Пешком по Вятке
3.46K subscribers
6.12K photos
366 videos
5 files
2.85K links
Неформальный канал авторов проекта «Пешком по Вятке» Антона Касанова и Станислава Суворова, в котором, помимо информации из сферы истории и культуры, публикуется личное мнение на различные темы.

Экскурсия в Кирове: @kassano
Реклама: @Darya_Kasanova
加入频道
Вид на южную часть города от кремлевского холма (в современной диспозиции — от района Вечного огня в сторону Филармонии).

На первом плане — дома по улице Монастырской набережной (ныне — Горбачева) в квартале от улицы Успенской (ныне — Урицкого) до Казанской. На первом плане по линии улицы Набережной справа на снимке видны два больших каменных здания — дом Окулова (ул. Казанская, 52) и дом Филиппова (ул. Горбачева, 16), сохранившиеся по сей день.

Слева на снимке видны часть северо-западной башни Успенского Трифонова монастыря и часть Александро-Невского собора, чуть правее от собора выделяется доходный дом Сычугова на ул. Казанской (ныне — гостиница «Губернская»). В центре — Донская (Стефановская церковь). Справа видны башня особняка Булычева и каланча пожарной части на ул. Царевской (ныне — Свободы).

г. Вятка. 1911 – 1917 гг.
Год назад не стало кандидата архитектуры, члена Союза архитекторов России, педагога, просветителя и патриота Вятки Людмилы Борисовны Безверховой.

Людмила Безверхова родилась 14 февраля 1950 года. Окончила Московский архитектурный институт (МАРХИ), факультет Градостроительства. Дипломный проект выполнила на тему: «Реконструкция исторического центра города Кирова». С 1973 года работала в Вятском государственном университете, где преподавала курс «Архитектура». Помимо педагогической деятельности Людмила Борисовна активно участвовала в общественной жизни Кирова и Кировской области, занималась просвещением и градозащитой.

Представляем Вашему вниманию, записанные в 2010 г. для фильма «Вятка. Письма из провинции», монологи Людмилы Борисовны о своих родителях, детстве, любви к архитектуре и старой Вятке, воспоминания о первых впечатлениях о Кирове и мысли о судьбе творчества архитектора И. А. Чарушина.
12-метровая ледяная скульптура ракеты с космонавтом на Театральной площади. Авторы скульптуры: Вадим Рязанцевым и Фаина Шпак. На втором плане — Дом Советов.

г. Киров. 1963 г.
Нашел в Государственном архиве «Билет на свободное проживание в Российской империи сроком на один год» немецкого пивовара Карл-Отто Шнейдера. В 1903 г. он основал в Вятке пивоваренный завод, известный сейчас как «Вятич». Для проживания в России Шнейдеру приходилось просить в канцелярии губернатора вот такой документ, фактически аналог «Вида на жительства».

Интересно, что здесь указан рост Шнейдера 2 аршина 4 вершка, то есть 160 см. Внизу обозначен родной город пивовара — Эллингсхаузен. Размашистая подпись рядом принадлежит вице-губернатору Дмитрию Григорьеву.
А вот как выглядела размашистая подпись самого Шнейдера видно на его Прошении о выдаче загранпаспорта.
На Театральной площади во время новогодних гуляний.

Январь 1998 г. Фото: Алексей Лихачёв
Сколько раз Александр I побывал в Вятке?

23 декабря 1777 г. родился император Александр I. Он единственный из всех русских императоров совершил официальный визит в Вятку, который длился с 8-го по 11 октября 1824 г. Наш Троицкий кафедральный собор Александр I назвал третьим в государстве, а Вятку характеризовал словами «очень красивый город — походит на Ярославль в малом виде».

В честь приезда монарха в городе был построен Александро-Невский собор и заложен Александровский сад. Еще одним последствием визита Александра стало то, что губернатор П. М. Добринский и многие вятские чиновники были отправлены в отставку вследствие многочисленных злоупотреблений в системе местного самоуправления и выявленных сенатской ревизией фактов коррупции.

Часть вятских краеведов также считает, что был и еще один, на этот раз «неофициальный» визит Александра в Вятку. В 2010 г. вышел фильм режиссера Алексея Фоминых «Тайны старой Вятки. Император Александр I», посвященный одному из самых мистических событий российской истории — «жизни после смерти» императора Александра I. По официальной версии он умер 19 ноября 1825 года в Таганроге в возрасте 47 лет. Скоропостижная смерть императора, ранее почти никогда не болевшего, породила в народе массу слухов.

В частности, появилась и ныне популярная легенда, что Александр искусно инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Алексей Фоминых, ссылаясь на сведения легенды вятского краеведения Анатолия Тинского, рассказывает в фильме, что есть основания считать, будто, император долгое время мог инкогнито скрываться… именно в Вятке в небольшом доме на улице Спасской. К сожалению, в советский период это здание было уничтожено, а версия о «посмертной жизни» Александра в Вятке так и остается спорной в местной историографии.
Ученики Чепецкой средней школы в костюмах героев произведений А. С. Пушкина на новогоднем маскараде.

Кировская область. 1937 г.
Горка с ледяной скульптурой «Волька и Старик Хоттабыч на ковре-самолёте».

Сверху горки стоит скульптор Фаина Шпак, далее — форматоры (они возводили горку): рядом со Шпак (четвёртый слева) Василий Мартынов, третий справа — Юрий Исупов, крайний справа (с сигаретой) — скульптор Валентин Росляков.

г. Киров. Зима 1959 – 1960 гг.

Фото: Александр Карпов
23 декабря 1977 года состоялось торжественное открытие нового здания кировского цирка.

Сюжет киножурнала «Советский Урал» запечатлел самое первое представление в кировском цирке. Это было чрезвычайно радостное событие для города, ведь сооружение цирка шло долгих 8 лет с помощью многих предприятий области, в качестве рабочей силы привлекались даже заключенные.

В сюжете мы видим самую первую развлекательную программу на арене цирка. Всего в ней было 14 номеров, их наблюдатели те люди, кто строил цирк. Киножурнал запечатлел радостные лица кировчан 70-х годов прошлого века, наблюдавших за номерами акробатов и хождением по кругу медведя.

https://youtu.be/vyQ0d00mDi4
В Вятских Полянах попытались возродить легендарного богатыря.
Режиссер Сергей Зиновьев и команда компании IMLIGHT сняли фильм про директора Большого театра Владимира Урина. Мне было интересно в первую очередь потому, что большая часть ленты посвящена воспоминаниям Урина о жизни в Кирове в 1960-70-е годы. Его послевоенное детство, попытки стать артистом, директорство в Театре юного зрителя, творческая среда города тех лет.

На курсе в актерском отделении в кировском училище искусств Урину преподавали легендарные актеры Драмтеатра Дмитрий Дросси и Феодосия Дембицкая (о них тоже есть хороший фильм). Оказывается, свой досуг Урин делил с семьей писателя Бориса Порфирьева. Его сын вспоминает, что для нескольких семей у них была «общая кошка» по имени «Синоптик». Между прочим Юрий Порфирьев упоминает пленных немцев, памятник Сталину в сквере напротив кинотеатра «Октябрь», популярные формы детского досуга и т.д.

В общем очень любопытно, так же как и фильм этих же авторов про судьбу Николая Липатникова.
Фотографию упомянутого в фильме сквера на улице Карла Маркса с памятником И. В. Сталину рядом с домом № 86 мне несколько лет назад подарил уважаемый Василий Васильевич Зонов. На этом фото начало 1960-х гг. его брат сфотографировался рядом с памятником.
23 декабря исполнилось 45 лет кировской Диораме

Сохранился сюжет киножурнала «Советский Урал» Свердловской киностудии о торжественном открытии 23 декабря 1977 года музейно-выставочного комплекса «Диорама» в Кирове.

Диорама — полукруглое в плане здание, западный фасад которого представляет собой усеченный цилиндр, а парадный восточный фасад — развернутое знамя, на котором выбиты слова «Великому Октябрю» и барельеф с изображением солдата, матроса и рабочего. Автор барельефа — один из ведущих скульпторов студии имени М. Б. Грекова, заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Сонин.

Кировская «Диорама» для своего времени была очень интересным и необычным объектом, труды творческой группы были оценены по заслугам на высоком уровне: в 1981 г. за архитектурно-художественное решение Диорамы архитектору Павлову, скульптору Сонину, художнику Соломину была присуждена Государственная премия РСФСР.

В сюжете можно увидеть создателей полотна «Установление Советской власти в Вятке» — художников-мастеров батальной живописи Интезарова и Соломина.
Здание Диорамы на советских открытках 1980-х годов. Интересна гипотеза историка архитекторы Айрата Багаутдинова, что само здание Диорамы, вероятно, было спроектировано архитектором Павловым под влиянием одной из самых необычных построек Ле Корбюзье — Капеллы Notre Dame du Haut. Сходство очевидно.