15 ноября 1932 года в Казанском Соборе города Ленинграда был открыт Государственный музей истории религии и атеизма. Газеты тогда писали, что в его коллекциях были собраны экспонаты по истории религий от древнейших времён до наших дней, в экспозиции представлена эволюция религиозных верований от самых ранних форм до современности. Сам собор в январе 1932 года был закрыт, с купола собора сняли крест и на его место установили позолоченный шар со шпилем.
Малоизвестно, но в 1930-е гг. в Вятке тоже был свой музей атеизма, причем, точно также, как и в Ленинграде, он находился в храме. После массовых закрытий и уничтожения церквей в 30-е гг. XX в. до революции принадлежавший старообрядцам-единоверцам Свято-Серафимовский собор остался единственным действующим храмом в городе Кирове. До 1962 г. вторым работающим храмом был Феодоровский (Романовский), но он был взорван в период борьбы Хрущева с религией.
В 1939 – 1942 гг. Серафимовский храм был закрыт и превращен в музей атеизма, а после — в хранилище музейных экспонатов. Однако в период Великой Отечественной войны (в 1942 г.) храм снова был открыт и долгие годы советской власти был фактически единственным действующим на территории полумиллионного Кирова.
Сегодня мы довольно мало знаем о том, как именно строилась работа в этом музее атеизма. После 1942 г. Свято-Серафимовский собор стал кафедральным, именно отсюда отправлялись паломники в первые разрешенные Великорецкие крестные ходы в конце 1980-х гг. В 1990 г. кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря. В настоящее время Свято-Серафимовский собор является действующим. Практика же открытия в храмах «музеев атеизма» осталась характерным эпизодом антирелигиозных кампаний 1930-х годов.
Малоизвестно, но в 1930-е гг. в Вятке тоже был свой музей атеизма, причем, точно также, как и в Ленинграде, он находился в храме. После массовых закрытий и уничтожения церквей в 30-е гг. XX в. до революции принадлежавший старообрядцам-единоверцам Свято-Серафимовский собор остался единственным действующим храмом в городе Кирове. До 1962 г. вторым работающим храмом был Феодоровский (Романовский), но он был взорван в период борьбы Хрущева с религией.
В 1939 – 1942 гг. Серафимовский храм был закрыт и превращен в музей атеизма, а после — в хранилище музейных экспонатов. Однако в период Великой Отечественной войны (в 1942 г.) храм снова был открыт и долгие годы советской власти был фактически единственным действующим на территории полумиллионного Кирова.
Сегодня мы довольно мало знаем о том, как именно строилась работа в этом музее атеизма. После 1942 г. Свято-Серафимовский собор стал кафедральным, именно отсюда отправлялись паломники в первые разрешенные Великорецкие крестные ходы в конце 1980-х гг. В 1990 г. кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря. В настоящее время Свято-Серафимовский собор является действующим. Практика же открытия в храмах «музеев атеизма» осталась характерным эпизодом антирелигиозных кампаний 1930-х годов.
Пешком по Вятке
Свято-Серафимовский собор
18 октября 1907 года состоялось освящение Свято-Серафимовской единоверческой церкви г. Вятки епископом Вятским и Слободским Филаретом. В честь памятной даты вспоминаем об истории одного из самых значимых вятских храмов.
Свято-Серафимовский собор. 2016…
Свято-Серафимовский собор. 2016…
Также интересно сравнить цветовую гамму некоторых элементов экстерьера храма. Первые два снимка сделаны в 1986 г., третий и четвертый фотографом Сергеем Понамаревым в наше время.
Самая ранняя цветная видеозапись внешнего облика Свято-Серафимовского собора датирована лишь 1992 годом. Тогда здесь прошли съемки д/ф «Вятская похвала» — одного из первых фильмов, снятых о прошлом и настоящем возрожденного Великорецкого крестного хода. Любопытны записи монологов Архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа, писателя Владимира Крупина (он раз дает комментарии у Свято-Серафимовского собора) и простых вятских бабушек, которые рассказывают, зачем год от года идут в крестный ход.
YouTube
Фильм «Вятская похвала» (1992 г.)
Один из первых фильмов, снятых о прошлом и настоящем возрожденного Великорецкого крестного хода. Любопытны записи монологов Архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа, писателя Владимира Крупина и простых вятских бабушек, которые рассказывают, зачем год…
16 ноября 2018 г. трагически ушёл из жизни поэт Андрей Жигалин
Андрей Жигалин был удивительно добрым и светлым человеком. Он родился в якутской Усть-Нере, но почти всю жизнь провел в Вятке и очень любил наш город и его жителей. Андрей всегда поддерживал наш проект и радовал людей чтением стихов прямо на улицах Кирова, делая это в своей, уникальной, душевной и одновременной экспрессивной манере. 16 ноября 2018 года Андрей прочел свои стихи последний раз.
На кадрах хроники вы можете увидеть, как летом 2015 года Андрей Жигалин читает стихотворение Николая Заболоцкого «Лицо коня» на прогулке «Пешком по Вятке» по улице Казанской.
Андрей Жигалин был удивительно добрым и светлым человеком. Он родился в якутской Усть-Нере, но почти всю жизнь провел в Вятке и очень любил наш город и его жителей. Андрей всегда поддерживал наш проект и радовал людей чтением стихов прямо на улицах Кирова, делая это в своей, уникальной, душевной и одновременной экспрессивной манере. 16 ноября 2018 года Андрей прочел свои стихи последний раз.
На кадрах хроники вы можете увидеть, как летом 2015 года Андрей Жигалин читает стихотворение Николая Заболоцкого «Лицо коня» на прогулке «Пешком по Вятке» по улице Казанской.
YouTube
Поэт Андрей Жигалин читает стихотворение Николая Заболоцкого «Лицо коня» (лето 2015 г.)
Вид на Покровскую церковь, слева — корпуса гостинного двора (Московская ул., д. 4) и Спасский собор, справа вдали видна Донская церковь.
Покровская церковь располагалась на юго-восточном углу перекрёстка улиц Московской и Вознесенской (ныне ул. Ленина). Храм был построен в 1709 году артелью Ивана Никонова, в 1936 г. — уничтожен во время атеистической кампании, после этого на месте церкви был разбит сквер с фонтаном. В 2015 г. в нем был установлен памятник святому Трифону Вятскому.
г. Вятка. 1890 –1903 гг. Фото: С. А. Лобовиков.
Покровская церковь располагалась на юго-восточном углу перекрёстка улиц Московской и Вознесенской (ныне ул. Ленина). Храм был построен в 1709 году артелью Ивана Никонова, в 1936 г. — уничтожен во время атеистической кампании, после этого на месте церкви был разбит сквер с фонтаном. В 2015 г. в нем был установлен памятник святому Трифону Вятскому.
г. Вятка. 1890 –1903 гг. Фото: С. А. Лобовиков.
В Успенском Трифоновом монастыре. На втором плане — Успенский собор, на первом —Благовещенская церковь.
Благовещенский храм являлся вторым по размеру в монастыре. Каменная Благовещенская церковь была построена в 1728 г., располагалась к югу от Успенского собора. На снимке также видно монастырское кладбище. В советское время в здании Благовещенской церкви помещался бараночно-сухарный комбинат. В настоящий момент идут работы по восстановлению храма.
г. Вятка. 1900 — 1917 гг.
Благовещенский храм являлся вторым по размеру в монастыре. Каменная Благовещенская церковь была построена в 1728 г., располагалась к югу от Успенского собора. На снимке также видно монастырское кладбище. В советское время в здании Благовещенской церкви помещался бараночно-сухарный комбинат. В настоящий момент идут работы по восстановлению храма.
г. Вятка. 1900 — 1917 гг.
Вид на Владимирскую церковь, 1900-е гг.
Строительство Владимирской церкви относится еще к началу XVIII в. Храм возводился достаточно долго, проблема заключалась в том, что в 1707 г., когда началось строительство, большое число мастеров-каменщиков было привлечено к формированию облика новой столицы — Санкт-Петербурга. Строительство Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г.
С храмом были связаны судьбы многих известных вятчан и гостей города. Прихожанами церкви были Васнецовы, жившие неподалеку на Никитской улице, вятский художник Н. Н. Хохряков, чей дом находился поблизости, в Копанском переулке. Во Владимирском храме крестили своих детей губернский архитектор И. Д. Дюссар де Невиль и ученый-селекционер Н. В. Рудницкий, венчался в 1895 г. отец писателя Александра Грина Стефан Гриневский.
В 1936 г. горсовет поручил «Кирстройтресту» уничтожение храма. Кирпичи Владимирской церкви пошли на строительство кинотеатра «Октябрь», возведенного частично на ее территории.
Строительство Владимирской церкви относится еще к началу XVIII в. Храм возводился достаточно долго, проблема заключалась в том, что в 1707 г., когда началось строительство, большое число мастеров-каменщиков было привлечено к формированию облика новой столицы — Санкт-Петербурга. Строительство Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г.
С храмом были связаны судьбы многих известных вятчан и гостей города. Прихожанами церкви были Васнецовы, жившие неподалеку на Никитской улице, вятский художник Н. Н. Хохряков, чей дом находился поблизости, в Копанском переулке. Во Владимирском храме крестили своих детей губернский архитектор И. Д. Дюссар де Невиль и ученый-селекционер Н. В. Рудницкий, венчался в 1895 г. отец писателя Александра Грина Стефан Гриневский.
В 1936 г. горсовет поручил «Кирстройтресту» уничтожение храма. Кирпичи Владимирской церкви пошли на строительство кинотеатра «Октябрь», возведенного частично на ее территории.
Корпус сельскохозяйственно-технического училища имени императора Александра II (современный адрес — Октябрьский проспект, д. 125).
Главный корпус училища построен в 1902 –1904 гг. по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина. Здесь имелись просторный актовый зал, библиотека, девять аудиторий, четыре лаборатории, 13 кабинетов, два класса ремесленной школы, столярная и слесарная мастерские, в актовом зале проводились открытые лекции, музыкальные вечера, выпускные балы. На аттиках (декоративных стенках над карнизом) помещались вывеска с названием учебного заведения и годы постройки здания (1902 – 1904). Это единственное из сохранившихся дореволюционных зданий, где на фасаде видны сразу две даты. Сегодня в бывшем корпусе училища располагаются офисные помещения.
г. Вятка. 1904 г.
Главный корпус училища построен в 1902 –1904 гг. по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина. Здесь имелись просторный актовый зал, библиотека, девять аудиторий, четыре лаборатории, 13 кабинетов, два класса ремесленной школы, столярная и слесарная мастерские, в актовом зале проводились открытые лекции, музыкальные вечера, выпускные балы. На аттиках (декоративных стенках над карнизом) помещались вывеска с названием учебного заведения и годы постройки здания (1902 – 1904). Это единственное из сохранившихся дореволюционных зданий, где на фасаде видны сразу две даты. Сегодня в бывшем корпусе училища располагаются офисные помещения.
г. Вятка. 1904 г.
18 ноября — день памяти Николая Липатникова
Сегодня исполнилось бы 74 года Николаю Липатникову (1947 – 2020) — второму секретарю Кировского горкома КПСС (1985 – 1989 гг.), председателю Кировского Совета народных депутатов (1989 – 1993 гг.), основателю и президенту Вятской торгово-промышленной палаты.
Режиссер Сергей Зиновьев выложил очень интересный, душевный и качественный фильм о судьбе и жизни Николая Липатникова с большим количеством старых фото, хроники, комментариев друзей Николая Михайловича. Видео сделано командой осенью прекратившего эфир некогда самого топового кировского телеканала «ГрандТВ».
Лента рисует Липатникова разносторонней личностью. Те, кто близко знал его, рассказывают, что он увлекался альпинизмом, футболом, поэзией, строительством, умел многое мастерить своими руками, любил природу, культуру, искусство, обладал уникальными коммуникативными навыками.
Также любопытно, что комментируя поведение Липатникова во время путча ГКЧП 1991 г. многие отмечают, что из всей политической элиты Кирова лишь один Николай Михайлович открыто и на митинге выступил против группировки Янаева. Ранее недоступную запись речи Липатникова перед кировчанами 20 августа 1991 г. в прошлом году опубликовала журналист Оксана Романова, это стоит посмотреть.
Сегодня исполнилось бы 74 года Николаю Липатникову (1947 – 2020) — второму секретарю Кировского горкома КПСС (1985 – 1989 гг.), председателю Кировского Совета народных депутатов (1989 – 1993 гг.), основателю и президенту Вятской торгово-промышленной палаты.
Режиссер Сергей Зиновьев выложил очень интересный, душевный и качественный фильм о судьбе и жизни Николая Липатникова с большим количеством старых фото, хроники, комментариев друзей Николая Михайловича. Видео сделано командой осенью прекратившего эфир некогда самого топового кировского телеканала «ГрандТВ».
Лента рисует Липатникова разносторонней личностью. Те, кто близко знал его, рассказывают, что он увлекался альпинизмом, футболом, поэзией, строительством, умел многое мастерить своими руками, любил природу, культуру, искусство, обладал уникальными коммуникативными навыками.
Также любопытно, что комментируя поведение Липатникова во время путча ГКЧП 1991 г. многие отмечают, что из всей политической элиты Кирова лишь один Николай Михайлович открыто и на митинге выступил против группировки Янаева. Ранее недоступную запись речи Липатникова перед кировчанами 20 августа 1991 г. в прошлом году опубликовала журналист Оксана Романова, это стоит посмотреть.
YouTube
Life-Shore Memories. Nikolay Lipatnikov. Postscriptum.
Николай ЛИПАТНИКОВ. Берега жизни / Документальный фильм / 2021
Работники завода № 32 («Авитек») и члены их семей играют в городки в микрорайоне «Филейка». На втором фото дом № 4 по Ленинградской улице в строительных лесах.
г. Киров. Начало 1950-х годов.
г. Киров. Начало 1950-х годов.
Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова с 30 ноября по 4 декабря проводит фестиваль науки «Кстати». В нашем городе подобного масштаба просветительских мероприятий не было уже очень давно.
Участвует очень много интересных спикеров, например, в Киров с лекциями приедет антрополог Станислав Дробышевский, научный журналист, нейробиолог Ася Казанцева, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера « Григорий Тарасевич и другие.
Меня также пригласили поучаствовать в фестивале, поэтому — 2 декабря в 15-00 в «Инженериуме» состоится Public Talk на «Кто мы: вятская идентичность». Всю программу целом можно посмотреть на сайте фестиваля.
Участвует очень много интересных спикеров, например, в Киров с лекциями приедет антрополог Станислав Дробышевский, научный журналист, нейробиолог Ася Казанцева, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера « Григорий Тарасевич и другие.
Меня также пригласили поучаствовать в фестивале, поэтому — 2 декабря в 15-00 в «Инженериуме» состоится Public Talk на «Кто мы: вятская идентичность». Всю программу целом можно посмотреть на сайте фестиваля.