Солидарны с друзьями из @KAK_est_daily: тема дачных забот (и еды 🍅) актуальна всегда, особенно когда на носу пятница и выходные! 😉
Forwarded from КАК ЕСТЬ daily
#нетповоданевыпить
23 июля в России отмечался День дачника, в этом году на вторник выпал. Наши друзья из Свердловского областного краеведческого музея прислали нам по этому случаю вот такой плакат 1943 года работы свердловского художника М. Радина, актуальный на все времена. Ну и отпраздновать, конечно, никогда не поздно, на даче или где угодно.
23 июля в России отмечался День дачника, в этом году на вторник выпал. Наши друзья из Свердловского областного краеведческого музея прислали нам по этому случаю вот такой плакат 1943 года работы свердловского художника М. Радина, актуальный на все времена. Ну и отпраздновать, конечно, никогда не поздно, на даче или где угодно.
#Насущное... Друзья, а где вы предпочитаете смотреть познавательные видео (кружочки и сторис не в счет 😄)?
Anonymous Poll
77%
YouTube и только YouTube!
9%
видео ВКонтакте (он же VK. Video)
2%
Дзен – очень даже 👍
2%
RuTube вполне хорош
11%
нигде, равнодушен к видео
0%
пишу ответ в комментах 👇
🎬 95 лет со дня рождения кинорежиссера, актера, писателя, сценариста Василия Шукшина – самый обсуждаемый в эти дни юбилей в культурных медиа!
И хоть вы наверняка знаете, что милее всего на свете Василию Макаровичу был родной Алтай, мы не могли не найти уральский след в его судьбе и творчестве!
⚡ВАСИЛИЙ ШУКШИН И УРАЛ
🔸️ Принципиально не стал уральцем
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК и получил распределение... в Свердловск. Однако проявил смелость предпочел остаться в Москве. Об отказе ехать на Урал в феврале 1961 года Шукшин рассказал в письме гендиректору «Мосфильма» Владимиру Сурину.
🔸️ Предсказалчудо на кукурузном поле 😊
В копилку не самых радужных впечатлений о нашем регионе вошла и аварийная посадка самолета в Свердловске, которую Василий Шукшин вспоминал в набросках, опубликованных уже после его смерти:
Один разок я имел удовольствие испытать нечто похожее на смертный испуг. Летел из Новосибирска в Москву, в Свердловске посадка на сорок минут. Снижаемся. Вот уж земля рядом, вот уж бетонная полоса летит назад… А толчка желанного все нет. Как потом объяснили знающие люди, пилот «промазал». Наконец толчок, а потом нас начинает швырять из стороны в сторону так, что послышался зубовный стук и скрежет. Один храбрец, сосед мой, не пристегнулся ремнем, его бросило ко мне на колени, он боднул меня лысой головой, потом очутился у нас в ногах. Потом мы стали. Первые, кто опомнился, глянули в иллюминатор и обнаружили, что мы на картофельном поле.
Этот эпизод вошел в рассказ 1967 года «Чудик», где жесткое приземление на картофельном поле – лишь одно из бедствий Чудика в его уральском путешествии.
🔸️ Мыслил Урал как место, где «сажают всех»
Речь, конечно, вновь о промежуточной посадке самолета в Свердловске — и раннем рассказе «Сельские жители» (1962), где герои преодолевают на пути в Москву Урал — своего рода фильтрационный пункт на границе между европейской частью России и Сибирью.
🔸️ Противопоставлял Уралу родную и близкую Сибирь
В повести «Там, вдали» (1966) героиня Ольга возвращается на родину: «А потом поедем. Будут мелькать деревеньки, маленькие полустанки… Будут поля, леса… Урал проедем. Потом пойдет наша Сибирь…». А в романе «Любавины» главный герой, распределенный в Сибирь учитель Юрий проходит даже типичный «ритуал» уральских туристов: «Перевалили Урал… Когда проезжали столб «Европа – Азия», крики «ура», смех, шутки».
🔸️ Периодически упоминал уральские топонимы в прозе
Уральские топонимы фигурируют еще в ряде произведений Шукшина:
Златоуст – в рассказе «Выбираю деревню на жительство» (1973), безымянная «одна какая-то маленькая станция, еще за Уралом» — в рассказе «Алеша Бесконвойный» (1973), Верхотурье и Верхотурский подъем – в киноповести «Печки-лавочки» (1969).
📌 Подобрали в фондах @uole_museum пару экспонатов, которые связывают Василия Шукшина и Урал:
▪️ Программа спектакля Свердловского театра драмы «Энергичные люди» (сатирическая комедия в двух частях). Автор пьесы – лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Василий Шукшин. Типография издательства «Уральский рабочий». Свердловск. 1986 год.
▪️ Почтовый конверт с портретом Василия Шукшина. Художник Л. Кузьмов. 22 февраля 1989 года. Пермская фабрика Гознака. Пермь.
Из коллекции геолога, палеонтолога, дарителя музея Владимира Козлова.
Из фондов @uole_museum.
❓ А какое ваше любимое произведение Василия Шукшина?
#коллекцияСОКМ
И хоть вы наверняка знаете, что милее всего на свете Василию Макаровичу был родной Алтай, мы не могли не найти уральский след в его судьбе и творчестве!
⚡ВАСИЛИЙ ШУКШИН И УРАЛ
🔸️ Принципиально не стал уральцем
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК и получил распределение... в Свердловск. Однако проявил смелость предпочел остаться в Москве. Об отказе ехать на Урал в феврале 1961 года Шукшин рассказал в письме гендиректору «Мосфильма» Владимиру Сурину.
🔸️ Предсказал
В копилку не самых радужных впечатлений о нашем регионе вошла и аварийная посадка самолета в Свердловске, которую Василий Шукшин вспоминал в набросках, опубликованных уже после его смерти:
Один разок я имел удовольствие испытать нечто похожее на смертный испуг. Летел из Новосибирска в Москву, в Свердловске посадка на сорок минут. Снижаемся. Вот уж земля рядом, вот уж бетонная полоса летит назад… А толчка желанного все нет. Как потом объяснили знающие люди, пилот «промазал». Наконец толчок, а потом нас начинает швырять из стороны в сторону так, что послышался зубовный стук и скрежет. Один храбрец, сосед мой, не пристегнулся ремнем, его бросило ко мне на колени, он боднул меня лысой головой, потом очутился у нас в ногах. Потом мы стали. Первые, кто опомнился, глянули в иллюминатор и обнаружили, что мы на картофельном поле.
Этот эпизод вошел в рассказ 1967 года «Чудик», где жесткое приземление на картофельном поле – лишь одно из бедствий Чудика в его уральском путешествии.
🔸️ Мыслил Урал как место, где «сажают всех»
Речь, конечно, вновь о промежуточной посадке самолета в Свердловске — и раннем рассказе «Сельские жители» (1962), где герои преодолевают на пути в Москву Урал — своего рода фильтрационный пункт на границе между европейской частью России и Сибирью.
🔸️ Противопоставлял Уралу родную и близкую Сибирь
В повести «Там, вдали» (1966) героиня Ольга возвращается на родину: «А потом поедем. Будут мелькать деревеньки, маленькие полустанки… Будут поля, леса… Урал проедем. Потом пойдет наша Сибирь…». А в романе «Любавины» главный герой, распределенный в Сибирь учитель Юрий проходит даже типичный «ритуал» уральских туристов: «Перевалили Урал… Когда проезжали столб «Европа – Азия», крики «ура», смех, шутки».
🔸️ Периодически упоминал уральские топонимы в прозе
Уральские топонимы фигурируют еще в ряде произведений Шукшина:
Златоуст – в рассказе «Выбираю деревню на жительство» (1973), безымянная «одна какая-то маленькая станция, еще за Уралом» — в рассказе «Алеша Бесконвойный» (1973), Верхотурье и Верхотурский подъем – в киноповести «Печки-лавочки» (1969).
📌 Подобрали в фондах @uole_museum пару экспонатов, которые связывают Василия Шукшина и Урал:
▪️ Программа спектакля Свердловского театра драмы «Энергичные люди» (сатирическая комедия в двух частях). Автор пьесы – лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Василий Шукшин. Типография издательства «Уральский рабочий». Свердловск. 1986 год.
▪️ Почтовый конверт с портретом Василия Шукшина. Художник Л. Кузьмов. 22 февраля 1989 года. Пермская фабрика Гознака. Пермь.
Из коллекции геолога, палеонтолога, дарителя музея Владимира Козлова.
Из фондов @uole_museum.
❓ А какое ваше любимое произведение Василия Шукшина?
#коллекцияСОКМ
ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКСПОЗИЦИИ
«ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ УРАЛА»
⏰ 28 июля (воскресенье), 14:00
📍 Музей истории и археологии Урала (Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10)
💰 400 руб. (полный, пенсионеры, студенты), 150 руб. (школьники)
💳 можно по Пушкинской карте
Экскурсанты совершат путешествие на тысячи лет назад, когда в эпоху раннего палеолита (период наступления и отступления ледников) человек начал проникать на Урал.
Например, экскурсанты увидят навершие жезла в виде головы белки из талькохлорита – единственное изображение белки, найденное в Северной Евразии. Скульптуру датируют эпохой неолита – энеолита. Ее выполнили методом резьбы, шлифовки и сверления каменными орудиями.
Она поступила в музей в 1903 году от основателя УОЛЕ Онисима Клера.
🔎 Подробнее об экспозиции и экскурсии читайте на сайте!
👉 Больше событий – на @uole_museum!
#афишаСОКМ
#Музей_истории_и_археологии_Урала
«ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ УРАЛА»
⏰ 28 июля (воскресенье), 14:00
📍 Музей истории и археологии Урала (Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10)
💰 400 руб. (полный, пенсионеры, студенты), 150 руб. (школьники)
Экскурсанты совершат путешествие на тысячи лет назад, когда в эпоху раннего палеолита (период наступления и отступления ледников) человек начал проникать на Урал.
Например, экскурсанты увидят навершие жезла в виде головы белки из талькохлорита – единственное изображение белки, найденное в Северной Евразии. Скульптуру датируют эпохой неолита – энеолита. Ее выполнили методом резьбы, шлифовки и сверления каменными орудиями.
Она поступила в музей в 1903 году от основателя УОЛЕ Онисима Клера.
🔎 Подробнее об экспозиции и экскурсии читайте на сайте!
👉 Больше событий – на @uole_museum!
#афишаСОКМ
#Музей_истории_и_археологии_Урала
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
А в сторис @uole_museum сегодня и завтра смотрите, чем занимались гости вернисажа! 😉
Forwarded from Культура Урала | Новости
Работы уральских мастеров собрали на выставке в Доме Поклевских-Козелл.
В проекте «Огонь. Камень. Металл» участвуют мастера из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Черноисточинска и Златоуста – посетители увидят златоустовскую гравюру, нижнетагильский расписной поднос, камнерезные и ювелирные изделия, уральскую керамику.
Среди экспонатов – сани, расписанные по мотивам нижнетагильской лаковой росписи, кованый филин в натуральную величину, серия ювелирных изделий по мотивам городских зданий, кортик из коллекционной серии, разработанной при участии конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова с его автографом.
Выставка открыта до 25 августа 2024 года на Малышева, 46. (0+)
Культура Урала
В проекте «Огонь. Камень. Металл» участвуют мастера из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Черноисточинска и Златоуста – посетители увидят златоустовскую гравюру, нижнетагильский расписной поднос, камнерезные и ювелирные изделия, уральскую керамику.
Среди экспонатов – сани, расписанные по мотивам нижнетагильской лаковой росписи, кованый филин в натуральную величину, серия ювелирных изделий по мотивам городских зданий, кортик из коллекционной серии, разработанной при участии конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова с его автографом.
Выставка открыта до 25 августа 2024 года на Малышева, 46. (0+)
Культура Урала
📜 На днях историки и особенно — исследователи древнерусской истории – вспоминали знаковое событие, которое произошло 73 года назад...
26 июля 1951 года Новгородская археологическая экспедиция под руководством Артемия Арциховского нашла первую берестяную грамоту.
В собрании @uole_museum нет новгородских берестяных грамот, но древности из бересты в наличии 😉 О них в 1985 году А. Нестеров рассказал в статье «Берестяные рукописи Свердловского историко-революционного музея».
✍ Вот как об уральских берестяных древностях повествует автор:
Среди рукописей, хранящихся в Свердловском музее, значительный интерес представляют две, написанные на бересте. Первая из них — Молитвенник — упоминается практически во всех обзорах музейного собрания. Рукопись представляет собой небольшую
книжечку (размер 10x10,5 см) объемом 16 листов в картонном переплете XX века. Текст ее написан черными чернилами поздним полууставом.
<...>
В феврале 1981 года в музей поступила вторая рукопись на бересте — страннический «духовный паспорт» (именно он – на фото 👆).
Странничество, или бегунство, было одним из крайних направлений старообрядчества. До нас дошло сравнительно мало рукописных памятников, связанных с этой сектой. Именно поэтому находка нового страннического паспорта представляет особый интерес.
Одним из основных догматов странничества, возникшего в конце XVIII века, было полное отречение от мира, под которым понималась существующая система общественных отношений. Отречение от мира имело и формальную сторону. Одним из этапов перехода в странничество было уничтожение официальных документов: паспорта или другого вида на жительство (те, у кого такого документа не было, предварительно оформляли его). Только после этого над новообращенным совершался обряд нового крещения. Уничтоженный документ заменялся странническим «духовным паспортом», пародирующим временный паспорт, который помещик выдавал оброчным крепостным. Тексты страннических паспортов
представляют собой образцы народных сатирических произведений, написанных, как правило, силлабическим стихом.
Музейный экземпляр страннического паспорта представляет собой прямоугольный кусок бересты со следами сгиба посередине
(размер 16x11 см). Текст написан черными чернилами полууставом,
стилизованным под XVII век.
На оборотной стороне паспорта оттиснуты лицевая и оборотная
стороны страннического креста. Здесь же находятся подписи лиц,
заверивших паспорт: «Иоан», «Полуихт», сделанные поздним полууставом, а также (в перевернутом положении по отношению к тексту паспорта) запись почерком, близким к скорописи конца XVIII века: «Старца Артемья», «Висимского мещенина», «7310 май. 9». Начало XIX века — время распространения странничества из Европейской России на Урал и в Сибирь. Поэтому нам кажется, что указанная на «паспорте» дата (1802 год) приблизительно соответствует времени возникновения документа.
Видимо, в страннической среде существовал сравнительно устоявшийся текст подобного «духовного паспорта». В известных опубликованных паспортах в разном порядке повторяются с небольшими вариациями одни и те же вирши. Подобные стихи свойственны для всего круга страннической литературы; большое значение в них, как и в странническом паспорте, придается доказательству того, что необходимо принимать странников и поддерживать странничество. Отдельные строки совпадают дословно.
📌 На снимках – паспорт, написанный на бересте, выданный старообрядцу в ските. 1802 год.
Из фондов @uole_museum.
#день_в_истории
#коллекцияСОКМ
26 июля 1951 года Новгородская археологическая экспедиция под руководством Артемия Арциховского нашла первую берестяную грамоту.
В собрании @uole_museum нет новгородских берестяных грамот, но древности из бересты в наличии 😉 О них в 1985 году А. Нестеров рассказал в статье «Берестяные рукописи Свердловского историко-революционного музея».
✍ Вот как об уральских берестяных древностях повествует автор:
Среди рукописей, хранящихся в Свердловском музее, значительный интерес представляют две, написанные на бересте. Первая из них — Молитвенник — упоминается практически во всех обзорах музейного собрания. Рукопись представляет собой небольшую
книжечку (размер 10x10,5 см) объемом 16 листов в картонном переплете XX века. Текст ее написан черными чернилами поздним полууставом.
<...>
В феврале 1981 года в музей поступила вторая рукопись на бересте — страннический «духовный паспорт» (именно он – на фото 👆).
Странничество, или бегунство, было одним из крайних направлений старообрядчества. До нас дошло сравнительно мало рукописных памятников, связанных с этой сектой. Именно поэтому находка нового страннического паспорта представляет особый интерес.
Одним из основных догматов странничества, возникшего в конце XVIII века, было полное отречение от мира, под которым понималась существующая система общественных отношений. Отречение от мира имело и формальную сторону. Одним из этапов перехода в странничество было уничтожение официальных документов: паспорта или другого вида на жительство (те, у кого такого документа не было, предварительно оформляли его). Только после этого над новообращенным совершался обряд нового крещения. Уничтоженный документ заменялся странническим «духовным паспортом», пародирующим временный паспорт, который помещик выдавал оброчным крепостным. Тексты страннических паспортов
представляют собой образцы народных сатирических произведений, написанных, как правило, силлабическим стихом.
Музейный экземпляр страннического паспорта представляет собой прямоугольный кусок бересты со следами сгиба посередине
(размер 16x11 см). Текст написан черными чернилами полууставом,
стилизованным под XVII век.
На оборотной стороне паспорта оттиснуты лицевая и оборотная
стороны страннического креста. Здесь же находятся подписи лиц,
заверивших паспорт: «Иоан», «Полуихт», сделанные поздним полууставом, а также (в перевернутом положении по отношению к тексту паспорта) запись почерком, близким к скорописи конца XVIII века: «Старца Артемья», «Висимского мещенина», «7310 май. 9». Начало XIX века — время распространения странничества из Европейской России на Урал и в Сибирь. Поэтому нам кажется, что указанная на «паспорте» дата (1802 год) приблизительно соответствует времени возникновения документа.
Видимо, в страннической среде существовал сравнительно устоявшийся текст подобного «духовного паспорта». В известных опубликованных паспортах в разном порядке повторяются с небольшими вариациями одни и те же вирши. Подобные стихи свойственны для всего круга страннической литературы; большое значение в них, как и в странническом паспорте, придается доказательству того, что необходимо принимать странников и поддерживать странничество. Отдельные строки совпадают дословно.
📌 На снимках – паспорт, написанный на бересте, выданный старообрядцу в ските. 1802 год.
Из фондов @uole_museum.
#день_в_истории
#коллекцияСОКМ
А_Г_Нестеров_Берестяные_рукописи_в_собрании_Свердловского_историко.pdf
375.6 KB
🔎 Хотите полностью прочесть текст на обеих сторонах паспорта и узнать подробнее про второй берестяной артефакт в коллекции @uole_museum?
Вот оригинальный текст статьи! 👀
Вот оригинальный текст статьи! 👀
🛍 110 лет назад этот эффектный мужчина отметил бы вчера профессиональный праздник – День работника торговли!
📌 Федор Шмаков, приказчик в магазине Торгового дома «Братья Агафуровы». Фото Николая Введенского. Екатеринбург. 1910-е годы.
Из фондов @uole_museum.
❓Друзья, а хотите подробнее узнать, чем выгодно отличались агафуровские приказчики и почему вообще Торговый дом братьев Агафуровых был впереди Урала всего и предвосхитил многие бизнес-находки XXI века?
Ставьте ❤ — если соберем хотя бы 15 реакций, подготовим отдельный лонгрид про торговую империю Агафуровых!
#коллекцияСОКМ
📌 Федор Шмаков, приказчик в магазине Торгового дома «Братья Агафуровы». Фото Николая Введенского. Екатеринбург. 1910-е годы.
Из фондов @uole_museum.
❓Друзья, а хотите подробнее узнать, чем выгодно отличались агафуровские приказчики и почему вообще Торговый дом братьев Агафуровых был впереди Урала всего и предвосхитил многие бизнес-находки XXI века?
Ставьте ❤ — если соберем хотя бы 15 реакций, подготовим отдельный лонгрид про торговую империю Агафуровых!
#коллекцияСОКМ