Писателей России говорит, что у них нет секции драматургов, что они в них нуждаются, но собрать не могут.

- На самом деле, есть. Национальная ассоциация драматургов входит в СП РФ как автономное творческое объединение, у нас более 200 драматургов, проводим читки, конкурс «Автора на сцену», издаем альманах. Театр, правда, не дают: не либералы…

- И кроме вас никто не заинтересован в постановках современной драматургии?

- А что вы хотите, если государство на протяжении десятилетий лелеяло именно «новую драму». Серьёзной, социально-ответственной, проблемной, воспитательной драматургии просто не замечали, а если что-то долго не замечать, оно рассасывается. Так и случилось.

- То есть вербатим и формат читки… Это чужеродно для русского театра?

- Читки были всегда.

- Но в формате спектакля не было. А сейчас есть.

- Не было, и не надо. Зачем же тогда оперные певцы лезут на сцену? Могли бы и дома арии намурлыкивать. Это всё отмывка денег, ведь читку проводят как полноценный спектакль. Есть уникальные специалисты. Например, во времена Боякова во МХАТе имени Горького лекцию актрисы Высоцкой «Как я научилась складывать мусор в профильные контейнеры» провели через бухгалтерию под видом полноценной премьеры и записали в госзадание. Я не шучу! Интересный симбиоз жуликоватого прагматизма и игры в новые формы. Какой там вербатим, помилосердствуйте? В двадцатые годы царила в литературе «литзапись»? Эти все «записки старого партизана», все эти производственные пьесы, когда ходили по цехам, подслушивали и брали на карандаш… Вскоре стало понятно, что из этого ни Чехов, ни Горький не вырастет. Народ ходил на Булгакова, на «Зойкину квартиру». «Как? – возмущались, – пьеса про бордель, а народ ломится, зато на «Встречный план», прямо вынесенный из горячего цеха, хрен кого загонишь. Это имитация творчества, но она, кстати, не такая безобидная вещь, как может показаться. Она поддерживается не из любви к поиску, а чтобы не пропустить на сцену серьёзной, социально-психологической пьесы, которая влияет на умы, которая заставляет думать. Ведь Богомоловы, Угаровы, Могучие, они не влияют на умы. Это всё развлечение для испорченных людей. Почему у нас постмодернизм в литературе не прижился?

- Потому что у нас большинство людей нормальные?

- Конечно…⬇️