Все о предках
1.82K subscribers
2.28K photos
2 links
О бытовой истории наших предков
加入频道
Финифть: огненное письмо

“Это финифть,” - говорила мама, надевая сережки и кольцо с нарисованными нежными цветами. Помню, как в детстве завораживало меня это название. Оно как будто пришло из сказки. Цветочки и завитушки на эмали выглядели очень хрупкими. Позже я узнала, что финифть - самая долговечная из технологий изобразительного искусства и время ей нипочем.

Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько ярко она выглядела. Технология создания финифти зародилась в Х веке в Византии, в XVII веке ее  усовершенствовали во Франции, и с тех пор она не изменилась.

Сначала мастер вырезал пластину из листа металла, добивался идеально ровной формы, посыпал размолотым стеклянным порошком и отправлял в печь. Так получалась гладкая белая поверхность. Потом на ней тонкой кистью создавался рисунок. Каждый слой краски закаляли в печи при температуре 700-800 градусов. Таких обжигов требовалось от 3 до 7.
Материалы для создания финифти стоили дорого. Производство украшений было тяжелым и опасным для здоровья, ведь в красках содержался свинец. Чтобы получить эмалевые краски, мастерам нужно было дробить слитки в специальных ступах.

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века. Мастера создавали ювелирные изделия, предметы быта. Главным заказчиком долгое время оставалась церковь -  эмалевые миниатюры украшали иконы и одежду священнослужителей, небольшие образы святых любили увозить с собой паломники на память.

В XVIII веке самой популярной стала ростовская финифть, хотя промысел процветал и в других городах: Нижнем Новгороде, Костроме, Угличе, Вологде, Москве. В Академии художеств в Петербурге создали класс “живописи по финифти”, где обучали будущих художников. Ростовская финифть стала известна и за пределами страны, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями.

В 1920-30 годы на финифти появились серп и молот, пятиконечная звезда, лозунги и портреты партийных руководителей. В 1960-70-е  на эмали изображали Гагарина, знаменитых поэтов и писателей. Женщины охотно покупали изящные украшения с финифтью - во времена СССР их надевали в театр или на торжественные мероприятия.

Поделитесь, в вашей семье были украшения из финифти?
“Баба, я стирать собралась! Сними с себя все, оно быстро высохнет и наденешь снова”, – крикнула Маша бабушке. Мамы в живых уже не было, и в то лето они с сестрой Олей крутились по хозяйству сами. Хозяйство было бедное - даже переодеть было нечего, пока белье сохнет.

Бабушка расплакалась от обиды: “Вы думаете, мы всегда так жили, как сейчас живем? Мои родители из купцов были! Я на балы ходила в белых платьях, за мной еще “хвосты” эти – шлейфы носили”.

Когда заказчики родословных книг рассказывают о своей семье, с каждым из них я словно оказываюсь в другом месте и времени. Я не просто записываю рассказы и ищу документы о предках. За фактами, документами и историческими событиями я всегда стараюсь разглядеть послание, которое предки передали потомкам.

Вот в 1935 году на бричке, запряженной коровами, семья с тремя детьми полгода перебирается из своего села в Павлодар. Трудный, долгий переезд, в котором заболевает старшая дочь. Ее оставляют у каких-то знакомых, обещая вскоре забрать.
Но начинается война, рождаются дети. А в 1945 году умирает мать  - и за старшей дочкой так никто и не приезжает.

Вот в небольшом украинском селе маленькая девочка, придвинув стол к печке, делает уроки. Пальцы стынут, в комнате градусов 7, в простенке за печкой иней. Идет зима 1941 года, село оккупировано немецкими войсками, на второй половине дома живут немецкие офицеры. Девочка живет с бабушкой и дедушкой.

Воспоминаний не так много, и страшное перемешивается с жизненным: однажды немецкий солдат принес со своей половины дома габерсуп, немецкий доктор дал бабушке мазь, чтобы вылечить страшные корки у внучки. А около почты три дня висели повешенные за провинности люди - это тоже отпечаталось в детской памяти.

Родословная книга - то, что будет долго стоять на полке. Ее прочитают не только заказчики, но и их дети, внуки, а может, и правнуки. С каким чувством они поставят ее обратно? Что останется у них в душе после прочтения? Будет ли родословная книга поддержкой из глубины веков?

Помогу вам найти предков и составить родословную книгу - ту, которую захотят читать и ваши правнуки.
Без названия

- Вы большой везунчик, - сказала врач, смотря в мои снимки МРТ.

Затем перевела взгляд на меня:
- И как вы сейчас себя чувствуете?

Я начала отвечать, но доктор слушала без внимания. А вот глаза ее словно сканировали меня.

С таким же точно взглядом я снова встретилась у физиотерапевта. И услышала такую же фразу.

Круглые глаза и ахи знакомых, которые узнали, что у меня был микроинсульт, заставили залезть в интернет и прочитать.

Второй раз в жизни я прошла по краю.

Что могло бы быть? В сознание долго проникало то, что случилось несколько месяцев назад.

Я продолжала делать рутинные ежедневные дела, но в голове крутилось: "Как это так получилось? А если бы я? И как я сейчас? А как дальше? Это дар? Правда мне? Такое у меня тоже может быть?"

А потом слезы — наверное, благодарности, что у меня все осталось в целости: речь, движения, мимика.

Можно полноценно жить дальше. Я не потеряла ничего. Кто-то сказал бы, что мне сверху дали шанс сделать ещё что-то.
Случалось ли у вас чувство, что прошли по краю вы или близкий? Что чувствовали после?
А в рождественские праздники 1912 года пришла беда. Вера каталась на санках в имении под Смоленском и врезалась в дерево. Острым суком ей отрезало часть носа, и местные врачи сделали ей девять пластических операций. “Живут и хуже,” - сказала Вера, когда впервые увидела себя в зеркале после снятия бинтов.

Целеустремленная девушка попросила опекунов отправить ее в Париж на лечение. Там Вере сделали еще несколько операций. В перерывах художница брала уроки у Эмиля Бурделя - известного скульптора.

Летом 1914 года Вера поехала на свадьбу сестры, а вернуться в Париж не смогла - началась Первая Мировая война. Вера выучилась на курсах медсестер и устроилась работать в госпиталь. Там она познакомилась с молодым доктором Алексеем Замковым. В следующий раз судьба свела их, когда Алексей умирал от тифа. Вера выходила его, и в 1918 году молодые люди поженились.

Через два года родился сын Всеволод. В середине 1920-х мальчик заболел костным туберкулезом, врачи отказывались его оперировать. Тогда Алексей дома сам сделал сыну операцию, Вера ассистировала. Операция прошла успешно, через два года мальчик ходил без костылей.

В это же время Вера зарабатывала на жизнь как художник-модельер. Вместе с Надеждой Ламановой в 1925 году они создали коллекцию холщовой и льняной одежды с деревянными пуговицами, которая получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

В 1937 году Советский Союз готовился ко Всемирной выставке в Париже. Оформлять павильон пригласили Веру Мухину,  ее эскиз выиграл конкурс. Статую создавали из стальных пластин - впервые в СССР. Из-за долгих согласований пришлось делать это в авральном режиме, всего за 3 недели.

Чтобы перевезти 24-метровую статую в Париж, ее разрезали на части и погрузили в 28 вагонов. “Рабочий и колхозница” произвели фурор. Французские власти предлагали выкупить статую, но Советский Союз отказался. “Рабочего и колхозницу” печатали на марках, изображали на сувенирах, пресса называла ее “величайшим произведением скульптуры ХХ века.”

После возвращения домой, Мухиной пришлось воссоздать статую вновь из более толстой стали, поскольку многие части повредились при транспортировке. Монумент украсил Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В 1942 году умер муж Веры Мухиной. Спасала работа и новое творческое увлечение - стекло. По эскизам и методикам Мухиной в экспериментальном цехе в Ленинграде с 1940 года создавали изделия из стекла. Мухина придумала дизайн граненого стакана и полулитровой пивной кружки для советского общепита.

Вера Мухина стала лауреатом пяти Сталинских премий. Многие думают, что жизнь известного скульптора была легкой и приятной. Но ей пришлось столкнуться с травлей мужа, доносами, невозможностью толком работать. Вера Мухина умерла в 1953 году, ей было 64 года.

Поделитесь, знали что-нибудь о Вере Мухиной?
Вера Мухина: сестра милосердия, модельер, скульптор

Все, что я помнила о Вере Мухиной - она создала “Рабочего и колхозницу”. Но ее жизнь настолько интересна, что по ней можно снимать фильм.

Она родилась в Риге в семье богатого купца Игнатия Мухина в 1889 году. Когда Вере было 2 года, ее мать умерла от туберкулеза, а отец переехал с двумя дочерьми в Феодосию. Именно там Вера впервые взяла в руки краски и кисти. В 1904 году, когда Вере было 13 лет, умер отец, а сестер Мухиных взяли к себе родственники из Курска.

Родня любила девочек - их одевали лучше всех в городе, отправляли на российские и европейские курорты. Спустя три года сестры переехали в Москву. Здесь Вера училась рисунку и живописи. В 1911 году, в возрасте 22 лет, Вера впервые попробовала работать с глиной и загорелась учиться скульптуре в Париже, но опекуны не пустили.
Иван Кабештов: шесть лет дворянин и двадцать крепостной

Шесть лет Ваня Кабештов “жил в довольстве” и считался дворянином. Его отец был дворянин, управляющий имением князей Волконских в Саратовской губернии. Он тайно обвенчался с крепостной крестьянкой.

“От этого брака родился я в 1827 году. Отец мой меня очень любил и бесконечно баловал: одевал роскошно и возил с собою по знакомым соседям-помещикам, как сына.” - писал в своих воспоминаниях Иван Михайлович Кабештов.

Большую часть населения России составляли крестьяне, но всерьез изучать их жизнь этнографы начали только во второй половине XIX века. Мемуаров крестьяне не писали. Тем интереснее читать редкие воспоминания, оставленные грамотными крестьянами. Одним из таких крестьян и был Иван Кабештов, написавший книгу “Моя жизнь и воспоминания”.
“Мне минуло шесть лет, как приехал в сказанное имение новый управляющий - немец, сменивший моего отца, В.Ф. Зернихаузин, близкий человек к графу Л.А. Перовскому. Отец мой тотчас же после сдачи имения новому управляющему выехал из него, купил у соседнего помещика Слепцова в деревне Дубовке пустовавший домик и, кажется, оставался в хороших отношениях с новым управляющим года полтора. Отец взял меня с собою, а мать моя оставалась на прежнем месте хозяйкою.”

Новый управляющий начал менять в имении все в корне. Досталось и Ивану с матерью. Их было велено переселить в избу, где уже в углах жило две семьи, мальчика отдать в обучение и назначить им паек, как и всем дворовым “по 1 пуду 30 фунтов ржаной муки и по 30 фунтов крупы, а барчуку - половину этого пайка”.

“На другой день утром, часов 9 - 10 в половине февраля мы с своим скарбом на трех санях подъезжали к новой нашей квартире. Снаружи она была большая деревянная изба, крытая соломой.

Внутреннее расположение меня поразило, так как я в первый раз видел такое размещение: в трех углах стояли три высоких (до 2 аршин) и широких кровати. Две из них заняты были постелями. На одной сидел старик, впоследствии оказавшийся моим лучшим другом; на третьей кровати такой же высоты были настланы доски: эта последняя была назначена для нас, перед ней стояла скамейка для влезания на кровать; четвертый угол избы был занят большой варистой печью, служившей общею кухнею для всех трех семейств; вокруг стен были лавки и стояло два стола.

На печи сидело двое маленьких детей; под каждой из двух кроватей было привязано по молодому теленку и сверх того под одной, в особой перегородке, посажены два небольших ягненка. Нечего и говорить, каково было наше впечатление и каков был запах!

Вот горькое начало моего печального отрочества, и за ним следовало 20 лет крепостной тяготы.”

Отец уехал в Петербург, изредка присылал письма и посылки, а вскоре и они перестали приходить. “После смерти матери в 14 лет остался круглым сиротою без всяких средств. С 15 лет стал писарем, потом конторщиком и контролером, далее помощником управляющего, а потом и управляющим. В эти промежутки времени я по обязанностям, получая разные командировки, объездил почти всю Россию и в этих поездках, исполняя разные поручения, встречался со многими интересными лицами нередко далеко не похвальной репутации.

В 1853 году, в 26 лет, я был увольнен, как вольноотпущенный. С этого времени, занимаясь беспрерывно с большой любовью сельским хозяйством, стал получать за свои труды и сочинения медали и разные награды и получил сначала личное, а потом потомственное почетное гражданство.”

Поделитесь, в вашей семье сохранились мемуары предков? Знаете о том, грамотные они были или нет?
Михаил Миль: верность мечте

Когда 8-летний Миша заявил родителям, что хочет конструировать самолеты, те очень удивились. Ведь мальчик рос явным гуманитарием: увлекался живописью, игрой на фортепиано, писал стихи и активно изучал иностранные языки. Кто тогда мог предположить, что Михаил Миль станет создателем первых советских вертолетов Ми?

Миша начал ходить в авиамодельный кружок. Модель, которую он собрал в 12 лет, выиграла на конкурсе авиамоделей в Томске. Семейная легенда гласит, что именно это сподвигло мальчика связать свою жизнь с авиацией.

В 1925 году, в неполных 16 лет, юноша поступил в Сибирский Технологический институт - там была редкая в то время специальность авиаинженера. На первом курсе Михаил изготовил одноместный планер и смог взлететь на нем. Такому таланту учиться бы дальше, но со второго курса Михаила отчислили за “непролетарское происхождение”. Однокурсник, побывавший в гостях у Милей, сообщил в органы ОГПУ, что у них есть венские стулья с мягкими сиденьями.