Визуальное Религиоведение
2.58K subscribers
3.59K photos
493 videos
52 files
614 links
Религиоведческие рассказы и картинки о религии в медиа, фильмах, мемах, играх, костюмах и т.д.
Изба-читальня канала - @mamkinreligioved
Видеосалон канала - @sniatosviato
Поддержать автора 5536913888992829
加入频道
Гротеск, который отражает настроения в обществе.
Сегодня у католиков Праздник Божьего Милосердия, отмечается в первое воскресенье после Пасхи, которое именуется Воскресеньем Божьего Милосердия. Сначала этот праздник ввёл в литургический календарь для Краковской архиепархии кардинал Франтишек Махарский (1985), 30 апреля 2000 года, Папа Иоанн Павел II провозгласил Воскресенье Божьего Милосердия праздником всей Церкви. Установить этот праздник, в соответствии с учением РКЦ, пожелал сам Иисус, в видении сказавший сестре Фаустине: "Я желаю, чтобы праздник милосердия был спасением и убежищем для всех душ, а особенно для несчастных грешников. В этот день открыты глубины Моего милосердия, Я изливаю целое море милостей на душу, которая приближается к источнику Моего милосердия; та душа, которая в этот день приступит к исповеди и Святому Причастию, получит полное отпущение грехов и избавление от наказания; в этот день открыты все каналы, по которым изливаются милости (Дн.699)". По иконографии Христос благословляет верующих, из его груди идет два луча. Первое фото - результат того, что по дневникам сестры восстановил художник Альфред Хыла. Возник образ в 1935 году и быстро распространился по Европе, а к концу 80-х гг. прошлого столетия по всему миру. Постепенно появлялись новые образы, менялась и иконография. Например, статуя Иисуса Милосердного на Филиппинах высотой 15,5 метров. Третий образ - американского художника, классика пинапа Роберта Скэмпа (1910-1984), вы видите его творчество на 5 фотографии. Образ Скэмп нарисовал в 1980, а в 1982 картину подарили Иоанна Павлу II. Сейчас она является самым популярным образом Иисуса Милосердного в Северной и Латинской Америке. #католицизм
А у православных сегодня Пасха, если вы празднуете: Воистину Воскрес! С праздником!
Каждый год, в этот праздник, я собираю картинки-поздравления, которые массово рассылают по мессенджерам и пытаюсь их разобрать. Поэтому, если вам прислали что-то необычное, пришлите мне пожалуйста.
Я завтра сделаю текст про бриколаж, но вот этой картинкой, которую мне прислали чуткие читатели (спасибо!) не могу не поделится. Как вы понимаете, это поздравление с Пасхой (православной), но с использованием Образа Божьего Милосердия (католического). А купола - храм Святых апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца #религиозныйбриколаж
Сегодня большой и не (очень) форматный пост, который во многом отражает моим научные взгляды, но я постараюсь сделать его максимально легким для чтения, что у меня редко получается. Часть I.
Во всех развитых религиозных системах есть четкое разделение над «религией повседневной» и «религией ученой». В первом случае мы говорим о обыденных религиозных представлениях, во втором – о специальном знании, которые религиозные мужи получают годами и веками. Все это строится вокруг некой нормативной точки, и если наши мысли, действия и эмоции соответствуют ей – то тогда они укладываются в некую концепцию, называемую «истинное учение», а если соответствует, но не полностью, в нем много элементов из других религиозных / нерелигиозных систем, а вы не наделены некой легитимацией (вы не часть клира, к примеру), а просто из общины – то это тьфу низкая и неправильная религия. Но потом в религиоведение ворвалась толерантность и политкорректность, теоретические подходы изменялись вместе с религиозной ситуацией и ученые задумались, как бы уйти от негативной коннотации. Например, был придуман термин «эклектичная религиозность» (об этом можно почитать статью Гришаевой Е. От секулярного к постсекулярному: эклектичность религиозного сознания верующих в современной России). Мне же нравится другой термин «религиозный бриколаж». Что это значит? Например (это только пример), я молодая женщина пусть 32 лет крещенная в православии в младенчестве, но не воцерковленна. В Бога я верю, но скорее он там, отдельно от нас и вообще это Судьба или абсолют. Каждое утро я проверяю гороскоп, вечером занимаюсь йогой (не задумываясь, что делаю, когда пою Ом), дома у меня стоит на полочке стоит фигурка Хотея (он приносит денег) рядом с иконами, которыми нас с мужем благословили перед ЗАГСом родители. Я употребляю слова карма, а когда выпью с лучше подругой размышляю о тонком мире. У мужа есть машина. Там обязательно есть иконки и глаз Фатимы от сглаза. Великий пост я не держу, ну может первую и последнюю неделю, но куличи печь буду, яйца покрашу, фоточки в инстаграм выложу, всех с праздником поздравлю. То есть я беру из разных религиозных систем отдельные элементы (православие, Нью-Эйдж, индуизм, буддизм, ислам) и делаю удобный для себя бриколаж, который и составляет для меня мою религиозную систем. И мне в этой системе очень удобно (и вам тоже, поскольку, если вы не воцерковлены, вы делаете тоже самое). Понятно, что с точки официальной теологии все это, если не ересь, то тьфу и низкая религия. Но именно бриколажники составляют большую часть общества (и, одновременно, являются главной поддержкой крупных религиозных организаций), поэтому их терпят и идут на уступки, как в анекдоте про православного котика.
#религиозныйбриколаж
Часть II. Все это ученые, конечно, исследуют, но мы можем обнаружить бриколаж в нашей повседневной жизни сами, без особых усилий. Разберем это на примере поздравительных пасхальных открыток, которые все мы получали массово. Я, конечно, отбросила каноничные, их не так много, и они визуально скучны. Отмечу, что классическим поздравлением является открытка с куличом и яйцами, реже с храмом и очень редко на них встречается Иисус Христос. Можно еще запилить какого-нибудь ангелоподобного ребенка, тоже такая поздравительная эстетика. В тех случаях, когда на картинке присутствует Иисус Христос, в меньшинстве – это канонические православные изображения, а в чаще всего это изображения Иисуса Христа, как я вам показываю. Удивительно, но факт, образ Иисуса Христа здесь взять из mormon art или используются образы художников Гари Адерсона (1906-1996) и Натана Грина, которые принадлежат Церкви адвентистов седьмого дня. То есть авторы этих коллажей не представляют, чьи работы они используют. И вот здесь мы можем предположить, что это связано с внешней, европейской, красотой Иисуса в этих работах, его более современным образом, удобством для использования в коллаже из-за динамичности позы и т.д. Т.е. авторы таких поздравительных шедевров, создавая открытку к религиозному празднику, лишают его, по сути, конфессиональности, приписывают им свой сакральный смысл, добавляет традиционные символы (кулич и свечи) и дарим нам (сами того не понимая) пример религиозного бриколажа, который мы продолжаем транслировать пересылая в мессенджерах. #религиозныйбриколаж
p.s. как по мне открытки эстетически ужасны.
Золотая Мадонна (Goldene Madonna) находится в сокровищнице кафедрального собора в Эссене (Германия). Самая старая из сохранившихся скульптур, датированная приблизительно 980 годом, пример произведения искусства Оттоновского возрождения. Статуя сделана из дерева и покрыта листами сусального золота. Лица матери и ребенка выбиты из одного листа, глаза фигур сделаны в технике полихромной выемчатой эмали (это указывает на влияние византийского искусства и его распространение в Священной Римской империи после свадьбы императора Оттона II Рыжего и византийской принцессы Феофаны Склирены). Мария изображена сидящей на стуле, на коленях которой сидит слегка увеличенная детская фигура Христа. На ней плотная туника с длинными рукавами и плащ. На ее голове она носит вуаль. Сама фигура Христа облачена в платье Папы Римского, левой рукой он прижимает к груди книгу. Несмотря на некую грубость работы, иконография Золотой Мадонны очень сложна. Например, на самой Деве Марии простое платье, в отличии от папского богатого одеяния ее ребенка., что указывает на его статус Царя Небесного. Лицо Христа обращено к матери, в то время как взгляд Марии из любого положения кажется направленным на зрителя, что указывает на ее роль посредника между людьми и Сыном. В рук Мария держит «плод спасения» (как у Евы «плод проклятия»), которое символизирует надежду на Царство Небесное. Возможно, если рассматривать сферу, как державу, то это отсылка к тому, что принцесса Феофана была регентом при своем малолетнем сыне Оттоне III. Статуя похожа на Пушистого Христа, да? #католицизм
Продолжая тему религии и COVID-19. Мне не нравится оба мема (и Наташа хуже Карла), для коллекции. Первый эксплотирует идею государственно-церковной симфонии, а второй явно из Украины, точнее из Киева и отсылает нас к тому, что происходит в Киево-Печорской лавре. #covidрелигия #мемрелижн