Пешком по Вятке
3.49K subscribers
6.2K photos
386 videos
5 files
2.88K links
Неформальный канал авторов проекта «Пешком по Вятке» Антона Касанова и Станислава Суворова, в котором, помимо информации из сферы истории и культуры, публикуется личное мнение на различные темы.

Экскурсия в Кирове: @kassano
Реклама: @Darya_Kasanova
加入频道
Дом на улице Коммунистической (ныне — Орловская, 18), где в апреле — августе 1919 гг. жил Василий Блюхер. 1970-е гг. и 14 ноября 2021 г
Мемориальная доска на доме (Орловская, 18), где в апреле — августе 1919 гг. жил Василий Блюхер. В наше время этой доски уже давно нет, то ли украли, то ли сломали. Фото 1970-х гг.
Василий Блюхер. 1919 г. Фото: Журнал «Прожектор»
Вид на Успенский собор Трифонова монастыря сквозь арку в стене между домами по Динамовскому проезду № 26 и 28.

г. Киров. Март 1991 г. Фото: Алексей Лихачёв
15 ноября — день памяти знаменитого советского актера театра и кино Льва Борисова (1933 — 2011). Десять лет назад Лев Иванович умер в реанимации Боткинской больницы из-за перенесённого инсульта.

Харизматичный и яркий Лев Борисов дебютировал в кино еще середине 1950-х годов в роли десятиклассника в фильме «Аттестат зрелости». Затем были роли в фильмах «Высота», «Баллада о солдате», «Верные сердца», «Судьба человека», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «И снова Анискин», «Вы чьё, старичьё?». В 1990-е гг. Борисов стал широко известен благодаря фильмам «Облако рай» и «Ширли‑мырли», а настоящая популярность пришла к нему после роли обаятельного криминального авторитета «Антибиотика» в культовом сериале «Бандитский Петербург».

Одна из ролей Борисова связывает его с нашим городом. Именно в Кирове в конце 1980-х годов снимался фильм «Торможение в небесах» (1989 г.). По сюжету в областной центр приезжает Михаил Горбачев, который проводит пленум вместе с местными чиновниками. Когда высокого ранга номенклатура покидает зал заседаний 1-й секретарь обкома начинает «разбор полетов» с публикой, в том числе речь идет о коррупции и халатности, экологических и инфраструктурных проблемах, которые не решаются. Все это случайно снимают московские телевизионщики и тут же увозят пленку в Москву на самолете, собираясь разоблачить чиновников.

Узнав об этом руководитель области приходит в ярость, начальники остаются на ночь в обкоме и делают все, что развернуть самолет и заткнуть рот журналистам. В фильме старая (Брежневская) номенклатура показана как некий преступный мафиозный клан, который привык к роскошной жизни и бесконтрольно властвуя не собирается «перестраиваться» вместе со страной. Собственно само название кино отсылает к горбачевскому лозунгу ускорения, которое тормозится на местах.

Один из главных героев картины — массивный кировский Дом Советов. Среди его обитателей —влиятельный областной чиновник Николай Иванович Езепов, которого и сыграл Лев Борисов. Езепов в борьбе против журналистов использует все легальные и нелегальные приемы. Технично «соблазнив» пилота номенклатурными благами и всевозможными обещаниями он добивается возвращения самолета обратно в областной центр. В каком-то роде образ Борисова в этой роли даже похож на его Антибиотика, явившегося через 10 лет.
15 ноября 1932 года в Казанском Соборе города Ленинграда был открыт Государственный музей истории религии и атеизма. Газеты тогда писали, что в его коллекциях были собраны экспонаты по истории религий от древнейших времён до наших дней, в экспозиции представлена эволюция религиозных верований от самых ранних форм до современности. Сам собор в январе 1932 года был закрыт, с купола собора сняли крест и на его место установили позолоченный шар со шпилем.

Малоизвестно, но в 1930-е гг. в Вятке тоже был свой музей атеизма, причем, точно также, как и в Ленинграде, он находился в храме. После массовых закрытий и уничтожения церквей в 30-е гг. XX в. до революции принадлежавший старообрядцам-единоверцам Свято-Серафимовский собор остался единственным действующим храмом в городе Кирове. До 1962 г. вторым работающим храмом был Феодоровский (Романовский), но он был взорван в период борьбы Хрущева с религией.

В 1939 – 1942 гг. Серафимовский храм был закрыт и превращен в музей атеизма, а после — в хранилище музейных экспонатов. Однако в период Великой Отечественной войны (в 1942 г.) храм снова был открыт и долгие годы советской власти был фактически единственным действующим на территории полумиллионного Кирова.

Сегодня мы довольно мало знаем о том, как именно строилась работа в этом музее атеизма. После 1942 г. Свято-Серафимовский собор стал кафедральным, именно отсюда отправлялись паломники в первые разрешенные Великорецкие крестные ходы в конце 1980-х гг. В 1990 г. кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря. В настоящее время Свято-Серафимовский собор является действующим. Практика же открытия в храмах «музеев атеизма» осталась характерным эпизодом антирелигиозных кампаний 1930-х годов.
Святосерафимовский собор. 1910 гг. и 2021 г.
Также интересно сравнить цветовую гамму некоторых элементов экстерьера храма. Первые два снимка сделаны в 1986 г., третий и четвертый фотографом Сергеем Понамаревым в наше время.
Самая ранняя цветная видеозапись внешнего облика Свято-Серафимовского собора датирована лишь 1992 годом. Тогда здесь прошли съемки д/ф «Вятская похвала» — одного из первых фильмов, снятых о прошлом и настоящем возрожденного Великорецкого крестного хода. Любопытны записи монологов Архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа, писателя Владимира Крупина (он раз дает комментарии у Свято-Серафимовского собора) и простых вятских бабушек, которые рассказывают, зачем год от года идут в крестный ход.
16 ноября 2018 г. трагически ушёл из жизни поэт Андрей Жигалин

Андрей Жигалин был удивительно добрым и светлым человеком. Он родился в якутской Усть-Нере, но почти всю жизнь провел в Вятке и очень любил наш город и его жителей. Андрей всегда поддерживал наш проект и радовал людей чтением стихов прямо на улицах Кирова, делая это в своей, уникальной, душевной и одновременной экспрессивной манере. 16 ноября 2018 года Андрей прочел свои стихи последний раз.

На кадрах хроники вы можете увидеть, как летом 2015 года Андрей Жигалин читает стихотворение Николая Заболоцкого «Лицо коня» на прогулке «Пешком по Вятке» по улице Казанской.
Построение на плацу учащихся вятских пехотных командных курсов.

На заднем плане — корпус вятского духовного училища с домовой церковью во имя святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови (современный адрес — ул. Урицкого, 36/1, корпус ВГСХА).

г. Вятка. 1919 г.
Вид на Покровскую церковь, слева — корпуса гостинного двора (Московская ул., д. 4) и Спасский собор, справа вдали видна Донская церковь.

Покровская церковь располагалась на юго-восточном углу перекрёстка улиц Московской и Вознесенской (ныне ул. Ленина). Храм был построен в 1709 году артелью Ивана Никонова, в 1936 г. — уничтожен во время атеистической кампании, после этого на месте церкви был разбит сквер с фонтаном. В 2015 г. в нем был установлен памятник святому Трифону Вятскому.

г. Вятка. 1890 –1903 гг. Фото: С. А. Лобовиков.
В Успенском Трифоновом монастыре. На втором плане — Успенский собор, на первом —Благовещенская церковь.

Благовещенский храм являлся вторым по размеру в монастыре. Каменная Благовещенская церковь была построена в 1728 г., располагалась к югу от Успенского собора. На снимке также видно монастырское кладбище. В советское время в здании Благовещенской церкви помещался бараночно-сухарный комбинат. В настоящий момент идут работы по восстановлению храма.

г. Вятка. 1900 — 1917 гг.
Вид на Владимирскую церковь, 1900-е гг.

Строительство Владимирской церкви относится еще к началу XVIII в. Храм возводился достаточно долго, проблема заключалась в том, что в 1707 г., когда началось строительство, большое число мастеров-каменщиков было привлечено к формированию облика новой столицы — Санкт-Петербурга. Строительство Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г.

С храмом были связаны судьбы многих известных вятчан и гостей города. Прихожанами церкви были Васнецовы, жившие неподалеку на Никитской улице, вятский художник Н. Н. Хохряков, чей дом находился поблизости, в Копанском переулке. Во Владимирском храме крестили своих детей губернский архитектор И. Д. Дюссар де Невиль и ученый-селекционер Н. В. Рудницкий, венчался в 1895 г. отец писателя Александра Грина Стефан Гриневский.

В 1936 г. горсовет поручил «Кирстройтресту» уничтожение храма. Кирпичи Владимирской церкви пошли на строительство кинотеатра «Октябрь», возведенного частично на ее территории.
Корпус сельскохозяйственно-технического училища имени императора Александра II (современный адрес — Октябрьский проспект, д. 125).

Главный корпус училища построен в 1902 –1904 гг. по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина. Здесь имелись просторный актовый зал, библиотека, девять аудиторий, четыре лаборатории, 13 кабинетов, два класса ремесленной школы, столярная и слесарная мастерские, в актовом зале проводились открытые лекции, музыкальные вечера, выпускные балы. На аттиках (декоративных стенках над карнизом) помещались вывеска с названием учебного заведения и годы постройки здания (1902 – 1904). Это единственное из сохранившихся дореволюционных зданий, где на фасаде видны сразу две даты. Сегодня в бывшем корпусе училища располагаются офисные помещения.

г. Вятка. 1904 г.