Васильев Одесский
8.36K subscribers
585 photos
17 videos
490 links
加入频道
Алтарь правого придела Одесского Спасо-Преображенского собора, поражённый попаданием ракеты, освещён в честь Святителя Петра Московского, волынянина, который Киеву и Галицкий князьям предпочёл Владимиро-Суздальскую Русь, а Тверским князьям - Московских.

Житие передаёт пророчество митрополита Петра московскому князю Ивану Калите:

«кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших».

Левый придел собора освящён в честь Святителя московского Алексия, человека, фактически управлявшего Московским княжеством в малолетство Дмитрия Донского.

Святители Московские, молите Бога о нас!
Forwarded from Норин
Вся эта арестная лихорадка - путь в никуда, нелепый и разрушительный в первую очередь для страны. Тем более, на фоне истории, когда, как оказалось, за попытку переворота с трупами тебя примут в Кремле, а за невосторженные записи в бложиках посадят.
Удивительно, конечно, как главным поэтом нашего страшного времени стал Бродский, считавшийся всегда диссидентско-интеллигентским.

На смерть Владлена у меня (и не только у меня) автоматом всплыло: «На Васильевский остров я приду умирать...».

А в день, когда в телеге можно наверняка встретить «Дорогого Карла двенадцатого…» (тот же Владлен его в своё время постил) в своей ленте я по известному поводу я наткнулся на такое:

Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".

Ну вот как можно было «первых в аду» и «бахмутскую мясорубку» предвосхитить? А вот так. Хотя мне кажется, что если уж что и цитировать оттуда, то еще точнее вот это:

Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.
Forwarded from Росс Марсов
Бумеры доцифровой эпохи верят в какие-то военные тайны и магию «информационной войны».

В реальности небольшие навыки цифровой грамотности и умение трезво анализировать помогают со временем реконструировать все важные события.

В эпоху СВО наше общество и государство вошли незрелыми. Я помню первые месяцы войны, когда патриотическая общественность носилась с двумя тезисами «проигрываем информационную войну» и «в кремле сидят не патриоты, они все сливают в договорнячках».

Придерживаясь этих тезисов, вывод получается следующий: Надо усилить пропаганду, больше врать себе и другим, а ещё максимально раскачать эмоциональные качели общества до патриотической истерии.

Альтернативная точка зрения, что проигрывали войну в первые месяцы мы не информационную, а самую обычную.

Все попытки подойти к окраинам Киева для его окружения закончились контролируемым провалом из-за системных проблем в российской армии, разведке и планировании операций.

Вывод — надо трезво оценить систему, не скрывать провалы и сделать работу над ошибками.

Частично выводы были сделаны после провалов первых месяцев, но не везде, и погибших солдат элитных подразделений и огромную массу технику, потерянной по глупости, уже не вернуть.

Договорняки конечно были, но причина их была не в недостаточно патриотичности, а в провале первоначального плана. Отсутствие «патриотизма» у элит не мешало начать СВО.

Сейчас есть отличная реконструкция боев в Киевской и прилегающих областях на основе огромной массы фото и видео материалов украинской стороны.

Рекомендую ознакомиться и сделать для себя выводы.

Если не владеете английским – пользуйтесь переводом и озвучкой от Яндекс браузера.
Много пишут про Игоря Ивановича в тюрьме, о том, как несправедливо это, как извечная наша серая бюрократическая рептильность, веками отторгает таких пассионариев, не умея обращать их энергию во благо и не взирая на их былые заслуги. Не то что у них там

И вот буквально же на наших глазах одно за другим нагляднейшее подверженнее этого взгляда на нашу #Система, который взгляд я и сам, конечно же, разделяю и практикую. И вариант Игоря Ивановича, как мы все видели, ещё не самый печальный.

(это был текст до слова НО который можно было не читать)

Но прямо сейчас мы можем наглядно наблюдать всю ограниченность этой описательно-объяснительной модели.

Игорь Иванович, конечно же, был главным протагонистом русского 2014 года. И был, по законам жанра, у него главный антагонист.

Игорь Валерьевич.

И можно даже сказать, что Игорь Валерьевич остановил Игоря Ивановича. И спас тем самым Украину, которая должна это выдающемуся человеку по гроб жизни. (У России, при всем уважении, такого долга перед Игорем Ивановичем нет).

И что же? Нынешнюю ночь, Игорь Валерьевич, которому Украина обязана своим существованием почти как дедушке Ленину и несравнимо больше, чем всей вместе взятой мазепо-петлюро-бандере, проведёт на тюремных нарах. Также, как и Игорь Иванович.

Так может дело всё-таки чуть сложнее, чем драматизм отношений кувшинных рыл с яркими личностями посреди лесотундры?
Шо вы знаете? Я таки купил на ММКЯ (абсолютно тухлое мероприятие) широко разрекламированную тут в телеграмме книжку

Нельсон С.Р. Океаны зерна. Как американская пшеница изменила мир. / пер. Т. Ю. Адаменко. — Москва; Берлин : директмедиа Паблишинг, 2023. — 238 с.

Результат превзошёл все ожидания.

Начинается она со слов «Весной 2011 г. Я впервые прилетел в Одессу, чтобы заняться изучением международного финансового кризиса…», а дальше автор имеет упоительных историй. Например такую на с. 15:

«Когда мой самолёт приземлился под Одессой, я в очередной раз убедился в ограниченности моих знаний.

Моего поверхностного владения разговорным русским явно было недостаточно для того, чтобы торговаться с частными таксистами, чей русский с украинским акцентом мне с трудом удавалось разобрать. Наконец мне удалось найти водителя, который немного говорил по-немецки и знал пару слов по-английски.

Когда я показал ему адрес своего отеля, он дважды оглядел меня с ног до головы, затем пожал плечами и жестом предложил мне сесть в машину. Когда мы прибыли к месту назначения, я понял, почему его так удивил адрес, который я ему показал.

«Русская мафия», — сказал он, кивнув в сторону вооруженных автоматами Калашникова людей в камуфляжных куртках, которые охраняли ворота. Прицелы снайперов, стоявших на двух вышках, сошлись на нашем такси.

По всей видимости, я забронировал номер в гостинице, находившейся в квартале русской мафии.

Как бы то ни было, благодаря ломаному русскому и распечатанному подтверждению бронирования мне удалось пройти мимо охранников.

За пределами гостиницы я видел разбитые дороги, огромные блошиные рынки и общественный транспорт старше моей бабушки.

Интерьер же поражал ослепительной роскошью, напомнившей мне о богатстве старой Одессы: огромные «хаммеры» и «бенцы» последних моделей, стоящие миллионы долларов летние виллы олигархов.

Окна моего отеля в этом закрытом поселке выходили на бассейн, а за ним простиралось Черное море. Юные красавицы в бикини плавали в бассейне, а их пожилые бойфренды в темных солнцезащитных очках и‚ спортивных штанах наблюдали за ними, лежа в шезлонгах.

Такой была новая Украина. Её богатство как экономической колонии и житницы России складывалось уже более века.

Спуститься к бассейну я не рискнул и, удобно расположившись в своем шикарном номере из плитки и стекла, приступил к планированию исследовательского маршрута.

Мне предстояло проследовать от портов по зерновым путям, посетить музеи, городские архивы и прогуляться по еврейскому кварталу. Там были склады, которые я хотел осмотреть, и дороги, по которым можно было побродить.

Я надеялся, что, увидев город с воды, смогу разглядеть торговые пути, позволившие Одессе стать местом, откуда украинская пшеница отправлялась в путешествие по морю».

Комментировать такое — только портить.
Посетил открытие выставки «Новороссия» в Государственном историческом музее. Мероприятие открывали вице-премьер Голикова и министр культуры Любимова, произносившие прочувственные речи.

Я стоял под расписными сводам ГИМа и думал о том, какой путь за это десятилетие проделало Н-слово — из маргинальных статеек в лексикон высших чиновников. И какой ценой дался этот путь...

Выставка была создана большим коллективом, при участии полутора десятков наших ведущих музеев. Конечно ее создателей хочется поблагодарить и за труд, и за возможность посетить мероприятие. Но…

Если выставка что-то красноречиво и показывает, то это по-прежнему отсутсвие нарратива Новороссии. Само понятие вернули на свет Божий, но как о нем рассказывать до сих пор непонятно.

Вот вроде есть копия чертомлыкской амфоры из Эрмитажа, и в общем конечно понятно что она тут делает, но как именно серебряный сосуд со сценами скифской жизни связан с мужчинами в париках, глядящими на нас с темных портретов екатерининской эпохи не ясно. Ну да, были скифы, были греки, в учебнике читали… и что?

Дальше вроде попроще — времена очаковские и покорения Крыма. Но выбор экспонируемых документов мягко говоря неочевиден. А ведь показать есть что, учитывая очевидную политическую актуальность выставки — ради неё то все и затевалось.

Ещё дальше все становится ещё более мозаичным и фрагментарным. Пока не докатывается до советских времён.

Тут наши музейщики вновь садятся на понятную лошадку и она везёт их через венгерку Будённого, отбойный молоток Стаханова к витрине с ППШ. Нет, без интересных находок тут не обошлось — и особая роль маршала Малиновского и вышиванка Хрущева… но сложится ли из них нужный пазл?

Ведь ответа на главный вопрос выставка не даёт.

А куда всё собственно делось? Откуда взялась тут Украина? Ответа нет.

А есть кое-что прямо противоположное. Есть наш откровенно советский исторический официоз, который дать адекватный ответ на этот вопрос (ради которого весь выставочный огород и городили) физически не способен.

Витрина Гражданской войны. С одной стороны воинские знаки белогвардейцев, с другой - красноармейцев. И один петлюровский жетон. Как думаете, в какой ряд поставлен? Там где была Новороссийская область ВСЮР или там, где войска Советской Украины? Увы, ответ очевиден.

Его подсказывает советский _пропагандистский_ плакат той эпохи, висящий прямо над витриной: братству украинского и российского пролетариата противостоят в едином строю полчища под триколором, флагами Антанты и жовто-блакитным…

Сложно пенять музейщикам — на крошечной выставочной площади они, наверное, разместили (почти) всё что смогли. И ведь не их вина в том, что до сих пор никто не понимает что рассказывать о Новороссии, и как рассказывать…

Наверное я слишком много хочу и нужно ещё 10 лет…

https://yangx.top/vasilievodessa/1837
ГИМ. Выставка «Новороссия». Вот как авторам экспозиции представляются стороны борьбы на Новороссию 100 лет назад.

А вот откуда они эту картину мира почерпнули.
В моей новостной ленте в Телеграме два видеоролика подряд. На одном пьяный поляк бьёт интеллигентного украинца, а на другом трезвый Подоляк говорит о «принципе жизни русских». Которые ненавидят «того, кто интеллигентен, умён и тому подобное». То есть таких, как Подоляк. А он фигура глубоко типическая.

О таких очень умных и интеллигентных киевлянах, разъясняющих простым киевским обывателям премудрости мироустройства, повествует классическая украинская пьеса «За двумя зайцами», увидевшая свет еще при царе Александре III и экранизированная киностудией Довженко при Никите Сергеевиче.
Главный герой — обанкротившийся владелец барбершопа Свирид Петрович Голохвастов — так выражает своё кредо: «В каждом обхождении главная хворма — учёность. Потому ежели человек учёный, так ему уже свет переменяется».

Посмотрите, как органично еще одна реплика Голохвастого звучала бы в исполнении советника начальника офиса Зеленского: «Ежели когда человек поднимется умом выше лаврской колокольни, да глянет оттудова на людей, так они ему сдаются-кажутся такие манюсенькие, как пацюки, пардон, крысы!»

Выше колокольни Киево-Печерской лавры со времен Леонида Ильича Брежнева возвышается фигура Родины-Матери. Недавно украинцы взгромоздились и на неё, и на саму лаврскую колокольню и теперь взирают на окружающий их мир с этой недосягаемой высоты. И что же они видят?

Ответ мы получаем в ответе пана Подоляка на вопрос журналистки Влащенко, которая на чистом русском языке спросила у советника главы офиса президента Украины о том, как «формула мира» Владимира Зеленского установит «новый мировой порядок»? Как к ней относятся такие страны, как Индия и Китай? Полный ответ на языке оригинала:

«В чем проблема современного мира? В чем проблема Индии, Китая и так далее… Проблема этих стран в том, что они не анализируют последствия собственных шагов. Слабый интеллектуальный потенциал этих стран. К сожалению.
Да, они вкладываются в науку. Да, Индия послала сегодня луноход и уже ездит по поверхности Луны. Но это не говорит о том, что эта страна точно понимает, что такое современный мир».

Конечно, не понимает! Индия не понимает, а Украина всё в этой жизни уже поняла. В науку они вкладывают! По Луне колесят. Посмешище какое! Нет, надо брать пример с украинцев. Вот где интеллектуальный потенциал и способность анализировать последствия собственных шагов. По этому поводу один индийский пользователь соцсети Х (как теперь Илон Маск окрестил Твиттер) заметил очевидное: «именно поэтому мы на Луне, а они на минном поле».
И вот в этой точке находится одна важная развилка.

Александр Васильев @vasilievodessa в статье Об интеллектуальном превосходстве украинцев над китайцами и индийцами
Попался на глаза разговор о том, правильно или нет называть стираемые в пыль неизвестные посёлки у безымянных высот бабкоселом или всё-таки не очень.

Вот, например Клещеевка. В качестве доказательства контроля и наши и украинцы используют кадры на фоне Покровского храма.

Обращали на него внимание? Такой внезапный русский классицизм посреди степи.

А знаете кто его заложил? Генерал Петр Котляревский – выходец из малороссийского старшинского рода (правда отец его был священником в Купянском уезде Харьковской губернии), герой русско-персидской войны 1804 – 1813 гг. по итогам которой к России отошла значительная часть Закавказья. «Бич Кавказа» – писал о нём Пушкин. И не случайно. Вот только один характерный эпизод:

«узнав о неуважении, проявленном карабахским ханом к России и её союзникам, он прискакал в сопровождении лишь одного казака на ханский двор и, угрожая правителю плеткой, заставил того просить прощения и полностью подчиниться русской власти.»

Тяжелые раны (после кровавого штурма Ленкорани его еле живого нашли в груде тел) заставили Котляревского уйти в отставку, и он поселился в своем имении под Бахмутом. В той самой Клещеевке. Соседняя Андреевка, ныне уже тоже не существующая, также принадлежала ему.

Но старые раны давали о себе знать, требовалось лечение и Котляревский купил имение под Феодосией. Храм в Клещеевке достраивал уже его соратник и управляющий полковник Осип Шультен. Оба они похоронены в Феодосии.

Храм дважды закрывали большевики – в 1937 и 1962, как водится разорив. 30 лет он ни шатко ни валко восстанавливался. На такую махину прихода почти и не было – бабкосело как ни крути. https://yangx.top/vasilievodessa/1844https://yangx.top/vasilievodessa/1844
Храм в Клещеевке перед СВО.

Очередная карта боёв за село - не в курсе насколько актуальная.

Памятник генералу Котляревскому в Феодосии, открытый в 2020 г.
По телеге распространяется пост Страны.юа «Президент Польши Анджей Дуда сравнил Украину с утопленником, «который может затянуть на глубину».

Тонкости перевода. Дуда на самом деле говорит о спасении утопающего. Который хватается за того, кто его спасает и тянет за собой на дно.

Хорошее откровение. Почти такое же, как расследование NYT что ракета в Константиновке, убившая полтора десятка человек и вдвое больше покалечившая была украинской.

Это всё правда, но не вся. Утопающий тянет спасителя на дно ненамеренно. В отличие от утопленника. Вернее утопленницы…

Многие этой разницы еще не поняли. Многие еще поймут.
2 года назад я написал, что армянские дела - война и выборы - интересуют меня прежде всего в сравнительном аспекте. Продолжу эту линию с поправкой на новые реалии.

Карабахский блицкриг Азербайджана в 2020, эндшпиль которого мы наблюдаем прямо сейчас, является очень важной предпосылкой в нашей печальной истории.

Те события как-то сразу стали называть «Второй Карабахской войной» хотя на самом деле это была не война, а… классическая СВО. Маленькая и победоносная.

И вот глядя на нее все соседи, у которых есть аналогичные территориальные проблемы подумали: а что, так можно было?

В Киеве именно в этот момент детей вместо Джавелинов стали называть Байрактарами. И «хорватский сценарий», который там раньше обсуждали в основном всякие умники вроде Подоляка, внезапно приобрел конкретное измерение.

У Москвы, конечно, на этом фоне случился и собственный успешный кейс – ныне уже всеми забытый. Операция по спасению Казахстана, кстати прошедшая под началом Пашиняна.

Опять же всем понятно, что у такой СВО есть ключевое условие.

Невмешательство третьих стран.

Причем скажем честно, невмешательство если не гарантированное на все 100%, то всё равно высочайшей степени вероятности.

Что может гарантировать невмешательство России на Донбассе? Такие условия теоретически представить можно в контексте пресловутого транзита 2024 г.

Что может гарантировать невмешательство Запада на Украине? Публичные слова Байдена о «маленьком вторжении»? Что-то непубличное?

Когда-нибудь историки будущего найдут ответ, что же пошло не так. Нарушение западных гарантий? Пробуксовка нашей военной машины? Всё вместе? Что-то еще? А может быть и не дадут.
Выставкой «Новороссия» ГИМ возвращается к собственным истокам: музей вырос из Севастопольского павильона всероссийской Политехнической выставки 1872 г., где артефакты времён Крымской войны объединили с находками из раскопок Херсонеса. Такое соседство отнюдь не случайно.

Именно так — античный фундамент и героические страницы русской военной истории — выглядит исторический нарратив не одного лишь Севастополя или Крыма, а всей Новороссии.

Казалось бы, эту центральную для Екатерины II идею преемственности от великой греческой колонизации к колонизации русской, символизирует первая же витрина новой экспозиции. Там выставлена копия серебряной амфоры со сценами скифской жизни из царского кургана Чертомлык, оригинал которой хранится в Эрмитаже.

Но как именно этот артефакт связан с мужчинами в париках, глядящими на нас с темных портретов екатерининской эпохи, не ясно.

Первый из этих портретов по праву принадлежит генералу Алексею Мельгунову. Именно он составил проект создания на юге новой пограничной территориальной единицы, переработанный вельможами братьями Паниными в доклад, на котором императрица собственноручно оставила резолюцию — «называть Новороссийской губернией». «Главным командиром» т.е. первым генерал-губернатором Новороссии и стал Мельгунов.

Не довольствуясь лишь административной деятельностью, он велел провести раскопки древнего кургана неподалёку от Елисаветграда. Раскопщики наткнулись на богатое погребение, находки из которого, как и меморандум о создании губернии, были направлены императрице. Уже позднее археологи определили, что Мельгунов нашел одно из древнейших захоронений скифов в Северном Причерноморье.

Какое символичное совпадение: едва начав осваивать край, русские прикоснулись именно к тем скифам, которые за 25 веков до этого только пришли в Причерноморье, основав здесь свою Великую Скифию.

Не менее символична и судьба уникальных находок Мельгунова. В их золотом блеске отражается историческая судьба всей Новороссии.

Сегодня украинские археологи развернули истеричную агитационную кампанию за возвращение «украденных у Украины» археологических памятников, хранящихся в основном всё в том же ГИМе и Эрмитаже. Но и в этом они не оригинальны.

В рамках своей политики деколонизации большевики не только передали Украине земли Новороссии, но и «вернули» ей «вывезенные» исторические ценности. В их числе были и вещи из «Мельгуновского клада», хранившиеся до революции в Эрмитаже. Скифское золото в 1932 г. передали в Харьков.

Почему в Харьков? А потому что именно этот город стал первой столицей УССР. А где же еще хранить «украинское наследие»? Не в самом же Елисаветграде, который тогда уже назывался Зиновьевском (с 1934 г. Кировоград). И конечно же не в Одессе, где существовал старейший музей классических древностей юга России.

В 2013 г. киевская газета «День» (известная особым вниманием к теме Голодомора) в связи с раскопками, произведенными по указанию главного командира Новороссийской губернии в 1763 г. отмечала «250-летие украинской полевой археологии». А изображение золотого грифона, найденного в кургане, украшает герб Кировоградской области (сам Кировогорад еще Порошенко в 2016 г. переименовал в Кропивницкий).

До наших дней переданное в Харьков скифское золото (включая тех самых грифонов) не сохранилось — коллекция была утрачена во время эвакуации в 1941 г. До наших дней дошли лишь предметы, оставленные Эрмитажу для снятия гальванокопий, да к счастью так там и оставшиеся.

Вот их и показать бы на выставке «Новороссия». Но, увы, по каким-то причинам Эрмитаж экспонатов не предоставил.

Александр Васильев @vasilievodessa в статье Русская Атлантида. Почему мы так и не научились рассказывать о Новороссии