Союз композиторов России
9.45K subscribers
2.48K photos
88 videos
6 files
1.65K links
Композиторам — сочинять музыку
Слушателям — слышать и понимать музыку.

Приемная для вопросов: @forcomposersbot

Издается в «Суть медиа»
加入频道
Cоветы композитора: как использовать разные приемы, с чего начинать оркестровку, как работать с мелодией.

Чьи советы
Это из заметок Антона Танонова, композитора и завкафедрой композиции Петербургской консерватории. Он пишет симфонии, музыку для кино и мюзиклов. Заметки выходят почти каждый день.

Что в советах
Как использовать струнные, как написать контрапункт, что такое «контржанр», с чего начать аранжировку номеру и как создавать эффект эха.

Советов еще много
Мы выбрали несколько для знакомства, посмотрите на странице композитора в ВК остальные: про амплификации и обработку звуковыми эффектами, искусство гармонизации мелодический мысли, упражнения в анализе музыки, искусственный интеллект в современной музыке.
Мысль в статье такая: мы слышим Прокофьева несовременно. Что не так — почитайте в материале.

Мы привыкли к тому, как звучат великие композиторы — можем слушать и не замечать, что восприятие их музыки поменялось. Критик Богдан Королек рассказывает, что мы не замечаем, когда слушаем композитора сегодня.

Почему Прокофьев все же не авангардист, что на самом деле роднит его с главными классиками, какие произведения исполняют сейчас и почему, а какие — нет; о том, как Прокофьев интересно сочинял темы и как они дальше жили в его музыке.

В конце — список произведений для внимательного прослушивания, в него вошла и малоизвестная музыка.

→ Статья небольшая, хватит 10—15 минут, читайте на сайте журнала «Музыкальная жизнь».
В Калиниграде есть улица Вагнера, которая названа в честь Вагнера, но другого.

Зачем приехал в город
Тот самый Вагнер приехал в город 1836 году вслед за артисткой Миной Планер. Он умолял ее выйти за него и спустя несколько месяцев они поженились в Трагхаймской кирхе.

Скорый отъезд
Мине часто приходилось иметь дело с кредиторами, ей надоело, и спустя год после женитьбы она сбежала с местным бизнесменом. Карьера Вагнера в городе не складывалась, долги росли и в 1837 году Вагнер уехал.

Улица Вагнера
Есть такая. Одна из немногих сохранила свое немецкое название после войны, но была названа в честь хирурга Альберта Вагнера, который открыл рядом свою больницу в середине 19 века.

Места Вагнера
Трагхаймская кирха была разрущена во время войны и разобрана в пятидесятые годы. сейчас на ее месте находится двор жилого дома №13 на улице Соммера.

Дом, в котором жили Вагнер и его жена, был уничтожен во время бомбежки вместе с искусным памятным барельефом. Он находился на Штайндамме — Ленинском проспекте.
Пока только поручение разобраться в вопросах и создать предложения, но все равно радостно

Что произошло
Президент 31 мая подписал список поручений по итогам общения с молодыми деятелями культуры. Вот те, что влияют на жизнь композиторов:

Минкультуры до 1 сентября готовит с нами предложения о создании «системы государственной поддержки творческой деятельности профессиональных композиторов».

Минпромторг до 1 сентября рассматривает вопрос о внесении в классификатор видов экономической деятельности —
творческую деятельность композиторов.

Что дает дополнение в классификатор?
Юрист Союза предположил, что благодаря дополнению можно будет указывать в ИП, что вы композитор. По идее, станет проще получать субсидии, льготы и быть определеннее для государства. Это законодательная база для будущих решений.
Микро-курс «Знакомство с композиторами»: что важно знать про Орфа?

Особенности музыки
Его музыка кажется чем-то древним, потому что вместо закрученных гармоний он использует средневековые лады и монодии — одноголосносие и сопоставление этих голосов. Считал, что именно сложность приемов погубит музыку поэтому его главная фишка - простота. Акцент на двух вещах: ритме и слове.

Как он использует слово в музыке
• скандирует — задает ритм, но без определенной высоты
• вставляет разговорную речь
• псалмодирует — распевает слово как на одной ноте, так и с мелодией
Он даже писал целые «речевые арии», в которых нет как-таковой мелодии, и пения, но есть певческая декламация.

Что ещё он написал кроме «Кармины Бураны»
Сценические кантаты «Катулли кармина» и «Триумф Афродиты» вместе с «Кармина Бурана» составляют триптих «Триумфы». Еще он работал с античными трагедиями «Антигона», «Эдип-тиран», «Прометей». Писал музыкальные сказки и мистерии.

Послушайте отрывки из них в нашем плейлисте в ВК
Подкаст: Как Орф задал тон эпичной музыке для кино своей кантатой «Кармина Бурана»

→ Коротко: Анна Виленская рассказывает про главное детище Орфа — «Кармину Бурану», как она построена, почему стала такой популярной, а так же немного про самого композитора и его методику преподавания. Спойлер: там учатся играть на самодельных инструментах, используют тело как барабан и всячески развлекаются в импровизации.
Почему «Кармина Бурана» так популярна
В этом эпизоде рассказываем про «Кармину Бурану»: почему её начало «O Fortuna» знают все

0:30 Орф — «человек вне времени». Почему нам трудно причислить его к какому-то конкретному стилю, и в чем особенности его произведений.

3:35 Про «o, fortuna»: какие музыкальные приемы он использует, что роднит Орфа с авангардистами, при чем тут средневековье.

8:12 Как «Кармина Бурана» задала стиль музыке для кино: теперь похожие вещи пишут для особо эпичных моментов. Сравниваем с саундтреком из аниме «Тетрадь смерти». У них очень много общего!

10:15 Секрет успеха: как построена «O, Fortuna», почему это отличный маркетинговый ход в музыке.

11:04 Другие номера кантаты, настоящий, добротный неоклассицизм. Какие инструменты он использует? Спойлер: очень много очень разных, особенно ударных.

13:57 «Оркестр Орфа» — это какой? Зачем он придумал оркестр с шумелками-гремелками, как использует их в своей методике. Кстати, эта методика не очень-то академическая, непривычная для многих, но она становится все более популярной.
Альбом с советскими авангардистами второй волны — одна из симфоний раньше не издавалась

Что в альбоме
Камерные симфонии второго авангарда: Каретников, Денисов, Корндорф. Первая симфония Каретникова публикуется впервые.

Почему симфония — «камерная»?
Это реакционная придумка 20 века. От обычной симфонии она отличается меньшим оркестром, длительностью, а иногда и меньшим количеством частей. Для нее важны психологизм или интеллектуализм содержания и поиски новых средств выразительности.

Что интересного в музыке?
«Confessiones» Корндорфа: В финале — очень интересный переход от инструментов к голосу и завершение симфонии. Вместе с началом создает как бы кольцевую композицию, но не прямым цитированием, а отсылкой к вступлению.

Камерная симфония № 1 Каретникова: написана в додекафонной технике, но композитор игнорирует правило не повторять звуки серии. Так внутри симфонии появляются мотивы — ячейки додекафонной серии, вспыхивают, гаснут и сменяют друг друга.

ВК, Spotify, Apple Music, Яндекс, Deezer
Нашли великолепную пластинку 1979 года с речами композитора

Отрывки из интервью и выступлений с 1941 по 1973 год. Лучше слушать в наушниках, потому что голос не всегда звучит четко. Описали только главное — остальное послушайте.

О надежде в блокадном Ленинграде
Обращение композитора к ленинградцам через 8 дней после начала Блокады. 55 секунд. Спокойствие и сила.

Советы молодым композиторам
Разговор в 1955 году. О русской и советской музыке, о том, как сочинять, как изучать музыку, о программности и о критике.

О современной музыке
Как относится к современной музыке и что думает об исполнении своей музыки. В тот момент он третий раз был в Варшаве, поэтому еще рассказывает, как ему город. Мило.

О своей музыке и творчестве
Что такое личность в музыке, о сути 14 симфонии, о создании 15 симфонии, что такое творческий процесс, о методе, о роли его музыки в 20 веке, об опыте дирижирования, о его музыкальном стиле.

Apple Music, Spotify, Яндекс.Музыка, YouTube Music, ВК
Звучание каких инструментов вам ближе?

В опросе варианты самых популярных инструментов, но если вам нравится что-то другое, напишите в комментариях.

Композиторам: расскажите, есть ли инструменты, с которыми вам сейчас интереснее работать, почему именно они?

Исполнителям: это всегда тот инструмент, на котором вы играете или есть какие-то еще?

Слушателям: звучание какого инструмента приятнее слышать?
В Москве и Питере-то непросто, а как композиторам живется в регионах. Спрашиваем их.

Кто обсуждает
Мурат Кабардоков из Нальчика, Марк Булошников из Нижнего Новгорода и Михаил Гоголин из Вологды, гендир Союза Карина Абрамян. Вопросы задает популяризатор музыки Анна Виленская.

О чем будем говорить

• Об аудитории: cколько людей ходит на концерты в регионах, что это за люди
• Как устроена работа в местном Союзе: какую поддержку может получить композитор
• Есть ощущение, что на самом деле все в центре?
• Как решать проблему внутренней миграции в центр молодых?
• Сколько молодых композиторов и откуда они появляются?
• Есть ли в регионе местные музыкальные особенности?
• Почему наши собеседники остаются в регионе?
• Может ли сегодня композитор остаться в регионе? И где можно остаться, а где вообще ни души

Как подключиться
Чтобы работало, обновите телеграм и нажмите «вступить» наверху, когда начнется беседа. Если никогда не пользовались, посмотрите инструкцию.
Соната для скрипки и фортепиано Мартынова: помогаем в ней разобраться

О сонате
Она написана в додекафонной технике. Красота этих произведений в том, как умно и сложно они устроены. Идеальная структура — это и есть красота.

О Мартынове
До того как композитор написал эту сонату, он был одним из ведущих авангардистов, а сразу после — ушел в минималисты и больше к додекафонии не возвращался. Это одна из лучших работ Мартынова: он сам говорит, что ничего настолько сложного не писал.

Как слушать эту музыку
Здесь нет привычной красоты, содержания или программы, но есть эмоция — напряженная нежность. Чтобы услышать додекафонную серию, послушайте вторую часть сонаты. В ней Мартынов показал серию за счет повторов. Чтобы узнать больше о додекафонии, послушайте подкаст.

• На сайте Музыкальной академии есть статья с подробным музыкальным анализом того, что происходит в партитуре и интервью с Мартыновым о сонате.

ВК, Spotify, Apple Music, Яндекс, YouTube
Электронная музыка кажется очень современной, но на самом деле она появилась еще в 18 веке. Рассказываем.

Обзорный текст с главными вехами развития электронных инструментов до середины 20 века. Самые известные инструменты, как они появились и как были устроены.

Композитор и саунд-дизайнер Моника Миа рассказывает о том, как родилась электронная музыка, кто придумал соединить музыку и электричество, и какими были первые электроакустические инструменты.

Статью можно прочитать за 7 минут, но если внимательно смотреть видео, а потом еще и пойти читать что-то еще про эти инструменты, то это надолго.

https://telegra.ph/Kratkaya-istoriya-ehlektronnyh-muzykalnyh-instrumentov-06-20
Микро-курс «Знакомство с композиторами»: что важно знать про Кайю Саариахо?

Это один из самых значимых современных композиторов, она родом из Финляндии. Саариахо работает в разных жанрах и уже написала четыре оперы, ораторию, балет, камерную и симфоническую музыку, произведения для хора, электроакустические и смешанные сочинения, звуковые инсталляции. Рассказываем про ее музыку, как на нее повлияли спектралисты и что у нее послушать.
Особенности музыки
Саариахо сконцентрирована на работе с акустическими свойствами звука. Для нее первичен тембр, именно он порождает гармонию. Она часто дает возможность для импровизации исполнителю, оставляя такие пометки как вибрато и глиссандо. В них нет четкого обозначения, как именно они должны исполняться, но есть обозначение конечного результата и направления. Так, исполнитель остается довольно свободен в рамках произведения. Кроме этого, Саариахо использует много эмоциональных обозначений, чтобы задать направление движения и темп музыке. Очень важны названия произведений, в них выражена суть.

Ось «звук/шум»
Саариахо много писала о своем подходе к гармонии и тембру.
— «...В моей музыке я имею тенденцию связывать контроль тембра с контролем гармонии. Я использовала ось «звук/шум» для развития музыкальных фраз и более крупных форм и, таким образом, для создания внутреннего напряжения в музыке...»
Понятие оси «звук/шум» можно заменить созвучием и диссонансом.

В чем отличие от классической европейской музыки
Главное отличие музыки Саариахо от классической европейской традиции в том, что тембр функционирует вертикально, а гармония — горизонтально, тогда как в европейской музыке все наоборот. Гармония — вертикаль, тембр редко рассматривается отдельно, а за горизонталь берется мелодия. Что у европейских классиков: Есть вертикаль, основа, база — это гармония. Важна высота звуков, их сочетание и относительное расположение. Тембр — окраска. Какой именно инструмент играет не так важно. Горизонталь —мелодия, это линия, которая накладывается на гармонию. Мелодия обычно у сольного голоса. Они вместе создают музыку. Что у Саариахо: Основа — тембры и их сочетания, они как краски, на них уже накладывается гармония — горизонталь, а мелодия отходит на второй план.

Где и у кого она училась
Кайя Саариахо училась в академии Сибелиуса у известного авангардиста Пааво Хейнинена и осваивала додекафонную технику. Затем она начала пробовать себя в электронной музыке, познакомилась с французскими спектралистами, чьи идеи оказали на нее большое влияние. В ее музыке часто сочетаются компьютерные технологии и возможности живых инструментов

Визуальное в музыке
Ее музыка очень умозрительна: Саариахо часто пытается передать впечатление от увиденного в нотах, для нее важно сочетание звуковой краски и визуальной формы. Например, «Verblendungen» — «Ослепления» — для магнитофонной ленты и инструментального ансамбля были вдохновлены мазком кисти по бумаге, а страницы партитуры «The six japanese gardens» — «Шесть японских садов» — напоминают рисунки по фотографиям из ее поездки в Японию.

Первая опера Саариахо
Опера «L’amour de loin» — «Любовь издалека» — основана на средневековой истории о любви принца-трубадура Жофре Рюделя к прекрасной даме. Сам принц был реальной персоной и жил в 12 веке. Сохранилось несколько его песен к возлюбленной — графине Триполи, но все они о расставании. Одна из этих песен вошла в либретто. Премьера оперы прошла на Зальцбургском фестивале в постановке Питера Селларса.

Цикл «Через Море» — путешествие во времени при помощи музыки
Цикл «Oltra mar» — «Через Море» для оркестра и смешанного хора. У него интересная структура: части 1, 3, 5 и 7 рассказывают о море, о возникновении жизни. В этих частях хор поет без слов в оркестровой фактуре. Части 2, 4 и 6 названы: «Любовь», «Время» и «Смерть». «Любовь» написана на стихи арабского мистика 10 века Абу Саида, «Время» — фраза из книги нашего современника, писателя и либреттиста Амина Маалуфа, «Смерть» — отрывок из песни африканских пигмеев. Таким образом, море между этими частями будто переносит нас сквозь время и пространство.

Послушайте ее музыку в нашем плейлисте, а на сайте Саариахо много интересной информации о ее музыке, но она на английском.
Слышали прежде музыку Саариахо?
Anonymous Poll
20%
Да
80%
Нет (а теперь послушаю)