Великий Трек
2.03K subscribers
76 photos
6 videos
6 files
55 links
Об Африке и африканерах

@eldares
加入频道
Последнюю неделю отслеживаю реакцию черных активистов Южной Африки на события в Америке. Многие ждали бурной реакции, т.к. тема BLM, расизма, дискриминации против черных должны были срезонировать с взглядами южноафриканских панафриканистов также винящих во всех бедах кровавую руку белого империализма. Но реакции не было практически никакой, да, президент Рамапоса выразил поддержку мирному протесту в США, но это ему по должности полагается. Левопопулисткая партия EFF сказала, что в понедельник соберет свой митинг против полицейского произвола в ЮАР. Ранее, еще в апреле, патрулирующими военнослужащими в тауншипе Александра был убит Коллинз Коса якобы за нарушение регуляций локдауна. Он распивал алкоголь на виду то ли у себя во дворе, то ли рядом с ним. И видимо после того как ему сделали замечание, он резко ответил военнослужащим, за что те его вначале придушили, затем приложили прикладом винтовки, а потом еще несколько раз стукнули головой об стену. Коллинз потерял способность говорить, у него началась рвота, и он в скором времени скончался. Но так как это случилось в Африке, то это никого кроме самих африканцев не волнует.

За исключением этого, реакция местных активистов на события в США была нулевой. Этому есть несколько причин.

1. Полицейское насилие в ЮАР - это не ситуация когда белый душит черного, а конфликт между двумя черными, а немногочисленные белые служители закона, напротив, пользуются большим уважением, т.к. не обременены кумовством, а значит можно рассчитывать на их более непредвзятую позицию. Большинство из оставшихся белых полицейских служат в элитных подразделениях, которых задействуют во время реальных заварух. Их не используют для патрулирования, а поэтому они реже взаимодействуют с мелким жульем.

2. США и американцы для южноафриканских панафриканистов – это угнетатели и колонизаторы Африки вне зависимости от их цвета кожи. Африкано-американцы (именно так надо теперь их называть, а не афроамериканцы, т.к. в термине афроамериканцы слово Африка сокращено) сколько угодно могут подчеркивать свою связь с Африкой для тру-африканцев они ментально чужие и слишком privileged, чтобы за них впрягаться.

3. Last but not least. Как мне пояснил один активист, африко-американцев не волнуют проблемы Африки, нищеты и насилия на континенте, они ничего не сделали для деколонизации Африки, а подчеркивание их африканской идентичности служит лишь их собственным меркантильным интересам. Они часть системы, которая наживается на ограблении Африки. BLM с реальной борьбой за African liberation не имеет ничего общего. Поэтому проблемы негров в Америке африканцев не волнуют.

В общем, если вы тру-левак и выступаете за деколонизацию и liberation Африки и других неоколоний берите пример с реальных африканцев, а не их oppressors из африканского имеющих только черных цвет кожи.
О прогрессивности. Пишут, что HBO удалил из каталога фильм "Унесенные ветром" дескать, из-за неверно раскрытого расового вопроса. А я вот думаю, люди, которые снимали этот фильм, а потом присуждали первый "Оскар" чернокожей актрисе, наверняка, думали о себе как очень прогрессивных людях, аболиционистах и борцах за права людей цвета (наверно, так лучше всего перевести на русский выражение people of color). А вот с точки зрения их современных коллег они не более чем расисты и мракобесы. И поэтому геть их, на обочину истории!

А вот фильмы, которые снимались людьми с менее прогрессивными взглядами, где люди цвета либо вообще не присутствуют, либо участвуют как актеры третьего плана запрещать не будут. По крайне мере пока. Им-то расизм сложно пришить. Ведь если чего-то нет, то и обвинить в дискриминации этого даже для людей с расширенным сознанием сложно.

Какой урок можно вывести из этой истории? Слишком прогрессивным быть опасно, а то по прошествии времени это может сыграть против вас. Хотели прославиться как человек с прогрессивными взглядами, а вас геть и на обочину историю как реакционера и мракобеса от более прогрессивного потомства! Проблема с прогрессией всегда одна, прогрессировать нужно постоянно, чтобы не стать реакционером.
Статуяпад
Наблюдаемая волна стауяпадов в США, Великобритании и Европе скорей всего подстегнет соответствующие настроения и в Южной Африке. Интересно, но в ЮАР, где память о жесткой расовой дискриминации действительно жива среди большинства взрослого населения, практически все памятники времен апартеида и колониализма сохранились. За исключением уж разве что уж совсем радикальных товарищей, вроде архитектора апартеида Фервурда, бюсты которого можно встретить сегодня только в Клейнфонтене и Орании. И памятники до 1994 г. не просто сохранились, их в стране до сих пор подавляющее большинство. Из новых статуй повсеместно можно встретить разве что Манделу плюс региональные власти могут соорудить памятники различным вождям вроде Шаки в Квазулу-Натал.

Правительство АНК до сих пор уделяло не так много внимания различным памятникам и монументам. Что неудивительно, когда полстраны недоедает, демонтаж старых и водружение новых памятников не основной приоритет. Однако под влиянием мировой конъюнктуры ситуация может скоро изменится. Тем более есть где разгуляться. На всем пространстве страны возвышаются памятники бурским солдатам, монументы Великому Треку, языку африкаанс и пр. Есть памятник и монумент Родсу в Кейптауе, и даже университет, названный в честь него в Грэхэмстауне. Это не считая сотни тысяч улиц и географических названий в честь тех, кого сегодня в ЮАР, мягко выражаясь, не любят.

Топонимика, впрочем, уже давно и часто переименовывается. Так, африканерский Питерсбург превратился в Полокване, а английский Грэхэмстаун в Маханду. Иногда шли на компромиссы как в случае с Санкт-Петербургом и Ленобластью или Екатеринбургом и Свердловской областью. Так, Претория сохранила свое название, но была включена в городской округ Тсване, а Дурбан в Этеквини. Из памятников был разве что демонтирован тот же Сесил Родс перед входом в Университет Кейптауна во время кампании Rhodes Must Fall в 2016 г. Однако этот снос отчасти можно объяснить тем, что за Родса вступаться было особо некому, африканеры его тоже не любят, не меньше африканцев.

Но вернемся к нетронутым памятникам. Во многом их сохранили, потому что при добровольной передачи власти в 1994 г., была достигнута джентльменская договоренность. Первые добровольно отдали власть, вторые обещали никого не резать и уважать историческое наследие бывших противников. Чем-то это было сравни почетному мирному договору между конфедератами и янки. Да вторые победили, но обещали не оскорблять достоинство побежденных.

К чести АНК, в отличие от современных американских запрещателей и отменителей, они худо-бедно свое обещание исполняют. В стране, где половина населения живет за чертой бедности, было бы очень просто канализировать ненависть на белых. Пообещать все снести, отобрать и построить чудный новый мир. Как это произошло практически во всех африканских странах после обретения независимости. Но, вот уже как четверть века, несмотря на кучу расовых и экономических проблем, африканерские и английские памятники на Юге Африки стоят нетронутыми в том время как Европа и Америка соревнуются в переписывании истории.
Однако, волна, начатая на Западе, скорей всего, накроет и ЮАР. Думаю, можно ожидать призывов африканских популистов снести памятник дяде Полю на Церковной площади в центре Претории или первому премьеру Боте перед президентским дворцом Юнион Билдингс, не говоря уже о монументах Родсу в Кейптауне. Коронакризис и мировая расовая истерия уничтожают не только наше благосостояние, но и нашу историю.
Друзья, мой контракт в этом месяце в Южной Африке подходит к концу и, вероятно, мне придется здесь остаться еще на некоторое время, поскольку авиасообщения с Россией нет. Чтобы не терять время зря я решил сделать ресерч по африканерам.
В планах посетить Оранию и Клейнфонтей (поселения, где изолировано живут богатые африканеры), бедные белые неформальные поселения и убежища в Гаутенге, фермы буров в Лимпопо и, возможно, Фри-Стейте. Взять интервью у африканерских правозащитников из Африфорума и профсоюза Солидаритет. Кроме того, запланирован визит в Брудербонд (сейчас Африканербонд) - во время апартеида влиятельная секретная организацию во многом определявшая политику страны. Все премьеры страны с 1948 по 1994 гг. были выходцами из этой организации.
Большинство визитов уже согласовано / находятся на согласование. Хочу поездить, взять интервью, пофоткать и сделать видео. Тема африканеров достаточно популярная в России, поэтому результаты исследования хочу опубликовать не только в академических журналах, но и в СМИ. Кроме того, хочу съездить и сделать фотографии в Суэто, центр Претории и Йобурга.
В этой связи хотел обратиться, если вам интересна тематика, то был бы рад, если сможете помочь с публикацией этих материалов. Если есть, какие другие идеи или вопросы, которые можно задать африканерам, то тоже буду рад их услышать.
Пишите в личку. Спасибо!
https://yangx.top/Eldares
Африканерский чучхе
Часть 1.
В 1960-80-е гг. во время расцвета системы апартеида в ЮАР, ее критиковали не только слева, но и справа. Если с критикой слева все более или менее понятно, то о критике справа известно намного меньше. Напомню, что идея апартеида (с афрк. – раздельность) – это, строго говоря, не о превосходстве белой расы и дискриминации небелых, хотя на практике именно так и было. Основной постулат апартеида – это идея о невозможности совместного сосуществование белых и черных. Данное убеждение долгое время было доминирующим не только в среде белых интеллектуалов, включая аболиционистов, в ЮАР, США и Европе в 19-20 вв., но и разделялось и разделяется многими черными прогрессистами. Можно вспомнить того же Маркуса Гарви и современное движение за возвращения в Африку, по которой около 1 тыс африкано-американцев переехали из "расистской" Америки в Гану.

Критики апартеида справа считали, что Национальная партия отошла от идеалов раздельности, погрязла в лицемерии и с молчаливого допущения большинства белых проводит политику, которая приведет к их неминуемому уничтожению. Несмотря на постулировавшийся принцип раздельности в годы апартеида, ежедневно миллионы небелых рабочих приезжали в белые города и поселения, где они были задействованы практически во всех секторах экономики. Дело доходило до откровенного лицемерия, африканские рабочие могли убираться в белых туалетах, но не использовать их по назначению. Могли обслуживать в белом ресторане, но не имели права садиться за столы. Никакой раздельности проживания в реальности не было, т.к. белая часть ЮАР просто не могла себя представить без труда их черных соотечественников. Более того, расовые ограничения серьезно тормозили развитие экономики ЮАР и, вопреки расхожему мнению, крупный капитал был одним из самых главных интересантов прекращения дискриминации на расовой почве.

В этой связи небольшая часть белого сообщества выступала за прекращение политики апартеида в том виде, в котором она существовала, поскольку считала, что труд черных ставит белых в положение зависимости. Рабский труд закабаляет не только рабов, но и их господ. И такая модель, при постоянно растущем демографическом превосходстве черных, не может долго существовать и рано или поздно приведет к коллапсу системы с самыми ужасными последствиями для белых. Тем более, несмотря на жесточайшую расовую дискриминацию, правительство ЮАР фактически способствовало демографическому буму среди африканцев. Адаптация достижений западной медицины в Южной Африке сильно сократила младенческую смертность, что привело к демографическому взрыву, в особенности среди небелого населения. Так, по переписи 1904 г. в Трансваале, без учета африканских сезонных рабочих, было почти 300 тыс белых на 802 тыс африканцев, а в 1960 г. на 1,45 млн белых приходилось уже 4,2 млн черных. При этом не учитывалось население бантустанов. В целом по ЮАР на 4,5 млн белых приходилось до 35 млн небелых, почти восьмикратная разница. В последующем диспропорция еще более увеличивалась, т.к. к тому времени рождаемость среди белых, завершивших демографический переход, резко упала.
Африканерский чучхе. Часть 2.
Ввиду этой лицемерной и самоубийственной политики, в среде правых возникает идея, того что можно назвать африканерским чучхе, опорой на собственные силы. На практике эта идея наиболее полно была реализована в Орании. В 1992 г., когда уже было очевидно, что власть вот-вот перейдет к черному большинству, группа африканеров купила обширный участок земли на территории современного Северного Кейпа. Там с нуля было создано поселение, зарегистрированное как НКО. Этот статус позволил им избежать преследования со стороны государства. НКО в ЮАР пользуются большой автономией. Гербом нового городка было выбрано полотно, на котором изображен белый мальчик засучивающий правый рукав, что являлось аллегорическим символом свободного белого труда. В Орании поселенцы станут опираться на африканерскую самобытность и собственные силы. Сегодня в городке проживает около 1,5 тыс человек, поселение практически полностью автономно и закупает у государства лишь электричество и платит налоги. В Орании в отличие от остальной ЮАР не встретишь электрические заграждения при практически нулевой преступности.

Идея самостоятельных автономных поселений – это то, что может спасти мир от тоталитарных правых и левых проектов. Каждый может жить в Орании или новообразованной Сиэтлской народной республике, в зависимости от личных убеждений и с опорой на собственные силы.
Forwarded from Zangaro Today
Вот и мой канал подбирается к планке с 3000 подписчиков. Спасибо всем, кто читает, комментирует, дополняет, поправляет и делится со мной материалами и идеями — благодаря вам проект Zangaro Today растет и в качестве, и в охвате тем и сюжетов.

Теперь же, по негласной традиции, подборка моих любимых каналов. Надо сказать, что эта практика давно выродилась в междусобойчик, в ярмарку попрошайничества с надеждами на перепосты, в особенности от «акул» медиарынка. Я же за числом подписчиков никогда не гонялся — так же, как не гонюсь и за количеством публикаций, ведь главное — их качество.

В то же время я слишком уважаю своих читателей, чтобы «радовать» их раздражающей рекламой, сомнительным взаимным пиаром и особенно — конъюнктурными подборками. Так что здесь будут только те ресурсы, которые я читаю сам и готов при случае порекомендовать другим. Кого забыл — простите.

@energy4africa — лучший на сегодняшний день проект об африканской энергетике
@bhmoth — африканская повседневность от Сьерра-Леоне до Судана
@afric_ylbIbka — новости и аналитика с уклоном во франкофонную Африку
@pithhelmet — колониальная история Азии и Африки и реалии современной Индии
@Isthatyouafrica и @africanists — «ленты» африканских новостей
@PaxAfricana — прошлое и настоящее ЮАР
@afropunk — народная культура, искусство, стрит-арт и традиционная музыка
@RussiaZimbabwe — небольшой канал о больших проблемах любимой страны
@Ethiopia_tezeta — современная Эфиопия
@semenovkirill — один из лучших известных мне специалистов по современному политическому исламу и Ближнему Востоку
@rybar — оперативная информация о Ближнем Востоке, в особенности — о Сирии и Ираке
@turkeyabout — канал Яшара Ниязбаева о реалиях современной Турции
@Abbasdjuma — авторский взгляд журналиста-международника Аббаса Джумы
@mideastr — авторский канал журналиста-востоковеда Марианны Беленькой
@gunsncamels — на ближневосточных перекрестках
@quraisch — интересные инсайды о российской политике на Ближнем Востоке
@irandezhurniy — один из лучших ресурсов о современном Иране
@q_e_d_around_the_world — международная политика, Афганистан и Ближний Восток
@minarety — еще один авторский взгляд на современный Ближний Восток
@arabstatesofgulf — аналитика по странам Персидского Залива
@darulaman — обзоры книг, статей и публикаций об исламской цивилизации
Доехал до Орании, поменял ранды на оры. Местная валюта. Основной смысл не только символический, но также позволяет привлечь новые деньги в экономику сообщества.
Хотели как лучше. Часть 1.
На этой неделе в ЮАР во второй раз с начала локадануа, введенного в конце марта, запретили продажу алкоголя. Во время воскресного обращения к нации Рамапоса, посетовал на то, что за прошедший месяц свободного оборота алкоголя, количество алко-пациентов в больницах резко возросло. Дескать врачи вместо того чтобы лечить пациентов с ковидом, заняты лечением алкоголиков. В ЮАР также продолжает действовать табачный бан. В СМИ масштабному эксперименту по борьбе с вредными привычками в Южной Африке незаслуженно уделяется крайне мало внимания. Восполним этот пробел.

Запрет на продажу алкоголя и табака в ЮАР вступил в силу с 26 марта 2020 г. Южная Африка стала единственной страной в мире, запретившей как алкоголь, так и табак. Необходимость алкогольного и табачного бана не выдерживает особой критики. Утверждалось, что, дескать, люди (подразумевались, прежде всего, африканские обитатели тауншипов) пьют вместе из одной бутылки, а потом раскуривают одну сигарету по очереди. Таким образом, через обмен жидкостями и передается эпидемия. Но это все как говорят американцы bullshit. Реальных причин, на мой взгляд, было три. Как водится в ЮАР, первая причина была практическая, вторая расовая, а третья коррупционная.

Практическая. Почти половина (а сейчас, скорей всего, еще больше) населения ЮАР проживает за чертой того, что в английском называется breadline. Иначе говоря, доброй половине населения не хватает средств даже чтобы купить хлеб. Ответ на вопрос, где находятся основные причины этой колоссальной бедности, в пресловутом наследии апартеида или в той чудовищной бесхозяйственности и сверх-коррупционности большинства членов правящей партии АНК и их союзников, оставим за скобками. Тем не менее, ежедневно большая часть южноафриканцев недоедает, скученно живет в тауншипах, где санитарные условия самые что ни на есть африканские, горы мусора, мух, человеческие экскременты. Часто из-за той же бесхозяйственности, в тауншипах нет воды, канализации и электричества. Народ не хочет платить за эти услуги, которых нет, а муниципальные власти не хотят предоставлять услуги, потому что люди за них не платят. Умножьте это на бедность, некомпетентность, коррупционность, отсутствие желание что-то менять и вы примерно поймете, что происходит сейчас в ЮАР. В этих условиях народ массово пьет, устраивает погромы и колотит домочадцев. В условиях эпидемии, условия жизни и массовая безграмотность среди африканцев стало большой проблемой. Ее масштабы хорошо демонстрирует факт, что президент в обращениях к нации вынужден учить людей как одевать маску, как мыть руки и пользоваться санитайзером, почему важно соблюдать дистанцию и не бить женщин. Научить людей разливать бухло по стаканам, а не хлебать по очереди из одной бутылки, видимо не под силу даже президенту.
Хотели как лучше. Часть 2.
Расовая. Алкоголь и табак многими черными южноафриканскими интеллектуалами воспринимаются как вредное наследие колониализма, которое травит черную расу. Многие знакомые АНКашники убежденные некурящие трезвенники, для некоторых на этом их хорошие качества заканчиваются. Алкоголь и табак видится ими как причина многих социальных пороков. Эпидемия ими была увидена как хороший предлог, чтобы запретить алкоголь и табак. Министр полиции Беки Селе не раз хвастался, насколько сильно снизилось количество преступлений с момента введения алкогольного бана, и заявлял, что будь его воля, алкоголь запретят совсем. При этом даху (каннабис) никто не атакует, а традиционным целителям ею разрешили лечить коронавирус.

Коррупционная. Если меры по запрету алкоголя вводили не только ЮАР, но и ряд других стран, то табачный бан это чисто южноафриканское изобретение. Не в малой степени потому, что нет серьезных исследований, подтверждающих особую уязвимость курильщиков к ковид-19. Некоторые исследования, напротив, показывают обратную корреляцию. Отчасти поэтому в конце апреля Рамапоса обещал разрешить продажу сигарет и других табачных изделий с 1 мая. Но не тут-то было. В дело вмешался deep state. Рамапосе противостоит леворадикальная фракция внутри АНК, мечтающая все быстро отнять и поделить между собой. Чтобы продемонстрировать силу, глава леворадикальной фракции Дламини-Зума, бывшая жена бывшего президента, а нынче министр кооперативного управления и традиционных дел, за пару дней до отмены анонсированного табачного бана подсуетилась и собрала 2 тысячи подписей (для понимания в ЮАР 11 млн курильщиков!) под петицией, требующей сохранить запрет в силе. Это оказалось достаточным, чтобы министерским распоряжением отменить решение президента. Рамапосе пришлось проглотить это явное ослушание. Кроме того, как утверждают многие СМИ, табачный бан имеет вполне коррупционный интерес. Семейка Дламини-Зумы имеет тесные связи с табачным королем итальянского происхождения Адриано Маззотти. Каждый день табачного бана приносит Маззотти и его союзникам в АНК сотни миллионов прибыли.


Вывод. В ЮАР как и в России, хотят как лучше, а получается как всегда. Понятно, что моментальный запрет на алкоголь и табак не отучит людей от курения и пьянства, а лишь приведет к разрастанию черного рынка и массовой коррупции. В ЮАР повторяется история из позднего СССР. Народ начинает активно варить мампур (местный самогон), часто низкого качества, что приводит массовым отравлениям. Народ массово грабит вино-водочные в тауншипах, а диаспоры наживаются на нелегальной продаже алкоголя и табака. Продажи нелегальных сигарет в ЮАР достигли космического масштаба. Если раньше дешевые южноафриканские сигареты торговались по 10 рандов за пачку, то сегодня их цена возросла до 100 рандов. Неудивительно, что стремясь заработать, ежедневно тысячи зимбабвийцев и мозамбикцев с рюкзаками забитыми пачками сигарет нелегально пересекают границу с ЮАР. Из Намибии миллионы сигарет доставляются в ЮАР через дальнобойщиков. Полиция всячески наживается на запретах. Замеченный на улице курильщик тут же задерживается для получения взятки. Транспортная полиция делает то же самое с водителями, у которых нашли в машине алкоголь или табак. В ЮАР осталась одна отрада – каннабис, его можно дешево и легально купить для профилактики коронавируса.
Channel name was changed to «Великий Трек»
Решил сделать ребрендинг. Название Pax Africana не очень соответствала основной идее канала. Новое название кажется более подходящим и восходит к одному из наиболее грандиозных событий в истории африканеров, ставшим для них символом свободы и борьбы против империи. Канал теперь не будет исключительно привязан к африканской тематике, которой, тем не менее, будет уделяться основное внимание.
Channel photo updated
Орании как проект африканерского самоопределения. Часть 1.

В одном из предыдущих постов я уже писал, что Орания – это проект критиков апартеида справа. Пару недель назад я доехал до Орании, где был радушно принят и имел возможность лично встретиться с отцами-основателями поселения, включая Карела Босхова 4 и Хендрика Фервурда-младшего, сына того самого премьер-министра, и пообщаться с ними об истории проекта.

Идея создания отдельного африканерского поселения восходит еще к 1970-м годам. В то время, сторонники отдельного африканерского развития решили основать поселение для африканеров и руками африканеров. Главная претензия к правительству апартеида заключалась в том, что оно создавала хоумленды для всех, кроме собственно самих африканеров. Чем-то это напоминает неумное стремление отдельных правых сил в России, которые выступают за ликвидацию национальных образований и формирование бесправных и лояльных центру губерний, вместо того чтобы сосредоточить дефицитные ресурсы и энергию на создание полноправных и успешных русских республик. Сторонники самоопределения, поняв бесперспективность создания Южной Африки для всех, решили направить силы и ресурсы на проект африканерского самоопределения.

Первая попытка создания африканерского поселения была предпринята в 1980-х, тогда в восточном Трансваале, в местечке под именем Morgenzon, Хендрик Фервурд-младший вместе с единомышленниками из африканерского движения за самоопределение Vereniging van Oranjewerkers купили городок. Для привлечения африканеров, ими была разработана схема - bolwerke plan (план бастионов). Они планировали привлекать безработных белых и трудоустраивать их на близлежащие фермы, тем самым создавая сеть африканерских бастионов в Трансваале. Как и многие идеалисты, они думали, что африканеры с радостью поддержат их проект, т.к. он является единственным путем для выживания белых во враждебной среде.

Соседние фермы могли присоединиться к проекту при условии отказа от африканской рабочей силы. Однако, белые фермеры в округе, наживающиеся на эксплуатации дешевого черного труда, крутили у виска, когда им предлагалось опираться только на более дорогую белую рабочую силу. Кошелек победил идею. Кроме того, демография была не на стороне "сепаратистов", при самом удачном развитии событий, африканеры бы все равно продолжали бы оставаться меньшинством в выбранном регионе. Эти условия сделали необходимым поиск другого места. Выбор пал на Оранию, бывшее поселение для рабочих, строивших дамбы на Оранжевой реке. Орания располагается на полупыстынном плато – Кару – на берегу реки Оранжевая, на полупути из Претории в Кейптаун. Климат континентальный, с резкими перепадами температуры. Название поселения происходит от латинизированного написания африканерского названия реки Oranje (произносится как Оранья, с глубоким задним звуком "а"). Главным преимуществом этого места стала его изолированность, а также же малолюдность Северного Кейпа. Африканеры в перспективе могут стать здесь большинством.
Орании как проект африканерского самоопределения. Часть 2.

В начале 1990-х было принято решение выкупить Оранию. Первые переселенцы, около 40 семей, прибыли в Оранию в 1992 г. Перед ними стояла грандиозная задача, создать с нуля "африканерский рай" без поддержки правительства, эксплуатации африканского труда, опираясь только на собственные силы. Энтузиастам пришлось выучить фермерское дело, наладить орошение полей, научиться строить дома и инфраструктуру, создать школьное образование, клинику и рабочие места и т.д. Многие до этого были обеспеченными людьми и жили в комфорте в городах, покупка земли и переезд в Оранию для большинства означало принесение в жертву былого комфорта и благополучия ради будущего для африканеров. Альтруизм и высокий интеллектуальный потенциал пионеров обусловил успех проекта.

Сегодня, Орания – это официально признанный муниципалитет в Южной Африке. С 1992 г. территория поселения расширилась более чем в 10 раз до более чем 8 тыс гектаров, а население выросло со 100 до почти 2000 тыс человек. Ежегодный демографический прирост – 10%, что является уникальным случаем для Южной Африки, где большинство поселений в сельской местности теряют население и стремительно деградируют. Практически 100% жителей Орании – африканеры, хотя я также встречал англо-южноафриканцев и даже переселенцев из Германии. Основной бизнес – строительство, сельское хозяйство и туризм. Кроме того, в поселение функционирует банк Орании – признанный самым успешным частным банком ЮАР в 2018 г., в ходу собственная валюта – Ора. Поселенцы активно внедряют самые передовые мировые практики, в том числе в области зеленой энергетики (почти все дома оборудованы солнечными панелями), раздельный сбор и переработка мусора, бесплатный велопрокат, умные дома. Орания имеет несколько видов собственности, любой новый член в зависимости от специальности становится дольщиком того или иного бизнеса и получает дивиденды от его прибыли. В поселении также действуют программы по поддержки белых бедных. Лидеры поселения называют Оранию самым успешным либертарианским и коммунитарным поселением в мире.

В целом, Орания является частью большого африканерского проекта по созданию независимого государства. Во время беседы Карел Босхов 4 сетовал, что во время переговоров с АНК в конце 1980-х у Национальной партии не хватило ума, чтобы добиться создания независимого африканерского государства, короткий путь к независимости был упущен. Поэтому сегодня африканеры вынуждены идти длинным путем в своем стремлении к свободе.
Великий Трек pinned «Решил сделать ребрендинг. Название Pax Africana не очень соответствала основной идее канала. Новое название кажется более подходящим и восходит к одному из наиболее грандиозных событий в истории африканеров, ставшим для них символом свободы и борьбы против…»
Сложности перевода

Есть такая категория слов, которые называют ложные друзья переводчика. Интересно, что противоречия в значениях можно встретить не только в словах, но даже в философских концептах. Иностранная теория, придя в русский язык, может поменять свое значение на противоположное. К примеру, в русском языке, под утилитаризмом в литературе понимается практичный, направленный на выгоду подход, 'цель оправдывает средство'. Если человека назовут утилитарным, то это, скорее всего, будет означать индивида, который хочет извлечь выгоду из сложившейся ситуации в свою пользу. В английском, под utilitarianism'ом понимается принципиально иное, это 'the needs of the many overweight the needs of the few', т.е. утилитарный человек – это, напротив, индивид, действующий на благо большинства.

Понятно, что эта разница обусловлена различной эволюцией этих слов в англоязычно- и русскоязычном пространстве. Однако, во всех словарях и википедиях, эти две разные концепции преподносят как одно и то же. Представьте, что в разговоре на английском кого-то назовут утилитарным, русскоязычный представит себе стремящегося к выгоде эгоиста, а англоязычный – альтруиста, думающего о благе для большинства.
Компенсация экспроприации

Вчера правительство Зимбабве подписало историческое соглашение о выплате компенсации в 3,5 млрд долларов фермерам, у которых в ходе ускоренной земельной реформы отняли землю. Ровно 20 лет назад, после того как суд постановил, что насильственное изъятие земель у фермеров без выплаты компенсации незаконно, президент Мугабе скомандовал своим хунвейбинам "восстановить историческую справедливость" и вернуть землю. В течение года вооруженные банды силой занимали фермы белых зимбабвийцев и сторонников оппозиции. Радикальный и непродуманный передел земли обернулся катастрофой для Зимбабве. Страна, бывшая житницей Африки, уже через три года после земельной реформы стала зависеть от иностранной продовольственной помощи. Санкции против режима Мугабе, бегство капиталов и людей, галопирующая инфляция и развал экономики сделали эту некогда одну из самых развитых и богатых стран Африки одним из беднейших государств мира.

Сегодня, Зимбабве после непродолжительного роста, вновь находится в очень тяжелом положении. Бююджет страны испытывает острый валютный дефицит, а в недавно напечатанные зимдоллары никто не верит. Инфляции находится на рекордном за десятилетие уровне и в годовом исчислении приближается к 1000%. Почти половина населения страны голодает, в стране острый дефицит электроэнергии и топлива, электричество для большинства население доступно только с 22 ночи до 4 утра, а чтобы заправить машину нужно отстоять в очереди несколько часов. Безработица в формальном секторе экономике приближается к 90%, не работают многие больницы, образовательные учреждения и другие государственные сервисы.

В этих условиях, у Зимбабве, очевидно, нет средств для денежной компенсации, тем более озвученная сумма в 3,5 млрд долларов составляет почти 20% ВВП страны. Компенсация будет проводиться другим путем, белые фермеры и сторонники оппозиции, чьи фермы были изъяты 20 лет назад, получили, в первую очередь, право на земельную компенсацию. Однако вряд ли стоит ожидать, что белые зимбабвийцы, преимущественно проживающие в США, Великобритании, Австралии решат вернуться в Зимбабве. Поэтому заявление правительства скорее стоит рассматривать как декларативный жест, который в первую очередь будет полезен в диалоге с США с требованием снять санкции, введенные в 2001 г. по причине нарушение прав частной собственности и недемократических практик. Санкции США в отношении Зимбабве действуют с 2001 г. и ограничивают возможность страны сотрудничать с международными банками развития.
Читаю подробнее о соглашении по компенсации. Правительство планирует вместе с фермерами выпустить облигации и совместно обращаться к международным донорам (видимо имеются в виду всё те же международные банки развития) для привлечения финансирования. В случае успеха, через год фермерам через выплатят 50%, а оставшуюся половину еще в течение пяти лет. Как будет рассчитываться сумма компенсации пока не ясно, но компенсироваться будет только стоимость инфраструктуры, а не самой земли, экспроприация которой все также рассматривается как восстановление исторической справедливости. Всего порядка 4,5 тыс фермеров имеют право обратиться за компенсацией.