Только что забрал со склада авторские и чуток больше. На днях несколько экземпляров отдам в Йозеф Кнехт. По вопросам приобретения обращайтесь в личку. Тираж небольшой.
Я предлагаю впредь, чтобы избежать таких эксцессов с комсомольцами, какие произошли в ЕКБ и Перми, в комсомол принимать с 65 лет - парней, а с 60 - девушек. Тогда точно никаких проблем не будет
Обожаю раннюю весну - пуще всех иных времен года, с ее свежим теплом, ослепительным солнцем, веселой водой под ногами. Словно рухнула одна империя и, гляди-ка! - из-под ее развалин упрямо, неостановимо, возникает уже новая. Или даже еще не возникает, но только обещает возникнуть. Однако, ей веришь, не можешь не верить.
Этакий природный эллинизм.
Этакий природный эллинизм.
листаю сейчас Народную историю США Говарда Зинна. Он сообщает, что в 1933 году в США осталось без работы 15 млн человек, это треть рабочей силы страны (Г. Зинн. Народная история США: с 1492 г. до наших дней. М.: "Весь мир". 2006. С. 479).
А давайте их называть "жертвами ЭКОНОМИЧЕСКИХ репрессий буржуазии"!
Или нет. Лучше так: "жертвами ЭКОНОМИЧЕСКИХ репрессий капиталистической системы". Ибо жертв в то время было значительно больше за счет самой буржуазии - мелкой и средней, которую разоряли отнюдь не коммунисты, а ДРУГИЕ капиталисты.
Зинн, правда, добавляет, что это примерная цифра, ибо точную цифру не знает никто. Это почему, гоподин Зинн? Как такое может быть в стране, где (якобы) нет цензуры и где самая продвинутая статистика? Из замечания Зинна следует только одно: жертв экономических репрессий системы свободного рынка было значительно больше
А давайте их называть "жертвами ЭКОНОМИЧЕСКИХ репрессий буржуазии"!
Или нет. Лучше так: "жертвами ЭКОНОМИЧЕСКИХ репрессий капиталистической системы". Ибо жертв в то время было значительно больше за счет самой буржуазии - мелкой и средней, которую разоряли отнюдь не коммунисты, а ДРУГИЕ капиталисты.
Зинн, правда, добавляет, что это примерная цифра, ибо точную цифру не знает никто. Это почему, гоподин Зинн? Как такое может быть в стране, где (якобы) нет цензуры и где самая продвинутая статистика? Из замечания Зинна следует только одно: жертв экономических репрессий системы свободного рынка было значительно больше
Сегодня день рождения Р. Декарта! Cogito, ergo sum. На русский это не переводимо, но зато преводимо на украинский: "Своя хата - своя правда" (Т. Г. Шевченко)
Нынче я решил объединить два своих первоапрельских поста (соотвественно, 2017 и 2016 года) как тезис и антитезис:
1. "особым указом В.В. Путина Алексей Навальный смещен с поста оппозиционного лидера и назначен премьер-министром РФ. Пост лидера несистемной оппозиции занял Дмитрий Медведев";
2. "общественная реальность в России, да и в остальном мире, настолько наполнилась абсурдом, что 1 апреля как праздник веселых розыгрышей, родившийся в советскую эпоху, утратил всякий смысл".
Считайте, что тезис и антитезис содержатся в первом посте, а второй к ним относится как синтез.
Это тем более верно, что госпожа история пошутила гораздо остроумнее, чем я, вывернув в реальности все на свой манер.
Хотя кому-то шутки госпожи истории - вовсе и не шутки
1. "особым указом В.В. Путина Алексей Навальный смещен с поста оппозиционного лидера и назначен премьер-министром РФ. Пост лидера несистемной оппозиции занял Дмитрий Медведев";
2. "общественная реальность в России, да и в остальном мире, настолько наполнилась абсурдом, что 1 апреля как праздник веселых розыгрышей, родившийся в советскую эпоху, утратил всякий смысл".
Считайте, что тезис и антитезис содержатся в первом посте, а второй к ним относится как синтез.
Это тем более верно, что госпожа история пошутила гораздо остроумнее, чем я, вывернув в реальности все на свой манер.
Хотя кому-то шутки госпожи истории - вовсе и не шутки
Купил роскошное издание Пауля Целана. Когда-то, ещё в советское время, я замер от боли и ужаса, прочтя его Фугу смерти. Это был перевод А. Парина, опубликованный в БВЛ. И до сих пор он представляется мне лучшим. В новом издании - перевод О. Седаковой и он куда слабее. Как и остальные ее переводы.
В чем ее ошибка?
Ошибка в том, что хороший перевод поэзии - это перевод не слов, а образов и смыслов. Если вообще перевод поэзии возможен. Судите сами - по переводу первой строки. Вот исходный, немецкий текст: "Schwarze Milch der Frühe wir trinken sie abends..."
Да, "Чёрное молоко плодов мы пьем вечерами...". Седакова переводит: "Чёрное молоко рассвета мы пьем его вечерами...". Какого "рассвета"? Причем тут "рассвет" даже по смыслу? Кроме того, это слово здесь находится в противостоянии к "вечерам", а этого у Целана нет.
Зато как четко эта строка вырублена (иначе не скажешь) у Парина: "Черная влага истоков мы пьем тебя на ночь..."!
Далее у Седаковой следует скучный "правильный" нарратив. Да, у нее и Маргарита и Суламифь - как в подлиннике, а у Парина - Рахиль и Гретхен. Что с того? Перевод Парина читается на одном дыхании, как молитва, перевод Седаковой будто сделан в Гугле и чуток "художественно" обработан. От перевода Парина - у меня мурашки по коже, от перевода Седаковой - скука.
Что ни говорите, но советская школа переводов была на высоте.
Вот перевод А. Парина.
Фуга смерти (Пауль Целан)
Черная влага истоков мы пьем ее на ночь
мы пьем ее в полдень и утром мы пьем ее ночью
мы пьем ее пьем
мы в небе могилу копаем там нет тесноты
В доме живет человек он змей приручает он пишет
он пишет в Германию письма
волос твоих золото Гретхен
он пишет спускается вниз загораются звезды
он псов созывает свистком
свистком созывает жидов копайте могилу в земле
кричит нам сыграйте спляшите
Черная влага истоков мы пьем тебя ночью
мы пьем тебя утром и в полдень мы пьем тебя на ночь мы пьем тебя пьем
В доме живет человек он змей приручает он пишет
он пишет в Германию письма
волос твоих золото Гретхен
Волос твоих пепел Рахиль
мы в небе копаем могилу там нет тесноты
Он рявкает ройте поглубже лентяи
живее сыграйте и спойте
он гладит рукой пистолет глаза у него голубые
поглубже лопату живее сыграйте веселенький марш
Черная влага истоков мы пьем тебя ночью
мы пьем тебя в полдень и утром
мы пьем тебя на ночь мы пьем тебя пьем
в доме живет человек волос твоих золото Гретхен
волос твоих пепел Рахиль он змей приручает
Кричит понежнее про смерть
а смерть это старый немецкий маэстро
кричит скрипачи попечальней
и ввысь воспаряйте смелей
там в небе могилы готовы там нет тесноты
Черная влага истоков мы пьем тебя ночью
мы пьем тебя смерть
это старый немецкий маэстро
мы пьем тебя на ночь и утром мы пьем тебя пьем
смерть это старый немецкий маэстро
глаза голубые небес
он пулей тебя настигает без промаха бьет
в доме живет человек волос твоих золото Гретхен
он свору спускает на нас
он дарит нам в небе могилу
он змей приручает мечтая
а смерть это старый немецкий маэстро
волос твоих золото Гретхен
волос твоих пепел Рахиль
Источник : Библиотека Всемирной Литературы.Западноевропейская поэзия ХХ века.-М.:Худож.лит, 1977.
В чем ее ошибка?
Ошибка в том, что хороший перевод поэзии - это перевод не слов, а образов и смыслов. Если вообще перевод поэзии возможен. Судите сами - по переводу первой строки. Вот исходный, немецкий текст: "Schwarze Milch der Frühe wir trinken sie abends..."
Да, "Чёрное молоко плодов мы пьем вечерами...". Седакова переводит: "Чёрное молоко рассвета мы пьем его вечерами...". Какого "рассвета"? Причем тут "рассвет" даже по смыслу? Кроме того, это слово здесь находится в противостоянии к "вечерам", а этого у Целана нет.
Зато как четко эта строка вырублена (иначе не скажешь) у Парина: "Черная влага истоков мы пьем тебя на ночь..."!
Далее у Седаковой следует скучный "правильный" нарратив. Да, у нее и Маргарита и Суламифь - как в подлиннике, а у Парина - Рахиль и Гретхен. Что с того? Перевод Парина читается на одном дыхании, как молитва, перевод Седаковой будто сделан в Гугле и чуток "художественно" обработан. От перевода Парина - у меня мурашки по коже, от перевода Седаковой - скука.
Что ни говорите, но советская школа переводов была на высоте.
Вот перевод А. Парина.
Фуга смерти (Пауль Целан)
Черная влага истоков мы пьем ее на ночь
мы пьем ее в полдень и утром мы пьем ее ночью
мы пьем ее пьем
мы в небе могилу копаем там нет тесноты
В доме живет человек он змей приручает он пишет
он пишет в Германию письма
волос твоих золото Гретхен
он пишет спускается вниз загораются звезды
он псов созывает свистком
свистком созывает жидов копайте могилу в земле
кричит нам сыграйте спляшите
Черная влага истоков мы пьем тебя ночью
мы пьем тебя утром и в полдень мы пьем тебя на ночь мы пьем тебя пьем
В доме живет человек он змей приручает он пишет
он пишет в Германию письма
волос твоих золото Гретхен
Волос твоих пепел Рахиль
мы в небе копаем могилу там нет тесноты
Он рявкает ройте поглубже лентяи
живее сыграйте и спойте
он гладит рукой пистолет глаза у него голубые
поглубже лопату живее сыграйте веселенький марш
Черная влага истоков мы пьем тебя ночью
мы пьем тебя в полдень и утром
мы пьем тебя на ночь мы пьем тебя пьем
в доме живет человек волос твоих золото Гретхен
волос твоих пепел Рахиль он змей приручает
Кричит понежнее про смерть
а смерть это старый немецкий маэстро
кричит скрипачи попечальней
и ввысь воспаряйте смелей
там в небе могилы готовы там нет тесноты
Черная влага истоков мы пьем тебя ночью
мы пьем тебя смерть
это старый немецкий маэстро
мы пьем тебя на ночь и утром мы пьем тебя пьем
смерть это старый немецкий маэстро
глаза голубые небес
он пулей тебя настигает без промаха бьет
в доме живет человек волос твоих золото Гретхен
он свору спускает на нас
он дарит нам в небе могилу
он змей приручает мечтая
а смерть это старый немецкий маэстро
волос твоих золото Гретхен
волос твоих пепел Рахиль
Источник : Библиотека Всемирной Литературы.Западноевропейская поэзия ХХ века.-М.:Худож.лит, 1977.
Началась кампания по утилизации целой страны - Украины.
Я вижу это таким образом.
Германия: "Да на фиг ты нам нужна. У меня новая игрушка: Северный поток-2".
Киев: "Та як же так? А я на шо? Опять к москалям?"
Германия: "Ну, судьба у тебя такая геополитическая. Смирись".
Киев: "Уууууууу! Шо не съели, то понаоткусывали? Ыыыыы!".
США: "Не плачь, мой сладкий. Мы тебя не так просто отдадим, а изобразим войнушку. Вот тебе самолётики, дроны называются. Вот тебе инструкторы - они расскажут, как ими пользоваться. А потом сам, сам..."
Киев: "Шо сам?"
Германия и США хором: "К москалям сам! Не впервой ведь! Теперь им нервы мотать будешь".
Россия: "Кто первый выстрелит, тот и проиграл".
Киев, радостно: "Бах-бах".
Рубль: "Ух-ух"
Россияне: "Ох-ох!".
Грузия: "Вай-вай, генацвале! Что-то это мне напоминает!".
Занавес.
Продолжение последует. Обязательно и с необходимостью.
Я вижу это таким образом.
Германия: "Да на фиг ты нам нужна. У меня новая игрушка: Северный поток-2".
Киев: "Та як же так? А я на шо? Опять к москалям?"
Германия: "Ну, судьба у тебя такая геополитическая. Смирись".
Киев: "Уууууууу! Шо не съели, то понаоткусывали? Ыыыыы!".
США: "Не плачь, мой сладкий. Мы тебя не так просто отдадим, а изобразим войнушку. Вот тебе самолётики, дроны называются. Вот тебе инструкторы - они расскажут, как ими пользоваться. А потом сам, сам..."
Киев: "Шо сам?"
Германия и США хором: "К москалям сам! Не впервой ведь! Теперь им нервы мотать будешь".
Россия: "Кто первый выстрелит, тот и проиграл".
Киев, радостно: "Бах-бах".
Рубль: "Ух-ух"
Россияне: "Ох-ох!".
Грузия: "Вай-вай, генацвале! Что-то это мне напоминает!".
Занавес.
Продолжение последует. Обязательно и с необходимостью.
Во время 2 м.в. армия США заказала более 519 млн пар носков и более 219 млн пар штанов, а германские войска только за 1943 год заказали 8,8 млн ножниц и 6,2 млн подушечек для печатей военных канцелярий.
Так война стимулировала массовое производство бытовых вещей.
В древней Греции военная машина возникала из рабовладельческой демократии, в 20 веке - социальное государство (невозможное без массового производства) из военной машины.
Можно сказать так. Две мировые войны индустриальной эпохи - это социальное государство шиворот-навыворот.
Так война стимулировала массовое производство бытовых вещей.
В древней Греции военная машина возникала из рабовладельческой демократии, в 20 веке - социальное государство (невозможное без массового производства) из военной машины.
Можно сказать так. Две мировые войны индустриальной эпохи - это социальное государство шиворот-навыворот.
Хобсбаум приводит цифры, иллюстрирующие уровень безработицы "в худший период депрессии" 1932-33 гг.: UK и Бельгия - 22-23%; Швеция - 24 %, США - 27 %, Австрия - 29 %; Норвегия - 31 %, Дания - 32 %; Германия - 44 %.
А что в СССР? А в СССР в это время - индустриализация идёт полным ходом, первая и вторая пятилетки. Уж как идёт, но идёт!
Далее Хобсбаум замечает, что после 33 года, в период оживления экономики, среднее количество безработных не стало ниже 16-17 % в UK и Швеции и ниже 20 % в Скандинавских странах, Австрии и США. "Единственным государством Запада, преуспевшим в преодолении безработицы, была нацистская Германия в период между 1933 и 1938 гг." (Хобсбаум, указ.соч. с. 105).
Не в этих ли цифрах - ответ на вопрос: почему континентальная Европа (читай: европейский пролетариат) так позорно и быстро капитулировала перед Гитлером, а советские трудящиеся ему сопротивлялись с таким отчаянием? Однажды один академический "мыслитель" высказал идею, что огромное количество советских пленных в первые месяцы войны свидетельствовало об антисталинских настроениях в Красной армии. Мне эта идея очень нравится, только я бы её перенес с востока на запад: быстрая капитуляция западных армий перед Гитлером - это запоздалая реакция европейского пролетариата, одетого в военные шинели, на кризис и депрессию конца 20-х - начала 30-х гг. Память о них в конце 30-х и начале 40-х была ещё более, чем жива
И никак иначе.
А что в СССР? А в СССР в это время - индустриализация идёт полным ходом, первая и вторая пятилетки. Уж как идёт, но идёт!
Далее Хобсбаум замечает, что после 33 года, в период оживления экономики, среднее количество безработных не стало ниже 16-17 % в UK и Швеции и ниже 20 % в Скандинавских странах, Австрии и США. "Единственным государством Запада, преуспевшим в преодолении безработицы, была нацистская Германия в период между 1933 и 1938 гг." (Хобсбаум, указ.соч. с. 105).
Не в этих ли цифрах - ответ на вопрос: почему континентальная Европа (читай: европейский пролетариат) так позорно и быстро капитулировала перед Гитлером, а советские трудящиеся ему сопротивлялись с таким отчаянием? Однажды один академический "мыслитель" высказал идею, что огромное количество советских пленных в первые месяцы войны свидетельствовало об антисталинских настроениях в Красной армии. Мне эта идея очень нравится, только я бы её перенес с востока на запад: быстрая капитуляция западных армий перед Гитлером - это запоздалая реакция европейского пролетариата, одетого в военные шинели, на кризис и депрессию конца 20-х - начала 30-х гг. Память о них в конце 30-х и начале 40-х была ещё более, чем жива
И никак иначе.
Как уничтожить революционный рабочий класс? Капитализм во время мировой революции первой половины XX века это делал просто: отправлял на электрический стул многочисленных сакко и ванцетти, расстреливал мирные демонстрации - во имя, конечно, либеральных свобод. Но все это хлопотно и не гуманно. Преформированный бюрократией капитализм поступает тоньше и эффективнее: он заставляет буржуазию с рабочими делиться. Рабочие получают объект собственности (жилье, автомобили, любовниц etc), садятся на вэлфер, тем самым приобщаясь к великой буржуазной культуре потребления и осваивая ее. Экономика и культура начинают обслуживать его, в целом невзыскательные, интересы. Ширпотреб и попса, наряду с полетами в космос, торжеством просветительской парадигмы в образовании, массовым атеизмом, успехами массового здравоохранения и т.д. (причем, здесь имеется в виду не только и даже не столько Советский Союз) - вот памятники этой экономической диктатуры пролетариата середины XX века. Впервые в истории пролетариат наедается досыта, к великому раздражению номенклатуры левых партий и сект. Тут появляется Альтюссер и говорит: люди и их потребности - это все ненаучная и буржуазная фигня. Забудьте о них. Забудьте о гуманизме вообще. Коммунизм победит не благодаря людям. Он победит потому, что таков Закон. Вот и Маркс об этом писал. Ах, Маркс писал иначе?Так это неправильный Маркс, "ранний". И вообще у Маркса надо читать только то, что совпадает с генеральной линией партии.
С одной стороны, буржуазии экономическая диктатура пролетариата выгодна: она получает массового покупателя своих товаров и социальную стабильность. Кроме того, все черезчур идейные левые в данной ситации оказываются в щекотливом положении и нейтрализируются: продолжая бороться "против капитализма", они в данных условиях борются против социальной повестки, монополизированной гран(социал)бюрократией и против самого рабочего класса. С другой стороны, буржуазию тяготит налоговое бремя. И она, вместе с левацкой (прото)номенклатурой, начинает крестовый поход против "общества потребления" и welfare state. Поэтому, когда welfare state начинает ощущать дефицит ресурсов, связанный с ростом цен на них в конце 60-начале 70-х (а он начал происходить вследствие эмансипации Третьего мира), когда их стоимость начинает перекрывать стоимость рабочей силы, все социальные досттижения капитализма легко уничтожаются и начинается эпоха неолиберализма (после нескольких лет поисков выхода из тупика) - "как бы" эпоха капиталистической Реставрации. Почему "как бы"? Потому что буржуазная реставрация происходит в карикатурном виде: провозглашается рыночная свобода, но: 1. возврата к промышленному капитализму не просходит, все наоборот: национальная промышленность уничтожается в европах и США; 2. институционально welfare state сохраняется, лишь сокращаются объемы перераспределяемого продукта; 3. основным политическим субъектом остается государство, точнее, высшая бюрократия, "гранбюрократия", которая, конечно, делится с капиталом властью - но лишь так, как и насколько она посчитает нужным.
Так промышленный рабочий класс "центрового" капитализма был уничтожен второй раз в новейшей истории. Уже вместе со своей материальной основой, со средствами производства, которые были экспортированы в Третьи страны.
Но успехи Китая, кризис 2008 г. и начавшиеся на фоне Великой рецессии экономические войны с КНР и Россией протрезвили гранбюрократию и крупный капитал развитых стран: в этой войне способен выиграть только тот, кто развивает национальную промышленность. Начинается эпоха неомеркантилизма. Это дает шанс возрождения национальной индустрии - а значит, и национальному рабочему классу. "Верхи", хотят они этого или не хотят, снова становятся от него зависимыми и снова оказываются перед необходимостью запустить механизм welfare state. Пусть в скромном объеме, но тем не менее - в больших масштабах, чем в неолиберальную эпоху.
С одной стороны, буржуазии экономическая диктатура пролетариата выгодна: она получает массового покупателя своих товаров и социальную стабильность. Кроме того, все черезчур идейные левые в данной ситации оказываются в щекотливом положении и нейтрализируются: продолжая бороться "против капитализма", они в данных условиях борются против социальной повестки, монополизированной гран(социал)бюрократией и против самого рабочего класса. С другой стороны, буржуазию тяготит налоговое бремя. И она, вместе с левацкой (прото)номенклатурой, начинает крестовый поход против "общества потребления" и welfare state. Поэтому, когда welfare state начинает ощущать дефицит ресурсов, связанный с ростом цен на них в конце 60-начале 70-х (а он начал происходить вследствие эмансипации Третьего мира), когда их стоимость начинает перекрывать стоимость рабочей силы, все социальные досттижения капитализма легко уничтожаются и начинается эпоха неолиберализма (после нескольких лет поисков выхода из тупика) - "как бы" эпоха капиталистической Реставрации. Почему "как бы"? Потому что буржуазная реставрация происходит в карикатурном виде: провозглашается рыночная свобода, но: 1. возврата к промышленному капитализму не просходит, все наоборот: национальная промышленность уничтожается в европах и США; 2. институционально welfare state сохраняется, лишь сокращаются объемы перераспределяемого продукта; 3. основным политическим субъектом остается государство, точнее, высшая бюрократия, "гранбюрократия", которая, конечно, делится с капиталом властью - но лишь так, как и насколько она посчитает нужным.
Так промышленный рабочий класс "центрового" капитализма был уничтожен второй раз в новейшей истории. Уже вместе со своей материальной основой, со средствами производства, которые были экспортированы в Третьи страны.
Но успехи Китая, кризис 2008 г. и начавшиеся на фоне Великой рецессии экономические войны с КНР и Россией протрезвили гранбюрократию и крупный капитал развитых стран: в этой войне способен выиграть только тот, кто развивает национальную промышленность. Начинается эпоха неомеркантилизма. Это дает шанс возрождения национальной индустрии - а значит, и национальному рабочему классу. "Верхи", хотят они этого или не хотят, снова становятся от него зависимыми и снова оказываются перед необходимостью запустить механизм welfare state. Пусть в скромном объеме, но тем не менее - в больших масштабах, чем в неолиберальную эпоху.
Однако, не будем строить иллюзий: это возрождает отнюдь не революционный рабочий класс, а только его "буржуазное", потребительское состояние. Получается замкнутый круг, который не в силах разорвать даже самый радикальный левый дискурс, просто потому, что он остается в этих условиях дискурсом, фразой, которую трудящиеся либо не слышат, либо над которой смеются. Нечаевщина рискует воспроизвестись в расширенном виде.
Где выход?
Я уже писал: революционность порождает не нищета; нищета буржуазна; истина нищеты - это и есть welfare state. Социальную революцию в ее последовательном виде порождают развитые, но неудовлетворенные потребности. Да, гран(социал)бюрократия накормит ЭТО поколение рабочего класса. Но следующее поколение потребует большего, относясь к достигнутому уровню как к должному. И так будет до тех пор, пока не появится такое поколение людей, которое потребует главного богатства: не еды, не одежды, не комфортабельного жилья, не авто и даже не маткапитал в размере ипотеки (не потому, что оно аскетично, а потому, что это все у него уже будет). Что же это "главное"? Так откройте Маркса, у него написано: "главное богатство человека - это его свободное время". Вот тогда и придет конец капитализму и всем его превращениям
Где выход?
Я уже писал: революционность порождает не нищета; нищета буржуазна; истина нищеты - это и есть welfare state. Социальную революцию в ее последовательном виде порождают развитые, но неудовлетворенные потребности. Да, гран(социал)бюрократия накормит ЭТО поколение рабочего класса. Но следующее поколение потребует большего, относясь к достигнутому уровню как к должному. И так будет до тех пор, пока не появится такое поколение людей, которое потребует главного богатства: не еды, не одежды, не комфортабельного жилья, не авто и даже не маткапитал в размере ипотеки (не потому, что оно аскетично, а потому, что это все у него уже будет). Что же это "главное"? Так откройте Маркса, у него написано: "главное богатство человека - это его свободное время". Вот тогда и придет конец капитализму и всем его превращениям
Если бы меня спросили: что делать с теоретическим наследием Ленина? - я бы ответил: либо запретить (что практически невозможно, уж слишком большие тиражи его книг, не говоря уже о цифре), либо повсеместно изучать (что ныне невозможно в наибольшей степени).
Но почему запретить? Потому что без изучения - связанного с изучением современности - повтор ленинских идей (их мумифицирование) равнозначно превращению их в пародию. А я слишком уважаю Ленина, чтобы согласиться с этим.
Ленин есть пролетарский революционер, в своей деятельности ориентировавшийся на рабочий класс промышленной эпохи. О том, как промышленный рабочий класс был уничтожен дважды, духовно и материально, в 20 веке - я уже писал ниже, не буду повторяться. Без оного имя Ленина, хоть и продолжает быть паролем левых, но оно не является их практической программой. Делать вид, что Россия - на пороге социалистической революции (а если не ее, то какой? буржуазной? то есть, простым гражданам предлагается таскать из огня каштаны в пользу господ навальных и ходорковских? об этом очень озабочена оппозиия Шредингера, да пусть это останется лишь ее заботой!) - значит заниматься теологией, а не наукой, ритуалом, а не революцией. Обратите внимание, как мало понятие класса звучит у нынешних левацких максималистов, превратившихся в арьергард неолиберальной реакции! Это вовсе не случайно: об эмпирическом массовом пролетариате они ничего не желают знать, а если знают, то обнаруживают по отношению к нему лишь высокомерие и брезгливость - но никак не понимание закономерности его исторической эволюции и действительных интересов.
Ленинская партийная организация давно уже, в по- и послевоенную эпоху, распалась - будто на плесень и мед - на класс и на партноменклатуру, которые сейчас знать друг друга не хотят. И в этих условиях повторять Ленина - значит уподобляться глупому Феофилу, повторяющего великого Мюнхгаузена (я понимаю, что сравнение Ленина с Мюнхгаузеном не слишком удачно, но вы уже умные и вы отразили, что я хочу сказать).
Вот по этим причинам я бы Ленина изъял из массового пользования - как огнестрел из рук несмышленого ребенка. Но физически не могу. Увы.
Поэтому я очень пессимистично настроен по поводу его теоретического наследия: все самое ценное у Ленина - его нестандартное понимание диалектики (иное, чем у позднего Энгельса или Плеханова), его политическая гибкость, его чутье к исторической конкретике, его виртуозный анализ современных реалий и т.д. и т.п. - не востребовано левыми. А вот схемы ленинских рассуждений, которые самим ходом истории оторванны от общественной реальности - давно уже ими возведены в абсолют. И превращая таким образом Ленина в теоретическую мумию, левое движение мумифицировало себя. Началось это мумифицирование еще бравыми "диктатурщиками" в середине 80-х. Кто сейчас помнит о них? Никто. Что они оставили после себя? Ничего.
А вот Ленин остался - непонятый, изолганный, проклинаемый и обожествляемый.
И упрямо непримиримый с этим.
Но почему запретить? Потому что без изучения - связанного с изучением современности - повтор ленинских идей (их мумифицирование) равнозначно превращению их в пародию. А я слишком уважаю Ленина, чтобы согласиться с этим.
Ленин есть пролетарский революционер, в своей деятельности ориентировавшийся на рабочий класс промышленной эпохи. О том, как промышленный рабочий класс был уничтожен дважды, духовно и материально, в 20 веке - я уже писал ниже, не буду повторяться. Без оного имя Ленина, хоть и продолжает быть паролем левых, но оно не является их практической программой. Делать вид, что Россия - на пороге социалистической революции (а если не ее, то какой? буржуазной? то есть, простым гражданам предлагается таскать из огня каштаны в пользу господ навальных и ходорковских? об этом очень озабочена оппозиия Шредингера, да пусть это останется лишь ее заботой!) - значит заниматься теологией, а не наукой, ритуалом, а не революцией. Обратите внимание, как мало понятие класса звучит у нынешних левацких максималистов, превратившихся в арьергард неолиберальной реакции! Это вовсе не случайно: об эмпирическом массовом пролетариате они ничего не желают знать, а если знают, то обнаруживают по отношению к нему лишь высокомерие и брезгливость - но никак не понимание закономерности его исторической эволюции и действительных интересов.
Ленинская партийная организация давно уже, в по- и послевоенную эпоху, распалась - будто на плесень и мед - на класс и на партноменклатуру, которые сейчас знать друг друга не хотят. И в этих условиях повторять Ленина - значит уподобляться глупому Феофилу, повторяющего великого Мюнхгаузена (я понимаю, что сравнение Ленина с Мюнхгаузеном не слишком удачно, но вы уже умные и вы отразили, что я хочу сказать).
Вот по этим причинам я бы Ленина изъял из массового пользования - как огнестрел из рук несмышленого ребенка. Но физически не могу. Увы.
Поэтому я очень пессимистично настроен по поводу его теоретического наследия: все самое ценное у Ленина - его нестандартное понимание диалектики (иное, чем у позднего Энгельса или Плеханова), его политическая гибкость, его чутье к исторической конкретике, его виртуозный анализ современных реалий и т.д. и т.п. - не востребовано левыми. А вот схемы ленинских рассуждений, которые самим ходом истории оторванны от общественной реальности - давно уже ими возведены в абсолют. И превращая таким образом Ленина в теоретическую мумию, левое движение мумифицировало себя. Началось это мумифицирование еще бравыми "диктатурщиками" в середине 80-х. Кто сейчас помнит о них? Никто. Что они оставили после себя? Ничего.
А вот Ленин остался - непонятый, изолганный, проклинаемый и обожествляемый.
И упрямо непримиримый с этим.