Пешком по Вятке
3.46K subscribers
6.12K photos
367 videos
5 files
2.85K links
Неформальный канал авторов проекта «Пешком по Вятке» Антона Касанова и Станислава Суворова, в котором, помимо информации из сферы истории и культуры, публикуется личное мнение на различные темы.

Экскурсия в Кирове: @kassano
Реклама: @Darya_Kasanova
加入频道
Еще немного про Подрелье. В 1990 г. кировское ГТРК сняло про это замечательное село документальное кино: https://www.youtube.com/watch?v=geMkugYcerk

В фильме Алексея Погребного подробно рассказывается о селе Подрелье и его святынях, о том как развивался этот древний православный (и, кстати, старообрядческий тоже) вятский центр и как Подрелье долго и мучительно умирало. На стыке XIX и XX веков на этой земле было 95 деревень, а приход Введенского храма насчитывал 7 тысяч человек. В 1990 г. Погребной бродит по руинам, по заросшим травой лугам и полям, где еще совсем недавно жило большое село. В фильме есть и оптимистичные нотки, ведь в конце 1980-х годов наши краеведы хотели сделать в Подрелье центр деревянного зодчества, музей под открытым небом, но, увы, ничего не получилось. Подрелье долго и мучительно умирает, так же как и вся наша старая Вятка.
В ожидании вагончика с хлебом у здания железнодорожной станции. Посёлок Мирный Кировской области. 1995 г.
Девушка у входа в Порошинский аэроклуб.
г. Киров. 1960-е гг.
У нас в Кирове только два театра. Увы, но Драмтеатр осиротел после того, как оттуда «ушли» худрука Константина Солдатова, чья последняя постановка «Киров. Лес» получилась очень сильной, современной с уместной долей тролинга на актуальные темы. Что будет дальше с драмтеатром пока не понятно, некоторые знакомые считают, что снова наступит время постановок пресловутых «интригующих водевилей» или чего-то такого. Юлия Тупикина как сценарист поработала над «Довлатовым» совместно с Германым-младшим, в кировском же Драмтеатре по ее пьесе «Джульетта выжила» идет спектакль, но в этом году лишь раз в три месяца, что печально, потому как постановка шикарнейшая, хочу второй раз сходить, люблю такие иронические антиутопии очень.

Что же касается «Театра на Спасской», то у меня всегда было такое ощущение, что вне зависимости от того есть у него худ рук или нет ниже своего уровня театр не опускается никогда. А уровень этот самый всегда, сколько я хожу в театр, держался на очень высокой планке. Вчера сходил на премьеру спектакля «Гудбай, Берлин!» по роману немецкого писателя Вольфганга Херрндорфа. Получилась очень качественная молодежная комедийная драма в стиле роуд-муви. Круто, что театр пытается быть современным, это меня лично радует, потому, как в консервативной провинции зачастую все новое вызывает отторжение. В спектакле же очень много видеоарта, в течение всей постановки герои снимают себя на маленькую камеру, и изображение проецируется на большой экран, это интересно. Музыка от Ромы Цепелева, причем это то самое любимое многими звучание его самого шикарного электронного проекта Illuminated Faces из конца «нулевых». Не обошлось и без влияния текущей поп-культуры, так что герои в какой-то момент устраивают рэп-батл, выглядит весьма неплохо.

В общем, такой хороший спектакль на тему взросления, поисков себя и собственных нравственных основ. Рад за театр, за то, что в наше время, когда уже начали напрямую цензурировать сферу культуры, люди стараются продвигать что-то новое, неформальное, искать подходы к современному зрителю, находить любопытные пьесы, удивлять и даже немного шокировать.
В Кирове снова найдены старинные надгробия с разрушенных большевиками вятских кладбищ: kirov-portal.ru/news/poslednie-novosti/v-kirove-vo-vremya-kommunalnyh-raskopok-obnaruzhili-starinnye-mogilnye-plity-24583/

На этот раз во время коммунальных раскопок на Комсомольской улице обнаружили старинные (вторая половина XIX века) могильные плиты. Рабочие не знают, что с ними делать, активисты толком тоже, может быть их возьмут в музей, сейчас ведутся переговоры.

Эта история совершенно страшная. Большевики уничтожили два крупных городских кладбища (Ахтырское и Иоанно-Богословское) и использовали могильные плиты для целей строительства, при возведении домов, ими укрепляли берега рек и т.д. Старожилы рассказывали, что дачники памятники с разоренных кладбищ увозили к себе на участки в садоводства и делали там из мраморных монументов тротуары. Невозможно понять, как такое вообще возможно.

Сегодня время от времени эти могильные плиты появляются, как правило при ремонтных работах. Так, в 2008 г. при строительстве ковшевого водозабора на кировских очистных сооружениях были обнаружены старинные надгробные памятники. Большинство краеведов сошлись во мнении, что находка — не что иное как привезенные в 1930-е гг. на берег Вятки надгробные плиты с Богословского кладбища, которые использовались для укрепления берега.

Прошлым летом это случилось дважды — сначала сторож института на Московской улице нашла надгробный камень, потом еще один обнаружили во дворе на Профсоюзной мы с Ксенией Фрик. Эти памятники нам удалось убрать с улицы и отдать на сохранение в один из вятских храмов. После этих историй мне написало еще несколько человек, которые видели надгробные плиты в разных частях города. Что с этим делать, никто не знает. Наверное, надо какой-то некрополь создавать, что-то подобное.

Страшная ситуация, жуткая.
Пешком по Вятке
Photo
На фотографии сложно разобрать текст, но видны фамилии. Столбовы — вятские купцы-домовладельцы, происходили из крестьян, занимались пароходным делом. Ончуковы (Анчуковы, так тоже писалось в метриках и на камне так) — слободские и сарапульские купцы, родом из посадских жителей, богатые и набожные, помогали со строительством храмов.
Виталий Удов — художник, который смотрел в будущее

В 1960-е годы главными художниками-монументалистами Кирова были Ильяс Юмагулов и Виталий Удов. Если памяти первого в фундаментальном труде «История Вятского искусства 17 – 20 веков в рассказах и лекциях для учащихся» искусствовед Н. Д. Сметанина уделила целую статью, то про Удова написано только пара строк. Несмотря на то, что именно Удов в 1960-е годы, будучи главным художником города, отвечал за эстетический облик областного центра и создал несколько десятков интересных сграффито и мозаик, тем не менее, до сих пор деятельность этого значимого деятеля искусства не стала предметом отдельного исследования. В тоже время в начале 2018 г. кировские СМИ сообщили о том, что при ремонте Авиационного техникума будет уничтожено последнее оставшееся в Кирове сграффито Удова. В текущей статье мы исследовали жизнь и творчество художника на вятской земле: https://vyatkawalks.ru/articles/vitaliy-udov-khudozhnik-kotoryy-smotrel-v-budushchee/
Дети смотрят на реку Вятку из береговой беседки в саду имени С. Халтурина.
г. Киров. 1962 – 1965 гг.
Двое в береговой ротонде сада им. Степана Халтурина (ныне — Александровский сад).
г. Киров. 1960-е гг.
Никольская церковь, именно в ней был крещен Александр Грин.
г. Слободской Вятской губернии. Начало XX в.
65 лет назад умер Сталин. Кировский историк В.А. Бердинских в 1995 г. опубликовал статью «Сталин глазами Вятских крестьян». Самое интересное в ней это записанные Виктором Аркадьевичем монологи старых вятских крестьян о Сталине. Вот несколько из них:

«Сталин был строгий, много расстреливал, особенно во время войны. Раньше боялись лишнего слова сказать. Павел Никанорыч у нас в селе был доносчик. Чуть чего - в сельсовет донесет или на собрании расскажет. Его тоже боялись. Когда Сталин умер, собрали собрание и всем сообщили почему-то шепотом: «Сталин умер! Сталин умер!». Его даже мертвого боялись. Некоторые плакали, не знали, что дальше будет, как жизнь дальше пойдет. Местной власти тоже боялись. С властями, председателями никто не ругался, не спорил, так как грозились из колхоза выбросить. А документов не давали, в город ехать нельзя. И без земли жить невозможно. Все терпели и жили как жилось».
(А.В. Лузянина, 1907 г.р.)

«Сталин? Мы были воспитаны на нем, так что с именем Сталина вставали и спать ложились. А когда он умер, то горько плакали. Но была к нему все-таки какая-то неприязнь - ведь народу столько погибло. И хотели мы верить, что он ничего не знает, что его обманывают помощники, да ведь гибли-то не десятки, а миллионы, и плач по России шел. Его нельзя не услышать. А он не слышал или не хотел услышать. Думали, а говорить боялись. Зато и дисциплина была при нем. А может, это и страх был...» (А.И. Нелюбина, 1913 г. р.)

«У любого народа был вождь, даже у диких племен, и народ всегда верил вождю. Хорошая ли была жизнь, плохая ли - верил...И мы, воспитанные в социалистическом духе, в вере в Сталина выиграли войну. Порядок на заводах, на фабриках был строгий: не опоздай, не болтай зря, ибо твой язык на руку врагам, не подрывай авторитет своего правительства. И кто выступал против - того наказывали. Сейчас называют это - репрессии...Сталина любили. К Сталину отношусь с почтением и сейчас. После Сталина никого не любили». (А .А. Кожевников, 1925 г. р.).

«Сталин для нас был вождь и учитель, всезнающий человек, в общем, был богом. Так нас учили в школе, так писала пресса, так учила партия до самой его смерти, так думал народ. Считалось, что благодаря мудрости Сталина наш народ выиграл такую войну. Как плакали люди, когда умер Сталин! Ну, думали, конец света! Прекратится Советская власть, загубят нас другие! Разве кто знал все его творения? Что внушали народу, то он и думал, куда поворачивали, туда и шел». (Л. Г. Стремоусова, 1919 г.р.)

«Понравилась мне своей яркостью красок картина «Утро», размером 30х60 см. Во весь рост, в парадном маршальском костюме, при всех наградах – Сталин. А у ног яркое солнце всходит. Развертываю я эту картину, а отец с полатей: «Смотри-ка, Сталина выше солнца подняли. При царе Николае такого не было». А ведь тогда еще мое поколение ему так верило». (А. В. Грязин, 1926 г. р.)

«Люди верили в Бога, а мы в Сталина! Везде были его портреты. Мы с этим именем росли. Он был живая икона. Нельзя сказать, что разоблачение Сталина было для меня разочарованием. Это был крах! Душа переполнилась гневом. Я даже выкинула медаль и уничтожила удостоверение!». (Ф. Ф. Губанова, 1919 г. р.)
Первые числа марта 1953 г. Траурный митинг в честь памяти Сталина у Театральной площади. г. Киров.
Вятка зимой в начале прошлого века. 15 старых фотографий

Дореволюционных фотографий Вятки сохранилось, увы, но не так уж и много. Более того, в основном те виды города, которые остались на старых фото, запечатлели канонические образы Вятки в теплое время года. Но как же выглядел губернский центр зимой? Насколько очищенными были тротуары и мосты? Насколько сильно заметены были главные городские магистрали? Для того чтобы ответить на эти вопросы мы решили найти фото города столетней давности именно в зимний период. Всего вашему вниманию 15 подобных фото с подробными комментариями о том, что на них можно увидеть. Большинство снимков сделаны самым прославленным вятским фотографом С. А. Лобовиковым.

https://vyatkawalks.ru/articles/vyatka-zimoy-v-nachale-proshlogo-veka/
Служащие и рабочие пивного завода К. О. Шнейдера (в центре снимка).г. Вятка. 1907 г.
Forwarded from Веселый кубатурщик
Недавно Антон Касанов и ряд кировских СМИ опубликовали информацию о находке двух старинных надгробий на ул. Комсомольской. Сегодня сотрудники НПЦ по охране объектов культурного наследия Кировской области совместно с краеведом, основателем музея истории Хлынова В. И. Федяевым осмотрели данные находки. Ими оказались стандартные надгробия из опоки конца XIX в. Одно из них датируется 1877 г., другое - 1848 г. (журналисты зачем-то определили их датировку XVII-XIX вв.). Надгробия были отфотографированы и перевезены в Спасский собор на временное хранение. Дальнейшую их судьбу будет решать митрополит Марк. Вероятно, их разместят около Трифонова монастыря. В любом случае, надгробия были убраны с улицы и сохранены.
Загадочный альбом. Вятка на фотографиях Джеймса Прингла

Сегодня каждое фото дореволюционной Вятки является для нас настоящей ценностью, связывающей современные поколения с прошлым города. Увы, но на самом деле снимков старой Вятки дошло до нас не так много, и что немаловажно — сделаны они были ограниченным кругом лиц. Мы смотрим на Вятку глазами Сергей Лобовикова, Петра Тихонова, Петра Репина и т.д. При этом крупные столичные фотографические экспедиции обошли наш город стороной, даже чрезвычайно энергичный мастер цветного фото С. М. Прокудин-Горский так не добрался до Вятки. Что уж говорить об иностранных фотографах с их оригинальным видением старой России. Правда, был один иноземец, который в революционный 1917 г. оказался в нашем городе и даже сделал несколько снимков. В настоящей публикации речь пойдет о Джеймсе Прингле и его спонтанной экспедиции по России, в ходе которой американец побывал в Вятке, засняв ее заметенные снегом улицы.

https://vyatkawalks.ru/articles/zagadochnyy-albom/
На «Эхе Москвы» вышла интересная передача историка Алексея Кузнецова про «Мултанское дело», которое наряду с «делом Бейлиса» является одним из самых ярких и противоречивых судебных процессов дореволюционной России (https://echo.msk.ru/programs/netak/1316052-echo/).

Для нас, вятских, безусловно, особый интерес оно вызывает и потому, что страшные события и сразу три судебных процесса в последствии развернулись вокруг случившего в Вятской губернии – в селе Старый Мултан Малмыжского уезда. 10 жителей этого села обвинялись в ритуальном убийстве – человеческом жертвоприношении языческим богам. Вся Россия следила за тем как адвокат Николай Карабчевский при помощи тщательно стенографировавшего процесс Владимира Короленко добился оправдания для несправедливо обвиненных вятских крестьян. Кузнецов не упоминает это, но Короленко, в частности, еще и заинтересовался «Мултанским делом», так как отбывал в Вятской губернии в Глазовском уезде ссылку и знал не понаслышке о жизни и быте удмуртов.
Поздравляем прекрасных дам с международным женским днем!

В связи с праздником мы решили сделать для вас подборку биографических статей о выдающихся женщинах в истории Вятки.

Августа Миклашевская: vyatkawalks.ru/wiki/avgusta-miklashevskaya-kirovskie-gastroli-vozlyublennoy-esenina/

Надежда Дурова: vyatkawalks.ru/wiki/nadezhda-durova-vyatskaya-kavalerist-devitsa/

Людмила Сталь: vyatkawalks.ru/wiki/lyudmila-stal/

Айседора Дункан: vyatkawalks.ru/wiki/aysedora-dunkan/
Девушка на мотоцикле у сквера на Театральной площади.
г. Киров. 1960-е гг.